Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЖИВОПИСИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЖИВОПИСИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
485
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЖИВОПИСЬ / DIGITAL PAINTING / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / COMPUTER GRAPHICS / КОНЦЕПТ-АРТ / CONCEPT ART / ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО / DIGITAL ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Габриелян Лиана Исааковна, Шпагина Ирина Сергеевна

В статье рассматривается процесс формирования визуального мышления в процессе преподавания цифровой живописи, при переходе художника с использования классических материалов на возможности цифровых технологий. Цифровая живопись показала свои несомненные отличия перед традиционными видами изобразительного искусства, в первую очередь за счет невероятной гибкости графических редакторов, скорости работы и возможности внесения корректив, как в сам процесс создания произведений, так и в уже окончательный результат. Будучи неотъемлемой частью современного искусства, в России цифровая живопись развивается фактически на том же техническом и художественном уровне, что и в других странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF VISUAL THINKING DURING TEACHING OF DIGITAL PAINTING

The article deals with the process of development of visual thinking in the teaching of digital painting, when an artist moves from using classical materials to the technics of digital technologies. Digital painting showed its undoubted differences in comparison with traditional types of fine art, primarily due to the incredible flexibility of graphic editors, the speed of work and the possibility of making adjustments, both in the process of creating works, and in the final result. Being an integral part of contemporary art, in Russia digital art develops in fact at the same technical and artistic level as in other countries

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЖИВОПИСИ»

помощью художественного арсенала средств выразительности, результатом чего станет уже понятийное знание.

«Миниатюрная композиция» как один из видов изобразительного искусства и учебная дисциплина - универсальна, так как имеет самостоятельный характер и является необходимой составляющей в начально-поисковой работе обучения и развития будущих художников-педагогов, способствующая глубокому и последовательному изучению специальных дисциплин художественного цикла. Она актуализирует композиционно-образное мышление художника-педагога, оказывает влияние на саморегуляцию и повышению творческого потенциала будущих учителей изобразительного искусства.

Литература и источники

1. .Лекторский, В. А. Философия, познание, культура. М.: Канон+, 2012. 383 с.

2. Лук А.Н. Интуиция и научное творчество (аналитический обзор зарубежных исследований) // Философские науки. 1981. № 5. С. 15.

3. Хаджаров М.Х. Рациональность, иррациональность и современность // Credo. 2000. № 3. С.13-18.

References and Sources

1. .Lektorskij, V. A. Filosofiya, poznanie, kul'tura. M.: Kanon+, 2012. 383 s.

2. Luk A.N. Intuiciya i nauchnoe tvorchestvo (analiticheskij obzor zarubezhnyh issledovanij) // Filosofskie nauki. 1981. № 5. S.15.

3. Hadzharov M.H. Racional'nost', irracional'nost' i sovremennost' // Credo. 2000. № 3. S.13-18.

ШАЧКОВА ЭЛЬВИРА ВАДИМОВНА - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна, Гуманитарно-педагогическая академия, Крымский федеральный университет» (г. Ялта).

БАРЦИЦ РАУФ ЧИНЧОРОВИЧ - доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет

SHACHKOVA, ELVIRA V. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of Fine Arts, teaching methodology and design of Humanities and Education Academy (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher institution "Crimean Federal University Vernadsky names" in Yalta ([email protected]). BARZIZ, RAUF Ch. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of design, Moscow State Regional Pedagogical University ([email protected]).

УДК 75.002

ГАБРИЕЛЯН Л.И., ШПАГИНА И.С. ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЖИВОПИСИ

Ключевые слова: цифровая живопись, компьютерная графика, концепт-арт, цифровое искусство

В статье рассматривается процесс формирования визуального мышления в процессе преподавания цифровой живописи, при переходе художника с использования классических материалов на возможности цифровых технологий. Цифровая живопись показала свои несомненные отличия перед традиционными видами изобразительного искусства, в первую очередь за счет невероятной гибкости графических редакторов, скорости работы и возможности внесения корректив, как в сам процесс создания произведений, так и в уже окончательный результат. Будучи неотъемлемой частью современного искусства, в России цифровая живопись развивается фактически на том же техническом и художественном уровне, что и в других странах.

