Научная статья на тему 'Исследование уровня толерантности в младшем школьном возрасте'

Исследование уровня толерантности в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1449
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ / ВЫСОКИЙ / СРЕДНИЙ / НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Созаева Ф.М., Ногерова М.Т.

В работе выявлен уровень развития толерантности в младшем школьном возрасте с помощью методики «Диагностика уровня этнической толерантности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование уровня толерантности в младшем школьном возрасте»

62

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

А.Г. Рузской; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990. - 264 с.

2. Немов Р.С. Общая психология. - М.: Владос, 2008 - 396 с.

3. Психологические условия развития способности к эмоциональному взаимодействию младших школьников, воспитывающихся вне семьи: дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / В.В. Неволина; Место защиты: Сам. гос. пед. ун-т. - Самара, 2008.

4. Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 319 с.

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

© Созаева Ф.М.*, Ногерова М.Т.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

В работе выявлен уровень развития толерантности в младшем школьном возрасте с помощью методики «Диагностика уровня этнической толерантности».

Ключевые слова: толерантность, уровень развития, высокий, средний, низкий уровень.

За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу. Поэтому развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. Активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности. Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира.

Начинать воспитание качеств толерантной личности нужно как можно раньше. Дети копируют поведение близких им людей, в первую очередь родителей. Именно в семье закладывается такое качество, как толерантность личности. При этом в общеобразовательном учреждении также может осуществляться социально-педагогическая деятельность по формированию толерантности.

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка

* Студент 2 курса (направление: «Педагогическое образование», специальность: «Начальное образование»).

* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможность к толерантному поведению.

Объект исследования: толерантность в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования: уровень развития толерантности детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: выявить уровень толерантности у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме толерантности;

- подобрать методики для диагностики уровня толерантности у детей младшего школьного возраста;

- выявить гендерные особенности толерантности у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: у детей младшего школьного возраста преобладает средний уровень толерантности.

Значимость нашего исследования состоит в том, что толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От уровня терпимости человека зависит успешность или не успешность его вхождения в общество, т.е. результат его социализации. Следовательно, от успешного развития толерантной личности зависит счастливое будущее не только самого индивида, но и общества в целом.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философские идеи зарубежных и отечественных исследователей по проблеме толерантности (Н.А. Бердяев, P.P. Валитова, Вольтер), идеи Выготского и Ефремовой, труды Асмолова, С.Д. Щеколдиной, Г. Оллпорта, Т. С. Таюр-ской, Б.З. Вульфова и др.

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единению или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон.

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. tolerantia, англ. tolerance, нем. Toleranz, фр. tolérance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.

Со временем, в процессе изучения проблемы воспитания толерантности у детей было выявлено противоречие, которое заключается в том, что к настоящему времени известно достаточное количество сведений по решению

64

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

проблемы формирования толерантности у детей, причем в основном подросткового и старшего школьного возраста, но не сформулирована концепция, не выделена технология воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста, отсутствует научно обоснованная система педагогических средств воспитания толерантности у детей данной возрастной группы.

Диагностику уровня толерантности мы проводили с помощью методики «Диагностика уровня этнической толерантности». Каждый ребенок получил специальный бланк с вопросами.

Бланк ответов:

1. Что такое «Я» и как ты это понимаешь?

2. У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»?

3. Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой - это твоя семья. А что, по-твоему, означает слово «семья»?

4. Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение?

5. Кто в твоей семье главный?

6. Как нужно себя вести в школе, в общественных местах, среди сверстников?

7. Кто-то обижает слабого, как ты думаешь, это злой, жестокий человек?

8. Ты не ссоришься со сверстниками, значит боишься или проявляешь терпение, терпимость?

9. В твоем классе ученики разных национальностей, как ты к ним относишься, помогаешь им?

10. К вам в отряд пришел новый человек, он чернокожий, подашь ли ты ему руку?

Обработка ответов испытуемых осуществлялась по следующим параметрам:

- полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 - высокий уровень;

- достаточно полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 - средний уровень;

- неполный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 - низкий уровень;

- неумение дать достаточно полный или неполный ответ на основные вопросы - группа риска.

Результаты обработки представлены в табл. 1.

Таблица 1

Уровень толерантности МОУ «СОШ № 16» МКОУ «СОШ №> 24»

Девочки Мальчики Все Девочки Мальчики Все

Высокий 71 % 64 % 74 % 35 % 30 % 32 %

Средний 21 % 27 % 22 % 61 % 60 % 60 %

Низкий 8 % 9 % 4 % 4 % 10 % 8 %

Для удобства анализа результаты представлены в форме круговой диаграммы.

Девочки Мальчики Все

■ Высокий Средний ■ Низкий ■ Высокий Средний ■ Низкий ■ Высокий Средний ■ Низкий

Рис. 1. Процентное соотношение уровней развития толерантности девочек / мальчиков МКОУ «СОШ № 16» Девочки Мальчики Все

■ Высокий Средний ■ Низкий ■ Высокий Средний ■ Низкий ■ Высокий Средний ■ Низкий

Рис. 2. Процентное соотношение уровней развития толерантности девочек / мальчиков МКОУ «СОШ № 24»

В МКОУ «СОШ № 24» действительно преобладает средний уровень толерантности, а вот в МКОУ «СОШ № 16» преобладает высокий уровень толерантности. Таким образом, гипотеза подтверждена частично.

Вывод: в МКОУ «СОШ № 16» учитель проводит эффективную работу с детьми по развитию толерантности, а в МКОУ «СОШ № 24» следовало бы проводить с детьми дополнительные тренинги и беседы для повышения уровня толерантности.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Тербулатова А.А.*, Ногерова М.Т.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

Выявлен уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста. В результате срав-

* Студент 5 курса (направление: «Педагогическое образование», специальность: «Начальное образование»).

* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.