УДК 376.352-376.371
РАУ Елена юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры логопедии дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета. Автор 60 научных публикаций, в т. ч. одной монографии
СЕВАСТЬЯНОВА Елена Валерьевна, аспирант кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета, старший преподаватель кафедры логопедии института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор восьми научных публикаций
ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОТИВНОЙ ИНТОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
В статье представлены теоретические аспекты изучения развития эмотивной интонации. Основные понятия рассмотрены с точек зрения психологии, лингвистики и психолингвистики. Изложен взгляд тифлологов на особенности неречевой коммуникации детей со зрительной патологией. Описана модель изучения развития эмотивной интонации у дошкольников с нарушением зрения.
Ключевые слова: паралингвистические средства общения, эмотивная интонация, дети с нарушением зрения.
В условиях модернизации образования на современном этапе одним из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении становится развитие личности, готовой к адекватному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Особую актуальность приобретает компетентностный подход в системе специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в свете развития идей инклюзивного обучения. Однако в ряде тифлологических исследований последних лет выявлена одна из причин, мешающих социализации и адаптации к самостоя-
тельной жизни в обществе воспитанников и учеников со зрительной патологией. Это нарушения в процессе общения данной категории детей и подростков со сверстниками, членами семьи, с окружающими взрослыми (В.П. Гудо-нис, В.З. Денискина, А.М. Кондратов, А.Г. Лит-вак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова и др.) [2, 3].
Успешность вступления детей в процесс коммуникации в значительной степени зависит от умения адекватно воспринимать, интерпретировать и выражать эмоции в соответствующий момент и с надлежащей интенсивностью посредством паралингвистических характе-
© Рау Е.Ю., Севастьянова Е.В., 2013
ристик речи. Несоответствие эмоциональной экспрессивности условиям речевой ситуации -один из источников конфликтов в межличностном общении (О.К. Агавелян, А.А. Бодалев,
Н.Г Василевская, А.С. Золотнякова, С.Ф. Иванова, Н.В. Клюева, Т.А. Ладыженская, А.Ф. Ло-мизов, А.В. Мудрик, М.И. Чистякова).
В психолого-педагогических исследованиях по проблемам детей с нарушением зрения отмечается, что наибольшие трудности в формировании коммуникативных средств у данной категории испытуемых возникают при создании образов, связанных с пониманием и выражением своего отношения к субъекту и объекту коммуникаций невербальными (пара-лингвистическими) средствами. Согласно исследованиям В.З. Денискиной, Л.И. Плакси-ной, Г.В. Григорьевой нарушение зрения ведет к потере информации о неречевых средствах коммуникации, которая затрудняет и обратную связь с партнером. Не пользуясь этими средствами, дети существенно обедняют свою речь, она становится маловыразительной и монотонной. У них наблюдается снижение интенсивности внешнего проявления эмоций и ситуативных выразительных движений, что оказывает влияние на интонационное оформление речи. Однако экспериментальных данных о состоянии и развитии фонационных паралингвисти-ческих средств общения, в частности интонации, у детей со зрительной патологией нет. При этом тифлологи сходятся во мнении, что интонационная сторона речи воспитанников с нарушением зрения сформирована недостаточно, а это приводит к трудностям осуществления коммуникативной деятельности: снижению потребности и эффективности взаимодействия, ограничению коммуникативного потенциала
[1, 3, 8].
Учитывая современные требования к качеству образования, к реализации компетентност-ного подхода в организации педагогического процесса и малую изученность особенностей отдельных компонентов невербалики, в частности интонации, у дошкольников со зрительной патологией, мы провели теоретическое
и опытно-поисковое исследование проблемы развития эмотивной интонации как паралинг-вистического средства общения детей с нарушением зрения.
Рассмотрим понятия, используемые в рамках нашего исследования. Прежде всего, определим термин «интонация». Интонация - это сложное единство взаимосвязанных просодических компонентов: мелодики, интенсивности звучания (сила, громкость произнесения), темпа, паузы, тембра, ритма и ударения, функционирующих во фразе и передающих различные логические и модально-эмоциональные отношения.