GABRIELYAN, L.I., SHPAGINA, I.S. DEVELOPMENT OF VISUAL THINKING DURING TEACHING OF DIGITAL PAINTING

Keywords: digital painting, computer graphics, concept art, digital art.

The article deals with the process of development of visual thinking in the teaching of digital painting, when an artist moves from using classical materials to the technics of digital technologies. Digital painting showed its undoubted differences in comparison with traditional types of fine art, primarily due to the incredible flexibility of graphic editors, the speed of work and the possibility of making adjustments, both in the process of creating works, and in the final result. Being an integral part of contemporary art, in Russia digital art develops in fact at the same technical and artistic level as in other countries

В современном мире рисунок и живопись перешли на новый уровень - цифровой. Цифровые изображения стали неотъемлемой частью нашей жизни, они применяются во

многих сферах. Начиная от дизайна упаковки и рекламы, до иллюстрации детских книг или игр. Мы встречаем компьютерную графику повсюду, не особо задумываясь о процессе ее создании. Из этого следует, что в современном мире существует потребность в таких специалистах, которые профессионально занимаются созданием красочных цифровых изображений.

Как правило, когда художник покупает планшет, он уверен в том, что рисование на компьютере не сложнее чем рисование на бумаге. Однако не все так просто и между рисованием с использование классических материалов и рисованием при помощи программного обеспечения и графического планшета существует огромный спектр отличий. Сложность заключается в выборе программ, настройке планшета, пера и кистей, подготовке рабочего места, не говоря уже о непосредственном подходе к рисунку в графическом редакторе.

Самая стандартная ситуация при начале работы с планшетом и программой -любительский подход к делу. Верным решением является цель начального ознакомления с техникой, но зачастую такой подход затрудняет самостоятельный процесс обучения. Начинающий цифровой художник пробует рисовать все подряд, что все же является грубой ошибкой. Существует и еще одна проблема - очень сложно найти качественные ресурсы и информацию по самим основам цифрового рисования с нуля. Конечно в интернете на различных ресурсах очень много разнообразных уроков, но они абсолютно не обучают азам рисования на планшете, а часто только путают начинающих художников, усложняя процесс освоения новой технологии.

Если художник уверенно владеете обычным карандашом, но испытываете трудности при работе в цифре, то причиной этому может быть вовсе не «неумение» рисовать. Начинающего цифрового художника могут ввести в заблуждение большое количество существующих техник, частью из рисования, частью - из живописи, и непонимание с чего конкретно начать освоение графического планшета и программного обеспечения.

Самая распространенная проблема состоит в том, что начинающий художник берется рисовать свои любимые предметы и образы. Это одна из главных ошибок, художник еще не умеет передавать цвета и даже использовать кисти, но с непреодолимым желание хватается за все подряд и, выбирая понравившеюся кисть, рисует все что захочет. А что еще хуже, он скачивает и устанавливает новые наборы кистей и начинает применять их без разбора, когда для начала необходимо научится рисовать самые азы и простые изображения, используя только стандартную твердую круглую кисть. Конечно же, никто не запретит испытать остальные кисти, но необходимо придерживаться, первое время, работы именно стандартным набором. Это позволит прочувствовать все тонкости работы с графическим планшетом.

Существует заблуждение, что освоить цифровую живопись легко. Достаточно приобрести необходимую технику и немного потренироваться, остальное компьютер сделает за художника - это утверждение в корне неверно. Важно понять, что, начав работать с графическим планшетом и графическим редактором, художник не сможет резко повысить свой уровень, или качество своих работ, поскольку планшет сам по себе на это не способен, все зависит именно от труда художника. Современная техника дает множество невероятных возможностей, о которых раньше художники не могли и мечтать, но в работе нельзя опираться только на них. Нужно понимать, что без базовых умений и навыков, без умения работы с линией, понимания цвета и формы, не достичь действительно высокого уровня в цифровой живописи. Важно начать воспринимать возможности планшета и компьютера именно как новый материал, хорошо освоив который, можно открыть для себя абсолютно новые сферы искусства.

