УДК: 332.1
DOI: 10.24411/1813-3528-2018-10022
Гасанов Магомед Алиевич
Ведущий научный сотрудник, д.э.н., проф. ИСЭИ ДНЦ РАН
г. Махачкала
aida3259@mail.ru
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА
Аннотация: в статье рассмотрены социально-экономические аспекты сбалансированного развития отраслевой инфраструктуры региона с учетом инновационных преобразований. Отмечается, что исследование и прогнозирование инфраструктуры в условиях сбалансированного развития экономики в регионе следует вести комплексно, как одно целое, имеющее единое функционально-целевое назначение, включающее развитие всех составляющих инфраструктуры и смежных производств.
При этом в исследовании отмечается, что непременным условием сбалансированного и комплексного развития инфраструктуры в экономическом развитии региона должно стать широкое развитие научных исследований, которые обеспечивают высокий уровень эффективности функционирования инфраструктурных составляющих РД и всего Северного Кавказа. Наряду с этим необходимо разработка и реализация программы сбалансированного развития производственной инфраструктуры региона. При развитии отраслевой инфраструктуры необходимо сделать акцент на то, чтобы она работала на внутрирегиональные нужды. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости увеличения объемов капвложений в развитие отраслевой инфраструктуры на территории СКФО с целью выравнивания уровней сбалансированного развития и обеспеченности основными фондами производственной инфраструктуры.
Ключевые слова: экономика, инфраструктура, результаты, стратегия, инновационные преобразования, сбалансированного развития, регион.
Gasanov M.A. Socio-economic aspects of the balanced development of the region's sectoral infrastructure
Abstract: The article deals with the socio-economic aspects of the balanced development of industry infrastructure in the region, taking into account innovative transformations. It is noted that the study and forecasting of infrastructure in a balanced development of the economy in the region should be conducted comprehensively, as a whole, having a single functional purpose, including the development of all components of infrastructure and related industries.
At the same time, the study notes that a prerequisite for a balanced and comprehensive development of infrastructure in the economic development of the region should be the widespread development of scientific research, which provide a high level of efficiency of the infrastructure components of the RD and the entire North Caucasus. At the same time, it is necessary to develop and implement a program of balanced development of the production infrastructure of the region. In the development of sectoral infrastructure, it is necessary to focus on the fact that it works for intraregional needs. The results indicate the need to increase the volume of capital investments in the development of industrial infrastructure in the territory of the NCFD in order to equalize the levels of balanced development and provision offixed assets of production infrastructure.
Keywords: economy, infrastructure, results, strategy, innovation transformation, balanced development, regions.
На современном этапе переориентации экономики на рыночные отношения вопросы устойчивого функционирования и сбалансированного развития производственной инфраструктуры являются особенно актуальными. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2018 год Президент страны обратил особое внимание на
необходимость ускоренного развития производственной и социальной инфраструктуры РФ и её регионов. Инфраструктура является важным направлением всей экономической политики России. Только высокий уровень ее развития позволит полно и комплексно использовать производственный потенциал, сократить время нахождения материальных благ в сфере обращения, будет способствовать повышению мобильности производственных ресурсов и эффективности материального производства.
Проведенный анализ сбалансированного развития производственной инфраструктуры региона показал наличие весьма сложных проблем, к числу которых относятся: существенное отставание развития материально-технической базы инфраструктуры от потребностей экономики, непропорциональность функционирования отдельных её отраслей, дифференциация уровней развития объектов инфраструктуры по районам Дагестана и СКФО. Острота этих проблем усугубляется ведомственностью управления и прогнозирования, что ведет к недостаточно эффективному использованию производственного потенциала.
Неудовлетворительное развитие производственной инфраструктуры является следствием как ограниченности материальных и производственных ресурсов, выделяемых на ее развитие, так и результатом определенных просчетов в прогнозировании Одной из причин актуальности проблем инфраструктуры в настоящее время является также низкая степень научного обоснования прогнозирования заданий по ее развитию в прошлые годы.
Основные положения исследования соответствуют курсу проводимых в стране экономических реформ, отражают специфику инфраструктурного комплекса, подтверждают необходимость сохранения части инфраструктурных объектов в государственной собственности и важность государственного регулирования инфраструктурной деятельности.
