Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ САМОВЫРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ДЕТСКОЙ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ САМОВЫРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ДЕТСКОЙ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самовыражение / книжная иллюстрация / детская книжная иллюстрация / развитие самовыражения / диагностический инструментарий / self-expression / book illustration / children's book illustration / self-expression development / diagnostic tools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошеленко Дарья Андреевна, Овсянникова Оксана Александровна

Статья посвящена проведению начальной диагностики и разработке диагностического инструментария по проблеме исследования уровня развития самовыражения обучающихся с помощью детской книжной иллюстрации. Исследуемая проблема недостаточно изучена, поэтому нуждается в теоретическом обосновании и практическом исследовании. Анализируя литературу по теме исследования, были рассмотрены и проанализированы понятия «самовыражение» и «детская книжная иллюстрация». Также авторы рассмотрели возможность использования книжной иллюстрации как средства самовыражения. По мнению авторов, книжная иллюстрация может эффективно помочь обучающимся в развитии самовыражения. В качестве практического исследования используется внедрение диагностики в учебный процесс. На основе уточненного понятия «развитие самовыражения обучающихся с помощью детской книжной иллюстрацией» были выделены показатели. Для каждого показателя были определены диагностические методы, разработаны диагностические задания и определены уровни развития каждого показателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошеленко Дарья Андреевна, Овсянникова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the initial diagnosis and the development of diagnostic tools on the problem of studying the level of development of self-expression of students using children's book illustrations. The problem under study has not been sufficiently studied, therefore it needs theoretical justification and practical research. Analyzing the literature on the research topic, the concepts of «self-expression» and «children's book illustration» were considered and analyzed. The authors also considered the possibility of using book illustrations as a means of self-expression. According to the authors, book illustration can effectively help students in the development of self-expression. The introduction of diagnostics into the educational process is used as a practical study. Based on the clarified concept of «the development of self-expression of students with the help of children's book illustration», indicators were highlighted. Diagnostic methods have been defined for each indicator, diagnostic tasks have been developed and p levels have been determined.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ САМОВЫРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ДЕТСКОЙ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ»

Аннотация. Данная статья рассматривает разные аспекты обучения детей с ОВЗ. Цель данной научной статьи заключается в исследовании аспектов, касательно информационных технологий и проектной деятельности при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках информатики. Также для получения объективных и актуальных данных были проанализированы автором отечественные научные материалы, касательно вышеуказанной тематике. Данная работа посвящена преимущественно аспектам информационных технологий и проектной деятельности при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках информатики. Получение образования играет ключевую роль в социализации и адаптации детей с ОВЗ в обществе, позволяя им реализовать свой потенциал. Образование постоянно модернизируется, и внедрение информационных технологий становится стратегическим направлением. Эти технологии помогают создавать специализированные условия для обучения детей с ОВЗ, повышая эффективность образовательного процесса. Исследования показывают, что информационные технологии имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения, такие как доступ к большому объему информации, учет возрастных особенностей учащихся, создание благоприятного психологического климата и активизация познавательной деятельности. В образовательном процессе детей с ОВЗ информационные технологии помогают создавать необходимые условия для коррекции и компенсации нарушений. Применение информационных технологий на уроках информатики включает дистанционное обучение, использование электронных изданий, виртуальных музеев и лабораторий, а также помогает закрепить навыки работы на компьютере.

Ключевые слова: информационные технологии, образование, проектная деятельность, здоровье, информатика, дети с ограниченными возможностями, обучение, образование.

Annotation. This article examines various aspects of teaching children with disabilities. The purpose of this scientific article is to study aspects related to information technology and project activities in teaching children with disabilities in computer science lessons. Also, in order to obtain objective and relevant data, the author analyzed domestic scientific materials related to the above-mentioned topics. This work is mainly devoted to aspects of information technology and project activities in teaching children with disabilities in computer science lessons. Education plays a key role in the socialization and adaptation of children with disabilities in society, allowing them to realize their potential. Education is constantly being modernized, and the introduction of information technology is becoming a strategic direction. These technologies help to create specialized conditions for teaching children with disabilities, increasing the effectiveness of the educational process. Research shows that information technologies have many advantages over traditional teaching methods, such as access to a large amount of information, taking into account the age characteristics of students, creating a favorable psychological climate and enhancing cognitive activity. In the educational process of children with disabilities, information technology helps to create the necessary conditions for correction and compensation of violations. The use of information technology in computer science lessons includes distance learning, the use of electronic publications, virtual museums and laboratories, and also helps to consolidate computer skills.

Key words: information technology, education, project activities, health, computer science, children with disabilities, education, education.

Литература:

1. Белаш, M.A. Проектная деятельность на уроках информатики / М.А. Белаш. - Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). - Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. - С. 65.

