Научная статья на тему 'Мнемотехника в обучении лексической стороне речи старшеклассников'

Мнемотехника в обучении лексической стороне речи старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
945
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИКА / МНЕМОТЕХНИКА / ПАМЯТЬ / ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Панина Елена Юрьевна, Пахолкова Тамара Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мнемотехника в обучении лексической стороне речи старшеклассников»

МНЕМОТЕХНИКА В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Панина Елена Юрьевна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь E-mail: epan ina@list.ru

Пахолкова Тамара Александровна

студентка 742 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь

E-mail: tpakholkova@gmail.com

MNEMONICS IN TRAINING THE LEXICAL SIDE OF SPEECH OF

SENIOR PUPILS

Elena Panina, Ph.D

Associate Professor, Foreign Language Education Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: epan ina@list.ru

Tamara Pakholkova

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 742 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: tpakholkova@gmail.com

Ключевые слова: лексика, мнемотехника, память, приемы запоминания.

Лексика - это один из аспектов языка, без которого невозможен процесс обучения в целом, это основной «строительный материал» нашей речи, её содержательная сторона.

Согласно федеральному стандарту образования относительно лексической стороны речи целью обучения иностранному языку в старшем звене является:

• расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения, а также оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка;

• расширение потенциального словаря за счет овладения новыми словообразовательными моделями, интернациональной лексикой;

• развитие соответствующих лексических навыков.

В результате изучения иностранного языка на базовом уровне ученик должен знать и понимать значения новых лексических единиц, связанных

с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка [10].

Чтобы к концу обучения достичь усвоения учащимися лексики иностранного языка (ИЯ), без чего невозможно ни выражение, ни понимание содержания речи, нужна продуманная работа над такими лексическими единицами, которые необходимы для развития речевой деятельности и обладают повторяемостью в пределах тематики средней школы [6].

Овладение лексикой иностранного языка - сложный процесс, затрагивающий в полной степени память человека, так как объем получаемой информации, необходимой для запоминания, постоянно растет, и, как следствие, нагрузка на память становится больше, и в памяти сохраняются только ярко представленные моменты. Чтобы в рамках школьной программы охватить необходимую лексику изучаемого языка, удержать ее в памяти и сохранить на долгие годы, необходимо овладеть основными методами и приемами запоминания.

Мнемотехника (или мнемоника) - от греч. Мпетошкоп - искусство запоминания, означающее совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника основана на нескольких простых принципах. Процессом запоминания можно управлять сознательно, если запоминание осуществляется в зрительной анализаторной системе. Запись образов в память реализуется простой мыслительной операцией «соединения образов». Для быстрого преобразования любых видов информации в образы применяется ограниченный набор приемов кодировки. Длительность сохранения сведений в памяти зависит от частоты активизации запомненной информации. При необходимости эта информация в зрительных образах может быть переведена на рефлекторный (автоматический) уровень припоминания. В этом случае запомненные сведения припоминаются очень быстро и освобождаются от вспомогательных зрительных образов [4, с. 7].

Объем запоминаемых с помощью мнемотехнических приемов сведений ограничен низкой скоростью запоминания (норматив - 6 секунд на запоминание одного образа) и утомлением, возникающим в процессе запоминания. Однако, как показывает практика, такой скорости более чем достаточно для запоминания сведений, встречающихся в учебном процессе и в повседневной жизни. Важно отметить, что мнемотехника предназначена для запоминания точной информации. Поэтому чем сложнее и объемнее информация, тем проще она запоминается с помощью приемами мнемотехники.

В процессе обучения у человека формируются навыки запоминания, без которых мнемонические методы работают крайне медленно. Например, техника запоминания иностранных слов достаточно проста, но только при условии, что человек уверенно владеет базовыми приемами кодирования информации в образы и образует связи между образами достаточно быстро и надежно [4, с. 7].

Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Это необходимое условие обогащения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения. Запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом. Таким образом, запоминается то, с чем человек действует [7, с. 179]. Простая смежность событий (картинки и числа) сама по себе не обеспечивает однозначных результатов запоминания. Важно то, что человек делает с материалом. Однако одни и те же внешние условия деятельности не приводят к абсолютно одинаковым результатам запоминания у разных людей, так как эти условия всегда преломляются через прошлый опыт человека, его индивидуальные особенности [7, с. 180]. Прочность запоминания обеспечивается установленными парадигматическими связями в сознании человека и контролируется вызовом лексических единиц из памяти и степенью употребления в сочетании с другими единицами [9].

Существует множество мнемотехнических приемов, направленных на запоминание различного типа информации, - последовательностей, образных кодов, таблиц, иностранных слов. К числу основных приемов мнемотехники, используемых в изучении лексики иностранных языков, относятся метод свободных ассоциаций, фонетический метод, метод активного повторения, прием символизации и многие другие. Каждый прием мнемотехники носит индивидуальный характер, и выбор методики запоминания должен зависеть от возраста и психических особенностей личности. Рассмотрим некоторые из приемов, которые позволяют учитывать возрастные особенности старшеклассников.

1. Метод свободных ассоциаций. Принцип данного метода заключается в возникновении в сознании последовательных образов, имеющих естественные взаимосвязи. После формирования цепочки свободных ассоциаций происходит закрепление ее мысленным повторением. Запоминаемые сведения привязываются ассоциативными связями к последовательности выделенных опорных образов. Зрительные образы должны быть простыми и конкретными. Важно, чтобы опорные образы были уникальными и не повторялись. В образованной ассоциации всегда должны быть четко видны все входящие в нее образы. Нельзя прятать один образ за другой или представлять один образ внутри другого закрытого [4].

Например, английское слово spoon - «ложка» ассоциируется со словом cup - «чашка», а оно в свою очередь - со словом tea - что в переводе означает «чай» и т.д. Свободная ассоциативная цепочка может продолжаться в любом направлении в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Важно то, что мы воспроизводим цепочку, а не создаем новые ассоциации, так как они уже естественным образом заложены в нашем мышлении.

Прием свободных ассоциаций используется для расширения других методов запоминания, когда необходимо быстро сформировать дополнительные опорные образы.

2. Метод активного повторения. Под повторением в мнемотехнике понимается процесс, совершенно противоположный обычному повторению.

Обычно под повторением понимается многократное восприятие информации, в то время как повторение с точки зрения мнемотехники - это процесс многократного припоминания информации. Многократное припоминание запечатленных сведений называется активным повторением. Слово «активный» в этом определении подчеркивает гарантированную активизацию всех образованных ассоциаций [4, с. 20].

Мнемоническое повторение проводится не для запоминания, а для сохранения информации в памяти [5].

Промежутки времени, через которые следует активизировать запомненные сведения, зависят как от сложности и объема запоминаемых сведений, так и от навыка запоминания и функционального состояния конкретного человека.

Рекомендуется следующая временная схема повторения:

1. Первое припоминание информации необходимо сделать примерно через 40 - 60 минут после запоминания. Именно в течение этого времени разрушаются однократно образованные связи в памяти.

2. Второе припоминание - примерно через три часа после последнего.

3. Третье припоминание - через 6 часов после последнего.

4. Четвертое припоминание - на следующий день, утром.

Чем чаще припоминаются сведения, тем лучше они будут закрепляться в мозге. При запоминании иностранных слов можно постоянно повторять их мысленно, включая новые слова в различные грамматические конструкции. При этом реализуется принцип интенсивного обучения - обучения без перерывов, с «погружением» в предмет [4, с. 21].

После закрепления связи могут сохраниться в мозге около полутора месяцев без постоянного обращения к ним. По истечении полутора месяцев связи начинают частично разрушаться.

