Научная статья на тему 'Исследование мотивации учебной деятельности у младших школьников'

Исследование мотивации учебной деятельности у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3592
542
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкежева Л. Ю.

Статья посвящена проблеме исследования мотивации учебной деятельности у младших школьников, представлены результаты уровня школьной мотивации учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивации учебной деятельности у младших школьников»

ребенка и с детства у ребенка должны сформировать чувство ответственности перед своими поступками. Добродетель и щедрость высшая точка воспитания человека и человек всегда должен помогать нуждающимся. Без этого человек похоже на улитку без янтаря или на тучу без дождя. Идеи На-ваи по воспитанию трудных детей актуальны и в наши дни.

На основе вышеприведенных данных можно констатировать, что наши предки большое внимание уделяли вопросам самовоспитания личности своих детей. Указы мыслителей об идеи воспитания «совершенного человека», личности и нравственных основ в детях практичный во все времена развития нашего общества. Чтобы эффективно использовать богатую духовную наследия надо выполнить следующие:

1. Фундаментально освоит духовную наследию наших предков.

2. Иметь высокое педагогическое мастерство.

3. Быть коммуникабельным в общение с молодым поколением.

4. Сформировать высокую духовность у самих учителей.

5. Для самовоспитание личности молодых людей найти эффективные методы и средства педагогического характера.

Список летературы:

1. Темирова С. Народные традиции в системе нравственного воспитания: автореф. дисс. пед. наук. - Т., 1970. - 18 с.

2. Алишер Навоий. 7-том. «Хамса», «Хайрат ул-аброр». - Т.: Фан, 1991. -390 б.

3. Стрекозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. - М.: «Просвешение», 1976. - 205 с.

4. Хасанов Т. Теоретическое и методическое основы воспитания дисциплинированности и культуры поведения младщих школьников (на материалах школ Узбекистана). - Т.: Фан, 1968. - 120 с.

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Шкежева Л.Ю.1

Кабардино-Балкарский государственный университет им Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

Статья посвящена проблеме исследования мотивации учебной деятельности у младших школьников, представлены результаты уровня

школьной мотивации учащихся.

1 Магистрант 1 года обучения.

Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, мотивация учебной деятельности, школьная мотивация.

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися [1, с. 86].

Содержательный анализ исследований, посвященных проблеме мотивации учения у детей, обнаруживает большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса обучения, которое обусловлено во многом чрезвычайной сложностью самой учебной деятельности, уровнем ее организации, возрастными особенностями учащегося и всей системой его отношений с окружающим миром [2, с. 107].

Особенно важную роль в процессе обучения играет учебная мотивация, которая является одной из центральных проблем в педагогике и педагогической психологии. Поступление в школу - это переломный момент в жизни ребенка. Ведущей деятельностью школьника становится учение, появляются новые системы отношений, новые обязанности и права. Учебная деятельность, как и любая другая, всегда характеризуется мотивами. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы [3, с. 58].

Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы. Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик работает медленно, зачастую неверно, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок. В результате ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что еще больше снижает желание учиться и тормозит процесс усвоения знаний. Таким образом, чувство постоянной неуспешности приводит ребенка к потере интереса к учебе [2, с. 78].

Во многих исследованиях развитие учебно-познавательной мотивации школьников связывается с развитием внимания, любознательности, наблюдательности, памяти. Становление учебной мотивации как психолого-педа-готического феномена оказывает интегрирующее воздействие на компонен-

ты сложной системы личностных процессов (Л.И. Божович, М.И. Махму-тов, М.С. Роговин, А.А. Люблинская, Н.Г. Морозова).

Актуальность изучения проблемы мотивации и ее развитие в учебной деятельности очевидна, поскольку если не управлять мотивационной сферой, это приводит к ее регрессу, снижению уровня мотивации в целом, мотивы могут потерять действенность, как это нередко случается в работе учителей, где управлению данной стороной учения не уделяется должного внимания.

Внимание к каждому ученику, тщательное и всестороннее изучение его учебных возможностей и определение на этой основе эффективных условий его развития требует существенных изменений в организации обучения. Мотивация складывается, изменяется, перестраивается в процессе деятельности [4, с. 91].

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что проблеме учебной мотивации, вопросам ее развития посвящено значительное количество исследований. Так, ряд ученых рассматривает данную категорию в контексте развития общей мотивационной сферы личности (В.Г. Асеев, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, М.В. Матюхина, Л.К. Максимова, Л.В. Елфимова, Р.А. Жданов, А.Б. Орлов, Ю.Н. Кулюткин). Становление учебной мотивации как психолого-педагогического феномена оказывает интегрирующее воздействие на компоненты сложной системы личностных процессов (Л.И. Божович, М.И. Махмутов, М.С. Роговин, А.А. Люблинская, Н.Г. Морозова).

