Научная статья на тему 'Динамика некоторых психофизиологических показателей школьников в зависимости от типа темперамента'

Динамика некоторых психофизиологических показателей школьников в зависимости от типа темперамента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
989
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНИМАНИЕ / ПАМЯТЬ / МЫШЛЕНИЕ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ATTENTION / MEMORY / MINDSET / TEMPERAMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прояева Лариса Викторовна

Исследовали такие психофизиологические показатели школьников, как объем и концентрация внимания, виды памяти и типы мышления. Определили динамику данных показателей в течение учебного года. Определили зависимость изучаемых показателей от типа темперамента испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Прояева Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF SOME PSYCHO PHYSIOLOGICAL RATES OF SCHOOL PUPILS DEPENDING ON THE TYPE OF THEIR TEMPERAMENT

Such psycho physiological rates of school pupils as amount and concentration of attention, types of memory and mindset have been studied. Dynamics of these rates during the school year has been defined. Dependence of studied rates on the type of the temperament of the subjects has been determined.

Текст научной работы на тему «Динамика некоторых психофизиологических показателей школьников в зависимости от типа темперамента»

УДК 159.9

Л.В. Прояева

Курганский государственный университет

ДИНАМИКА НЕКОТОРЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА

Аннотация. Исследовали такие психофизиологические показатели школьников, как объем и концентрация внимания, виды памяти и типы мышления. Определили динамику данных показателей в течение учебного года. Определили зависимость изучаемых показателей от типа темперамента испытуемых.

Ключевые слова: внимание, память, мышление, темперамент.

L.V. Proyaeva Kurgan state university

DYNAMICS OF SOME PSYCHO PHYSIOLOGICAL RATES OF SCHOOL PUPILS DEPENDING ON THE TYPE OF THEIR TEMPERAMENT

Annotation. Such psycho physiological rates of school pupils as amount and concentration of attention, types of memory and mindset have been studied. Dynamics of these rates during the school year has been defined. Dependence of studied rates on the type of the temperament of the subjects has been determined.

Keywords: attention, memory, mindset, temperament.

ВВЕДЕНИЕ

Последние десять лет проблеме приспособления детей к обучению уделяют внимание представители разных научных дисциплин: врачи, физиологи, психологи, педагоги и др. [1]. Согласно

статистике, у 20% школьников отмечается социально обусловленная патология, а нервно-психически здоровые дети составляют 68,4% от общего количества учащихся начальной ступени обучения. Также ряд специалистов говорит об отрицательном влиянии современных, инновационных форм преподавания на психосоматическое состояние школьника, определенный уровень развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, а эти моменты находятся в тесной связи с процессами памяти, внимания и мышления [6].

Благодаря трудам ученых, в первую очередь, отечественных, таких как И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия и др., было составлено достаточно четкое представление о значении для человека психо-физиологических процессов. Исследователи отмечают, что внимание является одним из важнейших психологических условий успешности любой деятельности [2]. Кроме того, оно является необходимой предпосылкой возникновения и развития мышления и воли человека, а также фактором активации процессов восприятия и памяти [3].

Цель настоящей работы: изучение динамики некоторых психофизиологических показателей школьников и определение их зависимости от половой принадлежности и типа темперамента. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 18 человек -учащиеся 5-7 классов Лисьевской средней школы. Средний возраст испытуемых составил 10-12 лет.

Для проведения исследований психофизиологических показателей у школьников использовался ряд конкретных методик.

Выявление у испытуемых типов мышления проводилось по результатам опросника по методике определения типа мышления в модификации Г.В. Резапкиной. Определение объема внимания проводилось при помощи методики «Запомни и расставь точки». Определение концентрации внимания определялось с помощью методики «Психологический тест "ЮСЭФО. Форма А''». Определение типа памяти проводилось с помощью методики «Определение типа памяти». Типы темперамента у испытуемых выявились с помощью методики А. Белова.

Исследование проводилось в первой половине дня до начала учебных занятий.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Под темпераментом понимают индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей связи характеризуют тип темперамента [2].

