Научная статья на тему 'Теоретические основы применения методов и приемов мнемотехники в современном образовании'

Теоретические основы применения методов и приемов мнемотехники в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5219
760
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МНЕМОТЕХНИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПАМЯТЬ / MNEMONICS / EDUCATIONAL METHODS OF TEACHING / MEMORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бура Людмила Викторовна

Статья посвящена роли и месту мнемотехники как одной из здоровьесберегающих технологий в структуре образовательного процесса. Дано определение понятию «мнемотехника».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Foundations of the Use of Methods and Techniques of Mnemonics in Modern Education

The article covers the role and place of mnemonics in the structure of the educational process, defines the concept of “mnemonics”.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы применения методов и приемов мнемотехники в современном образовании»

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Ростов-на/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.

5. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошев-ского. - М.: Политиздат, 1985. - 430 с.

6. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие / А. М. Матюшкин; под ред. канд. психол. наук А. А. Матюшкиной. - М.: КДУ, 2009. - 190 с.

7. Поварницына Л. А. Психологический анализ трудностей общения у студентов: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1987.

8. Социальная психология: учебное пособие для вузов / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Дергача. - 2001. - 600 с.

9. Теория педагогики / В. Е. Писарев, Т. Е. Писарева. - Воронеж: Издательство «Кварта», 2009. - 612 с.'

Л. В. Бура

УДК 159.953.4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

благодаря современным требованиям к организации образования в Российской Федерации учащимся предоставляется возможность свободного выбора средств обучения с целью максимальной самореализации в условиях психологического комфорта. Определение ценности личности ребенка, восприятие ее целостности служат интересам и потреб-

ностям учащихся, обеспечивают развитие творчества, ответственности, сохраняют психическое и физическое здоровье, что гарантирует высокое качество образования.

Все более актуальной проблемой психолого-педагогических наук становятся методики эффективного усвоения разнообразной информации. Постоянное лавинообразное увеличение информации в сочетании с высокой конкуренцией и возрастающими требованиями общества к современным выпускникам приводит к интенсификации учебного процесса и, как следствие, целому ряду нарушений в состоянии психического и соматического здоровья обучающихся. Одной из государственных задач современного образования является не только предоставление высокого уровня знаний, но и сохранение здоровья человека.

К сожалению, нашей педагогической традиции присущ иногда излишний интеллектуализм, система образования пытается воздействовать на ребенка, обращаясь, прежде всего, к его разуму, рациональной сфере, что далеко не всегда соответствует детской природе и мировосприятию ребенка, не обеспечивает целостное развитие личности. Возникла необходимость изменить такую модель образования, в которой учитель в репродуктивно-вос-производящей форме передает (транслирует) знания учащихся, на синергетическую модель. В этом случае учитель сотрудничает с учеником в продуктивно-интерактивной форме, а ученик является активным соучастником учебно-воспитательного процесса, а не пассивным объектом обучения.

Одним из важнейших принципов современного образования является оптимизация обучения путем применения новейших образовательных психолого-педагогических технологий, в частности, мнемотехники как одного из наиболее эффективных методов усвоения информации и предотвращения информационной перегрузки.

Раскрывая сущностную характеристику понятия «мнемотехника» (от греч. шпеше -память и 1есЬпе - искусство), можно определить ее как технологию улучшения усвоения

20/SÄ/

новой информации путем сознательного образования ассоциативных связей с помощью специальных методов и приемов [3].

Мнемотехнические приемы, прежде всего, применяются для улучшения усвоения сложной информации, которая не имеет установленных логических связей между элементами с точки зрения запоминающего ее человека, нуждается в длительном хранении и последующем воспроизведении. Например: последовательность цифр, номера, исторические даты, хронологические таблицы, нормативы, показатели, формулы и прочее. Возможно эффективное запоминание с помощью мнемотехники также разнообразной текстовой информации: плана-конспекта урока или выступления, иностранных слов, терминов, географических названий, грамматических правил, имен, фамилий и т. д. В таком случае созданные с помощью мнемотехнических приемов искусственные ассоциации усваиваются легче и быстрее.

Практический опыт работы в образовательных учебных заведениях показывает, что применение мнемотехники улучшает показатели объема и точности запоминания, развивает познавательные процессы, повышает длительность хранения и качество воспроизведения усвоенной информации.

