Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия развития лидерских качеств у студентов вуза'

Психолого-педагогические условия развития лидерских качеств у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ / МОТИВАЦИЯ / LEADERSHIP / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / CRITERIA AND INDICATORS OF LEADERSHIP QUALITIES FORMATION / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковшова Татьяна Петровна, Гакельберг Татьяна Борисовна, Байтуякова Ольга Владимировна

В данной статье раскрываются психолого-педагогические условия (комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, обеспечивающих целенаправленный процесс) развития лидерских качеств у студентов вуза: обеспечение ориентации на видение эталона современного специалиста-лидера; определение критериев и показателей сформированности лидерских качеств преподавателя (эдвайзера) профилирующих дисциплин; разработка и реализация программы по развитию лидерских качеств студентов вуза. Показано, что мотивация заложена в самом процессе учебно-творческой деятельности студентов, а личностно-ориентированный подход обеспечивает направление подготовки студента на формирование личности будущего специалиста-лидера, его профессиональное становление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковшова Татьяна Петровна, Гакельберг Татьяна Борисовна, Байтуякова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF LEADERSHIP QUALITIES IN UNIVERSITY STUDENTS

This article reveals the psychological and pedagogical conditions (a set of interrelated and interdependent factors that ensure a goal-directed process) of leadership development among university students: providing orientation of students' leadership development to a vision of the standard of a modern specialist leader; determination of criteria and indicators of the formation of leadership qualities of a teacher (adviser) of majors; development and implementation of a program for the development of leadership qualities of university students. It is shown that motivation is embedded in the very process of educational and creative activity of students, and a personality-oriented approach provides the direction of student preparation for the formation of the personality of the future specialist leader, his professional formation.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия развития лидерских качеств у студентов вуза»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА Ковшова Татьяна Петровна, м.э.н., МВА, старший преподаватель

(tanya_timoshina@mail.ru) Гакельберг Татьяна Борисовна, м.э.н., старший преподаватель

(gakelberg-f-15@mail.ru) Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева,

г.Петропавловск, Казахстан Байтуякова Ольга Владимировна, воспитатель (olgabaituyakova1@mail.ru) Детский сад-ясли «Солнышко», г.Петропавловск, Казахстан

В данной статье раскрываются психолого-педагогические условия (комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, обеспечивающих целенаправленный процесс) развития лидерских качеств у студентов вуза: обеспечение ориентации на видение эталона современного специалиста-лидера; определение критериев и показателей сформирован-ности лидерских качеств преподавателя (эдвайзера) профилирующих дисциплин; разработка и реализация программы по развитию лидерских качеств студентов вуза. Показано, что мотивация заложена в самом процессе учебно-творческой деятельности студентов, а личностно-ориентированный подход обеспечивает направление подготовки студента на формирование личности будущего специалиста-лидера, его профессиональное становление.

Ключевые слова: лидерство, психолого-педагогические условия, критерии и показатели сформированности лидерских качеств, мотивация.

Одной из задач нашего исследования является разработка психолого-педагогических условий развития лидерских качеств у студентов вуза.

Анализ логики становления понятия «лидер», проведенный на основе теоретического исследования психолого-педагогической литературы, свидетельствует о том, что существует многообразие подходов к пониманию этого понятия. В нашем исследовании мы придерживаемся точки зрения Л.И. Уманского. Лидерство - это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций.

Важно разъяснить то, что обозначается термином «условие». В словаре С.И. Ожегова дано следующее определение: «условие - обстоятельство, от которого что-то зависит» [1]. «Условия» в философском аспекте рассматривают как ряд объектов (вещи, процессы, отношения), которые необходимы для появления, существования или модификации данного объекта [2].

Психологические и педагогические условия рассматривают ученые как:

- обстоятельства взаимодействия предметов образовательного процесса, которые считаются результатом целеустремленного, запланированного выбора, конструкции и применения элементов, содержания, методов для достижения целей образовательных действий [3];

- ряд факторов, выбора определенных принципов, организации, создающей культуру окружающей среды, разработки модели, образовательной системы, раскрытия семантических компонентов, стимула для изучения, и преобразования образовательного процесса, подготовки специального преподавательского состава, использования новейших методов и технологий [4];

- набор возможностей содержания, форм, методов целостного образовательного процесса, которые направлены на достижение целей образовательного процесса [5].

В контексте нашего исследования мы будем понимать психолого-педагогические условия как комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, обеспечивающих целенаправленный процесс развития лидерских качеств у студентов вуза.

Возможные ступени роста лидерства: внутренний, ситуационный, командный и системный - значит, его можно развивать у студентов. Результатом этого процесса будет развитие внутренней психологической организации студента, которая будет проявляться в лидерских качествах студентов [6].

Базироваться процесс будет на научном опыте организации развития лидерских качеств, эмпирических материалов, представленных в исследованиях: А.Н. Ашихмина [7], А.В. Валькова [8], М.С. Балунова [9], Р.Л. Кри-чевского [10], Э.Е. Лукьянчикова [11], Н.Н. Маслянова [12], О.И. Скрып-никова [13], О.В. Фомичевой [14] и др.

