Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ИНТЕРЕСА К ДЕТСКОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВОЙ ЖИВОПИСИ'

РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ИНТЕРЕСА К ДЕТСКОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВОЙ ЖИВОПИСИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
163
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЖИВОПИСЬ / ДЕТСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ИНТЕРЕС К ДЕТСКОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кульмитова Ирина Ренатовна

В статье рассматривается проблема изучения интереса к детской иллюстрации средствами цифровой живописи на занятиях изобразительного искусства. Теоретической значимостью данного исследования является уточнение понятия «интерес к детской иллюстрации средствами цифровой живописи». К практической значимости работы относится разработка диагностического инструментария исследования обозначенного понятия. Определяются показатели, диагностические методы и задания для детей, выявляются уровни развития интереса к детской иллюстрации средствами цифровой живописи на занятиях по изобразительному искусству.The article deals with the problem of studying the interest in children's illustration by means of digital painting in the visual arts classes. The theoretical significance of this study is the clarification of the concept of "interest in children's illustration by means of digital painting". The practical significance of the work includes the development of diagnostic tools for the study of the designated concept. Indicators, diagnostic methods and tasks for children are determined, the levels of development of interest in children's illustration by means of digital painting in visual arts classes are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ИНТЕРЕСА К ДЕТСКОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВОЙ ЖИВОПИСИ»

УДК 372.874

Психолого-педагогические науки

Кульмитова Ирина Ренатовна, студентка 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Изобразительное искусство» Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» Овсянникова Оксана Александровна, научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент заведующая кафедрой искусств Федеральное

государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет»

РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ИНТЕРЕСА К ДЕТСКОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВОЙ ЖИВОПИСИ

Аннотация: В статье рассматривается проблема изучения интереса к детской иллюстрации средствами цифровой живописи на занятиях изобразительного искусства. Теоретической значимостью данного исследования является уточнение понятия «интерес к детской иллюстрации средствами цифровой живописи». К практической значимости работы относится разработка диагностического инструментария исследования обозначенного понятия. Определяются показатели, диагностические методы и задания для детей, выявляются уровни развития интереса к детской иллюстрации средствами цифровой живописи на занятиях по изобразительному искусству.

Ключевые слова: цифровая живопись, детская иллюстрация, интерес к детской иллюстрации, изобразительное искусство, диагностический инструментарий.

Annotation. The article deals with the problem of studying the interest in

children's illustration by means of digital painting in the visual arts classes. The theoretical significance of this study is the clarification of the concept of "interest in children's illustration by means of digital painting". The practical significance of the work includes the development of diagnostic tools for the study of the designated concept. Indicators, diagnostic methods and tasks for children are determined, the levels of development of interest in children's illustration by means of digital painting in visual arts classes are revealed.

Key words: digital painting, children's illustration, interest in children's illustration, fine arts, diagnostic tools.

Технический прогресс уже невозможно представить без телефонов, компьютеров, планшетов и прочих автоматических систем. Именно в такой эпохе технических и информационных возможностей растет и развивается новое цифровое поколение Z, поэтому возникает необходимость цифровизации образования в школах.

Агранович М. отмечает, что пандемия и введенные из-за нее ограничения показали, насколько школы были не готовы к дистанционному обучению, которое было реализовано с помощью технического оборудования (компьютер, телефон, микрофон, веб-камера). Данный формат обучения требует, во-первых, оснащенность школ оборудованием, во-вторых, знания, умения и навыки работы с компьютером и программами учителей и обучающихся. Статистика показала, что 85% школ России не готовы к дистанционному обучению по причине отсутствия технического оборудования. Так же 60% учителей оказались не компетентны для перехода на дистанционное обучение в связи с отсутствием опыта [1]. В связи с этим можно сказать, что цифровая грамотность - это необходимый навык не только для учителей, но и для школьников.

Необходимость цифровизации образования рассматривается и в национальных проектах России. Так, ключевым показателем национального проекта «Образование» является «обеспечение реализации цифровой

трансформации системы образования» [10].

Цифровизация образования должна происходить не только на уроках информатики, но и в процессе обучения другим предметам. Одна из возможностей внедрения цифровой культуры на уроках изобразительного искусства - это использование графических планшетов для рисования. Понятие «цифровая живопись» появилось в XX веке и развивается вместе с техническим прогрессом. Зуева М. рассматривает цифровую живопись как вид изобразительного искусства, связанный с созданием электронных, компьютерных изображений, за счет использования компьютерных программ и технического оборудования [3]. Внедрение графических планшетов в образовательный процесс будет способствовать повышению интереса обучающихся к предмету, сможет повысить их цифровую грамотность, также обучающимся будет легче осваивать другие программы, так как интерфейсы многих программ схожи. Например, изучив программу adobe photoshop, обучающиеся смогут самостоятельно изучить и освоить программы krita или adobe illustrator.

