Архитектура и дизайн
Правильная ссылка на статью:
Воложанина Е.А — Проблематика цифровой живописи // Архитектура и дизайн. - 2019. - № 1. DOI: 10.7256/2585-7789.2019.1.29622 URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=29622
Проблематика цифровой живописи
Воложанина Елизавета Андреевна
Лаборант, СГИИ им. Хворостовского 660017, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Мира, 98
Статья из рубрики "Синтез искусств"
Аннотация.
В данной работе рассматриваются такие актуальные темы как - цифровая живопись и цифровое искусство, которые стали популярны в последние десятилетия по всему миру. Проблематика современного искусства схожа с проблемами и Digital Art, которые будут рассмотрены в статье. В ней также рассматриваются возможности компьютерных технологий в изобразительном искусстве и анализируются художественные произведения зарубежных и отечественных художников, которые работают в компьютерной графике с применением традиционных техник живописного изображения. Теоретические методы исследования доступной информации, анализ и систематизация, эмпирическое изучение работ художников по теме исследования. Цифровая живопись только начала развиваться и изучаться, поэтому не так много исследований ведется в этой области. В своей работе я полнее раскрываю тему о проблемах цифровой живописи. Цифровая живопись - это новая ступень в современном искусстве, она продолжает развиваться и расширять свои возможности. Она дает новый взгляд на систему выставки. Формируется другое отношение к работам, за которые никто не платит, и на которые есть возможность посмотреть каждому желающему.
Ключевые слова: цифровое искусство, цифровая живопись, цифровые художники, компьютерная графика, современное искусство, графические редакторы, растровая графика, искусство, компьютерна живопись, живопись
DOI:
10.7256/2585-7789.2019.1.29622
Дата направления в редакцию:
27-04-2019
Дата рецензирования:
29-04-2019
В настоящий момент все больше художников создают свои работы на компьютере. С возникновением компьютерных технологий начало зарождаться и цифровое искусство, и наибольший расцвет для него настал в конце XX-XXI веках, поэтому данная тема актуальная для исследований. Цифровая живопись только начала развиваться и изучаться, поэтому не так много исследований ведется в этой области. Проблематика современного искусства схожа с проблемами и Digital Art. Компьютерная живопись активно применяется в сфере иллюстраций и компьютерных игр, но, так же, она стала популярна для создания композиционных идей.
Данную тему затрагивают С. А. Прохоров в статье «Современная живопись и компьютерные технологии: от фотореализма до живописи 3D-арт», в которой отмечает, что на данный момент существуют два основных вида живописи - цифровая и классическая. В работе Белозерова О.И. и Селиной А.М. «Цифровая живопись - замена современному искусству?» выделяют минус digital art - не отражает эмоции автора.
У Исаевой О.А. в «Цифровой живописи как актуальном направлении отечественного искусства» выделено два направления цифрового искусства - имитация живописи и графики и фотоарт (фотоколлаж). А Турлюн Л.Н. в статье «Специфика художественной выразительности цифровой живописи» выделил три направления - компьютерная графика, цифровая живопись и компьютерный коллаж.
В своей статье «О цифровом искусстве» Гельман М. поднимает вопросы о проблемах цифрового искусства.
Целью моего исследования является выявление проблематики цифровой живописи как современного искусства.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Сбор информации по данной теме;
- Выявление преимуществ цифровой живописи перед традиционными видами искусства;
- Выявление проблематики цифровой живописи как современного искусства;
- Анализ творчества художников.
Digital art или цифровое искусство — это направление в искусстве, основанное на использовании компьютерных технологий. Цифровая живопись - создание электронных изображений с помощью компьютерных имитаций традиционных инструментов художника. Компьютер одновременно и кисть, и мольберт. Таким образом искусство избавляется от своей материальной составляющей и превращается в электронное изображение-символ. Но неточность терминологии состоит в том, что нет четких границ, что считается цифровой живописью, а что нет. Любое изображение, преобразованное в компьютерном редакторе и существующее на электронном носителе, является компьютерной живописью.
Развитие компьютерного искусства наступило тогда, когда технологии стали доступны для каждого. Любой человек может заняться творчеством и выставлять свои работы как искусство, что приводит нас к одной из проблем современного искусства в целом - что есть искусство, а что нет? На этот вопрос пока нет конкретного ответа, это субъективное
мнение каждого, по каким критериям и как оценивать искусство. На мой взгляд наиболее важным критерием является идея, то что хотел сказать автор своей работой и качество исполнения.
