Научная статья на тему 'Взаимосвязь уровня агрессивности младших школьников с их медиа-предпочтениями'

Взаимосвязь уровня агрессивности младших школьников с их медиа-предпочтениями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
346
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МЕДИАКОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аксаментова Дарья Владимировна

В статье рассматривается наличие взаимосвязи уровня агрессивности младших школьников с их медиа-предпочтениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь уровня агрессивности младших школьников с их медиа-предпочтениями»

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИХ МЕДИА-ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ Аксаментова Д.В.

Аксаментова Дарья Владимировна - студент магистратуры, гуманитарно-эстетический факультет, педагогический институт Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация: в статье рассматривается наличие взаимосвязи уровня агрессивности младших школьников с их медиа-предпочтениями.

Ключевые слова: агрессивность, младшие школьники, медиа-коммуникации.

УДК 159.9.07

Несмотря на достаточно большую изученность темы агрессивности, данная проблематика сохраняет свою актуальность. Её разработкой занимались такие учёные как, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Т.П. Смирнова, Л.И. Божович, З. Фрэйд, К. Лоренс, Р.С. Хоманс, В. Клайд, Э. Фромм и др. Ранее эта проблема в основном касалась подростков, но всё чаще излишняя агрессивность, проявления жестокости и насилия стали свойственны младшим школьникам. Стоит признать, что проблема контроля, сдерживания и профилактики агрессии всегда обладала высоким уровнем актуальности, но особую популярность и внимание со стороны ученых и общественности она приобрела в эпоху «культурной революции, сотовых телефонов и цифрового телевидения».

Основные модели агрессивного поведения дети усваивают в семье, в общении со сверстника и из СМИ [4]. На последних остановимся более подробно. Многие авторы относятся к терминам «массовые коммуникации» и «медиа-коммуникации» как к тождественным, также поступили и мы. Так как операционализированнго термина медиа-коммуникации в настоящее время не существует, мы, изучив различные научные подходы таких авторов, как М. Маклюэн, М. Кастельс, Н. Лукман, А. Моль, Ч.С. Пирс, выделили следующее определение: медиа-коммуникации - это процесс распространения с помощью различных средств СМИ имеющейся и специально созданной для этого информации различным группам людей [1], [3], [6], [7].

Далее мы рассмотрели различные виды медиа-коммуникаций и их влияние на агрессивность младших школьников. Мы выделили характеристики средств медиа-коммуникаций и различные виды их воздействия на психику младших школьников, рассмотрев манипуляционные приёмы, используемые в СМИ и другие особенности восприятия младшими школьниками медиапродукта. Для этого мы опирались на работы таких авторов как Кыштымова И.М., Пронина Е.Е., Смирнова Е.О. и Соколова М.В. [5], [8], [9], [10].

Приступив к практической части нашего исследования, мы использовали следующие методики:

1. Для исследования уровня агрессивности младших школьников:

• Проективная методика «Несуществующее животное» (М. З. Дукаревич);

• Опросник враждебности Басса-Дарки (мод. Резапкиной);

2. Для сбора данных о медиапредпочтениях младших школьников нами была разработана «Авторская анкета влияния медиа-коммуникаций на младших школьников».

Анкета состоит из 4 открытых вопросов:

1) Какие мультфильмы тебе очень нравятся, и ты можешь смотреть их много раз? (назови 2-3 мультфильма)

2) Какие художественные фильмы тебе понравились, и ты часто вспоминаешь о них?

3) Назови несколько героев (из мультиков, фильмов или передач), которые тебе очень нравятся, и ты хотел бы немного походить на них.

4) А теперь назови несколько героев (из мультиков, фильмов или передач), которые тебе совсем не нравятся, и ты удивлен, что они вообще кому-то нравятся.

Данное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № Х, г. Ангарска. Исследованием было охвачено 96 человек, все они - учащиеся 3-4 классов в возрасте от 9 до 11 лет. Среди них 58% мальчиков и 42% девочек.

