Научная статья на тему 'Компетентная педагогическая деятельность как фактор успешности обучения студентов в процессе обучения'

Компетентная педагогическая деятельность как фактор успешности обучения студентов в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сохранов Владимир Васильевич, Баранов Максим Владимирович, Баранова Екатерина Михайловна

В статье анализируются основные методологические, методические и технологические подходы к рассмотрению обозначенной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сохранов Владимир Васильевич, Баранов Максим Владимирович, Баранова Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентная педагогическая деятельность как фактор успешности обучения студентов в процессе обучения»

В.В. Сохранов, М.В. Баранов, Е.М. Баранова

КОМПЕТЕНТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье анализируются основные методологические, методические и технологические подходы к рассмотрению обозначенной проблемы.

Обоснование социально-педагогических предпосылок формирования у будущих педагогов необходимых в педагогической деятельности умений требует анализа значимости специально организованных педагогами вуза педагогических ситуаций, побуждающих будущих специалистов к осознанной коррекции поведения. Причем, ее направленность имеет положительный вектор развития - побуждает личность к творческому и самозначимому проявлению в учебной деятельности.

Анализ научных источников выявляет разнообразные методологические, методические и технологические подходы к рассмотрению обозначенной проблемы.

В нашем исследовании, исходя из системнодеятельностной, личностно-ориентированной, акмеологической и аксиологической методологии, сделана попытка рассмотрения педагогических аспектов, тем или иным образом влияющих на включение студентов в мобильное и компетентное самопроявление в процессе обучения.

Изучение структуры и содержания компетентного влияния педагогического действия на формирование необходимых в педагогической деятельности умений педагогов показывает существование детерминирующих и корректирующих факторов, влияние которых определяет меру его успешности в плане воздействия на качество обучения и саморазвитие личности студентов.

Среди них особую роль играет деятельность педагога, побуждающая студентов к игровому поведению, отражающему дидактическую норму и уровень личностных притязаний в будущем педагогическом действии.

Известно, что деятельность - динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности .

Тем самым, выявляется многозначность взаимосвязи игровой учебной деятельности в виде

интеллектуально-творческой учебной игры со структурой и содержанием взаимодействия педагога и студентов как способа существования и развития профессии и человека (В.А. Трайнев, С.А. Шмаков).

Методологические и теоретические основы проведенного исследования предопределяет следующую последовательность постановки и раскрытия проблемы: определение содержания понятия «педагогическая деятельность»; выявления целевой, структурной, содержательной и регулятивной значимости педагогического действия преподавателя педагогики для формирования необходимых в педагогической деятельности умений студентов в процессе игры.

Междисциплинарный анализ рассматриваемой взаимосвязи (В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин) позволил выделить классическое толкование педагогической деятельности, которая «представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленной человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе».

Принимая в целом данное понимание педагогической деятельности, мы, в ходе исследования, произвели уточнение ключевых понятий исследования. Наряду с понятиями «умения» рассмотрено толкование понятия «педагогическая деятельность». Так, педагогическая деятельность рассматривается в виде целенаправленного процесса нравственного взаимодействия педагога высшей педагогической школы со студентами для:

- информационного насыщения его личностной и педагогически значимой информацией;

- побуждения его к саморегулированию;

- соотнесения опыта педагогического и культурного развития и саморазвития человека с конкретной ситуацией педагогического становления личности специалиста в процессе игровой учебной деятельности.

© В.В. Сохранов, М.В. Баранов, Е.М. Баранова, 2009 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009

395

Данный подход к определению педагогической деятельности выявил значимость смыслообразующей характеристики (А.Н. Леонтьев) деятельности - цели для предмета исследования. Отметим, что целеполагание - проблемная позиция педагогического действия. Вариативность региональных подходов и недостаточная стабильность и четкость деятельности отдельных преподавателей вуза приводят к снижению роли воспитания в формировании необходимых в педагогической деятельности умений будущих педагогов. Как правило, речь идет об адаптационных действиях, побуждающих студентов к адекватному рефлексированию в процессе активного взаимодействия с преподавателем в конкретной игровой ситуации. В ходе работы найдена зависимость качества педагогического действия и готовности студентов к проявлению необходимых в педагогической деятельности умений.

В большинстве из наблюдаемых случаев, авторитарное побуждение студентов к проявлению необходимых в педагогической деятельности умений в учебной деятельности не давало желаемого результата. Исходя из индивидуальных и личностных особенностей, студенты включались в процесс обучения на адаптивном уровне. Авторитарность, как личностная и учебная особенность самореализации студентов и преподавателей, в целом не способствует формированию необходимых в педагогической деятельности умений, что соотносится с юношеским максимализмом и прагматизмом самовыражения большей части студентов.