Искусство запоминания было особенно важным для человечества в дописьменный период истории. Так, жрецы, шаманы, рассказчики, музыканты, торговцы, ремесленники и многие другие люди различных сфер деятельности должны были запоминать огромные объемы информации. Даже после появления письменности важность эффективного запоминания не утратила своей актуальности. Малое количество книг, дороговизна материалов для письма, значительный вес готовой книги, отсутствие широкого распространения навыков письма и чтения - все это побуждало людей учиться запоминать.

Первые упоминания о мнемотехнике, или мнемонике, как и сам термин, появились в Древней Греции. Греки придавали настолько важное значение памяти, что в их мифологии появилась богиня памяти Мнемозина, мать девяти муз, покровительница наук и искусств.

Считается, что термин «мнемотехника» придумал Пифагор Самосский (570-490 гг. до н. э.) древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Однако в античной литературе существует другой культовый персонаж, которому многие приписывают авторство в изобретении мнемотехнических приемов, - Симонид Кеосский (556-468 гг. до н. э.).

В XVIII-XIX вв., когда в Европе распространилось учение об ассоциативности человеческой памяти, мнемотехника получила новый, научно обоснованный толчок в развитии. Кроме того, в данный период развития мнемотехники она перестала быть тайной наукой и стала более доступной для обычных людей. Мнемотехнику активно распространяли француз Эме Пари, немец Герман Коте, поляк Ричард Язвинский, португальцы братья де-Кастилья и др. Большой вклад в научное объяснение эффективности мнемотехники сделал датчанин Ревентлов (настоящее имя Карл Отто), который провел множество экспериментов, доказывая пользу и эффективность использования мнемотехники педагогами, результатом чего явились несколько изданий «Lehrbuch der Mnemotechnik» («Пособие мнемотехники»).

В настоящее время в отечественной психологии существует несколько мнемотехни-ческих школ, например, Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon под руководством В. А. Козаренко, авторская школа Васильевых (Е. Е. Васильева и В. Ю. Васильев), авторская школа Самвела Гарибяна, «Школа Эйдо-техники» Г. А. Чепурного и т. д.

В настоящее время важнейшими из стратегических направлений развития образования являются:

- создание и обеспечение оптимальных возможностей для реализации различных образовательных моделей, разнообразных форм и средств получения образования;

- обеспечение доступности и непрерывности образования в течение жизни;

- развитие научной и инновационной деятельности в образовании, повышения качества образования на инновационной основе.

На наш взгляд, указанные процессы невозможны без навыков эффективного усвоения информации. Сформированные навыки усвоения новой информации - это важнейший аспект интеллектуальных возможностей учащихся, который определяет показатели их умения учиться. Как известно, на начальном этапе процесса обучения основной задачей является динамичное развитие и формирование навыков обработки информации. А корректировка процесса обучения в направлении интеграции с мнемотехническими методами и приемами приводит к повышению роли развивающего аспекта обучения, что, в свою очередь, ведет к успешному усвоению знаний, умений и навыков учащимися. Именно поэтому умение эффективно усваивать информацию является одним из важнейших моментов учебного процесса, а неумение вызывает определенные психологические проблемы, проявляющиеся в неуверенности в себе и в своих возможностях, снижении мотивации к обучению и в ухудшении самого обучения.

На наш взгляд, основные типичные проблемы при обработке информации следующие:

- трудности при логической обработке нелогической информации (последовательность цифр, номера, исторические даты, хронологические таблицы, нормативы, показатели, формулы, иностранные слова, термины, географические названия, грамматические правила, имена, фамилии и т.п.);

- интерференция (вытеснение предварительной информации потоком новой информации);

- отсутствие рационального повторения и закрепления;

- слабая мотивация;

- механическое запоминание (зубрежка);

- низкая концентрация внимания;

- отсутствие навыков, облегчающих усвоение новой информации.

Мнемотехника эффективно помогает решить данные проблемы благодаря формированию соответствующих навыков, применению творческого подхода и созданию ситуации успеха, что является лучшей мотивацией для эффективного обучения.

