Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

К ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
827
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / КОРРЕКЦИЯ / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ / AGRAMMATICAL DYSGRAPHIA / YOUNGER STUDENTS / CORRECTION / WORD FORMATION / INFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Короткова Юлия Григорьевна, Шешукова Наталья Николаевна

В статье поднимается проблема коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы. Рассматриваются позиции разных авторов, которые занимались данной проблематикой. Благодаря их исследованиям известно, что уровень развития навыков словообразования и словоизменения у детей с данным речевым нарушением находится на низком уровне, что в свою очередь ведет к нарушениям и письменной речи, в частности аграмматической дисграфии. При анализе работ логопедов, установлено так же, что у этих детей отмечаются ошибки и на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. В статье представлены результаты собственного экспериментального исследования, которое было посвящено изучению проявлений аграмматической дисграфии у современных младших школьников общеобразовательной школы. Сделаны выводы и обобщения, даны конкретные рекомендации логопедам по работе с данной категорий школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF AGRAMMATICAL DYSGRAPHIA CORRECTION IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN OF SECONDARY COMPREHENSIVE SCHOOL

The article raises the problem of agrammatical dysgraphia correction in primary school children of secondary comprehensive school. We examine the positions of various authors who have dealt with this issue. Thanks to their research, it is known that the level of development of word formation and word modification skills in children with this speech disorder is at a low level, which in turn leads to disorders in writing, in particular agrammatical dysgraphia. Analyzing the work of speech therapists, it was also found that these children have different mistakes at the level of words, phrases, sentences and text. The article presents the results of our own experimental research, which was devoted to the study of the demonstrations of agrammatical dysgraphia in modern primary school students. Conclusions are made, specific recommendations are given to speech therapists to work with this category of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

O.M. Komomikova, Ph. D. in Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Philology and Social Sciences and the Humanities, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: olya.orexovo@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-5048-3627.

E.I. Popova, Ph. D. in Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Programming and Informatization of Business Processes, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: 978073@mail.ru, ORCID: 00000002-7303-4055.

УДК 376

Юлия Григорьевна Короткова

г. Киров

Наталья Николаевна Шешукова

г. Киров

К проблеме коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы

В статье поднимается проблема коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы. Рассматриваются позиции разных авторов, которые занимались данной проблематикой. Благодаря их исследованиям известно, что уровень развития навыков словообразования и словоизменения у детей с данным речевым нарушением находится на низком уровне, что в свою очередь ведет к нарушениям и письменной речи, в частности аграмматической дисграфии. При анализе работ логопедов, установлено так же, что у этих детей отмечаются ошибки и на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

В статье представлены результаты собственного экспериментального исследования, которое было посвящено изучению проявлений аграмматической дисграфии у современных младших школьников общеобразовательной школы. Сделаны выводы и обобщения, даны конкретные рекомендации логопедам по работе с данной категорий школьников.

Ключевые слова: аграмматическая дисграфия, младшие школьники, коррекция, словообразование, словоизменение.

Yulya Grigorievna Korotkova

Kirov

Natalya Nikolaevna Sheshukova

Kirov

To the problem of agrammatical dysgraphia correction in primary school children of

secondary comprehensive school

The article raises the problem of agrammatical dysgraphia correction in primary school children of secondary comprehensive school. We examine the positions of various authors who have dealt with this issue. Thanks to their research, it is known that the level of development of word formation and word modification skills in children with this speech disorder is at a low level, which in turn leads to disorders in writing, in particular agrammatical dysgraphia. Analyzing the work of speech therapists, it was also found that these children have different mistakes at the level of words, phrases, sentences and text.

The article presents the results of our own experimental research, which was devoted to the study of the demonstrations of agrammatical dysgraphia in modern primary school students. Conclusions are made, specific recommendations are given to speech therapists to work with this category of schoolchildren.

Keywords: agrammatical dysgraphia, younger students, correction, word formation, inflection.

С каждым годом количество детей с дисгра-фией увеличивается [5].