Какие же особенные возможности есть у цифровой живописи?

• Очень высокая скорость работы и большой выбор материалов. Выбор нужного цвета - дело секунд (в отличие от традиционной живописи, где надо смешивать или докупать краски для получения нужного цвета - требует опыта и времени), выбор нужной

кисти/инструмента - также почти мгновенная операция. Можно делать работы с имитациями масла, пастели, акварели или всего и сразу, что затруднительно в реальном мире.

• Возможность отменять свои действия, а также возможность сохраняться в любом моменте своей работы и возвращаться к нему в последующем и ещё большой список подобных возможностей и преимуществ - все это делает работу художника в несколько раз быстрее при том же качестве.

• Компьютерная работа сразу готова к использованию в цифровых технологиях кино, игр, верстки - работу, выполненную на материале красками, для тех же целей надо предварительно перенести в цифровой вид.

• В отличие от традиционной живописи, в цифровой имеются удобные функции инструментов и возможностей. Например, работа со слоями или нанесение текстур с фотографий на нужные вам участки картины; генерация шумов заданного типа; различные эффекты кистей; HDR картины; различные фильтры и коррекции, и многое другое.

При таком широком спектре функций открываются безграничные возможности для экспериментов с техникой и стилем. Процесс рисования становится очень захватывающим, а страх испортить работу или зря потратить материалы, так и не получив в итоге желаемый результат полностью исчезает.

Все это техническая сторона вопроса о цифровой живописи, но существует также и визуальная. Во многом правила визуализации в цифровой и классической живописи идентичны, однако некоторые технические возможности применения компьютера и графического редактора при рисовании, при грамотном применении, дают художнику некоторую свободу в работе. Например, при работе акварелью на бумаге, один неверный шаг, неточный выбор цвета, неуверенное движение - могут загубить весь рисунок и придется начать с чистого листа. Возможности цифровой живописи позволяю бесконечно редактировать изображение, менять цвет, текстуру и освещение, без потери качества изображения. При этом есть возможность поэкспериментировать, сохранить все вариант, и это не займет много времени.

Одним из основных способов оттачивания навыка рисования при помощи графического планшета и редактора является скетчинг. Быстрые зарисовки придуманных образов положительно влияют на возможности художника в визуализации объектов воображения на бумаге. Такие зарисовки не менее полезны при работе в технике цифровой живописи. Компьютерные программы имеют широкий спектр возможностей по имитации различных художественных материалов, в том числе и тех, которые удобно применять для быстрых зарисовок - чернила, тушь, акварель, карандаш, уголь.

На самом деле, с помощью рисования художник стремитесь воплотить идеи, содержащиеся в сознании, и обычного карандаша, как правило, для этого недостаточно. Для этих целей очень подходит графический планшет в сочетании с качественным программным обеспечением. Он может предоставить все необходимые цвета, и позволяет очень легко исправлять практически любые ошибки. Перо графического планшета, хоть и внешне в чем-то похоже на карандаш, может заменить целый набор различных кистей, мелков, маркеров и даже ластиков. С помощью такого пера можно покрыть экран акриловой краской, масляной краской в сочетании с гуашью, или же смешать все это, чтобы получить что-то абсолютно новое. Это универсальный инструмент с огромными возможностями.

