Таблица 4
Процентное соотношение уровней развития памяти у учащихся 4 «Б»
Пол Девочки Мальчики
Вид памяти Смысловая Механическая Смысловая Механическая
Высокий уровень 100 % 33 % 56 % 22 %
Средний уровень 0 % 50 % 27 % 55 %
Низкий уровень 0 % 17 % 22 % 23 %
В 4 «Б» классе высокий уровень развития смысловой памяти показали 100 % девочек и 56 % мальчиков, механической - 33 % девочек и 22 % мальчиков; средний уровень развития смысловой памяти показали 0 % девочек и 27 % мальчиков, а механической - 50 % девочек и 55 % мальчиков; низкий уровень развития смысловой памяти показали 0 % девочек и 22 % мальчиков, а механической - 17 % девочек и 23 % мальчиков.
На основании полученных результатов сделаны следующие выводы:
- процент детей с высоким уровнем развития смысловой памяти выше, чем процент с высоким уровнем развития механической памяти;
- у девочек наиболее высокий процент развития смысловой памяти, чем у мальчиков, а у мальчиков наиболее высокий процент развития механической памяти, чем у девочек.
Полученные выводы позволяют сделать заключение, что гипотеза о том, у девочек уровень смысловой памяти выше, чем у мальчиков, а уровень механической памяти одинаков, частично подтвердилась.
Список литературы:
1. Радугин А.А. Общая психология. - Изд-во «Центр», 2003.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Изд-во «Питер», 2009.
3. psychology.academic.ru.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
© Ногерова А.Ж.*, Ногерова М.Т.*
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
Выявлен уровень развития воображения детей обучающихся в обычных школах и школах интернатного типа. В результате сравнительного анализа полученных результатов определены различия.
Ключевые слова: воображение, уровень развития воображения, творческое воображение.
* Студент 3 курса (направление «Педагогическое образование», специальность «Начальное образование»).
* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.
Одной из актуальных проблем современной психологии является проблема психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, в детских учреждениях, в частности, школы интернат. Дети, которые растут и обучаются без поддержки родителей тяжело приспосабливаются к взрослой жизни, к проблемам которые ждут их в будущем [1, 4]. Только в семье ребенок может усвоить «правила жизни», которые ему пригодятся в будущем. Бывает много ситуаций когда ребенок оказывается без своей семьи, без тех, кто может поддержать его [3]. Работа направлена на изучение развития воображения путем сравнения детей, обучающихся в обычной школе и учреждении интернатного типа, сделана попытка выяснить, имеют ли различия уровень развития воображения между этими детьми. Объектом исследования выступает воображение детей младшего школьного возраста, предметом -особенности развития воображение детей - воспитанников школы интернатного типа в младшем школьном возрасте. Целью исследования: является выявить особенности развития воображения в начальной школе детей воспитанников школы - интернатов.
Гипотеза исследования: 1) Ученики начальных классов, обучающиеся в школе интернат, отличаются по уровню развития воображения от учеников из обычных школ; 2) У учащихся начальных классов, обучающихся в школе интернат уровень воображения ниже, чем у детей из обычных школ. Нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Провести анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
2. Подобрать методики исследования.
3. Разработать план эксперимента и провести его.
4. Обработать эмпирические данные и интерпретировать их.
Для подтверждения гипотезы и решения задач была проведена психологическая диагностика уровня развития воображения детей из школы интерната. Базой исследования была выбрана РГОУ «Школа-интернат основного общего образования № 7» и МОУ СОШ № 2 города Тырныауза. Исследование проводилось по методикам «Вербальная фантазия» и «Рисунок» с учащимися 3-4 классов [2]. Мы получили эмпирические данные: 21 рисунок и 21 рассказ. Воображение ребенка оценивалась по следующим признакам: скорость процессов воображения, необычность, оригинальность образов, богатство фантазии, глубина и проработанность (детализированность) образов, впечатлительность, эмоциональность образов.
По первой методике «Вербальная фантазия» сочинения анализировались для выявления степени выраженности в баллах указанных признаков в представлениях воображения испытуемых. Анализ полученных данных позволили выявить уровень развития воображения и выявить процентное соотношение детей с различными уровнями воображения.
Проценты полученные в обеих группах были внесены в диаграммы (рис. 1-2).
