ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 376
Дария Ивановна Исупова
г. Киров
Наталья Николаевна Шешукова
г. Киров
Профилактика дисграфии у дошкольников с нарушением зрения
В статье рассматривается тенденция роста количества детей дошкольного возраста, имеющих предпосылки дисграфии. Констатируется, что чем раньше будут выявлены индивидуальные нарушения в раннем речевом развитии ребенка, тем большее количество времени будет у родителей и педагогов для их коррекции. Расстройства речи у детей с нарушением зрения встречаются намного чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. При работе с такими детьми было выявлено, что предпосылки всех видов дисграфии проявляются ещё задолго до начала школьного обучения. В связи с этим возникает проблема необходимости проведения коррекционной логопедической работы по профилактике дисграфии у дошкольников с нарушением зрения. Работа логопеда должна быть направлена на выявление и устранение предпосылок возникновения дисграфии.
Ключевые слова: логопедическая работа, профилактика, дисграфия, дошкольники, нарушение зрения, дошкольники с нарушением зрения.
Daria Ivanovna Isupova
Kirov
Natalia Nikolaevna Sheshukova
Kirov
Prevention of dysgraphy in preschool children with visual disabilities
The article discusses the growth trend in the number of children of preschool age with the prerequisites of dysgraphia. The earlier individual disorders in the child's early speech development are detected, the more time parents and teachers will have to correct them. Speech disorders in children with visual disabilities are much more common than in their normally developing peers. When working with such children, it was found that the prerequisites for all types of dysgraphy are manifested long before the beginning of school education. In this regard, there is the problem of the need for speech therapy for the prevention of dysgraphia in preschool children with visual disabilities. The work of the speech therapist should be focused on identifying and addressing the prerequisites of dysgraphia.
Keywords: speech therapy work, prevention, dysgraphia, preschool, visual disabilities, preschool children with visual disabilities.
В наше время речевые нарушения являются распространенным явлением и стремительно растут. Дисграфия является одним из таких нарушений.
Дисграфия (графо - пишу, дис - расстройство) - стойкое и специфическое нарушение процесса письма. Его причинами считается отклонения от нормы в работе анализаторов и психических процессов, обеспечивающих письмо.
Дисграфия может существовать как у детей, так и у взрослых. Что касается дисграфии у взрослых, уже сформированный навык письма частично нарушается или полностью утрачивается по причине органического поражения важнейших отделов коры головного мозга.
Первые упоминания о проблеме дисграфии появились в конце XIX - начале XX веков. Данным вопросом заинтересовались такие ученые, как А. Куссмауль, В. Морган, О. Беркан, Ф. Варбург и другие. Среди отечественных исследователей, уделивших значительное внимание в своих трудах вопросам изучения нарушения чтения у детей, следует отметить такие имена: Р.А. Ткачева, С.С. Мухина, М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева.
Отличительным признаком дисграфии является наличие стойких повторяющихся ошибок на письме.
Данные ошибки можно разделить на несколько групп: замены букв по оптическому и акустическому подобию соответствующим звукам; искажения букв; нарушения слитного написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме; искажения звуко-слоговой структуры слова [2].
Существование дисграфии у детей приводит к обилию трудностей. Их степень тяжести зависит от того, насколько ярко выражен дефект. Среди таких следует выделить невозможность освоения школьной программы по русскому языку, чтению и литературе; значительные трудности в овладении предметами, которые требуют использование письменных ответов; присутствие большей части дисграфий отразится на усвоении математики (перестановки цифр в числе, непонимание различий в сравнении чисел, трудности овладения понятием классов числа); трудности в обучении могут послужить причиной информационной изоляции, далее к вторичному интеллектуальному отставанию; нередки случаи возникновения психологических проблем (повышенная тревожность, нервная истощаемость, заниженная самооценка); достаточно серьёзным последствием можно считать асоциальное поведение - у 80% правонарушителей подросткового возраста имеют место признаки дисграфии.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-0291
Детям страдающим дисграфией, требуется специальная комплексная коррекционная помощь, ведь для исправления специфических ошибок письма обычных педагогических приёмов недостаточно [3].
Для того, чтобы успешно овладеть техникой письма уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы важные предпосылки письма. В ином случае, когда предпосылки письма не сформированы к началу обучения грамоте, ребенок с большой вероятностью встретится с трудностями при усвоении начертания букв, при соотнесении буквы со звуком, соответствующим ей, при определении порядка букв в написании слова. Все эти трудности, в свою очередь, повлекут за собой появление дисграфических ошибок, которые не связаны с незнанием правил грамматики. На следующем этапе обучения неизбежно возникнут и грамматические ошибки.
У детей с нарушением зрения существует большая предрасположенность к дисграфии. Расстройства речи данной категории детей встречаются намного чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников и носят более стойкий характер. Зрительный дефект усложняет процесс формирования речи. Нарушение зрения сказывается на развитие восприятия. После обследовании дошкольников с нарушением зрения выявляется недостаточная сформированность зрительного восприятия и гнозиса, пространственных представлений, трудности моторной сферы. Несформирован-ность этих процессов можно считать предпосылками дисграфии у дошкольников с нарушением зрения [4]. Большую значимость в работе с детьми, имеющими нарушения зрения, приобретает развитие именно этих навыков.