2. Колганова, М.В. Информационные технологии в обучении инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках дисциплины «Информатика» / М.В. Колганова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2017. - №3. - С. 57.

3. Улыбин, B.C. Современные информационно-коммуникационные технологии в образовании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / B.C. Улыбин, О.В. Улыбина, У.В. Хахалкина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 51 (393). - С. 415.

УДК 372.874

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ САМОВЫРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ДЕТСКОЙ

КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ

Кошеленко Дарья Андреевна студентка 4 курса

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

Овсянникова Оксана Александровна кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой искусств Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Программа художественных школ в первую очередь ориентирована на развитие технических, художественных навыков, а не на раскрытие внутреннего мира ученика. Вследствие постоянного оттачивания технических навыков и многолетнего рисования академических постановок, ребенок теряет интерес к искусству. В искусстве важно одинаково уделять внимание как техническим навыкам, так и развитию внутреннего мира обучающихся, ведь одно не может существовать без другого, оба этих компонента в равной степени важны. Детская книжная иллюстрация может помочь подрастающему поколению проявить свое «Я» в искусстве. Необходимо донести до подростков, что детская книжная иллюстрация - это не просто красивая картинка на странице книги, но и прекрасный способ самовыражения, несущий в себе художественный замысел. Проблему самовыражения затрагивали многие ученые: Зинченко Е.В., Мухина B.C., Шкуратова И.П., Эльконин Д.Б. [1], [4], [5], [6]. Они писали о важности самовыражения в подростковом возрасте и о связи самовыражения с творчеством. Однако никто из вышеперечисленных ученых не рассматривал проблему разработки диагностического инструментария по исследованию уровня самовыражения обучающийся с помощью детской книжной иллюстрации.

Изложение основного материала исследования. Ученые по-разному трактуют понятие «самовыражение». И.П. Шкуратова трактовала понятие «самовыражение» как «широкий круг вербальных и невербальных поведенческих актов, используемых человеком с целью передачи информации о себе другим людям, а также создания определенного образа себя» [5]. Исходя из этого определения, мы можем заметить, что самовыражение - это всегда процесс проявления своего внутреннего «Я» во внешнюю среду. Для того, чтобы проявление своего внутреннего «Я» было более эффективным, необходимо правильно подобрать способы и средства самовыражения себя.

Наиболее эффективным средством самовыражения принято считать творческую деятельность. Творчество помогает человеку излить свои чувства, эмоции и переживания, а также запечатлеть их на своей работе. Не зря великие художники всех времен создавали свои знаменитые полотна в следствие каких-то сильных эмоциональных переживаний.

Авторы (Овсянникова O.A., Костылева Р.Э.) определяют «способность к самовыражению на занятиях по изобразительному искусству как способность к проявлению потенциальных возможностей в художественном творчестве и выражение личностного отношения к самому себе и окружающему миру при восприятии искусства и при создании художественно-творческого продукта средствами художественной выразительности» [5, С. 98]. Таким образом, самовыражение на занятиях, связанных с искусством, проявляется в способности выражать свои чувства, идеи, мысли в художественно-творческом продукте, а значит через художественный образ.

«Книжная иллюстрация представляет собой изображение, поясняющее или дополняющее текст» [2]. С первого взгляда книжная иллюстрация ничего необычного не представляет, для большинства это просто красивая картинка на фоне текста, но для маленького ребенка она играет важную роль, для него книжная иллюстрация - целый мир, способный рассказать и показать то, что не способен сделать текст. Детская иллюстрация имеет свои особенности, которые помогают сделать ее привлекательной для юных читателей: яркие цвета, простота и ясность, упрощенные изображения, понятные сюжеты, детализированность. Следовательно, детская книжная иллюстрация - это изображение, занимающее большую часть книги и поясняющее суть текста.

Проанализировав понятие «самовыражение», «детская книжная иллюстрация», можно сформулировать ключевое понятие исследования. Самовыражение обучающихся с помощью детской книжной иллюстрации - это знание специфики детской книжной иллюстрации, способность выражать свои чувства, идеи и мысли через художественные образы в ходе создания детской книжной иллюстрации.

