Научная статья на тему 'Изучение мнемических способностей студентов в контексте учебно-профессиональной деятельности'

Изучение мнемических способностей студентов в контексте учебно-профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1627
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТЬ / МНЕМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / МНЕМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МНЕМОТЕХНИКА / ЗАПОМИНАНИЕ / ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бывшева Марина Валерьевна, Кобалян Анна Аликовна, Ханова Татьяна Геннадьевна

В статье актуализируется проблема развития памяти и мнемических способностей обучающихся как важнейшего компонента познавательной активности, обеспечивающей качество и результативность образования. На основе теоретического анализа научно-психологических исследований и собственного педагогического опыта авторы последовательно раскрывают сущность мнемической деятельности, структуру, факторы, обуславливающие ее развитие, способы и средства ее совершенствования. Предпринята попытка исследования закономерностей и механизмов развития мнемических способностей студентов в условиях учреждения среднего профессионального образования. Полученные авторами результаты констатируют низкий уровень развития способностей к запоминанию, демонстрируемый студентами на фоне общего снижения познавательных интересов и мотивов учебной деятельности. Делается вывод о необходимости специальной работы, направленной на оптимизацию мнемических способностей, предлагаются конкретные пути и методы тренировки и развития памяти в образовательном процессе и вне его. Акцентируется внимание на необходимости развития профессиональных умений и компетенций, познавательных способностей, имеющих свою специфику с позиций конкретной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бывшева Марина Валерьевна, Кобалян Анна Аликовна, Ханова Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS '' MEMICAL PROFICIENCES IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL PROFESSIONAL ACTIVITY

The article actualizes the problem of memory development and mnemonic abilities of students, as an important component of cognitive activity, which ensures the quality and effectiveness of education. On the basis of the theoretical analysis of scientific and psychological research and their own pedagogical experience, the authors consistently reveal the essence of mnemonic activity, the structure, factors that determine its development, ways and means of its improvement. An attempt has been made to study the regularities and mechanisms of the development of the mnemonic abilities of students in the conditions of the establishment of secondary vocational education. The results obtained by the authors show a low level of development of memory abilities, demonstrated by students against the background of a general decrease in cognitive interests and motives for learning activity. The conclusion is drawn about the need for special work aimed at optimizing mnemonic abilities, proposing concrete ways and methods for training and developing memory in the educational process and outside it. Attention is focused on the need to develop professional skills and competences, cognitive abilities that have their own specifics from the standpoint of specific professional activities.

Текст научной работы на тему «Изучение мнемических способностей студентов в контексте учебно-профессиональной деятельности»

УДК 37.025.6

М.В. БЫВШЕВА1, А.А. КОБАЛЯН2, Т.Г. ХАНОВА3

'Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация 2Филиал ГБПОУ «Колледж архитектуры и строительства № 7», пос. Новосмолинский Володарского района, Нижегородская область, Российская Федерация

3Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье актуализируется проблема развития памяти и мнемических способностей обучающихся как важнейшего компонента познавательной активности, обеспечивающей качество и результативность образования. На основе теоретического анализа научно-психологических исследований и собственного педагогического опыта авторы последовательно раскрывают сущность мнемической деятельности, структуру, факторы, обуславливающие ее развитие, способы и средства ее совершенствования. Предпринята попытка исследования закономерностей и механизмов развития мнемических способностей студентов в условиях учреждения среднего профессионального образования. Полученные авторами результаты констатируют низкий уровень развития способностей к запоминанию, демонстрируемый студентами на фоне общего снижения познавательных интересов и мотивов учебной деятельности. Делается вывод о необходимости специальной работы, направленной на оптимизацию мнемических способностей, предлагаются конкретные пути и методы тренировки и развития памяти в образовательном процессе и вне его. Акцентируется внимание на необходимости развития профессиональных умений и компетенций, познавательных способностей, имеющих свою специфику с позиций конкретной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: память, мнемические способности, мнемическая деятельность, мнемотехника, запоминание, воспроизведение.

