2. Проведенное диагностическое исследование у детей на первоначальном этапе выявило существенные различия в уровне и оценках изучаемых критериев уровня развития памяти.
3. В ходе экспериментального исследования определены наиболее эффективные условия и организованы мероприятия направленные на развитие памяти детей с помощью дидактической игры.
4. Результаты повторного диагностического исследования показывают, что уровень развития памяти у детей в экспериментальной группе значительно повысился.
На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что в экспериментальной и контрольной группе уровень памяти детей отличается. Этот вывод подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что работа по развитию памяти дошкольников будет эффективнее при систематическом использовании дидактической игры в работе с детьми.
Список литературы:
1. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1. - 688 с.
2. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. -М.: Просвещение, 2008. - 184 с.
3. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. - М.: Мозаика-синтез, 2012. - 86 с.
4. Стародубцева И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И.В. Стародубцева. - М.: АРКТИ. - 2008. - 72 с.
ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ УЧЕНИКОВ В ГРУППЕ
© Гергокаева М.Б.*, Ногерова М.Т.4
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
Проведена диагностика экстраверсии - интроверсии, типа межличностных отношений младших школьников. Выявлены особенности межличностных отношений, присущие экстравертам, интровертам и амбивертам.
Ключевые слова экстраверсия - интроверсия, межличностные отношения, темперамент.
* Студент 5 курса (специальность «Педагогика и методика начального образования»).
* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.
Система межличностных отношений, в которой проявляются индивидуальные свойства личности и усвоенные ею нормы, очень сложна. Вступая в межличностные отношения в различного рода формальных и неформальных объединениях, человек приобретает возможность оценить себя в системе отношений с другими [1]. Знание этих отношений позволяет ответить на многие вопросы, связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения - симпатия, антипатия, дружеские предпочтения и т.д. [2].
Важнейшей особенностью межличностных отношений является в их зависимость от индивидуально-психологических особенностей личности. Одним из этих свойств является темперамент - центральное образование психодинамической организации личности. Именно поэтому исследование проблем взаимосвязи межличностных отношений и свойств темперамента в школьных группах имеет большую актуальность.
Целью данного исследования является изучение влияния темперамента на межличностные отношения школьника в группе. Объектом исследования выступают межличностные отношения школьников в ученической группе, предметом - темперамент школьника как детерминанта межличностных отношений в группе. Нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Установить уровень разработанности проблемы в результате анализа психолого-педагогической литературы.
2. Определить степень выраженности свойства темперамента экстраверсии и интроверсии у младших школьников.
3. Выявить типы межличностных отношений экстравертов и интровертов.
4. Провести статистический анализ влияния свойств темперамента младшего школьника на межличностные отношения в ученической группе.
Гипотеза исследования: такие свойства темперамента как экстраверсия и интроверсия влияют на межличностные отношения школьника в ученической группе: ученики экстраверты чаще проявляют отношение доминирования и агрессии, в то время как ученики интроверты более склонны к дружелюбию и подчинению.
Для решения поставленных задач и проверки гипотез исследования использовались следующие методы:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- тестирование;
- количественный и качественный анализ эмпирических данных;
- сравнительный метод.
Методический инструментарий:
- «Методика диагностики межличностных отношений» Т. Лири.
- Тест-опросник Г. Айзенка ЕР^ адаптированный А.Г. Шмелевым.
- Корреляционный анализ [3].
Эмпирическое исследование влияния свойств темперамента, экстраверсии и интроверсии на межличностные отношения младшего школьника в ученической группе проводилось в трех школах Кабардино-Балкарии. В эксперименте приняли участие сорок два учащихся четвертых классов: МОУ СОШ № 1 с. Верхняя Жемтала - 11 школьников, МОУ СОШ № 1 г. Чегем - 14 учащихся, МОУ СОШ № 19 г. Нальчика - 17 человек.
Изучение влияния свойств темперамента на, экстраверсии и интроверсии на межличностные отношения школьника в ученической группе включало три этапа:
- Диагностика межличностных отношений в исследуемых ученических группах.
- Диагностика свойств темперамента (экстраверсии, интроверсии) учеников в исследуемых классах.
- Статистический анализ влияния свойств темперамента экстраверсии и интроверсии на межличностные отношения школьников в ученических группах.
