Исключение составляют доминирование и подчинение в сочетании с агрессией у амбивертов, а так же подчинение и агрессия у интровертов.
доминиров. и доминиров. и подчинение и подчинение и дружелюбие агрессия дружелюбие агрессия
Рис. 1. Коэффициенты корреляции свойств темперамента и межличностных отношений младших школьников
Выводы, сформулированные на основе статистического и качественного анализа результатов, позволяют сделать заключение о подтверждении гипотезы о влиянии экстраверсии - интроверсии на межличностные отношения школьника в ученической группе: ученики экстраверты чаще проявляют отношение доминирования и агрессии, в то время как ученики интроверты более склонны к дружелюбию и подчинению.
Список литературы:
1. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -М.: Академия, 2010. - 350 с.
2. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Хрестоматия. - М., 2011. - С. 532.
3. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: ВЛАДОС, 2010, - 508 с.
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Гонгапшева А.А.*, Ногерова М.Т.Ф
Кабардино-Балкарский государственный университет Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
Исследование посвящено выявлению развития уровня внимания у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: уровень развития внимания, качество знаний, количественный и качественный анализ эмпирических данных.
* Студент 2 курса (направление: «Педагогическое образование», специальность: «Начальное образование»). Научный руководитель: Ногерова М.Т.
* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.
Важнейшей особенностью протекания познавательных процессов является их избирательный, направленный характер. Из множества воздействий окружающего мира человек всегда воспринимает что-то, что-то представляет, размышляет, думает о чем-то. Эту особенность сознания связывают с таким его свойством, как внимание.
Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. По мнению П.Я. Гальперина, «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».
Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует [1].
Актуальность. В настоящее время, стали актуальными проблемы развития внимания т.к. с развитие внимания у школьников, вызывает беспокойство и у педагогов, и у психологов, работающих с детьми. Многие учителя отмечают невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания.
Цель исследования: выявить уровень развития внимания у младших школьников.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития внимания учащихся младшего школьного возраста.
Гипотезы данного исследования:
1. Уровень внимания обучающихся зависит от качества знаний по всем общеобразовательным предметам.
2. Уровень внимания обучающихся отличается в городских и сельских общеобразовательных организациях.
Методы и методики исследования: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме, количественный и качественный анализ эмпирических данных, сравнение, методика изучения уровня внимания (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) [2].
Опытно--экспериментальная работа проводилась в МКОУ «СОШ № 2 им. Г.А. Лигидова» с. п. Сармаково и МКОУ «СОШ № 24 им. П.И. Тамбие-ва» г. Нальчик. В ней участвовали 40 детей начальной школы. Уровень их физического и психического развития соответствовал требованиям. Диагно-
стика проводилась по методике изучения уровня внимания П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой, респондентами выступили ученики 4 класса. Дети получили листы, на которых находился текст следующего содержания:
«Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине»
Задание заключалось в том, чтобы исправить ошибки в тексте. Текст содержал как орфографические, пунктуационные ошибки, так и речевые. При этом наблюдалось то, с какой уверенностью ребенок справляется с заданием. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, постановка знаков препинания.
Обработка данных заключалась в том, чтобы подсчитать количество пропущенных ошибок, на основании которого делается вывод об уровне развития внимания школьника: до 2 ошибок - высший уровень развития внимания, 3-4 ошибки - средний уровень внимания, более 5 ошибок - низкий уровень внимания.
Дополнительно фиксировалось время, затраченное на выполнение задания, и количество повторных прочтений текста.
Результаты диагностики уровня развития внимания учеников 3 класса МКОУ «СОШ № 2 им. Г.А. Лигидова» с. п. Сармаково приведены на диаграмме (рис. 1).
50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
Высокий Средний Низкий
Рис. 1. Процентное соотношение уровней развития внимания учеников
3 класса
Из рисунка видно, что в классе более чем у 30 % учащихся низкий уровень развития внимания, у 24 % учащихся наблюдается средний уровень, и лишь 46 % всех учащихся имеют высокий уровень развития внимания.
А результаты диагностики уровня развития внимания учеников 3 класса МКОУ «СОШ № 24 им. П.И. Тамбиева» г. Нальчик приведены на диаграмме (рис. 2).
50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
Высокий Средний Низкий
Рис. 2. Процентное соотношение уровней развития внимания учеников
3 класса
В этом классе наблюдается следующее: низкий уровень развития внимания у 28 % учащихся, средний - у 44 %, высокий - у 28 % учащихся.
Анализ результатов исследования уровня развития внимания показал, что чем выше качество знаний класса по всем общеобразовательным предметам, тем выше уровень развития внимания в этом классе. Так, при среднем качестве знаний в МКОУ «СОШ № 2 им. Г.А. Лигидова» с. п. Сармако-во классе, равном 34 %, среднего и высокого уровня внимания достигли 54 % третьеклассников, а в МКОУ «СОШ № 24 им. П.И. Тамбиева» при среднем качестве знаний 47 % средний и высокий уровень развития внимания составил 72 %.
Характерно так же, как вели себя младшие школьники во время выполнения задания. Школьники, показавшие более высокий результат, работали сосредоточенно, перечитывали текст не более двух раз.
Выводы
Таким образом, гипотеза о том, что уровень внимания обучающихся зависит от качества знаний по всем общеобразовательным предметам, подтвердилась. Чем выше качество знаний класса по всем общеобразовательным предметам, тем выше уровень развития внимания в этом классе.
Вторая гипотеза о том, что уровень внимания обучающихся отличается в сельских и городских общеобразовательных организациях, не подтвердилась. Полученная разница не позволяет сделать вывод о различии в развитии уровня внимания.
Список литературы:
1. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Доклады АПН РСФСР. -1958. - № 3.
2. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М.: Изд-во Московского университета, 1974. - 102 с.
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Даурова М.А.*, Ногерова М.Т.*
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
В данном исследовании проводилась диагностика учебной мотивации младших школьников. Выявлено, что в сельской школе уровень учебной мотивации выше, чем в сельской.
Ключевые понятия: учебная деятельность, учебная мотивация, уровень учебной мотивации.
Актуальность проблемы. Проблема мотивации в качестве важнейшего структурного элемента в системе деятельности и поведения - одна из центральных в психологии. Ее исследование имеет огромное значение, как для теории психологии, так и для ее практики. Мотивация, являясь стержнем психологии личности, обуславливает особенности и поведения и деятельности личности.
Особую актуальность приобретает изучение специфики развития и формирования мотивационной сферы личности детей младшего школьного возраста в контексте овладения ими учебной деятельностью. Младшие школьники впервые сталкиваются с организованной учебной деятельностью, носящей оценочный характер. Поэтому степень сформированности мотивов учения на этом возрастном этапе будет определять их дальнейший успех в учебной деятельности, статусное положение в коллективе и пр.
Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания психолога оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося.
* Студент 2 курса (направление: «Педагогическое образование», специальность: «Начальное образование»).
* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.