Научная статья на тему 'Исследование условий воспитания творческой личности студентов неязыковых вузов в процессе изучения иностранного языка: анализ результатов'

Исследование условий воспитания творческой личности студентов неязыковых вузов в процессе изучения иностранного языка: анализ результатов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / CREATIVE PERSONALITY / FOREIGN LANGUAGE / PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Марина Александровна

Исследования проводились на 1-м и 5-м курсах в контрольных и испытательных группах. В ходе исследования в испытательных группах была использована программа психолого-педагогической поддержки студентов вуза, предусматривающая такие условия воспитания творческой личности студента в процессе изучения иностранного языка, как психологические моменты формирования компетенций языкового, коммуникативного характера; изучение средств преодоления сложностей во время коммуникации студентов в процессе изучения иностранного языка; развитие творческого мышления. На первом этапе исследования была подтверждена гипотеза о том, что развитие креативности, формирование и сохранение преподавателем творческой среды на занятии по иностранному языку позитивно воздействуют на творческое развитие личности студента. При исследовании уровня языковой и коммуникативной компетенции студентов было установлено, что уровень языковой компетенции в испытательных и контрольных группах первого и последнего года обучения был сходным, а уровень коммуникативной компетенции в испытательных группах был выше, чем в контрольных группах, где психолого-педагогические условия во внимание не принимались.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF EDUCATIONAL CONDITIONS OF STUDENTS’ CREATIVE PERSONALITY NURTURING IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES DURING THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE: ANALYSIS OF THE RESULTS

The research was carried out at the 1st and the 5th years of study in control and in experimental groups. In the course of determining the level of communicative competence in the experimental groups, the program of psycho-pedagogical support of University students was used providing such nurturing conditions of students’ creative personality as psychological aspects of building language, speech and communicative competences; mastering techniques of overcoming difficulties in the process of students’ communication while studying a foreign language; developing creative thinking. At the first stage of the study there was proved the hypothesis that developing creativity, promoting cultural environment at a foreign language lesson have a positive impact on development a student’s personality. Analysis of language and communicative competences of students revealed that students in the control and experimental groups at the first and the last year of study had an identical level of language competence, and the level of communicative competence was higher in the experimental groups than in the control groups in which psycho-pedagogical conditions were not taken into consideration.

Текст научной работы на тему «Исследование условий воспитания творческой личности студентов неязыковых вузов в процессе изучения иностранного языка: анализ результатов»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 378.02

М. А. Григорьева

ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Исследования проводились на 1-м и 5-м курсах в контрольных и испытательных группах. В ходе исследования в испытательных группах была использована программа психолого-педагогической поддержки студентов вуза, предусматривающая такие условия воспитания творческой личности студента в процессе изучения иностранного языка, как психологические моменты формирования компетенций языкового, коммуникативного характера; изучение средств преодоления сложностей во время коммуникации студентов в процессе изучения иностранного языка; развитие творческого мышления. На первом этапе исследования была подтверждена гипотеза о том, что развитие креативности, формирование и сохранение преподавателем творческой среды на занятии по иностранному языку позитивно воздействуют на творческое развитие личности студента. При исследовании уровня языковой и коммуникативной компетенции студентов было установлено, что уровень языковой компетенции в испытательных и контрольных группах первого и последнего года обучения был сходным, а уровень коммуникативной компетенции в испытательных группах был выше, чем в контрольных группах, где психолого-педагогические условия во внимание не принимались.

Ключевые слова: творческая личность, иностранный язык, психолого-педагогические условия, коммуникативная компетенция.

Введение

Творческий процесс, креативная личность и творческая инициативность создают условия для эффективности языковой подготовки и воспитания творческой личности в процессе обучения иностранному языку. Раскрытию творческих и интеллектуальных возможностей студентов способствуют также ролевые игры, дискуссия, проектная работа [1].

Недейственность языковой подготовки обусловлена как недостаточной способностью преподавателя видеть креативную сторону учебно-развивающего процесса, так и его недостаточным стремлением пользоваться наиболее действенными методами обучения.

В эксперименте обеспечивались педагогические условия, способствующие развитию творческой личности студента.

Цель эксперимента - показать роль принятых нами педагогических условий в воспитании творческой личности студента в процессе обучения иностранному языку и оценить их воздействие с помощью методических диагностик.

Согласно существующей модели воспитания творческой личности студента, в процессе обучения иностранному языку должны быть соблюдены следующие психолого-педагогические условия:

1. Психологические моменты создания компетенций языкового и коммуникативного характера.

2. Изучение средств преодоления сложностей во время коммуникации студентов в процессе изучения иностранного языка.

