УДК 338.23
Гасанов Магомед Алиевич
ведущий научный сотрудник. д.э.н., ИСЭИ ДНЦ РАН г. Махачкала
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Аннотация: в статье рассматриваются региональные аспекты развития производственной инфраструктуры как важное звено в обеспечении продовольственной безопасности. Отмечается, что
неудовлетворительное развитие объектов инфраструктуры ведет к существенным потерям продукции, значительно сужает возможность удовлетворения потребностей населения, тогда как развитие инфраструктуры создает благоприятные условия для эффективного развития аграрного сектора экономики, что является одним из важных приоритетов его в условиях обеспечения продовольственной безопасности.
Ключевые слова: экономика, продовольственная безопасность, регион, инфраструктура, параметры, развитие, аграрный сектор, модернизация, анализ, особенность, инновация, проблемы, функционирование, эффективность.
Gasanov M.A. Production infrastructure as the important direction in ensuring food security of the region
Abstract: In article regional aspects of development of production infrastructure as an important link in ensuring food security are considered. It is noted that unsatisfactory development of infrastructure facilities leads to essential losses ofproduction, considerably narrows a possibility of satisfaction of needs of the population whereas development of infrastructure creates favorable conditions for effective development of the agrarian sector of economy that is one of his important priorities in the conditions of ensuring food safety.
Keywords: economy, food security, region, infrastructure, parameters, development, agrarian sector, modernization, analysis, feature, innovation, problems, functioning, efficiency.
Производственная инфраструктура, являясь составной частью экономики аграрного комплекса обеспечивает продовольственную безопасность региона, способствует укреплению федеральных отношений, социально-экономическому развитию территории. Проведенный анализ показал, что в тех районах аграрного сектора, которые неудовлетворительно обеспечены объектами производственной инфраструктуры, доля транспортных издержек в себестоимости, например, сельскохозяйственной продукции достигает 30-35%. В результате каждое такое «бездорожное» хозяйство несет большие продовольственные потери. При этом скорость движения подвижного состава по грунтовым дорогам падает в 2-3 раза, а расход топлива и износ шин увеличивается в 1,5-2 раза, себестоимость транспортной продукции возрастает 2-2,5 раза, уменьшается межремонтный пробег подвижного состава. При перевозке зерна по бездорожью потери его составляют более 3-5%, растут аварийность и простои.
Вот почему с Посланием парламенту Республики Дагестан, Глава РД отметил, что приоритетным направлением остается дальнейшее развитие объектов производственной инфраструктуры, расширение сети и улучшение качества строительства объектов отрасли.
Недостаток объектов производственной инфраструктуры вызывает продовольственные потери в регионе, главным образом при обеспечении безопасности продукции, препятствует развитию производительных сил, сказывается также на социальном развитии. Развитие экономики региона предопределяет дальнейшее улучшение качества и безопасности отраслей производственно-инфраструктурной сети, особенно дорожной инфраструктуры, снижение стоимости дорожно-строительных работ.
Строительство объектов отрасли между населенными пунктами аграрного сектора имеет не только экономическое, но и большое социальное значение.
Должно быть обеспечено дорожно-транспортная связанность территории как в национальных границах, так и в региональном разрезе, исходя из возможности доступа к сети по подъездам с твердым покрытием для практически всех населенных пунктов, в которых проживает подавляющая часть населения, необходим учёт стратегических интересов Дагестана: бесперебойное обеспечение продовольственной безопасности вне зависимости от сезонности и погодных условий; доведение транспортно-эксплуатационных качества сети до уровня международных стандартов; повышение безопасности продовольствия аграрного комплекса.
Вместе с тем, в целях продовольственной безопасности должны быть созданы условия для строительства и эксплуатации объектов производственной инфраструктуры и искусственных сооружений на коммерческих началах с привлечением средств международных финансовых организация и частных инвесторов. Необходимы также уточнения и изменения в существующей классификации инфраструктурной сети с соответствующим перераспределением ответственности за состояние и развитие сети между уровнями государственной власти, местного самоуправления, новыми собственниками, в том числе с учетом проводимой административной реформы и реформы органов местного самоуправления, перспективной системы доходных полномочий бюджетов разных уровней и, соответственно, возможностей финансирования содержания и развития сети, реальных темпов и пропорций развития коммерческого сегмента производственно-инфраструктурного хозяйства.
Согласно государственному регулированию собственности инфраструктурной сети предстоит реформирование системы предприятий отрасли, при этом часть их сохранится в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, в собственности муниципальных образований.