Детерминирующее значение имело равно ответственное побуждение студентов к соотнесению социальной и педагогической значимости учебного действия и личностной мотивации проявления необходимых в педагогической деятельности умений в процессе игровой деятельности.

Равно ответственное состояние педагога и подопечного способствует их сонаправленному движению к педагогическому и личностно значимому результату, что приводит к ситуативному мобильному самопроявлению в той или иной учебной позиции.

Сравнительно-сопоставительный анализ обозначенной зависимости проявляет характерологические особенности формирования необходимых в педагогической деятельности умений будущих педагогов.

Одной из основных особенностей рассматриваемого процесса является проведение диагнос-

тических процедур, что соотносится с наличием диагностического потенциала в игровой деятельности личности. Причем, речь идет о системнодеятельной диагностике, сочетающей в себе возможность выявления в процессе обучения не только существа и особенностей проявления студентами необходимых в педагогической деятельности умений, но и отклонений в поведении будущего специалиста. Это взаимосвязано с тем, что, во-первых, студент ведет себя в учебной ситуации на максимальности проявлений (эмоциональных, интеллектуальных, позиционных), во-вторых, игра сама по себе особое «поле самовыражения» личности максимально приближенное к реальному учебному действию.

Обучение убедительно раскрывает в педагогах отношение к профессии, свидетельствует о том, что они могут быть деструктивно конфликтны.

Учебная деятельность студентов до сих пор основана на авторитарно-императивном процессе, рассчитанным на послушание, благоразумие, дисциплину. Студенты либо принимают «правила» этого процесса и приспосабливаются к нему, сдерживая личностные проявления, либо вступают в конфликт с педагогическими требованиями и установками. Отсюда преувеличенное внимание к методикам опроса, проверке, мерам снятия конфликтности, что преодолевается в ситуации педагогического сопровождения.

Учебная ситуация диагностична, и уже потому она есть «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Поскольку игровая деятельность представляет произвольное, обобщенное воспроизведение учебного действия, она для студентов привлекательна в силу удовлетворения желаемых, а не навязанных извне действий. Студенты в игре самодиагностируют свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаясь и само-утверждая себя.

Для этого им необходимо знать себя. Педагогическая организация взаимодействия со студентами в процессе изучения дисциплин педагогического цикла побуждает их к самопознанию и одновременно создает условия для проявления внутренней активности личности.

Для преподавателей вуза обучение - рациональный метод и технология диагностики готовности студентов к проявлению необходимых в педагогической деятельности умений еще и потому, что учебная ситуация - форма их творческого самовыражения в учебном действии. Извест-

но, игра наиболее объективно выявляет достоинства и проблемные моменты в проявлении интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений будущих педагогов друг с другом, их мотивацию и умения корректировать свои действия.

Правильно организованная диагностическая деятельность позволяет педагогу быть более продуктивным в рассматриваемом аспекте, если он обладает умениями интуитивного педагогического предположения о возможностях конкретного студента в учебной ситуации.

Большая часть преподавателей, обладающих указанным свойством, были более содержательны в педагогическом действии. Они разрешали возникающие социально-педагогические и собственно-дидактические задачи импровизационно и с проявлением устойчивого интереса к творческому действию студента. Наличие в деятельности педагогов интуитивности позволяет разрешать возникшие задачи проблемно и более активно соотносить личностный опыт обучения студентов в процессе интеллектуально-творческой ситуации в организации педагогического процесса с социально-педагогическими параметрами его проведения.

Таким образом, определение цели и качества педагогического действия определяет возможность перевода компетентного требования преподавателя высшей педагогической школы в умения студентов создавать учебные ситуации, соотносимые с содержанием процесса обучения. Нами установлена устойчивая корреляция личностной ориентированности, технологичности, целеполагания с интенсивностью обозначенного процесса.

Как известно, цель в педагогической ситуации может определяться многозначно. С одной стороны, исходя из соответствующих моделей организации интеллектуально-творческой ситуации. С другой - из возможностей участников педагогического процесса. Названные варианты целепо-лагания альтернативны. В ходе исследования признано более рациональное использование способа постановки цели, предполагающей выполнение двух педагогических действий: педагогической диагностики и определение модели организации педагогической ситуации в процессе обучения будущих педагогов и особенностей студентов.

Данный вариант целеполагания позволяет естественным образом соотнести все виды компетентности, которые присутствуют во взаимодей-

ствии преподавателя и студентов. В этом случае, преподаватель действует по технологии выражающейся в следующих действиях: «изучи алгоритм - следуй за... - выбери сам - осознай рациональность выбора - примени на практике -проанализируй ошибки сделанного».