M.V. BYVSHEVA1, A.A. KОBALYАN2, T.G. KHANOVA3

' Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russian Federation

2BPOU branch "College of Architecture and Construction No. 7", pos. Novosmolinsky, Volodarsk District, Nizhny Novgorod Region, Russian Federation

3Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

STUDENTS ' MEMICAL PROFICIENCES IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL PROFESSIONAL ACTIVITY

Abstract. The article actualizes the problem of memory development and mnemonic abilities of students, as an important component of cognitive activity, which ensures the quality and effectiveness of education. On the basis of the theoretical analysis of scientific and psychological research and their own pedagogical experience, the authors consistently reveal the essence of mnemonic activity, the structure, factors that determine its development, ways and means of its improvement. An attempt has been made to study the regularities and mechanisms of the

development of the mnemonic abilities of students in the conditions of the establishment of secondary vocational education. The results obtained by the authors show a low level of development of memory abilities, demonstrated by students against the background of a general decrease in cognitive interests and motives for learning activity. The conclusion is drawn about the need for special work aimed at optimizing mnemonic abilities, proposing concrete ways and methods for training and developing memory in the educational process and outside it. Attention is focused on the need to develop professional skills and competences, cognitive abilities that have their own specifics from the standpoint of specific professional activities.

Keywords: memory, mnemonic abilities, mnemonic activity, mnemotechnics, memorization, reproduction.

Вопрос о развитии памяти как одного их важнейших познавательных процессов относится к числу наиболее значимых и актуальных вопросов современной психологической науки. Процессы памяти, или мнемические процессы, тесно связаны с перцептивно-познавательной деятельностью человека и являются ключевым компонентом познавательной активности обучающихся. Человеческая память, приводя к единству разнообразный опыт, создает уникальное и неповторимое, тем самым творит личность. Действительно, приобретение новых знаний, умений или навыков становится невозможным без активного участия памяти. Одним словом, результативность обучения напрямую зависит от сформированности мнемических умений. Однако неправомерно объяснять успешность обучения только хорошо развитой памятью, умением заучивать и воспроизводить учебный материал. Практика показывает, что можно выделить категорию студентов, способных заучивать большой объем информации, точно воспроизводить определения научных понятий, правила, законы, но при этом испытывающих значительные трудности в осмысленном изложении материала, ответах на вопросы, аргументации. Это говорит о механическом заучивании учебной информации без ее осознания, а значит, о низком уровне усвоения знаний.

Необходимо подчеркнуть, что существует прямая взаимозависимость между качеством овладения учебным содержанием и уровнем развития памяти. Так, с одной стороны, усвоение новой информации невозможно без активного сознательного запоминания, но с другой - не ограничивается только работой памяти, поскольку предполагает также и активную мыслительную деятельность человека: умение анализировать, сравнивать, соотносить новое с уже известным, обобщать, делать умозаключения, применять теоретические знания в решении практических задач и т.д. Таким образом, низкая успеваемость учащихся, трудности в усвоении новых знаний не всегда являются следствием недостаточного развития действий памяти, тем более, что при правильной организации и технике запоминания, учитывающей закономерности развития памяти, возможно достичь высокого уровня развития мнемических способностей.

Актуальность проблемы развития памяти студентов обусловлена необходимостью повышения качества общего и профессионального образования в контексте идеологии модернизации образования. Значимость данной проблемы усиливается также потребностью в переориентации образования с процесса передачи информации субъекту познания на обучение его средствам и способам ее добывания и переработки [8].

Сегодня в условиях роста научно-технического прогресса и моделирования информационной среды наблюдается усложнение профессиональной деятельности, связанное с необходимостью не только развития профессиональных знаний молодого специалиста, но и совершенствования уровня профессионализации познавательных процессов, становления профессионального мировоззрения [7]. Другими словами, для достижения высоких профессиональных результатов будущему специалисту необходимо с начала обучения развиваться в русле своей будущей профессии, формировать необходимые с точки зрения специфики профессии особенности познавательных процессов. В век господства информационных технологий каждому профессионалу важно овладеть способностями к поиску, обработке и сохранению информации с последующей возможностью ее использования для решения профессионально-практических задач [13]. В связи с этим в данном исследовании поставлена задача изучить закономерности и эффективные методы развития мнемических способностей студентов.

