ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Значит, при применении макетирования, со- о правилах безопасного поведения на дороге у блюдая такие педагогические условия, как: инте- первоклассников будет успешным. грация уроков окружающего мира, технологии и Таким образом, мы выявили педагогические
внеурочной деятельности, совместная проектная условия формирования знаний о правилах бездеятельность и включение первоклассников в раз- опасного поведения на дороге у первоклассников личные виды деятельности - формирование знаний посредство макета «Безопасная дорога домой»,
достигнув тем самым цели исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анастасова, Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] / Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский,
H.В. Иванова. - М. : Просвещение, 2014. - 55 с.
2. Ахмадиева, Р.Ш. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма как педагогическая проблема [Текст] / Р.Ш. Ахмадиева // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 3. - С. 65-73.
3. Гостюшин, А.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы [Текст] / А.В. Гостюшин. - М. : АСТ, 2009. - 256 с.
4. Занков, Л.В. Дидактика и жизнь [Текст] / Л.В. Занков. - М. : Просвещение, 1968. - 176 с.
5. Занько, Н.Г. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / Н.Г. Занько, К.Р. Малаян, О.Н. Русак. - СПб. : Лань, 2012. - 672 с.
6. Иванюков, М.И. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] / М.И. Иванюков, В.С. Алексеев. - М. : Дашков и К, 2010. - 240 с.
7. Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице [Текст] / Т.Г. Хромцова. - М. : Центр педагогического образования, 2007. - 80 с.
REFERENCES
I. Anastasova L.P., Izhevskij P.V., Ivanova N.V. Osnovy bezopasnosti zhiznedejatel'nosti [Life Safety]. Moscow: Prosveshhenie, 2014. 55 p.
2. Ahmadieva R.Sh. Preduprezhdenie dorozhno-transportnogo travmatizma kak pedagogicheskaja problema [Prevention of road traffic injuries as a pedagogical problem]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2010, no. 3, pp. 65-73.
3. Gostjushin A.V. Osnovy bezopasnosti zhiznedejatel'nosti. 1-4 klassy [Life Safety. 1-4 forms]. Moscow: AST, 2009. 256 p.
4. Zankov L.V. Didaktika i zhizn' [Didactics and life]. Moscow: Prosveshhenie, 1968. 176 p.
5. Zan'ko N.G., Malajan K.R., Rusak O.N. Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti [Life Safety]. St. Petersburg: Lan', 2012. 672 p.
6. Ivanjukov M.I., Alekseev V.S. Osnovy bezopasnosti zhiznedejatel'nosti [Life Safety]. M0scow: Dashkov i K, 2010. 240 p.
7. Hromcova T.G. Vospitanie bezopasnogo povedenija doshkol'nikov na ulice [Up-bringing the safe behavior of preschoolers on the road]. Moscow: Centr pedagogicheskogo obrazovanija, 2007. 80 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Т.А. Бабинцева, студент, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-1133-6138.
С.В. Савинова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-1061-9216. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
T.A. Babintseva, student, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 00000002-1133-6138.
S.V. Savinova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Methods of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-00021061-9216.
УДК 004 (075.8)
Юлия Николаевна Баширова
г. Оренбург
Методические аспекты применения информационных технологий в преподавании
иностранного языка
В статье раскрывается сущность использования информационных технологий на уроках иностранного языка, определяется их роль в обучении английскому языку. Отмечаются особенности преподавания информационно -коммуникационных технологий в условиях получения высшего педагогического образования по специальности учитель иностранного языка. В статье представлены цифровые и мультимедийные ресурсы, используемые в лингводи-дактике. Рассматриваются информационные технологии не только как средство обучения иностранному языку, но и как средство контроля знаний и умений учащихся. Особое внимание автор уделяет обзору и анализу возможностей
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 30_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_ 2542-0291
PEDAGOGICAL SCIENCES
Интернет-ресурсов, как средства реализации учебного процесса в ходе проведения уроков английского языка стационарно и дистанционно. В статье затрагиваются вопросы индивидуального подхода к обучающимся в процессе обучения английскому языку, в том числе в процессе инклюзивного образования.
