ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Аккиева З.М.*, Ногерова М.Т.*
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
Статья посвящена проблеме агрессивности детей младшего школьного возраста. Выявлено соотношение уровней агрессивности младших школьников.
Ключевые слова агрессивность, уровень агрессивности.
Актуальность темы несомненна, поскольку для современного этапа развития российского общества характерно нарастание тенденций к проявлениям агрессивности как в сфере социального взаимодействия в целом, так и семейного в частности. В связи с этим возрастает и потребность психологической науки в выявлении объективных и субъективных факторов, особенностей проявлений агрессивности личности в семье, особенно на ранних этапах ее развития и социализации.
Проявление агрессии в учебно-образовательных учреждениях вызывает большую тревогу у учителей, родителей, психологов, врачей и общества в целом, поскольку число агрессивных детей стремительно растет. У определенной категории учащихся в школе агрессия развивается и трансформируется в устойчивое личностное качество, которое при неблагоприятных социальных условиях приводит к резкому росту уровня асоциальных проявлений и, как следствие, к повышению социальной напряженности в обществе. Проявление агрессии в учебно-образовательных учреждениях вызывает большую тревогу у учителей, родителей, психологов, врачей и общества в целом, поскольку число агрессивных детей стремительно растет. У определенной категории учащихся в школе агрессия развивается и трансформируется в устойчивое личностное качество, которое при неблагоприятных социальных условиях приводит к резкому росту уровня асоциальных проявлений и, как следствие, к повышению социальной напряженности в обществе.
Объект исследования - агрессивность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - уровень агрессивности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования - большинство детей проявляют средний уровень агрессивности.
* Студент 2 курса (направление: «Педагогическое образование», специальность: «Начальное образование»).
* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.
16
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
Цель исследования: выявить уровень агрессивности поведения детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Диагностировать уровень агрессивности детей.
Методы исследования: математический, аналитический и сравнительные методы, а также проективная методика «Рисунок несуществующего животного».
Экспериментальное исследование уровня агрессивности было проведено с учениками 3-х классов МКОУ СОШ № 16 г. Нальчик и МКОУ СОШ № 1 с. Бабугент. Для этого была использована проективная методика «Рисунок несуществующего животного» Перед детьми лежали лист и простой карандаш. Им была дана инструкция нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем. На выполнение задания у них было 10-15 минут. После того как они выполнили задание и сдали листочки была проведена обработка данных.
Таблица 1
Результаты диагностики агрессивности младших школьников.
МКОУ СОШ № 1
№ \ Расположение рисунка Голова Рот Зубы Крылья Хвост Линии Название рисунка
1 верхн. угол влево откр. острые - вверх жирн. сущ.
2 в норме анфас закр. - - вниз - -
3 нижн. угол влево закр. - острые зубцы жирн. -
4 в норме анфас закр. - - - - сущ.
5 верхн. угол вправо откр. много остр. больш. зубц. вверх жирн. сущ.
6 нижн. угол анфас закр. - - вниз норм. -
7 в норме влево откр. острые - вверх жирн. сущ.
8 верхн. угол влево закр. - - - жирн. сущ.
9 нижн. угол вправо - - - вверх норм. сущ.
10 верхн. угол влево закр. - - вниз норм. без смыс.
Результаты обработки показывают, что у испытуемых под номерами 1, 5 и 7 в рисунках присутствуют острые зубы, что является по условиям методики признаком словесной агрессивности. Направленные вверх хвосты и открытые рты также говорят об агрессивности. Эти три человека составляют 33 % от выборки. В рисунках испытуемых 2 и 4 нет признаков агрессивности. Они составляют 20 % респондентов. Остальные 47 % относятся к категории школьников со средним уровнем агрессивности.
Во второй школе, МКОУ СОШ № 16 г. Нальчика эксперимент проводился таким же образом, получено следующее процентное соотношение респондентов с различным уровнем агрессивности: высокий - 20 %, низкий -30 % и средний уровень 50 %. Для наглядности и сравнительного анализа полученные результаты представлены в виде диаграмм (рис. 1).
Психология развития
17
Таблица 2
МКОУ СОШ № 16 г. Нальчик
№ исп. Расположение рисунка Голова Рот Зубы Крылья Хвост Линии Название
1. верх. угол вправо откр. острые зазубренные вверх нажим не соотв. рис.
2. верх. угол влево закр. - - вниз норм. непонят.
3. верх. угол положение анфас силь. закрашен - квадр. вниз нажим науч.
4. норм. повернута влево откр. остр. зазубр. вверх жирн. сущ.
5 нижн. угол - - - - разветв. - сущ.
6. верх. угол повернута влево откр. - - вверх жирн. сущ.
7. верх. угол влево - - - вниз жирн. сущ.
8. - - - - - - - -
9. нижн. угол вправо линия остр - - жирн. сущ.
10. норм вправо откр. остр остр. зазубр. жирн. сущ.
11. нижн. угол анфас откр. - остр. - жирн. сущ.
12 норм. влево - - - остр. норм. сущ.
13 нижн. угол анфас - - остр. - жирн. -
14 на весь лист анфас откр. - остр. ввехр жирн. -
15 нижн. угол влево откр. остр. вверх жирн. из сказки
СОШ № 2
60% 40% 20% 0%
м Высокий И Средний -.Низкий
Рис. 1. Гистограмма процентного соотношения уровней агрессивности младших школьников
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что наша гипотеза подтверждена, и большинство детей проявляют средний уровень агрессивности.
Список литературы:
1. Смирнова Е.О, Хузеева Г.Р Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. - 2005. - № 1.
2. Реан А.А Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. - 2010. - № 5.
3. Ениколопов С.М. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. - 2011. - № 24.
4.Токарь И.Е. Детская агрессия как педагогическая проблема // Социальная педагогика. - 2012. - № 2. - С. 97-102.