PEDAGOGICAL SCIENCES
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
А.А. Кляпышева, студент 2 курса, направление подготовки «Педагогическое образование» профиль «Изобразительное искусство», ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7736-924X.
О.А. Овсянникова, кандидат педагогических наук, доцент заведующий кафедрой искусств, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-00031999-8360.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
A.A. Klyapysheva, 2-year Student, training directions "Pedagogical education" profile "Fine art", Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7736-924X.
O.A. Ovsyannikova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Arts, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1999-8360.
УДК 371
Ольга Михайловна Коморникова
г. Шадринск Екатерина Игоревна Попова
г. Шадринск
Проблемы развития дистанционного образования в России
В статье рассматривается современная ситуация развития дистанционного образования в России. Наша страна вынуждена догонять мировых лидеров в этой сфере, развивать дистанционные технологии в более сжатый период времени. Этот процесс имеет ряд трудностей: коммуникативные, учебные, мотивационные, организационные, технические. В статье рассмотрены формы дистанционного обучения, которые применялись в период пандемии коро-навируса, положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения. Выделены проблемы, с которыми столкнулись как преподаватели, так и обучающиеся при проведении занятий в дистанционной форме. Сделан вывод, о том, что дистанционное образование будет более эффективным, если будут разработаны методики и технологии, учитывающие традиции российского образования.
Ключевые слова: дистанционное образование, традиционное образование, коммуникативные трудности, технические трудности, информационные технологии, образовательная платформа, дистанционное обучение.
Olga Mikhailovna Komornikova
Shadrinsk Ekaterina Igorevna Popova
Shadrinsk
Problems of distance education development in Russia
The article discusses the current situation of the development of distance education in Russia. Our country is forced to catch up with world leaders in this area, to develop remote technologies in a more compressed period of time. This process has a number of difficulties: communicative, educational, motivational, organizational, technical. The article discusses the forms of distance learning that were used during the coronavirus pandemic, the positive and negative aspects of distance learning. The problems that both teachers and students encountered during the remote classes were highlighted. It is concluded that distant education will be more effective if methods and technologies are developed that take into account the traditions of Russian education.
Keywords: distant education, traditional education, communication difficulties, technical difficulties, information technologies, educational platform, distance learning.
Дистанционное обучение является одним из наиболее быстро развивающихся секторов высшего образования. Развитие цифровых информационных и коммуникационных технологий позволяет дистанционному образованию конкурировать с традиционной моделью. Отметим, что практика дистанционного обучения в западных странах имеет более глубокие традиции, чем в России. Если в самом начале развития оно было задумано для того, чтобы люди, уже получившие очное образование, повышали свою квалификацию, то в настоящее время его используют для обучения на дому
при ограниченных физических возможностях, при наличии рекомендаций от медиков и психологов и по другим причинам. Следовательно, с появлением более мощной техники, возможности дистанционного образования значительно расширились.
В России из-за политических и экономических преобразований были пропущены некоторые промежуточные этапы его развития и наибольшее развитие получил самый передовой - обучение по сети Интернет. В нашей стране до сих пор нет однозначного толкования сущности данного вида обучения. Например, его оценивают как разновид-
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020
111
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ность традиционного заочного обучения, но с применением новых информационных технологий, или же как новую, современную форму образовательного процесса [2, С. 131].
Пандемия коронавируса стала новым вызовом для современного общества и с новой силой обострила значимость вопроса определения места и роли дистанционного обучения в системе российского образования с учетом его традиций, например, характерной для нашей страны более тесной связи преподавателя и студента.
В целом, формы дистанционного обучения допускаются законодательством РФ даже без введения ограничений и запретов из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации. В обычных условиях его можно использовать для обучения на дому при ограниченных физических возможностях (например, при инвалидности), при наличии рекомендаций от медиков и психологов, по иным причинам. В период пандемии коронавируса дистанционная форма обучения является единственной возможной и лучшей формой получения знаний, как среди школьников, так и студентов.
