Научная статья на тему 'Исследование уровня развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста'

Исследование уровня развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1571
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / УРОВЕНЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Даурова М.А., Ногерова М.Т.

В данном исследовании проводилась диагностика учебной мотивации младших школьников. Выявлено, что в сельской школе уровень учебной мотивации выше, чем в сельской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование уровня развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста»

Список литературы:

1. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Доклады АПН РСФСР. -1958. - № 3.

2. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М.: Изд-во Московского университета, 1974. - 102 с.

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Даурова М.А.*, Ногерова М.Т.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

В данном исследовании проводилась диагностика учебной мотивации младших школьников. Выявлено, что в сельской школе уровень учебной мотивации выше, чем в сельской.

Ключевые понятия: учебная деятельность, учебная мотивация, уровень учебной мотивации.

Актуальность проблемы. Проблема мотивации в качестве важнейшего структурного элемента в системе деятельности и поведения - одна из центральных в психологии. Ее исследование имеет огромное значение, как для теории психологии, так и для ее практики. Мотивация, являясь стержнем психологии личности, обуславливает особенности и поведения и деятельности личности.

Особую актуальность приобретает изучение специфики развития и формирования мотивационной сферы личности детей младшего школьного возраста в контексте овладения ими учебной деятельностью. Младшие школьники впервые сталкиваются с организованной учебной деятельностью, носящей оценочный характер. Поэтому степень сформированности мотивов учения на этом возрастном этапе будет определять их дальнейший успех в учебной деятельности, статусное положение в коллективе и пр.

Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания психолога оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося.

* Студент 2 курса (направление: «Педагогическое образование», специальность: «Начальное образование»).

* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

Божович Л.И. [1], анализируя онтогенез мотивов, приходит к выводу о качественной перестройке в мотивационной сферах детей этого возрастного периода. Коломинский Я.Л. [2] указывает на всесторонние изменения, происходящие в сфере мотивации младшего школьника, появление новых мотивов, обусловленных их большей социализацией в связи с поступлением и обучением в школе. Маркова А.К. [3] на основе изучения практического опыта учителей, дает обстоятельный анализ средств и методов формирования мотивов учения у детей различного возраста, подчеркивая важность периода обучения в младшей школе. Эльконин Д.Б. и Венгер А.Л. [4] указывают на существенные изменение в мотивах учения, происходящие у детей после поступления в школу.

Цель исследования: выявить уровень развития учебной мотивации у детей в младшего школьного возраста.

Объект исследования - развитие учебной мотивации детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - особенности развития учебной мотивации у младших школьников.

Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме исследования.

2. Провести диагностику уровня развития учебной мотивации учащихся младшего школьного возраста.

3. Сравнить учебную мотивацию у учащихся сельских и городских школ.

Гипотеза - у учащихся городской школы уровень учебной мотивации выше, чем у детей сельской школы.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, метод анкетирования, метод сравнения, метод математической обработки результатов. Методика диагностики учебной мотивации А.Г. Лускановой.

Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность - это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ... такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть ... мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности» [5].

Как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности, мотивация представляет исключительный интерес для педа-

гога и родителей. По существу, нельзя наладить какое бы то ни было эффективное педагогическое взаимодействие с ребенком, подростком, юношей без учета особенностей его мотивации.

Учебная мотивация - частный вид мотивации, это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Учебная мотивация, как и любой другой вид мотивации, системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью.

Учебная мотивация, включенная в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией учебного процесса; в-третьих, - субъективными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в МКОУ «СОШ» с. п. Урвань и МКОУ «СОШ» г. Нальчик № 24. В ней участвовали 115 детей начальной школы среди 1-4 классов. Уровень их физического и психического развития соответствует требованиям. Диагностика проводилась с помощью методики для определения учебной мотивации А.Г. Лускановой [6]. Она представлена в виде анкеты в которой отобраны 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, к учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную ситуацию. Анкеты в напечатанном виде раздавались всем ученикам, и по указанию экспериментатора, экспе-риментуемые отмечали подходящие ответы.

