Научная статья на тему 'Дорожно-транспортная инфраструктура как важнейшая составляющая развития АПК региона'

Дорожно-транспортная инфраструктура как важнейшая составляющая развития АПК региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
646
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / РАЗВИТИЕ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / УСТОЙЧИВОСТЬ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / MANAGEMENT / TECHNICAL-MATERIAL BASE / DEVELOPMENT OF THE AGRARIAN SECTOR / SUSTAINABILITY / ROAD-TRANSPORT COMPLEX / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасанов Магомед Алиевич, Магомедова Наида Абдуллаевна

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности аграрного комплекса на основе насыщения АПК современной дорожно-транспортной техникой. Анализируются перевозки продукции и динамика грузооборота, а также производства продукции сельского хозяйства РД в сопоставлении с административными подразделениями СКФО. Определены перспективные направления структурной перестройки дорожно-транспортной инфраструктуры в условиях модернизации экономики АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гасанов Магомед Алиевич, Магомедова Наида Абдуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROAD-TRANSPORT INFRASTRUCTURE AS THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF THE DEVELOPMENT OF THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGION

In article are considered questions of increase of efficiency of the agricultural complex on the basis of saturation of the agroindustrial complex of modern road-transport equipment. Analyzes the transportation of products and dynamics of the turnover, as well as the production of agricultural products KMG in comparison with the administrative units of the north caucasian federal district. Defined perspective directions of restructuring of road-transport infrastructure in the conditions of modernization of economy of agro-industrial complex.

Текст научной работы на тему «Дорожно-транспортная инфраструктура как важнейшая составляющая развития АПК региона»

ГАСАНОВ М.А., МАГОМЕДОВА М.А.

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯ АПК РЕГИОНА

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности аграрного комплекса на основе насыщения АПК современной дорожно-транспортной техникой. Анализируются перевозки продукции и динамика грузооборота, а также производства продукции сельского хозяйства РД в сопоставлении с административными подразделениями СКФО. Определены перспективные направления структурной перестройки дорожно-транспортной инфраструктуры в условиях модернизации экономики АПК.

GASANOVM.A., MAGOMEDOVA M.A.

ROAD-TRANSPORT INFRASTRUCTURE AS THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF THE DEVELOPMENT OF THE AGROINDUSTRIAL

COMPLEX OF THE REGION

In article are considered questions of increase of efficiency of the agricultural complex on the basis of saturation of the agroindustrial complex of modern road-transport equipment. Analyzes the transportation of products and dynamics of the turnover, as well as the production of agricultural products KMG in comparison with the administrative units of the north caucasian federal district. Defined perspective directions of restructuring of road-transport infrastructure in the conditions of modernization of economy of agro-industrial complex.

Ключевые слова: управление, материально-техническая база, развитие, аграрный сектор, устойчивость, дорожно-транспортный комплекс, эффективность.

Keywords: management, technical-material base, development of the agrarian sector, sustainability, road-transport complex, efficiency.

Северо-Кавказский экономический регион располагает богатейшими запасами природных ресурсов, составляющих созидательный человеческий потенциал, предназначенный для расширенного воспроизводства материальных благ, удовлетворяющих нарастающие потребности его многонационального и гражданского общества. Тем не менее, должная полнота их удовлетворения не достигается.

Реализация государственной программы развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия открывает возможности не только восстановить аграрный сектор экономики региона, но и вывести его на мировой уровень. Однако решать такие перспективные задачи невозможно без значительных инвестиций и освоения инновационной технологии. В первую очередь это относится к наиболее высокотехнологической, базовой и ключевой отрасли - транспортно-

дорожной, которая может дать устойчивое движение инновационному развитию инфраструктуры рынка.

Социально-экономическая особенность отрасли агропромышленного комплекса состоит в том, что в стране произошли глубокие преобразования и за эти годы высокомеханизированная отрасль подвергалась воздействию во всех регионах страны. При этом поиски резервов повышения эффективности аграрной сферы в условиях модернизации экономики представляют особый интерес для науки, а также имеют практическое значение для развития сельскохозяйственного производства. Успешное решение многих проблем определяется эффективностью механизма управления развитием всего аграрного комплекса.