На основе анализа полученных данных при помощи первых двух методик было выявлено что у 58% респондентов высокий и выше среднего уровень агрессивности, 24% испытуемых имеют средний уровень агрессивности, 18% участников исследования показали низкие и ниже среднего показатели уровня агрессивности.

В соответствии с выше представленными результатами мы разделили респондентов на 3 группы:

I группа - респонденты с высоким и выше среднего уровнем агрессивности;

II группа - испытуемые со средним уровнем агрессивного поведения;

III группа - респонденты с низкими и ниже среднего уровнем агрессивного поведения.

Для дальнейшей интерпретации полученных данных мы выделили критерии негативного влияния медиапродуктов на младших школьников. Критерии выделялись на основе анализа научной литературы, опроса экспертов, а также сделанных нами выводов после просмотра названных школьниками мультфильмов. Всего было выделено 10 критериев:

1. Медиапродукт пропагандирует нарушение правил поведения и норм морали;

2. Присутствует излишняя агрессивность центральных персонажей;

3. Присутствуют форс-мажорный и форс-минорный режимы презентации;

4. Безнаказанность центральных персонажей за содеянные ими проступки;

5. Изображения примитивны, нереалистичны, используются слишком яркие цвета;

6. Медиапродукт не предназначен для детей младшего школьного возраста (по возрастному цензу);

7. Медиапродукт может влиять на смещение установок о гендерных ролях у младших школьников;

8. Демонстрация текстов, не предназначенных для младших школьников;

9. Чрезмерно глупое и инфантильное поведение персонажей;

10. Расхождение с традиционными ценностями, их обесценивание.

Также нами были выделены критерии негативного влияния персонажей мультфильмов на психику и поведение детей. Мы анализировали по данным критериям персонажей, названных младшими школьниками любимыми и наоборот мало привлекательными. Обоснованием использования каждого из этих критериев является то, что наличие этих паттернов поведения и подражание им может пагубно повлиять на становление личности и поведение младших школьников:

1. Персонаж демонстрирует безнравственное поведение (обманывает, ворует и т.п.);

2. Персонаж демонстрирует излишнюю агрессивность;

3. Персонаж демонстрирует глупость, избалованность, трусость, инфантилизм (следует только за своими желаниями);

4. Персонаж остаётся безнаказанным за проступки (или получает наказание или порицание редко);

5. Персонаж своим поведением дискредитирует семейные ценности;

6. Персонаж демонстрирует неуважение к авторитетам (родителей, учителей и т.

п.);

7. Персонаж демонстрирует сексуальную раскрепощенность или поведение с излишним сексуальным подтекстом.

Далее мы выяснили, как распределились показатели критериев негативного влияния медиа-коммуникаций на психику и поведение респондентов в процентном соотношении в каждой из 3 групп.

Нами было проанализировано 124 мультфильма и фильма, названных младшими школьниками как «любимые», а также 127 любимых и нелюбимых персонажей наших респондентов.

Для выяснения достоверности различий мы высчитывали критерий ф* - угловое преобразование Фишера.

В итоге, нашего исследования наша гипотеза о наличии взаимосвязи между уровнем агрессивности младших школьников и их меди-предпочтениями подтвердилась по следующим пунктам:

1) Присутствие излишней агрессивности персонажей в медиапродуктах взаимосвязано с высоким и низким уровнем агрессивности младших школьников - мы пришли к выводу о том, что из-за склонности к подражанию своим любимым персонажам ребята перенимают их модель поведения и склонны вести себя соответственно.

2) Высокий уровень агрессивности присущ младшим школьникам, предпочитающим мультфильмы и фильмы с: форс-мажорным и форс-минорным режимом презентации, примитивными, нереалистичными изображениями, а также с использованием слишком ярких цветов, это объясняется тем, что данные факторы пагубно влиянием на психику младших школьников, действуя напрямую на бессознательное в обход сознания вызывая тем самым напряжение в психике детей.

3) Высокий уровень агрессивности ещё связан с чрезмерно глупым и инфантильным поведением персонажей - что так же связано со склонностью детей к подражанию любимым героям. Дети не берут на себя ответственность за свои поступки и события, происходящие с ними, а также склонны к постоянному требованию удовлетворения их сиюминутных желаний. В случае неудовлетворения их потребности они могут проявлять агрессию по отношению к окружающим.

