Научная статья на тему 'Применение интегрированных уроков по изобразительному искусству у учащихся начальных классов в общеобразовательной школе'

Применение интегрированных уроков по изобразительному искусству у учащихся начальных классов в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / УРОК / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРЕДМЕТНО-ОБРАЗНАЯ ФОРМА / ПОНЯТИЙНАЯ ФОРМА / ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ФОРМА / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ФОРМА / INTEGRATION / LESSON / INTEGRATED LESSON / SPATIAL THINKING / SUBJECT-IMAGE FORM / CONCEPTUAL FORM / ACTIVITY FORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кляпышева Алина Артемьевна, Овсянникова Оксана Александровна

Представленная статья посвящена достаточно актуальной в современном образовании проблеме применения интегрированных уроков по изобразительному искусству у обучающихся начальных классов. Для развития целостной картины мира у младших школьников с точки зрения интеграции уроков, авторы уточнили понятие «интегрированный урок». Были выделены основные формы интегрированных уроков: предметно-образная; понятийная; деятельностная; концептуальная. Каждая форма описана относительно ее развивающих и интегрирующих возможностей. В статье представлены примеры интеграции уроков по изобразительному искусству с такими смежными учебными дисциплинами как технология, музыка и литературное чтение. Описаны методы, использованные в рамках интегрированных уроков: беседы, опроса, контраста и тождества, творческих заданий. Приведены примеры реализации данных методов в рамках интегрированных уроков по изобразительному искусству в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кляпышева Алина Артемьевна, Овсянникова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE INTEGRATED VISUAL ARTS LESSONS FOR PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN SECONDARY SCHOOLS

This article is devoted to the problem of using integrated lessons in fine arts for primary school students, which is quite urgent in modern education. In order to develop a complete picture of the world for younger students in terms of integrating lessons, the authors clarified the concept of "integrated lesson". The main forms of integrated lessons were identified: subject-figurative; conceptual; activity; conceptual. Each form is described in relation to its developing and integrating capabilities. The article presents examples of integrating visual arts lessons with related academic disciplines such as technology, music, and literary reading. The methods used in integrated lessons are described: conversation, survey, contrast and identity, and creative tasks. Examples of implementation of these methods in the framework of integrated lessons in fine arts in secondary schools are given.

Текст научной работы на тему «Применение интегрированных уроков по изобразительному искусству у учащихся начальных классов в общеобразовательной школе»

4. Саблева, А.С. Логопедическая работа с глухими детьми после кохлеарной имплантации [Электронный ресурс] / А.С. Саблева // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 2. - С. 160-164. - Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2017_2/33.pdf. - 10.05.2020.

5. Трубникова, Н.М. Структура и содержание речевой карты [Текст] / Н.М. Трубникова. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 1998. - 51 с.

6. Яхнина, Е.З. Современные подходы к проектированию рабочих программ музыкально--ритмических занятий с глухими обучающимися [Электронный ресурс] / Е.З. Яхнина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2019. - № 5. - С. 39-46. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41150715. - 10.05.2020.

REFERENCES

1. Denisova O.A., Kazanskaja V.L. Lichnostno-orientirovannaja tehnologija formirovanija navykov samokontrolja nad proiznositel'noj storonoj ustnoj rechi detej s narushenijami sluha doshkol'nogo vozrasta s kohlearnym implantom v uslovijah inkljuzivnogo obrazovanija [A personality-oriented technology for the formation of self-control skills over the pronunciation side of oral speech of children with preschool hearing disorders with a cochlear implant in an inclusive environment]. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik ChSU], 2015, no. 1 (62), pp. 76-80.

2. D'jakova N.I. Diagnostika i korrekcija fonematicheskogo vosprijatija u doshkol'nikov [Diagnosis and correction of phonemic perception in preschool children]. Moscow: TC Sfera, 2010. 64 p.

3. Konovalenko V.V., Konovalenko S.V. Jekspress-obsledovanie zvukoproiznoshenija u detej doshkol'nogo i mladshego shol'nogo vozrasta [Rapid examination of sound pronunciation in children of preschool and primary school age]. Moscow: Gnom-Press, 2000. 30 p.

4. Sableva A.S. Logopedicheskaja rabota s gluhimi det'mi posle kohlearnoj implantacii [Elektronnyi resurs] [Speech therapy work with deaf children after cochlear implantation]. Jaroslavskijpedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2017, no. 2, pp. 160-164. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2017_2/33.pdf (Accessed 10.05.2020).

5. Trubnikova N.M. Struktura i soderzhanie rechevoj karty [The structure and content of the speech map]. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 1998. 51 p.

