Научная статья на тему 'Проблема личностной тревожности у воспитанников детского дома, имеющих задержку психического развития'

Проблема личностной тревожности у воспитанников детского дома, имеющих задержку психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2306
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ДЕТСКИЙ ДОМ / ORPHANS' HOME / DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT / PERSONAL ANXIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева С. А.

В статье автор раскрывает проблемы личностной тревожности у воспитанников детского дома, имеющих задержку психического развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the problem of personal anxiety of children with a delay of mental development in orphans' homes

The author studies the problems of personal anxiety of pupils with a delay of mental development in conditions of children's home.

Текст научной работы на тему «Проблема личностной тревожности у воспитанников детского дома, имеющих задержку психического развития»

УДК 159.942

С. А. Дмитриева

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА, ИМЕЮЩИХ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

S. A. Dmitriyeva

THE PROBLEM OF PERSONAL ANXIETY OF CHILDREN WITH A DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT IN ORPHANS’ HOMES

На современном этапе развития общества особенно актуальными становятся проблемы развития и формирования эмоциональной сферы детей. Например, таким её аспектом как тревожность учащихся младшего школьного возраста, как в норме, так и с отклонениями в развитии, занималась большая группа исследователей у нас в стране и за рубежом. Особый интерес вызывают исследования, посвящённые изучению закономерностей и особенностей её становления у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и имеющих задержку психического развития.

Проблема личностной тревожности применительно к детям с задержкой психического развития (ЗПР), в связи с имеющимися у них дополнительными предпосылками к формированию данного личностного новообразования (нестабильность эмоционально-волевой сферы как проявление отклонения в развитии, зачастую неблагоприятные условия семейного воспитания, сложности, возникающие в учебной деятельности) не может способствовать успешному становлению их личности.

Многих проявлений подростковой дезадаптации можно было бы избежать (частично или полностью), если в младшем школьном возрасте целенаправленно формировать психологические механизмы, позволяющие адекватно реагировать на ту новую ситуацию деятельности и общения, в которую ему предстоит войти в преддверии кризисного периода.

В результате осознания своей беззащитности, понимания своего сиротства у детей, воспитывающихся в детских домах, наряду с различными фруст-рационными состояниями возникает чувство страха, что в принципе ведомо всем детям, поэтому некоторые психологи рассматривают этот феномен как обычные переживания, свойственные возрасту, но переживания угрозы жизни со стороны различных чудовищ, навязчивый характер этих страхов, их частая повторяемость в снах являются симптомами выраженного эмоционального неблагополучия детей (В. В. Сорокина, 2003). Представители поведенческого направления считают, что эмоциональные нарушения у детей могут быть обусловлены неадекватными поощрениями или наказаниями.

А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых (1990) при исследовании ценностных ориентаций у воспитанников детского дома выявили, что в процессе их воспитания часто отсутствует социальное подкрепление представлений об их собственных ценностях, что приводит к глубокому эмоциональному дискомфорту, который выливается в агрессию, тревожность, что в конечном итоге приводит к социальной дезадаптации. В рисунках таких детей употребляется меньшее количество цветовых оттенков, значительно меньше деталей, чем у детей, воспитывающихся в семьях, что свидетельствует о менее богатом и разнообразном жизненном опыте, сказывающемся на развитии памяти и воображения.

Притязания ребенка чаще реализуются в собственной среде через физическую силу, а порой - через асоциальные формы поведения. Невозможность в притязании на признание приводит к аффективным срывам, к ощущениям гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнева, к сужению диапазона сопереживания. Внутри своей группы дети, живущие в интернате, могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Эта позиция вызвана многими причинами, но, прежде всего, нереализованной потребностью в любви и признании, эмоционально нестабильным положением ребенка, лишенного родительского попечительства, что и приводит к психической депривации.

Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от незначительных странностей, не выходящих за границы нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллектуальной и личностной сфер. Характерными чертами депривационного синдрома являются тревожность, депрессия, страхи, интеллектуальные расстройства различной степени (А. М. Прихожан,

Н. Н. Толстых, 1990; З. Матейчик, 1992).

Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной роли, соответствующей его возможностям, а также приводит к изоляции, лишению или утрате основной потребности в полноценном развитии и самореализации (А. В. Гоголева, 2003). Такое состояние может привести к психологическому стрессу. Стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т. д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги, изменяются личностные особенности.