Прежде всего, рассмотрим некоторые сложившиеся в отечественной науке подходы к решению данной задачи. Изучению разных аспектов человеческой памяти посвящены исследования отечественных и зарубежных ученых: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова, Г. Эббингауза и других [1], [3], [5], [9], [12], [16]. Впервые попытка систематического изучения высших форм памяти у детей была предпринята в конце 1920-х годов крупнейшим отечественным психологом Л.С. Выготским. Им было доказано, что высшие формы человеческой памяти являются результатом проявления сложной психической деятельности, имеющей социальное происхождение. Л.С. Выготским были сформулированы этапы опосредованного запоминания как наиболее сложного вида памяти [3]. В исследованиях П.И. Зинченко [5] и А.А. Смирнова [12] изучены существенные закономерности развития памяти как осмысленной деятельности, определена зависимость качества запоминания от характера поставленных задач, дана характеристика основных приемов запоминания. Известный отечественный физиолог И.П. Павлов, изучавший физиологические основы памяти, подчеркивал: «... Временная нервная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в самих нас. А вместе с тем оно же и психическое - то, что психологи называют ассоциацией ...» [11, с. 240].

Память или мнемическая деятельность - это активная психофизиологическая деятельность человека, направленная на запоминание, сохранение и воспроизведение какой-либо информации [5]. Эти три процесса, представляющие собой целостную мнемическую систему, являются ключевыми в развитии памяти и могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Под произвольностью процессов памяти понимают наличие осознаваемых целей и использование специальных способов или приемов запоминания, заучивания или активизации необходимого материала. Если же процессы памяти осуществляются без постановки специальной цели, то их относят к непроизвольным.

Как уже отмечалось выше, деятельность памяти составляет основу познавательной сферы человека, выступая основным условием усвоения социально-исторического опыта [2]. Безусловно, развитие личности не будет полноценным и гармоничным без должного развития памяти. Во многом благодаря именно ей человек выделился из животного мира и занял свое место в эволюционном процессе. Мнемическая деятельность позволяет человеку обеспечить непрерывность психической жизни: все сферы жизни и деятельности человека невозможны без памяти. Трудно представить ту область действительности, ту

профессиональную сферу, где функция памяти была бы излишней. Нередко причиной бесполезных усилий и долгих поисков является низкий уровень развития мнемической деятельности.

Как сложную многоуровневую систему, обусловленную взаимодействием биологической и социальной составляющих, трактует феномен мнемических способностей профессор С.А. Изюмова [6]. Согласно ее концепции, вариативность проявления способностей памяти человека обусловлена преимущественно двумя основными факторами: возрастной спецификой развития памяти и индивидуальными типологическими особенностями нервной системы, в частности, доминированием перцептивных или вербально-логических способов запоминания информации.

Память характеризуется такими параметрами, как объем, точность, скорость, длительность, прочность [14]. Объем - характеристика, отображающая, сколько может быть усвоено информации. Ученые определили, что человек в среднем задействует не более пяти процентов доступного ресурса памяти, однако этот показатель может быть увеличен с помощью специальных ежедневных тренировок. Под точностью понимается количество запоминаемых незначительных деталей, например, даты, детали одежды, интерьера, точные формулировки. Скорость запоминания и усвоения информации - во многом врожденный показатель: если целенаправленно заниматься его развитием, возрастут остальные характеристики. То же касается и скорости воспроизведения: чем быстрее мозг воспроизводит необходимую информацию, тем более эффективно используется накопленный опыт. От ситуации и целей зависит длительность хранения информации, поэтому одни моменты вспоминаются годами, другие забываются сразу. К тому же временной показатель хранения информации зависит от эмоционального фона усвоения, как, впрочем, и ряд других характеристик памяти.

Итак, в современной науке сложились различные подходы к исследованию проблемы памяти: психологические, физиологические, нейронные и ряд других, среди которых встречается много интересных гипотез. Это доказывает, что изучение процессов и закономерностей памяти - сложная задача, поиск оптимальных решений которой активно продолжается и сегодня.