Следует отметить, что на ближайшее время приоритетное значение придается структурным экономическим преобразованиям инфраструктурной системы, повышению результативности этих преобразований. В связи с этим в сложившихся условиях необходимо ускорить разработку законодательно-правовой базы и усовершенствовать в соответствии с новыми хозяйственными условиями эффективный механизм и структуру управления производственной инфраструктуры.
Мы пришли к выводу о том, что при современном состоянии инфраструктурной системы экономические преобразования в ней могут принести существенный эффект лишь при формировании эффективного механизма и управления инфраструктурной системой при значительном повышении технического уровня этой отрасли, модернизации и обновлении производственной базы всех составляющих инфраструктуры.
Выделенные в работе приоритеты и направления развития формулируются с учетом состояния и роли производственной инфраструктуры в решении общеинфраструктурных и социальных задач. На их реализацию потребуются большие капитальные вложения, поэтому они должны осуществляться с учетом требований экономической эффективности и целесообразности. Обеспечить реализацию направлений развития инфраструктурного комплекса позволит разумная инвестиционная политика, предусматривающая участие государства в финансировании в первую очередь тех инфраструктурных объектов, которые имеют государственную значимость. При этом важную роль играет и повышение инвестиционного потенциала за счет самих предприятий и объектов, а также и частных инвесторов.
Многие проблемы инфраструктурного комплекса могут быть решены путем совершенствования организации управления ее объектами. Это имеет значение для всех уровней хозяйственной иерархии, но особенно на региональном уровне, где реально происходит стыковка народнохозяйственных и локальных интересов. При совершенствовании организации управления инфраструктурой необходимо шире использовать положительный опыт экономики развитых стран. Так, анализ опыта показал, что в промышленно развитых районах европейской части страны основная задача развития
производственной базы инфраструктуры заключается в повышении технического уровня существующей магистральной и местной инфраструктурной сети.
Исследование и прогнозирование производственной инфраструктуры в РД следует вести комплексно, как одно целое, имеющее единое функционально-целевое назначение, включающее развитие всех составляющих инфраструктуры и смежных производств.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости увеличения объемов капвложений в развитие производственной инфраструктуры на территории Северного Кавказа с целью выравнивания уровней развития и обеспеченности основными фондами инфраструктуры. Данные сравнительного анализа полезны региональным органам управления для разработки и реализации инвестиционных программ развития инфраструктуры с учетом интересов как производственной, так и социальной сфер экономики в условиях развития рыночных механизмов, важны для разработки основных положений стратегии социально-экономического развития территориальных подразделений региона в XXI веке.
Одно из приоритетных направлений совершенствования производственной инфраструктуры - усиление комплексности, переход к взаимосвязанной системе прогнозных расчетов. Это является основой и инструментом разработки и реализации программы развития комплекса производственной инфраструктуры в целом. Дальнейшее существование этой отрасли экономики зависит от того, насколько быстро будут приняты меры для обеспечения условий ее устойчивого развития.
Формирующиеся рыночные механизмы должны сыграть существенную роль в структурной перестройке экономики производственной инфраструктуры региона, в результате которых в складывающихся постиндустриальных структурах составляющие производственной инфраструктуры наряду с прочими вторичными и третичными секторами экономики (обрабатывающая промышленность, строительство, интеллектуальная деятельность) станут одной из ведущих позиций в народнохозяйственном комплексе региона и страны.
В исследовании отмечается, что непременным условием сбалансированного и комплексного развития производственной инфраструктуры в экономическом развитии региона должно стать широкое развитие научных исследований, которые обеспечивают высокий уровень эффективности функционирования инфраструктурных составляющих РД и всего Северного Кавказа. Повышение организационно-технического уровня производственной инфраструктуры непременно потребует создания специального фонда для финансирования актуальных научных исследований и разработок государственной поддержки для развития научного потенциала и проведения фундаментальных исследований в регионе.
В Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. Президент страны справедливо отметил: С 2019 года должны перейти на экологичные доступные технологии. А с 2021 года это должны сделать все предприятия с высокой категорией риска для окружающей среды [13, с. 22]. Потребность в эффективном развитии отрасли инфраструктуры делает особенно важны до проведение научно обоснованного анализа состояния и развития экономики с учетом инновационных преобразований, оценки реального положения и выбора направлений развития на ближнюю и дальнюю перспективу. Только на этой основе становится возможным создание реально функционирующего и эффективно действующего инфраструктурного обеспечения как экономической основы устойчивого развития региона. Следует отметить, что на ближайшее время приоритетное значение придается структурным экономическим преобразованиям инфраструктурной системы, повышению результативности этих преобразований. В связи с этим в сложившихся условиях необходимо ускорить разработку законодательно-правовой базы и усовершенствовать в соответствии с новыми хозяйственными условиями механизм управления инфраструктуры.