Исследование показало эффективность данного способа целеполагания с точки зрения предмета нашего исследования. Педагогическая деятельность, основанная на системно-деятельностном, личностно ориентированном, акмеологи-ческом и аксиологическом подходах к целепола-ганию воспринимается большинством студентов как соучастие преподавателя в их обучении. Это позволило определить процесс определения цели в игровом действии, которая способствовала побуждению студентов к осмыслению значимости своих ролевых действий в процессе интеллектуально-творческой ситуации. Например, их целесообразности. Так, в одной из групп было необходимо подготовить психологический анализ этической беседы с учащимися 9-х классов. Отдельные студенты проводили традиционные 2 этапа данного КТД: информационное насыщение студентов и формирование модели возможного игрового действия.

Другие - пошли по более рациональному пути. В одном этапе КТД совмещалось вербальное и действенное приобщение студентов к технологии выполнения учебной ситуации. Это позволило более эффективно формировать опыт игровой деятельности в ситуации по анализу поведения учащихся. Данный и множество других примеров позволяет нам утверждать значимость целеполагания в эффективном влиянии педагогической деятельности на исследуемый процесс.

Как известно, любое педагогическое явление обладает определенной структурой, которая фактически проявляет его функциональную значимость. Так, с точки зрения В.И. Слободчикова и Н.А. Исаева деятельность выполняет четыре основных функции: результирующую; волевого усилия; саморазвития и соционического опредмечивания (оценку личностной приспособленности к условиям жизни). В проведенном исследовании был изучен характер влияния названных функций деятельности на исследуемый процесс.

Анализ обозначенной взаимосвязи позволяет сделать следующие выводы:

- наиболее значимой, с точки зрения исследуемого процесса, является функция «волевого

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009

397

усилия», являющаяся базовым компонентом проявления готовности студентов к проявлению необходимых в педагогической деятельности умений в процессе учебной деятельности;

- результирующая функция оказывает наиболее плодотворное влияние на взаимодействие компетентного действия преподавателя педагогики и влияния учебной деятельности студентов на формирование у них необходимых в педагогической деятельности умений. В этом аспекте она наиболее значима в высшем педагогическом образовательном учреждении. Ее реализация позволяет разрешить проблемы учебной аттестации студентов. Исследование выявило следующие особенности их текущей и итоговой аттестации: открытость, дифференцированность, гуманис-тичность и профессиональную направленность;

- любое компетентное действие преподавателя педагогических дисциплин является таковым в определенной пространственно-временной учебной ситуации. Изменение самой ситуации обучения, состава участников действия, его цели, задач, функции и содержания способствует возникновению вариативной ситуации, когда состояние достаточной готовности перерастает в состояние «не готовности». Снятие возникшего противоречия возможно в том случае, если педагогическая деятельность реализует функцию саморазвития, что особенно важно в собственно игровой педагогической подготовке студентов;

- функция эмоционально-ценностного опредмечивания личностного и учебного самовыражения студентов в обучении позволяет педагогу обеспечить достижение поставленной цели на основе установления адекватных ценностных отношений.

В проведенном исследовании, опираясь на работы Л.И. Божович, Л.П. Буевой, И.С. Кона, под эффективностью влияния компетентного действия педагога на формирование необходимых в педагогической деятельности умений студентов

в процессе интеллектуально-творческой ситуации понималось наличие общего поля отношений преподавателя и студентов в определенной направленности личностного саморазвития будущего специалиста. В нашем исследовании было выделено три вида направленности: досуговая, учебная и личностная. В ходе исследования выявлена корреляция опредмечивания образа «Я» в игре (К.К. Платонов) со всем видами компетентности. Это подтверждается исследованиями В.С. Мерлина, Д.Н. Узнадзе, в которых узнавание себя обозначено в качестве ведущей идеи личностной, социальной и профессиональной самореализации человека.

В ходе исследования мы использовали следующие уровни узнавания сущности ролевой позиции в учебной ситуации: внешнее и внутреннее. Первое имело в основном предметно-образное выражение. Так, например, при ситуационном моделировании поведения студентов на педагогической практике стереотип необходимого педагогического действия возникал у студентов в том случае, если они «узнавали» ранее известный алгоритм действия.

Второе рассматривалось нами как критерий прямого мотивационного отношения студентов к психолого-педагогическому анализу педагогической деятельности и наличие достаточного объема педагогического опыта для осуществления вариативного педагогического действия.

Библиографический список

1. Сохранов В.В., Лупанова Н.А., Груздо-ва О.Г. Игра в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста (научное издание). - Пенза: ПГПУ 2007. - 148 с.

2. Сохранов В.В., Лупанова Н.А., Стеняко-ва Н.Е. Особенности подготовки студентов к профессиональной деятельности в процессе изучения дисциплин педагогического цикла (научное издание). - Пенза: ПГПУ, 2007. - 148 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.