6. Jahnina E.Z. Sovremennye podhody k proektirovaniju rabochih programm muzykal'no-ritmicheskih zanjatij s gluhimi obuchajushhimisja [Elektronnyi resurs] [Modern approaches to designing work programs for musical rhythmic classes with deaf students]. Vospitanie i obuchenie detej s narushenijami razvitija [Education and training for children with developmental disabilities], 2019, no. 5, pp. 39-46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41150715 (Accessed 10.05.2020).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

О.В. Каштанова, студент, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-5934-0806.

Т.В. Сазанова, кандидат биологических наук, доцент, кафедра возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-2825-9749. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

O.V. Kashtanova, Student, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-5934-0806.

T.V. Sazanova, Ph. D. in Biology, Associated Professor of the Department of Age Physiology, Special and Inclusive Education, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-2825-9749.

УДК 371

Алина Артемьевна Кляпышева г. Тюмень Оксана Александровна Овсянникова

г. Тюмень

Применение интегрированных уроков по изобразительному искусству у учащихся начальных классов в общеобразовательной школе

Представленная статья посвящена достаточно актуальной в современном образовании проблеме применения интегрированных уроков по изобразительному искусству у обучающихся начальных классов. Для развития целостной картины мира у младших школьников с точки зрения интеграции уроков, авторы уточнили понятие «интегрированный урок». Были выделены основные формы интегрированных уроков: предметно-образная; понятийная; деятельностная; концептуальная. Каждая форма описана относительно ее развивающих и интегрирующих возможностей. В статье представлены примеры интеграции уроков по изобразительному искусству с такими смежными учебными дисциплинами как технология, музыка и литературное чтение. Описаны методы, использованные в рамках интегрированных уроков: беседы, опроса, контраста и тождества, творческих заданий. Приведены примеры реализации данных методов в рамках интегрированных уроков по изобразительному искусству в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: интеграция, урок, интегрированный урок, пространственное мышление, предметно-образная форма, понятийная форма, деятельностная форма, концептуальная форма.

Alina Artemyevna Klyapysheva

Tyumen

Oksana Aleksandrovna Ovsyannikova

Tyumen

Using the integrated visual arts lessons for primary school students

in secondary schools

This article is devoted to the problem of using integrated lessons in fine arts for primary school students, which is quite urgent in modern education. In order to develop a complete picture of the world for younger students in terms of integrating lessons, the authors clarified the concept of "integrated lesson". The main forms of integrated lessons were identified: subject-figurative; conceptual; activity; conceptual. Each form is described in relation to its developing and integrating capabilities. The article presents examples of integrating visual arts lessons with related academic disciplines such as technology, music, and literary reading. The methods used in integrated lessons are described: conversation, survey, contrast and identity, and creative tasks. Examples of implementation of these methods in the framework of integrated lessons in fine arts in secondary schools are given.

Keywords: integration, lesson, integrated lesson, spatial thinking, subject-image form, conceptual form, activity form, conceptual form.

Постановка проблемы.

На современном этапе развития художественного образования особую актуальность приобретает интеграция уроков по изобразительному искусству у детей, обучающихся в начальных классах, с целью формирования у них целостной картины мира, а также повышения качества исполнения творческой части работы на уроках изобразительного искусства. При интеграции уроков изобразительного искусства происходит использование потенциала нескольких учебных дисциплин, открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач, уплотнение количества информации в уроке и мыслительной деятельности учащихся по усвоению этой информации. Происходит показ огромных информационных ресурсов, которыми может пользоваться ученик, если установит интегрированные связи между учебными предметами.

Проблемой применения интегрированных уроков у младших школьников занимались многие исследователи и педагоги: Л.Н. Вавилова, Е.В. Криволапова, Я.А. Коменский, Н.М. Сокольникова [1; 2; 3; 4]. Все они давали свою трактовку понятия «интегрированный урок», тем не менее, существует необходимость уточнения данного понятия относительно развития целостной картины мира у обучающихся на уроках изобразительного искусства, а также поиск наиболее эффективных форм и методов применения интеграции на уроках по изобразительному искусству.

Изложение основного материала исследования.

Для решения данной проблемы мы изучили два неотъемлемых понятия «урок» и «интеграция».

По мнению Е.В. Криволаповой, точного определения «интеграция», с точки зрения методики нет нигде, но существует латинское слово «integratio», которое в переводе означает объединение в целом каких-либо частей, элементов. Исходя из данного определения, автор приводит понятие «интеграция» с точки зрения методики - это объедение в целое

разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области [2].

Г.Е. Салошина и Н.Д. Давыденко дают следующее определение интеграции в обучении - это процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка [5].

