Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 1 (январь - февраль) http ://mir-nauki. com/vol5 -1. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/41PDMN117.pdf Статья опубликована 08.03.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Ионова М.С., Баляев С.И. Возможности развития лидерских качеств у студентов в условиях полиэтнической среды вуза // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 1 http://mir-nauki.com/PDF/41PDMN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 378:316.46-057.875
Ионова Мария Сергеевна
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
Россия, Саранск Доцент кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?id=702977
Баляев Сергей Иванович
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
Россия, Саранск Доцент кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?id=268380
Возможности развития лидерских качеств у студентов в условиях полиэтнической среды вуза
Аннотация. Данная работа посвящена проблеме развития лидерских качеств у студентов. В статье представлены результаты анализа психологической литературы по рассматриваемой проблеме. Сделан вывод о недостаточной изученности явления студенческого лидерства. В качестве одного из открытых указывается вопрос развития лидерских качеств у студентов в условиях полиэтнической среды вуза. Отмечается сензитивность студенческого возраста для развития качеств лидера.
В работе рассматриваются основные характеристики российского лидера, выделенные на основе различных исследований особенностей менталитета русского народа. Затрагивается проблема лидерских качеств мордвы, не становившихся предметом специального исследования. Автором приводятся результаты эмпирического исследования лидерских качеств студентов. Согласно которым, у большинства из них (как русских, так и мордвы) преобладают средние и низкие показатели лидерских качеств. Сделан вывод о необходимости организации в вузе специальной работы по формированию и развитию лидерских качеств у студентов. Представлены, разработанные на основе анализа работ, посвященных рассматриваемой проблеме, психолого-педагогические рекомендации по развитию качеств лидера у студентов в условиях полиэтнической среды вуза.
Ключевые слова: лидер; лидерские качества; коммуникативные склонности; организаторские склонности; студенты; полиэтническая среда вуза; развитие лидерских качеств
Современному российскому обществу необходимы люди, способные руководить в условиях жесткой рыночной конкуренции. При этом они должны добиваться целей не любой ценой, а учитывать потребности, интересы и возможности других. Лидерам и организаторам сегодня необходимо владеть навыками руководства персоналом и при этом осуществлять свою деятельность на основе личностно-ориентированного взаимодействия с последователями.
Однако современные молодые люди не всегда могут эффективно разрешать сложные проблемы, не способны к сотворчеству, коллегиальности. Зачастую они не хотят брать на себя ответственность, проявлять инициативу, самостоятельно принимать серьезные решения. Следовательно, учебно-воспитательный процесс в вузе должен быть направлен на развитие лидерских качеств у студентов, создание эффективных психолого-педагогических условий для этого. Возникает противоречие между необходимостью развития лидерских качеств у студентов и недостаточной разработанностью проблемы студенческого лидерства.
Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что ученые все еще не пришли к единому толкованию понятий «лидер», «лидерство» [4; 12; 13]. Наиболее часто в современной психологии встречается определение лидера как члена группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях конкретной, значимой ситуации. Его основная функция заключается в обеспечении организации совместной деятельности людей для быстрого и успешного достижения общей цели [15].
В настоящее время разработаны различные типологии лидеров. Явление лидерства изучено с учетом гендерных, возрастных различий. Активно разрабатывается проблема лидерских качеств [4; 5; 12; 13].
Сензитивным для развития лидерских качеств, по мнению Л.Н. Конышевой, является студенческий возраст [9]. В период юности строятся профессиональные и жизненные планы, складывается мировоззрение и определяются основные идеалы и жизненные ценности. Лидерские качества (активность, инициативность, самостоятельность, решительность и др.) необходимо, по мнению ученых, целенаправленно формировать у будущих специалистов в период обучения в вузе [9; 17].
В настоящее время в России и за рубежом разработано много моделей и программ развития лидерства. Далеко не все западные программы могут быть применены с целью развития лидерских качеств у россиян. Во многом это объясняется своеобразием менталитета русского народа, на основе которого сформировался особый тип российского лидера.
В научной литературе представлены основные характеристики российского лидера, выделенные на основе различных исследований особенностей менталитета русского народа, но они довольно противоречивы.
