Научная статья на тему 'Влияние темперамента младшего школьника на межличностные отношения учеников в группе'

Влияние темперамента младшего школьника на межличностные отношения учеников в группе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
592
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРАВЕРСИЯ ИНТРОВЕРСИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТЕМПЕРАМЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гергокаева М. Б., Ногерова М. Т.

Проведена диагностика экстраверсии интроверсии, типа межличностных отношений младших школьников. Выявлены особенности межличностных отношений, присущие экстравертам, интровертам и амбивертам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гергокаева М. Б., Ногерова М. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние темперамента младшего школьника на межличностные отношения учеников в группе»

2. Проведенное диагностическое исследование у детей на первоначальном этапе выявило существенные различия в уровне и оценках изучаемых критериев уровня развития памяти.

3. В ходе экспериментального исследования определены наиболее эффективные условия и организованы мероприятия направленные на развитие памяти детей с помощью дидактической игры.

4. Результаты повторного диагностического исследования показывают, что уровень развития памяти у детей в экспериментальной группе значительно повысился.

На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что в экспериментальной и контрольной группе уровень памяти детей отличается. Этот вывод подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что работа по развитию памяти дошкольников будет эффективнее при систематическом использовании дидактической игры в работе с детьми.

Список литературы:

1. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1. - 688 с.

2. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. -М.: Просвещение, 2008. - 184 с.

3. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. - М.: Мозаика-синтез, 2012. - 86 с.

4. Стародубцева И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И.В. Стародубцева. - М.: АРКТИ. - 2008. - 72 с.

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ УЧЕНИКОВ В ГРУППЕ

© Гергокаева М.Б.*, Ногерова М.Т.4

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

Проведена диагностика экстраверсии - интроверсии, типа межличностных отношений младших школьников. Выявлены особенности межличностных отношений, присущие экстравертам, интровертам и амбивертам.

Ключевые слова экстраверсия - интроверсия, межличностные отношения, темперамент.

* Студент 5 курса (специальность «Педагогика и методика начального образования»).

* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

Система межличностных отношений, в которой проявляются индивидуальные свойства личности и усвоенные ею нормы, очень сложна. Вступая в межличностные отношения в различного рода формальных и неформальных объединениях, человек приобретает возможность оценить себя в системе отношений с другими [1]. Знание этих отношений позволяет ответить на многие вопросы, связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения - симпатия, антипатия, дружеские предпочтения и т.д. [2].

Важнейшей особенностью межличностных отношений является в их зависимость от индивидуально-психологических особенностей личности. Одним из этих свойств является темперамент - центральное образование психодинамической организации личности. Именно поэтому исследование проблем взаимосвязи межличностных отношений и свойств темперамента в школьных группах имеет большую актуальность.

Целью данного исследования является изучение влияния темперамента на межличностные отношения школьника в группе. Объектом исследования выступают межличностные отношения школьников в ученической группе, предметом - темперамент школьника как детерминанта межличностных отношений в группе. Нами были поставлены и решены следующие задачи:

1. Установить уровень разработанности проблемы в результате анализа психолого-педагогической литературы.

2. Определить степень выраженности свойства темперамента экстраверсии и интроверсии у младших школьников.

3. Выявить типы межличностных отношений экстравертов и интровертов.

4. Провести статистический анализ влияния свойств темперамента младшего школьника на межличностные отношения в ученической группе.

Гипотеза исследования: такие свойства темперамента как экстраверсия и интроверсия влияют на межличностные отношения школьника в ученической группе: ученики экстраверты чаще проявляют отношение доминирования и агрессии, в то время как ученики интроверты более склонны к дружелюбию и подчинению.

Для решения поставленных задач и проверки гипотез исследования использовались следующие методы:

- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;

- тестирование;

- количественный и качественный анализ эмпирических данных;

- сравнительный метод.

Методический инструментарий:

- «Методика диагностики межличностных отношений» Т. Лири.

- Тест-опросник Г. Айзенка ЕР^ адаптированный А.Г. Шмелевым.

- Корреляционный анализ [3].

Эмпирическое исследование влияния свойств темперамента, экстраверсии и интроверсии на межличностные отношения младшего школьника в ученической группе проводилось в трех школах Кабардино-Балкарии. В эксперименте приняли участие сорок два учащихся четвертых классов: МОУ СОШ № 1 с. Верхняя Жемтала - 11 школьников, МОУ СОШ № 1 г. Чегем - 14 учащихся, МОУ СОШ № 19 г. Нальчика - 17 человек.

Изучение влияния свойств темперамента на, экстраверсии и интроверсии на межличностные отношения школьника в ученической группе включало три этапа:

- Диагностика межличностных отношений в исследуемых ученических группах.

- Диагностика свойств темперамента (экстраверсии, интроверсии) учеников в исследуемых классах.

- Статистический анализ влияния свойств темперамента экстраверсии и интроверсии на межличностные отношения школьников в ученических группах.