Понятие «урок» ввел в дидактику великий педагог Я.А. Коменский. В его трактовке, урок -форма организации процесса обучения, при которой учебная работа проводится с группой учащихся постоянного состава; определенного уровня подготовки; в течение определенного времени по установленному расписанию [4].

Изучив данные понятия можно перейти к главному - интегрированный урок. Л.Н. Вавилова считает, что интегрированный урок - это особый вид урока, на котором обозначенная тема или проблема рассматриваются средствами двух или более учебных предметов, при котором осуществляются синтез и систематизация знаний и умений, что обеспечивает формирование у учащихся целостной картины мира [1].

Интегрированным урокам по изобразительному искусству присущи большие возможности. На таких уроках обучающиеся имеют возможность:

- получать глубокие и разносторонние знания;

- использовать материалы из различных предметов, абсолютно по-новому, осмысливая события и явления;

- формировать отличное умение переноса знаний между отраслями;

- формировать умение анализа и сравнения сложных процессов и явлений объективной действительности.

Проанализировав литературу по теме исследования, мы уточнили рабочее определение поня-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 108_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_ 2542-0291

тия «интегрированный урок», на которое опирались в разработке форм и методов применения интеграции на уроках по изобразительному искусству у учащихся начальной школы.

Интегрированный урок мы трактуем как важную часть систематизации знаний, основанную на взаимодействии разных учебных дисциплин и различных видов искусства, которое позволяет успешно формировать у учащихся целостною картину мира, а также способствует освоению ими определенных компетенций.

С практической точки зрения нами были определены формы проведения интегрированных уроков по изобразительному искусству у младших школьников. Выявленные формы направлены на освоение теоретических знаний, на способность анализировать художественные произведения на основе их восприятия, а также на развитие пространственного мышления. Обратимся к рассмотрению форм интегрированных уроков изобразительного искусства.

Предметно-образная форма направлена на воссоздание более широкого и целостного представления об изучаемом предмете. Одной из проблем обучения учащихся начальных классов является то, что ученики мыслят конкретно и не всегда устанавливает внутреннюю взаимосвязь между предметом и образом, а также между сферой образного и логического мышления, что сказывается на их неумении представлять целостную картину мира. Они не могут в полном объеме высказывать свои впечатления и возникающие в голове образы и представления. Разные мыслительные задачи учащимся проще будет усваивать, опираясь на конкретные предметы или действия. Когда же учитель в свою очередь учитывает образность мышления младших школьников, он применяет большое количество наглядных пособий, раскрывает содержание самых разных понятий на ряде конкретных примеров. Благодаря наглядным примерам у учащихся формируется мотивационно-

побудительный уровень общения, который способствует появлению интереса к учебе и взаимодействию между учениками: рассуждениям, беседам.

Понятийная форма предполагает проведение феноменологического анализа явления, составляющего данное понятие и вырабатывание словарного поля понятия. Именно посредством изучения тех или иных понятий у обучающихся складываются связи отношения явлений, происходит расширение среды познания, что позволяет сформировать целостную картину мира у каждого ребенка. Благодаря понятийному мышлению наступает развитие самовосприятия, самонаблюдения, собственного мира переживаний. Помимо знания о каком-либо явлении у обучающихся расширяется кругозор о том, что находится вокруг изученного понятия.

Деятельностная форма направлена на произведение процедуры обобщения способов деятельно-

сти, переноса и их применения в новых условиях. Она позволяет ученикам пропускать через свой опыт, эмоции и переживания всю практическую деятельность, которая в дальнейшем запомнится на всю жизнь. Развивается очень важная способность для каждого человека - самоорганизация. Учащиеся всегда с интересом вовлечены в процесс практической деятельности. Они становятся маленькими исследователями, что способствует появлению мотивации к решению тех или иных учебных задач.

Концептуальная форма включает в себя разработку новых идей, предложений, способов решения данной проблемы. Дети учатся формировать свою собственную точку зрения, высказывать мнение, а также слушать, уважать и принимать сторонние предположения и идеи. Благодаря применению концептуальной формы учащиеся смогут рассуждать друг с другом, рождать новые, оригинальные и творческие решения учебных задач. Каждый ученик проявляет себя как отдельную и развивающуюся личность.

Интегрировать изобразительное искусство можно с самыми разными учебными дисциплинами. Нами было разработано несколько примеров интегрированных уроков.

1. Урок технологии и изобразительного искусства для учащихся четвертого класса. «Лоскутная мозаика».

