Научная статья на тему 'Исследование лидерских качеств и гражданской позиции студентов в условиях социально-культурной безопасности вуза: содержание и анализ результатов'

Исследование лидерских качеств и гражданской позиции студентов в условиях социально-культурной безопасности вуза: содержание и анализ результатов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТОВ / ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ / БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВУЗА / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ ВУЗА / CIVIL POSITION OF STUDENTS / LEADERSHIP / LEADERSHIP QUALITIES / CLASSIFICATION OF LEADERSHIP QUALITIES / SECURITY / SOCIO-CULTURAL SECURITY OF THE UNIVERSITY / SOCIAL SECURITY / DIAGNOSTICS OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF LEADERSHIP QUALITIES AND CIVIL POSITION OF STUDENTS IN A SOCIALLY-CULTURAL SAFE ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Р. В., Анохина Н. К., Синектутова Д. С.

Введение. В статье описано современное состояние проблемы в теории и практике, представлена классификация лидерских качеств, описаны содержание и результаты исследования уровня развития лидерских качеств студентов и их гражданской позиции; проанализирован опыт Астраханского государственного университета по созданию социально-культурной безопасной среды вуза. Цель статьи раскрыть содержание и результаты анализа исследования лидерских качеств и гражданской позиции студентов в условиях социально-культурной безопасности вуза. Материалы и методы. В исследовании применялись анализ философских, культурологических и психолого-педагогических научных источников, систематизация, классификация, а также практические методы методика «КОС» (Коммуникативные организаторские склонности), тест «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого и тест на целеустремленность, обобщение опыта практической работы в Астраханском государственном университете, методы математической статистики. Обследование проводилось в онлайн-сервисе для создания форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов «GoogleФормы». Результаты. На основе выделенной классификации лидерских качеств была разработана и реализована программа диагностики уровня развития лидерских качеств и гражданской позиции студентов, дана оценка и анализ полученных данных; описан опыта Астраханского государственного университета по созданию социально-культурной безопасной среды вуза. Обсуждение. Подчеркивается, что сформированные лидерские качества студентов и их гражданская позиция являются основой создания социально-культурной безопасной среды вуза, а также позволяют повысить эффективность процесса профессиональной подготовки будущих специалистов. Заключение. Делается вывод о том, что формирование лидерских качеств студентов и их гражданской позиции будет способствовать формированию и развитию конкурентноспособной личности будущего специалиста, ориентирующейся в условиях становления современной социально-культурной безопасной среды на национальном и мировом уровне. Основные положения: выявлена роль социально-культурной безопасности вуза в развитии лидерских качеств студентов и их гражданской позиции, их взаимовлияние; представлена классификация лидерских качеств студентов, на основе которой подобраны методики диагностики сформированности лидерских качеств студентов и их гражданской позиции; представлены работающие практики по развитию лидерских качеств студентов и их гражданской позиции в условиях социально-культурной безопасной среды вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF LEADERSHIP AND CITIZENSHIP IN TERMS OF SOCIO-CULTURAL SECURITY OF THE UNIVERSITY: CONTENT AND ANALYSIS OF RESULTS

Introduction. The article studies the current state of the problem in theory and practice, presents the classification of leadership qualities, describes the content and results of the study of the level of development of leadership qualities of students and their citizenship; analyzes the experience of the Astrakhan state University to create a socio-cultural safe environment of the University. The purpose of the article is to reveal the content and results of the analysis of the study of leadership qualities and citizenship of students in terms of social and cultural security of the University. Materials and methods. The study used the analysis of philosophical, cultural, psychological and pedagogical scientific sources, systematization, classification, as well as practical methods the method of "KOS" (Communicative organizational tendencies), the test "Diagnosis of leadership abilities" E. Zharikova, E. Krushelnitsky and the test of purposefulness, generalization of practical experience at the Astrakhan state University, methods of mathematical statistics. The survey was conducted in the online service to create feedback forms, online tests and surveys "Googleformy". Results. Based on the selected classification leadership qualities were developed and implemented program for diagnosing the level of leadership development and citizenship of students, assessment and analysis of the data; described the experience of Astrakhan state University on the creation of socio-cultural safe environment of the University. Discussion. It is emphasized that the formed leadership qualities of students and their civic position are the basis for the creation of social and cultural safe environment of the University, as well as allow to improve the efficiency of the process of professional training of future specialists. Conclusion. It is concluded that the formation of leadership qualities of students and their citizenship will contribute to the formation and development of a competitive personality of the future specialist, oriented in the conditions of formation of modern socio-cultural safe environment at the national and world level. Highlights: the role of socio-cultural security of the University on the development of leadership qualities of students and their citizenship, their mutual influence; The classification of leadership qualities of students is presented, on the basis of which the methods of diagnostics of formation of leadership qualities of students and their civil position are selected; Presented working practices for the development of leadership qualities of students and their citizenship in a socially-cultural safe environment of the University.