3. Развитие креативности.

Во время занятий мы поощряли студентов к развитию их творческих способностей для самостоятельного понимания проблем определенной предметной области, а также к разработке методов и путей их решения в процессе группового и индивидуального обучения, основанного на принципах обучения, способствующего развитию учащихся (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов): проблемность, диалогичность, индивидуализация [2].

Экспериментальное исследование условий воспитания творческой личности студента

Для того чтобы измерить уровень развития творческого мышления у студентов испытательных групп, мы использовали тест креативности Торренса (Torrance Test of Creative Thinking), в который входят 12 подшкал, сгруппированных в 3 совокупных субтеста [3].

В ходе исследования тест применялся в коллективном варианте. При тестировании мы предположили, что развитие творческой личности может случиться только в приемлемой, подходящей атмосфере: функциональная среда, дружеские условия, благоприятная атмосфера тестирования будут способствовать удачным результатам нашего эксперимента.

Выполнение этих условий является обязательным при тестировании любых форм креативности, поэтому перед тестированием всегда пытаются создать доброжелательную обстановку, чтобы минимизировать мотивацию достижения и ориентировать тестируемых на выявление их потенциальных талантов.

На первом этапе исследования нас интересовал уровень развития творческого мышления студентов 1-го и 5-го курсов, в первую очередь - высокий и средний уровень.

Результаты, полученные в испытательной и контрольной группах студентов 1-го курса, приведены в табл. 1.

Таблица 1

Уровень развития творческого мышления у студентов 1-го курса

Уровень Время исследования

развития Сентябрь 2014 г. Июнь 2015 г.

творческого мышления, Группа

% Испытательная Контрольная Испытательная Контрольная

Высокий 11,72 12,11 53,39 12,77

Средний 51,1 50,71 35,53 48,07

Низкий 40,30 40,21 14,11 42,19

По итогам тестирования мы сформулировали статистические гипотезы:

Н0: Доля студентов со средним и высоким уровнем развития творческого мышления в испытательной группе к концу 1-го курса не больше, чем в контрольной.

Hj: Доля студентов со средним и высоким уровнем развития творческого мышления в испытательной группе к концу 1-го курса выше, чем в контрольной.

По статистическим таблицам критических значений [4] мы установили значения критерия Фишера: F1 (76,7) = 4,602 и F2 (68,94) = 2,857. Эмпирическая величина F^n, значение которой составило 3,467, вычислялась с помощью пакета статистического анализа Microsoft Excel. Эта величина больше критических значений 1,86 и 2,53, которые соответствуют принятым в психологии уровням значимости р < 0,05 и р < 0,01.

На основании этого мы принимаем статистическую гипотезу Н1 (р < 0,01) - доля студентов со средним и высоким уровнем развития творческого мышления в испытательной группе к концу 1-го курса больше, чем в контрольной.

Результаты, полученные в испытательной и контрольной группах студентов в начале и конце 5-го курса, приведены в табл. 2.

Нами были сопоставлены эмпирические результаты, полученные в испытательной и контрольной группах 5-го курса в один и тот же временной промежуток - в январе 2015 г. (табл. 2).

Таблица 2

Уровень развития творческого мышления у студентов 5-го курса

Уровень Время исследования

развития Сентябрь 2014 г. Июнь 2015 г. Январь 2015 г.

творческого мышления, Группа

% Испытательная Контрольная Испытательная Контрольная

Высокий 15,85 16,31 43,14 57,43 22,34

Средний 55,03 55,91 42,39 35,49 51,00

Низкий 42,04 30,91 17,1 9,25 29,58

По результатам тестирования были сформулированы следующие статистические гипотезы: Н0: Доля студентов со средним и высоким уровнем развития творческого мышления в испытательной группе 5-го курса не больше, чем в контрольной.

И\. Количество студентов со средним и высоким уровнем развития творческого мышления в испытательной группе 5-го курса больше, чем в контрольной.

По статистической таблице критических величин были найдены значения F1 (92,8) = 2,627 и F2 (42,44) = 1,599. Значение полученной эмпирической величины Fэмп = 3,936 позволяет принять статистическую гипотезу Н1 (р < 0,01) - доля студентов со средним и высоким уровнем развития творческого мышления в испытательной группе 5-го курса больше, чем в контрольной.

Полученные статистические данные позволяют предположить, что отличия в уровне развития творческого мышления студентов в испытательных и контрольных группах 1-го и 5-го курсов подлинны.

Данные, приведенные в табл. 1, 2, указывают на то, что в испытательных группах и 1-го, и 5-го курсов, в сравнении с данными, полученными в контрольных группах, где при обучении эти положения в расчет не принимались, уровень развития творческого мышления вырос.