Обобщая авторские позиции, мы выделили следующие психолого-педагогические условия:

- обеспечение ориентации развития лидерских качеств студентов вуза на видение эталона современного специалиста-лидера;

- определение критериев и показателей сформированности лидерских качеств специалиста;

- разработка и реализация программы по развитию лидерских качеств студентов вуза.

Решающим условием для развития качеств лидера у студентов вуза является процесс реализации внутреннего потенциала человека, когда содержание проявляется в улучшении, самосовершенствовании, изменении себя из года в год на всей линии жизни.

Студентов необходимо обучать, они должны брать пример с лучших преподавателей кафедры и специалистов-лидеров на базе практике; они не должны быть предоставлены сами себе. Только так можно повысить дисциплину у студентов.

В действительности, образование необходимо для того чтобы улучшить компетенцию подчиненного [15]. Присутствие большую часть времени в вузе преподавателя или эдвайзера рядом со студентами уже увеличивает эффективность подразделений вуза, показатели профессорско-преподавательского состава, показатели студентов и их взаимную дисциплину. Поэтому так важен контроль посещаемости вуза на постоянной основе. Образование также необходимо и для преподавателя (эдвайзера) самого, так как он должен постоянно профессионально и лично совершенствоваться, не удовлетворяться уже полученными успехами.

И.А. Баева, считает, что воспитательная и образовательная среда - это психологическая и педагогическая реальность, которая содержит условия,

специально организованные для развития личности обучающегося, а также совокупность возможностей для развития, включенных в социальную и объективную среду, психологическая сущность которой является совокупностью воспитательных актов и взаимоотношения обучающихся и

педагогов. Установление этой реальности возможно благодаря системе отношений тех субъектов, которые в этом принимают участие [16].

Следующим условием является определение критериев и показателей сформированности лидерских качеств преподавателей (эдвайзеров) профилирующих дисциплин.

Для определения критериев и показателей сформированности лидерских качеств преподавателя (эдвайзера) профилирующих дисциплин необходимо рассмотреть индивидуально-психологические особенности студентов.

Диагностируются они по следующим критериям, представленными ниже.

1) Мотивационный критерий - направлен на понимание студентами образовательных и воспитательных потребностей, их целей и представлении последних о содержании и результате будущей профессиональной деятельности, активизация в образовательном пространстве, положительная мотивация.

2) Когнитивный критерий - направлен на овладение совокупностью знаний о феномене лидерства, алгоритмов организационной деятельности в группе, способности практического размышления в образовательной среде вуза.

3) Поведенческий критерий - направлен на процесс сотрудничества между преподавателями, эдвайзерами и студентами, для передачи личной и профессиональной культуры, опыта, образа жизни и продуктов деятельности, определяющих основания для развития лидерских качеств студентов вуза, присутствие необходимых умений для осуществления самостоятельной и научно-исследовательской работы на базе существующих знаний, также выбора метода планирования и реализации деятельности для решения задач, которые способствуют развитию лидерских качеств у студентов

По мнению многочисленных практиков, одним из наиболее трудных условий для того, чтобы обеспечить высокое качество современного обучения и воспитания в контексте личностно-ориентированного обучения, считается формирование и сохранение оптимальной мотивации учения современных студентов, а также использование эффективных средств, чтобы развивать мотивацию у студентов [18].

Любая работа, ориентированная на успех, невозможна без дальнейшего анализа, идентификации ошибок и обозначения перспектив. Составляющая мотивационного компонента:

1) характеризуется направленностью на понимание студентами собственных воспитательных и образовательных потребностей, целей и семантических идей относительно содержания и результатов деятельности;

2) активизируется включением в образовательное пространство, знаниями о новом в изучении гуманитарных тем;

3) запускается желанием стать компетентным.

Мотивационная основа личности - это устойчивые мотивы личности, которые имеют некоторую иерархию и также выражают направление личности [19]. Мотивация самостоятельной деятельности человека определяется мотивами не только, чтобы преодолевать препятствия, затрачивать усилия там, где это нужно, но и также к тому, чтобы быть самостоятельным, креативным и легко обучающимся. Мотивация заложена в самом процессе учебно-творческой деятельности студентов. А также в процессе приобретения определенных знаний для профессионального становления, в стремлении больше узнать о профессии и также активно действовать в ее области [20].

Когнитивный компонент характеризуется направленностью на освоение совокупности знаний преимущественно прикладного характера, способствующих развитию лидерских качеств студентов.

Поведенческий компонент характеризуется наличием умений, успешного опыта реализации нужных действий самостоятельной и научно-исследовательской работы на базе имеющихся знаний, а также выбором способов планирования и реализации деятельности по решению различных задач, способствующих развитию лидерских качеств [21].

Следующим условием является разработка и реализация программы по развитию лидерских качеств студентов вуза. Данное условие основывается на организации взаимодействия всех участников образовательного процесса по реализации последней.

