КНИЖНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Рашидов Ж.Х. Email: [email protected]
Рашидов Жамшид Хусан угли - заведующий кафедрой, кафедра миниатюры и книжной графики, Национальный институт художеств и дизайна им. Камолиддина Бехзода, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются возможности использования книжной иллюстрации в процессах эстетического формирования, воспитания дошкольников. Подвергаются детальному изучению особенности эстетического формирования в дошкольном возрасте, цели и задачи, на достижение которых направлено эстетическое воспитание, формирование в ДОУ. Иллюстрации в детской книге рассматриваются как произведение изобразительного искусства, неотъемлемый компонент детской книги. Разработаны формы и методы работы с книжной иллюстрацией в процессе эстетического формирования, работы с литературным произведением.
Ключевые слова: эстетическое формирование, эстетическое воспитание, дошкольное воспитание, книжная иллюстрация, детская книга.
BOOK ILLUSTRATIONS AS A MEANS OF AESTHETIC FORMATION OF PRESCHOOLERS Rashidov J.H.
Rashidov Jamshid Husan ogli - Head of the Department, DEPARTMENT OF MINIATURES AND BOOK GRAPHICS, NATIONAL INSTITUTE OF FINE ARTS AND DESIGN NAMED AFTER KAMOLIDDINBEKHZOD, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article considers the possibility of using the book illustrations in the processes of aesthetic formation, education ofpreschool children. Are subjected to a detailed study of the aesthetic features of formation at preschool age. A detailed study of the features of aesthetic formation at preschool age, goals and objectives, the achievement of which is aimed at aesthetic education, the formation of preschool education. The illustrations in children's books are regarded as a work offine art, an integral component of a children's book. Forms and methods have been developed to work with a book illustration in the process of aesthetic formation.
Keywords: the aesthetic formation, aesthetic education, preschool education, book illustration, children's book.
УДК 37.036.5 DOI: 10.24411/2304-2338-2020-10104
Формирование гармоничной, всесторонне развитой, конкурентоспособной личности является основной, вечно актуальной задачей педагогики. Современная педагогическая наука ориентируется на повышение гуманизации образовательно-воспитательных процессов, основывается на осознании личности обучающегося как активного субъекта социально-психологической среды, культурной модели, ставит своей основной целью формирование фундамента личной культуры обучающегося, его приобщение к общечеловеческим, непреходящим духовным ценностям.
Как отмечает М.В. Грибанова, базис культуры личности - это средоточие общечеловеческих ценностей (прекрасного, добра, истины) красоты, добра, истины и др.) и средства жизнедеятельности (система представлений о социокультурной
действительности, способах активного её преобразования, эмоционально-оценочных проявлений по отношению к событиям и процессам социокультурной среды) [1, с. 11], другими словами, базис личной культуры - это человеческое в человеке, его способность переживать и оценивать свою близость к природе, искусству, переживать чувство красоты в процессе реализации собственной творческой деятельности (М.В. Грибанова), формирование эстетического отношения к явлениям окружающей среды.
Принимая во внимание высокую актуальность реализации эстетического воспитания, оптимизация процессов воспитания эстетического отношения к окружающей среде, искусству, человеческой деятельности представляется особо важной в дошкольном возрасте, когда формируются базовые личностные качества, осуществляется интенсивное личностное развитие. Эффективным инструментом реализации эстетического воспитания выступает живопись, иллюстрации, в том числе, и представленные в детских книгах.
Переоценить огромный воспитательный потенциал книжных иллюстраций невозможно: приобщение к миру искусства способствует гармонизации, оптимизации взаимодействия индивидуума с социумом, его самореализации как личности; гармонизации взаимодействий с окружающими.
Несмотря на то, что в современной педагогике сложился достаточно широкий арсенал инструментов приобщения личности к миру изобразительного искусства, в педагогической практике до сих пор не изжито недоооценивание роли книжной иллюстрации в процессах развития навыков гармоничного отношения личности с окружающей средой при помощи визуального искусства. Таким образом, отмечается противоречие между потребностью глобального социума в эстетическом развитии, в гармонизации взаимодействий между человеком и обществом в процессе эстетического воспитания и отсутствием эффективных технологий формирования эстетического восприятия в дошкольном возрасте, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Целью исследования является изучение потенциала, возможностей использования книжной иллюстрации в процессе эстетического формирования дошкольника.
Проблемы теории и практики эстетического воспитания в последние годы привлекает внимание все большего числа педагогов, методистов, исследователей. Важнейшей задачей эстетического развития выступает формирование духовной культуры гармоничной всесторонне развитой личности, «определенного уровня потенциала, насыщенности и целенаправленности эмоционально-чувственного переживания и духовного наслаждения, радости человека от всех видов его жизнедеятельности» [4, с. 21].
Сфера эстетического выступает всеохватывающей, обладает универсальным характером, поскольку предметом эстетического восприятия и оценивания, эстетической деятельности может выступать любое явление действительности, весь чувственно воспринимаемый мир, что обуславливает высокую актуальность эстетического воспитания, эстетического формирования.
