Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КНИЖНОМУ ДИЗАЙНУ'

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КНИЖНОМУ ДИЗАЙНУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
книжный дизайн / детские издания / объект визуальной информации и коммуникации / наглядно-образное мышление / визуальное мышление / визуальная культура / стилеобразующие элементы книги / игра / иллюстрация / макет / book design / children’s publications / object of visual information and communication / visual-imaginative thinking / visual thinking / visual culture / style-forming elements of the book / game / illustration / layout

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Ирина Леонидовна, Гурьянчева Екатерина Николаевна, Кулагина Александра Александровна

В статье затрагиваются актуальные проблемы, связанные с принципами обучения студентов книжному дизайну; поднимаются вопросы, связные с проектированием и графическим оформлением детских изданий, выявлены требования к проектированию полиграфической продукции для детской аудитории; детская книжная иллюстрация рассматривается как объект проектирования визуальной информации и коммуникации, как средство развития наглядно-образного, визуального мышления и способ формирования визуальной культуры подрастающего поколения. В процессе обучения дизайнеров-графиков делается акцент на особенности проектирования детской полиграфии. Студенту-дизайнеру важно уделять внимание целостному визуальному впечатлению от готового продукта. Важно учитывать, что покупатель чаще всего отдает предпочтение креативному визуально-графическому оформлению детской книги. Поэтому дизайн книги должен вызывать эмоции, иллюстрации и конструктивное решение должны интриговать и привлекать внимание целевой аудитории. Данное исследование затрагивает актуальные проблемы современного дизайн-образования, методики обучения дизайн-проектированию. В исследовании выявлены основные принципы проектирования иллюстраций для детской книги. Авторами представлен оригинальный авторский подход к исследованию одной из наиболее актуальных проблем – проблеме художественно-эстетического, эмоционального и визуального воздействия книжной продукции на детей. Показана важная роль книжной иллюстрации в визуально-мыслительной деятельности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Ирина Леонидовна, Гурьянчева Екатерина Николаевна, Кулагина Александра Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF BOOK DESIGN TEACHING TO STUDENTS

The article touches upon topical issues related to the principles of book design teaching to students; issues related to design and graphic design of children’s publications are raised, requirements for the design of printing products for a children’s audience are identified; children’s book illustration is considered as an object of designing visual information and communication, as a means of developing visual-figurative, visual thinking and a way of forming visual culture of the younger generation. In the process of training graphic designers, the emphasis is placed on the design features of children’s printing. It is important for a design student to pay attention to the holistic visual impression of the finished product. It is important to take into consideration that the buyer most often prefers the creative visual and graphic design of a children’s book. Therefore, the design of the book should evoke emotions, illustrations and a constructive solution should intrigue and attract the attention of the target audience. This study touches upon the acute problems of modern design education, methods of design teaching. The study revealed the basic principles for designing illustrations for a children’s book. The authors present an original authorial approach to the study of one of the most pressing problems the problem of the artistic, aesthetic, emotional and visual impact of book production on children. The important role of book illustration in the visual and mental activity of the child is shown.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КНИЖНОМУ ДИЗАЙНУ»

VTTK" I -—V /¡\ 1©2023 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

у A14 J ' ° |(сс) tjJCSj This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license

DOJ. | (j 57145/27129780 2023 12 02 01 Ifcae2e!^ehttps://cieativecoimnons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КНИЖНОМУ ДИЗАЙНУ

©Автор(ы) 2023

БЕЛОВА Ирина Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры средового и графического дизайна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

(Мининский университет) 603005, Россия, Нижний Новгород, ira-ra-bel@yandex.ru

SPIN-код: 8438-2026 РИНЦ AuthorlD: 737152 ResearcherlD: K-1963-2017 ORCID: 0000-0002-8474-7907

ГУРЬЯНЧЕВА Екатерина Николаевна, доцент кафедры средового и графического дизайна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

(Мининский университет) 603005, Россия, Нижний Новгород, ekaterina0999@yandex.ru

SPIN-код: 6815-6706 РИНЦ AuthorlD: 737195 ResearcherlD: U-2413-2018 ORCID: 0000-0003-0723-3918