Текст научной работы на тему «Исследование лидерских качеств и гражданской позиции студентов в условиях социально-культурной безопасности вуза: содержание и анализ результатов»

DOI: 10.25588/CSPU.2019.39.96.013

УДК 378 |

ББК 74.48 |

а a я s

то

Р. В. Смирнова1,Н. К. Анохина2, Д. С. Синектутова3 |

1ORCID № 0000-0003-0666-2673 |

S

Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой a

социальной педагогики и психологии, Астраханский |

государственный университет, г. Астрахань, Российская Федерация. s

E-mail:[email protected] g

а a я

о *

о »

a о

з ц

Российская Федерация. s

E-mail: [email protected] У

Q Л

3ORCID № 0000-0002-4385-5338 Я

2ОЯСГО № 0000-0002-1851-3803 Ассистент кафедры социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет, г. Астрахань

Магистрант по программе «Журналистика», направленность «Язык и стиль СМИ», факультет филологии и журналистики,

о а а

о

оа

Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Российская Федерация. |

х

E-mail: [email protected] о

ц s

о*

о я

оо

а I

11

ж о-

a|

я У S а то я s о

я ®

a то

8 з

s §

з a

Аннотация то я

у о

Введеяие. 1 |

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВУЗА: СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

В статье описано современное состояние проблемы в теории и практике, § ^ представлена классификация лидерских качеств, описаны содержание и результа-

з a

Сй • •

а

«о

0

1

Ж

а

и

4

а ж а

ё ж

а"

«о

о

ж §-

05

ты исследования уровня развития лидерских качеств студентов и их гражданской позиции; проанализирован опыт Астраханского государственного университета по созданию социально-культурной безопасной среды вуза. Цель статьи - раскрыть содержание и результаты анализа исследования лидерских качеств и гражданской позиции студентов в условиях социально-культурной безопасности вуза.

Материалы и методы. В исследовании применялись анализ философских, культурологических и психолого-педагогических научных источников, систематизация, классификация, а также практические методы - методика «КОС» (Коммуникативные организаторские склонности), тест «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого и тест на целеустремленность, обобщение опыта практической работы в Астраханском государственном университете, методы математической статистики. Обследование проводилось в онлайн-сервисе для создания форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов «GoogleФормы».

Результаты. На основе выделенной классификации лидерских качеств была разработана и реализована программа диагностики уровня развития лидерских качеств и гражданской позиции студентов, дана оценка и анализ полученных данных; описан опыта Астраханского государственного университета по созданию социально-культурной безопасной среды вуза.

Обсуждение. Подчеркивается, что сформированные лидерские качества студентов и их гражданская позиция являются основой создания социально-культурной безопасной среды вуза, а также позволяют повысить эффективность процесса профессиональной подготовки будущих специалистов.

Заключение. Делается вывод о том, что формирование лидерских качеств студентов и их гражданской позиции будет способствовать формированию и развитию конкурентноспособной личности будущего специалиста, ориентирующейся в условиях становления современной социально-культурной безопасной среды на национальном и мировом уровне.

Ключевые слова: гражданская позиция студентов, лидерство, лидерские качества, классификация лидерских качеств, безопасность, социально-культурная безопасность вуза, социальная безопасность, диагностика уровня развития лидерских качеств и гражданской позиции студентов в условиях социально-культурной безопасной среды вуза.