Интерес может выступать как мотив учебной деятельности, поэтому для развития интереса к любому виду деятельность необходимо развивать мотивационную сферу обучающегося в аспекте изучения данного предмета [2; 8; 12].

В младшем подростковом возрасте дети находятся в состоянии поиска себя, для них характерно желание самовыражения, попытки казаться взрослыми, ведение личного дневника, поиск друзей, противостояние взрослым [9; 14; 15]. Важную роль в развитии подростков играют книги. Читая рассказ, они ассоциируют себя с главным героем, поэтому часто подростки после прочтения какой-либо истории создают фанфики. В них они сами пишут истории про любимых героев, добавляют свои, иллюстрирую любимое произведения - это все является продуктами самовыражения подростков. Поэтому тема иллюстрации актуальна для младших подростков [7]. Иллюстрация - это изображение к сопровождающее и поясняющее текст [4]. В

рамках школьной программы обучающиеся получают знания о книжной иллюстрации, но средства цифровой живописи для реализации программы обучения по изобразительному искусству не применяются.

В данной проблеме изучения и развития интереса к детской иллюстрации остаются аспекты, недостаточно раскрытые в работах исследователей: не уточнено понятие «интерес к детской иллюстрации средствами цифровой живописи», не разработан диагностический инструментарий исследования данного качества обучающихся. В связи с этим тема изучения и в дальнейшем развития уровня интереса к детской иллюстрации средствами цифровой живописи, является актуальной.

Для разработки диагностики необходимо проанализировать понятия «цифровая живопись» и «интерес к детской иллюстрации».

Понятие «цифровая живопись» появилось в XX веке и до сих пор продолжает развиваться вместе с ростом технологий. Цифровая живопись - это вид современного изобразительного искусства, связанный с созданием электронных изображений, за счет использования компьютерных программ [3]. Вместе с тем цифровая живопись близка к станковым видам изобразительного искусства своими художественными приемами и техниками, этим она отличается от других видов компьютерной графики. В цифровой живописи используются традиционные техники рисования (акварель, масляные краска, акрил, сухие материалы и другие), которые наносятся с помощью цифровых инструментов: компьютера, графического планшета, пера, программного обеспечения [11].

Цифровую живопись можно рассматривать не только как средство для создания картин, но и как способ обработки изображения, после сканирования [5]. В детской иллюстрации есть 2 подхода: использование традиционной живописи или цифровой. Но даже если иллюстрация нарисована традиционными материалами, в процессе верстки книги изображения сканируются, либо фотографируются, то есть оцифровываются. И при необходимости дорабатываются в графических редакторах [6].

Таким образом, вместе с техническим прогрессом, необходимость в освоении новых технологий растет, и это отражается на всех сферах жизни человека, в том числе и на сфере искусства.

Интерес рассматривается Щукиной Г.И как избирательная направленность личности, обращенная к области познания и к процессу овладения знаниями [13]. Интерес играет важную роль в формировании личности обучающихся, в их развитии и сопровождении.

Для определения термина «интерес к детской иллюстрации», обратимся к уточнению понятия «детская иллюстрация». Чтобы раскрыть понятие «детская иллюстрация», необходимо обратиться к термину «книжная иллюстрация» и его значению.

Книжная иллюстрация - изображение, сопровождающее и поясняющее текст [4]. В художественной литературе можно увидеть изображения, которые необходимы для визуализации, дублирования текста на картинке, что и является их главной функцией. Показать обстановку, передать внешний вид и образ героя, запечатлеть ключевые моменты произведения - основные задачи иллюстрации в данных книгах. Также в художественной литературе текст доминирует над иллюстрацией. Но подобный подход не подходит для детской книжки по ряду причин.

Во-первых, большое количество текста зачастую подавляет интерес ребенка цифрового поколения к книге. Иллюстрации же наоборот привлекут внимание и заинтересуют юного читателя.

Во-вторых, эмоциональный интеллект развит у детей выше, поэтому картинкой можно рассказать больше, чем текстом.

Таким образом, можно сказать, что задачи книжной иллюстрации меняются в зависимости от книги, для которой они создаются. В таком случаем понятие «детская иллюстрация» является частью книжной иллюстраций, имеет те же средства выражения, особенности и виды, но создается для детской аудитории, поэтому имеет свои специфические задачи.