Ключевые слова: информационные технологии, информационные технологии в образовании, Интернет-ресурсы, обучение английскому языку, методика преподавания.
Julia Nikolaevna Bashirova
Orenburg
Methodological aspects of using information technologies in teaching a foreign language
The article reveals the essence of using the information technology in foreign language lessons, their role in teaching English is determined. Peculiarities of teaching information and communication technologies in the context of obtaining higher pedagogical education in the specialty of a foreign language teacher are noted. The article presents digital and multimedia resources used in language education. Information technologies are considered not only as a means of teaching a foreign language but also as a means of monitoring students' knowledge and skills. The author pays special attention to the review and analysis of the possibilities of Internet resources, as a means of realizing the educational process during the English lessons in the class and remotely. The article addresses the issues of an individual approach to students in the process of teaching English including the process of inclusive education.
Keywords: information technologies, information technologies in education, Internet resources, English language training, Method of teaching.
На сегодняшний день вся активность человека сосредоточена вокруг использования информационных технологий и совершенно немыслима без компьютера. Компьютер применяют во всех сферах жизни и деятельности человека. Общество сейчас активно проходит период информатизации. В настоящий момент современные информационные технологии являются не только новыми техническими средствами, но и новыми формами и способами обучения. Они позволяют перейти на качественно новый этап процесса обучения.
Предоставляя возможность получить высшее образование, ВУЗы в обязательном порядке учитывают современные потребности в знаниях и умении применять информационные технологии в своей дальнейшей профессиональной или педагогической деятельности. Изучая такие общеобразовательные предметы, как информатика, информационные технологии и другие, студенты педагогических ВУЗов нередко сталкиваются с тем, что данные предметы не адаптированы под их профиль. Получая диплом, будущий учитель не всегда имеет достаточный багаж знаний, необходимый для дальнейшей работы. Однако, образовательные организации предъявляют к выпускникам повышенные требования, ожидая готовых сформированных умений применять информационные технологии в преподавании конкретного предмета. Действительно, в образовании информационные технологии позволяют реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку, учесть его возможности и интересы. С помощью проектных методов, Интернет-ресурсов и других возможностей информационных технологий можно актуализировать мотивационную активность школьников на любом предмете. Не является исключением и урок английского языка.
Применение информационных технологий на уроке английского языка позволяет организовать
работу педагога, как целостную систему по развитию коммуникативной и социокультурной компетенции у обучающихся. Это представляется возможным исключительно при всестороннем погружении в искусственную языковую среду. Например, при организации аудиовизуального восприятия материала урока при помощи Интернет-ресурсов.
Л.П. Владимирова отмечает, что использование Интернета на уроках иностранного языка позволяет эффективно решить следующие дидактические задачи: активация умственных способностей обучающихся; привлечение пассивных учеников к работе; обеспечение наглядности; обеспечение учебного процесса новыми, ранее недоступными материалами и текстами; осуществление самостоятельной работы учеников с материалами; мгновенная обратная связь; повышение интенсивности учебного процесса; прямой контакт с представителями прочих стран и культур; формирование навыков чтения, письма и аудирования, развитие монологической и диалогической речи; расширение словарного запаса; воспитание терпимости и признание духовного и познавательного опыта других народов; применение субъективного подхода к обучению; развитие навыков информационной грамотности [1, С 40].
Использование компьютеров и Интернета на уроках английского языка основательно увеличивает эффективность учебного процесса. Компьютерное обучение позволяет усвоить значительно больше материала, но все же лучше его совмещать с использованием традиционного обучения. Время, затрачиваемое на изучение одного и того же материала, расходуется экономнее, при использовании компьютера работа становится более интенсивной.
Компьютеры и Интернет позволяют не только разбирать новые темы, но и осуществлять текущий и итоговый контроль над учебным процессом. Контроль выполняет функцию обратной связи
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020
31
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
между обучаемым и преподавателем, поэтому является обязательной частью учебного процесса. Также контроль над выполнением заданий становится более объективным при использовании информационных технологий. Еще одним преимуществом компьютерной проверки знаний учащихся является то, что при одновременной проверке этот процесс занимает меньше времени. Сохранив время для обучения, можно посвятить его более детальному разбору материала, погружению в языковую среду или творческим занятиям с учениками.