Основные положения:

- выявлена роль социально-культурной безопасности вуза в развитии лидерских качеств студентов и их гражданской позиции, их взаимовлияние;

- представлена классификация лидерских качеств студентов, на основе которой подобраны методики диагностики сформированности лидерских качеств студентов и их гражданской позиции;

- представлены работающие практики по развитию лидерских качеств студентов и их гражданской позиции в условиях социально-культурной безопасной среды вуза.

о

ТО

то а о а а я к

то

^

к

а

1-2 3

о *

к

а

л

то о

1 Введение (Introduction)

В основе устойчивого состояния социума, оптимального удовлетворения потребностей народа, качества жизни, а также создания условии" для развития личности с учетом социально-культурных особенностей страны и воспроизводства лежит социально-культурная безопасность общества. В социально-культурной безопасности мы рассматриваем две составляющие: социальная и культурная безопасности.

В рамках данного исследования более подробно остановимся на такой составляющей как социальная безопасность, которая рассматривается многими авторами (А. А. Брыз-галина, О. И. Кашник) как совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отно-

шении в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса, нынешних и будущих поколении" [1].

Исходя из этого, объектом социально-культурной безопасности выступает личность, ее свободы в обществе, а также общность людей, объединенных ценностными и моральными установками, в новых социально-экономических, политико-культурных условиях.

Социально-культурная значимость молодежной политики состоит в решении проблемы подготовки будущих руководителей, которые в условиях работы смогут выходить из сложных ситуаций командообразова-ния, с помощью сформированной гражданской позиции и использования лидерских качеств, при решении

з а

а а

я

о

* о »

а о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

з к

ц к к

У

а то

я

т о

а а

о

о

а

я

x о

о Ц к

о-оя оо

О/ i

11

Ж о-

а Т

я У кз

тоя ко ~ »

я ®

ато

з о

а а

о я о о

к

з

з

то

1 1 s

Т « а

S У з

а

Сй • •

а

«о

0

1

Ж

а

и

4

а ж а

ё ж

а"

«о

о

ж §-

05

социальных задач управления с учетом общественно-значимых мероприятий, проводимых студенческими коллективами. Подготовка лидеров среди молодежи, формирование их гражданской позиции является перспективной, особенно в аспекте формирования социально-культурной безопасности общества.

В последние годы лидерство и гражданская позиция молодежи становятся предметом социологических, психологических и экономических дисциплин. Они исследуют пути и способы развития лидерских качеств молодежи и их гражданской позиции. Исследователи в области молодежного лидерства и гражданской позиции утверждают, что общественная работа создает положительные условия для формирования лидерских качеств молодых людей. Из этого следует, что лидерство означает социальную активность [2].

Изучение проблем развития лидерства и гражданской позиции среди молодежи в настоящий период является актуальным для современного социально-культурного российского общества.

Проблема развития лидерских качеств и социальной активности молодежи отражена в трудах философов, психологов и педагогов (Б. Г. Ананьева, Л. П. Буевой, О. Г. Дробницкого, И. С. Кона, В. Т. Лисовского, Н. Д. Никандрова, С. Л. Рубинштейна, А. С. Шарова, В. А. Ядова и др.).

Вопросы совершенствования социально-культурной деятельности в вузе освещались А. И. Арнольдовым,

A. С. Запесоцким, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильниковым, Ю. Н. Кротовой, Л. Л. Новиковой, М. И. Рожковым, Ю. А. Стрельцовым, В. Е. Трио-диным и др.

Проблема обеспечения безопасности современной образовательной среды нашла отражение в трудах И. А. Баевой, А. А. Баранова, Е. В. Бурмистровой, Е. П. Велихова,

B. В. Коврова, В. Н. Мошкина, В. П. Овечкина и др.

Исходя из выше сказанного, основываясь на теоретическом анализе научной литературы по исследуемой проблеме, мы предлагаем следующую классификацию лидерских качеств, отраженную на рисунке 1.

Рисунок 1 — Классификация лидерских качеств Figure 1 — Classification of leadership qualities

Многие ученые (Р. А. Литвак, А. И. Капская и др.) сходятся во мнении, что в условиях вуза, для нас немаловажное значение играет социально-культурная безопасная среда вуза, более эффективно осуществляется совершенствование самосознания и саморазвития, формирование навыков самостоятельного выбора и ответственности, развитие профессиональных умений, как совокупности факторов для дальнейшего формирования лидерских качеств и гражданской позиции студентов [3].

