Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТА НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТА НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ТРУДОУСТРОЙСТВО / СТУДЕНТ / КАЧЕСТВО / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / РЕАЛИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НАВЫКИ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / ЦЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузенко С. Е., Овчинникова А. Ю., Попов Н. К.

В настоящее время стремительно меняющийся окружающий мир требует постоянного обновления и перемен. В связи с этим ощущается большая необходимость не только в специалистах высокого профессионального уровня, но и в людях, обладающих развитыми лидерскими качествами, которые в нужный момент времени способны сплотить команду, сформулировать перед ней перспективные задачи, поддержать в трудную минуту и повести за собой для достижения новых целей. Действительно, высшие учебные заведения, непосредственно занимающиеся подготовкой будущих специалистов, играют решающую роль в формировании у студентов лидерских качеств, которые являются важнейшей характеристикой личности современного человека. Именно в студенческий период наличие адекватно развитых лидерских качеств является потребностью личности в контексте складывающихся социально-политических и экономических трансформаций современного российского общества. Таким образом, сейчас становятся крайне востребованными молодые, активные, знающие, инициативные, творческие люди, умеющие работать в команде, способные брать на себя ответственность и принимать важные решения. Как правило, такие студенты интереснее и эффективнее проходят процесс обучения, а также быстрее и легче реализуются в будущей профессиональной деятельности. Наличие вовремя сформированных профессиональных и социальных компетенций позволяет молодым специалистам по итогу обучения сразу устроиться на работу и продолжать реализовывать свой потенциал уже в рамках выбранной профессиональной деятельности. Поэтому развитие лидерских качеств в рамках образовательного процесса, как одна из профессиональных компетенций будущих специалистов, является системной необходимостью для эффективного повышения качества высшего образования, а также дальнейшего трудоустройства, что рассмотрено и обосновано в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузенко С. Е., Овчинникова А. Ю., Попов Н. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF INFLUENCE OF STUDENT'S LEADERSHIP QUALITIES ON THE PROCESS OF PROFESSIONAL COMPETENCE DELELOPMENT

At present, the rapidly changing world around us requires constant renovation and change. In connection with this, there is a great necessity not only for specialists of a high professional level, but also for people with developed leadership qualities who are able to unify the team at the right time, formulate long-term tasks for them, support them in difficult times and start the ball rolling to achieve new goals. Indeed, higher educational education establishments directly involved in the training of future specialists play a crucial role in the formation of students' leadership qualities, which are the most important characteristic of the personality of a modern person. It is during the student period that the presence of adequately developed leadership qualities is a need for personal development in the context of the emerging socio-political and economic transformations of modern Russian society. Thus, young, active, knowledgeable, proactive, creative people who are able to work in a team, who are able to take responsibility and make important decisions are now becoming extremely popular. As a rule, these students are more interesting and more effective in the learning process, as well as faster and easier to implement in their future professional activities. The presence of timely formed professional and social skills set allows young professionals to immediately get a job at the end of their training and continue to realize their opportunity within the framework of their chosen professional activity. Therefore, the development of leadership skills within the educational process, as one of the professional skills set of future specialists, is a systemic necessity for effective improvement of the quality of higher education, as well as further employment. In this article it was considered and justified.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТА НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

Кузенко С.Е. Kuzenko S.E.

кандидат исторических наук, доцент кафедры

«Информационные технологии», филиал ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Салават, Российская Федерация

Овчинникова А.Ю.

Ovchinnikova Л.Уи.

студент кафедры «Электрооборудование и автоматика промышленных предприятий», филиал ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Салават, Российская Федерация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Развитие образования

mm

Попов Н.К. Popov N.K.

студент кафедры «Электрооборудование и автоматика промышленных предприятий», филиал ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Салават, Российская Федерация

УДК 316.46-057.875 DOI: 10.17122/2541-8904-2021-3-37-139-146

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТА НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В настоящее время стремительно меняющийся окружающий мир требует постоянного обновления и перемен. В связи с этим ощущается большая необходимость не только в специалистах высокого профессионального уровня, но и в людях, обладающих развитыми лидерскими качествами, которые в нужный момент времени способны сплотить команду, сформулировать перед ней перспективные задачи, поддержать в трудную минуту и повести за собой для достижения новых целей.

Действительно, высшие учебные заведения, непосредственно занимающиеся подготовкой будущих специалистов, играют решающую роль в формировании у студентов лидерских качеств, которые являются важнейшей характеристикой личности современного человека.