В ходе образовательного процесса, направленного на овладение новыми видами деятельности и регулируемого новыми требованиями со стороны преподавательского состава, перед студентом возникают особые задачи: сосредоточить и удержать внимание на сообщаемых знаниях и способах действий, запомнить их и впоследствии воспроизвести или применить в практической ситуации [13], [17]. Для успешного их разрешения студенту необходимо овладеть специальными навыками удержания внимания, осознанного запоминания, активной мыслительной деятельности, что позволит придать процессу обучения целенаправленный и произвольный характер. Кроме того, в мнемической деятельности студентам предлагается задача - избирательно запомнить предлагаемый материал, потом воспроизвести его. Однако обучающийся должен непосредственно отделить материал, который ему предложено запомнить и при воспроизведении ограничиться именно этим материалом, вследствие чего данный вид деятельности носит избирательный характер.

Исследование направлено на изучение мнемических способностей студентов среднего профессионального образования, под которыми мы понимаем многоуровневую, организованную систему функциональных, операционных и регулирующих механизмов.

Исследование было организовано на базе филиала ГБПОУ «Колледж архитектуры и строительства № 7» (г. Москва), расположенного в поселке Новосмолинский Володарского района Нижегородской области. В исследовании приняли участие 30 человек, из них 20 девушек. Возраст испытуемых от 18 до 20 лет. В работе использовались обзорно-аналитический метод, психодиагностический метод, метод статистического анализа.

С целью изучения мнемических способностей студентов были отобраны следующие методики:

1. Методика «Числовые ряды» (Р.С. Немов);

2. Методика «Запоминание логически несвязанного материала» (Ф. Лезер);

3. Методика С.А. Гарибяна [4].

По результатам проведенной диагностики по методике Р.С. Немова «Числовые ряды» [10] мы пришли к выводу о том, что в среднем процент запоминания числовых рядов варьируется от 25 до 55%. Как правило, студенты запоминали первые или последние три числа. Лишь один юноша, студент второго курса, сумел воспроизвести в памяти 75% представленных ему для проверки чисел. Если рассматривать результаты тестирования в гендерном аспекте, то можно заметить, что наиболее высокие показатели были выявлены у девушек в возрасте 18-19 лет.

В тесте Ф. Лезера [10] перед студентами была поставлена задача: запомнить логически несвязанный между собой материал. Как показали результаты эмпирического исследования, три студента (один юноша в возрасте 18 лет и две девушки в возрасте 18 и 20 лет соответственно) не превысили 20-процентного барьера, остальные испытуемые показали в среднем результат запоминания - около 50% предложенного материала, из них 15% составили юноши в возрасте 18-19 лет.

Методика С.А. Гарибяна [4] основана на ассоциативном методе и подключении эмоций. Констатируем, что количество воспроизведенных слов у юношей и девушек оказалось приблизительно одинаковым. Девушки чаще воспроизводили такие слова, как: любовь, свидание, сессия, экзамен, стипендия. Юноши воспроизводили другие по смыслу слова: разлука, винт, капуста, школа, бабочка. Анализ и интерпретация результатов свидетельствует, что 55% опрошенных воспроизвели 80% предложенных слов. Кроме того, оказалось, что лучше запоминаются слова, имеющие особую эмоциогенность для испытуемых.

Сегодняшние студенты среднего профессионального образования, как следует из бесед с преподавателями, значительно отличаются от тех, что обучались 10-15 лет назад. У большинства из них наблюдается снижение познавательной активности, недостаточность развития функций памяти, мышления, внимания, слабая саморегуляция и самоконтроль. Такой студент зачастую не понимает, что говорит преподаватель, не может уловить смысл прочитанного и, как следствие, правильно выполнить учебное задание.

Итак, при проведении диагностического исследования, прежде всего, выяснилось, что у студентов достаточно высоко развита кратковременная память, поэтому доминирует запоминание информации, причем как учебной, так и неформальной, на незначительный промежуток времени. По-видимому, в процессе эволюционного и информационно-коммуникационного развития человек не испытывает необходимости в длительном сохранении информации в памяти, используя преимущественно кратковременную память. И второе, установка на запоминание любой информации должна опираться на развитые

мнемические умения, т.е. умения различными способами систематизировать материал для запоминания.

