БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов. гос. пед. ун-та, 2000.
2. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб. пособие. Ростов-н/Д.: Творческий центр «Учитель», 2001.
3. Менжулова Р.В. Обучение студентов пониманию текста гуманитарных наук на основе герменевтического подхода в личностно-ориентированном образовательном процессе: Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук (на правах рукописи). Ростов-н/Д., 2002.
Т.И. Меньшикова
ДИАГНОСТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Проявление агрессивности в детском возрасте является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные предпосылки, способствующие проявлению агрессивности. Очень важно как можно раньше, в дошкольном возрасте, выявить агрессивность. Именно в этом возрасте агрессивность находится на стадии своего становления и можно предпринять своевременные меры, способствующие снижению агрессивности детей дошкольного возраста.
До сих пор в научной литературе существует некоторая терминологическая неопределенность понятия агрессии. Наиболее распространенным является следующее определение: «Агрессия - есть физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо» [2]. Однако не любое такое поведение возможно расценивать как агрессивное. Кроме того, вопрос о том, является ли агрессия действительно моделью поведения или ее можно также рассматривать как эмоцию, мотив или установку, остается открытым.
Классифицировать проявления детской агрессивности можно по-разному: можно применить общие схемы, но удобнее использовать специальные классификации, отражающие возрастные особенности проявлений агрессии.
Далее приведены две схемы. В основе первой лежат проявления агрессии, второй - механизмы агрессивного поведения.
Вариант 1. И.А. Фурманов (1996), основываясь на проявлениях агрессии, выделяет четыре категории детей:
1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии;
2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии;
3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии;
4. Дети, склонные к проявлению негативизма [8].
Вариант 2. Если брать за основу движущие силы, мотивацию агрессии, то в одном случае таковой будет демонстрация себя, в другом - достижение своих практических целей, в третьем -подавление и унижение другого. Классификация, строящаяся на этом основании, выглядит следующим образом:
1. Импульсивно-демонстративный тип;
2. Нормативно-инструментальный тип;
3. Целенаправленно -враждебный тип [1 ].
В нашем исследовании агрессия рассматривается именно с точки зрения поведенческих реакций. Мы также уделяем внимание социальным детерминантам агрессии, поскольку считаем, что социальные факторы являются определяющими для агрессивного поведения дошкольников. Конечно, это не значит, что природные особенности темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя, не влияют на развитие агрессивности дошкольника. Естественно, что в состоянии фрустрации ребенок с подобной психической организацией может внутреннее напряжение выплеснуть, в том числе и в агрессивной форме. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью самозащиты.
В исследовании приняли участие 80 детей дошкольного возраста (45 мальчиков и 35 девочек). Экспериментальная часть данного исследования проводилась на базе МДОУ № 20 «Красная Шапочка»и МДОУ № 51 «Дубравушка» г. Таганрога.
В ходе исследования были поставлены и решались следующие задачи: выявить проявления агрессивности в дошкольном возрасте; рассмотреть различия в проявлении агрессивности мальчи-
ками и девочками; определить те особенности эмоционально-волевой и ценностно-нормативной сфер личности ребенка, которые в критических обстоятельствах могут способствовать возникновению у него агрессивных форм поведения.
Выбор конкретных методик для проведения комплексного психологического изучения личности дошкольника производился нами с расчетом на получение с помощью этих средств лично-стно-психологических характеристик, влияющих на появление и проявление агрессии в поведении детей.
Специальные методики для изучения агрессии в нашем исследовании сочетались с методиками рассмотрения иных сторон психической деятельности испытуемых.
Полученные результаты сопоставлялись с данными изучения биографий исследуемых дошкольников. Такой подход позволил вскрыть устойчивые закономерности в поведении детей.
Для изучения проявления агрессивности в дошкольном возрасте нами использовались следующие методики:
«Картинки». Здесь детям предлагалось найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации. Картинки изображают взаимодействие детей со сверстниками, и на каждой из них есть обиженный, страдающий персонаж. Ребенок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа.
