УДК 376
Анна Сергеевна Бурматова
г. Тюмень Надежда Ивановна Отева
г. Тюмень
Исследование устной речи у дошкольников с нарушением органов зрения
Исследование речевых нарушений у слабовидящих детей дошкольного возраста чрезвычайно актуально в настоящее время.
Акцент авторами статьи сделан на анализ данных зарубежных и российских источников по проблеме изучения устной речи дошкольников с нарушением органов зрения.
Теоретическая новизна работы: выявлены основные особенности отечественных и зарубежных подходов к анализу речевого развития детей с нарушениями зрения. Зарубежные исследователи трудности в овладении устной речью связывают с когнитивными трудностями в определении явлений внешнего мира; доказывают наличие использования заученных фраз детьми с нарушениями зрения. Отечественные ученые выделяют следующие особенности речи детей с нарушениями зрения: непонимание смысловой стороны слова, вербализм, эхолалия, отсутствие развернутых высказываний, монотонность устной речи.
Практическая значимость результатов исследования. Выявлены особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения: низкий уровень овладения обобщающими словами, нарушения семантической стороны устной речи, своеобразное соотношение между словами и образами предметов и их свойствами.
Изучение отечественных и зарубежных подходов помогает практикующим дефектологам оценить состояние устной речи у детей со зрительной патологией и скорректировать коррекционную работу.
Ключевые слова: нарушения зрения, устная речь, дошкольники.
Anna Sergeevna Burmatova Tyumen Nadezda Ivanovna Oteva
Tyumen
The study of oral speech of preschool children with visual disabilities
The study of speech disorders in preschool children with visual disabilities is extremely important nowadays.
The authors of the article focus on the analysis of data from foreign and Russian sources on the problem of studying oral speech of preschool children with visual disabilities.
Theoretical novelty of the work: the main features of domestic and foreign approaches to the analysis of speech development of children with visual disabilities are revealed. Foreign scientists associate difficulties in mastering oral speech with cognitive difficulties in understanding the phenomena of the external world; they prove the presence of the use of memorized phrases by children with visual disabilities. Russian scientists distinguish the following features of speech of children with visual disabilities: lack of understanding of the semantic side of the word, verbalism, echolalia, lack of detailed statements, monotony of oral speech.
The practical significance of the research results. The features of speech development of preschool children with visual disabilities are discovered: a low level of using generalizing words, violations of the semantic side of oral speech, a peculiar relationship between words and images of objects and their properties.
The study of domestic and foreign approaches helps practicing speech pathologists to assess the state of oral speech in children with visual disabilities and plan corrective work.
Keywords: visual disabilities, oral speech, preschool children.
Анализ литературных источников свидетельствует об увеличении числа детей с низким зрением и положение этих детей в социальной среде вызывает тревогу. Нарушением зрительного анализатора страдают примерно до 19 миллионов детского населения, а конкретно аномалиями рефракции приблизительно 12 миллионов детей. По данным Росстата, в 2016 году в России насчитывалось 874586 детей с нарушениями органов зрения, в 2017 - 887352, 2018 - 925744 [4].
У 10 % российских выпускников детских садов выявлена миопия, а также другие нарушения органов зрения (данные Минздрава России).
За последние годы во всем мире снизилось количество тотально слепых детей, но увеличилось число детей с низким зрением и сочетанной пато-
логией. Например, недоношенные дети часто страдают ретинопатией, которая является одной из причин нарушения зрения.
Известно, что устная речь слабовидящих дошкольников отстает от нормы в своем развитии, они позже начинают говорить, речь плохо развита из - за нарушения понимания смысловой стороны слова, отсутствия нужного словарного запаса, нарушения предметной ориентации. Это отрицательно сказывается на развитии речемыслительной деятельности детей. Такую речь трудно воспринимать на слух, она невнятна, сбивчива, отрывочна, эмоционально невыразительна, вследствие этого ограничены коммуникативные потребности и познавательные возможности детей.
Ограничения по зрению приводят к снижению речевой памяти, в результате детям сложно самостоятельно строить развернутые высказывания и грамматически правильно выстраивать схему предложения. Часто у детей кроме слабовидения присутствуют еще и другие физиологические нарушения, которые способствуют недостаточному речевому развитию, а также очень часто социальная среда, в которой находятся слабовидящие дошкольники, может приводить к нехватке общения со сверстниками, недостатку речевой практики. Этими причинами объясняются нарушения устной речи у слабовидящих детей в дошкольный период.