При организации урока с использованием информационных технологий, учитель преподносит материал ученикам структурированный, оформленный и представленный в виде анимации, рисунка, презентации, контрастного текста, диаграммы и так далее.
Очень важным моментом является возможность учеников на таких уроках заниматься в индивидуальном режиме: изучать новый материал в своем ритме; возвращаться к пройденному материалу; просматривать предстоящий к изучению материал. В том числе такой ритм организации обучения подойдет и при реализации инклюзивного образования.
Применение современных педагогических технологий с применением компьютерных программ обуславливает переход: от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития; от статической модели знаний к динамической системе умственных действий; от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения; от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции [3, С.6].
Сегодня, большинство ученых (А.В. Зубов, П.В. Сысоев) признают, что мультимедийные и цифровые технологии владеют большим дидактическим и методическим потенциалом. В масштабах доминирующего на сегодняшний день компетентного подхода к обучению, фундаментальной целью исследования английского языка является развитие коммуникативной компетентности и ее компонентов (в частности, информационно -коммуникативной/цифровой компетентности). Средством успеха данной цели служит развитие иноязычных навыков (грамматических, лексических, фонетических) и умений (чтения, письма, говорения, аудирования, обще учебных). К цифровым и мультимедийным ресурсам, используемым сегодня в лингводидактике принято относить:
- электронные словари, в том числе учебные (толковые, переводные, терминологические, справочные, иллюстрированные, интерактивные);
- аутентичные материалы на изучаемом языке (в текстовом, графическом, видео, аудио, игровом форматах);
- специальные учебные ресурсы для обучения иностранному языку (электронные учебники и
напечатанные задания, созданные с помощью компьютера, программы-оболочки; интерактивные учебные материалы);
- прикладные программы (MS Word, MS PowerPoint, веб-браузеры);
- средства электронной синхронной (чаты, мессенджеры, видеоконференции) и асинхронной (электронная почта, форумы, учебные группы в соц. сетях) коммуникации [2, C. 4].
Возможности сети Интернет настолько велики, что начинающему учителю не всегда легко сориентироваться
Поэтому в нашем университете, при изучении дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии и медиаинформационная грамотность», в обязательном порядке разбираются вопросы применения на уроках Интернет-технологий с учетом их будущей профессии. Это позволит им осуществлять свою профессиональную деятельность, как в пределах общеобразовательных организаций, так и удаленно при дистанционном обучении. Существует множество различных и полезных для учителя Интернет-ресурсов. Рассмотрим подробнее те, которые наиболее интересны именно учителям английского языка:
1. https://edpuzzle.com - этот сайт на английском языке позволяет легко создавать красивые интерактивные видео-уроки для учеников. Также можно отслеживать успеваемость школьников с помощью удобной статистики.
2. https://uchi.ru - это отечественная онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Она содержит более 30 000 заданий в игровой форме с индивидуальной образовательной траекторией.
3. https://learningapps.org -это русскоязычный сайт, на котором учитель может создавать свои мультимедийные интерактивные упражнения. Для создания таких упражнений на сайте предлагается несколько шаблонов (упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором и т. д.), подобно которым можно создать свои уникальные задания.
4. https://trello.com - это простой, бесплатный, гибкий и наглядный способ управления вашими проектами и организации чего угодно.
5. https://classroomscreen.com - он выглядит как рабочий стол компьютера. Внизу экрана размещены иконки с инструментами, которые в любой момент можно применить в классе. Например, QR-код, рисование, текст, светофор, таймер, маркерная доска и т.д.
6. https://padlet.com - онлайн-доска для совместной работы с учащимися, которую различными приемами можно использовать в учебной работе.
7. https://www.sli.do - эта платформа создана для проведения «Вопрос-Ответ» сессии и опросов во время выступления спикера. Аудитория со сво-
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-0291
PEDAGOGICAL SCIENCES
их телефонов или компьютеров могут оставлять комментарии либо задавать вопросы. Кроме всего, возможно проводить и голосования. Обратная связь от участников приходит мгновенно.