Цифровая живопись - это естественное развитие изобразительного искусства? Во все времена существовали приверженцы традиционных форм и те, кто преображал свое творчество в новое. В. Беньямин: «В истории каждой формы искусства есть критические моменты, когда она стремится к большим эффектам, которые без особых затруднений могут быть достигнуты лишь при изменении технологического стандарта, т.е. новой формы искусства» - чем и является цифровая живопись. Т.е. это новый этап развития живописи. Раньше живопись была лишь материальной, но теперь она стала и компьютерной. К цифровой живописи относятся: самостоятельные произведения, компьютерные игры и 3D-арт, фотоарт, коллажи.
Очень многие художники оцифровывают свои картины, и они становятся произведением виртуального искусства. Цифровая живопись позволяет художникам реализовать себя на интернет площадках, работать с заграничными компаниями и продавать свои работы по всему миру. Все больше творческих людей осваивают графические планшеты после получения художественного образования. Цифровые картины могут быть нарисованы либо от начала и до конца художником на компьютере, либо же частично дополняться в графических реакторах.
Рисуя в программах, можно добиться сходства с традиционными видами графики и живописи. Так в программе Corel Painter можно добиться разнообразной фактуры холста или бумаги, подобрать нужную кисть и многое другое. Так же пользуются популярностью программы Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и Sai.
Преимущества в создании изображений на компьютере состоят в том, что краска не растекается, нет нужды ее просушивать, рабочее пространство не пачкается, большие возможности в яркости цвета и света, большее количество инструментов. Самый главный плюс - возможность исправлять ошибки и сохранять множество вариантов одной и той же работы. При желании художник может продолжить работу в любой момент.
Некоторые не считают цифровое искусство настоящим - лишь традиционные формы изображения являются им. Происходит утрата культурных ценностей и навыков. Но на самом деле развитие технологий не ведет к деградации искусства. В своих работах зачастую художники используют те же приемы и опыт, что и в академическом искусстве. Традиционное искусство не удается сохранить на бесконечно долгое время, в то время как цифровое искусство может храниться ни одну тысячу лет. Современная компьютерная живопись растет по качеству и ей есть куда развиваться дальше. Разрешение дисплеев растёт, повышается качество цветопередачи, увеличивается мощность компьютеров, меняются и совершенствуются программы для цифровой живописи, есть принципиальная возможность создания новых способов и устройств для работы с цветом.
Так же ошибочно люди полагают, что искусство по ту сторону экрана не позволяет зрителю прочувствовать эмоциональный посыл художника. Но на самом деле технологии позволяют работать и с нажимом мазка, резкость или плавностью. При необходимости художник может распечатать работу на холсте акрилом и продолжить уже в традиционной манере письма. А с помощью выразительных средств художник успешно передает состояние, как и на холсте или бумаге. Минусом печати цифровой работы на принтере это качества переносимого цвета на холст. Теряются некоторые нюансы и
оттенки, которые видны на мониторе.
Одной из проблем компьютерного изображения является отсутствие оригинала, что раньше служило критерием качества. Но это больше всего влияет на систему музеев и галерей, закупающую оригиналы, которые с появлением цифрового искусства стали обесцениваться. С развитием компьютерного изображения стал важен процесс, а не результат. Проходят попытки организовать выставки цифрового искусства, но организаторы сталкиваются с некоторыми проблемами. Одной из которых является отсутствие оригинала. В настоящий момент площадки для выставок электронных работ проходят на определенных сайтах, где их можно купить в хорошем качестве. В основном такая система развита на западной площадке, а работа обычных музеев предполагает в ыс та в ку оригина ла .
Отсутствие оригинала влияет и на взаимодействие зрителя и автора. Нет определенного заказчика за исключением некоторых работ, когда человек сам ищет определенного художника для своего проекта (Например: Томас Царь с иллюстрацией альбома «Перекресток»). Зритель выбирает и оценивает работы художника не по цене, а по качеству картин.
Развитие компьютерных игр и объемного моделирования позволили вовлечь зрителя в процесс, погрузить его в свой мир. Виртуальная реальность формирует собственную компьютерную эстетику. Происходит синтез живописи и 3D-анимации, для создания объемной альтернативной вселенной в компьютере. То же самое происходит и в анимационном творчестве.