У детей с ЗПР снижена потребность в общении как со сверстниками, так и с взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят.

Определения понятиям «тревога», «тревожность» содержатся в работах различных авторов (А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, 1990). В литературе преобладает интерпретация тревоги как эмоционального состояния, причем, в работах многих авторов это состояние сближается чаще всего с

эмоцией страха. Характерной является тенденция рассматривать тревогу как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями, аффектами, чувствами.

Многозначность в понимании тревоги как психического явления проистекает из того факта, что термин «тревога» используется психологами в различных значениях. Это и неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом опасности и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов (О. Грегор, 1994), а также неудовлетворение своих потребностей, и первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовывать потребности личности, которые впоследствии дают реакцию на определенную угрозу.

А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, (1990) указывает, что тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

Таким образом, понятие «тревожность» обозначает состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеет отрицательную эмоциональную окраску. Определённый уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность.

Являясь природосообразным состоянием, тревога играет положительную роль не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики. Осуществляя такой подход к состоянию тревоги на психические состояния, которые имеют адаптивное значение как внутреннее психологическое условие, обеспечивающее формирование оптимальных способов саморегуляции деятельности (И. В. Пацявичус, 1981). По мнению И. В. Пацявичуса функция состояния тревоги представляет собой состояние, являющееся уникальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, сигнализирует субъекту необходимость тщательного предусмотрения всех основных условий предстоящего дела, способствуя, таким образом, оптимальной подготовке к деятельности, наиболее адекватной целям субъекта.

Тревога - это реакция на различные (чаще всего социально-психологические) стрессоры, которая характеризуется различной интенсивностью, изменчивостью во времени, наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства и сопровождается выраженной активизацией вегетативной нервной системы.

Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъек-

тивным относят причины информационного характера, связанные с неверным представлением об исходе предстоящего события, и причины психологического характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределенностью исхода ситуации: утомление, беспокойство по поводу здоровья, нарушения психики, влияние фармакологических средств и других препаратов, которые могут оказывать воздействие на психическое состояние.

Системно-структурный подход рассматривает тревогу как цельное, интегральное явление. С точки зрения системно-функционального подхода состояние тревоги рассматривают как специфическую отражательную форму психики, запечатлевающую отношения между предметным миром и человеком или между людьми, где тревога, влияя на компоненты любого из уровней проявления активности, играет положительную роль, являясь мобилизатором резервов психики.

Психологические причины тревоги могут быть вызваны внутренним конфликтом, связанным с неверным представлением о собственном образе «Я», неадекватным уровнем притязаний, недостаточным обоснованием цели, предчувствием объективных трудностей, необходимостью выбора между различными образцами действия. В качестве физиологических причин называют болезни, действие на организм психофармакологических препаратов.

Ряд авторов, исследуя проблему тревожности, считают, что она в настоящее время становится всё более актуальной, возникающей вследствие кризисов в сфере политики и экономики, роста преступности, терроризма, проблем в личной жизни и профессиональной деятельности. Состояние тревожности связано с эмоциональным дискомфортом, имеет значимый риск-фактор, приводящий к возникновению психосоматических заболеваний, эндогенной депрессии.

В ряде работ описывается немотивированная тревожность, характеризующаяся беспричинными или плохо объяснимыми ожиданиями неприятностей, предчувствием беды, возможных утрат. Психика таких людей постоянно находится в состоянии напряжения, а поведение может обуславливаться дисфункциональным эмоциональным стереотипом, мало поддающимся контролю со стороны сознания, что в общих чертах сближает состояние тревоги и аффекта.

Термин «личностная тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать состояние тревоги. Тревожность рассматривается в качестве устойчивой характеристики личности, как ее свойство, которое отражает потенциальную предрасположенность расценивать различные ситуации как содержащие в себе угрозу.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапа-

зоне ситуации и реагировать весьма напряженно выраженным состоянием тревожности.

Поведение повышенно тревожных людей в деятельности, направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности (А. М. Прихожан,

Н. Н. Толстых, 1990):

1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные реагируют на сообщение о неудаче.

2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.

3. Боязнь неудачи - характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.

4. Мотивация достижения успеха преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.

5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.

6. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.

7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций, которые несут в себе угрозу.