В целях развития и оптимизации памяти необходимо, в первую очередь, развивать мнемические способности, поскольку совершенствование процессов памяти крайне важно не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности. Как известно, хорошая память - обязательное условие успешного обучения. Любая деятельность человека зависит от качества памяти, поэтому память нужно и полезно тренировать.

Существует множество методов, позволяющих улучшить качество и объем запоминаемого материала. Одним из наиболее интересных, на наш взгляд, способов эффективного развития памяти является мнемотехника - ряд специально разработанных приемов и способов, оптимизирующих процесс запоминания необходимой информации. Основываясь на личном опыте применения мнемотехнических приемов в образовательном процессе, следует отметить, что мнемотехника значительно облегчает процесс обучения. Ниже представлены наиболее распространенные мнемотехнические приёмы [15]:

- метод словесных посредников;

- ритмизация;

- запоминание длинных терминов с использованием созвучных слов;

- метод «Римской комнаты»;

- метод «Цепочка»;

- метод «Невидимые части»;

- метод Д. О'Брайена;

- прием организующих схем;

- акронимы и акростихи.

На основе вышеизложенного следует сделать вывод о том, человеческая память является одним из наиболее интересных объектов изучения, не поддающихся объяснению. Она скрывает в себе множество удивительных, интересных фактов и таит колоссальное количество возможностей. Ее основные задачи - сохранять, копить и воспроизводить полученную ранее информацию. Этот феноменальный вид умственной деятельности связывает человека с прошлым, позволяет прекрасно ориентироваться в настоящем, благодаря опыту предыдущих поколений и собственным знаниям, а иногда и заглядывать в будущее. Неизвестно, как она работает, и даже где она находится, каковы ее ресурсы и сколько информации в день может запомнить человек. Но развивать и укреплять память необходимо каждому, ведь потенциал человека огромен и до конца не изучен. Мнемические способности даны человеку неслучайно, они обеспечивают возможности запоминать и обучаться, воспринимая и перерабатывая разнообразную информацию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. С. 380-389.

2. Бывшева М.В. Проблема преемственности в контексте непрерывности системы образования // Педагогическое образование в России. 2012. №3. С. 28-32.

3. Выготский Л.С. Эйдетика // Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. С. 178-200.

4. Гарибян С.А. Активизация мышления, развитие памяти [Электронный ресурс]. URL: http://www.klex.ru/jpq (дата обращения: 11.03.2017).

5. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти / под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. С. 465-476.

6. Изюмова С.А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01 [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/priroda-mnemicheskikh-sposobnostei-i-differentsiatsiya-obucheniya (дата обращения: 16.04.2017).

7. Каштанова С.Н., Белинова Н.В. Модульное обучение: целеполагание, структура и проектирование содержания [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. №4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/modulnoe-obuchenie-tselepolaganie-struktura-i-proe (дата обращения: 12.03.2017).

8. Кисова В.В., Кузнецов Ю.А., Семенов А.В. О некоторых психологических аспектах современной российской системы образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. №5-2. С. 81-85.

9. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. М.: Госучпедиздат, 1931. 279 с.

10. Методика «Числовые ряды» // Альманах психологических тестов. М., 1995. С. 139-140.

11. Павлов И.П. Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1950. 264 с.

12. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. 422 с.

13. Ханова Т.Г. Использование MOODLE в образовательном процессе вуза // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. №2(3). С. 140-143.

14. Черемошкина Л.В. Психология памяти. М.: Аспект Пресс, 2009. 319 с.

15. Черемошкина Л.В. Развитие памяти у детей. М.: Академия, 2005. 218 с.

16. Эббингауз Г. Смена душевных образований // Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М., 2000. С. 243-264.

17. Rossova Yu.I. Students' project activities in the context of standardization of education // European Journal of Natural History. 2016. №5. Р. 102-104.