Результативность реализации психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие лидерских качеств у студентов вуза, включает в себя:

- увеличение лидерских качеств у студентов;

- наличие программы развития лидерских качеств у студентов в условиях высшей школы;

- наличие программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса.

Для обеспечения развития лидерских качеств у студентов важно, чтобы используемые технологии относились к личностно-ориентированным. Они обеспечивают образовательные потребности каждого студента в соответствии с его индивидуальными особенностями, гарантируют перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности в условиях вуза.

Личностно-ориентированный подход также обеспечивает направление подготовки студента на формирование личности будущего специалиста-лидера, его профессиональное становление.

Вывод. Психолого-педагогические условия (комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, обеспечивающих целенаправленный процесс) развития лидерских качеств у студентов вуза: обеспечение ориентации на видение эталона современного специалиста-лидера; определение критериев и показателей сформированности лидерских качеств преподавателя (эдвайзера) профилирующих дисциплин; разработка и реализация программы по развитию лидерских качеств студентов вуза.

Список литературы

1. Ожегов С. Толковый словарь русского языка. [Текст]: М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 732 с.

2. Новый энциклопедический словарь. [Текст]: М., 2010.

3. Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - Педагогика Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР, Москва, 1983. - 448 с.

4. Багрецов, С. А. Анализ неформальной структуры малой группы [Текст]:/ С. А. Багрецов. - М.: Муравей, 1990. - 110 с.

5. Баева И. А., Гаязова Л. А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru . 2012. № 3.

6. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука [Текст]:// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень, 1990. С. 8 - 39.

7. Ашихмин А. Н. Развитие профессиональных лидерских качеств у курсантов вузов МВД России средствами физической подготовки и спорта [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - СПб.: СПбГУ, 2006.

8. Вальков, А.В. Современные подходы к теории развития лидерских качеств будущих офицеров [Текст]:/ А.В. Вальков // Европейский журнал социальных наук. - Рига -Москва. - 2012. - № 6 (22). - С. 303-308.

9. Балунов М. С. Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно-экономического вуза. [Текст]: Автоеф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2010. - 126 с.

10. Кричевский Р. Л. Психология лидерства: учеб. пос. [Текст]: - М.: Статут, 2007.

11. Лукьянчиков Э.Е. Становление лидерских качеств личности в системе высшего военного профессионального образования. Диссертация кандидата педагогических наук, 2003.

12. Маслянов Н. Н. Психолого-педагогические условия развития готовности курсантов к лидерству. Диссертация кандидата педагогических наук, [Текст]: 2001.

13. Скрыпников О. И. Психолого-педагогические условия формирования качеств лидера у курсантов военных институтов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Саратов: СГУ им. Н. Г. Чернышевского, 1999.

14. Фомичева О. В. Формирование профессиональной готовности будущих офицеров запаса к лидерской деятельности в гражданском морском вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01.- Великий Новгород, 2013.

15. Ковшова Т.П., Цапова О.А., Серикпаев Е.А. "Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования" научно-практический журнал №8 (18) 2016 ISSN B 2311-410X, ЮЗГУ - Курск.- С. 129-138.

16. Вальков А.В. Развитие лидерских качеств офицера внутренних войск в образовательном процессе военного вуза // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 312-315. -URL https://moluch.ru/archive/43/5234/ (дата обращения: 03.02.2020).

17. Шет, Э.Х. Организационная культура и лидерство [Текст]. - СПб.: Питер, 2012.

18. https://cyberleninka.ru/article/n/o-liderstve-voennosluzhaschih-i-napravleniyah-ego-formirovaniya-sredstvami-voinskogo-vospitaniya

19. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. [Текст]:- М.: Интор.1996. - 159c.

20. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. [Текст]: - М.: Педагогика, 2014. - 315 с.

21. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-liderskih-kachestv-u-kursantov-morskogo-vuza

Kovshova Tatyana P., MES, MBA, senior lecturer

(tanya_timoshina@mail.ru)

Gakelberg Tatyana B., MES, senior lecturer

(gakelberg-f-15@mail.ru)

North Kazakhstan state University them. M. Kozybayev, Petropavlovsk, Kazakhstan

Baituyakova Olga V., teacher

(olgabaituyakova1@mail.ru)

Kindergarten-nursery "Sun", Petropavlovsk, Kazakhstan PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF LEADERSHIP QUALITIES IN UNIVERSITY STUDENTS

This article reveals the psychological and pedagogical conditions (a set of interrelated and interdependent factors that ensure a goal-directed process) of leadership development among university students: providing orientation of students' leadership development to a vision of the standard of a modern specialist leader; determination of criteria and indicators of the formation of leadership qualities of a teacher (adviser) of majors; development and implementation of a program for the development of leadership qualities of university students. It is shown that motivation is embedded in the very process of educational and creative activity of students, and a personality-oriented approach provides the direction of student preparation for the formation of the personality of the future specialist leader, his professional formation. Key words: leadership, psychological and pedagogical conditions, criteria and indicators of leadership qualities formation, motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.