Еще до возникновения настоящей ситуации государством выделялись средства для создания образовательных платформ и иного обеспечения возможности дистанционного обучения. Однако, этого оказалось недостаточно. Значительная часть школ и педагогов не готова к такому формату работы. В системе высшего образования ситуация обстоит несколько лучше. Многие вузы уже имеют свою электронную площадку, на которой реализуется электронная форма обучения, но до недавнего времени она не была так востребована. Однако и на этом уровне оценка перспектив развития дистанционного образования неоднозначна. Проведенные исследования показывают, что студенты, обращающиеся к дистанционной форме, руководствуются, прежде всего, возможностью совмещения учебы и работы, территориальным, временным и материальным факторами, при этом качество образования для них не имеет существенного значения [2, С. 131]. С другой стороны, недостаточная разработанность методик и технологий, слабое понимание механизмов освоения знаний и навыков в данном формате также не способствуют росту качества образовательных услуг.
Спектр проблем, которые обнажились в результате резкого перехода к дистанционному формату обучения, довольно широк - это и коммуникативные, учебные, организационные, технические трудности.
Большинство преподавателей не были профессионально подготовлены к дистанционной форме обучения. Обучающиеся также не были готовы к работе в данном формате - сложности возникают вследствие их индивидуальных особенностей, условий обучения, умения использовать компьютерные технологии и Интернет-ресурсы. В настоящее время не существует дистанционных программ, которые
учитывали бы определенные индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Особо отметим наличие коммуникативных проблем при дистанционном взаимодействии. С одной стороны, в настоящее время отмечаются коренные изменения вида коммуникаций: происходит замена традиционных взаимодействий на телекоммуникационные средства, которые осуществляют доставку обучаемым основного объёма изучаемого материала и обеспечивают интерактивное общение обучаемых и преподавателей в учебном процессе [3, С. 34]. С другой стороны, всплеск проявлений агрессии, радикализма в современном обществе как раз является следствием коммуникативных проблем и напоминает нам о том, что нужно очень осторожно и обоснованно внедрять в нашу образовательную практику новые технологии.
Технические сложности проявляются в ограниченном доступе к Интернету и качестве связи, отсутствии необходимого оборудования. Но все же те обучающиеся, которые имеют современное качество связи по Интернету, могут работать с Web-сайтами с объемной графикой, хорошим качеством аудиоинформации и даже с небольшим количеством видеоматериалов. Немаловажное значение имеет и место, откуда можно выйти в Интернет, бывает часто, что оно не приспособлено для учебы. Помимо этого, во многих местах доступ в Интернет с целью дистанционного обучения возможен, но работа в Интернете будет причинять беспокойство окружающим или наоборот - окружающие будут мешать сосредоточиться [4, С. 202].
В Шадринском государственно педагогическом университете еще до ведения дистанционного обучения студенты и преподаватели пользовались специальной платформой - ЭИОС (электронная информационно-образовательная среда), где у студента есть личный кабинет, заходя в который сразу фиксируется время, когда он заходил, отображаются курсы, которые надо изучить, размещены задания, результаты выполнения которых отправляются в этой же системе. Информационные ресурсы курса можно изучать непосредственно на компьютере, либо сохранить на локальный компьютер для печати и дальнейшего ознакомления. Интерактивные элементы (задания различных типов, тесты) позволяют акцентировать внимание студентов на отдельных фрагментах изучаемого материала, проверить уровень знаний. По окончанию курса выставляется общая оценка. В связи с этим в вузе не было каких-либо затруднений при переходе на дистанционную форму обучения студентов.