Артем Чебоха - рисует в Photoshop картины, которые похожи на масляную живопись. Он получил художественное образование, и пишет так же и натуральными материалами, но с 2008 года большую часть времени посвящает цифровой живописи - многообещающему этапу развития современного искусства. Его работы погружают нас в мир прекрасных пейзажей и фантастических миров в небесах, бескрайние пространства, в которых изображены прозрачные облака, скалистые каменные горы, продуваемые холодным ветром. Картины наполнены воздухом и светом, свободой и мечтой. Они «трогают за душу» своей красотой, превращая обыденное в нечто прекрасное. Не так давно в г. Омске состоялась первая выставка цифровой и традиционной живописи RHADS, которая вызвала большую популярность среди людей.
В то же время работы Клим Новосельцева -это мрачные, фантастические, сумеречные пейзажи, такие как «Высшие сферы», «Великий потоп», цикл иллюстраций к роману «Там, где живут чудовища». Иногда он обращается к созданию композиций с аллегорическим или символическим содержанием, где можно увидеть определенные аллюзии на произведения И. Босха или П. Брейгеля -«Разговор», «Долгий путь», «Обжитый кот», «В стране грез». Это отображается в том, как художник строит перспективу, соотношение и построение в отношении персонажей и пейзажа, мистики, многозначности. Существуют работы на славянскую тематику. Его картины отличаются тем, что художник очень тонко чувствует цвета палитры, создаёт особую точную детализацию, прорабатывает всю концепцию изображения, включая ее драматургию. Так же в его работах много света и, на мой субъективный взгляд, надежды.
Alejandro Burdisio — аргентинских художник, который начал заниматься цифровой живописью в свободное время. Бурдизио создает футуристические сцены, смешивая образы будущего, картины повседневной жизни, предметы и вещи из прошлого. Сначала он создает наброски на бумаге, пробу разные идеи, затем уже рисует набросок на
планшете с последующей проработкой. «Хотя это цифровые иллюстрации, я хочу, чтобы они выглядели как на традиционных холстах. Я начинаю с цветных пятен на цифровом холсте, а затем работаю над геометрией, ищу свет и тени.»
Бобби Чуи - не только удивительный цифровой художник, но также и владелец студий Imaginism в Торонто. Именно там он преподает другим цифровые методы живописи. Его работы заслужили множество наград и очень отличаются от работ других художников своей оригинальностью и техникой. Используются традиционные приемы для создания композиций, но с фантастическими существами, которые создал сам художник. Так же он рисует иллюстрации и работает с обычными материалами. Объединяет этих совершенно разных художников по стилю то, что они работают в традиционных техниках.
Цифровая живопись - это новая ступень в современном искусстве, она продолжает развиваться и расширять свои возможности. Она дает новый взгляд на систему выставки. Формируется другое отношение к работам, за которые никто не платит, и на которые есть возможность посмотреть каждому желающему.
На данный момент существуют такие основные трудности, как: проблемы с организацией выставок, оценкой цифровых картин из-за отсутствия оригинала, признание того что есть искусство, а что нет. Но с развитием технологий и общества все минусы цифрового искусства будут решены. По-моему мнению это направления, несмотря на минусы, может претендовать на роль настоящего искусства.
Библиография
1. Белозеров. О.И., Селина А.М. Цифровая живопись - замена современному искусству? // Academy, 2019. №2(41). 12-16 с.
2. Исаева О.А. Цифровая живопись как актуальное направление отечественного искусства // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2017. №1(30). 173-176 с.
3. Турлюн Л.Н. Специфика художественной выразительности цифровой живописи // Культурное наследие Сибири, 2016. №1(19). 39-46 с.
4. Турлюн Л.Н. Творчество отечественных и зарубежных компьютерных художников // Мир науки, культура, образования, 2013. №4(41). 288-290 с.
5. Турлюн Л.Н. Компьютерное искусство в мировой художественной культуре // Alma mater (Вестник высшей школы), 2011. №11. 79-82 с.
6. Турлюн Л.Н. Имитация традиционной живописи и графики средствами компьютерной графики // В мире научных открытий, 2012. №4.3. 272-281 с.
7. Турлюн Л.Н. Место компьютерной графики в виртуальном искусстве // Молодой ученый, 2011. №1. 269-271 с.
8. Прохоров С.А. Современная живопись и компьютерные технологии: от фотореализма до живописи 3D-арт // Мир науки, культуры, образования, 2011. №5(30). 317-319 с.
9. Гельман М. О цифровом искусстве // Дневник М. Гельмана. 18.12. 2003.
10. Бугаева П.А. Цифровая живопись как инновация в искусстве // Инновационные процессы и технологии в современном мире, 2016. №1(4). 11-13 с.