Методика Рене Жиля. Данная методика выявляет избирательные предпочтения детей, а также преобладающую позицию ребенка среди других, наличие внутрисемейных конфликтов, стиль поведения ребенка в конфликтных ситуациях.
Незаконченные истории. Эта проективная методика позволяет выявить отношение ребенка к окружающим, тенденции к агрессивному поведению. Она состоит из ряда незавершенных предложений, предъявляемых ребенку для их завершения.
Графические методы. Для диагностики детской агрессивности мы использовали методики «Автопортрет» и «Несуществующее животное», предложенные М.З. Друзкевич. Графические методы относятся к классу проективных, поскольку дают ребенку возможность самому проецировать аспекты своей внутренней жизни на рисунок и по-своему интерпретировать реальность. Очевидно, что полученные результаты детской деятельности в значительной мере несут на себе отпечаток личности ребенка, его настроения, чувства, особенности отношения к окружающим.
Детский апперцептивный тест (САТ) дает возможность провести комплексную диагностику личности ребенка 4-10 лет. С его помощью можно исследовать не какое-то одно качество, а структуру личности ребенка.
Взрослый показывает ребенку картинки, на которых изображены животные в различных ситуациях, и говорит: «Посмотри на эту картинку. Расскажи, пожалуйста, о том, что здесь происходит». Каждый из рисунков направлен на исследование определенного качества: агрессивности, тревожности, умения общаться со сверстниками, стремления к лидерству, умения общаться с взрослыми, отношения к братьям и сестрам.
Нами также использовался метод наблюдений, который весьма широко применяется в исследовании детского агрессивного поведения. Наблюдение велось в специально выбранных ситуациях и по специально разработанной программе. Эта программа имела целью выявить особенности проявления положительных и отрицательных факторов в процессе взаимоотношений дошкольника со сверстниками и педагогами в различных видах деятельности. Данные наблюдения фиксировались как экспериментатором, так и родителями, воспитателями (по просьбе исследователя).
Так, например, мы вели наблюдение за поведением детей в ходе игры.
Для этого мы выбрали игру, смысл которой заключался в том, что каждый ребенок в определенный момент оставался вне игры. После окончания каких либо движений давался сигнал занять места, количество которых на одно меньше, чем количество детей.
Инструкция нацеливает детей на борьбу и выигрыш. В ходе игры мы вели фиксированное наблюдение за каждым ребенком.
Показателями агрессивного поведения дошкольников являлись эмоциональные проявления, сопровождающие игровые действия детей. Методика направлена на более детальный анализ поведения и эмоциональных реакций ребенка в ситуации соревновательной игры.
Для выяснения взаимоотношений детей с родителями и другими членами семьи, с воспитателями, с товарищами использовался метод беседы. Беседы с родителями и педагогами помогали выявить нравственную атмосферу, царящую в семьях изучаемых детей, выяснить характер отношений, поведения родителей и других членов семьи, поведение ребенка в семье и в детском саду, во дворе, на улице и в кругу товарищей.
Вместе с тем материалы бесед раскрывают то, как объясняют взрослые причины агрессивного поведения ребенка; кто из них считает себя более ответственным за неправильные его действия; как объясняет сам ребенок причины своего агрессивного поведения, какую дает ему моральную оценку.
Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, позволяют сделать следующие выводы. 72 % детей характеризует значительная выраженность агрессивного поведения. При этом наиболее развитыми формами являются прямая (32 %) и косвенная (31 %) вербальная агрессия -от жалоб и агрессивных фантазий («Позвоню милиционеру и он заберет тебя», «Позову бандитов, они тебя побьют») до прямых оскорблений («Толстуха», «Дурак»).
Детей, склонных к проявлению вербальной агрессии отличают постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения, даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки раздражения, гнева и страха. При этом они не умеют или не считают нужным скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах.
Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии, характеризуются импульсивностью, слабым самоконтролем и низкой осознанностью своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков и не предвидят их последствий. Косвенный характер агрессии является следствием двойственности их натуры: с одной стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску и общественному признанию, с другой - мягкость, уступчивость, зависимость. Такие ребята очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности.
