ГАСАНОВ МАГОМЕД АЛИЕВИЧ
д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ЭКОНОМИКУ АПК РЕГИОНА
Аннотация. В статье проанализировано устойчивое развитие производственной инфраструктуры как фактора эффективного развития аграрного комплекса региона. Рассмотрены вопросы совершенствования государственного управления инфраструктурой в условиях инновационных преобразований. Исследованы влияния производственной инфраструктуры на экономику АПК. Отмечается, что производственная инфраструктура, являясь составной частью аграрного сектора, обеспечивает региональную связанность, свободу передвижения граждан, способствует укреплению федеральных отношений, социально-экономическому развитию территорий, росту предпринимательской активности. С учетом этого сформулированы стратегические приоритеты качественного и бесперебойного функционирования производственной инфраструктуры в целях эффективного развития аграрного комплекса в условиях модернизационных преобразований. Результаты анализа свидетельствуют о взаимосвязанном и комплексном решении поставленных вопросов, что позволит обеспечить более эффективное развитие производственной инфраструктуры АПК в долгосрочной перспективе.
Ключевые слова: экономика, развитие, АПК, устойчивость, показатели, управление, инфраструктура, регион, аграрный сектор, влияние, оценка, исследование, эффективность, совершенствование, приоритеты.
GASANOV MAGOMED ALIYEVICH
Doctor of Economics, professor, leading researcher FGBUN "Institute for Social and Economic Research DSC RAS"
A STUDY OF THE IMPACT OF PRODUCTION INFRASTRUCTURE ON THE ECONOMY OF THE AIC OF THE REGION
Abstract. The manuscript analyzes consistent development of production infrastructure as a factor of effective development of the agrarian complex of the region. The issues of improving state management of the infrastructure in the conditions of innovative transformations have been discussed. The impact of the production infrastructure on the economy of the AIC has been studied. It is noted that the production infrastructure as a component of the agrarian sector provides for the regional connectivity, freedom of movement for citizens, promotes strengthening of federal relationships, social-economic development of territories, growth of entrepreneurial activity. Taking into account all of the above, strategic priorities of high quality and uninterrupted functioning of the production infrastructure have been formulated in order to effectively develop the agrarian complex in the conditions of modernization transformations. The results of the analysis give evidence that an integrated and complex solution of the issues raised will allow to provide for a more effective development of production infrastructure of the AIC in the long-term perspective. Keywords: the economics, development, the AIC, sustainability, indicators, management, infrastructure, a region, the agrarian sector, influence, an evaluation, a study, effectiveness, improvement, priorities.
Устойчивое развитие сельскохозяйственного производства региона, повышение уровня жизни сельского населения напрямую связаны с развитием производственной инфраструктуры, со строительством сети дорожно-транспортных коммуникаций как жизненно важных артерий экономики села. Исследование показало, что в тех районах АПК, которые неудовлетворительно обеспечены автодорогами, доля транспортных издержек в себестоимости сельскохозяйственной продукции достигает 30-35 %. В результате каждое такое «бездорожное» хозяйство несет большие потери. При этом скорость движения подвижного состава по грунтовым дорогам падает в 2-3 раза, а расход и износ шин увеличивается в 1,5-2 раза, себестоимость транспортной продукции возрастает 2-2,5 раза, уменьшается межремонтный пробег подвижного состава. При перевозке зерна по бездорожью потери его составляют примерно 3-5 %, растут простои и аварийность.
В Послании Президента России Федеральному Собранию РФ на 2016 год подчеркивается: «Считаю, что нужно проставить задачу национального уровня и к 2020 году полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием. Мы не только можем сами себя накормить с учетом своих земельных, водных, что особенно важно, ресурсов. Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания. Чтобы решить такие масштабные задачи, надо сосредоточить ресурсы на поддержке эффективного функционирования и развития экономики отраслей производственной инфраструктуры. Именно на таких принципах должна строиться государственная программа Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы"».
Недостаточный уровень развития производственной инфраструктуры РФ и ее регионов, несовершенство организации управления аграрного сектора наносят существенный ущерб экономике и населению, замедляя темпы импортозамещения продовольственных товаров. В связи с этим совершенствование управления отрасли является приоритетной задачей государственной политики. Производственно-инфраструктурный комплекс СКФО, являясь составной частью аграрного сектора, обеспечивает региональную связанность, свободу передвижения граждан, способствует укреплению федеральных отношений, социально-экономическому развитию территорий, росту предпринимательской активности. Автодорогами в Дагестане занято примерно 21,1 тыс. га земельной площади, что составляет около 1 % территории. В регионе много населенных пунктов, осуществляющих сообщение по дорогам с твердым покрытием с сетью автодорог общего пользования. В основном это сельские населенные пункты.