Как отмечает Н.В. Черемисина-Ениколопо-ва, интонация является важнейшим признаком звучащей речи и, что самое главное, средством выражения определенного содержания речи и эмоционального состояния участников коммуникации [9]. Многочисленные определения интонации, представленные в трудах лингвистов Д.Н. Антоновой, Л.В. Бондарко, Е.А Брызгу-новой, Н.Г. Василевской, Ю.А. Дубовского, Л.Р Зиндера, А.А. Реформатского и др., не различаются принципиально. Как правило, авторы ограничиваются перечислением основных элементов интонационной структуры языка.
Однако, основываясь на теории коммуникативной лингвистики Г.В. Колшанского и рассматривая интонацию в русле этой теории как паралингвистическое средство общения, мы в своем исследовании опираемся не столько на ее физические параметры, сколько на функциональный аспект. Поэтому интонация связывается нами с личностью говорящего, с выражением эмоционального состояния и отношения к содержанию речи и к адресату со стороны говорящего. В этом случае необходимо разграничить понятия эмоциональной и эмотивной интонации.
Нам близка позиция Л.А. Пиотровской, в соответствии с которой эмоциональная интонация характеризуется неконтролируемым, неосознанным выражением общего эмоционального состояния субъекта речи. Область же эмотивной интонации характеризуется контро-
лируемыми и осознанными с лингвистической точки зрения эмоциями, которые являются доминирующей коммуникативной целью высказывания говорящего в конкретной ситуации общения [10].
Как отмечает Л.Р. Зиндер, для выражения эмотивных оттенков речи первостепенное значение в структуре интонации имеет интонационный тембр. Когда говорят: «Это было сказано с гневом» или «с радостью», или «со страхом» и т. п., то имеют в виду именно тембровую окраску произношения [4].
Возвращаясь к определению эмотивной интонации, уточним, что в нашем исследовании под ней понимается область восприятия и выражения эмоций, которые могут составлять эмо-тивное значение различных языковых единиц (нас интересует интонация) в определенной ситуации коммуникации. Ее развитие требует владения детьми общими представлениями об эмоциях, умения на слух воспринимать и дифференцировать основные (базисные) эмоциональные состояния, выраженные посредством интонации, умения подбирать и воспроизводить необходимую интонацию для выражения эмотивного состояния в конкретной ситуации общения. Из интонационных характеристик речи для нас определяющим является интонационный тембр. Согласно фонологическим исследованиям, подтверждающим связь интонационного тембра, тона и силы голоса, темпа говорения, будем рассматривать три последние характеристики как основу для развития интонационного тембра.
На современном этапе развития тифлопсихологии эмоциональная сфера лиц со зрительной депривацией является малоизученной. Особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями зрения, на которые указывают Л.С. Волкова, Т.И. Гаврилко, Г.В. Григорьева, В.П. Гудонис, В.З. Денискина, Л.В. Егорова, С.А. Захарова, А.Г. Литвак и др., являются следствием недостатков зрительного гнозиса и представляют большой исследовательский интерес. Принимая во внимание тот факт, что овладение речью детьми с нарушением зрения
осуществляется по тем же закономерностям, что и нормально видящими, и учитывая специфику развития невербальных кинесических компонентов у детей со зрительной патологией, можно предположить, что развитие эмотив-ной интонации будет иметь ряд особенностей у детей данной категории. Следовательно, изучение развития данного феномена является весьма актуальным для теории и практики коррекционной психологии и педагогики.
На основании вышеизложенного нами предложена модель изучения развития эмотив-ной интонации у детей с нарушением зрения, которая включает три блока:
I. Изучение просодической базы развития эмотивной интонации;
II. Изучение эмоционального номинанта;
III. Изучение «эмоционального слуха» и умения выражать эмоции интонацией.
Внутри каждого блока определены диагностические задания, учитывающие возможности дошкольников со зрительной патологией и исключающие работу зрительного анализатора. Первый блок диагностических проб включал девять тестовых заданий:
Задание 1. Узнавание тона неречевого звука по предъявлению сигналов разной высоты с помощью прибора «Психомат». Предпочтение при проведении исследования было отдано прибору, а не музыкальным инструментам для исключения тембральной окраски звука.
