Научная статья на тему 'Соотношение понятий "память" и "мнемические способности" в общей и музыкальной педагогике'

Соотношение понятий "память" и "мнемические способности" в общей и музыкальной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНЕМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ОПЕРАЦИОННЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоренко Алиса Леонидовна

В статье рассматривается корреляция понятий "память" и "мнемическая способность" в общей и музыкальной педагогике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение понятий "память" и "мнемические способности" в общей и музыкальной педагогике»

^ "Культурная жизнь Юга России"

№ 5 (34), 2009

А. Л. СИДОРЕНКО

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПАМЯТЬ» И «МНЕМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ» В ОБЩЕЙ И МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

в статье рассматривается корреляция понятий «память» и «мнемическая способность» в общей и музыкальной педагогике.

Ключевые слова: мнемические способности, операционные и функциональные механизмы памяти.

Строгого разделения понятий «память» и «мнемические способности» долгие годы не существовало по целому ряду причин. Память чаще всего рассматривали как психический процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации, не характеризуя сущность его психических механизмов. Кроме того, само понятие способностей соотносили с деятельностью субъекта, а не с функциями познания. Специалисты указывают, что исследования собственно мнеми-ческих способностей начались во второй половине ХХ века, после работ А. А. Смирнова [1].

Эти способности рассматривали как основу мнемической активности и мнемической деятельности, без участия которой невозможен мнеми-ческий результат.

Развертывание мнемической деятельности проявляется как тенденция от непосредственного запоминания к опосредованному, от запечатле-ния к запоминанию, от кратковременной памяти к долговременной. Ее становление происходит в опоре на функциональные и операционные механизмы как их взаимодействие [2]. Основное условие для полноценного запоминания музыки - углубленное понимание произведения, особенностей его структуры, формообразования. Другими словами, это базис синтеза информации, ее «присвоения», превращения в «свою».

Можно выделить следующие характеристики продуктивности мнемических способностей: производительность, количество запомненного и воспроизведенного материала, т. е. объем памяти; скорость запоминания и воспроизведения; качество, точность запоминания и воспроизведения; надежность, прочность, вероятность быстрого и точного запоминания и воспроизведения.

Развитие познавательных способностей в онтогенезе связано с появлением в их структуре операционных механизмов - способов преобразования информации для того, чтобы понять ее, запомнить и сохранить. В музыке это осуществляется как поиск сходных и близких мелодий, тональностей, построений, из которых требуется выбрать единственно верный способ запоминания.

Появление операционных механизмов в структуре мнемических способностей имеет принципиальное значение и, по Л. С. Выготскому, может быть названо социогенезом высших форм поведения [3].

Некоторые пути освоения запоминаемого материала не требуют значительной его обработки на перцептивном уровне (выделение опорного пункта, группировка, ассоциация, установление последовательностей). Более сложные (аналогия, систематизация, структурирование) могут совершаться при доминирующей мыслительной обработке. Баланс между требованиями соответствующих видов деятельности и наличным уровнем способностей личности достигается как разрешение внутриструктурных противоречий. Он обусловлен наличием связи между структурой мнемических и других познавательных способностей, увеличением объема памяти через образование дополнительных ассоциаций. Иными словами, работа по запоминанию есть развитие памяти.

Российский психолог и педагог А. Л. Готсдинер выделил четыре этапа развития музыкального восприятия, каждый из которых соответствует определенным возрастным стадиям (возрастным группам).

К низшим он отнес стадии сенсомоторного научения и перцептивных действий. На сенсомо-торной стадии, формирующейся на первом этапе жизни, музыка воспринимается нерасчлененно, аморфно. Стадия перцептивных действий характеризуется возникновением активных встречных движений, направленных на обследование предмета, а также появлением голосовых реакций. Это зачатки слуховой дифференциации, эмоциональный отклик на ладовые, ритмические, динамические особенности мелодии.