Концепция развития территорий республики и обеспечения любого сельского населенного пункта хотя бы одним производственно-автомобильным выходом на сеть дорог заслуживает внимания и одобрения. Недостаток хороших, качественных дорог вызывает материальные потери в регионе, главным образом при вывозе аграрной продукции, препятствует развитию производительных сил, сказывается также на социальном развитии села. Развитие экономики горных районов АПК предопределяет дальнейшее улучшение качества производственно-дорожной сети, особенно горных дорог и мостов, снижение стоимости дорожно-строительных работ и быстрейшую ликвидацию остатков бездорожья. Строительство автомобильных дорог между сельскохозяйственными населенными пунктами имеет не только экономическое, но и большое социальное значение.
Решение приоритетных задач регионов СКФО, в том числе и Республики Дагестан, возможно только на основе коренного реформирования деятельности производственной инфраструктуры. В настоящее время главное состоит в том, чтобы обеспечить финансирование этой отрасли, добиться того, чтобы автодороги, особенно в сельской местности, соответствовали экономическим и социальным потребностям. Без развития инфраструктуры АПК полноценная реализация национальных проектов невозможна.
На современном этапе переориентации экономики на рыночные отношения на первый план выдвигаются вопросы улучшения функционирования производственной инфраструктуры горных территорий в стратегии устойчивого развития сельскохозяйственного производства. Укрепление рыночных отношений происходит по пути формирования и развития смешанной экономики, где взаимодействуют рынок и государственное регулирование. Роль и масштабы последнего определяются как общим состоянием экономики, так и особенностями развития
аграрного сектора экономики региона. В совокупности они позволяют определить цели и задачи, а также формы и методы воздействия государства на те или иные сферы экономики АПК. Это в полной мере относится к производственной инфраструктуре, роль и значение которой неуклонно возрастает в ходе создания социально-экономических и организационных основ развития сельскохозяйственного производства. Производство продукции сельского хозяйства Республики Дагестан на начало 2015 года приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ производства продукции сельского хозяйства на начало 2015 года (во всех категориях хозяйств) [8, с. 288]
Объем производства продукции сельского хозяйства, в действующих ценах, млн рублей (оценка) Индекс сельскохозяйственного производства, в %, к началу 2014 года
Республика Дагестан 86508,6 108,7
Республика Ингушетия 5122,7 106,4
Кабардино-Балкарская Республика 34066,8 101,2
Карачаево-Черкесская Республика 22451,0 95,4
Республика Северная Осетия-Алания 25155,5 100,1
Чеченская Республика 14898,9 98,7
Ставропольский край 145976,9 108,1
Непременным условием комплексного развития производственной инфраструктуры горных территорий в экономическом развитии республики должно стать широкое развитие научных исследований, которые обеспечивают высокий уровень эффективности функционирования аграрного сектора Республики Дагестан. Повышение организационно-технического уровня производственной инфраструктуры непременно потребует создания специального фонда для финансирования актуальных научных исследований и разработок государственной поддержки для устойчивого развития горных районов АПК. Формирование региональной инфраструктурной политики требует совершенствования законодательной базы в этой области, разработки федеральных и региональных целевых программ по развитию производственной инфраструктуры, связанных с решением социально-экономических проблем сельскохозяйственного производства горных районов Дагестана.
Ввиду невозможности решения целого ряда насущных проблем инфраструктуры горных районов, в рамках традиционных методов управления целесообразна разработка и реализация республиканских программ развития отдельных ее составляющих в структуре отраслей экономики горных территорий АПК. Наряду с этим необходима разработка и реализация программы развития всего комплекса производственной инфраструктуры как в масштабе отдельного района, так и Республики Дагестан в целом. Реализация таких программ будет способствовать ускорению рыночных преобразований в отраслях производственной инфраструктуры горных территорий, созданию благоприятных условий для развития бизнеса, производства и экспорта инфраструктурных услуг, а значит, и развитию сельского хозяйства. Кроме того, откроются возможности эффективной интеграции района в региональную инфраструктурную систему, содействия реализации экспортного потенциала национальной инфраструктурной отрасли, надежного и эффективного инфраструктурного обеспечения экономических связей со странами СНГ, ближневосточного рынка и гарантированного использования их инфраструктуры для транспортировки внешнеторговых сельскохозяйственных потоков горных районов.
