Вопросы общего образования
УДК 371.7 + 376.7-056.26 ББК Ч453.024.0
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Н.З. Абидова
Статья посвящена проблеме развития речи и общения у детей с нарушением зрения, что является важной проблемой в тифлопедагогической науке. Анализ работ по данной теме позволил сделать выводы об особенностях протекания различных психических процессов у детей с нарушением зрения. Проведено констатирующее исследование по критериям «чувственные представления и понятия, используемые в речи», «общительность» в коммуникативных ситуациях. Выявлено распределение детей по критерию владения речью и общением детьми с нарушениями зрения. Предложены методы и формы работы по изучению и повышению уровня владения коммуникативными средствами детьми с нарушениями зрения.
Ключевые слова: развитие речи, дети с нарушениями зрения, дошкольный возраст, общение, устная речь, логопедическая работа, зрительная патология, косоглазие, амблиопия, мимика, пантомимика, интонация.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что развитие речи у детей старшего дошкольного возраста происходит со значительным отставанием от нормы. Уровень овладения обобщающими словами и выделения общих признаков предметов в сравнении с детьми с нормальным зрением значительно снижен, что затрудняет формирование предметно-практических действий сравнения, классификации предметов по общим или отдельным признакам. У них существуют трудности ориентации в признаках и свойствах предметов окружающего мира, а собственные сенсорные возможности ими не осознаются.
В последнее время возрастает число детей с различными зрительными патологиями. По данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время в мире насчитывается около 150 млн лиц со значительными зрительными расстройствами.
С 20-30-х гг. XX в. начинают появляться немногочисленные логопедические работы, специально посвященные нарушениям речи у детей с дефектами зрения (С. Стингфельд, 1928; М.Е. Хватцев, 1938; С.Л. Шапиро, 1972; А.Д. Шипило, 1964; С.В. Яхонтова, 1959).
В 60-70-е гг. в логопедии наиболее активно стали вестись работы, связанные с системным изучением речевых расстройств. Значимую роль в развитии такого направления сыграли исследования специалиста в области
логопедии Р.К. Левиной (1961). Значительную группу слабовидящих детей с общим недоразвитием речи удалось выделить С.Л. Коробко.
Одной из важнейших проблем коррекционной педагогики является изучение вопросов развития голоса и отдельных его акустических характеристик у детей. Исследованию данной проблемы посвящены работы Е.С. Алмазовой, Д.К. Вильсон, И.И. Ермаковой, И. Максимовой, О.В. Правдиной, С.Л. Таптаповой, Л.М. Телеляевой и др. Все акустические характеристики голоса играют важную роль в процессе общения. Такое свойство голоса, как его сила, оказывает существенное влияние на интонационное оформление устной речи, которое отражает не только эмоциональную сторону высказывания, но во многом и смысловую. Нарушения силы голоса, сужение границ динамического диапазона приводят к снижению разборчивости и внятности речи, вызывая затруднение ее восприятия окружающими.
Одна из специфических особенностей развития речи детей со зрительной патологией выражается в слабом использовании неязыковых средств общения - мимики, пантомимики, интонации (Л.С. Волкова, М. Заор-ска, Л.И. Солнцева, Р.А. Курбанов и др.). Это отрицательно сказывается на выразительности речи в целом: речь становится монотонной, немодулированной, малопонятной для окружающих.
Вопросы общего образования
Анализ конструктивной деятельности слепых дошкольников показывает, что наиболее результативным способом ее осуществления является усвоение правила конструирования в процессе обследования образца и создание его модели в умственном плане. Процесс сравнения воспринимаемого с образами представлений является наиболее эффективным и продуктивным. Однако только старшие слепые дошкольники овладевают этим способом решения конструктивных задач. Он является важным условием правильного выполнения задания, и им начинают пользоваться даже дети младшего дошкольного возраста, но его результативность в это время еще очень невелика. Слепые дети всех возрастов отстают от своих зрячих сверстников по результативности выполнения таких заданий, однако к концу дошкольного возраста они начинают справляться с заданиями, и именно способом мысленного оперирования образами, работая в умственном плане и по правилам [2, с. 250].