КУЛАГИНА Александра Александровна, доцент кафедры средового и графического дизайна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

(Мининский университет) 603005, Россия, Нижний Новгород, aleksa.culagina2011@yandex.ru

SPIN-код: 9533-8378 РИНЦ AuthorlD: 737265 ResearcherlD: U-1179-2018 ORCID: 0000-0003-2343-0567

Аннотация. В статье затрагиваются актуальные проблемы, связанные с принципами обучения студентов книжному дизайну; поднимаются вопросы, связные с проектированием и графическим оформлением детских изданий, выявлены требования к проектированию полиграфической продукции для детской аудитории; детская книжная иллюстрация рассматривается как объект проектирования визуальной информации и коммуникации, как средство развития наглядно-образного, визуального мышления и способ формирования визуальной культуры подрастающего поколения. В процессе обучения дизайнеров-графиков делается акцент на особенности проектирования детской полиграфии. Студенту-дизайнеру важно уделять внимание целостному визуальному впечатлению от готового продукта. Важно учитывать, что покупатель чаще всего отдает предпочтение креативному визуально-графическому оформлению детской книги. Поэтому дизайн книги должен вызывать эмоции, иллюстрации и конструктивное решение должны интриговать и привлекать внимание целевой аудитории. Данное исследование затрагивает актуальные проблемы современного дизайн-образования, методики обучения дизайн-проектированию. В исследовании выявлены основные принципы проектирования иллюстраций для детской книги. Авторами представлен оригинальный авторский подход к исследованию одной из наиболее актуальных проблем - проблеме художественно-эстетического, эмоционального и визуального воздействия книжной продукции на детей. Показана важная роль книжной иллюстрации в визуально-мыслительной деятельности ребенка.

Ключевые слова: книжный дизайн, детские издания, объект визуальной информации и коммуникации, наглядно-образное мышление, визуальное мышление, визуальная культура, стилеобразующие элементы книги, игра, иллюстрация, макет.

PRINCIPLES OF BOOK DESIGN TEACHING TO STUDENTS

© The Author(s) 2023

BELOVA Irina Leonidovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Environmental and Graphic Design Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University) 603005, Russia, Nizhny Novgorod, ira-ra-bel@yandex.ru GURYANCHEVA Ekaterina Nikolaevna, Associate Professor of the Department of Environmental and Graphic Design Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University) 603005, Russia, Nizhny Novgorod, ekaterina0999@yandex.ru KULAGINA Alexandra Alexandrovna, Associate Professor of the Department of Environmental and Graphic Design Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University) 603005, Russia, Nizhny Novgorod, aleksa.culagina2011@yandex.ru Abstract. The article touches upon topical issues related to the principles of book design teaching to students; issues related to design and graphic design of children's publications are raised, requirements for the design of printing products for a children's audience are identified; children's book illustration is considered as an object of designing visual information and communication, as a means of developing visual-figurative, visual thinking and a way of forming visual culture of the younger generation. In the process of training graphic designers, the emphasis is placed on the design features of children's printing. It is important for a design student to pay attention to the holistic visual impression of the finished product. It is important to take into consideration that the buyer most often prefers the creative visual and graphic design of a children's book. Therefore, the design of the book should evoke emotions, illustrations and a constructive solution should intrigue and attract the attention of the target audience. This study touches upon the acute problems of modern design education, methods of design teaching. The study revealed the basic principles for designing illustrations for a children's book. The authors present an original authorial approach to the study of one of the most pressing problems - the problem of the artistic, aesthetic, emotional and visual impact of book production on children. The important role of book illustration in the visual and mental ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 5.8.1.; 5.8.2. 5

BELOVA Irina Leonidovna and others PRINCIPLES OF BOOK DESIGN TEACHING ..

Baltic Humanitarian Journal. 2023. Т. 12. № 2(43)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

activity of the child is shown.

Keywords: book design, children's publications, object of visual information and communication, visual-imaginative thinking, visual thinking, visual culture, style-forming elements of the book, game, illustration, layout.

ВВЕДЕНИЕ.