В первую очередь необходимо дать детям немного сведений из истории зарождения лоскутного шитья, его видах и использовании. Ученикам представляется презентация материала, чтобы они не только слушали, но и визуально могли запомнить виды лоскутного шитья. Затем предлагается материал о законах цветового круга и композиции. Путем устного опроса и беседы можно узнать, что ученики помнят о цветовом круге и законах композиции. Совместно с учащимися на доске составляется цветовой круг. После повторения теории, ученики начинают практическую работу. Они изготавливают эскиз своей предстоящей работы, выбирают цвета, прорабатывают узор. По заготовленному эскизу дети делают небольшую лоскутную работу.

На таком уроке будут задействованы такие формы как: предметно-образная, деятельностная и концептуальная. А также методы: презентации, беседы, опроса, творческого задания.

2. Урок музыки и изобразительного искусства для учащихся в третьем классе. «В мире чувств»

Учащимся предлагается прослушать отрывок из классического музыкального произведения Петра Ильича Чайковского, взятого из цикла «Времена года» пьесу «Осенняя песня». Далее они рассматривают предложенную им картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». Детям необходимо соотнести музыку и картину и объяснить, почему именно к данной работе подобрана та или иная композиция. Вопросы:

1.Какие чувства у вас вызвала пьеса П.И. Чайковского «Осенняя песня». Совпали ли они с чувствами от просмотра картины И.И. Левитана «Золотая осень»?

2.Были ли какие-то резкие переходы в музыке? А в картине?

3.На ваш взгляд, что связывает эти два произведения?

После ответов на вопросы учащимся можно доступно объяснить на примере картины и музыки понятие «контраст».

На данном уроке задействована концептуальная форма урока. Использованы методы: контраста и тождества, беседы.

3. Урок литературного чтения и изобразительного искусства для учащихся второго класса. «Мой любимый герой».

Заранее учащимся дается задание прочитать русскую народную сказку «Морозко». В начале урока с учениками нужно обсудить, что они прочитали. В ходе беседы они смогут выразить свои чувства и эмоции. Так же учащимся задаются вопросы о событиях из сказки:

1. Сколько дочерей было у мачехи?

2. Куда велела старуха увести старику свою дочь?

3. Кто такой Морозко?

4. Почему Морозко не заморозил несчастную девочку?

5. Кто ваш любимый герой из прочитанной сказки? Далее детям предлагается нарисовать своего любимого героя из прочитанного произведения.

На данном уроке использованы такие формы как: деятельностная, предметно-образная. Задействованы методы: беседы, опроса, самостоятельной работы учеников.

Выводы.

Проанализировав литературу и рассмотрев разные определения понятий «интеграция», «урок», мы уточнили рабочее определение «интегрированный урок». Выявленные и описанные формы и методы применения интегрированных уроков у младших школьников могут быть достаточно эффективны, так как способствуют развитию целостной картины мира, развитию способности анализировать художественные произведения на основе их восприятия, а также создавать творческие продукты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Вавилова, Л.Н. Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение [Электронный ресурс] / Л.Н. Вавилова // Образование, карьера, общество. Педагогическая копилка. - 2017. - № 3 (54). - С. 46-50. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/integrirovannyy-urok-osobennosti-podgotovka-provedenie. - 01.05.2020.

2. Криволапова, Е.В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока [Электронный ресурс] / Е.В. Криволапова // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань : Бук, 2015. - С. 113-115. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7921/. -02.05.2020.

3. Коменский, Я.А. Педагогическое наследие [Электронный ресурс] / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци ; сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М. : Педагогика, 1989. - 416 с. - Режим доступа: http://narodnoe.org/old/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya_didakt_izbr.htm. - 02.05.2020.

4. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Электронный ресурс] / Н.М. Сокольникова. - М. : Академия, 1999. - 368 с. - Режим доступа: https://obuchalka.org/2014082479677/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-metodika-ego-prepodavaniya-v-nachalnoi-shkole-sokolnikova-n-m-1999.html. - 02.05.2020.

5. Салошина, Г.Е. Интеграция в обучении [Электронный ресурс] / Г.Е. Салошина, Н.Д. Давыденко // Открытый урок : фестиваль пед. идей. - М. : Первое сентября, 2003-2020. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/571770/. - 02.05.2020.

REFERENCES

1. Vavilova L.N. Integrirovannyj urok: osobennosti, podgotovka, provedenie [Elektronnyi resurs] [Integrated lesson: features, preparation, conduct]. Obrazovanie, kar'era, obshhestvo. Pedagogicheskaja kopilka [Education, career, society. Pedagogical bank], 2017, no. 3 (54), pp. 46-50. URL: https://cyberleninka.ru/article/nintegrkovannyy-urok-osobennosti-podgotovka-provedenie (Accessed 01.05.2020).