Эстетическое формирование, таким образом, выступает процессом приобщения личности к эстетическому; представляет собой «организованный процесс формирования творчески активной личности», процесс освоения межкультурных, полихудожественных и эстетических знаний, формирования мировоззренческих установок по отношения к искусству и художественному творчеству, развитие способностей и дарований, «обеспечивающих понимание как отдельных эстетических явлений, так и подлинного искусства, а также красоты окружающего мира в целом» [6, с. 84]; процесс развития эстетического восприятия, познания эстетических явлений, процесс, который формирует художественное видение мира, обеспечивает понимания красоты, духовности, творческого видения [10, С. 170]; специфический вид общественно значимой деятельности, который осуществляется субъектом
(общество, политико-правовые, социальные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у системы ориентации в «мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении» [11, с. 25].
Художественно-эстетическое формирование, воспитание, по словам Л.А. Клыковой, позволяет как бы пересоздать личность, по-новому раскрыть её душа, способствуя формированию мировоззрения, мировосприятия [5, с. 51], ведет к формированию эстетической культуры личности; учит «жить и творить по законам красоты» (Б.Т. Лихачев).
Эстетическая культура личности - это результат длительного целенаправленного формирования у личности эстетического отношения к окружающей действительности, связанного с восприятием и пониманием прекрасного, созданием прекрасного в творчестве; «важнейшая составляющая духовного облика личности» [8], которая во многом определяет интеллигентность, творческую направленность, особую одухотворенность личности.
Основными функциями эстетической культуры, по словам А.А. Радугина, выступают следующие [12, с. 226]:
1) информационно-познавательные, которые реализуются в знаниях личности;
2) ценностно-ориентационная, реализуемая в направленности эстетических оценок, вкусов, убежденности;
3) деятельно-волевая, которая находит свою репрезентацию в эстетических способностях;
4) коммуникативно-регулятивная, проявляющаяся в эмоциональной саморегуляции деятельности и поведения личности.
Высокий уровень сформированности эстетической культуры, эстетического потенциала обучающихся проявляется в способностях личности выявлять в окружающей и социально-природной среде и произведениях искусства факторы, которые пробуждают эстетические чувства и переживания через содержание образовательно-воспитательного обучения. В результате развития указанных навыков, умений видеть эстетическое во всех явлениях социально-природного контекста обеспечивает полноценное восприятие художественно-эстетических явлений и процессов, осуществляется развитие навыков мышления творческими образами, эстетических чувств личности.
Главной целью эстетического формирования выступает развитие способности воспринимать красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. Достижение поставленной цели требует решения ряда задач, включая следующие [13]:
— создание определенного запаса эстетических знаний и впечатлений;
— формирование на основе полученных знаний системы социально-психологических качеств, способствующих возникновению у обучающегося эмоциональных переживаний, потребности в реализации эмоционального оценивания;
— развитие потребностей преобразовывать окружающий мир в соответствии с собственными представлениями о красоте, создавать прекрасное в искусстве, жизни, поведении, отношениях.
Эстетическое формирование основывается на накоплении разнообразных эстетических впечатлений, прежде всего, слуховых, зрительных, осязательных, предполагает широкое использование прошлого опыта. Развитие навыков эстетического восприятия осуществляется постепенно, поэтапно, в результате практической деятельности и специального обучения, воспитания. Другими словами, как отмечает Д. К. Доева, уровень эстетического развития, эстетической культуры личности не будет повышаться при «кратковременном общении с произведениями искусства» [3; с. 42], лишь в процессе длительной, целенаправленной работы, многократного повторения,
педагогического воздействия на личность обучающегося у последнего формируются эстетические потребности - «устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания» [7; с. 19].
Эстетическое воспитание, формирование представляет собой сложный, многоаспектный процесс, который осуществляется как в процессе образовательной, воспитательной, игровой, повседневной деятельности обучающегося. Многогранным, неисчерпаемым источником реализации эстетического воспитания традиционно выступает детская книга, которая «на протяжении истории своего развития являлась основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования личности» [9; с. 1], и книжная иллюстрация как произведение изобразительного искусства. В процессе работы с детской книгой перед педагогом стоит задача научить детей относиться к книге как к целостности, видеть взаимосвязь между иллюстрацией и литературным текстом. Только в этом случае, как отмечает Е.В. Полевина, «вероятна наиболее полная реализация эстетических богатств книги, возможностей, предоставляемых ею в плане художественного воздействия на читателя» [9; с. 1].
Как отмечают исследователи (В.А. Грошенкова, В.А. Езикеева, Н.А. Курочкина, Е.В. Полевина, Е.А. Флерина, А.Ф. Яковличева), дошкольников привлекает красочное, яркое оформление иллюстраций, они с удовольствием их рассматривают, однако выделение главного в изображении, выявление взаимосвязей между иллюстрацией и содержанием литературного текста, жесты, мимики, позы персонажей, как правило, вызывает затруднения у детей.
Указанная ситуация связана с отсутствием углубленного, всестороннего изучения техник и технологий живописи, низким уровнем осведомленности дошкольников с тонкостями живописного мастерства, недостаточным уровнем системности и целенаправленности работы, направленной на развитие эмоционального восприятия произведений визуального искусства.