Во все времена обучение и воспитание детей с помощью книг занимало и занимает особое место в жизни общества. В культурном мире невозможно представить развитие подрастающего поколения без книг, учебников, журналов, настольных игр и другой печатной продукции. Даже, несмотря на то, что современная молодежь информацию в основном «черпает» на просторах интернета, в наши дни полиграфическая продукция остается связующим звеном во многих аспектах жизни людей. Поэтому студенту, будущему специалисту в области графического дизайна, необходимо иметь особые знания, умения и навыки по разработке книжной полиграфической продукции, способствующей развитию наглядно-образного и визуального мышления детей, формированию визуальной культуры современных подростков.

Ежедневно ребенок воспринимает огромное количество информации, расширяет кругозор, и чаще всего это происходит через различные визуальные объекты. Важно, чтобы познание мира доставляло ребенку радость, а различные изображения помогали в обучении и воспитании. Печатная продукция информационного, дидактического (обучающего) и развлекательного характера является объектами полиграфического и книжного дизайна, а также профессиональной сферой деятельности графического дизайнера. Разнообразный ассортимент детской полиграфической продукции (будь то книга, журнал, настольная игра, азбука, учебник и т. п.), разрабатываемый художниками-иллюстраторами и дизайнерами-графиками, является значимым визуальным средством психологического воздействия на познавательную деятельность и поведение детей и подростков.

Актуальность проблемы состоит в необходимости научного обоснования роли графического дизайнера в проектировании и оформлении детской полиграфической продукции как неотъемлемой части визуальной информации и коммуникации, важного фактора развития визуально-образного мышления детей. Книжная полиграфия является основным средством передачи информации не только в текстовой форме, но и в виде иллюстраций, инфографики, декоративных паттернов. Студентам, обучающимся по профилю «графический дизайн», необходимо знать основы книжного дизайна, выполнять требования проектирования детских изданий, ответственно подходить к процессу разработки полиграфической продукции, учитывать функциональные, конструктивные, эргономические, художественно-эстетические принципы дизайна.

МЕТОДОЛОГИЯ.

Формулировка цели статьи и задач.

Основная цель данного исследования состоит в анализе принципов обучения студентов книжному дизайну.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1) определение понятий «наглядно-образное» и «визуальное» мышление; 2) обозначение роли иллюстрации в формировании визуально-образного мышления подрастающего поколения; 3) изучение истории детской книги как жанра графического дизайна и объекта визуальной информации; 4) выделение дидактических условий для формирования визуального мышления у студента-дизайнера; 5) выявление основных принципов разработки иллюстраций для детской книги.

Методы, используемые в статье, включают анализ научно-методических трудов по рассматриваемой теме, обработку и обобщение своего опыта работы в обучении студентов графическому дизайну, а также систематизацию полученных результатов.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Изложение основного материала статьи.

ВВ данном исследовании затрагивается вопрос о дизайнерском исполнении полиграфической продукции дидактического характера, которая должна отвечать определенным требованиям проектирования книжных изданий для целевой аудитории детского и подросткового возраста. Проблема заключается в том, чтобы изучить и сохранить уникальный опыт художников-иллюстраторов, обобщить отечественные, зарубежные аналоги лучших детских изданий, и на основе этого создавать новые оригинальные дизайн-проекты графического оформления книжной продукции для юной аудитории.

Поэтому студенты-дизайнеры в рамках дисциплины «Проектирование» (изучается на 1-2 курсах) начинают знакомство с книжным дизайном, его спецификой, требованиями к проектированию основных элементов книги. К стилеобразующим элементам книги, которые необходимо разработать студенту для учебного проекта, относятся: акцидентный шрифт для названия книги (логотип), обложка книги, суперобложка, форзац, нахзац, фронтиспис, титул, инициал (буквица), полосная, полуполосная, разворотная иллюстрации, заставка, концовка, знак идентификации издательства, модульная сетка верстки и макет книги.