2. Krivolapova E.V. Integrirovannyj urok kak odna iz form nestandartnogo uroka [Elektronnyi resurs] [Integrated lesson as a form of non-standard lesson]. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan', maj 2015 g.). [Innovative pedagogical technologies]. Kazan': Buk, 2015, pp. 113-115. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7921/ (Accessed 02.05.2020).

3. Komenskij Ja.A., Lokk D., Russo Zh.-Zh., Pestalocci I.G. Pedagogicheskoe nasledie [Elektronnyi resurs] [Pedagogical heritage]. Klarin V.M. (eds.). Moscow: Pedagogika, 1989. 416 p. URL: http://narodnoe.org/old/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya_didakt_izbr.htm (Accessed 02.05.2020).

4. Sokol'nikova N.M. Izobrazitel'noe iskusstvo i metodika ego prepodavanija v nachal'noj shkole [Elektronnyi resurs] [Fine art and methods of teaching it in primary school]. Mjscow: Akademija, 1999. 368 p. URL: https://obuchalka.org/2014082479677/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-metodika-ego-prepodavaniya-v-nachalnoi-shkole-sokolnikova-n-m-1999.html (Accessed 02.05.2020).

5. Saloshina G.E., Davydenko N.D. Integracija v obuchenii [Elektronnyi resurs] [Learning Integration]. Otkrytyj urok: festival' ped. idej [Public lesson]. Moscow: Pervoe sentjabrja, 2003-2020. URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/571770/ (Accessed 02.05.2020).

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 110_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-U291

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

А.А. Кляпышева, студент 2 курса, направление подготовки «Педагогическое образование» профиль «Изобразительное искусство», ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7736-924X.

О.А. Овсянникова, кандидат педагогических наук, доцент заведующий кафедрой искусств, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-00031999-8360.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

A.A. Klyapysheva, 2-year Student, training directions "Pedagogical education" profile "Fine art", Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7736-924X.

O.A. Ovsyannikova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Arts, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1999-8360.

УДК 371

Ольга Михайловна Коморникова

г. Шадринск Екатерина Игоревна Попова

г. Шадринск

Проблемы развития дистанционного образования в России

В статье рассматривается современная ситуация развития дистанционного образования в России. Наша страна вынуждена догонять мировых лидеров в этой сфере, развивать дистанционные технологии в более сжатый период времени. Этот процесс имеет ряд трудностей: коммуникативные, учебные, мотивационные, организационные, технические. В статье рассмотрены формы дистанционного обучения, которые применялись в период пандемии коро-навируса, положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения. Выделены проблемы, с которыми столкнулись как преподаватели, так и обучающиеся при проведении занятий в дистанционной форме. Сделан вывод, о том, что дистанционное образование будет более эффективным, если будут разработаны методики и технологии, учитывающие традиции российского образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: дистанционное образование, традиционное образование, коммуникативные трудности, технические трудности, информационные технологии, образовательная платформа, дистанционное обучение.

Olga Mikhailovna Komornikova

Shadrinsk Ekaterina Igorevna Popova

Shadrinsk

Problems of distance education development in Russia

The article discusses the current situation of the development of distance education in Russia. Our country is forced to catch up with world leaders in this area, to develop remote technologies in a more compressed period of time. This process has a number of difficulties: communicative, educational, motivational, organizational, technical. The article discusses the forms of distance learning that were used during the coronavirus pandemic, the positive and negative aspects of distance learning. The problems that both teachers and students encountered during the remote classes were highlighted. It is concluded that distant education will be more effective if methods and technologies are developed that take into account the traditions of Russian education.

Keywords: distant education, traditional education, communication difficulties, technical difficulties, information technologies, educational platform, distance learning.

Дистанционное обучение является одним из наиболее быстро развивающихся секторов высшего образования. Развитие цифровых информационных и коммуникационных технологий позволяет дистанционному образованию конкурировать с традиционной моделью. Отметим, что практика дистанционного обучения в западных странах имеет более глубокие традиции, чем в России. Если в самом начале развития оно было задумано для того, чтобы люди, уже получившие очное образование, повышали свою квалификацию, то в настоящее время его используют для обучения на дому

при ограниченных физических возможностях, при наличии рекомендаций от медиков и психологов и по другим причинам. Следовательно, с появлением более мощной техники, возможности дистанционного образования значительно расширились.

В России из-за политических и экономических преобразований были пропущены некоторые промежуточные этапы его развития и наибольшее развитие получил самый передовой - обучение по сети Интернет. В нашей стране до сих пор нет однозначного толкования сущности данного вида обучения. Например, его оценивают как разновид-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.