Анализ последних исследований по проблеме формирования здоровьесберегающей образовательной среды через реализацию здо-ровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе свидетельствует о попытках ученых пересмотреть общие подходы к его формированию, выяснить новое содержание, формы, методы реализации данной проблемы в условиях современного образования. Нам близок подход Ю. В. Науменко, который считает, что здоровьесберегающая технология - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и т.д.) [5].

Интересно, что большинство современных ученых считают возможным относить понятия «здоровьесберегающая» и «здоровье-формирующая» к любой педагогической технологии, которая в процессе реализации создает необходимые условия для сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - учеников и учителей. При использовании мнемотехники обработка информации происходит благодаря использованию человеком своих природных возможностей (образное мышление, творческий потенциал), что помогает сформировать навыки самообучения, повысить уверенность в своих возможностях. Именно это, на наш взгляд, позволяет отнести мнемотехнику к здоровьесбе-регающим технологиям.

Одним из аспектов повышения уровня развития познавательных способностей и познавательной активности является интеграция различных видов деятельности в учебно-воспитательный процесс. Развивающая роль любой деятельности заключается в том, что она является определенной формой практики, т. е. носит практически-продуктивный характер (А. А. Люблинская, Т. Г. Постоян). Познавательные и творческие способности формируются в деятельности в процессе поиска и нахождения, которые осуществляются в повседневной практике (Н. А. Ветлугина, Н. С. Лей-

2О/$/</-

тес, И. Я. Лернер). Развитию познавательных способностей также способствует участие детей в деятельностном групповом проекте. Мнемотехника дает возможность как индивидуального, так и группового подхода к решению различного вида задач и целей. Поиск аналогий и логических закономерностей, создание ассоциативных связей и прочее развивает коммуникативные и познавательные способности личности.

Используя в своей деятельности методики мнемотехники, которые построены на развивающих играх, креативном мышлении, групповой работе, организуя языкотворческую, конструкторскую, художественную, художественно-речевую и рече-бытовую деятельность, различные формы познавательной деятельности, разнообразные интеллектуальные конкурсы и турниры, - технология мнемотехники тем самым способствует развитию познавательных способностей личности.

«Историческое развитие памяти начинается с того момента, когда человек переходит впервые от пользования своей памятью как природной силой к господству над ней», -это слова гениального психолога Л. С. Выготского [4, с. 54]. Это господство, как и любое господство над природной силой, означает только то, что на каком-то этапе развития человек накапливает достаточный, в данном случае - психологический опыт, достаточное знание законов, по которым работает память, и переходит к применению этих законов.

Основными мнемическими процессами являются сохранение, забывание, воспроизведение и узнавание информации. Известно, что память - наиболее тренированный познавательный процесс. Главное условие развития памяти - упражнение и тренировка. Ведь именно на память в процессе обучения ложится особая нагрузка. И именно от уровня развития мнемических процессов во многом зависит успешность обучения школьников.

Перестройка мнемических процессов в детском возрасте заключается в том, что ребенок учится ставить перед собой сознательные цели (запомнить и вспомнить) и стремится достичь этих целей. Однако переход от

непроизвольной памяти к произвольной - это не одномоментный акт, а сложный процесс, который включает в себя два основных этапа. На первом этапе осуществляется выделение и осознание ребенком мнемической цели, на втором этапе формируются действия, соответствующие им, и операции. Сначала способы запоминания и припоминания очень примитивны. Это повторение задания за взрослым, проговаривание материала шепотом, прикосновение к картинкам, их пространственное перемещение и т.д., а в процессе припоминания - возвращение к уже воспроизведенным звеньям.

С точки зрения известного психолога П. П. Блонского, дети, прежде всего, сохраняют в памяти выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния [1]. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах.

Двигательная память обнаруживает себя уже в детстве, когда малыш начинает схватывать руками предметы, учится ползать, ходить. В раннем возрасте ребенок учится бегать, прыгать, умываться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. В дошкольном возрасте работа двигательной памяти становится все более сложной. Занятие спортом, танцами, игрой на музыкальных инструментах формируют умение ребенка запоминать, хранить и воспроизводить в определенном порядке все более сложные движения. Это, конечно же, требует специальной тренировки под руководством взрослого, который сначала показывает детям последовательность движений, а затем следит за правильностью их выполнения.