Появится также возможность координации действий всех ветвей и уровней власти, бизнеса, различных слоев дагестанского общества, обеспечения наиболее эффективного использования возможностей инфраструктуры в интересах социально-экономического развития регионов. В условиях стабилизации и подъема экономики значимость производственной инфра-
структуры страны и ее регионов постоянно возрастает. Растет ее вклад в обеспечение мобильности населения. Повседневное массовое использование видов инфраструктуры является одним из главных факторов становления нового качественного образа жизни. Развитие рынков товаров и услуг, малого и среднего бизнеса объективно расширяет сферу использования всей инфраструктуры, что обусловлено ее высокой адаптированностью к рыночным условиям и носит необратимый характер.
В первую очередь, должна быть обеспечена дорожно-инфраструктурная связанность горных территорий как в национальных границах, так и в региональном разрезе, исходя из возможности доступа к сети по подъездам с твердым покрытием практически для всех населенных пунктов горных районов, в которых проживает значительная часть населения; необходим учет стратегических интересов Дагестана, а именно: бесперебойное движение вне зависимости от сезонности и погодных условий; доведение транспортно-эксплуатационных качеств сельских дорог до уровня международных стандартов; повышение безопасности дорожного движения и сокращение числа происшествий по причине дорожных условий.
Одновременно должны быть созданы условия для строительства и эксплуатации сельских производственных дорог и искусственных сооружений на коммерческих началах с привлечением средств международных финансовых организаций и частных инвесторов. Необходимы также уточнения и изменения в существующей классификации дорог горных территорий АПК с соответствующим перераспределением ответственности за состояние и развитие автомобильных дорог между уровнями местного самоуправления, новыми собственниками, в том числе с учетом проводимой административной реформы и реформы органов местного самоуправления, возможностей финансирования содержания и развития дорог, реальных темпов и пропорций развития коммерческого сегмента дорожного хозяйства аграрного сектора.
Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, население) в декабре 2014 года в действующих ценах, по расчетам, составил 7 921,5 млн рублей, в январе-декабре 2014 года оценивается в 86 508,6 млн рублей в действующих ценах и составил 108,7 % (в том числе растениеводства — 110,9 %, животноводства — 107,1 %) к соответствующему периоду 2013 года против 105,8 % в январе-декабре 2013 года (табл. 2) [8, с. 55].
Таблица 2
Объем продукции сельского хозяйства по всем видам деятельности
Январь-декабрь 2014 года, млн рублей Январь-декабрь 2014 года в % к январю-декабрю 2013 года Справочно: январь-декабрь 2013 года в % к январю-декабрю 2012 года
Валовая продукция сельского хозяйства - всего, 86508,6 108,7 105,8
в том числе: растениеводства 7016,7 110,8 110,2
животноводства 49491,9 107,1 102,9
Социально-экономическая основа проводимых реформ заключается в переводе финансирования развития и содержания автомобильных дорог горных территорий, включая муниципальные дороги, на механизмы, в основу которых положен принцип «пользователь платит». На первом этапе должен быть осуществлен пересмотр бюджетных полномочий и установлены источники финансирования дорожного хозяйства по уровням бюджетной системы. С учетом недостаточного объема сборов пользовательских налогов для финансирования наиболее крупных и значимых дорожных объектов на первом этапе потребуется привлечение дополнительных бюджетных источников.
Особенно остро стоит проблема обеспечения связью горных и труднодоступных районов, так как их эффективное освоение, рост сельскохозяйственного производства возможны лишь в результате интенсивного развития и строительства автомобильных дорог. Это тем более важно, потому что здесь слабо развиты или совсем отсутствуют другие виды транспорта. Для
нашего региона горных территорий АПК актуально решение задачи создания опорной дорожной сети и обеспечения круглогодичного выхода на нее большинства населенных пунктов путем строительства подъездных дорог. В таких районах с перспективным развитием аграрного сектора экономики предъявляются повышенные требования к формированию местной автодорожной сети в целях решения задачи по созданию автодорожных подъездов с твердым покрытием ко всем сельским населенным пунктам Дагестана.
Необходимо предусмотреть ускоренное строительство и опорной сети магистральных автомобильных дорог, расширение строительства путей сообщения в сельской местности, улучшение качества строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и осуществление необходимых мер по повышению безопасности движения. Поэтому направление дальнейшего строительства сети благоустроенных автомобильных дорог должно соединить все перспективные сельские населенные пункты региона, что необходимо и для полного удовлетворения потребностей хозяйства и населения в перевозках продукции.