Так, В.В. Труфанова пишет о том, что русских лидеров отличает демократизм в общении с сотрудниками, умение использовать социально-психологические методы активации труда подчиненных. При этом для них характерно осуществление функций контроля и регулирования процессом в организации в целом. Русских лидеров отличает недоверие своим подчиненным [18].
Современные зарубежные авторы, отмечает В.В. Труфанова, характеризуют российских руководителей как не очень терпеливых, боящихся проявлять инициативу, самостоятельность. Пишут, что это не для русских, так как означает большую ответственность, чего они не хотят. Русские, по мнению западных ученых, хотят получать зарплату и не иметь лишних проблем. Данные черты российского лидерства ученые объясняют национально-исторической особенностью российского человека [18].
Цель проведенного нами эмпирического исследования заключалась в изучении лидерских качеств студентов и возможностей их развития в условиях полиэтнической среды вуза. Исследование осуществлялось на базе МГУ им. Н.П. Огарёва - одного из ведущих университетов Поволжья, полиэтнического по составу студентов. В исследовании приняли участие 40 студентов разных курсов и направлений подготовки: 20 из них - русские (группа А) и 20 - мордва (группа В) [7].
Следует отметить, что лидерские качества мордвы не становились предметом специального исследования, а характеристики российского лидера выделены учеными на основе исследований менталитета русского народа. По утверждению Е.В. Мочалова и И.В. Емелькиной (Загородновой), менталитет мордовского этноса опирается на российский менталитет. Уже к началу XX в. Мордовский край уже не воспринимался как чисто национальный регион. Это произошло в результате его русификации, притока русского населения. Процесс обрусения ускорили: проживание мордвы разрозненно и в смешанных селениях, браки с представителями других национальностей, общность религии с русскими и
др. [10].
Э.В. Никитина считает неоднозначным вопрос о степени обрусения мордвы, но при этом соглашается с Е.В. Мочаловым и И.В. Емелькиной в том, что в процессе долгого совместного проживания на одной территории у групп людей разных национальностей формируются общее миросозерцание, единый стиль и образ жизни [10; 11].
Из этого следует, что лидер-мордвин по многим характеристикам, скорее всего, не отличается от лидера-русского. Однако своеобразие менталитета мордовского этноса отмечается многими исследователями. Самобытность мордвы, своеобразие богатой мордовской культуры, этнические традиции не могли не отразиться на национальном характере представителей данного этноса [1; 2; 3; 16]. Из этого следует, что лидерские качества мордвы, должны иметь некоторое своеобразие. В рамках данного исследования мы предприняли попытку выявить особенности проявления лидерских качеств у студентов - представителей мордовского народа.
Обратимся к результатам проведенного нами эмпирического исследования. Степень выраженности у респондентов лидерских качеств мы исследовали с помощью методики «Лидер». Полученные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Степень выраженности качеств лидера у студентов (разработано авторами)
Степень выраженности качеств лидера Кол-во студентов Значение
Общее кол-во Группа А Группа В
Абс. % Абс. % Абс. %
1 Выражены слабо 18 45 8 40 10 50 4=1,832 ф<0,1)
2 Выражены средне 19 47,5 10 50 9 45
3 Выражены сильно 3 7,5 2 10 1 5
4 Склонен к диктату - - - - - -
* гкр=1,686 при р<0,1; гкр=2,024 при р<0,05; ^=2,712 при р<0,01
Полученные данные свидетельствуют о том, что у студентов - представителей русского народа показатели лидерских качеств чуть выше, чем у студентов - представителей мордовского народа. Однако, по данным статистической обработки, различия выявлены лишь на уровне статистической тенденции - 4=1,832 (р<0,1).
Мир Науки
Применение Методики диагностики коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) позволило получить данные, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Уровень коммуникативных и организаторских склонностей студентов
(разработано авторами)
Уровень коммуникативных и организаторских склонностей Кол-во студентов
Организаторские склонности Коммуникативные склонности
Общее кол-во Группа А Группа В Общее кол-во Группа А Группа В
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
1 Очень низкий 7 17,5 3 15 4 20 7 17,5 3 15 4 20
2 Низкий 8 20 4 20 4 20 7 17,5 3 15 4 20
3 Средний 14 35 7 35 7 35 15 37,5 7 35 8 40
4 Высокий 7 17,5 4 20 3 15 8 20 5 25 3 15
5 Высший 4 10 2 10 2 10 3 7,5 2 10 1 5
Значение 4 4=0,273 (р>0,1) 4=2,167 (р<0,05)
* Хкр=1,686 при р<0,1; гКр=2,024 при р<0,05; ^=2,712 при р<0,01
В показателях организаторских склонностей студентов групп А и В статистически достоверные различия не обнаружено - 4=0,273 (р>0,1). Однако полученные данные свидетельствуют о большей коммуникативной активности представителей русского народа. Точка зрения относительно крайне высокой степени важности общения для русских является распространенной в научной литературе [14; 8]. Результаты статистического анализа подтверждают наличие статистически достоверных (значимых) различий - 4=2,167 (р<0,05).
