Научная статья на тему 'Тип темперамента младшего школьника и его влияние на процесс обучения и воспитания'

Тип темперамента младшего школьника и его влияние на процесс обучения и воспитания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2070
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / ТИП В.Н.Д / ТЕМПЕРАМЕНТ / СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мурсалова М.А., Ногерова М.Т.

В работе выявлены типы темперамента младших школьников с помощью объективной и субъективной методик и сформулированы рекомендации по их учету в учебно-воспитательной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мурсалова М.А., Ногерова М.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тип темперамента младшего школьника и его влияние на процесс обучения и воспитания»

2. Давидчук А.Н., Селихова Л.Г. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2013. -176 с.

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - Кн. 3. Психология образования. - М., 2010. - 688 с.

4. Ермакова О. Сюжетно-ролевые занятия // Дошкольное воспитание. -2012. - № 5. - С. 37-40

5. Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: Методическое пособие. - СПб.: ООО «Изд-во «Детство-пресс», 2011. - 288 с.

ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

© Мурсалова М.А.*, Ногерова М.Т.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

В работе выявлены типы темперамента младших школьников с помощью объективной и субъективной методик и сформулированы рекомендации по их учету в учебно-воспитательной работе.

Ключевые слова: свойства нервной системы, тип В.Н.Д., темперамент, сила нервной системы.

Одним из важнейших индивидуальных свойств ребенка является его темперамент. Если не учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательном процессе, то труднее раскрыть его уникальность. Вот почему, тема изучения и учета особенностей темперамента младших школьников в учебно-воспитательной работе очень важна для учителей начальной школы, актуальна для них. Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной науке давно, однако, в настоящее время актуальность таких исследований особенно велика. Учет индивидуальных особенностей обучающегося необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении особенностей темперамента. Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать приемами воспитательных воздействий [1, 2]. Все люди отличаются особенностями своего поведения:

* Студент 2 курса (направление: «Педагогическое образование», специальность: «Преподавание в начальных классах»).

* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент - свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.

Таким образом, цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить тип темперамента младших школьников и разработать рекомендации по их учёту в учебно-воспитательной работе.

Объектом исследования является темперамент младших школьников как индивидуальное психологическое свойство, предметом - учет особенностей темперамента младшего школьника в обучении. Для достижения поставленной цели были поставлены и решены такие задачи как:

1. Выявить свойства и тип темперамента младших школьников;

2. Сформулировать методические рекомендации по учету темпера-ментальных особенностей младших школьников в учебно-воспитательной работе.

Методологическими и теоретическими основами исследования являются концепция В.С. Мерлина об «интегральной индивидуальности» как особого, выражающего индивидуальное своеобразие человека свойства; труды Е.П. Ересь, Э.Кречмер, Б.М. Тепловой, В.Д. Небылициной, В.М. Ру-салова, посвященные особенностям темперамента младших школьников в процессе учебной деятельности.

Базой исследования выступила МБОУ СОШ № 16 г. Нальчика. Выборочная совокупность составила 17 учеников 3 «а» класса. Диагностика темперамента осуществлена с помощью двух методик: опросника Яна Стреляу и теппинг-теста [4]. Опросник Я. Стреляу состоит из 134 вопросов, на которые учащиеся отвечают на заранее подготовленных бланках. Методика используется для изучения трех основных характеристик нервной системы: уровня (силы) процессов возбуждения, уровня (силы) процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов.

Испытуемым дается следующая инструкция: предлагаемые вопросы относятся к различным свойствам темперамента. Ответы на эти вопросы не могут быть хорошими или плохими, так как каждый темперамент обладает своими достоинствами. Отвечать на вопросы следует в той последовательности, в которой они расположены, не возвращаясь к ранее данным ответам. На каждый вопрос следует дать один из трех ответов: «да», «нет», или «не знаю». Ответ «не знаю» следует давать тогда, когда трудно остановиться на «да» или «нет».