Дети с нарушенными функциями зрительного анализатора быстрее утомляются, что сказывается на работоспособности и успешности развития познавательной деятельности [6, с. 12].
При нарушении зрения у дошкольников страдает целостное и одновременное восприятие действительности. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цве-торазличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия обуславливает недостаточность зрительных впечатлений у слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией. Наблюдается затрудненность выделения, узнавания формы, цвета, величины и пространственного положения предметов при нарушенном зрении [4, с. 3].
У дошкольников с косоглазием и амблиопией помимо трудностей предметнопрактической деятельности и ориентировки в пространстве, обусловленных монокулярным характером зрения, возникает чувство психологического дискомфорта (Л.И. Плаксина, 1998). Это связано с тем, что в период плеоп-тического лечения амблиопии применяется метод прямой окклюзии (выключение из акта зрения лучше видящего глаза с целью тренировки другого - хужевидящего). Дети оказываются в положении слабовидящих, а иногда и слепых с остаточным зрением, так как острота зрения хуже видящего глаза может быть
очень низкой. Данные особенностей психического и физического развития дошкольников с косоглазием и амблиопией позволяют сделать вывод о необходимости проведения с ними, как и со слепыми и слабовидящими детьми, коррекционно-педагогической работы. В 6-7 лет (и позже) ребенок с нарушением зрения, как правило, начинает осознавать свой дефект. В этот период у детей может наблюдаться боязнь новых помещений, незнакомых людей и ситуаций, замкнутость, нежелание общаться [5, с. 88].
Устная речь детей с нарушением зрения часто бывает сбивчива, отрывочна, непоследовательна. Они не всегда планируют свои высказывания. К трудностям развития речи детей со зрительной патологией относятся особенности усвоения и использования неязыковых средств общения - мимики, жеста, интонации, являющихся неотъемлемым компонентом устной речи. Не воспринимая совсем или плохо воспринимая зрительно большое количество мимических движений и жестов, придающих одним и тем же высказываниям самые различные оттенки и значения, и не пользуясь в своей речи этими средствами, слепые и слабовидящие дети существенно обедняют свою речь, она становится маловыразительной. У этих детей наблюдается снижение внешнего проявления эмоций и ситуативных выразительных движений, что оказывает влияние на интонационное оформление речи, ее бедность и монотонность [3].
Нарушения речи представлены обширно как у слепых, так и у слабовидящих детей, причем у большинства из них эти нарушения затрагивают не столько отдельные, сколько все или почти все компоненты речевой структуры как целостной системы. Степень и качество нарушений различных речевых компонентов у разных групп детей с глубокими дефектами зрения представлены по-разному. Это и определяет различные уровни сформи-рованности речи в большей своей части как системного недоразвития, а также структуры речевого дефекта. Нарушения устной речи у слепых и слабовидящих детей следует рассматривать как сложный дефект, по-разному обусловливаемый влиянием ряда факторов, к числу которых относятся зрительный дефект и время его проявления.
Разнообразие уровней сформированно-сти речи, структуры ее нарушения, а также обусловливающих эти нарушения факторов объясняет и разнообразие динамики совершенствования речи слепых и слабовидящих
детей в процессе педагогического воздействия.
Логопедическая работа с данной категорией детей - специфическая и комплексная, дифференцированная и многосторонняя.
В таких условиях возрастает компенсаторная роль речи и обеспечивается более прочная база для подготовки детей к школьному обучению. Ранние выявления нарушений речи и организация коррекционной работы способствуют предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии детей (в том числе и в формировании письменной речи). Совершенствование речи стимулирует высокое личностное развитие слепого и слабовидящего ребенка на самых ранних этапах его воспитания.