Среди мальчиков мы выявили следующие типы темперамента: преобладающим типом был са н гвиник (у 55%) (р и суно к 1 , та бл и ца 1) . Мальчики -123

этого типа темперамента обладают повышенной реактивностью, живо, возбужденно откликаются на все, что привлекает их внимание, обладают живой мимикой и выразительными движениями. По их лицам можно угадать настроение, отношение к человеку или предмету. У таких мальчиков высокий порог чувствительности. Им присущи быстрые движения, находчивость, быстрый темп речи.

Также у мальчиков были выявлены такие типы темперамента, как меланхолик (27%) и флегматик (18%). Тип темперамента холерик у мальчиков в ходе нашего исследования не встречался (рисунок 1).

У девочек в ходе исследования выявлены все типы темперамента. У большинства испытуемых девочек преобладал такой тип темперамента, как флегматик (43%) (рисунок 2, таблица 1).

Внешне это проявляется том, что девочки в работе производительны, компенсируя свою неспешность прилежанием, что характерно для флегматика. При больших неприятностях флегматик остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны так же, как речь. При этом энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием.

Таблица 1 - Тип темперамента у школьников

Тип темперамента Мальчики п=11 Девочки п=7

Флегматик 18% 43%

Холерик - 29%

Сангвиник 55% 14%

Меланхолик 27% 14%

I Сангвиник:55% I Меланхолик:27% I Флегматик:18%

Рисунок 1 - Типы темперамента у мальчиков (п=11)

I Флегматик:43% I Сангвиник:14% I Меланхолик:14% I ХЪлерик:29%

Рисунок 2 - Типы темперамента у девочек (п=7)

У 29% девочек выявлен тип темперамента -холерик. Они отличаются высокой реактивно-

стью и активностью, малой чувствительностью. Холерики нетерпеливы, вспыльчивы. Они более энергичны, чем сангвиники. Отсюда большая настойчивость, устойчивость стремлений и интересов.

Также у девочек в равной степени были выявлены два типа темперамента: сангвиник (14%) и меланхолик (14%) (рисунок 2).

ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ У ИСПЫТУЕМЫХ

Мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом. Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного, познаваемого в ощущениях и восприятии.

Среди мальчиков были выявлены все типы мышления. Мальчики лучше, чем девочки усваивают информацию через движения, а также с помощью математических кодов, формул и операций. Мальчики обладают хорошей координацией движений, у них в большей степени развита логика, чем интуиция. Именно этим объясняется преобладание у мальчиков предметно-действенного мышления (40%). Меньше выражено абстрактно-символическое мышление у испытуемых (30%) (таблица 2). На третьем месте в нашем исследовании у мальчиков - наглядно-образное мышление (20%), на четвертом - творческое (10%).

Пик креативности отмечается в детском возрасте (от 3,5 до 4,5 лет), затем она возрастает в первые три года обучения в школе. В последующем отмечается тенденция к ее снижению. Этому способствует жесткая алгоритмизация школьного обучения, требования социальной среды, накладывающей ограничения на проявления нестандартного поведения [4].

Среди девочек преобладающим являлся наглядно-образный тип (43%) (таблица 2). Также у девочек в равной степени нами были выявлены два типа мышления: предметно-действенное (28,5%) и творческое (28,5%). Это можно объяснить тем, что девочки более эмоциональны, у них хорошо развита интуиция. Девочки способны мыслить творчески, находить нестандартные решения. Их нервная система менее устойчива, чем у мальчиков, поэтому они могут быстро переходить из одного эмоционального состояния в другое. Также девочки лучше приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам [8].

В ходе исследования мы выявили, что и у мальчиков, и у девочек не был выражен словесно-логический тип мышления. Возможно, это связано с тем, что в настоящее время практически во всех школах все чаще начинают использовать

55%

27%

29%

43%

14%

тестовые и письменные формы проверки знаний, вследствие чего учащиеся не могут сформулировать свои мысли и донести их до окружающих.