Цель работы: проанализировать информацию зарубежных и российских источников по изучению устной речи у детей с нарушением органов зрения в дошкольной период.
Научные работы российских и зарубежных ученых раскрывают, каким образом влияет нарушение зрения на речевое развитие у детей в дошкольный период: слабовидение обеспечивает недоразвитие речи. Исследования Л.С. Волковой, Т.Б. Хватцева, Л.И. Солнцевой, Т.П. Головиной, К.Р. Becker свидетельствуют о тесной взаимосвязи между речевым развитием и деятельностью зрительного анализатора у данной категории детей.
При исследовании устной речи у слабовидящих дошкольников выявлена значительная задержка развития ряда важнейших функций (оптико-пространственный праксис и гнозис, координация, пространственная ориентировка) [8].
К.Р. Becker, изучая анамнеза детей данной категории, выделяет некоторые факторы, которые появляются при патологических изменениях в натальный и постнатальный периоды жизни ребенка, что приводит к нарушению речевого развития слабовидящего ребенка. В формировании речи участвует ряд очень важных функций, таких как праксис, координация, гнозис, ориентация в пространстве, при слабовидении нарушено развитие этих функций развитии [11].
В литературе есть данные о том, что расстройства устной речи могут возникать в совокупности нарушений функций зрения с другими функциями организма. Поэтому речевые нарушения у слабовидящих детей могут быть самыми разнообразными и затрагивать систему речи целиком. По определению Р.Е. Левиной, речевой дефект так же может быть причиной для других отклонений [6].
Слабовидение мешает детям в познании окружающего мира, сужает их социальные контакты. Отсутствие наглядных представлений внешней среды, ведет к обеднению устной речи у слабовидящих детей, к недостаточному развитию ее образной стороны, ограничивает словарный запас.
Устная речь уточняет и направляет чувственное отражение действительности. Активная совместная деятельность слабовидящего ребенка со взрослым помогает дошкольнику связать слова с
предметами деятельности, в результате чего все меньше остается пробелов чувственного познания окружающего мира.
Большой чувственный опыт зрительного восприятия мира помогает ребенку научиться обобщать значения слов, что в свою очередь ведет к формированию предметных значений слов и правильному использованию грамматических категорий.
В своих исследования Л.С. Волкова и Л.И. Солнцева отмечают, что при патологии зрения у дошкольников страдает зрительная память, дети не умеют конкретизировать значения многих непонятных для них слов, поэтому обеднено развитие их устной речи. Исследователями замечено, что словесная система связей у данной категории детей создается без поддержки наглядностью, в связи с чем слова в устной речи используются без опоры на реальный материал [1; 10].
С.Л. Коробко тоже отмечает влияние плохого зрения на систему речи в целом, у детей отмечена слабость функции памяти. В результате исследований у слабовидящих дошкольников были замечены системные нарушения речевого развития, а именно ведущих компонентов речи: фонетического, лексического, грамматического. Нет связи между словом и образом, представления детей имеют обрывочный характер [5].
Особенности развития устной речи у слабовидящих детей ярче проявляются в период младшего школьного возраста. С целью выявления особенностей в развитии речи, Е.В. Орлова провела обследование слабовидящих детей с нарушениями речи. Были изучены речевые и неречевые функций дошкольников. У детей, имеющих структуру сложного дефекта, обнаружены ОНР (общее недоразвитие речи), ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), чаще встречаются дизартрия, ала-лия. Результаты исследования Е.В. Орловой подтверждают исследования других ученых [7].
Таким образом, детям с патологией зрительного анализатора не хватает чувственного опыта. Отсутствие представления о предметах отрицательно сказывается на лексической системе языка.
Об этом говорит и другой исследователь -Т.П. Головина. Действительно, старшим дошкольникам со слабовидением очень трудно описывать происходящие события, реальные вещи, различные действия, так как у них возникают сложности со зрительным восприятием. Они плохо рассказывают, описывая сюжетную картинку, только констатируют факты, у детей неразвит визуальный анализ предметов [3].
В возрасте дошкольного периода слабовидящие дети, используя анализ речи окружающих, правила грамматики, обобщения значения слов и практического закрепления слов в устной речи, должны усвоить систему грамматических закономерностей.
Зарубежные исследователи Dunlea A. и Andersen E. указывают на то, что по мере взросле-
ния, слабовидящие дошкольники в начале используют мало морфем (множественное число, 3-е лицо настоящего индикативного и локативные предлоги «на» и «в») в предложениях. Продуктивное использование этих морфем появляется у слабовидящих детей позже, чем у зрячих. Трудности в овладении устной речью у данной категории детей, авторы связывают с когнитивными трудностями в определении явлений внешнего мира, что приводит к их слабому языковому развитию [12].