Констатирующее исследование состояния изучаемого вопроса проводилось в 2012/2013 учебном году на базе Республиканской школы-интерната для детей с нарушениями зрения в дошкольном отделении.
В исследовании принимало участие две группы детей: экспериментальная и контрольная. Средний возраст детей 6-7 лет.
Обследование проводилось в индивидуальной форме и начиналось с беседы, которая была направлена на установление эмоционального контакта с ребенком. Также собирался анамнез, проводилась беседа с воспитателем и логопедом для составления на испытуемых психолого-педагогической характеристики.
В констатирующем исследовании мы использовали методики, адаптированные к задачам исследования. Одна из них - методика «Словесные ассоциативные ряды» - для исследования чувственных представлений, освоенных понятий, которые ребенок использует в своей речи.
В данной методике использование словесного стимульного материала провоцирует возникновение ассоциаций, характеризующих имеющийся у детей с патологией зрения образ предмета или явления.
Экспериментатор дает инструкцию: «В ответ на каждое из названных мною слов можешь назвать любые слова, которые пришли тебе в голову».
Результаты исследования по методике «Словесные ассоциативные ряды» демонстрируют, что наиболее точные центральные логические реакции даются детьми к словам-стимулам, отражающим конкретные понятия: «письмо», «лес», «гроза», «кровать», «лето».
Методика «Расскажи по картинке», для исследования связной монологической речи,
словарного запаса и интонационной окраски речи детей с нарушениями зрения. Ребенку давалось задание придумать рассказ, историю или сказку, опираясь при этом на сюжетную картинку [1, с. 20].
Изучение уровня владения детьми с нарушениями зрения коммуникативными средствами осуществлялось с помощью: наблюдения и методик «Словесные ассоциативные ряды», «Расскажи по картинке». Были получены следующие результаты:
- 60 % детей обращаются к партнеру по общению самостоятельно;
- 40 % - не вступают в речевой контакт до тех пор, пока он не будет инициирован сверстником или взрослым;
- 20 % детей с нарушениями зрения практически не используют развернутые фразы ни в диалогическом общении, ни в монологических высказываниях. Демонстрируют речевую пассивность. Их фразы порой неправильно выстроены, речь непоследовательна, сбивчива.
Наблюдения за речевым общением детей с нарушениями зрения позволило так же выявить тенденцию употребления некоторыми детьми слов неадекватно ситуации общения. У 40 % детей исследуемой группы в процессе наблюдения не было отмечено случаев использования слов неадекватно ситуации общения. У 60 % - такие случаи наблюдались неоднократно.
У значительного количества детей (60 %) интонационная окраска речи бедная, маловыразительная.
В таблице представлены характеристики детей по степени общения в коммуникативных ситуациях.
Общительность детей с нарушениями зрения в коммуникативных ситуациях
№ Общительность Количество детей
абс. число %
1 Общительные 3 30
2 Не очень общительные 5 50
3 Необщительные (малообщительные, замкнутые) 2 20
30 % детей были отмечены как очень общительные, предпочитающие постоянное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. 50 % детей не очень общительные, они в равной степени могут играть и с детьми и одни, общаются лишь с небольшим количеством детей. 20 % - охарактеризованы как необщительные, замкнутые, предпочитающие играть одни, отдельно от других детей.
Вопросы общего образования
В ходе наблюдения было установлено, что дети с нарушениями зрения плохо владеют коммуникативными действиями саморегуляции, т. е. управления своим поведением. Излагая свои мысли, они говорят громко, перебивают друг друга, не следят за своими жестами.
При общении дети не обращают внимания на реплики друг друга. Диалог как форма общения, является преобладающей у детей исследуемой группы, но значительная часть информации, которой обмениваются дети, обычно остается невоспринятой, что отрицательно влияет на ход и результаты общения.
В результате проведенного исследования установлено, что большинство детей имеют недостаточный уровень владения коммуникативными средствами.