Цель исследования: изучение мотивации учебной деятельности у младших школьников. Исследование проводилось в МКОУ Гимназия «Радуга» г. Нальчика. На первом этапе изучались и анализировались литературные источники, разрабатывался план исследований. Далее мы провели входную диагностику уровня мотивации у младших школьников. В исследовании участвовало 58 человек, дети в возрасте 6-7 лет: 30 человек - контрольная группа, 28 человек - экспериментальная.

В исследовании были использованы следующие методики: методика «Изучение учебной мотивации в 1-м классе» М.Р. Гинзбурга, метод письменного опроса по Н.Г. Лускановой, методика М.Р. Гинзбурга «Исследование мотивации учения».

При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов нами были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге «Изучение учебной мотивации». Формулировка вариантов окончания каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, позиционного, социального, учебного). Учащимся сообщается

инструкция. «Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак «+». Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе. Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации.

Результаты исследования показали, что в 1 «А» классе очень высокий уровень мотивации имеют 14 % детей, которые набрали 17-20 баллов; высокий уровень выявлен у 21 %, нормальный уровень мотивации имеют 46 % первоклассников, получивших 9-12 баллов; сниженный уровень выявлен у 16 % детей, которые набрали 5-8 баллов и низкий уровень мотивации показали 3 % детей. Данные методики показывают, что в 1 «Б» классе очень высокий уровень мотивации у 16 % детей, высокий уровень имеют 20 % учащихся, нормальный уровень мотивации выявлен у 50 % детей, сниженный уровень у 11 % первоклассников и низкий уровень мотивации имеют 3 % детей.

Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводилась индивидуально с каждым ребенком по анкете Н.Г. Лускановой, состоящей из десяти вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как умение хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Дети должны были ответить на вопросы, выбрав один из трех предложенных ответов по каждому вопросу.

Исследование показало следующие результаты: в 1 «А» классе высокий уровень школьной мотивации имеют 32 % детей. Таким детям было свойственно наличие высоких познавательных мотивов, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования на уроках. Они четко следовали всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны. Детям нравилось учиться и они всегда с радостью шли в школу.

Нормальная школьная мотивация выявлена у 39 % учащихся. Школьникам этой категории нравилось выполнять домашние задания. Они часто рассказывали родителям об учителе, о школе и об учебных занятиях.

Школа привлекает внеучебными сторонами 18 % детей. У этих детей положительное отношение к школе, но школа привлекала больше внеучеб-ными сторонами деятельности. Эти дети достаточно успешно чувствовали себя в школе, однако чаще ходили в школу, чтобы общаться с друзьями, с

учителем. Им нравилось ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради.

Низкий уровень школьной мотивации показали 11 % первоклассников. Школьники этой категории посещали школу неохотно. На уроках часто занимались посторонними делами, играми. Испытывали затруднения в учебной деятельности. Им не всегда нравилось выполнять домашние задания.

В 1 «Б» классе высокую школьную мотивацию имеют 30 % детей, нормальная школьная мотивация выявлена у 40 % учащихся, школа привлекает внеучебными сторонами 20 % детей и низкую школьную мотивацию имеют 10 % первоклассников.

С целью выявления осознанности круга мотивов, побуждающих ребенка учиться, детям было прочитано шесть рассказов. Учащимся предлагалось выбрать то, что соответствует их желаниям и интересам (сделать три выбора). По тому, какой вариант ответа выбирает испытуемый, определялся преобладающий мотив учения.

Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют, что у учащихся 1 «А» класса преобладает внешний мотив в виде отметок, что составляет 43 % детей, игровой мотив выявлен у 25 % детей, учебный мотив у 18 % учащихся и социальный мотив преобладает у 7 % детей. В 1 «Б» классе учебный мотив преобладает у 20 % детей, игровой мотив выявлен у 27 % учащихся, социальный мотив преобладает у 4 %, внешний мотив в виде отметок преобладает у 43 % детей.

Таким образом, доминирующим фактором при мотивации учебной деятельности является отметка. В ходе учебного процесса были использованы приемы и методы, которые обеспечивали ситуацию успеха у учащихся. Дети, решая проблему, были мотивированы на успех. В связи с этим у школьников возникал интерес к учебной деятельности.

Список литературы:

1. Роженцева В.Н. Мотивация как основа учебной деятельности. - Норильск, 2002.

2. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1994.

3. Марцинковская Т.Д. Общая психология. - М.: Академия, 2010.

4. Мусатов С.А. О формировании мотивации учебной деятельности у младших школьников. - М.: Академия, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.