Ульенкова У. В., Кондратьева Н. П. (2004) исследовали особенности личностной тревожности младших подростков с ЗПР, обучающихся в разных педагогических условиях. В процессе исследований авторами обнаружено, что число тревожных младших подростков с ЗПР, обучающихся в классах КРО и в классах совместно с нормально развивающимися школьниками, превышает долю таковых учащихся в специальной школе по таким факторам, как фрустрация потребности в достижении успеха, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями, общая тревожность в школе.

Анализ исследований различных авторов позволил рассматривать факты проявления детской тревожности как, с одной стороны, врожденную, психодинамическую характеристику с другой стороны, как условие и результат социализации. Другими словами, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и, причем, в большей степени, в условиях социализации. Если первый путь формирования тревожности труднодоступен для коррекции практическому психологу, то на втором пути существует возможность создания некоторых условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте.

Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи - непременный спутник тревожности, могут развиться невротические черты. Страхи возникают, в том числе и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или пред-

ставляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.

Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают дети, основан на простом умозаключении, чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня. Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Ребёнок - сирота имеет практически все эти качества, так как воспитание его в условиях детского дома по существу обрекает его на подобные эмоциональные реакции.

Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых происходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен. Возможен вариант, когда ребенок находит психологическую защиту, уходя в мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенных потребностей.

Тем не менее, у детей младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

На наш взгляд, исследования в данном направлении помогут решить ряд проблем детей младшего школьного возраста с ЗПР, в том числе - проблемы развития личности ребёнка-сироты в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности.

Для комплексной оценки степени тревожности младших школьников мы использовали методику исследования школьной тревожности (А. М. Прихожан). Методика включает в себя два набора рисунков - для мальчиков и для девочек. Общий уровень тревожности вычислялся по «неблагополучным» ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное (таблица).

Прежде чем приступать к исследованиям эмоциональной сферы детей, воспитывающихся в детских домах, мы проанализировали их медицинские карты, заключения ПМПК, структуру их заболеваемости, которые, по нашему мнению, могут оказывать существенное влияние на эмоциональное развитие личности.

Показатели школьной тревожности у детей, воспитывающихся в семьях и у воспитанников детских домов младшего школьного возраста с ЗПР

Показатели Дети, воспитывающиеся в семьях

Девочки % Мальчики %

7-8 лет 9-10 лет 7-8 лет 9-10 лет

Неблагополучные ответы 2,6±0,74 3,0±0,62 +15,4 3,5±0,70 5,0±0,82 +42,9

Показатели Воспитанники детского дома

Девочки % Мальчики %

7-8 лет 9-10 лет 7-8 лет 9-10 лет

Неблагополучные ответы 3,8+0,31 6,4+1,13 +68,4 5,9+0,92 5,5+0,52 -6,8

В эксперименте приняли участие воспитанники детских домов младшего школьного возраста, а также дети, воспитывающиеся в семьях (контрольные группы). В общей сложности было обследовано 178 детей, в возрасте 7-10 лет.

Целью эксперимента являлось сравнение показателей тревожности воспитанников детского дома младшего школьного возраста с ЗПР с детьми, воспитывающимися в семье.

Анализ результатов исследования выявил следующую динамику показателей у детей, воспитывающихся в семьях: средние показатели «неблагополучных» ответов с возрастом увеличиваются: у девочек - на 15,4%, у мальчиков - на 42,9%. Тенденция к повышению с возрастом уровня школьной тревожности, как у девочек, так и у мальчиков, может свидетельствовать о большом чувстве ответственности за школьные обязанности.

Сравнение показателей мальчиков и девочек одного возраста позволяет отметить, что показатели выше у мальчиков в обеих возрастных группах, причем в 9-10 лет разница составляет 42,3%.

Значительное увеличение показателей «неблагополучных» ответов наблюдается у девочек, воспитывающихся в детском доме, - на 68,4 % при Р < 0,05. У мальчиков мы наблюдаем незначительное снижение среднего количества «неблагополучных» ответов - на 6,8%.

Сравнительный анализ показателей в одновозрастных группах позволил выявить, что у мальчиков 7-8 лет показатели «неблагополучных» ответов выше, чем у девочек того же возраста на 55,3%, а у 9-10-летних мальчиков соответствующий показатель ниже на 14,1%, чем у их сверстниц.

Таким образом, можно констатировать, что уровень школьной тревожности у девочек, воспитывающихся в детском доме, имеет ярко выражен-

ную тенденцию к увеличению с возрастом. Это может свидетельствовать о недостаточной адаптации к обучению в школе, о проблемах в общении с учителями и сверстницами.