Две вышеназванные стадии люди проходят в период дошкольного детства. Две другие стадии - образование эстетических моделей и эвристическую - А. Л. Готсдинер причисляет к высшим. На соответствующем этапе в памяти человека запечатлеваются алгоритмы музыкальных произведений, жанровые дефиниции, средства музыкальной выразительности. Он запоминает и научается обобщать отрывки из музыкальных сочинений, у него появляется индивидуальное оценочное отношение к воспринимаемой музыке. Завершение стадии эстетических моделей обычно приходится на конец младшего школьного возраста. Наступление эвристической стадии характеризуется появлением способности предвосхищать, предугадывать дальнейшее развертывание музы-

№ 5 (34), 2009 "Культурная жизнь Юга России" ^

кальной ткани. В этот период и складывается наиболее полное постижение произведения.

Музыкальное восприятие - процесс не прямолинейный, его стадии плавно переходят одна в другую. Черты высшей ступени зарождаются на низшей [4]. По нашему мнению, музыкальное восприятие взрослого человека далеко не всегда достигает эвристической стадии: сказывается недостаток музыкальной культуры.

Согласно музыкально-педагогической системе Б. Л. Яворского рекомендуется включать в учебный репертуар произведения разных стилей. При таком подборе музыкальная память, а вместе с ней и музыкальное восприятие открыты различным пластам музыкальной культуры.

Психология памяти доказывает существование связи между мнемическими процессами и личностными образованиями, которые выполняют регулирующую функцию по отношению к за-

поминанию. Считая что музыкальная память определяется индивидуальными особенностями и психофизическими данными музыканта-исполнителя, мы понимаем под мнемическими способностями свойства функциональных систем мозга, позволяющие кодировать / декодировать информацию в целях запоминания, сохранения и воспроизведения. Единство этих образований и составляет память.

Литература

1. Черемошкина Л. В. Психология памяти. М., 2002. С. 63.

2. Бочарова С. П. Психология памяти. Харьков, 2007. С. 195.

3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М., 2004. С. 202.

4. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М., 1993. С. 79.

A. L. SIDORENKO. CORRELATION OF NOTIONS «MEMORY» AND «MNEMONIC ABILITIES» IN GENERAL AND MUSIC PEDAGOGY

This article is dedicated to the correlation of notions «memory» and «mnemonic ability» in general and music pedagogy.

Key words: mnemonic abilities, operational and functional mechanisms of memory.

о. В. ПЕНКИНА

ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

в статье рассматриваются основные тенденции трансформации социальной реальности, которые, в свою очередь, сказываются на развитии высшего профессионального образования.

Ключевые слова: трансформация социального пространства, высшее профессиональное образование, развитие креативных качеств личности студента.

Сегодня все мы являемся свидетелями и участниками грандиозных процессов становления единого, взаимозависимого и взаимопроникающего мира. В последние десятилетия ХХ и в начале XXI века глобальные процессы вывели на новый этап социального бытия. Ситуация, сложившаяся в России, не поддается однозначной оценке и характеризуется рядом полярно противоположных данностей.

С одной стороны, существует потребность в конкурентоспособных специалистах, генерирующих знания и творчески их применяющих, с другой - мы имеем дело с определенной замкнутостью системы образования: традиционные критерии подготовки будущих специалистов безотносительно к требованиям современного времени базируются на немецкой классической модели университетского образования ХУШ-Х1Х веков. С одной стороны, динамично развивается информационная цивилизация, с другой - идет устаревание элементов образования. С одной стороны, высокая квалификация выступает главным фактором материального достатка и общественно-

го признания личности, с другой - наблюдается несоответствие современного статуса индивида реалиям жизни в изменяющемся социуме. С одной стороны, становится все острее потребность в кадрах моложе 30 лет, способных мыслить творчески, нестандартно, с другой - ускоряется тем-поральность социального бытия.

Динамичные изменения социальной реальности противоречивы и неупорядочены. Ж. Т. Тощенко, подчеркивая их драматизм, травмирующий и деформирующий общественное сознание, предложил называть их метаморфозами [1].

К числу метаморфоз социальной реальности можно отнести информационный взрыв, виртуальную реальность. Сегодня мультимедийные технологии с их уникальными информационными возможностями соединяют в себе культуру и цивилизацию, мир ценностей и средств. Вследствие этого происходят глубокие преобразования: меняются способы и формы социализации и облик производства, трансформируются образ жизни и ментальность. Как говорил М. Кастельс, «созревание информациональной экономики, диффу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.