В первую очередь, должна быть обеспечена дорожно-инфраструктурная связанность территории как в национальных границах, так и в региональном разрезе, исходя из возможности доступа к сети по подъездам с твердым покрытием практически для всех
населенных пунктов горных районов, в которых проживает значительная часть населения, необходим учёт стратегических интересов Дагестана, а именно: бесперебойное движение вне зависимости от сезонности и погодных условий; доведение транспортно-эксплуатационных качеств сельских дорог до уровня международных стандартов; повышение безопасности дорожного движения и сокращение числа происшествий по причине дорожных условий с учетом инновационных подходов.
Одновременно должны быть созданы условия для строительства и эксплуатации сельских производственных дорог и искусственных сооружений на коммерческих началах с привлечением средств международных финансовых организаций и частных инвесторов. Необходимы также уточнения и изменения в существующей классификации дорог с соответствующим перераспределением ответственности за состояние и развитие автомобильных дорог между уровнями местного самоуправления, новыми собственниками, в том числе с учетом проводимой административной реформы и реформы органов местного самоуправления, возможностей финансирования содержания и развития дорог, реальных темпов и пропорций развития коммерческого сегмента дорожного хозяйства аграрного сектора.
Следовательно, как показал анализ, основными приоритетными направлениями подотрасли производственной инфраструктуры являются задачи по доведению до районных центров автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием, а также развитие дорожной сети в направлении курортных кластеров и выходов в соседние регионы. Сегодня дорожное составляющее производственной инфраструктуры - это одна из самых эффективно и качественно работающих подотраслей экономики. Поставленная перед ними задача в части вовлечения инвестиций в развитие производственных мощностей реализуется системно, с охватом горных территорий требующих в первую очередь доведения дорог с асфальтобетонным покрытием до районных субъектов.
Исследование показало, что в тех районах аграрного сектора, которые неудовлетворительно обеспечены автодорогами, доля транспортных издержек в себестоимости сельскохозяйственной продукции достигает 30-35%. В результате каждое такое «бездорожное» хозяйство несет большие потери. При этом скорость движения подвижного состава по грунтовым дорогам падает в 2-3 раза, а расход и износ шин увеличивается в 1,5-2 раза, себестоимость транспортной продукции возрастает 2-2,5 раза, уменьшается межремонтный пробег подвижного состава. При перевозке зерна по бездорожью горных территорий потери его составляют более 3-5%, растут простои и аварийность.
Особо следует отметить научную новизну исследования, которая состоит в том, что в результате разработки теории и практики по формированию стратегии долгосрочного развития и эффективного функционирования предприятий подотраслей АПК региона с учетом инновационных подходов дана комплексная оценка современного состояния и проблем развития предприятий АПК региона, предложена модель инвестиционной стратегии и разработаны методические подходы и практические рекомендации к формированию стратегии развития предприятий, а также предложены научно обоснованные мероприятия по разработке процесса управления формирования стратегии развития предприятий аграрного комплекса в условиях инновационных преобразований.
Таким образом, автором получены не только теоретические, но и практические результаты, которые могут быть использованы для дальнейшего устойчивого функционирования и развития предприятий аграрной сферы экономики региона с учетом инновационных подходов, а также в разработке методических положений и практических рекомендаций по формированию долгосрочной стратегии развития предприятий. Актуальность развития подотраслей экономики отмечена и в Послании Президента России.
В частности, в своем Послании Парламенту Президент страны обозначил социально-экономический курс подотраслей агропромышленного комплекса на несколько лет вперед. По словам Главы государства Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания. Чтобы решить такие
масштабные задачи констатирует президент надо сосредоточить ресурсы на поддержке прежде всего тех направлениях, которые демонстрируют высокую эффективность. Именно на таких принципах должна строиться программа эффективность развития АПК региона с учетом агроэкологии [12, с. 3]. Считаю успешно решать эту актуальную проблему в агропромышленном комплексе помогают достижения науки, научные разработки ученых.