Для проведения теппинг-теста требуется стандартный бланк, представляющий собой стандартный лист бумаги (А4, 210 х 297). На нем начерчен большой прямоугольник, приблизительно 200 х 280, разделенный на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника. Кроме того, нужны

секундомер и карандаш. Инструкция: «По сигналу экспериментатора Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 сек необходимо поставить как можно больше точек.

Обработка результатов включает следующие процедуры:

1) подсчитать количество точек в каждом квадрате;

2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс порядковые номера 5-секундных промежутков времени, а на оси ординат - количество точек соответствующем квадрате.

Результаты теппинг-теста представлены на рис. 1.

Анализ результатов исходит из того, что сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом.

Рис. 1. Результаты теппинг-теста

По результатам теппинг-теста респондентов с сильной нервной системой оказалось 7 (41 %) человек, со средней - 5(30 %), со средне-слабой соответственно 2 (11 %) и слабой 3 (18 %).

Результаты обработки данных, полученных представлены на рис. 3, 4.

Рис. 1 показывает, что сангвиников в группе испытуемых 64 %, холериков - 18 %, меланхоликов - 18 %. Детей с флегматическим типом темперамента нет. По результатам теппинг-теста респондентов с сильной нервной системой оказалось 41 %, со средней - 11 %, со средне - слабой соответственно 30 % и слабой - 18 %.

Рис. 2. Процентное соотношение учащихся с различными типами

темперамента

Средне-

Рис. 3. Процентное соотношение учащихся с различной степенью выраженности силы нервной системы

Анализ результатов, позволяет сделать вывод о примерно одинаковом соотношении типов темперамента в изучаемой группе с помощью методик, а, следовательно, об их достоверности.

Для повышения эффективности учебно-воспитательной работы с представителями разных темпераментов предлагается использовать следующие рекомендации:

1. В работе с сангвиниками необходимы терпение и спокойствие, подвижные и соревновательные игры, большое жизненное пространство, предусматривать возможность проигрывания; часто напоминать, что прежде чем что-то сделать, надо хорошо подумать; читать книги о героических подвигах, где воля и спокойствие творят чудеса, наказывать только тогда, когда ребенок успокоится.

2. С флегматиками необходимы игры на развитие фантазии, занятия музыкой, вышиванием, иногда тормошить, заинтересовывать.

3. С холериками надо использовать подвижные игры; необходимо учить сдерживать внимание с помощью книг; собирания конструктора, просмотра фильмов, необходима частая смена деятельности, требования спокойствия не должны звучать постоянно. темперамент в сангвинический или флегматический. Это практически невыполнимая задача,

так как процесс преобразования типологических свойств нервной системы протекает очень медленно, да и пути его еще недостаточно изучены.

4. Меланхолики требуют любящего понимания грубость недопустима, использовать лепку, рисование, конструирование, «мягкие» не соревновательные игры.

В заключении можно сказать, что учет темперамента, отражающего особенности прирожденной организации нервной системы и влияющего на протекание психической деятельности человека, необходим учителю в учебной и воспитательной работе.

Список литературы:

1. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2003. - 554 с.

2. Психология XXI века: Учебник для вузов / под ред. В.Н. Дружинина. -М.: ПЕР СЭ, 2003. - 803 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 712 с.

4. Стреляу Я. Местоположение регулятивной теории темперамента среди других теорий темперамента. - 1993. - Т. 1. - № 2. - 79 с.

5. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. - Т. З. - Кн. 2. - М.; Л., 1951. - 336 с.

ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОВОЙ И МЕХАНИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Нагорова Б.С.*, Ногерова М.Т.*

Педагогический институт Кабардино-Балкарского государственного университета, г. Нальчик

Выявлен уровень развития механической и смысловой памяти у младших школьников и различия этого уровня по тендерному признаку. Ключевые слова память, механическая память, смысловая память.

Актуальность темы. С давних времен люди старались многое знать и уметь. Для этого они обращались к своей памяти, пытаясь вспомнить то, что когда-либо слышали, видели, читали. Однако, как свидетельствует наука, борьба за раскрытие секретов памяти обычно оканчивалась поражением

* Студент 2 курса (направление: «Педагогическое образование», специальность: «Начальное образование»).

* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.