Научная статья на тему 'понимание агрессивности и возрастная динамика ее проявлений'

понимание агрессивности и возрастная динамика ее проявлений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6110
625
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Агрессия / АГРЕССИВНОСТЬ / Проявления агрессивности / младший школьный возраст / Эмпатия / синдром социальной дезадаптации / агрессивное поведение / виды агрессивности

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нурмухаметова И. Ф., Галяутдинова С. И.

В статье раскрывается содержание понятия «агрессивность», дается описание проявлений агрессивности в зависимости от ее вида и возрастная динамика проявлений агрессивности. Рассматривается возможность психолого-коррекционного воздействия с целью контроля или снижения агрессивности детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «понимание агрессивности и возрастная динамика ее проявлений»

УДК 37.01

ПОНИМАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ И ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЙ

© И. Ф. Нурмухаметова*, С. И. Галяутдинова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 229 96 05.

E-mail: if44@bk.ru

В статье раскрывается содержание понятия «агрессивность» дается описание проявлений агрессивности в зависимости от ее вида и возрастная динамика проявлений агрессивности. Рассматривается возможность психолого-коррекционного воздействия с целью контроля или снижения агрессивности детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, проявления агрессивности, младший школьный возраст, эмпатия, синдром социальной дезадаптации, агрессивное поведение, виды агрессивности.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигает на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в младшем школьном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего формирования и когда еще возможно предпринять своевременные корригирующие меры [1].

Проблеме агрессивности личности в целом и учащихся в частности посвящено большое количество работ как в отечественной, так и зарубежной психологии [2-8]. Феномен агрессивности как предмет рассмотрения патопсихологии выступает в качестве центрального в работах Ю. М. Антоняна, Э. Берна,

B. В. Гульдана, Н. А. Дубинко, А. Ф. Зелинского. Изу-

чением подростковой агрессивности занимались А. Бандура, Р. Вельдер, О. В. Гордякова, Н. А. Дубинко, З. А. Зимелева, А. В. Котов, Л. М. Семенюк, Р. Уолтерс, И. А. Фурманов. Криминальная агрессия исследовалась С. М. Иншаковым, В. Н. Кудрявцевым, И. А. Кудрявцевым, С. В. Кудрявцевым, Э. Побегайло, Н. А. Ратиновой, В. П. Ревиным, О. Ф. Савиной, Е. Г. Самовичевым, Ф. С. Сафуановым. Влияние телевидения на уровень проявления агрессивности исследовалось в работах А. Ю. Дроздова,

К. А. Тарасова. Социально-психологический аспект изучаемого явления рассматривали О. Д. Ситковская,

C. Г. Спасибенко. Особенности проявления агрессивности в экстремальных условиях жизнедеятельности были центральной темой исследований Д. В. Ольшанского, В. А. Хащенко и др. При этом необходимо отметить, что вследствие чрезвычайной сложности и многообразия форм проявления агрессивности (особенно применительно к человеческому поведению) и тем, что исследований, направленных на изучение данной проблемы достаточно велико, на сегодняшний день в науке нет однозначной трактовки понятий «агрессивность», «агрессия». Также значительна и междисциплинарная разобщенность, что неизбежно приводит к ряду терминологических различий, а порой и к путанице [9].

Все это затрудняет как толкование понятия, так и объяснение природы агрессивности детей.

Агрессивность рассматривается целым рядом авторов как устойчивая личностная черта, выражающая склонность к агрессивному поведению [4, 10-11]. Мы будем понимать под агрессивностью свойство личности, характеризующееся агрессивными импульсами, направленными на самосохранение, в результате чего может носить конструктивный либо деструктивный характер, в зависимости от способа разрешения конфликтных ситуаций, связанных с целевыми и ценностными установками личности.

Как показал проведенный анализ теоретических подходов к пониманию сущности агрессивности, утверждение или отрицание возможности снижения интенсивности проявлений агрессивности зависит от той теоретической концепции, которой придерживаются исследователи [4, 10, 12]. Выделяются три основные позиции в отношении агрессивности: биологическая, социальная и гуманистическая. На наш взгляд, данные подходы не противоречат друг другу. Безусловно, агрессивность имеет биологическую основу. Однако очевидно, что социум также может провоцировать проявление агрессивности, агрессивное поведение. В то же время личность имеет возможность частичного управления своей агрессивностью посредством волевых актов, а также смыслообразования.