С.А. Покутнева, изучая развитие связной устной речи слабовидящих детей, пришла к выводу, что речевой акт зависит напрямую от состояния зрения испытуемых. В ходе эксперимента, при обучении слабовидящих детей была учтена их речевая подготовка, особенности зрительного восприятия. В результате, спонтанная устная речь у слабовидящих детей была значительно ниже нормы по всем показателям, в отличии от детей с нормальным зрением. Ею были выделены следующие недостатки связной речи, это и неумение вычленять главную информацию, и присутствие фрагментарности, в рассказах не было анализа событий, нет динамики, слабовидящие не умеют использовать информацию [9].
На то, что патология зрительного анализатора создает серьезные проблемы в овладении устной речью и лишает ребенка возможности сопоставлять новые услышанные слова с предметной реальностью, тем самым обедняя устную речь дошкольника, обращает внимание и Л.С. Волкова. Не имея конкретных представлений, ребенок может часто правильно произносить слова, но значения этих слов таит в себе вербальный характер. Зачастую слово прикрепляется к определенной ситуации, процессу разного рода деятельности, предмету и теряет свое значение.
Л.С. Волковой были выделены следующие особенности речи, характерные для слабовидящих детей: непонимание смысловой стороны слова, вербализм, эхолалия, отсутствие развернутых высказываний [2].
В своих исследованиях испанский исследователь М. Përez-Pereira, сравнивая комбинаторную речь слабовидящих и зрячих детей, установил, что первые в устной речи используют заученные фазы, в отличии от вторых, и продуктивное использование данных фраз появляется позже, по мере речевого развития слабовидящих. Первые сочетания слов у детей с нарушением зрения показывают четкий переход от заученных наизусть фраз к элементным конструкциям, а затем начинается процесс обобщения и схематизация заученных предложений [13].
Функция мышления тесно связана с речевой деятельностью ребенка, помогает ему выражать свои мысли через слова. Мышление является наглядно-действенным процессом в познавательной деятельности слабовидящего дошкольника. Пытаясь мыслить, ребенок свои продуманные
мысли облекает в слова, те в свою очередь в предложения, формируя устную речь. Мыслительная деятельность помогает ребенку рассуждать, сопоставляя разные мысли, правильно проводить анализ и синтез единого целого, мысленно разделять различные предметы, признаки и явления, имеющие быть в жизни ребенка. В трудах российских исследователей (Т.П. Головиной, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой, и других), изучающих речевое развитие слабовидящих детей, сделан акцент на том, что зрительная патология значительно влияет на осуществление мыслительных операций у таких детей. Исследователи отмечают, что анализирующее восприятие при патологии зрительного анализатора протекает замедленно, фрагментарно, многоступенчато. У детей данной категории нарушен синтез целостности образов, предметов и явлений.
С.А. Покутнева, исследуя определенные особенности развития устной речи у слабовидящих детей, выявила, что при составлении развернутых рассказов дети испытывают затруднения в установлении логических связей между частями, они не могут выразить единую мысль. В рассказах часто повторяются одни и те же слова, в устной речи наблюдается вербализм, отсутствие развернутых предложений, так как мало используется прилагательных. Зато часто в своей речи дети используют местоимения и неправильно применяют предлож-но-падежную форму имени существительного. Устная речь слабовидящего ребенка зачастую выстроена грамматически неверно, наблюдается своеобразный порядок расстановки слов, все важные слова стоят в начале предложения, это зависит от того, в какой последовательности формируются мысли ребенка. Устная речь напрямую зависит от мышления [9].
При слабовидении у детей нарушена словарно-семантическая сторона речи, видны признаки формализма из - за употребления значительного количества слов. Значения употребляемых слов у детей с нарушением зрения имеют очень узкие границы, когда одно слово обозначает один предмет или только одно явление, либо наоборот, когда одно слово имеет общее отвлеченное понятие, непривязанное ни к какому признаку и свойству предмета.
Замечено, что в устной речи слабовидящих детей могут нарушаться не только отдельные компоненты речи, в большинстве случаев наблюдается системное нарушение устной речи. Компоненты речевого развития у детей данной категории имеют нарушения разной степени, в связи с этим выделяют несколько уровней сформированности речи и структур речевого дефекта. Очень распространенным дефектом речи являются косноязычия разного рода.
Исследования, которые провела Л.С. Волкова, позволили ей выделить четыре уровня сформиро-ванности речи у данной категории детей.