Экономическая основа проводимых реформ в обеспечении продовольственной безопасности заключается в переводе финансирования развития и содержания инфраструктурной сети, включая муниципальные, на механизмы, в основу которых положен принцип «пользователь платит». На первом этапе должен быть осуществлен пересмотр бюджетных полномочий и установлены источники финансирования хозяйства отрасли по уровням бюджетной системы. С учетом недостаточного объема сборов пользовательских налогов для финансирования наиболее крупных и значимых объектов инфраструктуры на первом этапе потребуется привлечение дополнительных бюджетных источников. Протяженность путей сообщения отраслевой инфраструктуры приведены в табл. 1 [12. с. 225-226].
Предполагается уточнение номенклатуры, а также увеличение ставок налогов и сборов с пользователей инфраструктурной сети, постепенное увеличение налоговой нагрузки на пользователей отраслевой сети, в том числе постепенное повышение акцизов на бензин автомобильный, моторные масла и дизельное топливо.
Очень остро стоит проблема обеспечения продовольственной безопасности связью горных районов, так как их эффективное освоение, рост аграрного производства возможны лишь в результате интенсивного развития и строительства дорожно-транспортной сети. Это темп более важно, потому что здесь слабо развита или совсем отсутствуют другие виды транспорта.
Для Северо-Кавказского федерального округа особенно актуально решение задачи создания в целях продовольственной безопасности опорной сети и обеспечения круглогодичного выхода на нее большинства населенных пунктов путем строительства подъездных дорог. В таких районах с перспективным развитием аграрного сектора экономики предъявляются повышенные требования к формированию местной автодорожной сети в целях решения задачи по созданию автодорожных подъездов с твердым покрытием ко всем сельским населенным пунктам региона.
По федеральным автодорогам РД в особенности по дороге «Астрахань - Кочубей -Кизляр - Махачкала», в Махачкалинский порт следует значительный грузопоток продовольственной продукции, в частности перевозки зерна. Учитывая перспективы развития торгового порта как одного из основных составляющих крупного инфраструктурного узла на южных рубежах страны, необходимо создание условий для обеспечения грузоперевозчиков, сохранение существующей сети, поэтому остро стоит вопрос строительства отдельной подъездной дорожной сети.
Таблица 1
Протяженность путей сообщения по доставке продовольственной продукции РД
Годы
2010 2013 2014 2015 2016
Автомобильные дороги -
всего 9650,8 25515,8 24793,2 27002,2 27398,7
в том числе:
общего пользования
8130,4 23617,9 23727,3 25949,0 26677,7
необщего пользования 1520,4 1897,9 1065,9 1053,2 721,0
Из общей протяженности
автомобильных дорог -
дороги с твердым
покрытием - всего 8645,8 19605,4 19062,9 20597,9 20194,5
в том числе:
общего пользования
7680,7 18556,7 18621,1 19957,8 19899,0
в том числе:
федерального значения 644,1 644,0 644,0 644,0 644,0
республиканского значения 3515,6 7113,5 7127,8 7138,1 7224,2
местного значения 4521,0 10799,2 10849,3 12175,7 12030,8
необщего пользования 965,1 1048,7 441,8 640,1 295,5
Целесообразно предусмотреть ускоренное строительство и опорной сети магистральных отраслевых сетей, расширение строительства путей сообщения, улучшение качества строительства, ремонта и содержания сети, и осуществление необходимых мер по повышению продовольственной безопасности. Поэтому направление дальнейшего строительства сети благоустроенных путей сообщения должно соединить все перспективные населенные пункты региона, что необходимо и для полного удовлетворения потребностей хозяйства и населения в перевозках и безопасности продовольственной продукции.
Параметры по доставке продукции и грузооборот производственной составляющей инфраструктуры представлены в табл. 2 [12. с. 224].
Таблица 2
Перевозки продукции производственной составляющей инфраструктуры
Годы
2010 2013 2014 2015 2016
Грузовые перевозки, 132,9 164,1 165,0 166,8 167,6
млн. тонн
Грузооборот по доставке
продукции, млн. тонно- 4119,7 5341,5 5183,5 5547,2 5773,8
километров
Следовательно, региональная эффективность строительства и реконструкции инфраструктурной сети выражается в снижении себестоимости продовольственной продукции, в сокращении времени доставки и дальности перевозок, в улучшении сохранности грузов при перевозках, снижении потерь и повышении на этой основе мобильности производственных ресурсов, в повышении производительности за счет применения современных форм его организации и управления.