Весьма наглядна связь дорожной инфраструктуры с отраслями АПК. Неудовлетворительное развитие объектов дорожной инфраструктуры ведет к существенным потерям выращенной продукции горных районов, что уменьшает конечную продукцию АПК, значительно сужает возможности удовлетворения потребностей населения, тогда как развитие инфраструктуры (в первую очередь автодорожной сети) создает благоприятные условия для эффективного развития аграрного сектора экономики, что является одним из важных приоритетов его интенсификации на современном этапе.
Действующая в настоящее время система государственного регулирования в отрасли инфраструктуры недостаточно эффективна и нуждается в реформировании в направлении, отвечающем стоящим перед регионом задачам и особенностям развития сложившегося в аграрном комплексе региона. При этом надо иметь в виду обстоятельства формирования отрасли, связанные с ломкой отживших экономических и социальных отношений, ошибками приватизации и либерализации экономики, недостаточным обеспечением проводимых реформ. В то же время следует учесть, что все еще отсутствует механизм экономической и социальной стабильности, а это резко снижает управляемость хозяйственными процессами импортозамеще-ния и развития аграрного сектора экономики.
Обеспечить реализацию направлений развития инфраструктурного комплекса позволит разумная инвестиционная политика, предусматривающая участие государства в финансировании в первую очередь тех инфраструктурных объектов АПК, которые имеют особую государственную значимость. При этом важно наращивать инвестиционный потенциал как за счет самих предприятий и объектов аграрного комплекса, так и частных инвесторов. Исследование и прогнозирование производственной инфраструктуры в условиях импортозамещения и подъема экономики аграрного сектора в Дагестане следует вести комплексно как одно целое, имеющее единое функционально-целевое назначение, включающее развитие всех составляющих инфраструктуры и смежных производств.
Одно из приоритетных направлений совершенствования производственной инфраструктуры — усиление комплексности, переход к взаимосвязанной системе прогнозных расчетов. Это служит основой и инструментом реализации программы развития комплекса аграрного сектора в целом. Дальнейшее существование этой отрасли экономики зависит от того, насколько быстро будут приняты меры для обеспечения условий ее устойчивого функционирования в условиях импортозамещения продовольствия. Формирующиеся рыночные механизмы должны сыграть существенную роль в структурной перестройке экономики АПК регион, в результате которых составляющие производственной инфраструктуры наряду с прочими вторичными и третичными секторами экономики (обрабатывающая промышленность, строительство, интеллектуальная деятельность) займут одну из ведущих экономических основ сельскохозяйственного производства.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости увеличения объемов капвложений в развитие производственной инфраструктуры на территории Северного Кавказа с целью выравнивания уровней развития и обеспеченности основными фондами инфраструктуры. Данные анализа полезны региональным органам управления АПК для разработки и реализации инвестиционных программ развития инфраструктуры с учетом интересов импортозамещения
всех слоев аграрного сектора как в производственной, так и в социальной сферах экономики в условиях импортозамещения продовольственных товаров и развития рыночных механизмов, важны для разработки основных положений концепции развития объектов производственной инфраструктуры.
Необходимость проведения эффективной и целенаправленной государственной политики в сфере производственно-дорожной инфраструктуры сельских территорий продиктована временем. Стратегической целью ее проведения должно стать формирование такой системы дорожной инфраструктуры, которая бы гарантированно удовлетворяла социальные, экономические и другие специальные требования. Однако вся структурная перестройка возможна при усилении государственного регулирования деятельности дорожной сферы. Это должно быть органично увязано с общими направлениями и прогнозами социально-экономического развития, отвечать требованиям экономической эффективности капитальных вложений и предусматривать существенное повышение технического уровня объектов инфраструктуры АПК горных территорий.
К числу важнейших приоритетов развития и реформирования системы дорожной инфраструктуры следует отнести дальнейшее совершенствование ее и управляющих структур, чтобы обеспечить повышение управляемости предприятиями инфраструктурного комплекса и безусловное проведение государственной политики, осуществлять госрегулирование и контроль деятельности объектов инфраструктуры в аграрном секторе экономики Республики Дагестан.
В рамках этого направления первостепенной представляется задача создания законодательно-правовой и нормативной базы АПК горных территорий, отвечающей новым условиям хозяйствования, обеспечивающей согласование интересов предприятий производственной инфраструктуры с общественными интересами, а также юридическое закрепление прав и обязанностей этих предприятий. Следовательно, комплексное и взаимосвязанное решение поставленных вопросов позволит обеспечить более эффективное функционирование производственной инфраструктуры аграрного сектора экономики в условиях инновационно-технологических преобразований в долгосрочной перспективе развития региона.