Следует отметить и такую особенность детской памяти: воображение детей о малознакомых вещах часто оказывается нечетким и хрупким. Например, после посещения зоопарка образы животных, сохранившихся в памяти ребенка, тускнеют, сливаются, «спутываются» с образами других объектов. Фраг-

ментарность детских представлений - это следствие разрозненности их восприятия. Несколько выпадает из времени, несколько искажается или подменяется другим. Такая ошибка памяти - прямое следствие незрелости детского восприятия и неумение детьми пользоваться своей памятью.

Первые попытки применения некоторых приемов, способствующих повышению производительности памяти, развития ее логических форм, отмечаются у детей в возрасте 5-6 лет. Проявляются они в том, что дети этого возраста уже могут самостоятельно осуществлять, хотя и в очень простых формах, умственную обработку материала.

Воспитание словесно-логической памяти включает развитие умственной деятельности детей - развитие умения анализировать, выделять в предметах определенные свойства, признаки, сравнивать предметы и явления между собой; осуществлять обобщение, объединяя различные объекты по любым общими признакам, классифицировать предметы и явления на основе сделанного обобщения, устанавливать смысловые связи. Именно мыслительные операции на определенной ступени их освоения становятся способами логического запоминания. С возрастом увеличивается количество смысловых связей и заметно уменьшается количество связей, установленных на основе внешнего сходства объектов или на случайных ассоциациях. Однако до старшего дошкольного возраста сохраняется преобладание связей на основе ассоциации по смежности. На протяжении всего дошкольного детства в памяти детей происходят существенные изменения как количественные, так и качественные. Увеличивается объем непосредственной памяти, скорость и прочность сохранения. С возрастом меняется структура мнемической деятельности, непосредственное и непроизвольное запоминание перерастает в сложную, сознательно регулируемую деятельность, опирающуюся на различные способы смысловой обработки материала, осуществляется переход от непроизвольной памяти к произвольной. Перестройка мнеми-ческих процессов в детском возрасте заклю-

чается в том, что ребенок вычленяет и осознает цель запомнить и вспомнить и начинает применять простые мнемические приемы.

Существуют особенности развития памяти, связанные с полом ребенка. У мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадает, различны и темп развития левого и правого полушарий, которые существенно отличаются по своим функциям. Установлено, что у девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария по сравнению с мальчиками, а у мальчиков по сравнению с девочками - правого. Учеными установлено, что левое полушарие в большей степени, чем правое, ответственно за осознание произвольных актов, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции. Правому полушарию принадлежит доминирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций.

Уместно напомнить, что, с точки зрения возрастной психологии, сенситивным периодом для активного развития механической памяти является младший школьный возраст. То же касается и ассоциативной памяти. В подростковом же возрасте интенсивнее всего развивается логическая память. Эти положения являются весьма важными и открывают новые направления формирования личности при развитии навыков запоминания у детей соответствующего возраста.

В младших классах преобладает непроизвольное механическое запоминание, следовательно, на него и целесообразнее опираться, используя его закономерности. Известно, что при непроизвольном запоминании, чем выше активность умственной деятельности, тем лучше результаты запоминания.

Дети сравнительно редко используют при запоминании смысловые связи, опираясь, в первую очередь, на внешние признаки. У младших школьников преобладает образный интеллект, лучше развита память на предметы и конкретные слова со зрительными образами, память на звуки, тона, а также на эмоциональ-

20/<?Л/

но окрашенные явления, представления, факты. Память на слова, обозначающие абстрактные понятия, значительно хуже. Следовательно, работая с младшими школьниками, учитель должен опираться на закономерности непроизвольного запоминания, использовать чаще упражнения на образную и эмоциональную память, не исключая приемы развития произвольной памяти, смыслового, опосредованного запоминания.

В процессе учебной деятельности значительно развивается способность запоминания и воспроизведения материала. В подростковом возрасте смысловое запоминание начинает доминировать над механическим. Сама смысловая память перестраивается, становится опосредованной. Все большую роль играет опосредование словом, а не образом. Повышается роль второй сигнальной системы в управлении мнемическими процессами.