Существует множество исследовании по изучению дисграфии в то время, как исследованию аграмматической дисграфии уделяется недостаточно внимания [1].

Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы занимает важное место в практической логопедической работе. Особенности познавательной сферы и индивидуально-психологических характеристик детей считаются значимыми аспектами для проведения специальной предварительной деятельности, отбора

и последовательности применения иллюстративного материала, способов коррекционной деятельности. Диагностический материал и способы коррекцион-ной деятельности становятся неактуальными и призывают внесения конкретных поправок и добавлений. Помимо этого, одной из актуальных задач логопедии является поиск оптимальных путей преодоления аграмматической дисграфии. Непосредственно по этим причинам вопрос коррекции аграмматиче-ской дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы считается важным [4].

Особенности коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразова-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 114_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-0291

PEDAGOGICAL SCIENCES

тельной школы изучали Р.И. Лалаева, А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова, Ж.Т. Рахимова, И.К. Колповская, Е.В. Мазанова, И.Н. Садовни-кова и другие [2].

Младшие школьники с аграмматической дис-графией имеют недоразвитие лексико-грамматического строя речи, несформированность морфологических и синтаксических обобщений, что в письменной речи отражается в нарушении смысловых и грамматических связей между предложениями и в искажении морфологической структуры слов [6].

Наиболее ярко аграмматическая дисграфия проявляется к окончанию обучения в начальной школе, когда морфологический принцип письма становится более значимым [3].

Экспериментальное исследование проводилось с целью выявления особенностей аграммати-

ческой дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №16 города Кирова. В исследовании приняли участие 10 учащихся с аграмматической дисграфией.

Для исследования были взяты материалы из методики Т.А. Фотековой. Данная методика направлена на изучение речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологиче-ских методов.

Первый блок методики состоит из четырёх заданий, направленных на исследование навыков образования существительных суффиксальным способом, относительных, качественных, притяжательных прилагательных. Результаты нашего исследования представлены на рисунке 1.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Высокий уровень Средний уровень Нианий уровень

■ Мл а дшие ш кольни ки с а грамматической ди сгр афией

Рис. 1. Результаты исследования навыка словообразования при аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы по первому блоку заданий (%)

40 40

2C

Из рисунка 1, видно, что 20 % (2 чел.) младших школьников общеобразовательной школы с аграмма-тической дисграфией на высоком уровне справляются с образованием новых слов. Это говорит о том, что дети выполнили задание правильно. Остальные 40% (4 чел.) испытуемых получили баллы, соответствующие среднему уровню развития навыка словообразования. У детей отмечается небольшое количество сочетаний дизорфографических и дисграфических ошибок, интенсивная стимулирующая помощь логопеда позволяет исправить лишь отдельные из них. Дети образуют слова несвойственным для русского языка способом. В группу с низким уровнем попали 40% (4 чел.) младших школьников общеобразовательной школы. Отмечаются стойкие дисграфиче-ские ошибки в большинстве слов, стимулирующая помощь взрослого неэффективна. Среди ошибок можно встретить, например, (при образовании существительных суффиксальным способом - у кролика детеныши-кролики; при образовании относительных прилагательных - варенье из рябины-рябиновый; при образовании качественных прилагательных -если дует ветер, то день-ветряной; при образовании

притяжательных прилагательных - морда барсука-барсуковая).

Таким образом, у младших школьников с аграмматической дисграфией, по результатам нашего исследования, наблюдаются трудности в словообразовании.

Второй блок состоит из пяти заданий, направленных на исследование навыков согласования слов в предложениях, верификации предложений, употребления предлогов, завершения предложений, изменения множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Результаты второго блока исследований представлены на рисунке 2

Из рисунка 2 видно, что в группу с высоким уровнем попали 10 % (1 чел.) младших школьников общеобразовательной школы. Это говорит о том, что дети выполнили задание правильно.