Следовательно, если считать агрессивность генетически запрограммированной, то верно утверждение, что скрытую агрессивность нельзя предотвратить, а можно лишь временно сдерживать или, что несколько более эффективно, трансформировать ее в безопасные формы или направлять на менее уязвимые цели. Напротив, если рассматривать агрессивность как приобретенную форму поведения, то выводы будут следующими: агрессивность не является неизбежной и предопределенной стороной человеческих общественных отношений и при соответствующих обстоятельствах и условиях агрессивные проявления можно предотвратить, или проконтролировать.

Рассматривая проявления агрессивности у детей в рамках традиционных условий воспитания, чаще всего отмечается пагубная роль, которую она

* автор, ответственный за переписку

играет в становлении личности, превращая ее либо в потенциального агрессора, либо в потенциальную жертву всех настоящих и будущих конфликтов. Менее заметно, но не менее пагубно деформирующее влияние агрессивности на общее развитие всех высших психических функций. Более грубые нарушения обнаруживаются, как правило, в специфических заболеваниях: дефектах речи, нарушениях работоспособности, аллергиях, бронхиальной астме, энурезе и т. п. В целом же собственные агрессивные проявления или же постоянное ожидание подобного от окружающих ограничивают активность ребенка, усиливают его тревожность, формируют заниженую или компенсированную самооценку. Не случайно агрессивных детей, равно как и детей, постоянно опасающихся агрессии, относят к группе детей с аффективным поведением, к группе риска.

Большинство проявлений агрессивности разными наблюдателями интерпретируется однозначно, как недопустимое, требующее коррекции поведение человека. Проявления агрессивности различны: от прямого физического воздействия (применения силы), словесных оскорблений и запугивания оппонента грядущими неприятностями до косвенных замечаний и скрытых попыток осуществить принудительное управление поведением другого человека. Известны проявления агрессивности, переходящие в болезненное состояние, не поддающиеся социализации. Но известны и такие поступки и действия, которые одними участниками группового конфликта интерпретируются как проявления агрессивности, а другими - как активность, настойчивость и последовательность в достижении целей.

Интересна возрастная динамика проявлений агрессивности. В первые годы жизни ребенка проявления агрессивности наблюдаются почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Причиной такого поведения является блокирование желаний или намеренной программы действий в результате применения воспитательных воздействий.

На втором году жизни возрастает активность ребенка. В этот период агрессия носит инструментальный характер. Конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации желания обладать вещью, обычно игрушкой. Доля таких конфликтов у полуторагодовалых детей составляет 78%. В этот же период развития более чем в пять раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия, а вспышки ярости становятся более целенаправленными, и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения. Вероятно, это связано с преобладающими в данном возрастном периоде механизмами адаптации ребенка, а именно «удержанием и отпусканием» [13]. К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот период дети двух-трех лет посещают детские сады, где, как отмечают М. Д. Лисина, В. С. Мухина, Л. Д. Кошелева, начи-

нает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и развертывания действий, направленных на другого [14-16].

Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит также и от реакции, отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться такие символические формы проявлений, как нытье, фырканье, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии.

В этом возрасте усиливается «исследовательский инстинкт», и в это же время малыш сталкивается с целой системой новых для его опыта запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским «нельзя», ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции [17]. В своих работах А. Фромм указывает на существование феномена «перенесения», который в три-четыре года является одной из самых обычных примет агрессивности. Суть его в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать и переносит гнев и агрессию на другой, гораздо более безобидный объект [18].

В дальнейшем ребенок постепенно учится контролировать свои агрессивные проявления и выражать их в приемлемых рамках.

По мнению С. А. Завражина, ребенок к актам насилия может относить довольно широкий спектр действий, в который включаются даже такие, как лишение лакомства, игрушки, вербальные внушения, произнесенные повышенным тоном.

К шести-семи годам к инструментальной агрессивности начинает примешиваться агрессивность, адресованная другому человеку лично. Происходит смена видов агрессивности, следовательно, и форм проявления [19].

Проведенный нами анализ литературы указал на весьма малое количество работ по выделенной проблеме применительно к младшему школьному возрасту. Н. А. Дубинко затрагивает аспект влияния когнитивных процессов на проявление агрессивности в данном возрасте. Автор указывает, что агрессивность младших школьников может быть следствием слабого развития социальнокогнитивных навыков, т. е. различия в уровне агрессии у детей данного возраста могут быть связаны с особенностями расшифровки и интерпретации ребенком социальных признаков, а также с выбором, оцениванием и осуществлением им (ребенком) поведенческой реакции [20].