Методика обучения дисциплине «Проектирование» основана на технологии визуального моделирования, т.е. способности построения различных визуальных моделей. К визуальным моделям можно отнести проекты, макеты, эскизы, структурно-логические схемы, творческие умственные карты, инфографику и т. п. Ранее, в своих научных работах мы уже обращались к вопросам обучения дизайнерской деятельности студентов вуза, а также к вопросу развития у будущего дизайнера визуального мышления и визуальной культуры средствами профильных дисциплин [10]. Методику обучения книжному и полиграфическому дизайну мы применяем в образовательных целях для формирования у будущих дизайнеров специальных способностей, умений, навыков художественно-проектной деятельности, развития визуального мышления и художественно-образного видения [3; 6; 7; 8].

Одной из важнейших задач графического дизайнера является правильный подбор материала, иллюстраций, шрифта в процессе проектирования детской полиграфии. Из совокупности этих частей складывается целое книжное издание в бумажном переплёте, способствующее комфортному чтению и визуальному восприятию. Психологическим фактором является то, что для детского восприятия наиболее привлекательны стилизованные изображения персонажей, поэтому интерес к оригинальным авторским иллюстрациям, сделанным традиционным ручным способом, остается на протяжении многих лет. В настоящие время существует много различных способов и техник исполнения книжных иллюстраций. Но такие художественные средства, как акварель, гуашь, карандаш, пластилин, аппликация, коллаж, остаются наиболее любимыми для художника. Хотя для молодого поколения художников-иллюстраторов и графических дизайнеров наиболее популярной и привлекательной является компьютерная графика. Иллюстрации, выполненные на компьютере, упрощают и ускоряют процесс создания книги, что обусловлено новыми технологическими возможностями. Графическому дизайнеру, который взялся за оформление книги, надо понимать, что для ребенка, который еще не умеет читать или только что приступил к изучению алфавита, чтение книги - это некий зрелищный процесс, сопоставимый с просмотром спектакля или мультфильма. От грамотного исполнения стилеобразующих элементов книги, оригинальных авторских иллюстраций, интересных декоративных частей во многом зависит, захочет ли ребенок взять книгу

в руки или отложит ее в сторону [12].

В дошкольном возрасте у ребенка формируется наглядно-образное мышление, на основе которого начинает формироваться словесно-логическое мышление, необходимое для усвоения сложной информации и овладения новых знаний. По мнению психологов, наглядно-образное мышление - совокупность способов и процессов образного решения задач, установление непривычных сочетаний предметов и их свойств, оперирование образами без выполнения реальных практических действий с ними. Под образом подразумевается не только визуальная информация, но и тактильные ощущения, чувственная память. Актуальной проблемой психолого-педагогических наук остается вопрос развития наглядно-образного мышления детей и визуально-образного мышления подростков.

Под визуальным мышлением следует понимать «способность связывать значения разных визуальных образов в единую целостную систему, это умение видеть целое, роль части в сложении целого, это умение постигать и моделировать» [11]. Визуальное мышление структурирует визуальную картину мира, позволяет постигать целостность мира и фиксировать свое место в нем. Школьные предметы художественно-эстетического цикла - изобразительное искусство, музыка, литература, мировая художественная культура - не только формируют мотивационно-ценностную структуру личности подростка, но и способствуют процессу развития визуального мышления. Развитое визуальное мышление базируется на зрительном восприятии и образном мышлении - это необходимый компонент успешной профессиональной деятельности художников, дизайнеров, архитекторов, конструкторов, модельеров, поэтов, писателей, режиссеров, актеров и пр.

Визуальное мышление помогает осуществлять творческую, художественную, проектную деятельности: прогнозировать, конструировать, методологически выстраивать последовательность этапов достижения цели, наглядно представлять результаты творческой работы, визуально моделировать конструкты любых явлений, переводить продукты воображения в объекты реальности [3].

Особая роль в формировании визуально-образного мышления подрастающего поколения отводится иллюстрациям (от лат. Шш^айо - освещение, наглядное изображение) к детским изданиям - книгам, журналам, играм, учебникам и т. п. Иллюстрация - вид книжной графики, визуально-графический акцент, который позволяет средствами изобразительного искусства глубже раскрыть содержание произведения, то что в тексте описано словами. Книжная иллюстрация обогащает эмоциональный опыт ребенка, является важнейшим инструментом развития художественно-эстетического вкуса, творческого воображения, визуального мышления. На основе развитого визуально-образного мышления легче формируются художественные способности и интеллектуальная активность ребенка.