Анализируя процессы забывания учащихся разных возрастных категорий, важно сказать о случаях, когда человек не может вспомнить что-то в данный момент (например, сразу же после получения информации), но вспоминает или узнает это через некоторое время. Такое явление носит название реминисценции (туманные воспоминания). Суть реминисценции заключается в том, что воспроизведение материала, который мы сразу не могли полностью воспроизвести, через день-два после восприятия пополняется фактами и понятиями, которые отсутствовали при первом воспроизведении материала. Это явление часто наблюдается при воспроизведении словесного материала большого объема, что обусловлено усталостью нервных клеток. Реминисценция проявляется чаще у дошкольников и младших школьников. Гораздо реже это явление встречается у взрослых. По данным С. П. Бочаровой, при воспроизведении материала реминисценция отмечается у 74% дошкольников, у 45,5% младших школьников и у 35,5% школьников пятых - седьмых классов. Это связано с тем, что детям необходим какой-то промежуток времени для осознания материала, в результате чего воспроизведение становится более полным. Если же ма-

териал осознан сразу, то реминисценция не наступает [2].

Хотя мнемотехника как технология улучшения мнемических процессов активно внедрялась в систему образования в дореволюционный период, в Советском Союзе она воспринималась как буржуазная наука и запрещалась для использования в образовании. Результаты данного запрета наблюдаются и в наше время. Известно, что до пятнадцатилетнего возраста доминантным является образное восприятие. Обучение, напротив, в основном сосредоточено на логической основе усвоения информации, что не соответствует ее естественному восприятию.

Как показывает практика, большое количество информации в системе обучения нелогично, например, исторические даты, термины, иностранные слова, цифровая информация и т. п. В то же время в большинстве современных заведений образования наблюдается ряд проблем при учете развития мне-мических процессов различных возрастных категорий учащихся: не учитываются сенситивные периоды онтогенеза, игнорируется доминантность образного восприятия младших школьников, у детей отсутствуют навыки запоминания сложной информации, способ подачи информации зачастую односто-ронен и не соответствует потребностям учащихся.

Мнемотехника дает возможность свободного выбора способов усвоения новой информации. Учитывая особенности восприятия, обработки и воспроизведения информации, предлагаются различные методы и приемы мнемотехники, которые дают возможность индивидуального подхода к развитию мнемических процессов.

Если рассматривать развитие интеллекта обучающихся, то необходимо отметить, что методики мнемотехники, благодаря поиску аналогий и образному мышлению, развитию ассоциативной памяти и формированию навыков скорости восприятия информации, позволяют на всех стадиях развития интеллекта найти равновесие между приобретенными и новыми знаниями, оптимизировать свою интеллектуальную деятельность.

По нашему мнению, существует ряд факторов, влияющих на интеллектуальную деятельность обучающегося. Это относится к психологическим, физиологическим, медико-гигиеническим, социально-поведенческим и педагогическим факторам.

Рассмотрим более подробно вышеперечисленные факторы:

- психологические: память, внимание, воображение, восприятие, врожденный интеллект, приобретенный интеллект, работоспособность, особенности характера, модальность, эмоциональное состояние, тревожность, стресс;

- физиологические: психофизиология различных сенсорных систем (в первую очередь воспринимающих информацию во время учебы), особенности темперамента, биоритмы;

- медико-гигиенические: общее состояние здоровья, наличие заболеваний, препараты, влияющие на умственную деятельность, режим труда и отдыха, соблюдение соответствующих возрастным категориям стандартов учебного оборудования и материалов, показатели микроклимата, состояние освещенности, эффективность вентиляции, физическая активность, питание;

- социально-поведенческие: наличие навыков эффективного общения, особенности межличностных отношений, стиль семейного воспитания, тип семьи, материально-бытовые условия;

- педагогические: мотивация обучения, способ подачи информации, сложность информации, взаимоотношения педагог-ученик, создание ситуации успеха, применение эффективных инновационных технологий, в том числе мнемотехники.

Использование технологии мнемотехники, учитывая особенности характера и модальность, использование природных ресурсов воображения и образного мышления, снижение тревожности и напряжения в стрессовых ситуациях, формирование навыков эффективного усвоения информации позволяют улучшить умственные способности, оптимизировать интеллектуальную деятельность, повышают работоспособность учащихся в условиях современного образования, что нашло

подтверждение в результатах многолетней экспериментальной работы в учебных заведениях, внедряющих мнемотехнику.