Литература
1. Багомедов М. А. Стратегические приоритеты развития социальной сферы региона. Том 1. ISBN 978 -5-90 3063-80-2. — Махачкала. Издательский дом «Наука плюс». — 2011.
2. Гимбатов Ш. М. Проблемы социально-экономического развития республик Северного Кавказа // Вопросы структуризации экономики. — 2012. — № 3. С. 114-117.
3. Гимбатов Ш. М. Роль социального капитала в экономическом развитии региона // Вопросы структуризации экономики. — 2011. — № 2. С. 91-93.
4. Гордеев О. И. Комплексное развитие промышленности региона на этапе модернизации и перехода к инновационной экономике // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2013. — № 2. С. 110 -116.
5. Дохолян С. В., Экигальцев О. В. Анализ и сравнительная оценка законодательства и несостоятельности и банкротстве. Ежекв. научный журнал «Региональные проблемы преобразования экономики». Махачкала. — 2004. — № 2.
6. Камалова Т. А. Качество и безопасность товаров и услуг. Научный журнал «Апробация». — 2014. — № 7. — 2014. С. 59-61.
7. Курбанов К. К., Петросянц В. З. Роль и место АПК в устойчивом развитии региональной системы (на примере СКФО) //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. С. 107-112.
8. Кутаев Ш. К., Сагидов Ю. Н. Современное состояние и проблемы развития промышленности региона //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 6. С. 62-66.
9. Наука поможет АПК стать эффективнее. //Дагестанская правда, 10 марта 2016 г.
10. Петросянц В. З., Дохолян С. В., Петросянц Д. В. Баширова А. А. Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики. — М.: Экономика. — 2011.
11. Послание: приоритеты расставлены. //Дагестанская правда от 4 декабря 2015 года.
12. Социально-экономическое положение Республики Дагестан за январь — декабрь 2014 года. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан (Дагестанстат). Махачкала. — 2014. 28 с.
13. Ясин Е. Г., Акиндинова Н. В., Якобсон Л. И., Яковлев А. А. Состоится ли новая модель экономического роста в России? — М. //Экономист, № 5, 2013 год.
References:
1. Bagomedov M. A. Strategic priorities of development of the social sphere of the region. Volume 1. ISBN 9785-90 3063-80-2. Makhachkala. Science Plus publishing house, 2011.
2. Dokholyan S. V., Ekigaltsev O. V. Analysis and comparative assessment of the legislation and insolvency and bankruptcy. Quarterly scientific magazine «Regional Problems of Transformation of Economy». Makhachkala., 2004. No. 2.
3. Economic and social situation of the Republic of Dagestan for January - December, 2014. Territorial authority offederal service of the state statistics on the Republic of Dagestan (Dagestanstat). Makhachkala, 2014. 28 p.
4. Gimbatov Sh. M. A role of a social capital in economic development of the region // Questions of structurization of economy. 2011. No. 2. Pp. 91-93.
5. Gimbatov Sh. M. Problems of social and economic development of the republics of the North Caucasus // Questions of structurization of economy. 2012. No. 3. Pp. 114-117.
6. Gordeev O. I. Complex development of the industry of the region at a stage of upgrade and transition to innovative economy//Regional problems of transformation of economy. 2013, . No. 2. Pp. 110-116.
7. Kamalova T. A. Quality and safety of goods and services. Scientific magazine «Aprobation». 2014. No. 7, 2014. Pp. 59-61.
8. Kurbanov K. K., Petrosyants V. Z. Rol and the place of agrarian and industrial complex in steady development of regional system (on the example of North Caucasus federal district) // Regional problems of transformation of economy. 2014. Pp. 107-112.
9. Kutayev Sh. K., Sagidov Yu. N. Current state and problems of development of the industry of the region // Regional problems of transformation of economy. 2014. No. 6. Pp. 62-66.
10. Message: priorities are placed. The Dagestan truth of December 4, 2015.
11. Petrosyants V. Z., Dokholyan S. V., Petrosyants D. V. Bashirova A. A. The strategy of regional development in the conditions of innovative transformations of economy. M.: Economy, 2011.
12. The science will help agrarian and industrial complex to become more effective. Dagestan truth, on March 10, 2016.
13. Yasin E. G, Akindinova N. V., Jacobson L. I., Yakovlev A. A. Whether the new model of economic growth in Russia will take place? M// the Economist, No. 5. 2013 of.