Детская книга как жанр графического дизайна появилась в Великобритании в 1880-х гг. Основоположниками детской книжной иллюстрации считаются английские художники Уолтер Крейн, Рэндольф Калдекотт, Кейт Гринуэй, которые изменили образ детской иллюстрированной книги и разрабатывали книги специально для детей. Как самостоятельный жанр изобразительного искусства иллюстрация была выделена благодаря обязательному признаку: визуализация текста определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением. Главное назначение иллюстрации - сделать наглядным то, о чем повествует книга, т. е. визуализировать идею автора.

Из литературных источников нам известно, что вторая половина XIX века - это время расцвета детской книжной отечественной иллюстрации: известные художники считали долгом привить вкус к прекрасному, сде-

лать детскую книгу более выразительной и внести свою лепту в воспитание подрастающего поколения. В России начинают появляться массовые тиражи иллюстрированных детских изданий: альманахи, разного рода сборники, журналы, украшенные изящными гравированными картинками, изысканными виньетками, страничными иллюстрациями и фронтисписами. Историю советской детской книги довоенных лет - эпохи зарождения отечественного дизайна - принято начинать с издательства «Радуга», основанного журналистом Львом Клячко, писателями Корнеем Чуковским и Самуилом Маршаком. «Радуга» собрала лучших художников 1920-х годов: Лев Бруни, Петр Митурич, Николай Купреянов, Владимир Лебедев, Сергей Чехонин, Владимир Конашевич, сестры Ольга и Галина Чичаговы и др. В детских изданиях появилась дизайнерская графика - смелая, новаторская, основанная не на натурном рисунке, а на стилизованных изображениях, схемах-образах.

В начале XX столетия художники-конструкторы начали разрабатывать книжки-игрушки: книги с игровым замыслом, книжки-раздвижки, книжки-поделки, книжки-затеи, книжки для теневого театра и т. п. В 1960-е годы появились книги-игрушки с картонными и пластмассовыми подвижными дисками (в виде телефонов, часов), новые конструкции книжек-поделок, книги-игры, книги с переводными картинками и аппликациями, с металлическими пружинками, с прорезанным оконцем, книги с пластинками и стереоскопическим эффектом, с открывающейся дверцей на странице, книга-театр, альбомы-самоделки, книжки с пластинками, журналы с выкройками, бумажные куклы с набором одежды и т. п. В 1970-1990-е гг. возрождаются книги-затеи, появляются книжки-игрушки с электронным звуковым сопровождением, музыкальные, арифметические, математические книжки, книги-комиксы, издается много различных детских журналов.

В наши дни полиграфический дизайн для детей (книги, журналы, настольные игры, азбуки, раскраски, кубики, пазлы и т. п.) продолжает развиваться. В детских книгах гармонично сочетаются традиционные подходы и новаторские поиски, они переживают свое второе рождение. Сегодня понятие «книжный дизайн» выходит за пределы только лишь визуально-художественного оформления книг, которое не должно противоречить содержанию и придавать эстетический вид. Одним из популярных видов полиграфической продукции были и остаются книги-игры, сочетающие в себе информативную часть (текстовую), художественно-графическую (иллюстративно-изобразительную) и игровую (подвижную или тактильную) часть. Книги с интересными картинками и игровыми элементами способствуют развитию интеллектуальной активности, фантазии, воображения, творческого мышления ребёнка.