В соответствии с темой и целью исследования была разработана и проведена диагностика по изучению уровня развития самовыражения, обучающихся с помощью детской книжной иллюстрации. Исследование проводилось на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств «Фантазия» поселка Боровского Тюменской области. В исследовании приняли участие обучающиеся восьмого класса в количестве одиннадцати человек. На основе уточненного понятия были выделены показатели исследования уровня развития самовыражения обучающихся с помощью детской книжной иллюстрацией: «Знание специфики детской книжной иллюстрации» «Способность выражать свои чувства, идеи и мысли через художественные образы в ходе создания детской книжной иллюстрации». Для каждого показателя были определены методы и разработаны задания, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерий, показатели, диагностические методы по определению уровня развития самовыражения обучающихся

с помощью детской книжной иллюстрации

Критерий

Самовыражение обучающихся с помощью детской книжной иллюстрации - это знание специфики детской книжной иллюстрации, способность выражать свои чувства, идеи и мысли через художественные образы в ходе создания детской книжной иллюстрации._

Показатели

Знание специфики детской книжной иллюстрации

Способность выражать свои чувства, идеи и мысли через художественные образы в ходе создания детской книжной иллюстрации._

Диагностические методы

Анкетирование

Творческое задание

Для определения уровня первого показателя «Знание специфики детской книжной иллюстрации» была разработана анкета, состоящая из восьми вопросов-заданий. Первый вопрос был направлен на выявление интереса к книжной иллюстрации (обращают ли вообще внимание обучающиеся на иллюстрации и нравятся ли они им).

Второе задание было направленно на выявление способности обнаруживать детскую книжную иллюстрацию среди других изображений. Обучающимся предоставлялись на выбор четыре картинки, среди которых необходимо было найти те, что относятся кдетской книжной иллюстрации.

Третье задание было направленно на выявление знаний об особенностях детской книжной иллюстрации.

Четвертое задание предполагало выбор понравившейся иллюстрации.

Пятое задание было направленно на выявление умения анализировать иллюстрацию, обосновывать свой выбор. Учащимся предлагалось аргументировать свой выбор, почему они выбрали данную иллюстрацию в четвертом задании.

Шестое задание было направленно на выявление способности описывать визуальный образ, созданный у себя в голове на основе увиденного изображения. Учащимся было необходимо сочинить небольшую историю о том, что происходит на картинке (на основе выбранной иллюстрации в четвертом задании).

Седьмой вопрос был направлен на выявление знаний о необходимости включения иллюстраций в книгах.

Восьмой вопрос был сконцентрирован на выявлении личного предпочтения о необходимости размещения иллюстраций в книгах.

Для выявления второго показателя «Способность выражать свои чувства, идеи и мысли через художественные образы в ходе создания детской книжной иллюстрации», было разработано авторское диагностическое задание. Применяемый диагностический метод - творческое задание. Задание было сформулировано следующим образом: «Прочитайте фрагмент сказки «Снежная Королева» и нарисуйте иллюстрацию к данному отрывку. Постарайтесь выразить в иллюстрации все чувства и эмоции, что вы испытали, сделайте иллюстрацию именно такой, какой хотите вы, пускай она будет не похожа на другие. Материалы: акварель, гуашь, карандаши (на выбор), форматА5-А4».

По двум показателям уровень развития самовыражения оценивается по трех балльной системе. По показателю «Знание специфики детской книжной иллюстрации»:

«Знание специфики детской книжной иллюстрации» (3 балла) - Учащийся умеет выделять детскую иллюстрацию среди других изображений, знает отличительные особенности детской книжной иллюстрации, знает для чего нужна иллюстрация, умеет анализировать иллюстрации; описывать воображаемый визуальный образ, проявляет интерес к книжной иллюстрации.

«Знание специфики детской книжной иллюстрации» (2 балла) - Учащийся умеет выделять детскую иллюстрацию среди других изображений, не знает отличительные особенности детской книжной иллюстрации, не знает для чего нужна иллюстрация, умеет анализировать иллюстрации; описывать воображаемый визуальный образ, проявляет интерес к книжной иллюстрации.

«Знание специфики детской книжной иллюстрации» (1 балл) - Учащийся не умеет выделять детскую иллюстрацию среди других изображений, не знает отличительные особенности детской книжной иллюстрации, не знает для чего нужна иллюстрация, не умеет анализировать иллюстрации, не умеет описывать воображаемый визуальный образ, но проявляет некоторый интерес к книжной иллюстрации.

По показателю «Способность выражать свои чувства, идеи и мысли через художественные образы в ходе создания детской книжной иллюстрации» были сформулированы следующие уровни.

«Способность выражать свои чувства, идеи и мысли через художественные образы в ходе создания детской книжной иллюстрации». (3 балла) - Учащийся способен создавать собственный оригинальный художественный образ, основываясь на своих чувствах и эмоциях от прочитанного фрагмента. Работа отличается оригинальностью, необычностью и нетипичностью изображения, рисунок соответствует содержанию текста.

