так как процесс преобразования типологических свойств нервной системы протекает очень медленно, да и пути его еще недостаточно изучены.
4. Меланхолики требуют любящего понимания грубость недопустима, использовать лепку, рисование, конструирование, «мягкие» не соревновательные игры.
В заключении можно сказать, что учет темперамента, отражающего особенности прирожденной организации нервной системы и влияющего на протекание психической деятельности человека, необходим учителю в учебной и воспитательной работе.
Список литературы:
1. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2003. - 554 с.
2. Психология XXI века: Учебник для вузов / под ред. В.Н. Дружинина. -М.: ПЕР СЭ, 2003. - 803 с.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 712 с.
4. Стреляу Я. Местоположение регулятивной теории темперамента среди других теорий темперамента. - 1993. - Т. 1. - № 2. - 79 с.
5. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. - Т. З. - Кн. 2. - М.; Л., 1951. - 336 с.
ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОВОЙ И МЕХАНИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Нагорова Б.С.*, Ногерова М.Т.*
Педагогический институт Кабардино-Балкарского государственного университета, г. Нальчик
Выявлен уровень развития механической и смысловой памяти у младших школьников и различия этого уровня по тендерному признаку. Ключевые слова память, механическая память, смысловая память.
Актуальность темы. С давних времен люди старались многое знать и уметь. Для этого они обращались к своей памяти, пытаясь вспомнить то, что когда-либо слышали, видели, читали. Однако, как свидетельствует наука, борьба за раскрытие секретов памяти обычно оканчивалась поражением
* Студент 2 курса (направление: «Педагогическое образование», специальность: «Начальное образование»).
* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.
56
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
для человека. Так было, начиная от первых пещерных поселений. Так есть и сегодня, потому что очень сложно возбудить те клетки коры мозга, которые когда-либо получили информацию, но с трудом дают возможность воспроизвести ее вновь.
В наши дни изучение закономерностей памяти являет собой узловую проблему науки. Память в детском возрасте является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. В связи с этим данная проблема не теряет актуальности.
Память - это способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретенный в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям в жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнить, оно бы безвозвратно утрачивалось. «Без памяти, - писал Рубинштейн - мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом».
Объектом нашего исследования является память детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - развитие смысловой и механической памяти младших школьников.
Цель - выявить уровень развития смысловой и логической памяти детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- Диагностировать уровень развития смысловой и механической памяти младших школьников.
- Выявить различия уровня развития смысловой и логической памяти у младших школьников по гендерному признаку.
Гипотеза: у девочек уровень смысловой памяти выше, чем у мальчиков, а уровень механической памяти одинаков.
Диагностика смысловой и механической памяти детей младшего школьного возраста проводилась с помощью методики «Определение коэффициента логической и механической памяти». Испытуемыми выступили младшие школьники 4 «А» и «Б» классов МКОУ «СОШ № 19» в количестве 35 человек. Стимульным материалом служили 2 ряда слов. В первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором она отсутствует.
Ход выполнения задания: испытуемым зачитываются 10 пар слов 1 ряда (интервал между парой - 5 с). После 10-секуного перерыва читаются левые слова ряда с (интервалом 15 с), а ребенок записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.
Таблица 1
Стимульный материал
Слова к заданию I: Слова к заданию II:
Кукла - Играть Жук - Кресло
Лампа - Вечер Спица - Сестра
Груша - Компот Рыба - Пожар
Корова - Молоко Шляпа - Пчела
Чернила - Тетрадь Ботинки - Самовар
Снег - Зима Мухомор - Диван
Бабочка - Муха Компас - Клей
Паровоз - Ехать Графин - Брать
Книга - Учитель Спичка - Обувь
Щетка - Зубы Терка - Идет
Обработка результатов заключалась в подсчете числа правильно воспроизведенных слов и определения уровня запоминания по следующей шкале:
- от 7-10 слов - дети с высоким уровнем развития памяти (смысловой, механической);
- от 5-7 слов - со средним уровнем;
- от 1-5 слов - с низким уровнем.
Результаты, полученные после обработки данных, приведены в таблицах.
Таблица 2
Процентное соотношение уровня развития памяти у девочек и мальчиков
Пол Девочки Мальчики
Вид памяти Смысловая Механическая Смысловая Механическая
Высокий уровень 93 % 14 % 66 % 17 %
Средний уровень 7 % 71 % 17 % 56 %
Низкий уровень 0 % 15 % 17 % 27 %
Среди девочек высокий уровень развития смысловой памяти показали 93 %, средний уровень - 7 %, низкий - 0 %, а среди мальчиков высокий уровень показали 66 %, средний и низкий уровень по 17 %; высокий уровень развития механической памяти у 14 % девочек, средний - у 71 %, низкий - у 15 %, а среди мальчиков высокий уровень развития механической памяти показали 17 %, 56 % показали средний уровень, и 27 % - низкий.
Таблица 3
Процентное соотношение уровня развития памяти у учащихся 4 «А»
Пол Девочки Мальчики
Вид памяти Смысловая Механическая Смысловая Механическая
Высокий уровень 88 % 0 % 78 % 11 %
Средний уровень 12 % 88 % 11 % 56 %
Низкий уровень 0 % 12 % 11 % 33 %
В 4 «А» классе высокий уровень развития смысловой памяти показали 88 % девочек и 78 % мальчиков, механической - 0 % девочек и 11 % мальчиков; средний уровень развития смысловой памяти показали 12 % девочек и 11 % мальчиков, а механической - 88 % девочек и 56 % мальчиков; низкий уровень развития смысловой памяти показали 0 % девочек и 11 % мальчиков, а механической - 12 % девочек и 33 % мальчиков.
58
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
Таблица 4
Процентное соотношение уровней развития памяти у учащихся 4 «Б»
Пол Девочки Мальчики
Вид памяти Смысловая Механическая Смысловая Механическая
Высокий уровень 100 % 33 % 56 % 22 %
Средний уровень 0 % 50 % 27 % 55 %
Низкий уровень 0 % 17 % 22 % 23 %
В 4 «Б» классе высокий уровень развития смысловой памяти показали 100 % девочек и 56 % мальчиков, механической - 33 % девочек и 22 % мальчиков; средний уровень развития смысловой памяти показали 0 % девочек и 27 % мальчиков, а механической - 50 % девочек и 55 % мальчиков; низкий уровень развития смысловой памяти показали 0 % девочек и 22 % мальчиков, а механической - 17 % девочек и 23 % мальчиков.
На основании полученных результатов сделаны следующие выводы:
- процент детей с высоким уровнем развития смысловой памяти выше, чем процент с высоким уровнем развития механической памяти;
- у девочек наиболее высокий процент развития смысловой памяти, чем у мальчиков, а у мальчиков наиболее высокий процент развития механической памяти, чем у девочек.
Полученные выводы позволяют сделать заключение, что гипотеза о том, у девочек уровень смысловой памяти выше, чем у мальчиков, а уровень механической памяти одинаков, частично подтвердилась.
Список литературы:
1. Радугин А.А. Общая психология. - Изд-во «Центр», 2003.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Изд-во «Питер», 2009.
3. psychology.academic.ru.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
© Ногерова А.Ж.*, Ногерова М.Т.*
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
Выявлен уровень развития воображения детей обучающихся в обычных школах и школах интернатного типа. В результате сравнительного анализа полученных результатов определены различия.
Ключевые слова: воображение, уровень развития воображения, творческое воображение.
* Студент 3 курса (направление «Педагогическое образование», специальность «Начальное образование»).
* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.