В России действуют стандарты, разработанные Ассоциацией предприятий, объединений и организаций полиграфической промышленности «АСПОЛ». В стандарте зафиксированы нормы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О стандартизации», «О защите прав потребителей», которые определяют общие технические условия подготовки изданий для детей [1]. Содержание стандарта охватывает гигиенические и конструктивные требования к изданиям, требования к материалам и оригиналам, раскрывает правила приемки, методы контроля, характеристики упаковки, маркировки, транспортирования и хранения изданий для детей. Графическому дизайнеру необходимо знать и соблюдать стандарты при проектировании книжных изданий. Стандарты распространяются на книжные издания, выпускаемые с использованием шрифтов русской и латинской графических основ. В стандарте по санитарно-эпидемиологическим нормам выделено четыре основные группы изданий на основе психофизических особенностей детей. Стандарт определяет нормативы изданий для детей дошкольного, младшего, средне-

BELOVA Irina Leonidovna and others PRINCIPLES OF BOOK DESIGN TEACHING ..

Baltic Humanitarian Journal. 2023. Т. 12. № 2(43)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

го и старшего (подросткового) школьного возраста. (Таблица 1).

Таблица 1 - Книжные издания для детей по санитарно-эпидемиологическим нормам

Полиграфические издания Возрастная категория

Книжные издания для детей дошкольного возраста до 6 лет включительно

Издания для детей младшего школьного возраста 7-10 лет включительно

Издания для детей среднего школьного возраста 11-14 лет включительно

Издания для детей старшего школьного возраста 15-17 лет включительно

Русский педагог Александр Радонежский, автор книги «Русская азбука для наглядного обучения» (1867 г.), считал основной задачей детской книги не только обучение «азам и складам», но, главным образом, умственное развитие ребенка, пробуждение его мысли и любознательности. Азбуку он называл «моделью микрокосма», имея в виду, что изучение алфавита по сюжетным картинкам помогает ребёнку построить в своём сознании целостную картину мира вещей и людей. Изучение любого письменного языка начинается с изучения букв, здесь приходит на помощь оригинально оформленный алфавит, где в удобной визуальной форме представлены буквы, что упрощает их запоминание. Ни один вид деятельности не обладает такой прочной организационной базой, как игра. Элементы игры вносят в процесс обучения положительные эмоции, активизируют интеллект, развивают коммуникативные навыки. В играх у детей подсознание, разум, фантазия «работают» синхронно. Игровая методика и визуальная форма организует ребенка, облегчает процесс обучения, прививает чувство самостоятельности, усидчивость, внимательность, формирует эстетический вкус, развивает визуально-образное мышление.

В наши дни выпускается много художественных изданий, которые могут удовлетворить потребности и предпочтения самых требовательных детей. Художественная форма книги является своего рода визитной карточкой издателя: ее отличают специфические фирменные признаки, по ней судят о качестве продукции. Книжные издательства, которые имеют фирменную идентификацию, пользуются наибольшим успехом на книжном рынке, создающий некий специфический имидж. Психологический принцип узнавания книги работает на то, что и ребенок, и родитель выберут книгу уже известного им автора и полюбившегося художника-иллюстратора [9].

Иллюстрации в детской книге отражают самое главное и существенное в литературном произведении. В детской книжной иллюстрации чаще всего применяют художественно-образный тип иллюстраций, которые ярче передают содержание произведения и образы персонажей. Детей привлекает необычное устройство книги, расширение внутреннего пространства книжного блока: страницы, разно размерные книжные блоки, отверстия и прорези. При гармоничном использовании этих приемов, книга усложняется, приближается к игре и становится наиболее интересной для ребенка. Отличительными признаками книги-игры являются быстро меняющиеся ситуации и быстрое приспособление действий к новой ситуации. Иллюстрации в детской книге должны последовательно переходить друг в друга, пластически соответствовать движению типографи-ки на развороте [13].

На практических занятиях по дисциплине «Проектирование» будущие дизайнеры знакомятся с особенностями проектирования книг для детской аудитории. Студентам выдается техническое задание по разработке обложки и книжных иллюстраций, различных по виду: полосная иллюстрация во всю книжную страницу, по-

луполосная иллюстрация на половину страницы, разворотная - на двух страницах книги, оборотная в виде небольшого рисунка, окруженного текстом, рисунки на полях, иллюстрация на обложку, графическое оформление фронтисписа и форзаца книги, заставка, концовка, инициал. Хотя универсального рецепта создания книжных иллюстраций для детских книг не существует, хотелось бы выделить основные принципы разработки оригинальных авторских иллюстраций (Таблица 2).