Первый уровень. Речь не выполняет коммуникативной функции, состоит из отдельных слов,
присутствует эхолалия, отсутствует фонематический анализ и синтез.
Второй уровень. Отмечается бедность пассивного и активного словаря, не развиты обобщающие понятия, связная речь аграмматична, характерны множественные нарушения звукопроизношения.
Третий уровень. Ограниченность активного словаря, трудности в употреблении грамматических категорий. Неумение составлять развернутый рассказ, наблюдается косноязычие. Фонематический анализ не сформирован.
Четвертый уровень. Дефекты устной речи в единичных нарушениях звукопроизношения [2].
Л.С. Волковой, Л.И. Сонцевой и другими была замечена еще одна характерная особенность речи слабовидящих детей: их устная речь носит монотонный характер, так как возникают трудности в нехватке средств эмоциональной сферы, таких как мимика, жесты, интонации. Мимика лица у таких дошкольников очень ослаблена, вялая, маловыразительная, все жесты смазаны. Дети из-за своего плохого зрения не могут различать различные жесты и мимику других людей, поэтому сами мало используют эти невербальные средства общения, тем самым делая свою устную речь бедной и маловыразительной [2; 10].
Опираясь на опыт работы исследователей, можно выделить те особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, которые проявляются не только в низком уровне овладения обобщающими словами, но и в нарушениях семантической стороны устной речи, а также в своеобразном соотношении между словами и образами предметов и их свойств. Все рассмотренные особенности развития устной речи у слабовидящих детей снижают формирование навыков языка.
Обобщая все рассмотренные положения, можно сделать вывод о том, что развитие устной речи слабовидящих детей в дошкольном периоде протекает в сложных условиях. Исследование многообразия факторов, влияющих на речевое развитие, помогает практикующим дефектологам определить их значение в выделении речевых нарушений, оценить и изучить состояние устной речи у детей со зрительной патологией, а также скорректировать мероприятия, влияющие на процесс становления полноценной речи, и обеспечить своевременную готовность таких детей к усвоению родного языка в школе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Волкова, Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей [Текст] : учеб.-метод. пособие / Л.С. Волкова. - 2-е нерераб. и дон. изд. - Л. : РГПУ : Внедрение, 1991. - 44 с.
2. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] : учебник / Л.С. Волкова. - 5-е изд., нерераб. и дон. - M. : ВЛАДОС, 2008. - 680 с.
3. Головина, Т.П. К вопросу об особенностях процесса понимания у слабовидящих школьников 1 класса [Текст] / Т.П. Головина // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников : сб. науч. тр. - Л. : Изд-во Ленингр. гос. нед. ун-та, 1975. - № 5. - С. 134-145.
4. Заболеваемость детей но основным классам болезней [Электронный ресурс] // Росстат. - Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/13807. - 06.05.2020.
5. Коробко, С.Л. Нарушение письма у слабовидящих школьников [Текст] : автореф. дис. ... канд. нед. наук : 13.00.03 / С.Л. Коробко. - M., 1973. - 16 с.
6. Левина, Р^. Разграничение аномалий речевого развития у детей [Текст] / Р£. Левина // Дефектология. - 1975. - № 2. - С. 12-16.
7. Орлова, E^. Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения [Текст] / EB. Орлова // Специальное образование. - 2004. - № 2. - С. 36-38.
8. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения [Текст] : дидакт. материал / Л.И. Плаксина. - M. : ВОС, 1985. - 118 с.
9. Покутнева, С.А. Развитие связной речи дошкольников с нарушением зрения [Текст] : автореф. дис. .канд. нед. наук. : 13.00.03 / С.А. Покутнева. - Ленинград, 1988. - 18 с.
10. Солнцева, Л.И. Психология воспитания детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Солнцева, В.З. Денискина, Г.А. Буткина ; нод ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной. - M. : Налоговый вестник, 2004. - 316 с.
11. Rehabilitations pedagogik [Text] / ed. K. Becker. - Berlin : VEB, Verlag Volk und gesundheit, 1979.
12. Dunlea, A. The emergence process: conceptual and linguistic influences on morphological development [Text] / A. Dunlea, E. Andersen // First language. - 1992. - № 12. - Р. 95-115.
13. Pérez-Pereira, M. Diferencias individuales en el desarrollo gramatical inicial: aportaciones del estudio de los niños ciegos [Texto] // Anuario de psicología. - 2004. - № 2. - Р. 279-294.