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что, у большинства студентов (как русских, так и мордвы) преобладают средние и низкие показатели лидерских качеств. Высокие показатели характерны лишь для небольшого количества студентов. Различия в показателях качеств лидера у студентов (представителей русского и мордовского народов) по данным методики «Лидер» обнаружены на уровне статистической тенденции (выше у русских), а по данным методики «КОС-2» - не выявлены. Это свидетельствует о том, что выраженность данных качеств в большей степени зависит от индивидуально-личностных, а не от этнопсихологических особенностей [7].
Невысокие показатели лидерских качеств будущих специалистов свидетельствуют о необходимости организации в вузе специальной работы по их формированию и развитию у студентов.
На основе анализа работ, посвященных рассматриваемой проблеме, нами были разработаны следующие психолого-педагогические рекомендации по развитию лидерских качеств у студентов в условиях полиэтнической среды вуза:
• учебно-воспитательный процесс в высшем учебном заведении следует направить на создание благоприятных условий для формирования лидеров;
• необходимо создать условия для осознания и проявления студентами себя в качестве ответственных, активных и инициативных личностей;
• формирование и развитие лидерских качеств у студентов следует осуществлять в процессе личностно-ориентированного взаимодействия в системах «студент -преподаватель», «студенческая группа - преподаватель»;
Мир Науки
2017, Том 5, номер 1 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
• необходимо создать благоприятные условия для совместного творчества студентов разных национальностей, курсов и направлений подготовки;
• организовать семинары для преподавателей и кураторов, вооружить их знаниями, необходимыми в работе со студентами-лидерами;
• в ходе формирования и развития лидерских качеств у студентов предпочтительно использовать такие формы работы, как ролевые игры, дискуссии, диспуты, мини-театр, и, конечно, психологический тренинг (для участия в них студентов следует разделить на группы, в зависимости от уровня развития лидерских качеств);
• в рамках тренинговых занятий желательно организовать цикл тематических бесед и мини-лекций, направленных на приобретение, расширение и углубление знаний студентов в области мультикультурного общения;
• с целью создания доброжелательной, активной, действенной рабочей обстановки для групповой работы мультикультурного характера необходимо включить в группу студентов разных национальностей;
• с целью эффективного формирования и развития лидерских качеств у студентов в условиях полиэтнической среды вуза следует объединить усилия педагогов (кураторов студенческих групп; преподавателей) и психологов - сотрудников психологических служб вузов [6; 9; 17; 19].
Представленные рекомендации могут быть применены в профессиональной деятельности педагогов и психологов высшей школы, а также могут быть полезны и самим студентам, стремящимся к лидерству.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баляев С.И. Коммуникативное поведение и этнические установки эрзян и мокшан [Текст] / С.И. Баляев // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ, 2013. - С. 77 - 78.
2. Баляев С.И. Особенности политических установок [Текст] / С.И. Баляев // Вестник Мордовского университета. - 2010. - №3. - С. 79 - 83.
3. Баляев С.И. Психологические особенности этнической идентичности студентов-эрзян [Электронный ресурс] / С.И. Баляев, М.С. Ионова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №3. - Режим доступа: www.science-education.ru/117-13105.
4. Бендас Т.В. Психология лидерства [Текст]: учеб. Пособие / Т.В. Бендас. - Питер, 2009. - 448 с.
5. Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия [Электронный ресурс] / Ф. Гальтон. - Режим доступа: http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=1123.
6. Евтихов О.В. Тренинг лидерства [Текст]: монография / О.В. Евтихов. - СПб.: Речь, 2007. - 256 с.