Чтобы обеспечить точность определения уровня развития творческого мышления студентов, мы выделили ряд нестандартных признаков мышления: приспособляемость, беглость, неординарность, исследованность.

Довольно высокие показатели развития беглости мышления свидетельствуют о большой трудоспособности студентов, но сама по себе значительная беглость еще не говорит о значимых результатах по другим показателям. В ходе исследования мы выявили, что у студентов 1-го курса показатели беглости мышления выше. Предположительно это может относиться к сокращению мотивационной готовности к творческой инициативности.

Низкие показатели приспособляемости мышления указывают на негибкость мышления, низкий уровень компетентности и низкую мотивацию. Все это неприемлемо для будущего профессионала, поэтому этот признак является довольно значимым для оценивания творческих способностей студентов. Исследование показало, что более высоким уровнем приспособляемости мышления отличаются студенты 1-го курса. Скорее всего, это можно объяснить уменьшением мотивационной готовности к 5-му курсу и недостаточным уровнем ее осознания на 1-м курсе.

Неординарность мышления является очень значимым признаком для оценивания творческих способностей студентов. Неординарность мышления означает способность к продвижению небанальных идей, отличающихся от общепризнанных стандартов. Развитие неординарности мышления и определяет уровень развития творческого мышления студентов. Высокие баллы по этому показателю свидетельствуют о значительной умственной активности и неконформности, слишком высокие - о расстройствах психического и невротического характера. Следовательно, эталоном по этому показателю были бы средние результаты.

Значимым признаком развития творческой личности является исследованность, для которой характерна высокая успеваемость, призвание к изобретательской деятельности. Исследованность можно представить как творчество по меркам исследования идей, а не их формирования.

Высокие результаты по этому признаку толкуются обтекаемо. Для правильного толкования нужно учитывать показатели беглости и неординарности мышления.

Исследовав уровень развития творческого мышления студентов, мы подтвердили положение о том, что формирование и сохранение преподавателем творческой среды в процессе обучения иностранному языку способствуют воспитанию творческой личности студента.

На втором этапе мы перешли к определению уровня языковой и коммуникативной компетенции студентов 1-го и 5-го курсов.

Результаты исследования уровня языковой компетенции у студентов 1-го курса представлены в табл. 3.

Таблица 3

Уровень языковой компетенции у студентов 1-го курса

Уровень Время исследования

языковой Сентябрь 2014 г. Июнь 2015 г.

компетенции, Группа

% Испытательная Контрольная Испытательная Контрольная

Высокий 18,97 19,11 33,15 24,64

Средний 37,91 37,11 43,87 42,29

Низкий 46,35 45,81 26,01 36,9

По результатам эксперимента были сформулированы статистические гипотезы: Н0: Количество студентов, которые имеют средний и высокий уровень языковой компетенции, к концу 1-го курса в испытательной группе не больше, чем в контрольной.

H\: Количество студентов, которые имеют средний и высокий уровень языковой компетенции, к концу 1-го курса в испытательной группе больше, чем в контрольной.

По статистическим таблицам критических значений были установлены значения ^ (33,15 + + 43,87) = 3,094 и F2 (24,54 + 42,19) = 1,872. Значение Fэмп составило 0,957, и поэтому была принята статистическая гипотеза Н0, т. е. число студентов, которые имеют средний и высокий уровень языковой компетенции, к концу 1-го курса в испытательной группе не больше, чем в контрольной.

Мы также проверили, разнится ли ранжирование уровня языковой компетенции у студентов 5-го курса, сопоставив эмпирические результаты, полученные в испытательной и контрольной группах в один и тот же временной промежуток - в январе 2015 г. (табл. 4).

Таблица 4

Уровень языковой компетенции у студентов 5-го курса

Уровень Время исследования

языковой Сентябрь 2014 г. Июнь 2015 г. Январь 2015 г.

компетенции, Группа

% Испытательная Контрольная Испытательная Контрольная

Высокий 39,4(34) 39,72 47,44(40) 56,18(49) 51,01(8)

Средний 21,25 (18) 21,01 26,01(22) 29,91(27) 36,72 (6)

Низкий 45,06(38) 39,32 29,81(25) 15,95(14) 15,31(3)

По результатам тестирования мы сформулировали следующие статистические гипотезы:

Н0: Доля студентов, которые имеют средний и высокий уровень языковой компетенции, на 5-м курсе в испытательной группе не больше, чем в контрольной.

Н\. Количество студентов, которые имеют средний и высокий уровень языковой компетенции, на 5-м курсе в испытательной группе, больше, чем в контрольной.