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
62%
19%
6%
| школа №2
13%
очень низкии низкии
средним высокииочень высокий
Рис. 1. Диаграмма процентного соотношения уровней развития воображения учеников школы № 2 по результатам методики «Вербальная фантазия»
Методика « Вербальная фантазия » показала, что в обычной школе в исследуемой группе у 6 % - очень низкий уровень воображения, 19 % с низким уровнем, 62 % - средний, 13 % - с высоким уровнем, очень высокий уровень воображения не был выявлен в ходе анализа. У детей из школы интерната 67 % - очень низкий уровень воображения, 33 % - средний, с низким и высоким уровнем развития воображения не было выявлено. По результатам исследования было выявлено, что дети из школы интернат отличаются уровнем воображения от учащихся школы интернат, поскольку у последних преобладает низкий уровень воображения.
12
10 8 6 4 2 0
33%
||
0 0% 0
I школа интернат № 7
очень низкий
низкии средним высоким очень высокий
Рис. 2. Диаграмма процентного соотношения уровней развития воображения учеников школы-интернат по результатам методики «Вербальная фантазия»
Методика «Рисунок» проводилась по тем же условиям и анализ проходил по тем же параметрам, что и первая методика (рис. 3, 4).
Методика «Рисунок» показала, что в обычной школе в исследуемой группе у 13 % - очень низкий уровень воображения, 13 % с низким уровнем, 56% -средний, 18 % - с высоким уровнем, очень высокого уровня воображения в
ходе исследования не обнаружено. У детей из школы интерната 27 % - очень низкий воображения, 20 % - низкий уровень, 46 % - средний, 7 % - высокий уровень развития воображения.
10
8 6 4 2 0
У
18%
13% 13% И
14 , Ш , 0% —1-1
школа №2
очень низкии средним высоким очень низкий высокиИ
Рис. 3. Диаграмма процентного соотношения уровней развития воображения учеников школы № 2 по результатам методики «Рисунок»
8 _46%
27%
1
-20%
■ 7%
0%
интернат
очень низкии средним высоким очень низкий высокиИ
Рис. 4. Диаграмма процентного соотношения уровней развития воображения учеников школы-интернат типа по результатам методики «Рисунок»
По этой методике было выявлено (дети из обычной школы), что очень низкий уровень воображения у 2 человек, низкий уровень - 2 человек, средний - 9 человек, высоким уровнем - 3 человека, очень высоким - 0 человек. Дети из школы-интернат: очень низкий уровень воображения - 3 человека, низкий - 4 человека, средний - 7 человек, высокий - 1 человек, очень высокий - 0 человек.
Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что учащиеся из обычной школы отличаются уровнем воображения от учеников из школы интернатного типа. В группе, где дети воспитываются вне семьи преобладает низкий уровень воображения в отличии от детей, которые воспитываются в семье у которых преобладает средний уровень. Может быть много причин, одной из которых могут, является условия, в которых находятся учащиеся.
Список литературы:
1. Лисина М.И., Дубровина И.В.,. Рузская А.Г, Авдеева Н.Н Психическое развитие воспитанников детского дома / под ред. И.В. Дубровиной,
А.Г. Рузской; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990. - 264 с.
2. Немов Р.С. Общая психология. - М.: Владос, 2008 - 396 с.
3. Психологические условия развития способности к эмоциональному взаимодействию младших школьников, воспитывающихся вне семьи: дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / В.В. Неволина; Место защиты: Сам. гос. пед. ун-т. - Самара, 2008.
4. Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 319 с.
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
© Созаева Ф.М.*, Ногерова М.Т.*
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
В работе выявлен уровень развития толерантности в младшем школьном возрасте с помощью методики «Диагностика уровня этнической толерантности».
Ключевые слова: толерантность, уровень развития, высокий, средний, низкий уровень.
За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу. Поэтому развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. Активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности. Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира.
Начинать воспитание качеств толерантной личности нужно как можно раньше. Дети копируют поведение близких им людей, в первую очередь родителей. Именно в семье закладывается такое качество, как толерантность личности. При этом в общеобразовательном учреждении также может осуществляться социально-педагогическая деятельность по формированию толерантности.
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка
* Студент 2 курса (направление: «Педагогическое образование», специальность: «Начальное образование»).
* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.