Результаты обработки следующие: экстраверты - 50 % испытуемых, амбиверты -26 %, интроверты -24 %. В каждой категории испытуемых выявлено процентное соотношение школьников, демонстрирующих четыре типа межличностных отношений: «доминирование и дружелюбие», «доминирование и агрессивность», «подчинение и дружелюбие», «подчинение и агрессивность». Процентное соотношение экстравертов, интровертов и амбивертов с различными типами межличностных отношений представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты диагностики межличностных отношений учащихся
Школа ---—______Свойства темп-та Межличностные отношения --—^^ Экстраверты Интроверты Амбиверты
и 1. Доминирование и дружелюбие 56 % 33,3 % 60 %
2. Доминирование и агрессивность 11 % 33,3 % 0 %
К 3. Подчинение и дружелюбие 33 % 33,3 % 40 %
^ 4. Подчинение и агрессивность 0 % 0 % 0 %
1. Доминирование и дружелюбие 75 % 50 % 100 %
2 2. Доминирование и агрессивность 25 % 0 % 0 %
3. Подчинение и дружелюбие 0 % 50 % 0 %
^ 4. Подчинение и агрессивность 0 % 0 % 0 %
1. Доминирование и дружелюбие 50 % 33,4 % 50 %
£ 2. Доминирование и агрессивность 25 % 0 % 0 %
* И о 3. Подчинение и дружелюбие 0 % 66,6 % 50 %
4. Подчинение и агрессивность 25 % 0 % 0 %
Сравнительный анализ результатов диагностики межличностных отношений «экстравертов», «интровертов» и «амбивертов» в выборке младших школьников позволяет сделать следующие выводы:
1. Учащиеся с различными свойствами темперамента демонстрируют различное количество типов межличностных отношений: экстраверты - четыре типа межличностных отношений; интроверты - три типа, амбиверты - только два (доминирование и дружелюбие, подчинение и дружелюбие, доминирование и агрессивность, подчинение и агрессивность).
2. Наиболее часто встречающимся типом межличностных отношений у всех категорий испытуемых является доминирование и дружелюбие.
3. В группе «экстраверты» наибольшее количество школьников, проявляющих агрессивность в межличностных отношениях. Тенденция к агрессивному поведению у данной категории учащихся встречается как в сочетании с доминированием, так и в сочетании с подчинением.
4. В группе «интроверты» школьники чаще демонстрируют межличностное отношение дружелюбия и подчинения, чем дружелюбия и доминирования. Количество респондентов сочетающих доминирование и агрессивность незначительно. Их особенность в отсутствии такого типа межличностного отношения как подчинения и агрессия.
5. Школьники-амбиверты проявляют два типа межличностных отношений: дружелюбие и доминирование, дружелюбие и подчинение. Дружелюбие у данной категории респондентов чаще сочетается с доминированием, чем с подчинением. Их особенностью является то, что они не склонны к агрессии.
Для установления влияния свойств темперамента школьника на межличностные отношения в ученической группе использовался коэффициент корреляции, встроенный в компьютерную программу Excel.
Нами вычислены коэффициенты корреляции: экстраверсии с доминированием и дружелюбием; экстраверсии с доминированием и агрессией; экстраверсии с подчинением и дружелюбием; экстраверсии с подчинением и агрессией; интроверсии с доминированием и дружелюбием; интроверсии с доминированием и агрессией; интроверсии с подчинением и дружелюбием; интроверсии с подчинением и агрессией; амбиверсии с доминированием и дружелюбием амбиверсии с доминированием и агрессией; амбиверсии с подчинением и дружелюбием; амбиверсии с подчинением и агрессией.
В наглядной форме корреляционная зависимость между свойством темперамента экстраверсии - интроверсии и межличностными отношениями выглядит следующим образом (рис. 1).
В результате проведенного исследования выявлено, что корреляция между большинством типом межличностных отношений и свойствами темперамента экстраверсии и интроверсии школьников в ученической группе отличается от нуля. Следовательно, можно утверждать, что показатели межличностных отношений и свойств темперамента школьников в данных ученических группах связаны положительной корреляционной зависимостью.
Исключение составляют доминирование и подчинение в сочетании с агрессией у амбивертов, а так же подчинение и агрессия у интровертов.
доминиров. и доминиров. и подчинение и подчинение и дружелюбие агрессия дружелюбие агрессия
Рис. 1. Коэффициенты корреляции свойств темперамента и межличностных отношений младших школьников
Выводы, сформулированные на основе статистического и качественного анализа результатов, позволяют сделать заключение о подтверждении гипотезы о влиянии экстраверсии - интроверсии на межличностные отношения школьника в ученической группе: ученики экстраверты чаще проявляют отношение доминирования и агрессии, в то время как ученики интроверты более склонны к дружелюбию и подчинению.
Список литературы:
1. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -М.: Академия, 2010. - 350 с.
2. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Хрестоматия. - М., 2011. - С. 532.
3. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: ВЛАДОС, 2010, - 508 с.
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Гонгапшева А.А.*, Ногерова М.Т.*
Кабардино-Балкарский государственный университет Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
Исследование посвящено выявлению развития уровня внимания у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: уровень развития внимания, качество знаний, количественный и качественный анализ эмпирических данных.
* Студент 2 курса (направление: «Педагогическое образование», специальность: «Начальное образование»). Научный руководитель: Ногерова М.Т.
* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.