Другие ученые рассматривают образовательную среду как психосоциально-культурную конструкцию, состоящую из физического, психологического, социального и духовные контексты жизни отдельного человека, где происходит формирование и развитие непосредственных и постоянных навыков [4, с. 605].

Таким образом, в вузе необходимо создавать социально-культурную безопасную среду, которая у студентов формирует лидерство, где он самореализуется, достигает

IS о

то

то

д о

а a

я s

то

8 s

д то о к s

X

а

л

то

о |

а s

г a

а a

я о к о »

a

о

з s ц s s о|уд д то я | о

а а

о

о

а s|

о о ц s

о-оя

00 а -

1 1 Ж о-

a|

яу

s а тоя

s о ^ »

К

з

а

то

1 о*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_ К

a .а |у

з a

а

а

о

I

то

я

a

и ч

a"

я

и

ё

я

а

о

я

яиз

ttj

лидерский потенциал, получает различные навыки, совершенствует свои профессиональные компетенции и начинает творчески мыслить.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Наше эмпирическое исследование было посвящено диагностики развития лидерских качеств студентов и их гражданской позиции ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет». В целях этого были использованы следующие методики: методика «КОС» (Коммуникативные организаторские склонности), тест «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого и тест на целеустремленность.

В исследовании приняли участие студенты ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», члены первичной профсоюзной студенческой организации, активисты и инициативная молодежь. Это были студенты с 1 по 4 курс бакалавриата следующих факультетов: физико-технический факультет; факультет математики и информационных технологий; факультет архитектуры и дизайна; исторический факультет; факультет социальных

коммуникаций; юридический факультет; факультет агробизнеса, технологий и ветеринарной медицины; геолого-географический факультет и другие. Всего приняло участие 17 факультетов, возраст которых составляет от 17 до 23 лет. В структуре вуза имеется колледж, от которого приняли участие 7 студентов, в возрасте от 16 до 22 лет. В совокупности было опрошено 194 человека и обследование проводилось в онлайн-сервисе для создания форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов «GoogleФормы».

3 Результаты (Results)

Проведя анализ результатов методики «КОС» (Коммуникативные организаторские склонности), мы можем сделать выводы, что испытуемые из числа опрошенных, получившие оценку «1» (=1) -17 % (33 человека), характеризуются крайне низким уровнем проявления склонностей к коммуникативно-организаторской деятельности.

У испытуемых, получивших оценку «2» (=2) - 10 % (21 студент), развитие коммуникативных и организаторских склонностей находится на уровне ниже среднего.

Для испытуемых, получивших оценку «3» (= 3) -16,4 % (32 человека), характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Испытуемые, получившие оценку «4» (= 4) - 22 % (43 респондента), отнесены к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

И, наконец, та группа испытуемых, которая получила оценку «5» (= 5) - 34,6 % (65 студентов), обладает очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Проведя анализ теста «Диагностика лидерских способностей» по соответствующим ключам, мы можем сделать следующие выводы:

У 23,5 % опрошенных (47 респондентов) качества лидера выражены слабо: их сумма баллов оказалась менее 25.

Категория респондентов, сумма баллов которых варьируется в пределах от 26 до 35 баллов, являются группой со средним проявлением лидерских качеств. 25,5 % (51 студентов) оказались в данной группе.

У 34,5 % (69 студентов) сумма баллов составляет от 36 до 40 баллов, что является показателем хорошей выраженности качеств лидера.

Респонденты, набравшие в сумме более 40 баллов, попали в категорию лидеров, склонных к диктаторству. В данной категории оказались 33 студента, что составляет 16,5 % от общего числа всех опрошенных.

Проведя анализ тестирования на целеустремленность, на основе теста доктора по психиатрии Р. Персо, можно прийти к следующим выводам: 49 респондентов (28,2 %) набрали ответов «А» от 2 до 4. Эту группу сложно назвать очень целеустремленной, однако когда речь касается крайне значимого для них предмета, ситуации или человека, их мотивация может значительно возрасти. Для того чтобы стать действительно целеустремленным человеком и добиться больших успехов в жизни, им необходимо научиться стимулировать себя самостоятельно.