Анализ показал, что весьма наглядна связь производственной инфраструктуры с отраслями экономики региона. Неудовлетворительное развитие объектов инфраструктуры ведет к существенным потерям выращенной продовольственной продукции, что уменьшает конечную продукцию сельскохозяйственного производства, значительно сужает возможности удовлетворения потребностей населения, тогда как развитие инфраструктуры (в первую очередь автодорожная сеть) создает благоприятные условия для эффективного развития аграрного сектора экономики, что является одним из важных приоритетов его в условиях обеспечения продовольственной безопасности.
Следовательно, стратегическими направлениями структурной перестройки инфраструктуры являются: развитие социально значимых перевозок; улучшение состояния сети инфраструктурных коммуникаций; повышение уровня продовольственной безопасности в условиях модернизации экономики аграрного комплекса региона.
Необходимость проведения эффективной и целенаправленной государственной политики как фактор обеспечения продовольственной безопасности продиктована временем. Стратегической целью её проведения должно стать формирование такой системы производственной инфраструктуры, которая бы гарантированно удовлетворяла социальные, экономические и другие специальные требования. Однако вся структурная перестройка в обеспечении продовольственной безопасности возможна при условии усиления государственного регулирования деятельности отраслей инфраструктуры. Это должно быть органично увязано с общими направлениями и прогнозами социально-экономического развития региона, отвечать требованиям экономической эффективности капитальных вложений и предусматривать существенное повышение технического уровня объектов инфраструктурного комплекса
Основная особенность комплекса заключался в том, что она не стремится к монополизации, давая возможность развивать каждому виду производственной составляющей инфраструктуры свое поле деятельности в инфраструктурном комплексе региона в обеспечении продовольственной безопасности (рис. 1) в условиях инновационных преобразований.
ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС РД
Рис. 1. Схема инфраструктурного комплекса региона
К числу важнейших приоритетов развития и реформирования системы инфраструктуры следует отнести дальнейшее совершенствование ее и управляющих структур, чтобы обеспечить повышение управляемости предприятиями инфраструктурного комплекса и безусловное проведение государственной аграрной политики как фактор обеспечения продовольственной безопасности, осуществлять госрегулирование и контроль деятельности объектов инфраструктуры в аграрном секторе экономики Республики Дагестан.
В рамках этого направления первостепенной представляется задача создания законодательно-правовой и нормативной базы, отвечающей новым условиям хозяйствования, обеспечивающей согласование интересов предприятий производственной
инфраструктуры с общественными интересами, а также юридическое закрепление прав и обязанностей этих предприятий.
Следовательно, взаимосвязанное и комплексное решение поставленных вопросов позволит обеспечить более эффективное функционирование производственной инфраструктуры как важное направление в обеспечении продовольственной безопасности региона.
Список источников:
1. Багомедов М.А. Стратегические приоритеты развития социальной сферы региона. Том 1. ISBN 978-5-90 3063-80-2. Махачкала. Издательский дом «Наука плюс», 2011.
2. Гимбатов Ш.М. Проблемы социально-экономического развития республик Северного Кавказа // Вопросы структуризации экономики, 2012. № 3. С. 114-117.
3. Гимбатов Ш.М. Роль социального капитала в экономическом развитии региона // Вопросы структуризации экономики. 2011. № 2. С. 91-93.
4. Гордеев О.И. Комплексное развитие промышленности региона на этапе модернизации и перехода к инновационной экономике // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013, № 2. С. 110-116.
5. Социально-экономическое положение Республики Дагестан за январь-декабрь 2015 г. Махачкала, 2016 г.
6. Дохолян С.В., Экигальцев О.В. Анализ и сравнительная оценка законодательства и несостоятельности и банкротстве. Ежекв. научный журнал «Региональные проблемы преобразования экономики». Махачкала, 2004. № 2.
7. Камалова Т.А. Качество и безопасность товаров и услуг. Научный журнал «Апробация». № 7, 2014. С. 59-61.
8. Курбанов К.К., Петросянц В.З. Роль и место АПК в устойчивом развитии региональной системы (на примере СКФО) // Региональные проблемы преобразования экономики, 2014. С. 107-112.
9. Кутаев Ш.К., Сагидов Ю.Н. Современное состояние и проблемы развития промышленности региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 6. С. 62-66.
10. Петросянц В.З., Дохолян С.В., Петросянц Д.В. Баширова А.А. Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики. - М.: Экономика, 2011.
11. Дохолян С.В., Петросянц В.З., Петросянц Д.В., Курбанов К.К., Садыкова А.М. Механизмы формирования и реализации социально-экономической политики устойчивого развития региональной системы. Под общей редакцией д.э.н., проф. С.В.Дохоляна; РАН, ДНЦ, ИСЭИ. - Москва: Перо, 2016. - 291 с.
12. Дагестан в цифрах. Краткий статистический сборник. Махачкала, 2017 г.