«Способность выражать свои чувства, идеи и мысли через художественные образы в ходе создания детской книжной иллюстрации». (2 балла) - Учащийся способен создавать собственный художественный образ, основываясь на своих чувствах и эмоциях от прочитанного фрагмента. Работа не отличается оригинальностью, изображаемый образ стандартный, широко распространенный, рисунок соответствует содержанию текста.

«Способность выражать свои чувства, идеи и мысли через художественные образы в ходе создания детской книжной иллюстрации». (1 балл) - Учащийся не способен создавать собственный художественный образ, основываясь на своих чувствах и эмоциях от прочитанного фрагмента. Работа не отличается оригинальностью, изображаемый образ стандартный, широко распространенный, рисунок не соответствует содержанию текста.

На основе суммы баллов по двум показателям можно определить уровень развития самовыражения обучающихся с помощью детской книжной иллюстрации.

В ходе проведения диагностики было выявлено, что с заданием по первому показателю часть учеников (63%) не смогла справиться и правильно ответить на вопросы в связи с недостаточным количеством знаний. Но стоит отметить, что небольшой процент учеников (37%) с интересом и ответственно отнеслись к заданию и выполнили задания верно. Второе задание у части ребят вызвало интерес, у другой же части особого интереса не возникло. При проверке задания по второму показателю у части учеников (27%) были выявлены интересные и оригинальные работы, у других же работы были банальными и шаблонными (73%). Однако главную идею задания в своих работах отразили все. Исходя из результатов, можно сделать вывод: в 8 классе присутствует недостаточный уровень развития самовыражения с помощью детской книжной иллюстрации.

Выводы. Разработанный диагностический инструментарий исследования уровня развития самовыражения обучающихся с помощью детской книжной иллюстрации, поможет определять уровень исследуемого качества и составлять задания, способствующие развитию данного качества обучающихся.

Аннотация. Статья посвящена проведению начальной диагностики и разработке диагностического инструментария по проблеме исследования уровня развития самовыражения обучающихся с помощью детской книжной иллюстрации. Исследуемая проблема недостаточно изучена, поэтому нуждается в теоретическом обосновании и практическом исследовании. Анализируя литературу по теме исследования, были рассмотрены и проанализированы понятия «самовыражение» и «детская книжная иллюстрация». Также авторы рассмотрели возможность использования книжной иллюстрации как средства самовыражения. По мнению авторов, книжная иллюстрация может эффективно помочь обучающимся в развитии самовыражения. В качестве практического исследования используется внедрение диагностики в учебный процесс. На основе уточненного понятия «развитие самовыражения обучающихся с помощью детской книжной иллюстрацией» были выделены показатели. Для каждого показателя были определены диагностические методы, разработаны диагностические задания и определены уровни развития каждого показателя.

Ключевые слова: самовыражение, книжная иллюстрация, детская книжная иллюстрация, развитие самовыражения, диагностический инструментарий.

Annotation. The article is devoted to the initial diagnosis and the development of diagnostic tools on the problem of studying the level of development of self-expression of students using children's book illustrations. The problem under study has not been sufficiently studied, therefore it needs theoretical justification and practical research. Analyzing the literature on the research topic, the concepts of «self-expression» and «children's book illustration» were considered and analyzed. The authors also considered the possibility of using book illustrations as a means of self-expression. According to the authors, book illustration can effectively help students in the development of self-expression. The introduction of diagnostics into the educational process is used as a practical study. Based on the clarified concept of «the development of self-expression of students with the help of children's book illustration», indicators were highlighted. Diagnostic methods have been defined for each indicator, diagnostic tasks have been developed and p levels have been determined

Keywords: self-expression, book illustration, children's book illustration, self-expression development, diagnostic tools.

Литература:

1. Зинченко, E.B. Самораскрытие и его обусловленность социально-психологическими и личностными факторами: автореф. дисс. канд. психол. наук / Е.В. Зинченко. - Ростов-на-Дону, 2000. - 23 с.

2. Ираидина, М. Рисунок - это иллюстрация? А фото? Объясняем, что такое иллюстрация [Электронный ресурс] / М. Ираидина. -URL: https://skillbox.ru/media/design/obyasnyaem_chto_takoe_illyustratsiya (дата обращения: 20.12.2023)

3. Костылева, Р.Э. Разработка формирующего эксперимента по развитию способности к самовыражению у младших школьников в сфере дополнительного образования / Р.Э. Костылева, О.А. Овсянникова // Наукосфера. - 2023. - № 5-1. -С. 95-103

4. Мухина, B.C. Возрастная психология / B.C. Мухина. - 10-е изд. - М.: Академия, 2006. - 608 с.

5. Шкуратова, И.П. Самовыражение личности в общении // Психология личности / Под ред. П.Н. Ермакова и В.А. Лабунской. - М.: ЭКСМО, 2007. - С. 241-265

6. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.