Одной из самых популярных программ по редактированию и преобразованию фотографий, является Adobe Photoshop, а также Corel Photopaint. Стандартом в области обработки изображений является Adobe Photoshop. Эта программа содержит большое количество инструментов, ускоряющих работу. Выбор нужного цвета - дело секунд, выбор нужной кисти/инструмента - также почти мгновенная операция. Возможность отменять свои действия, а также возможность сохраняться в любом моменте своей работы и возвращаться к нему в последующем, и еще большой список возможностей и преимуществ - все это делает работу профессионального фотографа в несколько раз быстрее при том же качестве. Adobe Photoshop позволяет не только корректировать фотоизображение, но и создавать

всевозможные эффекты, благодаря множеству специальных фильтров и дополнительных плагинов, которые позволяют обычное изображение выполнить практически в любом художественном стиле. Однако относительная простота этого графического редактора довольно иллюзорна, так как настоящие чудеса способны происходить только в умелых и знающих руках. Photoshop - это то же самое, что мольберт и кисть - в руках художника рождаются шедевры, а дилетанта - бездарные картинки. Поэтому для того, чтобы хорошо «рисовать» на компьютере, необходимо обладать художественным видением, а также чувством вкуса и меры. А самое главное - знать с какой целью вы прибегаете к этой программе.

Осваивая азы цифрового искусства, художники начинаю искать применение своим новым знаниям и навыкам на практике. Одной из самых ярких, интересных и востребованных сфер применения цифровой живописи является такое направление современного искусства как концепт-арт.

Многие по-разному понимают, что такое концепт - арт. Это форма искусства используется для передачи визуальной идеи, для дальнейшего использования в развлекательных сферах или средствах массовой информации, прежде чем он помещается в конечный продукт. Концепт - арт также называют визуальной разработкой или концепцией дизайна. Основная цель концептуального искусства передать визуальное представление дизайна, идеи, или настроения. Другими словами, он стремится передать общий дизайн видения, а не указать все в точных предметах и терминах в самом начале.

Концепт-арт развивается в течение нескольких повторяющихся действий, как правило, это поиск перед тем, как выйти на итоговый вариант. Художники пытаются создать несколько вариантов, эскизов и концепций проекта, чтобы достичь желаемого результата в работе и в поисках наиболее интересного результата. Проекты постоянно просматривают и фильтруют, уточняя детали и нюансы на каждом из этапов создания, чтобы отсеять не подходящие идеи и сузить количество вариантов.

Концепт - арт охватил использование цифровых технологий . Растровые и графические редакторы для цифровой живописи стали более доступными, а также аппаратные средства, такие как графические планшеты, обеспечивающие более эффективные методы работы. До этого (и до сих пор) некоторые не перестают использовать и традиционные средства, например, как масляные краски, акриловые краски, маркеры и карандаши и т.д. Благодаря им, многие современные пакеты графических программ создаются с эффектами имитации смешивания цвета, как краска смешивалась бы на холсте; традиционные знания часто имеют первостепенное значение для концепт-художника, чтобы использовать программное обеспечение для поиска разнообразных творческих путей решения. Все, что нужно, чтобы сделать окружающую среду, графику или символы, необходимые для любого проекта. Концепт - художники создают эти визуальные эффекты для анимационных студий, кино- и видео-производственных компаний, игровых компаний, рекламных агентств, графических дизайнерских фирм, печатных изданий, веб-дизайна, дизайна интерьера и даже архитектурных фирм.

Художника, который создает дизайн для визуализации элемента, характера или области, которая пока не существует, называют концепт - художником. В его работу входит создание фильмов, мультипликации, а в последнее время и популярного производства видеоигр, но не ограничивается этим. В некоторых случаях концепт - художник может понадобиться только для создания предварительных эскизов проекта или стать частью команды, работая над разработкой с самого начала и до полноценно реализованного проекта. Также от концепт - художника по мимо художественного навыка требуется владение такими навыками, как работа в графических программах, работа с сжатыми сроками. Некоторые концептуальные художники могут начать как прекрасные художники, промышленные дизайнеры, аниматоры, или даже специальные художники эффектов. Интерпретация идей и как они реализуются заметны по индивидуальности творчества концепт-художника, так как предмет вне их контроля становится, очевидно, заметен.