У 40,8 % всех опрошенных (71 студент) ответов А от 5 до 7 - в общем довольно неплохой уровень целеустремленности - его значение

с

сле е

д о в а н и е л и д е р с к и

ка е

с

р а

а а

н с к о » п о и

-к и

и

у д е н т о в в

усло о

в §

х с

о

-к и

осн

оо д-

жре -куль

Ж о-ат

ну ир

ен ио ~ »

н ®

ае

о п а с н о с

8 р

е л

3 Я

в

ту а

выше среднего. Однако они не страдают одержимостью по достижению поставленных целей, как представители следующей группы. 54 студента, что составляет 31% опрошенных, попали в группу, где ответов А 8 и более - их можно назвать очень целеустремленными людьми. Эта группа из тех, кто не боится ни окружения, ни руководства. Они всегда стараются добиваться своих целей, и могут даже запросить повышения у руководства, не испытывая при этом чувства страха. Однако им нужно следить за своим поведением, чтобы оно не казалось окружающим слишком на-

пористым и жестким, да и близким может быть не очень комфортно жить под таким давлением.

Проанализировав все вышеупомянутые анкеты, мы можем отметить, что уровень лидерских навыков у студентов достаточно высок. Молодежь на данном этапе понимает, что будущее зависит только от них. Ориентированность на будущее позволяет им здраво оценивать свои возможности и искать пути продвижения по социальной и карьерной лестнице. Данные трех опросов мы отразили в таблице 1.

а

«о

о

I

то

я

а

и

ч а,

я

и

ё

я

«о

о

я

яир

а

и;

Таблица 1 — Результаты диагностики развития лидерских качеств и гражданской позиции студентов ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»

ТаЬ1е 1 — Results of diagnostics of development of leadership qualities and civil position of students of FSBEI HE «Astrakhan State University»

Название теста Уровень, %

Низкий Средний Высокий

Методика «КОС» (Коммуникативные организаторские склонности) 27 16,4 56,6

Тест «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) 23,5 25,5 51

Тест на целеустремленность 28,2 40,8 31

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сводные результаты по всем трем тестам 26,2 27,6 46,2

Таким образом, в результате проведенного эмпирического исследования мы выяснили, что 46,2 % студентов обладают высоким уровнем развития лидерских качеств и гражданской позиции; 27,6 % - средним уровнем развития лидерских качеств и гражданской позиции и 26,2 % - низким.

Далее мы опишем опыт развития лидерских качеств и гражданской позиции студентов в условиях Астраханского государственного университета, а также проводимую работу в рамках создания и функционирования социально-культурной безопасной среды вуза.

Приоритетными задачами в рамках создания социально-культурной безопасной среды вуза АГУ являются развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине; подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, переподготовка и повышение их квалификации; приобщение к дос-

тижениям мировой и отечественной культуры; изучение истории, обычаев и традиций; овладение русским и иностранными языками; развитие лидерских качеств и гражданской позиции выпускника; формирование умений создать профессиональную безопасную среду в процессе трудовой деятельности.

В Астраханском государственном университете существуют различные направления работы со студентами в рамках развития лидерства и гражданской позиции. Только за 2019 год в стенах вуза прошли такие мероприятия, как фестиваль проектов социализации «Театральные подмостки: от классики до наших дней», фестиваль научной и спортивной социализации, различные флешмобы, круглые столы, форумы и многое другое. Данные мероприятия проводятся более 5 лет.

Профсоюзная организация не остается в стороне от всестороннего развития студентов. Сейчас профсоюз АГУ развивается в ногу со временем, а интерес студентов и членство только растет. Только за период

с

сле е

д о в а н и е л и д е р с к и

х

ка е

с т в и г р а

о. а

н с к о » п о и

к и

и

студ д е н т о в в

усло о

в § х с о

к

иа ь

сн

оо д-

жре -куль

Ж о-ат

ну ир

ен ио ^ »

8 р

е ь

о-

и

ав

ту а

а

«о

о

t

ж

a

и ч

а ж s

ё ж

а"

«о

о

ж §-

И5

2016-2019 годов количество членов профсоюза увеличилось в 6 раз - это более чем 2000 студентов.