По статистическим таблицам были определены значения F1 (87,61) = 2,485 и F2 (87,08) = = 2,469. Значение Fэмп составило 0,068. Эта величина меньше критических значений 1,75 и 2,42, которые соответствуют уровням статистической значимостир < 0,05 ир < 0,01, т. е. принимается статистическая гипотеза Н0 (р < 0,01) - количество студентов, которые имеют средний и высокий уровень языковой компетенции в испытательной группе 5-го курса не больше, чем в контрольной.

Согласно статистической гипотезе, уровень языковой компетенции у студентов контрольной и испытательной групп к завершению 5-го курса примерно одинаков.

Затем нами был проанализирован уровень коммуникативной компетенции у студентов 1-го и 5-го курсов.

В исследовании мы исходили из многоуровневости структуры коммуникативной компетенции (начальный уровень, уровень элементарной коммуникативной компетенции, продвинутый уровень). Известно, что обучение иностранному языку в неязыковых вузах носит многоцелевой характер [5], а коммуникативная компетенция отражает актуальную степень владения студентами языком и речью.

Результаты анализа уровня коммуникативной компетенции у студентов 1-го курса приведены в табл. 5.

Таблица 5

Уровень коммуникативной компетенции у студентов 1-го курса

Уровень Время исследования

коммуникативной Сентябр ь 2014 г. Июнь 2015 г.

компетенции, Группа

% Испытательная Контрольная Испытательная Контрольная

Высокий 17,68 18,02 36,72 24,54

Средний 28,39 27,91 39,11 36,05

Низкий 56,96 57,12 27,21 42,19

По результатам тестирования были сформулированы статистические гипотезы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н0: Количество студентов, которые имеют средний и высокий уровень коммуникативной компетенции, в испытательной группе к концу 1-го курса не больше, чем в контрольной.

Н\. Количество студентов, которые имеют средний и высокий уровень коммуникативной компетенции, в испытательной группе к концу 1-го курса больше, чем в контрольной.

По статистическим таблицам были получены следующие значения: F1 (74,82) = 2,072, F2 (1,756) = 1,753. Полученное значение Fэмп = 1,864, с учетом критических величин 1,64 и 2,31, соответствующих уровням статистической значимости р < 0,05 и р < 0,01, позволяет принять статистическую гипотезу Н (р < 0,05) - число студентов, которые имеют средний и высокий уровень коммуникативной компетенции, в испытательной группе к концу 1-го курса больше, чем в контрольной.

По результатам исследования можно сделать вывод, что в испытательной группе 1-го курса чаще встречаются высокий и средний уровень коммуникативной компетенции.

Следующим шагом было определение и ранжирование уровня коммуникативной компетенции в двух подборках студентов 5-го курса. Мы сравнили эмпирические результаты, полученные в испытательной и контрольной группах в рамках одного и того же промежутка времени - в январе 2015 г. (табл. 6).

Таблица 6

Уровень коммуникативной компетенции у студентов 5-го курса

Уровень Время исследования

коммуникативной Сентябрь 2014 г Июнь 2015 г. Январь 2015 г.

компетенции, Группа

% Испытательная Контрольная Испытательная Контрольная

Высокий 17,09 17,71 45,06 49,82 29,58

Средний 58,48 57,91 49,11 41,49 36,74

Низкий 27,45 27,41 17,68 11,72 36,8

По результатам исследования были сформулированы статистические гипотезы:

Н0: Количество студентов, которые имеют средний и высокий уровень коммуникативной компетенции, в испытательной группе 5-го курса не больше, чем в контрольной.

Н\. Количество студентов, которые имеют средний и высокий уровень коммуникативной компетенции, в испытательной группе 5-го курса больше, чем в контрольной.

По статистическим таблицам были определены значения Fl (91,41) = 2,597 и F2 (74,41) = 1,983.

Значение Fэмп составило 2,238. С учетом критических величин 1,64 и 2,31, соответствующих уровням статистической значимости р < 0,05 и р < 0,01, принимается статистическая гипотеза H\ (р < 0,05) - количество студентов, которые имеют средний и высокий уровень коммуникативной компетенции, в испытательной группе 5-го курса больше, чем в контрольной.

Согласно полученным результатам, в испытательных группах 1-го и 5-го курсов уровень коммуникативной компетенции выше, чем в контрольных.

Заключение

Результаты исследования позволили подтвердить позитивное влияние психолого-педагогической поддержки студентов как системы психолого-педагогических условий на развитие личности студентов с точки зрения их творческого потенциала.