У мальчиков изменения показателей незначительны, однако, то, что показатели школьной тревожности достаточно высокие в обеих возрастных группах, свидетельствует об аналогичных проблемах и о необходимости коррекционной работы с детьми.

Значительный интерес представляет сравнение изучаемых показателей у детей - сирот и у детей, воспитывающихся в семьях. Показатели неблагополучных ответов у девочек, воспитывающихся в детском доме, значительно превышают аналогичные показатели девочек из семей: в 7-8 лет - на 46,2%, в 9-10 лет - более чем в два раза. У мальчиков, воспитывающихся в детском доме, уровень школьной тревожности также выше, чем у их ровесников из семей: в 7-8 лет - на 68,6%, в 9-10 лет - на 10,0%.

При применении методики исследования школьной тревожности было выявлено, что уровень школьной тревожности у детей-сирот значительно выше, чем у детей, воспитывающихся в семьях. Очевидно, это связано с тем, что дети из семей лучше овладевают школьной программой, и осознание собственной успешности ведет к снижению уровня школьной тревожности. Воспитанники детских домов младшего школьного возраста с ЗПР не справляются со школьной программой, и это без сомнения отражается на их эмоциональном состоянии, что и выражается в высоких показателях школьной тревожности, поскольку, в самом начале школьного обучения детей-сирот педагоги, как правило, сталкиваются с серьезной психологической проблемой - отсутствием адекватного, то есть опосредованного социальной ролью, отношения ученика к учителю, что отрицательно отражается на процессе формирования полноценной учебной деятельности, на развитии личности ребенка.

Таким образом, в ходе исследования было установлено, что уровень школьной тревожности у детей-сирот значительно выше, чем у детей, воспитывающихся в семьях, предполагает необходимость проведения специфичной целенаправленной психокоррекционной работы по предупреждению отклонений в развитии эмоциональной сферы в целом, усугублению негативных тенденций в повышении тревожности, в частности.

Библиографический список

1. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. [Текст] / А. В. Гоголева - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.

2. Грегор, О. Как противостоять стрессу [Текст] / О. Грегор // Стресс жизни. - СПб, 1994. - 384 с.

3. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте. [Текст] / Й. Лангмейер. - Прага, 1984. - 334 с.

4. Мухина, В. С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Воспитание и развитие детей в детском доме. [Текст] / В. С. Мухина. - М., 1996.

5. Матейчик, З. Родители и дети. [Текст] / З. Матейчик. - М.: Просвещение, 1992. - 320 с.

6. Пацявичус, И. В. Соотношение индивидуально - типологических характе-

ристик эмоциональности с особенностями саморегуляции деятельности [Текст]: автореф. дисс..канд. психол. наук. / И. В. Пацявичус. - М., 1981. - 19 с.

7. Прихожан, А. М. Дети без семьи. [Текст] / А. М. Прихожанин, Н. Н. Толстых. - М.: Педагогика, 1990. - 160 с.

8. Сорокина, В. В. Негативные переживания детей в начальной школе [Текст] / В. В. Сорокина // Вопросы психологии. - 2003. - №3. - С. 43-52.

9. Ульенкова, У. В. - Особенности личной тревожности младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных педагогических условиях [Текст] / У. В. Ульенкова, - Н. П. Кондратьева // Дефектология. - 2004. -№ 1. - С. 29-35.

10. Кожевникова, О. А. Рефлексия и идентичность как психологический условия адаптации детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в социуме [Текст] / О. А. Кожевникова // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 1. - С. 184-192.

11. Данилова, О. Ю. Проблема формирования эмоционального благополучия личности в психологической науке и ее взаимосвязь с индивидуально-типологическими особенностями человека [Текст] / О. Ю. Данилова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 192-202.

12. Бочанцева, Л. И. Психологические средства нормализации затрудненного общения антисоциальной личности [Текст] / Л. И. Бочанцева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 206-217.

13. Плахотина, О. Д. Личностные особенности умственно отсталых подростков с СДВГ [Текст] / О. Д. Плахотина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 393-401.

14. Чекрякова, С. В. Взаимосвязь самооценки часто болеющего ребенка дошкольного возраста и родительского отношения к нему [Текст] / С. В. Чекрякова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. -С. 401-409.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.