МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ ИЛЛЮСТРАЦИИ
Немнясова М.В.
Немнясова Мария Валерьевна - бакалавр, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка «УМКА», г. Новый Уренгой
Аннотация: в статье представлены формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством иллюстрации. Раскрыта специфика формирования представлений об изобразительных средствах иллюстрации. Формирование способности эстетического восприятия. Значение книжной графики в художественном воспитании детей. Предназначение детской книги.
Ключевые слова: иллюстрация, изобразительные средства, дошкольники, изобразительное искусство, рассматривание, беседа, художественный образ.
Иллюстрация соотносится с изобразительным искусством. Как и все эти виды искусства, она способна отражать действительность посредством образного, наглядного воспроизведения ее зримых форм, обеспечивает передачу облика предметов и явлений окружающего мира, всего многообразия воспринимаемых зрением событий. Иллюстрации также отражают мысль художников, их отношение к изображаемому. Данное единство изображения и выражения, в особенности и общее, объективное и субъективное, рациональное и эмоциональное раскрывает сущность художественных образов.
Дошкольное детство является благоприятным этапом для общения ребенка с изобразительным искусством, для развития у него способностей к изобразительной деятельности. Однако дошкольники при отсутствии помощи взрослых не способны к самостоятельному приобщению к опыту художественной деятельности, накопленного человечеством. Понимание дошкольником изобразительного искусства, его личностное развитие, в большей степени находится в прямой зависимости от общего культурного уровня и мастерства педагога [3].
При ознакомлении детей с иллюстрацией, прежде всего, педагогу необходимо воспитывать у дошкольников интерес к произведениям искусства, вызывать особое внимание к ним. Постепенно происходит формирование способности эстетического восприятия. В процессе рассматривания картинок, ребенок может интересоваться, что на них изображено, узнавать знакомые предметы и явления, знакомиться с теми, которых ранее не знали. В процессе развития эстетического восприятия у детей, целесообразно направление их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образов, на средства изображения, которые обеспечивают выразительность образа.
В работе с детьми 3 - 4-летнего возраста, необходимо, прежде всего, привлекать их внимание к изображению. В качестве одного из приемов, который способствует созданию заинтересованности у малыша над содержанием картины, выступает предложение ему поставить себя на место тех персонажей, которые являются действующими лицами в иллюстрации. Дети становятся героями интересных для них событий и с увлечением начинают рассказывать про самих себя [5].
В старшем дошкольном возрасте происходит формирование умений, направленных на восприятие произведений с различным содержанием, а не только тех, в которых есть занимательный сюжет, изображены какие-либо действия. Кроме того, сюжетные картины дети теперь воспринимают по-другому, чем в младшем дошкольном возрасте, - о многом они могут догадываться, многое воображать. Детей данного возрастного этапа характеризует достаточный уровень развития любви к
27
природе, они проявляют заинтересованность в пейзаже, способны определить, какое время года было изображено, что характеризует осень и весну, какими красками пользовался художник для их передачи [ 1].
Целесообразно в практической деятельности педагога повторное рассматривание картин: знакомое произведение способствует появлению оживленных высказываний; отмечают те стороны и детали, не замеченные в первый раз. Беседа с детьми способствует более глубокому пониманию событий, которые изображены в иллюстрации: ребенок не только рассказывает о том, что изображено, но и как изображено. Этому педагог обучает детей при помощи образцов рассказов.
Рассказ воспитателя по иллюстрации должен характеризоваться по возможности образностью, выразительностью, в целях поднятию интереса у детей, создания определенного настроения. При удобном случае, педагоги используют художественную литературу (читают строки стихотворения, отрывки из сказок, рассказов).
Беседу целесообразно начинать с рассказа самого педагога об иллюстрации. Далее при помощи вопросов он привлекает и детей в целях активного выражения своих впечатлений. Для других случаев, когда у детей на остаточном уровне развито умение рассматривания иллюстрации и воспитан интерес к ней, беседу следует начинать с вопросов к воспитанникам. Проведя беседу по иллюстрации, педагогу в заключение следует высказать собственное суждение о ней, которое должно быть понятно и интересно для ребенка, обобщать его высказывания [4].
Книжная иллюстрация способствует к углубленному восприятию детьми содержания текста. Особое значение при этом имеют вопросы педагога, которые устанавливают связь с содержанием картины и прослушанным текстом.
В ходе таких занятий у ребенка осуществляется развитие интереса к рассматриванию иллюстраций. Он начинает замечать изображения вне условий детского сада, рассказывать их содержание воспитателю. Данный интерес поддерживается тем, что в детский сад предоставляет ребенку возможность самостоятельного рассматривания художественных открыток и картинок.
Например, в весенний период, после того как в условиях старшей группы регулярно производилось рассматривание иллюстраций, целесообразно организовать в групповой комнате или в зале выставку. Все репродукции картин, с которыми ознакомились дети в течение года, можно вставить под стекло либо в картонные паспарту и красиво разместить на стене. К ним можно добавить некоторые новые картины.
Когда выставка готова, педагог приглашает дошкольников посмотреть ее. Дети свободно переходят от одной картины к другой и рассматривают их. Воспитателю следует прислушиваться к высказываниям детей, проверять, запомнили ли они ранее виденные картины, заметили то, что для них было новым. Далее целесообразно объединить воспитанников и обойти с ними всю выставку. Дети сообщают, какие картины им больше всего понравились, какие лучше запомнили, более внимательно следует рассматривать новые картины, высказываться об их содержании. Ознакомление с иллюстрациями целесообразно сопровождать вопросами к дошкольникам, беседами, самостоятельными высказываниями детей, рассказом педагога, чтением стихов и отрывков из художественных произведений [3].
В условиях детского сада, групповой комнаты или зала, можно устраивать выставки художественных произведений в рамках той или иной темы или произведений какого-либо вида искусства.
Педагогу следует внимательно выслушивать рассказ ребенка об увиденном. Прежде всего, необходимо воспитывать у дошкольников заинтересованность в произведениях искусства, вызывать внимание к ним. Постепенно происходит формирование способности эстетического восприятия. В процессе ознакомления с иллюстрацией,
ребенок интересуется, что изображено, узнает знакомые предметы и явления, знакомится с теми, о которых ранее он ее не знал. В процессе формирования представлений об изобразительных средствах иллюстрации, целесообразно направить внимание дошкольника не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным [2].
Таким образом, в детском саду используются следующие формы, методы и приемы ознакомления детей с иллюстрацией: рассматривание отдельных произведений или специально подобранных серий иллюстраций. Для занятия обычно подбираются произведения одного какого-либо вида искусства - или репродукции картин, или иллюстрация.
Список литературы
1. Гарапучик Е.В., Стрельбицкая И.А., Бокарева Е.В. Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства // Молодой ученый, 2014. № 14. С. 284-286.
2. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги. М.: Академия, 2008. 208 с.
3. Пчелинцева Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. Н-Новгород: изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. 32 с.
4. Смолина Н., Синицына О. Детям об искусстве. В 2-х книгах. М., 2014. 208 с.
5. Франсуаза Барб-Галль. Как говорить с детьми об искусстве / под ред. И. Комарова. М.: Арка, 2013. 192 с.