Проведя эмпирическое исследование выявления уровня развития лидерских качеств и гражданской позиции у студентов Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Астраханский государственный университет» на основании трех методик можно прийти к следующим выводам:

- студенты, состоящие в каких-либо общественных объединениях вуза, имеют более выявленные и развитые лидерские качества, активность и коммуникабельность. Они не боятся идти вперед, ошибаться - ведь это своего рода опыт.

- в настоящее время студенты больше задумываются о том, что только своими силами они могут чего-то добиться в жизни. Стереотип о помощи близкого окружения в достижении высокого положения постепенно искореняется.

- студенты стараются в университете получать знания не только по своему направлению обучения, но и ищут возможность развития в других

сферах деятельности, которая для них интересна.

4 Обсуждение (Discussion)

Учитывая точки зрения ученых, а также на основании результатов проведенного эмпирического исследования, мы считаем, что четко выстроенная система развития лидерских качеств и гражданской позиции студентов в условиях социально-культурной безопасной среды вуза помогает распознавать лидерский и гражданский потенциал молодежи, в особенности потенциал, который проявит себя в создании социально-культурной безопасности не только в условиях профессиональной среды, но и российского общества в целом. Это не просто анализ уровня эффективности и конкурентноспособности выпускников вуза на рынке труда, это процесс принятия решения: как лучше инвестировать время и ресурсы, чтобы вырастить блестящих специалистов, которые в будущем будут работать на создание социально-культурной безопасности российского и мирового сообщества.

5 Заключение (Conclusion)

Процесс развития лидерских качеств и гражданской позиции студен-

тов в условиях социально-культурной безопасной среды вуза будет более эффективным, если:

- создавать социально-культурную безопасность среды вуза;

- учитывать особенности развития лидерских качеств и гражданской позиции студентов в условиях социально-культурной безопасности вуза;

- проводить систематическую диагностику уровня развития лидер-

ских качеств и гражданской позиции студентов;

- опираться на опыт создания и функционирования социально-культурной безопасной среды Астраханского государственного университета, который способствует повышению эффективности развития лидерских качеств и гражданской позиции студентов.

Библиографический список

1. Кашник О. И., Брызгалина А. А. Социальная безопасность: теоретические аспекты // Образование и наука. 2013. № 3 (102). С. 98-110.

2. Палаткина Г. В., Зайченко Е. А. Инновационные технологии формирования лидерства студентов вуза в пространстве социально-культурной деятельности // Психология и психотехника. 2016. № 3. С. 290-297.

3. Литвак Р. А. Социокультурный подход к процессу социализации личности молодого специалиста / Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 165-167.

4. Enygin D. V., Fominykh N. I., Bubenchikova A. V., Arregi-Orue J. I., Aubakirova R. To the definition of the notion «Multicultural educational environment// Astra Salvensis. 2018. Т. 6. № 1. Рр. 601-616

5. Статкевич Е. Е. Формирование лидерских качеств у студенческой молодежи в процессе театрального творчества: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.05. Казанский государственный университет культуры и искусств. 2016. 195 с.

6. Субботина А. Ю. Развитие лидерских качеств студентов педагогического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 58. С. 1-5.

о

S

то а о а а я я

то

^

я

а

о *

я а

л

то

о

а

а а

я

о

* о

Я

а о

з я

ц я я

У

а то

я

т о

а а

о о

а g

X о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ц я

о-оя оо

О/ i

то Ü

Ж о-

а Т

я У

я 3 тоя

яо Я

Я ®

ато

з о

а а

о я о о

я

з

3

то

Ü

3 s а

S У

з

а

Сй • •

R. V. Smirnova1, N. K. Anokhina2, D. S. Sinektutova

!ORCID No. 0000-0003-0666-2673 Associate Professor, candidate of pedagogical Sciences, head of the Department of social pedagogy and psychology, Astrakhan state University, Astrakhan, Russia. E-mail: [email protected] 2ORCID No.0000-0002-1851-3803 Assistant of the Department of social pedagogy and psychology, Astrakhan state University, Astrakhan, Russia. E-mail: [email protected] 3ORCID No. 0000-0002-4385-5338 Master's degree in the program "Journalism" focus "Language and style of media", faculty of Philology and journalism, Astrakhan state University, Astrakhan, Russia. E-mail: [email protected]

THE STUDY OF LEADERSHIP AND CITIZENSHIP IN TERMS OF SOCIO-CULTURAL SECURITY OF THE UNIVERSITY: CONTENT AND ANALYSIS OF RESULTS

Abstract

Introduction. The article studies the current state of the problem in theory and practice, presents the classification of leadership qualities, describes the content and results of the study of the level of development of leadership qualities of students and their citizenship; analyzes the experience of the Astrakhan state University to create a socio-cultural safe environment of the University. The purpose of the article is to reveal the content and results of the analysis of the study of leadership qualities and citizenship of students in terms of social and cultural security of the University.