Таблица 2 - Принципы разработки иллюстраций для детской книги

Принцип контраста Так как дети воспринимают основные цвета и простые формы, и маленькому читателю сложно сосредотачиваться и сфокусировать взгляд, то детская иллюстрация должна быть контрастной.

Принцип композиционного решения Хорошо продуманная, чёткая композиция позволяет взгляду оставаться в пределах иллюстрации, концентрировать внимание на картинке

Принцип разработки персонажа Ребенок должен узнавать в героях себя, персонажи должны соответствовать возрасту, пропорциям тела, изображены в различных ракурсах, выражать эмоциональные состояния

Принцип эмоциональности Иллюстрация должна нести в себе познавательную информацию о литературном произведении, передавать необходимые эмоции: эмоциональная сфера влияет на психологическое развитие ребенка

Принцип цветового решения Важно правильно подобрать оформление, цветовое решение и стиль иллюстраций, чтобы книга вызывала положительные эмоции у ребенка, иллюстрации должны быть яркими, легко воспринимаемыми и считываемыми, не стоит перегружать их сложными многочисленными элементами. Цветов не должно быть много, иначе книга будет перегружена и ее эстетическая составляющая пропадает

Принцип стилизованного изображения Необязательно в детских книгах должны быть реалистично нарисованы люди и животные, дети лучше реагируют на более символичное изображение животного, они сразу его узнают. Стилизация и символизм развивает фантазию, поэтому не надо бояться упрощённых стилизованных форм в детской иллюстрации

Принцип раскадровки страниц книги Чтобы понять, цельно ли смотрится издание, нужно делать раскадровку всех страниц книги, то есть на одном листе печатать все страницы и смотреть, как они выглядят все вместе

Принцип модульной сетки для обложки и страниц Модульная сетка - это разметка, которая позволяет упорядочить различные элементы страницы: иллюстрации, текст, схемы, заголовки: если книга сделана с использованием единой модульной сетки, это говорит о грамотной работе графического дизайнера

Принцип уникальности и оригинальности техники В условиях современных технологий особой популярностью пользуются векторные иллюстрации, но «авторский почерк» и манеру художника в них узнать гораздо сложнее. Поэтому многие предпочитают «живые техники» - акварель, гуашь, цветные карандаши, коллаж и прочие материалы. Задача иллюстратора создать образы, адаптируя их под свой уникальный стиль, оригинальную творческую манеру, авторский стиль и технику

Принцип гармонии и стилевого единства всех элементов книги Книжный дизайн предполагает поиск специальных типографических приёмов и способов иллюстрирования издания в соответствии с целевой аудиторией. Основная задача художественного оформления книги - создание визуального представления авторского текста, гармонизация пропорций будущего издания, удобочитаемость буквенно-цифровых знаков в соответствии с возрастом читателей.

ВЫВОДЫ

Таким образом, можно сделать вывод, что при проектировании детской полиграфии студенту важно уделять внимание целостному визуальному впечатлению от готового продукта. Проектировщику нужно учитывать, что покупатель чаще всего отдает предпочтение креативному визуально-графическому оформлению детской

книги. Поэтому книги должны отличаться уникальностью и оригинальностью, дизайн должен «цеплять» эмоционально, иллюстрации и конструктивное решение должны вызывать интерес целевой аудитории.

Современный образовательный потенциал полиграфического и книжного дизайна позволяет развить способности визуального моделирования у детей дошкольного и школьного возраста. Мы затронули лишь некоторые вопросы визуально-мыслительной деятельности детей через объекты графического дизайна. В процессе чтения книги, изучения азбуки, раскрашивания сюжетов и мотивов, собирания пазлов, составления дидактических карточек или какой-либо другой визуально-мыслительной деятельности ребенка, его мышление выводится на качественно новый уровень способности формировать образ самого себя.