Именно в студенческий период наличие адекватно развитых лидерских качеств является потребностью личности в контексте складывающихся социально-политических и экономических трансформаций современного российского общества. Таким образом, сейчас становятся крайне востребованными молодые, активные, знающие, инициативные, творческие люди, умеющие работать в команде, способные брать на себя ответственность и принимать важные решения.

Как правило, такие студенты интереснее и эффективнее проходят процесс обучения, а также быстрее и легче реализуются в будущей профессиональной деятельности. Наличие вовремя сформированных профессиональных и социальных компетенций позволяет молодым специалистам по итогу обучения сразу устроиться на работу и продолжать реализовы-вать свой потенциал уже в рамках выбранной профессиональной деятельности. Поэтому развитие лидерских качеств в рамках образовательного процесса, как одна из профессиональных компетенций будущих специалистов, является системной необходимостью для эффективного повышения качества высшего образования, а также дальнейшего трудоустройства, что рассмотрено и обосновано в данной статье.

Development of educaton

Ключевые слова: лидерство, трудоустройство, студент, качество, процесс обучения, формирование, ответственность, реализация, эффективность, навыки, академическая успеваемость, цель.

RESEARCH OF INFLUENCE OF STUDENT'S LEADERSHIP QUALITIES ON THE PROCESS OF PROFESSIONAL COMPETENCE DELELOPMENT

At present, the rapidly changing world around us requires constant renovation and change. In connection with this, there is a great necessity not only for specialists of a high professional level, but also for people with developed leadership qualities who are able to unify the team at the right time, formulate long-term tasks for them, support them in difficult times and start the ball rolling to achieve new goals.

Indeed, higher educational education establishments directly involved in the training of future specialists play a crucial role in the formation of students' leadership qualities, which are the most important characteristic of the personality of a modern person.

It is during the student period that the presence of adequately developed leadership qualities is a need for personal development in the context of the emerging socio-political and economic transformations of modern Russian society. Thus, young, active, knowledgeable, proactive, creative people who are able to work in a team, who are able to take responsibility and make important decisions are now becoming extremely popular.

As a rule, these students are more interesting and more effective in the learning process, as well as faster and easier to implement in their future professional activities. The presence of timely formed professional and social skills set allows young professionals to immediately get a job at the end of their training and continue to realize their opportunity within the framework of their chosen professional activity. Therefore, the development of leadership skills within the educational process, as one of the professional skills set of future specialists, is a systemic necessity for effective improvement of the quality of higher education, as well as further employment. In this article it was considered and justified.

Key words: leadership, employment, student, quality, learning process, development, responsibility, realizing, efficiency, skills, academic progress, goal.

Процесс формирования и развития лидерских качеств у любого человека является индивидуальным, поэтому попытки заставить всех студентов становиться лидерами, безусловно, не увенчаются успехом.

Нежелание конкретного человека выступать в этой роли может быть связано не только с апатичным настроем к происходящему в данный момент времени, но и с устройством его нервной системы в целом.

Темперамент, как совокупность личностных особенностей каждого человека (эмоциональность, быстрота и качество реакции, возбужденность, коммуникабельность и т.д.), напрямую влияет на формирование его лидерских качеств [1].

Понятие «темперамент» в переводе с латинского означает «смесь», соответственно определить принадлежность к какому-то

одному из четырех основных типов темперамента редко представляется возможным.

Выделяют четыре типа темпераментов: меланхолический, флегматический, сангвинический и холерический. Меланхолики характеризуются эмоциональным и весьма пессимистичным характером, а флегматики - спокойными и пассивными чертами характера [2]. В свою очередь, сангвиники и холерики обладают оптимистичными, подвижными чертами характера, общительностью.

Функция темперамента в формировании человека как личности сводится к тому, что он при определённых возмущениях окружающей человека среды воздействует на его реакцию. При этом влияние внешней среды обуславливается прежде всего типом темперамента индивидуума, его особенностями,

Развитие образования

что приводит к совершенно разным способам реагирования на ту или иную ситуацию.

Как следствие, различные ситуации и поведение выполняют определённые стимулирующие функции, и поэтому человек, находясь в тех или иных условиях среды, поощряется или наказывается за то, что стремится к одним ситуациям и избегает другие

[3].

Рассматривая это на примере деятельности студенческого актива ФГБОУ ВО «УГНТУ» в г. Салавате, можно сказать, что студенты, которые принимают активное участие в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой, спортивной деятельности филиала, поощряются тем, что имеют возможность получать, помимо академической, повышенную стипендию.