Таблица 2 - Тип мышления у младших школьников

Тип мышления Мальчики Девочки

п=11 п=7

Предметно-действенное 40% 28,50%

Абстрактно-символическое 30% -

Словесно-логическое - -

Наглядно-образное 20% 43%

Креативное(творческое) 10% 28,50%

В ходе нашего исследования было выявлено, что мальчики с типом темперамента сангвиник обладали предметно-действенным (46%) и творческим (9%) типами мышления (рисунок 3).

Рисунок 3 - Зависимость типа мышления от типа темперамента у мальчиков (п=11)

У мальчиков-меланхоликов предметно-действенное, наглядно-образное и творческое мышление выражены в равной степени (по 9%).

У мальчиков-флегматиков одинаково выражены абстрактно-символическое и творческое мышление (по 9%).

У девочек с типом темперамента флегматик были выявлены два типа мышления: творческое (29%) и наглядно-образное (14%) (рисунок 4).

девочки с типом темперамента меланхолик.

Таким образом, у школьников независимо от типа темперамента у мальчиков преобладал предметно-действенный тип мышления, а у девочек — наглядно-образный. Следовательно, типы мышления практически не зависят от темперамента.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ВНИМАНИЯ У ИСПЫТУЕМЫХ

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно вне мышления, восприятия, памяти. Вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы.

Вопросы активизации внимания школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников [5].

В исследовании изучали такие свойства внимания испытуемых, как концентрация и объем. Изучение характеристик внимания проводили в начале и конце учебного года.

В ходе исследования в начале учебного года было выявлено, что у большинства девочек (28%) очень высокий уровень объема внимания. У 11% испытуемых девочек был обнаружен высокий объем внимания. Средний и низкий уровень в ходе исследования не были обнаружены (рисунок 5).

■ Начало учебного года

■ Конец учебного года

40,0% 35,0% 30,0% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%

Щ

т

■ Флегматик

■ Холерик

■ Сангвиник

■ Меланхолик

/

I

Рисунок 4 - Зависимость типа мышления от типа темперамента у девочек (п=7)

Девочки с типом темперамента холерик в равной степени обладали двумя типами мышления: предметно-действенным и наглядно-образным (по 14,5%).

У девочек с типом темперамента сангвиник нами был выявлен один тип мышления - предметно-действенное (14%). Также одним типом мышления наглядно-образным (14%) обладали

Рисунок 5 - Динамика показателей внимания у девочек (п=7)

Также в результате исследования мы выяснили, что в начале учебного года у 39% испытуемых мальчиков наблюдался очень высокий уровень объема внимания. Это объясняется тем, что школьники в этот период стараются охватить как можно больше объектов, стремятся обратить свое внимание одновременно на несколько предметов или явлений.

В нашем исследовании мы выявили, что у 5,5% мальчиков — высокий уровень объема внимания, а у 16,5 % - средний уровень (рисунок 6).

В конце учебного года мы наблюдали значительное снижение объема внимания у девочек. Так, у девочек очень высокий уровень объема внимания выявлен у 16,5%, что в сравнении с началом года уменьшилось на 11,5%. Это является следствием чрезмерного эмоционального возбуждения или переутомления школьников к концу учебного

Уровень

года. Их чаще посещают мысли и желание поскорее закончить обучение и предстоящие каникулы. Процент девочек с высоким уровнем объема внимания не изменился. В свою очередь, к концу учебного года был обнаружен средний уровень объема внимания (11%). Низкий уровень так же, как и в начале учебного года, не был обнаружен (рисунок 5).

Таблица 3 - Зависимость объема внимания от типа темперамента

40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

16,5%/%

I Начало учебного года I Конец учебного гсда

очень высокий высокий средний Уровень

Рисунок 6 - Динамика объема внимания у мальчиков (п=11)

У 16,5% мальчиков к концу учебного года мы выявили очень высокий уровень объема внимания. И это на 22,5% меньше, чем в начале учебного года. Высокий объем внимания был обнаружен у 22%. Средним объемом внимания обладали 17% мальчиков, что на 0,5% больше по сравнению с началом учебного года, также к концу учебного года у 6% мальчиков был обнаружен низкий объем внимания (рисунок 6).