Таким образом, в процессе логопедической работы отмечается, что в коррекционной работе с дошкольниками с нарушением зрения целесообразно уделять особое внимание профилактике оптической дисграфии, так как именно этот вид нарушения очень часто возникает у детей в период школьного обучения.
В системе логопедических занятий профилактической работе нужно уделять особое внимание, ведь предотвратить возникновение отклонений в развитии речевых функций гораздо проще, чем заниматься их устранением в дальнейшем. Логопедическую работу по профилактике дисграфии у дошкольников с нарушением зрения целесообразно строить с учетом основных положений специальной педагогики, таких как раннее целенаправленное и дифференцированное обучение; использование специальных методик, приемов, средств обучения; более глубокая дифференциация и индивидуализация обучения; обязательное включение родителей в развивающий процесс [5].
Направления в работе по ранней профилактике дисграфии у дошкольников выделила
Л.Г. Парамонова. Таковыми являются: развитие психомоторики и сенсорных функций: зрительного, слухового восприятия, временно-пространственных ощущений, кинестетической организации движений, конструктивного праксиса; развитие межанализаторного взаимодействия: слу-хо- и зрительно-двигательных, слухо-зрительных связей; запоминание и воспроизведение временной и пространственной последовательности; развитие интеллектуальной деятельности, операций мышления (сравнение, сопоставление, классификация, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение; обучение навыкам планирования и самоконтроля; воспитание мотивации к учебной деятельности); развитие высших психических функций: слухового и зрительного внимания, памяти; развитие различных сторон речи: связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям, совершенствование лексико-грамматической стороны речи [1].
Дети с нарушением зрения склонны к проявлениям оптической дисграфии. На письме это проявляется в неузнавании и неразличении графически сходных букв, в смешении и заменах одной буквы другой, отрывах элементов букв, зеркальном написании букв, написании лишних элементов букв. Профилактическая работа по устранению оптической дисграфии направлена на преодоление отставания в развитии зрительного анализа, синтеза и зрительно-пространственных представлений. Также важным направлением работы является развитие представлений о форме и величине предметов, работа с пространственными предлогами, необходима ориентировка в правой и левой сторонах пространства, узнавание букв в усложненных условиях.
Так например, для развития зрительного гно-зиса рекомендуется узнавание контурных, перечеркнутых и наложенных изображений предметов, а также их дорисовка.
Для улучшения восприятия цвета включаются такие упражнения как называние цветов по картинкам, их группировка по цветовому фону или оттенкам, закрашивание различных геометрических фигур в цвета, указанные в задании.
Для развития зрительной памяти и пространственного восприятия используются такие упражнения как запоминание картинки или предметов, их расположение и воспроизведение через определенное время.
Профилактика проводится также с целью преодоления дальнейших трудностей в обучении, таких как отставание от темпа работы всего класса, внутреннее напряжение, состояния тревоги.
Для определения предпосылок дисграфии у дошкольников с нарушением зрения нами было проведено экспериментальное исследование. Для диагностики был использован комплекс методик, включающий методику №1 «Домик» (автор О.В. Елецкая), методику №2 «Графический дик-
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020
77
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
тант» (автор Н.Ю. Горбачевская), методику №3 «Пробы Хеда» (речевой вариант), методику №4 «Исследование усвоения зрительных образов» (на дидактическом материале З.Е. Агранович). Оценивание результатов по каждому заданию проводилось по балловой системе. За каждую ошибку начислялся 1 балл. При безошибочном выполнении задания баллы не начислялись. Количество диагностических заданий - 6.
При обработке результатов исследования под-считывалось количество баллов, полученных за каждое задание. Данные обследования удобно перевести в процентное значение. Полученные процентные данные являются показателем качества выполнения заданий диагностических методик и соотносится с границами уровней выявления предпосылок: III уровень (оптимальный) - 80-100%; II уровень (допустимый) - 50-75%; I уровень (критический) - до 50%.
Оптимальный уровень успешности выполнения задания соответствует нормально протекающему речевому и интеллектуальному развитию.
Допустимый уровень успешности указывает на наличие предпосылок дисграфии. Дошкольники данной группы нуждаются в коррекции несформи-рованных компонентов развития. Им следует уделить большее внимание профилактике нарушений письменной речи.
Критический уровень успешности выполнения заданий предполагает угрозу риска по возникновению дисграфии в школе, так как у детей имеются признаки несформированности функций и недостаточность познавательной деятельности. Детям этой группы крайне необходима комплексная коррекция как логопедическая, так и психологическая (для развития высших психических функций).
В проведенном исследовании приняли участие 10 детей шести лет с нарушением зрения (слабовидящие - согласно классификации В.З. Денискиной).
Далее перейдем к анализу полученных результатов.