Весьма наглядна связь дорожной инфраструктуры с отраслями аграрного сектора. Неудовлетворительное развитие дорожной инфраструктуры ведет к существенным потерям выращенной продукции, что уменьшает конечную продукцию АПК, значительно сужает возможности удовлетворения потребностей населения, тогда как развитие инфраструктуры (в первую очередь автодорожной сети) создает благоприятные условия для эффективного развития аграрного сектора экономики, что является одним из важных приоритетов его интенсификации на современном этапе.
При развитии производственной инфраструктуры - необходимо сделать акцент на то, чтобы она работала на внутрирегиональные нужды. Ввиду невозможности решения целого ряда насущных проблем инфраструктуры в рамках традиционных методов управления целесообразны разработка и реализация региональных программ развития отдельных ее составляющих. Наряду с этим необходима разработка и реализация программы развития комплекса производственной инфраструктуры в экономическом развитии региона и страны.
Реализация концепции автора будет способствовать: ускорению рыночных преобразований в отраслях производственной инфраструктуры, созданию благоприятных условий для развития бизнеса, производства и экспорта инфраструктурных услуг; сбалансированному развитию различных видов инфраструктуры, оптимальному распределению ресурсов между ними, предотвращению «отраслевого лоббирования»; максимальному отражению особенностей региона в развитии инфраструктурной системы; формированию и приоритетному развитию национальной производственной инфраструктуры и обеспечению се эффективного функционирования; эффективной интеграции региона в мировую инфраструктурную систему, содействию реализации экспортного потенциала национальной инфраструктурной отрасли, надежному и эффективному инфраструктурному обеспечению экономических связей со странами СНГ, ближневосточного рынка и гарантированному использованию их инфраструктуры для транзита региональных внешнеторговых потоков.
Реализация концепции, координация на основе ее положений действий всех ветвей и уровней власти, бизнеса, различных слоев общества обеспечит наиболее эффективное использование возможностей инфраструктуры в интересах социально-экономического развития региона. Основные выводы работы могут быть использованы при формировании региональной инвестиционной политики, совершенствовании нормативно-правовой и законодательной базы в этой области, разработке федеральных и региональных целевых программ по сбалансированному развитию производственной инфраструктуры, связанных с решением с социально-экономических проблем.
Список источников:
1. Багомедов М.А. Стратегические приоритеты развития социальной сферы региона. Том 1. ISBN 978-5-90 3063-80-2. Махачкала. Издательский дом «Наука плюс», 2011.
2. Гимбатов Ш.М. Проблемы социально-экономического развития республик Северного Кавказа // Вопросы структуризации экономики, 2012. № 3. С. 114-117.
3. Гимбатов Ш.М. Роль социального капитала в экономическом развитии региона // Вопросы структуризации экономики. 2011. № 2. С. 91-93.
4. Гордеев О.И. Комплексное развитие промышленности региона на этапе модернизации и перехода к инновационной экономике // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013, № 2. С. 110-116.
5. Социально-экономическое положение Республики Дагестан за январь-декабрь 2015 г. Махачкала, 2016 г.
6. Дохолян С.В., Экигальцев О.В. Анализ и сравнительная оценка законодательства и несостоятельности и банкротстве. Ежекв.научный журнал «Региональные проблемы преобразования экономики». Махачкала, 2004. № 2.
7. Камалова Т.А. Качество и безопасность товаров и услуг. Научный журнал «Апробация». № 7, 2014. С. 59-61.
8. Курбанов К.К., Петросянц В.З. Роль и место АПК в устойчивом развитии региональной системы (на примере СКФО) // Региональные проблемы преобразования экономики, 2014. С. 107-112.
9. Кутаев Ш.К., Сагидов Ю.Н. Современное состояние и проблемы развития промышленности региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 6. С. 62-66.
10. Петросянц В.З., Дохолян С.В., Петросянц Д.В. Баширова А.А. Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики. - М.: Экономика, 2011.
11. Дохолян С.В., Петросянц В.З., Петросянц Д.В., Курбанов К.К., Садыкова А.М. Механизмы формирования и реализации социально-экономической политики устойчивого развития региональной системы. Под общей редакцией д.э.н., проф. С.В.Дохоляна; РАН, ДНЦ, ИСЭИ. - Москва: Перо, 2016. - 291 с.
12. Послание приоритеты расставлены. Республиканская общественно-политическая газета «Дагестанская правда», 4 декабря 2015 г. С. 3.
13. Основное содержание Послания Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию. Москва, 1 марта 2018 г. 40 с.