У некоторых детей (35 %) были зафиксированы случаи физической агрессии - как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого, поломка чужих игрушек и пр.), так и прямой (дети били сверстников кулаком, палкой, кусались и т.п.). Это активные, деятельные и целеустремленные дети, отличающиеся решительностью и склонностью к риску. Их общительность, раскованность, уверенность в себе сочетаются с честолюбием и стремлением к общественному признанию. Обычно это подкрепляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции.
Кроме того, эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Они постоянно стремятся испытывать острые ощущения, а при отсутствии таковых начинают скучать, так как нуждаются в постоянной стимуляции. Такие дети действуют импульсивно и непродуманно, часто не извлекают уроков из своего негативного опыта, поэтому и совершают одни и те же ошибки. Они не придерживаются никаких этических норм, моральных ограничений, обычно просто игнорируют их.
Импульсивно-демонстративный тип. У таких детей главная цель - продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Они чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции -кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи. Их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других: они активно стремятся к контактам со сверстниками, а, добившись внимания партнеров, успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Агрессивные акты у таких детей мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью, даже физическая агрессия (прямая или косвенная) используется только для привлечения внимания. Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Их обостренная потребность во внимании и в признании не может реализоваться через традиционные формы детской деятельности, и поэтому в качестве средства самоутверждения и самовыражения они использует агрессивные действия.
Нормативно-инструментальный тип. Для детей с данным типом агрессии агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели - получения нужного предмета, ведущей роли в игре или выигрыша у своих партнеров. Об этом свидетельствует и тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Среди всех форм агрессивного поведения чаще всего у них встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на
собственные желания, при этом не обращают внимания на собственную агрессивность и считают такой способ действия нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели.
Целенаправленно-враждебный тип. К этому типу относятся дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели - ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных актов составляет грубое физическое воздействие, отличающееся особой жестокостью и хладнокровием. Обычно для агрессивных поступков выбирается одна-две постоянные жертвы - дети более слабые, не способные ответить тем же. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение взрослых они отвечают: «Ну и что!», «И пусть ему больно». Особенно характерны для таких детей мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Даже нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательство на свои права.
Наиболее существенные различия между агрессивными и неагрессивными детьми выявились по способу выхода из конфликтной ситуации и по отношению ребенка к сверстникам. При решении конфликтных ситуаций, изображенных на картинках (например, кто-то берет чужую игрушку, или рушит постройку других, или ломает игрушку), на вопрос, что бы ты сделал на месте обиженного ребенка, практически все агрессивные дети дают ответы типа: «Дам ботинком в живот», «Схвачу и посажу в клетку», «Убью», «Изобью» и пр. В отличие от этого, остальные дети в большинстве случаев придумывают более конструктивные и миролюбивые ответы: «Починю», «Сделаю новую», «Пойду играть в другую игру», «Заплачу», «Пожалуюсь маме».
Еще более существенные различия выявляются в процессе реального взаимодействия детей. В ситуациях совместной деятельности агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе партнера, Они демонстрируют ярко отрицательное, а иногда и агрессивное отношение к успехам сверстника (разрывают его рисунок, пытаются стукнуть), чрезвычайно редко уступают свои предметы (карандаши, детали мозаики или кукольной одежды). В отличие от них дети, не склонные к агрессии, достаточно часто помогают партнеру и уступают свои предметы.
Полученные данные дают основание полагать, что главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Такое отношение нельзя свести к недостатку коммуникативных навыков (многие агрессивные дети в ряде случаев демонстрируют вполне адекватные способы общения и при этом проявляют незаурядную изобретательность, придумывая разнообразные формы нанесение ущерба сверстникам). Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага.