В младшем школьном возрасте инициаторами агрессивности являются уже не отдельные лично-

сти, а группировки ребят, агрессивное поведение становится все менее спорадическим и все более организованным. По мере приобретения навыков конструктивного общения меняется соотношение между инструментальной и враждебной агрессивностью в пользу последней. Это происходит потому, что инструментальная агрессивность постепенно сменяется конструктивными способами достижения цели, а враждебная деструктивность - желание и готовность причинить оппонентам вред и получить от этого удовольствие - остается неизменной.

Кроме того, в младшем школьном возрасте дети все чаще стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых. Формирование группировок в целом заметно меняет агрессивное поведение детей в течение младшего школьного возраста. Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство комфорта и защищенности, повышения своих возможностей. Следствием этого бывают исчезновение страха наказания за проявление агрессивности, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место. Поэтому жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности резко возрастают уже среди учащихся начальной школы. Особо следует отметить, что для целого ряда учащихся младших классов с коммуникативными нарушениями (шизоидных, сензи-тивных, тревожных и пр.) группа может быть фантазийной. Не имея возможностей и навыков общения для того, чтобы влиться в реальную группу, они придумывают себе воображаемых товарищей. Это могут быть герои книг, мультипликационных и игровых фильмов, телесериалов и пр. (Шрек, «менты» и прочие «герои» нашего времени). Ребята с помощью идентификации стараются подражать поведению любимых героев. Это нередко диктует их агрессивное поведение, которое кажется окружающим не вполне адекватным, тем более что обычно такие дети замкнуты и своими фантазиями ни с кем не делятся. Вот почему весьма небезопасны некоторые фильмы и сериалы, пропагандирующие агрессивное братство.

Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессивности, однако это не совсем так. Агрессивность мальчиков обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема и контролировать ее ребята начинают позже, чем девочки. Кроме того, до сих пор сохраняется стереотипный взгляд общества на то, что девочкам не пристало проявлять свою агрессивность, и поэтому их гораздо раньше начинают учить сдерживать ее. Например, мальчику в ответ на жалобу о том, что его обидели, побили, говорят «пойди и дай сдачи», девочке же такой совет дается гораздо реже: обычно ей рекомендуют не связываться и отойти в сторону. Следующее отличие в проявлениях агрессивности заключается в том, что девочки более сензи-

тивны и впечатлительны, грубое проявление агрессивности обычно им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, а некоторые искусницы с дошкольного возраста приучаются прятать агрессивность иронией и сарказмом: выглядит мягче, бьет больнее. Также девочки раньше обучаются контролировать свою агрессивность, поэтому она рано становится у них избирательной. Так, девочки младших классов четко направляют свою агрессивность в адрес конкретного человека, причем точно в его психологически уязвимое место. Агрессивность учениц младших классов нередко завуалирована и внешне менее эффектна, но более эффективна. Мальчики контролируют свою агрессивность плохо, она носит более генерализованный характер и интенсивно выплескивается на всех окружающих без дифференциации [21].

Вместе с тем отмечается и одна примечательная особенность поведения детей: с возрастом агрессивность все больше приобретает враждебную окраску. Необходимо также отметить, что если в процессе развития ребенок не научится контролировать свои проявления агрессивности, то в дальнейшем это возможно проявится преимущественной ориентацией на сверстников - в подростковом возрасте и склонностью к разгульному поведению -в юношеском. Нарушениями поведения или социальной дезадаптацией М. Раттер называет такие ситуации, в которых главная проблема личности заключается в проявлении социально неодобряемых форм поведения. К ним относятся: плохие отношения с другими детьми, обнаруживающие себя в драках, ссорах, нетерпимом отношении друг к другу, демонстративное неповиновение, разрушительные действия и лживость. Сюда же он включает и антиобщественные поступки: пропуски уроков, срывы занятий, воровство, поджоги. При этом М. Раттер считает, что:

- дети с раннего возраста агрессивные и задиристые, став старше, обнаруживают большую склонность к асоциальным проявлениям;

- дети с синдромом социальной дезадаптации (СД) чаще испытывают трудности во взрослой жизни: неудачная судьба, неудачные браки, низкие заработки, тоскливые однообразные социальные отношения, худшие профессии, большая склонность к употреблению алкоголя, наркотиков;

- синдром СД чаще встречается у мальчиков.