Также эти студенты создают собственный имидж лидера и вырабатывают в себе опре-

делённые навыки, которые, распространяясь на различные ситуации и формы поведения, формируют соответствующие интеллектуальные, организаторские, исполнительские, социально-коммуникативные и наставнические качества.

Как правило, 15 % от общего количества студентов каждой группы вступает в студенческий актив. Например, на 2016 год только первокурсники составляли порядка 40 % от общего количества активистов. На 2021 год данный показатель увеличился до 55 %.

Таким образом, по результатам анкетирования установлено, что первокурсники, сразу вступающие в ряды активистов, чувствуют большую необходимость в самовыражении, стремятся быть активными участниками происходящего, хотят меняться и становиться лучшей версией себя (рис. 1).

Рисунок 1. Результаты анкетирования первокурсников

Development of education

Ежегодно в филиале проводятся различные мероприятия, в ходе которых студенты, также занимающиеся их организацией и проведением, имеют возможность учиться целенаправленно действовать по четкому алгоритму действий, самостоятельно находить нестандартные решения или интегрировать усилия группы в проблемной ситуации, раз-

решая межличностные конфликты и обучаясь гибкому стилю общения.

Так, в соответствии с результатами анкетирования, участники студенческого клуба, обучающиеся на 4 курсе и уже освоившие некоторые социальные компетенции, благодаря участию в подобных мероприятиях, чувствуют себя более уверенными и мобильными в обществе (рис. 2).

Рисунок 2. Результаты анкетирования четверокурсников

Также стоит отметить, что более 50 % из фессиональной деятельности (рис. 3). опрошенных готовы к своей будущей про-

Рисунок 3. Результаты анкетирования четверокурсников

В процессе обучения в вузе подготовка личности к принятию роли лидера, как и освоение поведенческих основ лидерства, идет на пользу усвоению студентом предметных областей. На практике это прослеживается в том, что академическая успеваемость активистов выше среди других учебных групп, в которых студенты вовлечены исключительно в образовательный процесс.

Развитие образования

Однако стоит заметить, что в реальной жизни развивать лидерские качества студента следует именно в той области, где у него наиболее выражены способности. Так студент шаг за шагом научится принимать роль лидера и в других видах деятельности, требующих тех же интеллектуальных, исполнительских и организаторских качеств, в зависимости от ситуации их проявления (рис. 4).

Рисунок 4. Результаты опроса четверокурсников

В противном случае, вынуждая студента находиться в ситуациях или выполнять действия, интенсивность которых постоянно нарушает оптимальный для него уровень возбуждения, создаются условия, способствующие формированию нежелательных свойств личности [3].

Следовательно, идеально подходящих для всех видов деятельности темпераментов не существует, поэтому при их рассмотрении нельзя выделить лучшие или худшие, так как каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Главные усилия при развитии лидерских качеств должны быть направлены не на переделку того или иного темперамента, а на разумное применение его положительных и нивелирование его отрицательных сторон [4].

Стоит заметить, что всё еще значительной остается часть студентов, не обладающих какими-либо выраженными способностями и талантами, а также не стремящихся выразить себя, достичь собственными усилиями определенного социального статуса (рис. 5) [5].

Очевидным является то, что подобные апатичные проявления затрудняют процессы

Development of education

Рисунок 5. Результаты анкетирования специалистов

их социальной адаптации и профессионального становления. В студенческий период жизни требуется определенная организационная и психолого-педагогическая деятельность по оказанию помощи молодежи в развитии её лидерских устремлений, а именно, конкурентоспособности и успешности в социальных сферах.

Если рассматривать лидерство как контроль и управление над ситуацией и учитывать то, что придерживаться одного и того же типа лидерства в различных ситуациях также невозможно, то умелое использование того либо иного типа лидерства или их сочетания в определенный момент времени, независимо от темперамента, можно назвать настоящим искусством.

Постижение искусства лидерства в сфере образования представляет большой интерес с практической точки зрения. Ведь на сегодняшний день, в условиях нелинейности общественного развития и непредсказуемости многих социальных явлений, возникает

большая необходимость в инициативных лидерах, способных самостоятельно творчески действовать в нестандартной ситуации и объединять группы людей для генерирования новых идей, путей решения той или иной проблемы, а также создания новых технологий (рис. 6).

Таким образом, в рамках образовательного процесса формирование и развитие лидерских качеств, как одной из профессиональных компетенций будущих специалистов, является необходимостью для эффективного повышения качества высшего образования, а также дальнейшего трудоустройства специалистов.