Результаты обработки следующие: экстраверты - 50 % испытуемых, амбиверты -26 %, интроверты -24 %. В каждой категории испытуемых выявлено процентное соотношение школьников, демонстрирующих четыре типа межличностных отношений: «доминирование и дружелюбие», «доминирование и агрессивность», «подчинение и дружелюбие», «подчинение и агрессивность». Процентное соотношение экстравертов, интровертов и амбивертов с различными типами межличностных отношений представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты диагностики межличностных отношений учащихся

Школа ---—______Свойства темп-та Межличностные отношения --—^^ Экстраверты Интроверты Амбиверты

и 1. Доминирование и дружелюбие 56 % 33,3 % 60 %

2. Доминирование и агрессивность 11 % 33,3 % 0 %

К 3. Подчинение и дружелюбие 33 % 33,3 % 40 %

^ 4. Подчинение и агрессивность 0 % 0 % 0 %

1. Доминирование и дружелюбие 75 % 50 % 100 %

2 2. Доминирование и агрессивность 25 % 0 % 0 %

3. Подчинение и дружелюбие 0 % 50 % 0 %

^ 4. Подчинение и агрессивность 0 % 0 % 0 %

1. Доминирование и дружелюбие 50 % 33,4 % 50 %

£ 2. Доминирование и агрессивность 25 % 0 % 0 %

* И о 3. Подчинение и дружелюбие 0 % 66,6 % 50 %

4. Подчинение и агрессивность 25 % 0 % 0 %

Сравнительный анализ результатов диагностики межличностных отношений «экстравертов», «интровертов» и «амбивертов» в выборке младших школьников позволяет сделать следующие выводы:

1. Учащиеся с различными свойствами темперамента демонстрируют различное количество типов межличностных отношений: экстраверты - четыре типа межличностных отношений; интроверты - три типа, амбиверты - только два (доминирование и дружелюбие, подчинение и дружелюбие, доминирование и агрессивность, подчинение и агрессивность).

2. Наиболее часто встречающимся типом межличностных отношений у всех категорий испытуемых является доминирование и дружелюбие.

3. В группе «экстраверты» наибольшее количество школьников, проявляющих агрессивность в межличностных отношениях. Тенденция к агрессивному поведению у данной категории учащихся встречается как в сочетании с доминированием, так и в сочетании с подчинением.

4. В группе «интроверты» школьники чаще демонстрируют межличностное отношение дружелюбия и подчинения, чем дружелюбия и доминирования. Количество респондентов сочетающих доминирование и агрессивность незначительно. Их особенность в отсутствии такого типа межличностного отношения как подчинения и агрессия.

5. Школьники-амбиверты проявляют два типа межличностных отношений: дружелюбие и доминирование, дружелюбие и подчинение. Дружелюбие у данной категории респондентов чаще сочетается с доминированием, чем с подчинением. Их особенностью является то, что они не склонны к агрессии.

Для установления влияния свойств темперамента школьника на межличностные отношения в ученической группе использовался коэффициент корреляции, встроенный в компьютерную программу Excel.

Нами вычислены коэффициенты корреляции: экстраверсии с доминированием и дружелюбием; экстраверсии с доминированием и агрессией; экстраверсии с подчинением и дружелюбием; экстраверсии с подчинением и агрессией; интроверсии с доминированием и дружелюбием; интроверсии с доминированием и агрессией; интроверсии с подчинением и дружелюбием; интроверсии с подчинением и агрессией; амбиверсии с доминированием и дружелюбием амбиверсии с доминированием и агрессией; амбиверсии с подчинением и дружелюбием; амбиверсии с подчинением и агрессией.

В наглядной форме корреляционная зависимость между свойством темперамента экстраверсии - интроверсии и межличностными отношениями выглядит следующим образом (рис. 1).

В результате проведенного исследования выявлено, что корреляция между большинством типом межличностных отношений и свойствами темперамента экстраверсии и интроверсии школьников в ученической группе отличается от нуля. Следовательно, можно утверждать, что показатели межличностных отношений и свойств темперамента школьников в данных ученических группах связаны положительной корреляционной зависимостью.

Исключение составляют доминирование и подчинение в сочетании с агрессией у амбивертов, а так же подчинение и агрессия у интровертов.

доминиров. и доминиров. и подчинение и подчинение и дружелюбие агрессия дружелюбие агрессия

Рис. 1. Коэффициенты корреляции свойств темперамента и межличностных отношений младших школьников

Выводы, сформулированные на основе статистического и качественного анализа результатов, позволяют сделать заключение о подтверждении гипотезы о влиянии экстраверсии - интроверсии на межличностные отношения школьника в ученической группе: ученики экстраверты чаще проявляют отношение доминирования и агрессии, в то время как ученики интроверты более склонны к дружелюбию и подчинению.

Список литературы:

1. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -М.: Академия, 2010. - 350 с.

2. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Хрестоматия. - М., 2011. - С. 532.

3. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: ВЛАДОС, 2010, - 508 с.

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Гонгапшева А.А.*, Ногерова М.Т.*

Кабардино-Балкарский государственный университет Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

Исследование посвящено выявлению развития уровня внимания у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: уровень развития внимания, качество знаний, количественный и качественный анализ эмпирических данных.

* Студент 2 курса (направление: «Педагогическое образование», специальность: «Начальное образование»). Научный руководитель: Ногерова М.Т.

* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.