У испытуемых с типом темперамента сангвиник обнаружен очень высокий уровень объема внимания (у 27% мальчиков и 14% девочек). Сангвиники отличаются тем, что они более точны и внимательны, стараются обратить свое внимание на несколько объектов или явлений. Они отличаются быстрым сосредоточением, не переносят монотонность выполняемой работы. Также мальчики-сангвиники в равной степени обладали высоким и средним уровнем объема внимания (по 14%).

Среди испытуемых-меланхоликов у 18% мальчиков и 14% девочек был определен очень высокий уровень объема внимания. Они отличаются низкой сосредоточенностью, стремятся обратить внимание на одном объекте. Средним уровнем объема внимания обладали 9% мальчиков-меланхоликов (таблица 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У испытуемых с типом темперамента флегматик обнаружен очень высокий уровень объема внимания у 9% мальчиков и 29% девочек. Флегматики отличаются устойчивым, сосредоточенным вниманием до завершения какой-либо деятельности. Их не страшит монотонная работа. Но им необходимо длительное время, чтобы сосредоточиться. 9% мальчиков-флегматиков и 14% девочек-флегматиков обладали высоким уровнем объема внимания. Среднего уровня объема внимания среди испытуемых-флегматиков не было обнаружено.

Девочки с типом темперамента холерик в равной степени (по 14,5%) обладали очень высоким и высоким уровнем объема внимания (таблица 3). Среди мальчиков холериков не было обнаружено.

Уровень внимания Мальчики п=11 Девочки п=11

ф х с м ф х с м

Очень высокий 9% - 27% 18% 29% 14,5% 14% 14%

Высокий 9% - 14% 0% 14% 14,5% - -

Средний - - 14% 9% - - - -

Низкий

Таким образом, у школьников независимо от пола и темперамента в начале учебного года преобладал очень высокий объем внимания.

Концентрация внимания это степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, тем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание [7].

В ходе нашего исследования в начале учебного года было выявлено, что 33% исследуемых мальчиков имели средний уровень концентрации внимания.

Это объясняется тем, что школьники в этот период наиболее сосредоточенны на том или ином объекте и способны различать сходные предметы, явления, объекты, способны быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. От уровня концентрации внимания зависит и четкость восприятия объекта, правильность дифференциации материала.

Низкий уровень концентрации внимания имели 28% мальчиков (таблица 4).

Среди девочек средний уровень концентрации внимания выявлен у 17% испытуемых. Также мы обнаружили, что 22% девочек имеют низкий уровень концентрации внимания (таблица 4).

К концу учебного года утомленному школьнику очень трудно сосредоточиться. Эмоциональное возбуждение в предвкушении каникул ослабляет концентрацию внимания, поэтому в ходе исследования в конце учебного года как у мальчиков (на 22%), так и у девочек (на 11%) было обнаружено снижение среднего уровня концентрации внимания (таблица 4).

Таблица 4 - Концентрация внимания у школьников

Уровень Мальчики Девочки

п =11 п =7

Начало Конец Начало Конец учеб-

учебного учебного учебного ного года

года года года

Средний 33% 11% 17% 6%

Низкий 28% 28% 22% 16%

Очень - 22% - 17%

низкий

У 16% девочек к концу учебного года обнаружен низкий уровень концентрации внимания, и это на 6% меньше, чем в начале учебного года. У мальчиков с низким уровнем концентрации изменений не произошло (таблица 4).

39%

22%

Как известно, в конце учебного года у школьников очень большие учебные нагрузки (контрольные работы, диктанты, экзамены), школьники в этот период испытывают утомление, результатом чего и является резкое уменьшение концентрации внимания. Так, у 17% девочек и 22% мальчиков был обнаружен очень низкий уровень концентрации внимания, который в начале учебного года не был выявлен (таблица 4).

Концентрация внимания как в начале учебного года, так и в конце больше была выражена у мальчиков.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ПАМЯТИ Память - психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания.