В сложившейся ситуации актуализируется целесообразность разработки системы методов и приёмов, направленных на развитие умений дошкольников работать с иллюстрациями.
Как правило, работа над литературным произведением осуществляется поэтапно [2; с. 90 - 91]:
1. На дотекстовом этапе основными методами и приёмами работы над книжной иллюстрацией могут стать демонстрация обложки книги; показ иллюстраций с целью объяснения нового слова, проведения словарной работы; рассматривание иллюстраций с целью развития навыков прогнозирования содержания произведения.
2. На текстовом этапе представляется возможным использовать такие методы и приемы, как рассматривание иллюстраций после прочтения каждой отдельной части произведения, показ иллюстраций в процессе чтения.
3. На послетекстовом этапе работы представляется возможным использовать такие методы и приемы, как мысленное воспроизведение раннее рассмотренной иллюстрации; определение «звучания» иллюстрации (Какие звуки ты «слышишь», когда смотришь на картинку?); беседа по сюжетным и/ или предметным иллюстрациям; «вхождение» в иллюстрацию (Поставь себя на место героя. Какие чувства, эмоции ты испытываешь? Что ты собираешься делать?); выявление характера, эмоциональных состояний персонажа на основании рассматривания иллюстраций, выявления мимики, позы, жестов изображенных героев; составление синтаксических конструкций, небольших текстов по иллюстрации; беседа с целью выявления эмоциональных состояний детей, вызванных работой над иллюстрациями; драматизация иллюстраций, их разыгрывание.
Как видим, обращение к иллюстрациям позволяет существенно разнообразить формы и методы работы с детьми в процессе изучения литературных произведений.
В процессе восприятия книжных иллюстраций обучающийся накапливает эстетические впечатления, дает эстетическую оценку тем или иным явлениям, феноменам социально-психологической среды. Кроме того, ознакомление с произведениями искусства полностью соответствует возрастным потребностям дошкольников, позволяет им реализовать тягу к творческой деятельности, самостоятельно разобраться и передать красоту окружающей среды, выразить свои чувства и мысли, эмоции и настроение. При восприятии, интерпретации произведений визуального искусства, реализации собственной творческой деятельности осуществляется приобщение обучающихся к культурно-историческому наследию страны, что способствует реализации патриотического воспитания, развития духовности.
Таким образом, эстетическое воспитание представляет собой важнейшую сторону развития личности дошкольника, способствующую обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, развитию её когнитивных, психических способностей. Процесс эстетического развития представляет собой длительную поэтапную процедуру целенаправленного воздействия на личность дошкольника с целью повышения уровня сформированности эмоционального отклика, эмпатии, творческой активности и эстетической культуры. Одним из наиболее эффективных инструментов оптимизации процессов развития эстетического восприятия выступают средства визуальных искусств и, прежде всего, иллюстрация к детской книги. Организация работы над книжными иллюстрациями позволяет разнообразить формы и методы работы на дотекстовом, текстовом, послетекстовом этапах изучения литературного произведения, учит дошкольников воспринимать книгу как целостность, как единый организм, видеть взаимосвязь между иллюстрацией и содержанием литературного произведения, что обусловливает целесообразность внедрения указанных форм и методов в практику дошкольного обучения и воспитания.
Список литературы /References
1. Грибанова М.В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста: На материале изобразительного искусства. Пермь, 1999. 157 с.
2. Грошенкова В.А. Использование книжной иллюстрации в работе по развитию речи с дошкольниками с нарушениями речевого развития // Специальное образование, 2015. С. 89-92.
3. Доева Д.К. Значение эстетического восприятия в процессе формирования у дошкольников художественного образа // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика, 2008. № 5. Том 14. С. 41-43.
4. Киященко Н.И. Эстетика жизни: Учебное пособие для учащихся лицеев и гимназий в 3 ч. М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2000. Ч. 3. 123 с. (Школьный учебник).
5. Клыкова Л.А. Теоретико-методологическая основа развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009. № 1. С. 48-62.
6. Клыкова Л.А. Художественно-эстетическая компетенция студентов вузов: траектория развития// Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009. № 2. С. 83-92.
7. Лихачев Б.Т. Основные принципы и задачи эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1975. 241 с.
8. Льянова Х.Б. Формирование эстетической культуры младших школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2011. № 7. [Электронный ресурс]: http://web.snauka.ru/issues/2011/07/1239/ (дата обращения: 12.01.2020).
9. Полевина Е.В. Иллюстрация детской книги как источник и средство эстетического развития младших школьников - читателей детских библиотек: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2003 20 с.
10. Стюарт Ю.В. Становление эстетической компетенции старших дошкольников как актуальная проблема теории и методики дошкольного образования// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 11. С. 169-176.
11. Чурашов А.Г. Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии. Челябинск, 2013. 257 с.
12. Эстетика / Под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 1998. 240 с.
13. Ясинских Л.В. Педагогические условия развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. [Электронный ресурс]: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20597/ (дата обращения: 12.01.2020).