Уровень развития творческого мышления в испытательных группах, в сравнении с контрольными, где в ходе подготовки психолого-педагогические условия во внимание не принимались, вырос. В ходе исследования отмечалось изменение уровня развития творческого мышления по таким признакам, как приспособляемость, беглость, неординарность, исследованность.

Исследование показало, что уровень коммуникативной компетенции в испытательных группах был выше, чем в контрольных группах. Для того чтобы определить уровень коммуникативной компетенции в контрольных группах, мы использовали метод прямого наблюдения на разных этапах учебного процесса. Полученные результаты сопоставлялись с аналогичными показателями у студентов испытательных групп.

По результатам исследования можно сделать вывод, что индивидуально устойчивые характеристики студентов, определяющие успешность/неуспешность овладения языком, проявляются в коммуникативном поведении в ходе обучения.

Результаты исследования подтвердили положение о том, что развитие креативности, формирование и сохранение преподавателем творческой среды на занятиях по иностранному языку позитивно воздействуют на развитие творческих способностей студентов.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Айналиева А. Р. Проблемные методы формирования иноязычной коммуникативной компетенции на продвинутом этапе обучения в техническом вузе // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. 2015. № 1 (59). С. 56-61.

2. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. 1995. № 1. С. 20-39.

3. Torrance E. P. The Nature of Creativity as Manifest in its Testing. In R. J. Sternberg (ed.), The nature of creativity. New York, Cambridge Univ. Press, 1988. P. 43-75.

4. Статистический анализ эмпирических исследований. Таблицы критических значений статистических исследований. URL: http://statexpert.org/articles/ (дата обращения: 28.03.2017).

5. Прохорова Т. Н., Нурмухамбетова С. А. К вопросу о формировании коммуникативной готовности к овладению иностранным языком у студентов неязыковых специальностей // Гуманитарные исследования. 2015. № 2 (54). С. 138-142.

Статья поступила в редакцию 10.04.2017

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Григорьева Марина Александровна - Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный технический университет; старший преподаватель кафедры иностранных языков; [email protected].

M. A. Grigoryeva

THE STUDY OF EDUCATIONAL CONDITIONS OF STUDENTS' CREATIVE PERSONALITY NURTURING IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES DURING THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE: ANALYSIS OF THE RESULTS

Abstract. The research was carried out at the 1st and the 5th years of study in control and in experimental groups. In the course of determining the level of communicative competence in the experimental groups, the program of psycho-pedagogical support of University students was used providing such nurturing conditions of students' creative personality as psychological aspects of building language, speech and communicative competences; mastering techniques of overcoming difficulties in the process of students' communication while studying a foreign language; developing creative thinking. At the first stage of the study there was proved the hypothesis that developing creativity, promoting cultural environment at a foreign language lesson have a positive impact on development a student's personality. Analysis of language and communicative competences of students revealed that students in the control and experimental groups at the first and the last year of study had an identical level of language competence, and the level of communicative competence was higher in the experimental groups than in the control groups in which psycho-pedagogical conditions were not taken into consideration.

Key words: creative personality, foreign language, psycho-pedagogical conditions, communicative competence.

REFERENCES

1. Ainalieva A. R. Problemnye metody formirovaniia inoiazychnoi kommunikativnoi kompetentsii na prod-vinutom etape obucheniia v tekhnicheskom vuze [Problem methods of developing a foreign language communicative competence at the advanced level of study in a technical university]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstven-nogo tekhnicheskogo universiteta, 2015, no. 1 (59), pp. 56-61.

2. Davydov V. V. O poniatii razvivaiushchego obucheniia [To the concept of developing education]. Peda-gogika, 1995, no. 1, pp. 20-39.

3. Torrance E. P. The Nature of Creativity as Manifest in its Testing. In R. J. Sternberg (ed.), The nature of creativity. New York, Cambridge Univ. Press, 1988. P. 43-75.

4. Statisticheskii analiz empiricheskikh issledovanii. Tablitsy kriticheskikh znachenii statisticheskikh issledo-vanii [The statistical analysis of empirical research. Tables of critical of the statistical research]. Available at: http://statexpert.org/articles/ (accessed: 28.03.2017).

5. Prokhorova T. N., Nurmukhambetova S. A. K voprosu o formirovanii kommunikativnoi gotovnosti k ovladeniiu inostrannym iazykom u studentov neiazykovykh spetsial'nostei [To the question of developing a communicative ability to master a foreign language among non-linguistic students]. Gumanitarnye issledova-niia, 2015, no. 2 (54), pp. 138-142.

The article submitted to the editors 10.04.2017

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Grigoryeva Marina Aleksandrovna - Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State Technical University; Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages; [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.