4) Корреляция подтвердилась в критерии утверждающем, что безнаказанность персонажа за его проступки - излишне агрессивное и напротив недостаточность агрессивности связана с данным критерием, показатели по этому критерию так же продемонстрировали нам, что ребята с высокими показателями агрессивности предпочитают персонажей не получающих наказание, а дети со средним уровнем агрессивности напротив испытывают явные антипатии к персонажам, остающимся безнаказанными и не извлекающими уроки из своих поступков.

5) Также была установлена взаимосвязь между показателями у I и II групп в критерии «Персонаж демонстрирует неуважение к авторитетам (родителей, учителей и т. п.)» - мы пришли к выводу, что ребята со средним уровнем агрессивности предпочитают героев, уважающих авторитеты взрослых, в отличии от детей с высоким уровнем агрессивности.

Проведённое исследование не претендует на завершённость. Перспективным представляется дальнейшая работа над созданием тренинга коррекции агрессивного поведения младших школьников с использованием средств медиа-коммуникаций.

Список литературы

1. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.:

Московский университет, 1991. 125 с.

2. Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Собр. Соч. в 6 т. М.: Педагогика,

1983. Т. 3.

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общества и культура. /Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана; Гос. ун-т. Высш. шк. экономики. М., 2000. 606 [1] с.

4. Корниенко А.А. Детская агрессия. М.: Изд-во «Рама Паблишинг», 2012. 200 с.

5. Кыштымова И.М. Семантика визуальных образов, транслирующих традиционные ценности (на примере оценки рекламы студенческой молодежью) / ИЗВЕСТИЯ Иркутского государственного университета, 2016. Т. 15. С. 3-14

6. Луман Н. Медиа-коммуникации / Пер. с нем. / А. Глухов, О. Никифоров. М.: Издательство «Логос», 2005. 280 с.

7. Моль А. Социодинамика культуры / Пер. с фр. М.: Издательство ЛКИ, 2008; Щедровицкий П.Г. Ситуация в области образования // Русский журнал, ноябрь 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: гшб. ги^_80Уг/скр/200011 031.html/ (дата обращения: 27.06.2018).

8. Пронина Е.Е. канд. психол. наук. Психологическая экспертиза рекламы. М.: РИП-холдинг, 2000. 100 с. (Академия рекламы).

9. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Психолого-педагогическая экспертиза мультфильмов для детей и подростков // Культурно-историческая психология, 2014. Т. 10. № 4. С. 4 -11.

10. Соколова М.В., Мазурова М.В. // Герои современных мультфильмов в играх и игрушках дошкольников // Культурно-историческая психология, 2015. Том 11. № 2. С. 80-85.

СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

Конокпаева И.С.

Конокпаева Инна Сергеевна - студент, факультет психологии и педагогики, Елабужский институт Казанский федеральный университет, г. Елабуга

Аннотация: в статье анализируются стратегии совладания студентов первого курса. Исследование было проведено с помощью методики «Копинг-тест Р. Лазаруса». Выявлено, что студенты первого курса предпочитают копинг, сознательный защитный механизм - «принятие ответственности». Ключевые слова: стратегия совладания (копинг), конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения проблемы, положительная переоценка.

Вся жизнь человека состоит из различных событий, сопровождающихся переживаниями, напряжениями и тревогами. Человек, неизбежно втянутый в этот процесс, вынужден искать пути адаптации к меняющимся условиям. Данная проблема рассматривается в различных научных областях, особенно тех, что непосредственно заняты изучением человека. В ряде психологических исследований уже на протяжении многих лет поднимается вопрос о способах преодоления различных жизненных ситуаций. И здесь особое внимание уделяется стратегиям совладающего поведения личности [1, с. 15].

Совладающее поведение, или копинг - это сознательное целенаправленное поведение в отличие от поведения защитного. Оно создает фундамент стойкости, высокой жизнеспособности, адаптации. [3, 64].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.