3. Метод фонетических ассоциаций. Данная методика является наиболее популярной в изучении иностранной лексики. Суть данного метода заключается в том, что к запоминаемому слову подбирается слово из родного языка, и при этом звучание иностранного слова ассоциируется со звучанием слова на родном языке. Между этими двумя словами строится «мостик» -ассоциация. Визуальный ряд в это время соединяет значения исходных слов [2]. Чем короче ассоциативный ряд, тем эффективнее проходит процесс запоминания.

Например: английское слово nock [nok] (стучать) и слово в русском языке «звонок». В приведенных словах имеется созвучный компонент «нок», который и позволяет провести прямую ассоциацию между двумя словами.

Так как подбор схожих по произношению слов в английском и русском языках представляет сложность, в мнемотехнике применяются специальные образные коды - образные аналоги транскрипции, которые следует заучивать заранее. Фонетические образные коды подбираются по простому принципу. Например: |s| - спичка, |au| - паук. Образные коды позволяют точно фиксировать произношение и существенно ускоряют процесс запоминания информации [5, с. 62].

Существуют и авторские способы запоминания иностранных слов при помощи мнемотехники. Н.Д. Слоущ предлагает следующий способ запоминания иностранных слов: иностранное слово заменяется похожим на него русским словом и соединяется с ним в связное предложение. Если же нам нужно изучить серию иностранных слов или запомнить их по порядку, слова незнакомые заменяются знакомыми и соединяются в связное предложение, далее предложения соединяются в одну цепь [8, с. 7].

Рассмотрим данный метод на примере нескольких английских слов. Дом - a house (в доме царил хаос) Пальто - a coat (кот порвал пальто) Сова - an owl (сова облетает аул)

Многие иностранные слова легко кодируются в образы через русский язык. Однако в иностранных языках есть звуки, отсутствующие в русском языке. К таким словам метод наводящих ассоциаций неприменим и используются фонетические образные коды [4, с. 119].

Необходимым условием последующего воспроизведения материала, усвоенного при помощи мнемотехники, становится овладение учащимися и прямыми, и обратными операциями, т.е. не только перекодированием (при запоминании), но декодированием (при последующем воспроизведении) [1 ].

Следует отметить тот факт, что особенности функционирования памяти школьников разнятся от этапа к этапу в соответствии с общим психическим развитием. В старшем школьном возрасте запоминание происходит осмысленно, старшеклассники могут уже в достаточной мере управлять вниманием и, следовательно, использовать мнемотехнические приемы в запоминании новой информации [3].

В младшем школьном возрасте у учащихся преобладает образное запоминание и непроизвольное внимание, что указывает на необходимость использования соответствующих приемов мнемотехники.

Список литературы

1. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/index.php (дата обращения: 12.05.2014 г.).

2. Запоминание иностранных слов: метод фонетических ассоциаций [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vasilevsky.net/metod-foneticheskih-associacij (дата обращения: 13.05.2014 г.).

3. Захарова Е.Ю. Роль памяти для запоминания информации. Основные методы и приемы запоминания английских слов [Электронный ресурс]. -URL: http://festival.1september.ru/articles/411300 (дата обращения: 12.05.2014 г.).

4. Зиганов М.А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. - М., 2000. - 173 с.

5. Зиганов М.А, Козаренко В.А, Семин А.Н. Техника запоминания иностранных слов. - М., 2002. - 144 с.

6. Меркулова И.Г. Формирование лексических навыков речевой деятельности на среднем и старшем этапах обучения иностранному языку [Электронный ресурс]. - URL: http://festival.1september.ru/articles/417700/ (дата обращения: 11.05.2014 г.).

7. Петровский А.В. Введение в психологию: учеб. - М., 1996. - 496 с.

8. Слоущ Н.Д. Мнемотехника, или искусство укреплять память. - 3-е изд., доп. - М., 1893. - 22 с.

9. Соловова Н.В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. - М., 2002. - 238 с.

10. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ed.gov.ru/edusupp/metodobesp/component/9067/ (дата обращения: 10.05.2014 г.).

© Панина Е.Ю., Пахолкова Т.А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.