По результатам методики №1, направленной на изучение степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия 40% дошкольников с нарушением зрения справились с заданием достаточно полно, допустив 1-2 ошибки (расположение на странице), что соответствует оптимальному уровню успешности выполнения задания; 20% дошкольников показали допустимый уровень успешности выполнения задания (размер и форма фигур не соответствовали образцу); 40% детей показали критический уровень успешности выполнения задания допустив все вышеперечисленные ошибки. Данные могут свидетельствовать о неумении ориентироваться на образец, о несформированности пространственного восприятия у детей с нарушением зрения.
Методика №2, направленная на изучение особенностей развития произвольной сферы, возможностей перцептивной и моторной организации действий в пространстве показала, что большинство дошкольников с нарушением зрения (60%) безошибочно выполнили данное задание, показав оптимальный уровень успешности, 40% детей показали допустимый уровень успешности выполнения задания, допустив ошибку (в подсчете клеток, что привело к незначительному изменению заданного рисунка). По результатам можно предположить о снижении уровня развития произвольной сферы детей, нарушениях перцептивной и моторной организации пространства.
Из результатов методики №3, направленной на изучение состояния пространственных представлений, видно, что 80% дошкольников безошибочно справились с заданием и находятся на оптимальном уровне успешности, они не испытывали никаких трудностей; 20% детей показали допустимый уровень успешности выполнения задания, допустив по одной ошибке при выделении правой/левой руки, что может свидетельствовать о некотором снижении развития пространственных представлений у дошкольников с нарушением зрения.
При дорисовке нужной половины буквы в методике №4, направленной на исследование состояния освоенности ребенком зрительных образов букв, 60% дошкольников с нарушением зрения, допустив ошибку, показали оптимальный уровень успешности выполнения задания; 20% детей допустили 2 ошибки, оказались на допустимом уровне успешности; на критическом уровне успешности оказались также 20% детей, допустив 3 ошибки. Данные ошибки могут свидетельствовать о не-сформированности буквенного гнозиса у дошкольников с нарушением зрения. После данного задания можно сделать вывод о том, что не все дошкольники с нарушением зрения освоили зрительные образы букв.
Таким образом, в группу риска по возникновению дисграфии попали 20% дошкольников с нарушением зрения. Итоговые результаты представлены на рисунке 1.
Итак, после проведенного нами экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что дошкольникам с нарушением зрения требуется профилактическая логопедическая работа по предупреждению возникновения дисграфии во избежание трудностей в дальнейшем школьном обучении. Главной задачей которой должно стать выравнивание страдающих компонентов (несфор-мированность пространственного восприятия; произвольного внимания; перцептивной и моторной организации в пространстве; пространственных представлений), а также устранение уже имеющихся предпосылок дисграфии.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_ 2542-°29!
Критический Допустимый Оптимальный
УРОВНИ УСПЕШНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Рис. 1. Итоговые результаты исследования предпосылок возникновения дисграфии у дошкольников с
нарушением зрения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ахутина, Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция. Актуальные проблемы логопедической практики [Текст] / Т.В. Ахутина ; под ред. М.Г. Храковской. - СПб. : Акционер и К, 2014. - 246 с.
2. Лалаева, Р.И. Нарушения письменной речи. Дислексия. Дисграфия [Текст] : пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов / Р.И. Лалаева. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 304 с.
3. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / под ред. Л.С. Волковой. - М. : Владос, 2009. - 703 с.
4. Микляева, Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование [Текст] / Н.В. Микляева. - М. : АЙРИС - ПРЕСС, 2007. - 94 с.
5. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М. : ВЛАДОС, 2013. - 287 с.
REFERENCES
1. Ahutina T.V. Narushenija pis'ma: diagnostika i korrekcija. Aktual'nye problemy logopedicheskoj praktiki [Writing Disorders: Diagnosis and Correction. Actual problems of speech therapy practice]. In Hrakovskoj M.G. (ed.). St. Petersburg: Akcioner i K, 2014. 246 p.
2. Lalaeva R.I. Narushenija pis'mennoj rechi. Disleksija. Disgrafija: posobie dlja logopedov i studentov defektol. fak. ped. vuzov [Writing disorders. Dyslexia. Dysgraphia]. Moscow: VLADOS, 2007. 304 p.
3. Volkovoj L.S. (ed.) Logopedija: uchebnik dlja studentov defektol. fak. ped. in-tov [Spech Therapy]. Moscow: Vlados, 2009. 703 p.
4. Mikljaeva N.V. Diagnostika jazykovoj sposobnosti u detej doshkol'nogo vozrasta. Logopedicheskoe obsledovanie [Diagnosis of linguistic ability in preschool children. Logopedic examination]. Moscow: AJRIS - PRESS, 2007. 94 p.
5. Ushakova O.S., Strunina E.M. Metodika razvitija rechi detej doshkol'nogo vozrasta: ucheb.-metod. posobie [Methods of development of speech of preschool children]. - Moscow: VLADOS, 2013. 287 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Д.И. Исупова, студент кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3101-2296.
Н.Н. Шешукова, кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3048-681Х.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
D.I. Isupova, Student of the Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3101-2296.
N.N. Sheshukova, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3048-681Х.
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020
79