Для обработки данных разработана система балльных оценок: ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла; нейтральный ответ -в 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации - в 0 баллов. Оценки в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в 0, 1, 3 балла возможно более надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией. Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено пять основных уровней учебной мотивации.

Высокий уровень. 25-30 баллов - высокий уровень учебной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.

Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.

Выше среднего уровень. 20-24 балла - хорошая учебная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

Средний уровень. 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей вне учебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Ниже среднего уровень. 10-14 баллов - низкая учебная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Низкий уровень. Ниже 10 баллов - негативное отношение к учебе и школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. Ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

Ж .О* с<5>* .О*

\у \С>- \у \у

I Высокий I Выше среднего |Средний I Ниже среднего I Низкий

^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ V V V V V V Ь

Рис. 1. Диаграмма процентного соотношения уровней развития учебной мотивации у учащихся 1-4-ых классов МКОУ «СОШ» г. Нальчик № 24 и МКОУ «СОШ» с.п. Урвань

Результаты диагностики уровня развития учебной мотивации представлены на рис. 1.

Анализ полученных результатов показал, что:

- У учащихся 1 класса городской школы высокий и уровень выше среднего выше, а средний уровень учебной мотивации выше в сельской. Уровни ниже среднего и низкий не наблюдаются в обеих школах.

- Во 2 классе в обеих школах высокий, выше среднего и средний уровни не составляют существенных отличий, 1-3 %. Уровни ниже среднего и низкий не наблюдаются в обеих школах.

- В 3 классе высокий уровень преобладает в сельской на 27 %, разница между уровнем выше среднего не столь существенна, средний в городской на 12 %, низкий в городской школе 18 %, а в сельской вообще не наблюдается. Низкий уровень учебной мотивации не наблюдаются в обеих школах.

В 4 классе высокий уровень выше в сельской школе на 12 %, уровень выше среднего в сельской на 46 %, средний уровень наблюдается только в городской школе (29 %), как и ниже среднего (29 %). Низкий уровень учебной мотивации не наблюдаются в обеих школах.

Исходя из полученных результатов проведенных нами исследований, мы сделали следующие выводы:

- Учебная мотивация формируется постепенно.

- Средняя мотивация исчезает в сельской школе.

- Увеличивается количество детей с уровнем мотивации выше среднего.

- После существенного роста высокого уровня учебной мотивации, в 4 классе он резко падает.

- В городских школах в 3-4 классах проявляется уровень ниже среднего, который не наблюдался в сельских.

Таким образом, наша гипотеза о том, что у детей городской школы учебная мотивация выше, чем у детей сельской школы подтверждается относительно 1-ых и 2-ых классов, а насчет 3-их и 4-ых опровергается. Наоборот, в городских школах начинает наблюдаться низкий уровень учебной мотивации, который не был выявлен в сельской.

Список литературы:

1. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Просвещение, 1972.

2. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.

3. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002.

4. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / под. ред. Д.Б. Эльконниа, А.Л. Венгера. - М.: «Педагогика», 1988.

5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

6. http://psylist.net/praktikum/00173.htm.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Дацерхоева М.А.*, Ногерова М.Т.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

Проведено сравнительное исследование развития словесно-логического мышления младших школьников. Выявлено, что уровень развития словесно-логического мышления детей выше в сельской школе, чем в городской.

Ключевые понятия: мышление, уровень развития мышления, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, наглядно-действенное мышление, младший школьный возраст.

Проблемами мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные психологи: Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон, Ф. Тайсон и отечественные П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич, З.М. Истомина.

Особенно актуальна проблема развития словесно-логического мышления, так как мышление ребенка в этот период находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-действенного, наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, основу которого составляет оперирование понятиями. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления, имеющую наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними - это новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задается содержанием и ведущей деятельности учебной.

Сохраняя свое значение и нуждаясь в подкреплении и дальнейшем развитии, первые две формы мышления являются основой для формирования

* Студент 2 курса (направление: «Педагогическое образование», специальность: «Начальное образование»).

* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.