В ходе нашего исследования в начале учебного года мы выявили, что и у мальчиков (28%) и девочек (17%) преобладает память при моторно-слуховом восприятии (таблица 5). Это можно объяснить тем, что моторная память является компонентом любых наших движений и действий. На ее основе мы формируем двигательные навыки: пишем, рисуем, чистим зубы, пользуемся столовыми приборами и т.п. Также человек, обладающий слуховой памятью, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п.

У девочек в ходе исследования в начале учебного года мы обнаружили следующие виды памяти: память при зрительном восприятии выявлена у 11% исследуемых девочек. В равной степени выражены такие виды памяти, как память при слуховом и мо-торно-слуховом восприятии и память при слуховом и зрительном восприятии (по 5,5%) (таблица 5).

Таблица 5 - Виды памяти у младших школьников

Мальчики Девочки

п= 11 п= 7

Вид памяти Начало Конец Начало Конец

учебно- учебно- учебного учебного

го года го года года года

При слуховом и 5,5% 5,5% 5,5% 5,5%

моторно-слухо-

вом восприятии

При слуховом 17,0% 5,5% 11,0%

и зрительном

восприятии

При зрительном 11% 11,0% 11% 5,5%

восприятии

При мотор- 28% 22,0% 17% 11,0%

но-слуховом

восприятии

При слуховом 16,5% 5,5% 6,0%

восприятии

Дети, обладающие памятью при зрительном восприятии, легче запоминают впечатления, полученные ими посредством зрения, т.к. при передаче прочитанного в их сознании возникают зрительные образы прочитанного, страницы и строчки, на которых это написано.

У мальчиков в начале учебного года преобла-

дающим являлся вид памяти при моторно-слухо-вом восприятии (28%). Это является следствием того, что мальчики намного активнее девочек и стараются запомнить все посредством движений и действий.

На втором месте у мальчиков выявлен тип памяти при слуховом восприятии (16,5%); на третьем месте память при зрительном восприятии (11%), и на четвертом - память при слуховом и моторно-слуховом восприятии (5,5%) (таблица 5).

По литературным данным известно, что зрительная память лучше развита у девочек, нежели у мальчиков. В нашем исследовании было выявлено, что в начале учебного года зрительная память развита в равной степени и у мальчиков, и у девочек, т.е независимо от пола.

ВЫВОДЫ

У испытуемых мальчиков преобладающим типом темперамента был сангвиник (55%), а у девочек - флегматик (43%).

Среди мальчиков чаще всего встречался предметно-действенный тип мышления (40%), среди девочек - наглядно-образный (43%).

В начале учебного года у 39% мальчиков и 28% девочек преобладал очень высокий уровень объема внимания вне зависимости от типов темперамента. К концу учебного года объем внимания значительно уменьшился.

У большинства испытуемых мальчиков (33%) в начале учебного года выявлен средний уровень концентрации внимания, а у девочек (22%) преобладающим был низкий уровень концентрации внимания. К концу учебного года концентрация внимания уменьшилась как у мальчиков, так и у девочек.

У школьников на начальном этапе исследования как у мальчиков (23%), так и у девочек (17%) преобладающим выявлен вид памяти при мотор-но-слуховом восприятии.

Тип мышления у обследуемых не зависит от типа темперамента.

Список литературы

1 Ахвердова О. А., Гюлушанян К. С., Козлитина О. Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология» : учебное пособие. Ставрополь : Изд-во СГУ, 2003. Ч.1. 373 с.

2 Гальперин П. Я., Кобыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Директ-Медиа, 2008. 223 с.

3 Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. М. : МПСИ, 2002. 376 с.

4 Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1991. 200 с.

5 Лукомская С.А. Этапы развития внимания и его психофизиологическая характеристика : дис. ... канд. психол. наук. М., 1996.

6 Малых С. Б. Психогенетика. СПб.: Питер, 2005. Т.1. 408 с.

7 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2008. 616 с.

8 Шейнов В. П. Женщина плюс мужчина: познать и покорить. Минск: Харвест, 2008. 1008 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.