Детская иллюстрация - это изображение, передающее сюжет и главную

идею книги, предназначенное для детской аудитории и занимающее доминирующую над текстом или самостоятельную роль в книге. Она имеет много общего с книжной иллюстрацией: типы иллюстраций, средства выражения - но отличается взаимодействием текста и изображения на развороте, спецификой изложения материала, связанной с возрастными особенностями.

Анализ литературы по теме исследования, обозначенные понятия «цифровая живопись», «интерес к детской иллюстрации» позволили уточнить определение понятия «интерес к детской иллюстрации средствами цифровой живописи», которое мы трактуем как избирательную направленность личности, обращенную к детской иллюстрации и к процессу создания иллюстрации с помощью компьютерных программ, проявляющуюся в желании воспринимать и оценивать детскую иллюстрацию, а также создавать детскую иллюстрацию с помощью программ по цифровой живописи.

На основе уточненного понятия выделены показатели исследования уровня интереса к детской иллюстрации средствами цифровой живописи у школьников на занятиях по изобразительному искусству: «желание воспринимать и оценивать детскую иллюстрацию»; «способность создавать детскую иллюстрацию с помощью программ по цифровой живописи». Для каждого показателя были определены методы и разработаны диагностические задания (Таблица 1).

Таблица 1. Показатели и диагностические методы

Показатели

«Желание воспринимать и оценивать детскую иллюстрацию» «Способность создавать детскую иллюстрацию с помощью программ по цифровой живописи»

Диагностические методы

Анкетирование и анализ иллюстрации Творческое задание.

Выявленные показатели взяты за основу изучения уровня интереса к детской иллюстрации средствами цифровой живописи. Обратимся к описанию диагностических методов: анкетирование, анализ иллюстраций и творческое задание и соответствующих им диагностических заданий.

Для определения уровня первого показателя «желание воспринимать и оценивать детскую иллюстрацию» была разработана анкета (авторское диагностическое задание), состоящая из ряда вопросов. Первый вопрос направлен на выявление знаний об иллюстрации и цифровой живописи. Обучающимся предлагается шесть картинок, из которых нужно выбрать только иллюстрации, а затем указать номера тех, которые выполнены с помощью цифровой живописи.

Второе задание направлено на определение умения анализировать иллюстрации и на выявление уровня знаний в области цифровой живописи. Школьникам необходимо рассмотреть две иллюстрации и выбрать верное продолжение фразы: «Вторая иллюстрация отличается от первой тем, что...».

Третий вопрос позволяет оценить умение обучающихся анализировать иллюстрации, аргументировать свой ответ. Школьникам нужно рассмотреть две иллюстрации, выбрать одну из них и ответить на вопросы: почему вы выбрали данную иллюстрацию; кто главные герои в иллюстрации; можно ли сказать, о чем книга, по выбранной вами иллюстрации (написать (сочинить) краткий сюжет).

Четвертый вопрос направлен на выявление интереса к детской иллюстрации у школьников и желания оценивать детскую иллюстрацию.

Пятый вопрос направлен на выявление знаний об иллюстрации и ее роли в книге.

Для выявления второго показателя «Способность создавать детскую иллюстрацию с помощью программ по цифровой живописи» разработано авторское диагностическое задание.

Применяемый диагностический метод - творческое задание. Задание формулировалось следующим образом: Прочитайте отрывок из сказки

Ш. Перро «Красная шапочка» (В отрывке Красная Шапочка встречается с Волком. Он расспрашивает ее о том, куда она идет, где живет ее бабушка, и предлагает девочке пойти по разным дорожкам и проверить, кто придет первым). Нарисуйте иллюстрацию к отрывку, использую графический планшет. (Эскиз можно выполнить на бумаге. Сфотографировать и добавить новым слоем в программу.).

По двум показателям уровень интереса к детской иллюстрации средствами цифровой живописи оценивается по 3-х балльной системе.

По показателю «Желание воспринимать и оценивать детскую иллюстрацию)» определены следующие уровни:

Желание воспринимать и оценивать детскую иллюстрацию на высоком уровне (3 балла) -учащийся выделяет детскую иллюстрацию среди остальных изображений и может отличить продукты цифровой живописи от работ, выполненных в традиционных материалах; умеет анализировать и выделять особенности детской иллюстрации, аргументирует свой ответ; проявляет интерес к иллюстрациям в книгах.

Желание воспринимать и оценивать детскую иллюстрацию на среднем уровне (2 балла) - учащийся выделяет детскую иллюстрацию среди остальных изображений и может отличить продукты цифровой живописи от работ, выполненных в традиционных материалах; не умеет анализировать и выделять особенности детской иллюстрации; проявляет интерес к иллюстрациям в книгах.