В группу со средним уровнем попали 40 % (4 чел.) младших школьников общеобразовательной школы. Осуществлялась стимулирующая помощь логопеда, которая позволяет исправить лишь некоторые ошибки.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020

115

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

60

40

10

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Младшие школьни киса грамматической дисграфие и

Рис. 2. Результаты исследования навыка словоизменения при аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы по второму блоку заданий (%)

В группу с низким уровнем попали 50 % (5 чел.) младших школьников общеобразовательной школы. У детей отмечается большое количество грубых дисграфических ошибок или их сочетания. Также отмечаются ошибки даже после помощи или отказ выполнения заданий.

Среди ошибок можно встретить, например, (при изучении навыков согласования слов в предложениях - «Библиотекарь книги. Собака лежит будка около. Сын читает сказку отцу»; при изучении навыков верификации предложений - «Машина выехала в гараж»; при изучении навыков употребления предлогов - «Карандаш закатился на стол. Суп наливают на тарелку»; при изучении навыков завершения предложений - «Сергей простыл, хотя была солнце. Сергей простыл, хотя был май»; при изучении навыков изменения множественного числа существительных в именительном и родительном падежах - «одно ведро - много ведра, одна дня - много дня»).

Количественный и качественный анализ результатов исследования показал, что спектр ошибок детей с аграмматической дисграфией очень широк. Они демонстрируют примеры нетрадиционного словообразования и словоизменения не только в сложных моделях позднего онтогенеза, но и в моделях, которые появляются в онтогенезе одними из первых, например, уменьшительно -ласкательные существительные с продуктивными суффиксами.

Таким образом, полученные нами результаты доказывают необходимость осуществления специально организованной логопедической работы по коррекции навыков словоизменения и словообразования у детей с аграмматической дисграфией.

Для организации дифференцированного кор-рекционного воздействия можно дать следующие рекомендации при выборе направлений логопедической работы.

При определении основных направлений кор-рекционной работы используются материалы Е.В. Мазановой, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садов-никовой. Предлагается использование дидактических игр, например, «Рассыпанное предложение», «Письмо с ошибками», «Допиши не достающий предлог». Данные игры помогают активизировать учебную мотивацию у учащихся. В учебный процесс вовлекаются произвольные процессы (внимание, память, мышление).

М.П. Радченко и Н.В. Сизова полагают, что в логопедическую работу должны быть включены творческие задания, например, слепить или сконструировать буквы, слова. Данные задания включаются в работу с целью выработки плавности, равномерности движения руки.

На логопедических занятиях можно применять картинный материал из альбома Е.В. Мазано-вой, который позволяет преодолеть трудности в формировании грамматического строя речи.

В работах Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, по нашему мнению, формирование и закрепление навыков словоизменения и словообразования на уровне слов представлены лучше всего.

Таким образом, по результатам нашего исследования установлено, у младших школьников общеобразовательной, наблюдается аграмматическая дисграфия, которая проявляется в низком уровне развития навыков словоизменения и словообразования и эти школьники нуждаются в своевременной квалифицированной помощи логопеда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агопян, Э.С. О некоторых видах логопедической работы при коррекции смешанной дисграфии у младших школьников [Текст] / Э.С. Агопян // Практическая психология и логопедия. - 2017. - № 1. - С. 49-51.

2. Бабенко, Е.А. Аграмматическая дисграфия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Е.А. Бабенко, А.С. Юсупова // Научный альманах. - 2015. - № 11-2(13). - С. 39-43.

3. Гуадзе, Т.В. Приемы работы с ребенком, страдающим дисграфией, на пропедевтическом этапе логопедической работы [Текст] / Т.В. Гуадзе // Школьный логопед. - 2015. - № 2. - С. 25-32.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 116_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-0291

PEDAGOGICAL SCIENCES

4. Елецкая, О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: формирование представлений о пространстве и времени [Текст] : учеб. пособие / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. - СПб. : Речь, 2016. - 180 с.

5. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст] : пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М. : ВЛАДОС, 2016. - 335 с.