Сегодня для детской аудитории работают поэты, писатели, психологи, педагоги, методисты, художники, иллюстраторы, издатели, а также специалисты в области графического дизайна. Современный дизайнер способен воплотить смелые идеи в изображении персонажей, оригинальном конструктивном решении, визуальном оформлении полиграфической продукции для детей. Поэтому так важно будущему дизайнеру освоить методику проектирования детских изданий, которые могли бы заинтересовать ребёнка, вызвать интерес и восхищение, способствовать развитию визуально-образного мышления.

Данное исследование затрагивает актуальные проблемы современного дизайн-образования, методики обучения дизайн-проектированию. В результате исследования были выявлены основные принципы обучения студентов книжному дизайну. Авторами представлен оригинальный авторский подход к исследованию одной из наиболее актуальных проблем - проблеме художественно-эстетического, эмоционального и визуального воздействия книжной продукции на детей. Показана важная роль книжной иллюстрации в визуально-мыслительной деятельности. На основе исследований, убедительно доказывающих роль визуального восприятия в усвоении информации и развитии визуально-образного мышления человека, авторами излагаются требования к проектированию изданий для детей дошкольного и школьного возраста, дается научное обоснование полиграфической продукции как объекта визуальной информации, поднимаются вопросы, связные с книжным дизайном как средства формирования визуальной культуры подрастающего поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.7.1166-02 Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования (от 2.12.2014).

2. Абоимова И. С. Использование предметных средств в формировании профессиональных способностей студентов-дизайнеров /И. С. Абоимова, Д. И. Шавина //Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 72-2. — С. 6-9.

3. Белова И.Л. Роль дисциплины «Дизайн-проектирование» в профессиональной подготовке графического дизайнера// Дизайн-образование: актуальные проблемы разноуровневой подготовки в вузе: сборник статей по материалам Региональной научно-практической конференции преподавателей вузов. — Н. Новгород: Мининский университет, 2014, С.20-25.

4. Белова И.Л., Волкова М. Разработка полиграфической продукции «Алфавит» для детей дошкольного возраста// Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования: сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016.

5. Белова И.Л., Порошина И.В. К вопросу дизайн-проектирования детской полиграфической продукции // Дизайн вчера, сегодня, завтра: сборник статей по материалам регионального форума студентов и магистрантов. — Н. Новгород: Мининский университет, 2017, С.11.

6. Белова И.Л., Быстрова Н.В., Ахмед Э.У. К вопросу о применении технологии визуализации информации в учебном процессе// Проблемы современного педагогического образования. -2020, №69-2, С.30 -33.

7. Белова И.Л., Быстрова Н.В. Визуальное моделирование как метод обучения дизайн-педагогической деятельности//Проблемы современного педагогического образования. -2021, №72-3, С.37 -39.

8. Белова И.Л., Быстрова Н.В. Проблемы активизации художе-

ственно-проектной деятельности будущих графических дизайнеров// Проблемы современного педагогического образования. - 2022, №75-1, С.10-13.

9. Белова И. Л. Дизайн детской полиграфической продукции в развитии визуальной культуры детей /И. Л. Белова, А. А. Удалова, И. С. Козлова //Проблемы современного педагогического образования. -2022. - № 75-3. - С. 53-56.

10. Белова И.Л., Быстрова Н.В. Дизайн-проектирование в процессе развития художественно-проектной компетенции студентов вуза при обучении графическому дизайну//Проблемы современного педагогического образования. - 2023, №78-2, С.43-46.

11. Сырова Н.В. Визуальная культура как средство формирования общей и профессиональной культуры человека / Н.В. Сырова, В.Н. Чикишев //Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. - № 1(22). - С. 5.

12. Яковлева С.И. Графическое оформление детской художественной литературы как аспект несущий воспитательный и образовательный характер / С.И. Яковлева, А.В. Богатырева //Школа будущего. - 2019. - №4. - С. 254-259.

13. Черкесова К. И. О роли иллюстраций в литературных произведениях как средства обучения / К. И. Черкесова, Е. И. Черкесова // Вопросы педагогики. - 2019. - № 9-1. - С. 148-150.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests

Received date: 06.06.2023 Revised date: 16.06.2023 Accepted date: 27.06.2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.