Предлагается использование достижений современной тифлопедагогики, где имеет место принципиально иной подход к проблеме и методам развития речи детей с нарушением зрения. Разрабатывается и внедряется система конкретизирующих средств, богатых и разнообразных по своему содержанию, объему и характеру применения. Средства эти служат приоритетной задаче образовательного процесса - всестороннему развитию детей с нарушением зрения учащихся, реализуемой посредством различных практических форм: наблюдений, экскурсий, практических работ и т. п.
Литература
1. Кожанова, Н.С. Исследование сфор-мированности коммуникативных умений дошкольников с нарушениями зрения / Н.С. Кожанова // Специальное образование. - 2009. -№ 2. - С. 18-29.
2. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецо вой. - М. : Издат. центр «Академия», 2002. -480 с.
3. Плаксина, Л.И. Психолого-педагоги-ческая характеристика детей с нарушением зрения: учеб. пособие / Л.И. Плаксина. - М. : РАОИКП, 1999. - 87 с.
4. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: учеб.-метод. пособие для педагога-дефектолога / Л.И. Плаксина. - М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2008. - 87 с.
5. Подколзина, Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина // Дефектология. - 2001. - № 2. - С. 84-88.
6. Ремезова, Л.А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения / Л.А. Ремезо ва. - Самара: Изд-во ООО «НТЦ», 2002. -136 с.
Абидова Нилуфар Закировна, старший преподаватель, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, (Узбекистан), [email protected].
Поступила в редакцию 1 февраля 2014 г.
Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Educational Sciences” ________________2014, vol. 6, no. 3, pp. 29-33
PROBLEM ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF SPEECH ABILITIES AND COMMUNICATION SKILLS OF VISUALLY IMPAIRED CHILDREN
N.Z. Abidova, Tashkent State Pedagogical University named after Nizami, Tashkent, Uzbekistan, [email protected]
The article is devoted to visually impaired children and, in particular, to the development of their speech abilities and communication skills. The problem is in the scope of the pure and applied tyflopedagogy. The analysis of works allowed to draw the conclusions about the characteristics of various mental processes of visually impaired children.
The ascertaining experiment was conducted, where the criteria of “sense notions and concepts used in speech” and “sociability” were used. The distribution of children evaluated by the criterion “speech abilities and communication skills” was presented. The methods and forms of work to improve the speech abilities and communication skills of visually impaired children have been offered.
^ywords: development of speech abilities, visually impaired children, preschool age, communication, oral speech, speech therapy work, visual pathology, strabismus, amblyopia, mime, pantomime, intonation.
References
1. Kozhanova N.S. [Investigation of Formation of Communicative Skills of Preschool Children with Visual Impairments]. Special Education, 2009, no. 2, pp. 18-29. (in Russ.)
2. Kuznetsova L.V., Peresleni L.I., Solntseva L.I. Osnovy spetsial'noy psikhologii [Fundamentals of Special Psychology]. Moscow, Akademiya Publ., 2002. 480 p.
3. Plaksina L.I. Psikhologo-pedagogicheskaya kharakteristika detey s narusheniem zreniya [Psychological and Educational Characteristics of Children with Visual Impairment]. Moscow, RAOIKP Publ., 1999. 40 p.
4. Plaksina L.I. Razvitie zritel'nogo vospriyatiya v protsesse predmetnogo risovaniya u detey s narusheniem zreniya [Development of Visual Perception in the Subject Drawing of Children with Visual Impairment]. Moscow, VLADOS Publ., 2008. 87 p.
5. Podkolzina E.N. [Some Features of the Correctional Education of Preschool Children with Visual Impairment]. Defectology, 2001, no. 2, pp. 84-88. (in Russ.)
6. Remezova L.A. Razvitie konstruktivnoy deyatel'nosti u starshikh doshkol'nikov s narusheniem zreniya [Development of Constructive Activity of Older Preschoolers with Visual Impairment]. Samara, NTTs Publ., 2002. 136 p.
Received 1 February 2014