Внедрение технологии мнемотехники в учебно-воспитательный процесс возможно при наличии программы обучения по методике мнемотехники или программы кружка. Также возможно использование методов и приемов мнемотехники педагогами во время проведения обучения, в процессе которого встречаются трудности при усвоении нужной информации. Это может быть сложный для восприятия фрагмент текста или определения, географическое название или физическая величина и т. д. Использование соответствующих приемов экономит время усвоения информации, помогает в интересной форме сформировать ассоциативные связи, сконцентрировать внимание класса или группы учащихся, лучше усвоить необходимую информацию.

Важным моментом внедрения технологии мнемотехники в учебно-воспитательный процесс является создание педагогами различных мнемотехнических продуктов: учебных программ с использованием методик мнемотехники, различных тренажеров для улучшения усвоения новой информации, разработка новых приемов и способов улучшения усвоения информации и т. п.

Благодаря единой терминологии и четкой методологической основе создаются соответствующие программы обучения с использованием мнемотехники для облегчения усвоения сложных тем или учебных предметов, что позволяет свободно выбирать способ усвоения новых знаний учащимися в учебно-воспитательном процессе. Для эффективного внедрения технологии мнемотехники учителю рекомендуется усвоить ее основные методы и приемы и апробировать их в школьное и внеурочное время. Целесообразно также познакомить родителей с данными приемами и предложить использовать их при усвоении сложной информации.

Для облегчения создания соответствующих мнемотехнических учебно-методических материалов целесообразно провести об-

мен опытом с коллегами, что будет способствовать высокой эффективности деятельности и поиску наиболее оптимальных вариантов решения проблематики данной темы.

На наш взгляд, одним из наиболее эффективных способов для улучшения усвоения новой информации является индивидуальная и групповая самостоятельная работа. Поэтому при обнаружении проблем в усвоении новой информации целесообразно познакомить учащихся с методикой усвоения и предложить самостоятельно решить данную проблему, создать определенный учебный продукт: опорный план-конспект, соответствующий тренажер, найти аналогию т. д., и познакомить других с выполненным заданием. Возможно проведение дискуссии, защиты данной работы, результатом которой является не только максимально эффективное усвоение новой информации, но и формирование навыков самообучения, что, безусловно, ведет к улучшению успеваемости.

Таким образом, внедрение мнемотехники в современное образование является актуальным, так как мнемотехника относится к здо-ровьесберегающим технологиям. Ее применение повышает эффективность усвоения новой информации, развивает коммуникативные и познавательные способности личности, творческое, логическое и образное мышление, а также формирует навыки самообучения и повышает уверенность обучающихся в своих возможностях.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена роли и месту мнемотехники как одной из здоровьесберегающих технологий в структуре образовательного процесса. Дано определение понятию «мнемотехника».

Ключевые слова: мнемотехника, образование, методы обучения, память.

SUMMARY

The article covers the role and place of mnemonics in the structure of the educational process, defines the concept of "mnemonics".

Key words: mnemonics, educational methods of teaching, memory.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. - М.: Педагогика, 1979. - 64 с.

2. Бочарова С. П. Психология и память: теория и практика для обучения и работы. -М.: Гуманитарный центр, 2007. - 384 с.

3. Бура Л. В. Мнемотехника в образовании: технологии эффективного усвоения информации / Л. В. Бура, Г. А. Чепурной // Проблемы современного педагогического образования. - Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: Ялта: РИО ГПА, 2015. - Вып. 47. -Ч. 2. - С. 262.

4. Выготский Л. С. Мышление и речь. Воображение и творчество в детском возрасте. Сознание и психика. - М.: АСТ. Астрель, 2008. - 54 с.

5. Науменко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика. - 2005. -№ 6. - С. 42.

С. А. Томчук

УДК 376

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛАКСАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКОТЕРАПИИ

Со

овременные тенденции государственной образовательной политики определили в качестве приоритетных вопросы, касающиеся физического и психического здоровья детей. Это связано с тем, что возрастает количество школьников с повышенным беспокойством, неуверенностью, психоэмоциональной неустойчивостью, страдающих различными неврозами и имеющих различные психоэмоциональные расстройства. Школьные перегруз-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.