Materials and methods. The study used the analysis of philosophical, cultural, psychological and pedagogical scientific sources, systematization, classification, as well as

practical methods - the method of "KOS" (Communicative organizational tendencies), the test "Diagnosis of leadership abilities" E. Zharikova, E. Krushelnitsky and the test of purposefulness, generalization of practical experience at the Astrakhan state University, methods of mathematical statistics. The survey was conducted in the online service to create feedback forms, online tests and surveys "Googleformy".

S

to

a

u

TO

Results. Based on the selected classification leadership qualities were developed e

s

and implemented program for diagnosing the level of leadership development and citi- ^ zenship of students, assessment and analysis of the data; described the experience of ||

D

Astrakhan state University on the creation of socio-cultural safe environment of the

s

University. I

Discussion. It is emphasized that the formed leadership qualities of students and i

a

their civic position are the basis for the creation of social and cultural safe environment of the University, as well as allow to improve the efficiency of the process of professional training of future specialists.

Conclusion. It is concluded that the formation of leadership qualities of students and their citizenship will contribute to the formation and development of a competitive personality of the future specialist, oriented in the conditions of formation of modern

c

socio-cultural safe environment at the national and world level. i

Keywords: civil position of students, leadership, leadership qualities, classification

of leadership qualities, security, socio-cultural security of the University, social security, e

a

diagnostics of the level of development of leadership qualities and civil position of stu- |

TO

dents in a socially-cultural safe environment of the University. ?

Highlights: the role of socio-cultural security of the University on the development oo

a

of leadership qualities of students and their citizenship, their mutual influence; a

The classification of leadership qualities of students is presented, on the basis of §

k

which the methods of diagnostics of formation of leadership qualities of students and a

their civil position are selected;

Presented working practices for the development of leadership qualities of students r

s

and their citizenship in a socially-cultural safe environment of the University. l

References

1. Kasznik O. I., Bryzgalina A. A. Sotsial'naya bezopasnost': teoreticheskiye aspekty [Social security: theoretical aspects] Education and science. 2013, no. 3 (102), pp. 98-110 (In Russian).

2. Palatkina G. V., Zaichenko E. A. Innovatsionnyye tekhnologii formirovaniya liderstva studentov vuza v prostranstve sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Innovative technologies of formation of leadership of University students in the space of social and cultural activities] Psychology and Psychotechnics. 2016, no. 3, pp. 290-297 (In Russian).

3. Litvak R. A. Sotsiokul'turnyy podkhod kprotsessu sotsializatsii lichnosti molodogo spet-sialista [Socio-cultural approach to the process of socialization of the young specialist] Pedagogical Education in Russia. 2014, no. 1, pp. 165-167. (In Russian).

4. Enygin D. V., Fominykh N. I., Bubenchikova A. V., Arregi-Orue J. I., Aubakirova R. [To the definition of the notion «Multicultural educational environment»] Astra Salvensis. 2018, T. 6. no 1, pp. 601-616 (In Romanian).

5. Statkevich E. E. Formirovaniye liderskikh kachestv u studencheskoy molodezhi v prot-sesse teatral'nogo tvorchestva [Formation of leadership qualities of students in the process of theatrical creativity]: thesis ... candidate of pedagogical Sciences: 13.00.05 / Statkevich E. E. [Place of defense: Kazan state University of culture and arts]. Kazan. 2016, 195 p. (In Russian).

6. Subbotina A. Razvitiye liderskikh kachestv studentov pedagogicheskogo vuza [Development of leadership qualities of students of a pedagogical university] Scientific and methodological electronic journal «Concept». 2015, no. S8, pp. 1-5. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.