Концепт - арт всегда охватывал многие предметы деятельности искусства, являясь основным средством в фильмах, плаката и дизайн в целом. Но два наиболее широко освещенных направления являются - научная фантастика и фэнтези. Однако так как стремительный рост его использования в производстве видеоигр возрос, концепт - арт расширился, чтобы покорить и другие жанры.

Используемые техники исполнения концепций варьируются от стилизованных до реалистических. Этому способствует использование специального программного обеспечения, с помощью которого художник способен воссоздавать даже меленькие детали пиксель за пикселем, или использовать специальные параметры настроек, чтобы имитировать реалистичность объектов изображения.

Перед тем как начать работу над проектом художникам приходится провести глубокий анализ аналогов или как их ещё называют референсов, уже существующих, по данной тематике, или сфере в направлении, которой планируется вестись работа. Они являются моделями представления, которое держит некое «структурное сходство». Помогают проанализировать рынок и сферу деятельности, разобрать наиболее выгодные и не очень варианты, для дальнейших идей.

Художники, которые работают над проектом, часто производят большое количество работ на ранних стадиях, чтобы обеспечить широкий спектр идей, большая часть которых предоставляется в виде эскизов и 3D набросков и зарисовок. Позднее эти произведения концепт - арта, как итоговые варианты, приближают к максимальной реалистичности по мере необходимости. Лишь небольшая часть того, что делается концепт - художники на самом деле позже попадает в справочный материал для производства, остальное отправляют в «ящики». Для каждого проекта создают множество исследуемого, сопроводительного материала, макетов, коллекций, красок, вариаций и отклоненные проекты в том числе.

Мы живем в эпоху, когда многое пытаются сказать именно через визуальное восприятие, которое является по - своему фантастическим. Но там, где есть бесконечные возможности, есть и бесконечная возможность для ошибок. Концепт-арт является ключом к сосредоточению единого художественного видения и любых визуальных воплощений. Концепт - арт не иллюстрация, качество и методы двух близких понятий, имеют значительные совпадения, но у них есть одна внутренняя разница. Это различие является слово «концепция».

Цель концепции художника быстро исследовать идеи и сообщать о них как можно более эффективно. Роль иллюстратора заключается в создании высоко проработанного произведения искусства.

В концепте не придается серьезного значения точностям проработки и тонкостям законченной работы, которая не предполагает ничего нового с точки зрения дизайна, настроения и чувства. Если бы каждый эскиз и идею прорабатывать до окончательного завершающегося этапа, то на это уходило бы много времени и усилий. Когда множество эскизов идей, пусть недостаточно прорисованных с художественной точки зрения, способствуют к обсуждению и пробуждению интереса и новым идеям. Это ключ, чтобы понимать, что концепт-арт является частью более крупного процесса производства в противоположность его собственной сущности, такие как иллюстрации для книги или редакции.

Однако, часто из набора визуализаций создается конечный продукт под названием артбук. Артбук - это книга ориентированая на аудиторию, которая становится поклонниками игр или фильмов, набирающих популярность и которых интересуют тонкости процесса разработки. Т.е. непосредственно работа концепт - художников и этапы создания их концепт - артов. Создаются такие книги для расширения пространства видения фильма или игры её поклонниками, Они полностью соответствуют стилистике и атмосфере основного продукта. Они дают большее понимание того, что автор имел в виду с помощью концепт-арта или новый взгляд на настроение, стиль, представленного в артбуке.

Коллекционирование артбуков позволяет следить за стилистическими изменениями между сериями фильмов и игр, если таковы имеются и их обновлениями. Они помогает разобраться в сути, времени, развитии событий и важных деталях игры, жизни персонажей и их историях. Дает увидеть развернутую идею проекта и богатую в исполнении с подачи визуальной точки зрения.