7. Ионова М.С. Особенности проявления лидерских качеств у студентов - русских и мордвы [Текст] / М.С. Ионова // Психология и педагогика в образовательной и научной среде: Международное научное периодическое издание по итогам
Международной научно-практической конференции (17 ноября 2016 г.). -Стерлитамак: АМИ, 2016. - 214 с.
8. Ионова М.С. Стили поведения в конфликте студентов - представителей русского и мордовского народов [Текст] / М.С. Ионова, М.В. Харитонова // Akademickâ psychologie. - 2016. - № 1. - Р. 46 - 49.
9. Конышева Л.Н. Формирование лидерских качеств студентов посредством участия в деятельности органов самоуправления [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л.Н. Конышева. - Киров, 2009. - 190 с.
10. Мочалов Е.В. Менталитет мордовского народа в системе российского менталитета [Электронный ресурс] / Е.В. Мочалов, И.В. Емелькина. - Режим доступа: http://knigilib.net/book/362-vestnik-nii-gumanitarnyx-nauk-1-25/20-mentalitet-mordovskogo-naroda-v-sisteme-rossijsko go-mentaliteta.html.
11. Никитина Э.В. Этноменталитет мордвы [Электронный ресурс] / Э.В. Никитина. -Режим доступа: http://www.national-mentalities.ru/diversity/ nacionalnopsihologicheskie_osobennosti_etnosov_rossii/povolzhe/etnomentalitet_mo rdvy_e_v_nikitina/.
12. Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство [Текст] / Б.Д. Парыгин // Руководство и лидерство (опыт соц. -психолог. исследования): сб. науч. трудов / под ред. Б.Д. Парыгина. - Л.: ЛГУ, 1973. - С. 5 - 12.
13. Петровский А.В. Теория деятельностного опосредствования и проблема лидерства [Текст] / А.В. Петровский // Вопросы психологии. - 1980. - №2. - С. 29
- 41.
14. Прохоров Ю.Е. Русские: коммуникативное поведение [Электронный ресурс] / Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин. - Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/iosif_abramovich_sternin/russkie_kommunikativnoe_pov edenie/read_online .html?page=0.
15. Психологический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psihotesti.ru.
16. Резепова Н.В. Национальный характер: миф или реальность? (в контексте трилогии К. Абрамова «Сын эрзянский») [Текст] / Н.В. Резепова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - №12. - С. 107 - 111.
17. Тайкова Л.В. Формирование лидерских качеств у будущих педагогов дошкольного образования в вузе [Текст]: дис. . канд. пед. наук / Л.В. Тайкова. -Великий Новгород, 2014. - 166 с.
18. Труфанова В.В. Особенности лидерства в российской модели менеджмента / В.В. Труфанова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - №2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3773.
19. Чубарова Ю.Е. Формирование социокультурной компетенции как основы межкультурного общения студентов в условиях диалога культур [Текст] / Ю.Е. Чубарова // Гуманитарное знание: особенности, исторические и современные проблемы: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Профессиональная наука, 2016.
- С. 36 - 45.
Ionova Mariia Sergeevna
National research Ogarev Mordovia state university, Russia, Saransk
E-mail: [email protected]
Balyaev Sergey Ivanovich
National research Ogarev Mordovia state university, Russia, Saransk
E-mail: [email protected]
Opportunities for leadership qualities of students in a multi-ethnic environment of high school
Abstract. This paper is devoted to the development of leadership qualities of students. The article presents the results of the analysis of the psychological literature on this problem. It is concluded that there is lack of knowledge of the phenomenon of student leadership. Students are sensitive for the development of leadership qualities.
The paper examines the main characteristics of the Russian leader, selected on the basis of various studies of the peculiarities of the mentality of the Russian people. It analyses leadership qualities of Mordovians, which has not become the subject of a special study. The authors present the results of an empirical study of leadership qualities of students. According to that, the majority of them (both Russian and Mordovians) is dominated by medium and low levels of leadership qualities. The conclusion is about the necessity of a special work on the formation and development of leadership skills of students. There are recommendations based on the analysis of works devoted to the problem under consideration, psychological and pedagogical guidelines for the development of leadership qualities of students in a multi-ethnic environment of the university.
Keywords: leader; leadership; communicative tendencies; managerial tendencies; students; high school multi-ethnic environment; development of leadership qualities