REFERENCES

1. Blonskij P.P. The basic assumptions of the genetic theory of memory. Psihologija pamjati. Moscow, 2000, pp. 380-389. (In Russian)

2. Byvsheva M.V. The problem of continuity in the context of the continuity of the education system. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii. 2012, no. 3, pp. 28-32 (in Russian).

3. Vygotskij L.S. Eidetika. Psikhologiyapamyati. Moscow, 2000, pp. 178-200 (in Russian).

4. Garibjan S.A. Aktivizacija myshlenija, razvitie pamjati [Activation of thinking, memory development]. Available at: http://www.klex.ru/jpq (accessed 11.03.2017) (in Russian).

5. Zinchenko P.I. Involuntary memorization and activity. Psihologija pamjati. Moscow, 2000, pp. 465-476 (in Russian).

6. Izjumova S.A. Priroda mnemicheskih sposobnostej i differenciacija obuchenija. Diss.dokt. psihol. nauk [The nature of mnemonic abilities and the differentiation of learning. Dr. psychol. sci. diss.]. Moscow, PI RAO, 1994. 474 р. Available at: http://www.dissercat.com/content/priroda-mnemicheskikh-sposobnostei-i-differentsiatsiya-obucheniya (accessed 16.04.2017) (in Russian).

7. Kashtanova S.N., Belinova N.V. Modular training: goal-setting, structure and content design. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 4. Available at:

http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/modulnoe-obuchenie-tselepolaganie-struktura-i-proe (accessed 12.03.2017) (in Russian).

8. Kisova V.V., Kuznecov Ju.A., Semenov A.V. On Some Psychological Aspects of the Modern Russian Educational System. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2013, no. 5-2, pp. 81-85 (in Russian).

9. Leont'ev A.N. The development of memory. Moscow, Gosuchpediizdat Publ., 1931. 279 p. (In Russian)

10. Technique "Numerical series". Al'manahpsihologicheskih testov.Moscow, 1995, pp.139-140 (in Russian).

11. Pavlov I.P. Selected works. Moscow, Uchpedgiz Publ., 1950. 264 p. (In Russian)

12. Smirnov A.A. Problems in the psychology of memory. Moscow, Education Publ., 1966. 422 p. (In Russian)

13. Hanova T.G. Ispol'zovanie MOODLE v obrazovatel'nom processe vuza. Educational environment today: development strategies, 2015, no. 2 (3), pp. 140-143. (In Russian)

14. Cheremoshkina L.V. The psychology of memory. Moscow, Aspect Press Publ., 2009. 319 p. (In Russian)

15. Cheremoshkina L.V. Development of memory in children. Razvitie pamjati u detej. Moscow, Academy Publ., 2005. 218 p. (In Russian)

16. Jebbingauz G. The change of mental formations. Psihologijapamjati. Moscow, 2000, pp. 243264 (in Russian).

17. Rossova Yu.I. Students' project activities in the context of standardization of education // European Journal of Natural History. 2016, no. 5, pp. 102-104.

© Бывшева М.В., Кабалян А.А., Ханова Т.Г., 2017

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Бывшева Марина Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Российская Федерация, e-mail: mbyvsheva@yandex.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Byvsheva Marina - Ph.D., associate professor, assistant professor of pedagogy and child psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia, e-mail: mbyvsheva@yandex.ru

Кобалян Анна Аликовна - преподаватель специальных дисциплин, Филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Колледж архитектуры и строительства № 7», пос. Новосмолинский Володарского района, Нижегородская область, Российская Федерация, е-таП: коЬа1уап slavik@ mail.ru

Kobalian Anna Alikovna - teacher of special disciplines, State budget professional educational institution branch "College of Architecture and Construction No. 7", pos. Novosmolinsky, Volodarsk District, Nizhny Novgorod Region, Russian Federation e-mail: kobalyan_slavik@mail.ru

Ханова Татьяна Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: tanyaha10@mail.ru

Khanova Tatiana - Ph.D., associate professor, assistant professor of psychology and pedagogy of preschool and primary education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: tanyaha10@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.