Дистанционное обучение невозможно без эффективной обратной связи между студентами и преподавателем. Но поскольку специализированные образовательные платформы не готовы обеспечивать ожидаемый от них функционал, то для коммуникации между педагогами и учащимися
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 112_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-0291
PEDAGOGICAL SCIENCES
используются более привычные социальные сети, в частности, «Вконтакте». Социальной сетью для занятий в период самоизоляции воспользовались, как преподаватели высших, так и средних учебных заведений и учителя школ. В ней можно создать совместные диалоги студентов и преподавателей и проводить занятия. В зависимости от направления обучения количество таких диалогов - от 8 до 10. В назначенное, например, время, которое совпадает с фактическим расписанием пар - студенты выходят на связь онлайн. Преподаватели фиксируют посещение и присылают лекционный материал или разъясняет задания. Кроме того, становятся возможным проведение индивидуальных консультаций, общение в чат-режиме и режиме форума, когда каждый участник курса может высказаться по любому вопросу предложенной темы [1, С. 6].
Сделать это можно по-разному - от голосовых до текстовых сообщений. Несомненно, что без зрительного и личного контакта информация воспринимается по-другому. Поэтому многие преподаватели использовали готовые программы, такие, например, как «Zoom» и «Discord», которые позволяют организовать онлайн-конференции, трансляции, видео-занятия, что явилось отличным сервисом для дистанционного обучения. Конечно трудности возникают и здесь. т.е. не всегда возможна быстрая обратная связь, например, «подключился к
беседе» - это еще на значит, что студент готов выполнить или выполняет задание, четко его усвоил. Тем не менее, в таком режиме в учебном диалоге сохраняется вся переписка, и студент, пропустивший пару, сможет позже просмотреть и усвоить материал.
В интернете для небольших групп можно организовывать онлайн-занятия или конференции. Это позволяет преподавателю видеть и слышать обучающихся, проводить, например, мозговой штурм, а не только выполнять задания.
Таким образом, в период пандемии дистанционная форма обучения показала, как положительную сторону, так и проблемную, обострились и ранее существовавшие дискуссии относительно ее эффективности. Тем не менее, развитие дистанционного образования является мировым трендом, поэтому перспективной станет разработка методик и технологий с учетом традиций российского образования, ориентированного, в частности, на более тесные контакты педагогов и учащихся.
В перспективе дистанционное обучение вполне может конкурировать с традиционными формами. Можно применять его не только для заочной формы обучения, но и для реализации курсов повышения квалификации и т. д. В ближайшие годы, вполне возможно, что результаты дистанционного обучения превзойдут результаты аудиторного.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Преимущества и возможности использования дистанционных технологий средствами среды Moodle в контексте смешанного обучения [Текст] / С.В. Булганина, Т.Е. Лебедева, Т.П. Хозерова, А.А. Шкунова // Науковедение : Интернет-журн. - 2014. - № 5 (24). - С. 1-24.
2. Заборова, Е.Н. Дистанционное обучение: мнение студентов [Текст] / Е.Н. Заборова, И.Г. Глазкова, Т.Л. Маркова // Социологические исследования. - 2017. - № 2. - С. 131-139.
3. Киян, И.В. Анализ зарубежного опыта дистанционного обучения [Текст] / И.В. Киян // Энергобезопасность и энргосбережение. - 2010. - № 6. - С. 32-36.
4. Коняева, Е.А. Дистанционное образование и его педагогические принципы [Текст] / Е.А. Коняева, Е.В. Прокопенко // Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы образования: позиция молодых» : материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Челябинск : Золотой феникс, 2016. - С. 202-204.
REFERENCES
1. Bulganina S.V., Lebedeva T.E., Hozerova T.P., Shkunova A.A. Preimushhestva i vozmozhnosti ispol'zovanija dis-tancionnyh tehnologij sredstvami sredy Moodle v kontekste smeshannogo obuchenija [Advantages and possibilities of using distance technologies using the Moodle medium in the context of blended learning]. Naukovedenie: Inter-net-zhurn. [Science], 2014, no. 5 (24), pp. 1-24.
2. Zaborova E.N., Glazkova I.G., Markova T.L. Distancionnoe obuchenie: mnenie studentov [Distant education: students' opinion]. Sociologicheskie issledovanija [Socialstudies], 2017, no. 2, pp. 131-139.