Задание 2. Узнавание силы неречевого звука по предъявлению сигналов разной громкости с помощью прибора «Психомат».
Задание 3. Узнавание темпа звучания музыкального инструмента.
Задание 4. Узнавание тона речевого звука.
Задание 5. Узнавание силы речевого звука.
Задание 6. Узнавание темпа звучания речи.
Четвертое, пятое и шестое задания ребенку предлагается выполнить, прослушав аудиозапись одного и того же предложения, произнесенного одним и тем же диктором, в трех вариантах: низким, средним и высоким голосом (для изучения восприятия тона голоса); тихим, средним и громким голосом (для изучения вос-
приятия силы голоса); в медленном, среднем и быстром темпе (для изучения восприятия темпа звучания речи). Слушающий определяет, как диктор произнес фразу.
Задание 7. Воспроизведение заданного тона голоса.
Задание 8. Воспроизведение заданной силы голоса.
Задание 9. Воспроизведение заданного темпа речи.
В процессе выполнения седьмого, восьмого и девятого заданий ребенку предлагается повторить фразу в трех вариантах в соответствии с заданными акустическими или временными параметрами.
Второй блок диагностических проб включает два тестовых задания:
Задание 1 - по методике Х. Вейсбаха «Продуктивность вербализации эмоций» [5], направленной на определение объема словаря эмоций у исследуемых.
Задание 2 - по методике «Ассоциативный словарь эмоций» А.Г. Закаблук [5], направленной на определение номинативного словаря дошкольников, используемого для обозначения базовых эмоций и нейтрального эмоционального состояния.
В третий диагностический блок входят три тестовых задания:
Задание 1 - по модифицированной методике изучения степени развития эмоционального слуха В.П. Морозова [7], направленной на определение сформированности умений адекватно различать эмоции другого человека по интонации на основе моделирования эмоционального состояния (изолированное предъявление эмоционально окрашенных фрагментов речи). В процессе выполнения пробы ребенку предъявляется аудиозапись, на кото-
рой профессиональный актер (заслуженный артист России С.Ю. Черноглазов), произнося три фразы, имитирует радость, печаль, страх, гнев, нейтральность звучания. 10 раз воспроизводится одна фраза, затем 10 раз - вторая и 10 раз - третья. Каждая эмоция, с которой произносилась фраза, звучит равное количество раз при случайном порядке предъявления. Сразу после прослушивания прозвучавшей фразы ребенок должен определить ее эмоциональный контекст.
Задание 2. Повторение слов с заданной эмотивной интонацией.
Задание 3. Повторение предложений с заданной эмотивной интонацией без опоры на семантику фразы.
Для оценки сформированности эмотивной интонации используется балльно-уровневая система оценки. Результаты выполнения заданий распределяются по трем уровням для каждой диагностической пробы. При этом учитывались следующие критерии: количество правильных ответов, использование помощи педагога, время выполнения задания. Каждому уровню соответствует свой балл: высокий уровень - 2 балла, средний - 1 балл, низкий -0 баллов. Полученные по субтестам первого, второго и третьего блоков результаты для каждого исследуемого суммируются и соотносятся с уровневой шкалой: высокий уровень развития эмотивной интонации - 28-40 баллов; средний уровень развития эмотивной интонации - 13-27 баллов; низкий уровень развития эмотивной интонации - 0-12 баллов.
Результаты разработанной и апробированной модели изучения эмотивной интонации позволили охарактеризовать особенности ее развития у дошкольников с нарушением зрения, они будут представлены в следующих статьях.
Список литературы
1. Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология. 1998. № 5. С. 76-87.