В Северо-Кавказском федеральном округе занятость населения, его жизнь и доходы напрямую связаны с сельскохозяйственным производством, дорожно-транспортным обеспечением аграрного сектора экономики. Важность развития аграрного сектора экономики особо подчеркнута в Послании Президента республики Народному Собранию Дагестана. В нем говорится, что «Одной из острейших проблем развития экономики республики остается низкая эффективность сельскохозяйственного производства. Мы должны обеспечить переход от трудозатратного сельского хозяйства к высокотехнологическому агропромышленному комплексу образца XXI века».

Основной задачей транспорта является полное и своевременное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках, повышение эффективности и качества работы транспортной системы. В этих целях необходимо:

❖ совершенствовать организацию перевозочного процесса аграрного сектора экономики и управление им; а также повысить уровень использования и надежность работы технических средств транспорта;

❖ улучшить координацию работы всех видов транспорта и взаимодействие их с другими отраслями экономики, внедрять более свершенную технологию перевозок в смешанном сообщении;

❖ обеспечить дальнейшее совершенствование прогнозирования деятельности транспорта, устранять встречные, излишне дальние и другие нерациональные перевозки продукции сельского хозяйства, снизить удельные транспортные издержки, расходы ресурсов на перевозку грузов и пассажиров;

❖ укрепить материально-техническую базу дорожно-транспортной инфраструктуры, ускорить внедрение новой техники, прогрессивной технологии и автоматизированных систем управления, повысить уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и ремонтных работ;

❖ улучшить структуру подвижного состава и флота, обеспечив более широкую их специализацию, а также расширить сферу применения новых транспортно-дорожных средств для перевозок грузов в горных районах аграрной отрасли региона;

❖ ускорить развитие контейнерной транспортной системы, расширить перевозку тарно-штучных сельскохозяйственных грузов пакетно-контейнерным способом и увеличить сеть специальных пунктов, оснащенных оборудованием для обработки контейнеров и пакетов;

❖ значительно улучшить обслуживание пассажиров на всех видах транспорта, а также повысить безопасность движения и обеспечить уменьшение вредного воздействия транспорта на окружающую среду;

❖ совершенствовать организацию перевозок в международных сообщениях и осуществить меры по сокращению сроков доставки и улучшению сохранности продукции аграрного сектора экономики.

Вместе с тем инвестиционная деятельность аграрного сектора почти парализована из-за тяжелого финансового состояния предприятий и организаций дорожно-транспортной инфраструктуры, недостаточной их поддержки со стороны государства, ряда других неблагоприятных процессов. Результатом этого стало снижение объемов строительства, физическое и моральное старение основных производственных фондов, социальной и транспортной инфраструктуры. Такие процессы, к сожалению, характерны для АПК не только региона, но и большинства субъектов России. В этой связи назрела необходимость проведения новой инфраструктурной политики, предусматривающей в том числе и создание соответствующей материально-технической базы транспорта, выделение прямых капвложений.

Повышение эффективности аграрного комплекса возможно только благодаря развитой дорожно-транспортной инфраструктуре. Для этого целесообразно создать государственную информатизационную систему связи на рынке сельхозсырья и продовольствия, организовать широкую сеть инфор-матизационно-консультационной службы для сельских товаропроизводителей региона, образовать сеть транспортных объектов для закупки продукции у хозяйств, населения и оказать им инфраструктурные услуги.

Стабилизация и подъем агропромышленного производства напрямую зависит от его насыщения современной транспортно-дорожной техникой, обновления материально-технической базы, взаимодействия с конверсионными объектами и другими фондопроизводимыми отраслями экономики региона.

В своем Послании Президент РД констатировал неразвитость материально-технической базы в сельском хозяйстве республики. Основой транспортной инфраструктурной политики в аграрном секторе, на наш взгляд, должны стать создаваемые на федеральном и региональном уровнях системы прогрессивных технологий и подвижного состава для сельскохозяйственного производства, позволяющие сельским товаропроизводителям получать более дешевую конкурентоспособную продукцию. Чтобы улучшить экономические условия реализации продукции предприятий сельхозкооперации, необходимо совершенствовать лизинговые отношения. Они должны строиться на основе создания сети лизинговых компаний, удешевления услуг для товаропроизво-

дителей, организации поставок дорожно-транспортной техники и оборудования в соответствии с региональными потребностями.

Приоритетным направлением предприятий фондообразующих отраслей должно стать создание сети лизинговых компаний, расширение структуры подвижного состава и инфраструктурного оборудования, а также ускорение наращивания мощностей холодильной техники.

Один из существенных резервов расширения сферы инфраструктуры лизинга - возможность оплаты лизинговых услуг не в денежной, а в натуральной форме, в том числе поставками сельхозпродукции, сырья и продовольствия на основе форвардных сделок под будущий урожай. Создание широкой сети лизинговых компаний приблизит лизингодателя к конечному потреблению и позволит более полно учитывать его потребности и возможности, детальнее отрабатывать формы и методы взаимодействия, оперативное осуществлять контроль за эффективностью использования ресурсов и своевременностью возврата средств. Увеличение числа объектов лизинговой деятельности приведет к развитию конкуренции в этой сфере, что также будет способствовать повышению качества лизинговых услуг, снижению стоимости транспортной техники и оборудования для сельхозпотребителей.

Совершенствование дорожно-транспортной инфраструктуры - магистральное направление рыночной экономики. Устойчивый уровень ее развития, как показывает практика, позволяет полно и комплексно использовать производственный потенциал, сокращать время нахождения материальных благ в сфере обращения, повышать мобильность производственных ресурсов, что способствует эффективности сельхозпроизводства и перевозок продукции. Наибольший удельный вес перевозок приходится на автомобильный транспорт.

Перевозки продукции крупными и средними организациями автомобильного транспорта, включая перевозки аграрного сектора экономики Республики Дагестан за 2010г. характеризуются данными, приведенными в табл. 1.

Таблица 1

Перевозки продукции организациями транспорта за 2010 г._

тыс. тонн в % к соответствующему периоду предыдущего года

I квартал 888,7 75,7

II квартал 2184,0 169,9

I полугодие 3072,7 124,9

III квартал 2754,2 в 1,8 р

Январь-сентябрь 5826,9 146,0

Январь-декабрь 8322,3 в 2 р

Грузооборот субъектов хозяйственной деятельности, занимающихся автомобильными перевозками, в том числе агропромышленного комплекса за январь-декабрь 2010 года, приведены в табл. 2.

Немаловажное значение имеет дорожное строительство, особенно в горных районах. На начало 2010г. автомобильными дорогами для перевозки

в республике занято 18,2 тыс. га земельной площади. Протяженность всех автомобильных дорог составила 9,6 тыс. км, из них общего пользования - 8,1 тыс. км.(см. табл. 3.). Из общей протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием - 32,7% дороги республиканского значения, 8,4% - федерального значения и 58,9% - местного значения. Всего количество сельских населенных пунктов, имеющих автотранспортную связь с сетью дорог общего пользования составляет 1605 единиц, из них имеющих связь по дорогам с твердым покрытием - 85,4%. В Магарамкентском районе открыт автомобильный мост через реку Самур протяженностью 400 м. На сегодня это единственное подобное сооружение на Северном Кавказе, построенное на высоком инженерно-техническом уровне. Это самый большой в республике мост, открывающий прямое, беспрепятственное вхождение южных сельхозрайонов Дагестана в экономическое пространство АПК региона. Мост, построенный в соответствии с постановлением Правительства РФ об оказании помощи и поддержке южных приграничных районов РФ на территории Дагестана, сооружался исключительно за счет средств российского федерального фонда.

Таблица 2

Динамика грузооборота, выполненного грузовыми автомобилями крупных и _средних организаций_

тыс. тонн в % к соответствующему периоду предыдущего года

I квартал 12581,7 79,8

II квартал 31767,3 154,4

I полугодие 44349,0 122,0

III квартал 140043,0 128,8

Январь-сентябрь 184392,0 127,1

Январь-декабрь 367766,2 127,6

Проведенный анализ показывает существенное отставание развития материально-технической базы инфраструктуры от потребностей аграрной экономики, непропорциональность развития отдельных отраслей дорожно-транспортной инфраструктуры и т.д. Острота проблем развития и функционирования ее объектов усугубляется ведомственностью управления и прогнозирования, что ведет к недостаточному использованию производственно-технического потенциала. Кроме того, из-за неудовлетворительного развития дорожной сети огромные потери несет сельское хозяйство, так как несвоевременно вывозится продукция, ухудшаются условия транспортировки, нарушается технология производства.

Неудовлетворительное развитие инфраструктуры - следствие не только ограниченности материальных, производственных и трудовых ресурсов, выделяемых на ее развитие, но и результат определенных просчетов прогнозирования. Таким образом, одной из важных проблем инфраструктуры в настоящее время является повышение степени научной обоснованности прогнозных заданий по ее развитию.

Таблица 3

Протяженность путей сообщения Республики Дагестан_

Годы 2010 г.

2005 2006 2007 2008 2009 2010 в % в %

к 2005г. к 2009г.

Железнодорожные

пути сообщения - км 515,6 515,6 515,6 515,6 515,6 515,6 100,0 100,0

Автомобильные до-

роги - всего, км 9841,9 9966,4 9941,6 9271,9 9549,7 9640,8 97,9 101,0

в том числе:

общего пользования 8149,9 8156,7 8160,6 8165,6 8130,2 8130,4 99,8 100,0

необщего пользова- 1692,0 1809,1 1781,0 1106,3 1419,5 1510,4 89,3 106,4

ния Из общей протяжен-

ности автомобиль-

ных дорог - дороги с

твердым покрытием 8604,7 8743,7 8848,7 8302,2 8357,5 8645,8 100,5 103,4

- всего

в том числе:

общего пользования 7662.9 7644,7 7648,9 7653,9 7671,1 7680,7 101,7 100,1

в том числе:

федерального значе- 644,1 644,1 644,1 644,1 644,1 644,1 100,0 100,0

ния республиканского 2025,8 2405,1 2426,2 2397,2 2507,8 2515,6 124,2 100,3

значения

местного значения 4883 4595,5 4578,6 4612,6 4519,2 4521,0 92,6 100,0

необщего пользова- 1051,8 1099,0 1199,8 648,3 686,4 965,1 91,8 140,6

ния Троллейбусные ли- 91,9 91,9 91,9 91,9 91,9 91,9 100,0 100,0

нии, км

Магистральные тру-

бопроводы, км:

в том числе:

нефтепродукты 282 282 282 282 282 282 100,0 100,0

газопроводы 1424,7 1424,7 1424,7 1424,7 1424,7 1424,7 100,0 100,0

В ближайшие годы намечается увеличить производство продукции аграрного сектора экономики. Для этого необходимо разработать и реализовать экономические методы инфраструктурного перевооружения предприятий аграрного комплекса, укрепления материально-технической оснащенности сельского хозяйства. Сравнительные данные производства продукции аграрной сферы экономики приведены в табл. 4.

Повышение эффективности и качества дорожно-транспортного обеспечения сельскохозяйственного производства - одно из основных условий осуществления аграрной реформы, стабилизации экономических процессов региона. От работы инфраструктуры - одного из важнейших звеньев в цепи производства и реализации продукции сельского хозяйства - в значительной мере зависит сохранность и качество сельхозпродукции.

Резервы повышения эффективности работы агропромышленного комплекса путем совершенствования транспортного обеспечения велики. Перевозка продукции для сельского хозяйства имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при организации работы подвижного состава. Однако под влиянием сезонности сельскохозяйственного производства они неравно-

мерно распределяются в течение года. Коэффициент их неравномерности равен 1,47. Наибольший объем перевозок приходится на август-сентябрь (более % годового грузооборота).

Таблица 4

Производство продукции сельского хозяйства РД в сопоставлении с административными подразделениями СКФО в 2010г.

Объем производства про- Индекс

дукции сельского хозяйст- сельскохозяйственного

ва, в действующих ценах, производства, в %

млн. рублей (оценка) к январю-декабрю 2009 г.

Республика Дагестан 19424,1 104,2

Республика Ингушетия 3261,4 100,4

Кабардино-Балкарская Республика 22954,8 109,7

Карачаево-Черкесская Республика 16766,5 100,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Северная Осетия- 16578,3 103,1

Алания

Чеченская Республика 10710,3 100,5

Ставропольский край 82773,7 103,3

С переходом к рыночной экономике средства федерального и республиканского бюджета, выделяемые на государственную поддержку агропромышленного комплекса, необходимо использовать как на финансирование мероприятий по повышению инфраструктурного обслуживания, научных исследований, направленных на стабилизацию социально-экономических процессов АПК, так и на оказание помощи крестьянским (фермерским) хозяйствам, поддержку формирования производственной инфраструктуры (строительство подъездных путей, мостов, линий электропередачи, газификация, связь, водоснабжение); содействие становлению и развитию реформированных объектов транспортно-дорожной инфраструктуры.

Целесообразно широко распространять положительный опыт хозяйств, добивающихся высоких результатов за счет эффективного функционирования транспортной инфраструктуры в условиях рыночного регулирования с различными природно-климатическими условиями.

Среди мер по совершенствованию транспортного обеспечения АПК важная роль отводится созданию системы оптовых рынков материально-технических ресурсов, рынков разнообразных видов работ и инфраструктурных услуг в области снабжения, ремонта и технического обслуживания подвижного состава транспорта. Создание такой комплексной системы предполагает эффективное использование уже имеющейся инфраструктуры агро-сервиса. Здесь требуется расширить прямые связи с заводами-изготовителями, в том числе и путем создания сети дилерских и других посреднических пунктов, а также увеличения объема финансирования лизинговых поставок дорожно-транспортной техники в федеральном и региональных бюджетах.

Для сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих слабую материально-техническую базу транспортной инфраструктуры, имеет смысл развивать автопарки, сеть машинно-

технологических станций и транспортного оборудования различных форм собственности. Проведенный анализ позволил выявить особенности функционирования производственной инфраструктуры, охарактеризовать роль и значение ее в условиях рыночного регулирования экономики. Что же можно предложить для оздоровления экономики дорожно-транспортной инфраструктуры и повышения эффективности сельскохозяйственного производства в условиях модернизационных процессов?

Прежде всего - разработать программу транспортного (инфраструктурного) обеспечения агропромышленного комплекса в условиях рыночного регулирования экономики Дагестана, Северо-Кавказского федерального округа и РФ в целом, включая меры по финансовому обеспечению их реализации. Необходимо удешевить для сельхозпроизводителей инфраструктурные лизинговые услуги, организовать поставку им дорожно-транспортной техники и оборудования в соответствии с потребностями.

Следует обеспечить развитие инфраструктуры в сельской местности, повышение уровня жизни крестьян в регионе (решить проблему создания сельской инфраструктуры). Потребуется ввести льготные железнодорожные тарифы на сезонные перевозки продукции агропромышленного комплекса, создать новую систему управления транспортной инфраструктурой в АПК с учетом государственной поддержки развития её составляющих (строительство транспортных коммуникаций, подъездных путей, автомобильных дорог и мостов).

Таким образом, перспективными направлениями структурной перестройки дорожно-транспортной инфраструктуры в условиях модернизации экономики являются: приоритетное развитие социально значимых пассажирских и грузовых сельскохозяйственных перевозок; развитие и улучшение состояния сети транспортно-дорожных коммуникаций; пополнение техники и модернизация парков подвижного состава, и прежде всего, для перевозок продукции АПК региона.

_Литература_

1. Социально-экономическое положение Республики Дагестан за январь-декабрь 2010г. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. - Махачкала, 2011.

2. Послание Президента Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан. - Махачкала, 2010.

3. Научно-практ. журн. «Экономист». - М.: за 2009.

4. Транспорт и связь в Дагестане. Статистический сборник / Дагестанстат. -Махачкала, 2009.

5. Дагестан в цифрах - 2010г. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. - Махачкала, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.