8. https://quizizz.com - с помощью данного сайта можно организовывать и проводить игры, викторины, тесты и домашнюю работу. При помощи Quizizz можно организовать состязания и отслеживать итоги каждого учащегося.
9. https://nearpod.com - это учебная платформа, которая поможет найти или создать интерактивный урок за считанные минуты.
10. https://wizer.me - с его помощью вы создадите невообразимо красивые по дизайну рабочие листы с интерактивными заданиями, позволяющими преподавателю быстро предоставлять ученикам обратную связь. В учебной работе можно использовать данный инструмент как для формирующего, так и для итогового оценивания.
Значительной особенностью Интернет-ресурса в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку представляется то, что он может быть "собеседником" обучаемого, т.е. обучаться в коммуникативно направленной интерактивной системе и определенным образом, например, с графических средств, анализатора и синтезатора речи восполнять недостаток естественного коммуникатора, имитируя и моделируя его неречевое и речевое поведение. Интернет-технологии позволяют демонстрировать на экране элементы страноведческого характера, особенности окружения и обстановки, которые могут приспособляться как фон формирования у обучаемых вербальной деятельности на иностранном языке. Компьютер обладает возможностью построения разноцветных изображений, поддающихся значительным преоб-
разованиям в установленных пределах. Указанные возможности Интернет-технологий реализовывают его прекрасным техническим средством для различного рода пояснений и обобщений явлений языка, речи, вербальной деятельности.
Использование Интернет-ресурсов и технологий на уроке иностранного языка имеет ряд аспектов. Работа с Интернет-ресурсом не только способствует росту заинтересованности к учебе, но также позволяет координировать предъявление учебных задач по уровню трудности, одобрение точных решений. Кроме того, информационные технологии позволяют абсолютно полностью ликвидировать одну из главных причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием материала либо пробела в знаниях. Собственно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать разнообразные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного только щелчка по мышке. Функционируя на компьютере, учащийся приобретает возможность довести решение вопроса до конца, опираясь на необходимую помощь.
Таким образом, способности сети Интернет ради целей образования и развития личности действительно уникальны. Сориентироваться в информационном потоке, как в сети, так и в средствах массовой информации, может помочь только умение оценить данную информацию, проверить ее, опираясь на точные факты, собственный опыт и опыт авторитетных источников. Информационные технологии и возможности сети интернет представляют огромные ресурсы для повышения качества образования и мастерства педагогов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Владимирова, Л.П. Интернет на уроках иностранного языка [Текст] / Л.П. Владимирова // Иностранные языки в школе. - 2003. - №. 3. - С. 39-41.
2. Дмитриева, Е.И. Дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам [Текст] / Е.И. Дмитриева // Иностранные языки в школе. - 1997. - № 4. - С. 22-26.
3. Полилова, Т.А. Внедрение компьютерных технологий [Текст] / Т.А. Полилова // Иностранные языки в школе. -1997. - № 6. - С. 2-7.
REFERENCES
1. Vladimirova L.P. Internet na urokah inostrannogo jazyka [Internet in foreign language lessons]. Inostrannye jazyki v shkole [Foreign Languages at School], 2003, no. 3, pp. 39-41.
2. Dmitrieva E.I. Didakticheskie vozmozhnosti komp'juternyh telekommunikacionnyh setej dlja obuchenija inostrannym jazykam [The didactic capabilities of computer telecommunication networks for teaching foreign languages]. Inostrannye jazyki v shkole [Foreign Languages at School], 1997, no. 4, pp. 22-26.
3. Polilova T.A. Vnedrenie komp'juternyh tehnologij [The introduction of computer technology]. Inostrannye jazyki v shkole [Foreign Languages at School], 1997, no. 6, pp. 2-7.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Ю.Н. Баширова, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры информатики, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-9953-0321.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
Iu.N. Bashirova, Ph. D. in Biological Sciences, Senior Lecturer of the Department of Informatics, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-9953-0321.
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020
33