Такие художественные книги являются дополнением к визуальным эффектам игры, фильма или любого другого детально продуманного продукта современной графической индустрии и подробно разбирают её детали. Позволяет аудитории рассмотреть поиск образов персонажей от самого начала до его финального дизайна. Увидеть поиск окружающей среды, пространства и области, в которой происходят действия, будь то реально существующее место или полностью придуманный мир. Концепт-арт имеет тенденцию быть более выразительным, чем мы видим только в рамках пространства и персонажей этого виртуального мира.

Над арт-буками к известнейшим фильмам и играм трудятся лучшие цифровые художники со всего мира. Знакомство с такими изданиями способно не только расширить кругозор, часто из них можно почерпнуть интересные композиционные и живописные приемы. Каждый день в сфере цифрового искусства появляются новые произведения, также важно постоянно быть в курсе новых технических разработок и идей.

Цифровая живопись показала свои несомненные отличия от традиционных видов изобразительного искусства, в первую очередь за счет невероятной гибкости графических редакторов, скорости работы и возможности внесения корректив, как в сам процесс создания произведений, так и в уже окончательный результат. Будучи неотъемлемой частью современного искусства, в России цифровая живопись развивается фактически на том же техническом и художественном уровне, что и в других странах. Cуществует большая востребованность образовательных ресурсов в сфере цифрового живописи. На сегодняшний день есть определенные характерные особенности, которые заключаются в приверженности не только традиционной изобразительности, иллюстративности, детализированности в цифровых работах, но и предпочтении имитации традиционных техник посредством цифровой графики. Будучи неотъемлемой частью современного искусства, в России цифровая живопись развивается фактически на том же техническом и художественном уровне, что и в других странах. Цифровая живопись, как сфера современного искусства находится сейчас в постоянном развитии и интерес к ней высок как никогда.

Литература и источники

1. Карасева Э.В., Чумаченко И.Н. Рисование в Photoshop CS. М.: Издательство ACT, НТ Пресс, 2004. 560 с.

2. Ерохин СВ. Цифровое компьютерное искусство. CM.: Алетейя, 2011. 192 с.

3. Калясин Д.В., Карпова Ю.И. История развития концепт - арта в игровой индустрии в книге // Неделя науки СТбПУ Научный форум с международным участием, материалы научно-практической конференции. Институт металлургии, машиностроения и транспорта СТбПУ. 2015. C.195-19S.

4. Ерохин СВ. Цифровое искусство: преемственность традиций. // Вестник Тамбовского университета. Cерия: Гуманитарные науки. 2009. Вып. 8(76). C. 178-184. 0,5 п.л.

5. Ерохин СВ. Эстетика цифрового изобразительного искусства. CM.: Алетейя, 2010. 432 с. 23 п.л.

References and Sources

1. Karaseva EH.V., CHumachenko I.N. Risovanie v Photoshop CS. M.: Izdatel'stvo AST, NT Press, 2004. 560 s.

2. Erohin S.V. Cifrovoe komp'yuternoe iskusstvo. SPb.: Aletejya, 2011. 192 s.

3. Kalyasin D.V., Karpova YU.I. Istoriya razvitiya koncept - arta v igrovoj industrii v knige // Nedelya nauki SPbPU Nauchnyj forum s mezhdunarodnym uchastiem, materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Institut metallurgii, mashinostroeniya i transporta SPbPU. 2015. S.195-19S.

4. Erohin S.V. Cifrovoe iskusstvo: preemstvennost' tradicij. // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2009. Vyp. S(76). S. 17S-1S4. 0,5 p.l.

5. Erohin S.V. EHstetika cifrovogo izobrazitel'nogo iskusstva. SPb.: Aletejya, 2010. 432 s. 23 p.l.

ГАБРИЕЛЯН ЛИАНА ИСААКОВНА - аспирант Московского педагогического государственного университета.

ШПАГИНА ИРИНА СЕРГЕЕВНА - аспирант Московского педагогического государственного университета. GABRIELYAN, LIANA I. - Ph.D. student, Moscow Pedagogical State University ([email protected]) SHPAGINA, IRINA S. - Ph.D. student, Moscow Pedagogical State University([email protected])

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.