Познавать искусство лидерства можно всю жизнь, так как перспективное видение, гибкость, чувствительность к изменениям и ориентированность на результат являются одними из составляющих лидерских качеств, которые совершенствуются с течением времени. В рамках профессиональной подготовки студентов формирование и развитие

Развитие образования

Рисунок 6. Результаты анкетирования специалистов

Вы когда-нибудь занимались разработкой проектов?

13 ответов

\ 30,8% "

>69,2% Л

I :

Да Нет

Рисунок 7. Результаты анкетирования специалистов

лидерских качеств можно представить в виде трех компетенций:

- индивидуально-лидерская;

- управленческо-лидерская;

- коммуникативно-прогностическая. Процесс формирования лидерских качеств

студентов в образовательном процессе может носить поэтапный характер, соответствующий логике развития динамического образования личности и преследующий нижеперечисленные цели:

- актуализация лидерских потребностей;

- активизация лидерского потенциала;

- организация лидерского взаимодействия [7, 8].

Следовательно, необходимо создание в высших учебных заведениях специальных условий для формирования, развития и совершенствования лидерских качеств, а также целенаправленное обучение студентов совокупности знаний, понятий и навыков в данной области, которые будут способствовать появлению стремления приобрести профессиональные компетенции, основывающиеся на расширении у них лидерской компетент-

Development of educäton

ности и совершенствовании собственного ряда личностных качеств.

Таким образом, если задачей высших учебных заведений помимо передачи предметных знаний будет являться и развитие творческого потенциала, то тогда, путем постепенного освоения искусства лидерства на основе индивидуального, профессионального и стратегического уровней, студенты в процессе обучения, независимо от своего темперамента, будут иметь возможность выявлять и развивать в себе необходимые

Список литературы

1. Исследование взаимосвязи типов темперамента и лидерских качеств у людей, занимающих руководящие должности: Курсовая работа по дисциплине «Социальная психология». - Екатеринбург, 2011. - 70 с.

2. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. - М.: Академия, 2015. - С. 109-120.

3. Кошенская. Психологическая специфика подросткового темперамента. -Краснодар: КубГУ 2018. - 35 с.

4. Спивак В.А. Лидерство: учебное пособие для бакалавров. - М.: Юрайт, 2014. -396 с.

5. Танишева Р.Т., Голованова И.И. Формирование лидерских качеств у студентов колледжа при изучении общественных наук [Электронный ресурс]: https://core.ac.uk/ download/pdf/197439305.pdf (дата обращения 15.03.2021)

6. Лесина Л.А. Лидерство в образовании: социологический анализ: Дис. ... канд. социол. наук. - Екатеринбург: Уральский гос. техн. ун-т, 2002. - 165 с.

7. Саляхов В.Ю. Формирование лидерских качеств студентов: на опыте подготовки менеджеров: Дис. ... канд. пед. наук. -Волгоград, 2008. - 189 с.

8. Ильясов А.С. Проблема лидерства в коллективе. Основные типы лидеров [Электронный ресурс]: https://novainfo.ru/ article/7737 (дата обращения 16.03.2021)

лидерские качества для общей компетентности и дальнейшей конкурентоспособности на рынке труда.

Рассмотренная в данной статье необходимость процесса формирования и развития лидерских качеств студентов, как одной из профессиональных компетенций, позволяет значительно повысить качество высшего образования, а также облегчить и ускорить процесс трудоустройства будущих специалистов.

References

1. Study of the relationship between types of temperament and leadership qualities in people holding managerial positions / Coursework on the discipline "Social Psychology»: Yekaterinburg, 2011-70 p.

2. Shelamova G.M. Business culture and psychology communication. - Moscow: Publishing Center "Academy", 2015 - p. 109120.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Koshenskaya. Psychological specifics of adolescent temperament: FGBOU VO "KubGU", Krasnodar, 2018, - 35 p.

4. Spivak V.A. Leadership: a textbook for bachelors. - M.: Yurayt Publishing House, 2014. - 396 p.

5. Tanisheva R.T., Golovanova I.I. Formation of leadership qualities in college students in the study of social sciences [Electronic resource]: https://core.ac.uk/ download/pdf/197439305.pdf (date of access 15.03.2021)

6. Lesina L.A. Leadership in education: a sociological analysis // Dissertation for the degree of Candidate of Social Sciences. Ural State Technical University: Yekaterinburg, 2002165 p.

7. Salyakhov V. Yu. Formation of leadership qualities of students: on the experience of training managers: Dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences: Volgograd, 2008-189 p.

8. Ilyasov A.S. The problem of leadership in the team. The main types of leaders [Electronic resource]: https://novainfo.ru//article/7737 (date of access 16.03.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.