3. Kijan I.V. Analiz zarubezhnogo opyta distancionnogo obuchenija [Analysis of foreign experience in distant education]. Jenergobezopasnost' i jenrgosberezhenie [Energy security and energy saving], 2010, no. 6, pp. 32-36.
4. Konjaeva E.A., Prokopenko E.V. Distancionnoe obrazovanie i ego pedagogicheskie principy [Distant education and its pedagogical principles]. Vserossijskaja studencheskaja nauchno-prakticheskaja konferencija «Aktual'nye problemy obra-zovanija: pozicija molodyh»: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. [All-Russian student scientific-practical conference "Actual problems of education: the position of young people"]. Cheljabinsk: Zolotoj feniks, 2016, pp. 202-204.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
О.М. Коморникова, кандидат социологических наук, доцент кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-5048-3627.
Е.И. Попова, кандидат экономических наук, доцент кафедры программирования и информатизации бизнес-процессов, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7303-4055.
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020
113
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
O.M. Komomikova, Ph. D. in Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Philology and Social Sciences and the Humanities, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-5048-3627.
E.I. Popova, Ph. D. in Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Programming and Informatization of Business Processes, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 00000002-7303-4055.
УДК 376
Юлия Григорьевна Короткова
г. Киров
Наталья Николаевна Шешукова
г. Киров
К проблеме коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы
В статье поднимается проблема коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы. Рассматриваются позиции разных авторов, которые занимались данной проблематикой. Благодаря их исследованиям известно, что уровень развития навыков словообразования и словоизменения у детей с данным речевым нарушением находится на низком уровне, что в свою очередь ведет к нарушениям и письменной речи, в частности аграмматической дисграфии. При анализе работ логопедов, установлено так же, что у этих детей отмечаются ошибки и на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
В статье представлены результаты собственного экспериментального исследования, которое было посвящено изучению проявлений аграмматической дисграфии у современных младших школьников общеобразовательной школы. Сделаны выводы и обобщения, даны конкретные рекомендации логопедам по работе с данной категорий школьников.
Ключевые слова: аграмматическая дисграфия, младшие школьники, коррекция, словообразование, словоизменение.
Yulya Grigorievna Korotkova
Kirov
Natalya Nikolaevna Sheshukova
Kirov
To the problem of agrammatical dysgraphia correction in primary school children of
secondary comprehensive school
The article raises the problem of agrammatical dysgraphia correction in primary school children of secondary comprehensive school. We examine the positions of various authors who have dealt with this issue. Thanks to their research, it is known that the level of development of word formation and word modification skills in children with this speech disorder is at a low level, which in turn leads to disorders in writing, in particular agrammatical dysgraphia. Analyzing the work of speech therapists, it was also found that these children have different mistakes at the level of words, phrases, sentences and text.
The article presents the results of our own experimental research, which was devoted to the study of the demonstrations of agrammatical dysgraphia in modern primary school students. Conclusions are made, specific recommendations are given to speech therapists to work with this category of schoolchildren.
Keywords: agrammatical dysgraphia, younger students, correction, word formation, inflection.
С каждым годом количество детей с дисгра-фией увеличивается [5].
Существует множество исследовании по изучению дисграфии в то время, как исследованию аграмматической дисграфии уделяется недостаточно внимания [1].
Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы занимает важное место в практической логопедической работе. Особенности познавательной сферы и индивидуально-психологических характеристик детей считаются значимыми аспектами для проведения специальной предварительной деятельности, отбора
и последовательности применения иллюстративного материала, способов коррекционной деятельности. Диагностический материал и способы коррекцион-ной деятельности становятся неактуальными и призывают внесения конкретных поправок и добавлений. Помимо этого, одной из актуальных задач логопедии является поиск оптимальных путей преодоления аграмматической дисграфии. Непосредственно по этим причинам вопрос коррекции аграмматиче-ской дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы считается важным [4].
Особенности коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразова-
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 114_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-0291