Под другим углом зрения М. Раттер рассматривает агрессивность как один из факторов происхождения антиобщественного поведения, обозначая ее связь с такими факторами, как тяжелая обстановка в семье, многодетность, отставание в усвоении школьных знаний, неблагоприятная школьная атмосфера, стиль воспитания в семье, стиль воспитания и преподавания в школе [22].

Однако, с точки зрения В. Клайна, в агрессивности есть и «определенные здоровые черты», которые могут оказаться полезными для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство

в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам и победителям, при этом он справедливо отмечает и негативные аспекты проявления агрессии [23].

Подводя итог всему сказанному, необходимо отметить, что агрессивность проявляется в форме агрессии, т. е. соответствующим агрессивным поведением. Основания классификации агрессивности в основном совпадают с аналогичными основаниями типологии агрессии. В зависимости от вида агрессивности определяется ее форма проявления. Так, агрессивность, направленная на себя, проявляется в форме саморазрушающего поведения вплоть до самоубийства; агрессивность, направленная на окружающих, проявляется в форме нанесения побоев, изнасилования, убийства и пр. Или вербальная агрессивность проявляется в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и готовности и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику; экспрессивная агрессивность проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр.; физическая - проявляется в форме прямого применения силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.

Необходимо отметить, что детерминация агрессивного поведения обусловлена взаимодействием объективных и субъективных факторов: первые создают потенциальную возможность конфликта, вторые - особенности его реализации. В младшем школьном возрасте всех агрессивных ребят объединяет одно общее свойство - неспособность понимать других людей, которая не зависит ни от самооценки, ни от реального положения ребенка в группе. В его основе лежит особая структура самосознания младшего школьника: он фиксирован только на себе и изолирован от других. В окружающих людях такой ребенок видит только их отношение к себе - другие выступают для него как обстоятельства жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести вред. Фиксиро-ванность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяют ребенку увидеть других, пережить чувство связи и общности с ними. Поэтому для него так трудны сочувствие, сопереживание или содействие.

Согласно положению, по которому индивид не способен в одно и то же время переживать два качественно-противоположных эмоциональных состояния или же реагировать на одну и ту же ситуацию одновременно двумя несовместимыми по своей природе ответами, то любые условия, способные

вызвать реакции или эмоциональные состояния, не совместимые с агрессивностью и ее проявлениями, могут быть эффективно использованы с целью предотвращения или снижения агрессивности. Таким условием, на наш взгляд, может быть развитие в младшем школьном возрасте эмпатии, т.е. способности эмоционально откликаться на состояние другого, включающая умение правильно распознавать эмоциональное состояния другого человека, выражать сопереживание или сочувствие, стремление к содействию и, наконец, оказывать реальное содействие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Смирнова Е. О., Хузеева Г. Р. Психологические особенности агрессивных дошкольников // Вопросы психологии. 1996. №3. С. 5-14.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999. 375 с.

3. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс, Эксмо Пресс, 2000. 512 с.

4. Басс А. Психология агрессии. // Вопросы психологии. 1967. №3. С. 60-67.

5. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 512 с.

6. Лоренц К. З. Агрессия: (Так называемое «зло»). М.: Прогресс, Универс, 1994. 272 с.

7. Сафуанов Ф. С. Психология криминальной агрессии. М.: Смысл, 2003. 300 с.

8. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: МПСИ, 2005. 96 с.

9. Румянцева Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. // Вопросы психологии. 1991. №1. С. 89-13.

10. Петровский А. В. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. 528 с.

11. Антонян Ю. М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. М.: Наука, 1991. 248 с.

12. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж: МОДЭК, 1995. 640 с.

13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 342 с.

14. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.: ВЛАДОС, 1997. 387 с.

15. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. М.: Институт практической психологии, 1997. 450 с.

16. Кошелева Л. Д. Взаимосвязь эмоционального отношения ребенка к ребенку от условий деятельности детей. М.: Педагогика, 1986. 186 с.

17. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В. П., 1996. 192 с.

18. Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики. Минск, 1992. 253 с.

19. Завражин С. А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1993. №5. С. 8-16.

20. Дубинко Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте // Вопросы психологии, 2000. №1. С. 53-58.

21. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учеб. пособие для специалистов и дилетантов. СПб.: Речь, 2006. 138 с.

22. Раттер М. Помощь трудным. Москва: Прогресс, 1987. 424 с.

23. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. М.: Педагогика, 1991. 163 с.

Поступила в редакцию 15.07.2008 г. После доработки 06.06.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.