Желание воспринимать и оценивать детскую иллюстрацию на низком уровне (1 балл) - учащийся не выделяет детскую иллюстрацию среди остальных изображений и не может отличить продукты цифровой живописи от работ, выполненных в традиционных материалах; не умеет анализировать и выделять особенности детской иллюстрации; проявляет интерес к иллюстрациям в книгах.

Показатель «Способность создавать детскую иллюстрацию с помощью программ по цифровой живописи» отражается в следующих уровнях:

Способность создавать детскую иллюстрацию с помощью программ по цифровой живописи на высоком уровне (3 балла) - учащийся демонстрирует уверенные знания в области цифровой живописи. Умеет визуализировать и иллюстрировать текст.

Способность создавать детскую иллюстрацию с помощью программ по цифровой живописи на среднем уровне (2 балла) - учащийся демонстрирует базовые знания в области цифровой живописи. Умеет визуализировать и иллюстрировать текст.

Способность создавать детскую иллюстрацию с помощью программ по цифровой живописи на низком уровне (1 балл) - учащийся не владеет навыками цифровой живописи.

На основе суммы баллов по показателям можно дифференцировать младших школьников по уровню интереса к детской иллюстрации средствами цифровой живописи.

6 баллов - обучающийся интересуется детской иллюстрацией, умеет ее анализировать и аргументировать свой ответ, владеет навыками цифровой живописи, умеет рисовать иллюстрации с помощью графического планшета.

От 4 до 5 баллов - обучающийся интересуется детской иллюстрацией, умеет ее анализировать и аргументировать свой ответ, плохо владеет навыками цифровой живописи, испытывает трудности с рисованием иллюстрации с помощью графического планшета.

От 2 до 3 баллов - обучающийся интересуется детской иллюстрацией, не умеет ее анализировать и аргументировать свой ответ, не владеет навыками цифровой живописи, не умеет рисовать иллюстрации с помощью графического планшета.

Разработанный диагностический инструментарий исследования уровня развития интереса к детской иллюстрации средствами цифровой живописи позволит выявить уровень искомого качества у обучающихся, определить проблемы и недостатки при выполнении школьниками заданий и наметить план развивающих уроков.

Выявленные показатели, разработанные диагностические задания для обучающихся, имеют определенную практическую значимость для учителей изобразительного искусства, а также для преподавателей художественных школ и студий.

Библиографический список:

1. Агранович М. Эксперты назвали главную проблему для учителей в онлайн-образовании URL: https: //rg.ru/2020/04/27/eksperty-nazvali-glavnuiu-problemu-dlia-uchitelej-v-onlajn-obrazovanii.html (дата обращения: 12.10.2021).

2. Драганчук Т.В. Мотивация подростков к обучению в школе URL: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_1_47_9828.pdf (дата обращения: 30.10.2021).

3. Зуева М. Цифровая живопись в анимации. Особенности композиционного решения кадра [Электронный ресурс] URL: http://lgaki.info/wp-content/uploads/2019/10/MAGISTERSKIE-CHTENIYA_NPK-2014.pdf#page=22 понятие цифровая живопись (дата обращения: 12.10.2021).

4. Ираидина М. Рисунок — это иллюстрация? А фото? Объясняем, что такое иллюстрация [Электронный ресурс] URL: https: //skillbox.ru/media/design/obyasnyaem_chto_takoe_illyustratsiya / (дата обращения: 30.10.2021).

5. Исаева О.А. Цифровая живопись как актуальное направление отечественного искусства. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-zhivopis-kak-aktualnoe-napravlenie-otechestvennogo-iskusstva (дата обращения: 12.10.2021).

6. Карлова А.И. Цифровое искусство и музей // Вопросы культурологии. 2016. №4. С. 74-76 (дата обращения: 12.10.2021).

7. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1981. (дата обращения: 30.10.2021).

8. Косяков Д. Понятия мотива и мотивации обучения, классификация

мотивов обучения и их роль. [Электронный ресурс] URL: https: //zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorij a-obuchenij a/ponj atij a-motiva-i-motivatsii-obuchernja (дата обращения: 10.12.2021).

9. Мухина B.C. Возрастная психология. - 10-е изд., М.: Академия,

2006.

10. Национальный проект «Образование» URL: http: //static. government.ru/media/files/YumshgCpXWEMsqRmMTxDs0wj iGzY30hs .pdf Цифровая живопись. [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Цифровая_живопись (дата обращения: 23.11.2021).

11. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. (дата обращения: 30.10.2021).

12. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. - М., 1962. (дата обращения: 30.10.2021).

13. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989. (дата обращения: 30.10.2021).

14. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971. (дата обращения: 30.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.