6. Жулина, Е.В. Система логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников [Текст] / Е.В. Жулина, О.М. Аладьина // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55. -С. 188-195.

REFERENCES

1. Agopjan Je.S. O nekotoryh vidah logopedicheskoj raboty pri korrekcii smeshannoj disgrafii u mladshih shkol'nikov [Some types of speech therapy work in the correction of mixed dysgraphia in younger students]. Prakticheskajapsihologija i logopedija [Practical Psychology and Speech Therapy], 2017, no. 1, pp. 49-51.

2. Babenko E.A., Jusupova A.S. Agrammaticheskaja disgrafija u detej mladshego shkol'nogo vozrasta s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija [Agrammatical dysgraphia in primary school children with mental disorders]. Nauchnyj al'manah [Scientific Almanac], 2015, no. 11-2(13), pp. 39-43.

3. Guadze T.V. Priemy raboty s rebenkom, stradajushhim disgrafiej, na propedevticheskom jetape logopedicheskoj raboty [Techniques for working with a child suffering from dysgraphia at the propaedeutic stage of speech therapy work]. Shkol'nyj logoped [School speech therapist], 2015, no. 2, pp. 25-32.

4. Eleckaja O.V., Gorbachevskaja N.Ju. Logopedicheskaja pomoshh' shkol'nikam s narushenijami pis'mennoj rechi: formirovanie predstavlenij o prostranstve i vremeni: ucheb. posobie [Speech therapy help for students with written disabilities: the formation of ideas about space and time]. St. Petersburg: Rech', 2016. 180 p.

5. Efimenkova L.N. Korrekcija ustnoj i pis'mennoj rechi uchashhihsja nachal'nyh klassov: posobie dlja logopeda [Correction of oral and written speech of primary school students]. - Moscow: VLADOS, 2016. 335 p.

6. Zhulina E.V., Alad'ina O.M. Sistema logopedicheskoj raboty po korrekcii agrammaticheskoj disgrafii u mladshih shkol'nikov [The system of speech therapy work on the correction of grammatical dysgraphia in primary school students]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija [Problems of modern teacher education], 2017, no. 55, pp. 188-195.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Ю.Г. Короткова, студент кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: korotkowa.julia2012@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-7122-0199.

Н.Н. Шешукова, кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: usr11948@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0002-3048-681Х. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Y.G. Korotkova, Student of the Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: korotkowa.julia2012@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-7122-0199.

N.N. Sheshukova, Ph.D. in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: usr11948@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0002-3048-681Х.

УДК 371

Светлана Аркадьевна Котова

г. Санкт-Петербург Ольга Валерьевна Зуденкова

г. Санкт-Петербург

Электронные образовательные ресурсы в начальной школе

Статья поднимает актуальную проблему цифровизации образовательного процесса. Показана значимость использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе школы в деле подготовки выпускников, готовых к решению проблем будущего. Представлены образовательные задачи, в решении которых могут быть использованы электронные средства обучения. Авторы исследуют практику использования электронных образовательных ресурсов в начальном образовании. Показано, что учителя начальной школы осознают значимость использования электронных образовательных ресурсов, включают их в свою работу на уроке. Наиболее часто электронных образовательные ресурсы используются на уроках открытия новых знаний, на уроках-исследованиях и уроках творчества, а также комбинированных уроках. Преимущественно педагоги используют электронные образовательные ресурсы на этапе первичного усвоения новых знаний (60% опрошенных). Значимо менее активно электронные образовательные ресурсы используются на таких этапах урока, как постановка цели и задач урока, при мотивации учащихся на решение учебной задачи, актуализации знаний и творческого применения и добывания знаний в новой ситуации (проблемные задания). В результате проведенного исследования авторы ставят целую группу проблем: развитие дидактических основ использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, повышения профессиональной подготовки будущих педагогов и обеспечения методического сопровождения педагогов по оптимизации опыта внедрения электронных образовательных ресурсов в современный образовательный процесс начальной школы.

Ключевые слова: образовательный процесс, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы, начальное образование, урок.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.