В ходе исследования были выявлены значительные различия в проявлении агрессивности мальчиками и девочками. Во-первых, значительная разница в уровне проявления физической агрессии (67,8 % у мальчиков и 46 % у девочек). Косвенная агрессия демонстрирует еще более значительные различия (63,5 % у мальчиков и 33,2 % у девочек). В целом по всем характеристикам показатели мальчиков превышают показатели девочек.
Каждый агрессивный акт имеет определенный повод и осуществляется в конкретной ситуации. Рассмотрение тех ситуаций, в которых наиболее часто проявляется агрессивное поведение, позволило определить основные мотивы такого поведения. Среди причин, провоцирующих агрессивность детей, были выявлены следующие: привлечение к себе внимания сверстников; ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство, защита и месть (в ответ на нападение или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии); стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять место в игре мальчик отталкивает опередившего его друга, пытается ударить); стремление получить желанный предмет.
Как можно видеть, большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. Соответственно максимальное удовлетворение дети получают при достижении желанной цели - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.
Таким образом, в большинстве случаев (53,5 %) агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда
другому (21,3 %). Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб.: Речь, 2004.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия / Серия «Мастера психологии». СПб.: Питер, 1997.
3. Крейхи Б.Социальная психология агрессии. М., 2003.
4. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М., 1994.
5. Реан А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.
6. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. Москва, 2003.
7. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов-н/Д.: Феникс, 2004.
8. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
Т.Д. Молодцова, О.А. Самойленко
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Цель любого человека в обществе при различной степени трудности, глобальности, личной или общественной значимости сопровождается стремлением к эмоциональному удовлетворению, комфорту, гармонизации с окружением, которые невозможны без социальной адаптации, т.е. приспособлением личности к определенному социуму. Но такая гармонизация у каждой личности достигается по-разному. Важно одно, что все адаптированные люди эмоционально спокойны, у них устойчивый смысл существования, пусть и не всегда осознанный, но устойчивый мотиваци-онный «заряд», нет деструктивных стрессов, что очень важно для эффективности любого вида деятельности. При отсутствии у личности социального привыкания и приспособления, наступает явление дезадаптации. Дискомфорт и другие эмоциональные, интеллектуальные, личностные и деятельностные нарушения - это те явления, которые являются спутниками дезадаптации. Но адаптация не должна стать самоцелью. В этом случае мы будем воспитывать конформистов. Адаптация - условие расцвета личности, её индивидуальности и одновременно процесс, который имеет собственные законы и пути реализации.
В данном исследовании главное внимание уделяется теоретическим положениям о явлении адаптации.
В настоящее время все чаще можно встретить не только общее понятие «социальная адаптация», но ее проявление в каком-либо конкретном социуме. Появились понятия «культурная адаптация», «школьная адаптация», «семейная адаптация» и т.д., причем каждый из видов адаптации имеет свои признаки, критерии, виды и уровни. Так, например, Е.В. Веттенберг определяет понятие культурная адаптация как «приспособление к новой культуре, сопровождающееся ассимиляцией и преодолением культурного шока [5, 7].
Очевидно, что в работе речь идет о разновидности социально-психологической адаптации. Г.А. Цукерман рассматривает школьную адаптацию, называя её периодом «привыкания к новым условиям и требованиям», восстановлением «нарушенного равновесия в отношениях с миром и собой» [18, 89-90]. Как видно из ряда работ, в последние годы в связи с углублением в проблему адаптации классификация адаптации происходит и по возрастным параметрам (дошкольная, подростковая и т.д.).
К адаптации стремится все живое, в том числе и человек. У людей в результате адаптации обеспечивается эмоциональный комфорт, равновесие, снимаются стрессы. Но факторы и условия, которые способствуют адаптации, у разных людей совершенно различны. Например, для одних, чтобы чувствовать эмоциональное равновесие в деятельности, общении и творчестве, надо быть таким, как все, у других такая гармонизация наступает тогда, когда человек пребывает в роли лидера, для третьих главное - преодолеть препятствия, для четвертых - сделать все, чтобы их не замечали и т.д. Одни личности в асоциальных условиях быстро смиряются и адаптируются, другие чувствуют себя комфортно, третьи - борются.