REFERENCES
1. Volkova L.S. Vyjavlenie i korrekcija narushenij ustnoj rechi u slepyh i slabovidjashhih detej: ucheb.-metod. posobie [Identification and correction of speech disorders in blind and visually disabled children]. 2-e pererab. i dop. izd. Leningrad: RGPU: Vnedrenie, 1991. 44 p.
2. Volkova L.S. Logopedija: uchebnik [Speech therapy]. Moscow: VLADOS, 2008. 680 p.
3. Golovina T.P. K voprosu ob osobennostjah processa ponimanija u slabovidjashhih shkol'nikov 1 klassa [To the question of the features of the understanding process in visually disabled schoolchildren of the 1st grade]. Osobennosti pozna-vatel'noj dejatel'nosti slepyh i slabovidjashhih shkol'nikov. No. 5: sb. nauch. tr. [Features of cognitive activity of blind and visually disabled students. No. 5]. Leningrad: Izd-vo Leningr. gos. ped. un-ta, 1975, pp. 134-145.
4. Zabolevaemost' detej po osnovnym klassam boleznej [Elektronnyi resurs] [The incidence of children by major classes of diseases]. Rosstat [Russian Federal State Statistics Srevice]. URL: https://www.gks.ru/folder/13807 (Accessed 06.05.2020).
5. Korobko C.L. Narushenie pis'ma u slabovidjashhih shkol'nikov. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Writing disorder in visually disabled schoolchildren. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Moscow, 1973. 16 p.
6. Levina R.E. Razgranichenie anomalij rechevogo razvitija u detej [Differentiation of anomalies of children speech development]. Defektologija [Defectology], 1975, no. 2, pp. 12-16.
7. Orlova, E.V. Osobennosti rechevogo razvitija detej s narushenijami zrenija [Features of the speech development of visually disabled children]. Special'noe obrazovanie [Special education], 2004, no. 2, pp. 36-38.
8. Plaksina L.I. Razvitie zritel'nogo vosprijatija u detej s narushenijami zrenija: didakt. material [The development of visual perception in visually disabled children]. Moscow: VOS, 1985. 118 p.
9. Pokutneva S.A. Razvitie svjaznoj rechi doshkol'nikov s narusheniem zrenija. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [The development of speech in visually disabled children. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Leningrad, 1988. 18 p.
10. Solnceva L.I., Deniskina V.Z., Butkina G.A. Psihologija vospitanija detej s narusheniem zrenija [Psychology of upbringing visually disabled children]. Solncevoj L.I. (eds.). Moscow: Nalogovyj vestnik, 2004. 316 p.
11. Becker K. (ed.) Rehabilitations pedagogik. Berlin: VEB, Verlag Volk und gesundheit, 1979.
12. Dunlea A., Andersen E. The emergence process: conceptual and linguistic influences on morphological development. First language, 1992, no. 12, pp. 95-115.
13. Pérez-Pereira M. Diferencias individuales en el desarrollo gramatical inicial: aportaciones del estudio de los niños ciegos. Anuario de psicología, 2004, no. 2, pp. 279-294.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
А.С. Бурматова, студент, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: [email protected].
Н.И. Отева, старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, аспирант, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1165-1012.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
A.S. Burmatova, Student, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: [email protected]. N.I. Oteva, Senior Lecturer, Department of Age Physiology, Special and Inclusive Education, Postgraduate Student, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1165-1012.
УДК 378.14
Елена Сергеевна Васева
г. Нижний Тагил Надежда Владимировна Бужинская
г. Нижний Тагил
Менторинг в процессе реализации командной работы будущих специалистов И-сферы
Актуализируется необходимость применения командной формы работы при организации производственной практики будущих специалистов 1Т-сферы. При распределении ролей выбирается ролевой подход. Предлагается консультирование со специалистами организации, куда направляются студенты, организовать в форме менторин-га. Обосновывается целесообразность такой формы взаимодействия. Менторами выступают специалисты в конкретной предметной области, соответствующей роли студента. Выделяются задачи менторинга в высшем образовании. Приводится пример организации практики для студентов направления «Прикладная информатика» при выполнении проекта по созданию сайта. При создании сайта выделяются следующие роли в команде: менеджер, проектировщик, дизайнер, разработчик, тестировщик. Для каждой роли обозначается набор оцениваемых задач, предлагается шкала оценивания. Предполагается, что оценивание будет осуществлять ментор и преподаватель, руководящий практикой.
Ключевые слова: командная работа, командообразование, менторинг, ментор, производственная практика, сайт, шкала оценивания.