2. Гудонис В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. М.; Воронеж, 1999.
3. Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения. Верхняя Пышма, 1997.
4. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 1979. 312 с.
5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001. 752 с.
6. ЛитвакА.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. СПб., 2006.
7. Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-психологические исследования. М., 2011. 528 с.
8. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: учеб. пособие. М., 1999.
9. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М., 1989.
10. Piotrovskaya L. Emotional Prosody and Emotive Intonation II Proceedings of the 15th International Congress of Phonetic Sciences. Barcelona, 3-9 August, 2003 I Ed. by M. Y. Sole, D. Recausens & J. Romero. Barcelona: Causal Productions Pty Ltd, 2003. P. 2949-2952.
References
1. Grigor’eva G.V. Osobennosti vladeniya neverbal’nymi sredstvami obshcheniya doshkol’nikami s narusheniyami zreniya [Peculiarities of the Use of Nonverbal Means of Communication by Preschoolers with Visual Impairments]. Defektologiya, 1998, no. 5, pp. 76-87.
2. Gudonis V.P. Osnovy i perspektivy sotsial’noy adaptatsii lits s ponizhennym zreniem [Fundamentals of and Prospects for Social Adaptation of People with Impaired Vision]. Moscow, Voronezh, 1999.
3. Deniskina V.Z. Formirovanie nerechevykh sredstv obshcheniya u detey s narusheniem zreniya [Formation of Nonverbal Means of Communication in Children with Visual Impairment]. Verkhnyaya Pyshma, 1997.
4. Zinder L.R. Obshchayafonetika [General Phonetics]. 2nd ed. Moscow, 1979. 312 p.
5. Il’in E.P. Emotsii i chuvstva [Emotions and Feelings]. St. Petersburg, 2001. 752 p.
6. Litvak A.G. Psikhologiya slepykh i slabovidyashchikh [Psychology of the Blind and Visually Impaired]. St. Petersburg, 2006.
7. Morozov VP. Neverbal’naya kommunikatsiya: Eksperimental’no-psikhologicheskie issledovaniya [Nonverbal Communication: An Experimental Psychological Research]. Moscow, 2011. 528 p.
8. Plaksina L.I. Psikhologo-pedagogicheskaya kharakteristika detey s narusheniem zreniya [Psychological and Pedagogical Characteristics of Children with Visual Impairments]. Moscow, 1999.
9. Cheremisina N.V. Russkaya intonatsiya: poeziya, proza, razgovornaya rech’ [Russian Intonation: Poetry, Prose, Spoken Language]. Moscow, l989.
10. Piotrovskaya L. Emotional Prosody and Emotive Intonation. Proc. 13th Int. Congress of Phonetic Sciences. Barcelona, 3-9 August 2003. Barcelona, 2O03, pp. 2949-2952.
Rau Elena Yuryevna
Faculty of Defectology, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia)
Sevastyanova Elena Valeryevna
Postgraduate Student, Moscow State Pedagogical University; Institute of Pedagogics and Psychology, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)
THE STUDY OF EMOTIVE INTONATION DEVELOPMENT IN PRESCHOOL CHILDREN
WITH VISION DISORDERS
The article deals with theoretical aspects of the study of emotive intonation. Basic notions are considered in terms of psychology, linguistics and psycholinguistics. A model of the study of emotive
intonation development in preschool children with vision disorders is described. In addition, the paper presents viewpoints of visual impairment specialists on peculiarities of nonverbal communication of children with vision disorders.
Keywords: paralinguistic means of communication, emotive intonation, children with vision disorders.
Контактная информация: Рау Елена Юрьевна адрес: 119571, Москва, просп. Вернадского, д. 88;
e-mail: lena53@post.ru.
Севастьянова Елена Валерьевна адрес: 163000, г. Архангельск, просп. Ленинградский, д. 40;
e-mail: e.v.sevastyanova@narfu.ru
Рецензент - Буторина Т.С., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения института педагогики и психологии, директор научно-образовательного центра «Ломоносовский институт» Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова