УДК 655.533
Н. И. Ковалевская, А. В. Лях
Белорусский государственный технологический университет
КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СПОСОБ ОТРАЖЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
В статье раскрыто влияние и значение иллюстрации на восприятие текста литературно-художественного произведения, проанализированы особенности дизайна книг в контексте проблемы популяризации и распространения книжных изданий.
Несмотря на большое количество материалов, посвященных графическому оформлению книг, эта тема имеет потенциал для более глубокого исследования и развития, а постоянное совершенствование технологий и появление новых тенденций в области дизайна многостраничных изданий делает ее изучение актуальным. Проблема влияния книжного дизайна на выбор читателя требует комплексного анализа процессов, которые возникают в связи с кардинальной сменой медийных приоритетов общества.
Современная книга находится в непрерывной конкуренции за внимание читателя с компьютером и различными мобильными устройствами. Подход к графическому оформлению художественной литературы постоянно меняется, и перед художниками и дизайнерами встают новые проектные задачи. Хорошо сделанный, качественный печатный продукт, интересный с графической и пространственной точки зрения, способен заинтересовать потребителя.
В статье выделены основные графические приемы, способные привлечь внимание читателя к книге и заинтересовать его: создание иллюстраций с учетом современных тенденций графического дизайна, созвучных настроению произведения, и формирование сложного и интересного пространства книги, внимание к общей композиции и динамике сюжета.
Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и издательской деятельности при рассмотрении вопросов о тенденциях развития современного книжного дизайна.
Ключевые слова: графический дизайн, печатная книга, книжный дизайн, иллюстрация, книжная графика, визуальная культура, полиграфия, тенденции, оформление.
Для цитирования: Ковалевская Н. И., Лях А. В. Книжная иллюстрация как способ отражения современных тенденций графического дизайна // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2023. № 2 (273). С. 89-95. DOI: 10.52065/2520-6729-2023-273-2-13.
N. I. Kovalevskaya, A. V. Lyakh
Belarusian State Technological University
BOOK ILLUSTRATION AS A WAY TO REFLECT MODERN GRAPHIC DESIGN TRENDS
The article reveals the influence and significance of illustration on the perception of the text of a literary work, analyzes the features of book design in the context of the problem of popularization and distribution of book publications.
Despite the large amount of materials devoted to the graphic design of books, this topic has the potential for deeper research and development, and the constant improvement of technology and the emergence of new trends in the design of multi-page publications makes its study relevant. The problem of the influence of book design on the reader's choice requires a comprehensive analysis of the processes that arise in connection with a radical change in the media priorities of society.
A modern book is in constant competition for the reader's attention with a computer and various mobile devices. The approach to graphic design of fiction is constantly changing, posing new design challenges for artists and designers. A well-made, high-quality printed product, interesting from a graphical and spatial point of view, can interest the consumer.
The article highlights the main graphic techniques that can attract the reader's attention to the book and interest him, namely: the creation of illustrations taking into account modern trends in graphic design, in tune with the mood of the work, and the formation of a complex and interesting space of the book, attention to the overall composition and dynamics of the plot.
Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and publishing activities when considering issues about trends in the development of modern book design.
Keywords: graphic design, printed book; book design, illustration, book graphics, visual culture, printing, trends, design.
For citation: Kovalevskaya N. I., Lyakh A. V. Book illustration as a way to reflect modern graphic design trends. Proceedings of BSTU, issue 4, Print- andMediatechnologies, 2022, no. 2 (273), pp. 89-95. DOI: 10.52065/2520-6729-2023-273-2-13 (In Russian).
Введение. Книжный дизайн представляет собой особую область графического дизайна и не может рассматриваться вне его контекста.
В современном мире книга перестала быть только лишь связующим звеном между человеком и информацией, размещенной в ней; теперь она несет в себе художественно-развлекательный характер. На это повлияло множество факторов, в том числе усложнение психологической организации человека, развитие технических возможностей современной полиграфии, популяризация маркетинговых технологий, расширение рынка [1].
В условиях растущей конкуренции на рынке книгоиздательства обозначилась проблема книжного дизайна. Создание оригинального и привлекательного внешнего вида книги стало необходимым для того, чтобы вызвать интерес читателя. Уже недостаточно просто составить удачную композицию и связать ее с содержанием текста, необходимо точно определить целевую аудиторию продукта и применить соответствующие инструменты воздействия на нее [1].
Книжный дизайн представляет собой важный творческий процесс, включающий в себя выбор формы, шрифтов, цветовой гаммы, художественной подачи, переплета, иллюстративного ряда. Все это направлено на то, чтобы отобразить главный смысл книги на ее внешней составляющей и привлечь внимание современного читателя.
Иллюстрирование через нахождение точных аналогов изображаемых объектов заменяется более творческим подходом через выстраивание ассоциативных связей, поиск стиля, соответствующего предмету изображения и характеру произведения в целом. За счет использования средств графического дизайна содержание текста обогащается.
Искусство книжного дизайна включает в себя целый ряд умений и навыков, в том числе типогра-фику, разработку изображений и верстку страниц.
Можно отметить, что современный век - это век людей-визуалов. Иллюстрация в данный момент выступает не только как способ раскрытия текста посредством рисунка, но и как метод быстрого усвоения информации, выражающийся в художественных образах [2].
Отношения иллюстратора и автора чрезвычайно усложнились. Иллюстрация давно вышла за рамки простого, буквального следования тексту, она уже не сопровождение и не украшение, а способ узнавания и раскрытия текста с разных сторон, а также способ его дополнения и соавторства с ним.
Данная проблема затрагивается в работах таких дизайнеров, художников и искусствоведов, как Дехтерева Б., Чегодаева А., Базановой Е., Ло-гвиненко А., Выготского Л., Вартанова А., Герчу-ка Ю., Кошкиной О., Никитиной И., Лебедева Г., Шеховцова О., Лаврентьевой Е. [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11] и многих др.
Актуальность данной темы исследования определена тем, что ежегодно объем выпускаемой книжной продукции увеличивается и возникает необходимость в разработке уникального, авторского графического оформления книги, которое будет выделять ее на фоне конкурентов. Из-за этого полиграфический дизайн вынужден постоянно адаптироваться под новые тенденции и применять новые методы дизайн-проектирования, решать новые проектные задачи.
Без понимания роли современного графического дизайна в системе визуальной культуры невозможно оценивать, сохранять и развивать те связи, которые соединяют автора, художника, дизайнера и читателя.
Основная часть. Современная книжная иллюстрация нацелена не столько на буквальную визуализацию написанного в тексте, сколько на ассоциативное восприятие. Она воздействует на эмоции и чувства потенциального читателя, давая ему возможность самостоятельно найти личный подтекст или скрытый метафорический смысл.
Рисуя ключевые моменты литературного произведения, образы персонажей, художник настраивает читателя на определенную волну, дает возможность ему легко и быстро погрузиться в атмосферу произведения, ощутить особенности фактуры и ритм повествования [12, 13].
В данной работе будут описаны этапы создания визуальной концепции поэтических произведений и на их основе создан иллюстративный ряд с учетом современных тенденций графического дизайна.
Было принято решение проиллюстрировать литературно-художественное произведение (отобранные стихотворения из серии Нила Гилевича «На флейце самоты»). Для этого нужно обозначить ассоциации, определиться с настроением и наполнением будущих изображений.
Целью создания визуального ряда является разработка тематических иллюстраций, которые будут взаимодействовать с читателем на эмоциональном уровне.
В книжном дизайне очень важно наличие художественности, грамотного подбора цветовых сочетаний и композиционной гармонии.
Рассмотрим основные этапы создания иллюстраций.
1. Изучение текста произведения. Для иллюстрирования выбран ряд коротких стихотворений из серии «На флейце самоты» Нила Гиле-вича, соединенных общей тематикой: связаны темой отчего дома, детства / юности, ностальгии по родным местам, по прошлому. Данная тематика будет близка как старшему поколению, испытывающему трепетные чувства к воспоминаниям из детства, так и юным читателям, только начинающим познавать всю глубину любви к родным местам.
Пример нескольких отобранных стихотворений:
Да дзеда у госц З мамай ¡дзём - ¡рвуся
Наперад хутчэй, -Знаю: за трэцяй гарой Будзе дзедава вёска.
А быу жа ён - час, Кал1 мне здавал1ся:
Рачулка - ракой, Пагорачю - горам1, Дзедава слова - Божым
Як вымерла усё -
Такая глухая ноч!
I раптам недзе -Згадкай пра край маленства -Далёк! сабачы брэх.
2. Поиск стиля иллюстрирования. На этом этапе были собраны референсы и с их помощью подобраны планируемая цветовая гамма, общее настроение и композиционное расположение.
Выбранные референсы представлены на рис. 1.
В соответствии с тематикой сборника определена цветовая гамма: приглушенные, спокойные, дымчатые цвета.
3. Создание эскизов иллюстраций. Любая иллюстрация начинается с эскиза - предварительного наброска. На этом этапе намного проще представить будущее изображение и исправить композиционные неточности, которые не были очевидны на этапе продумывания иллюстрации.
При создании эскизов необходимо отметить следующие основные моменты: выбрать технику исполнения; разметить композицию; закомпоно-вать текст стихотворения (рис. 2).
Рис. 2. Эскиз к одной из разрабатываемых иллюстраций
После создания эскиза иллюстрации становится проще выстраивать готовое изображение, так как наброски служат фундаментом для последующей работы.
4. Создание изображения, прорисовка деталей. На данном этапе иллюстрации отрисовываются в высоком разрешении, чтобы избежать искажения качества при печати. Ориентируясь на уже созданный эскиз как на каркас, «наращивается» основное изображение (рис. 3). Возможны незначительные несоответствия эскизу.
Рис. 1. Подбор референсов
Рис. 3. Готовая иллюстрация к эскизу рисунка
5. Подбор шрифта. При выборе шрифта необходимо учесть, что основной текст является
компиляцией лирических произведений. Поэзия -это особый литературный жанр, для которого характерны сильные, глубокие эмоции, вызванные в процессе сопричастного восприятия авторского опыта и историй на ту или иную тему. Для того чтобы передать тонкую и чувственную нить повествования, было принято решение выбрать шрифт Century Gothic без засечек, курсивное начертание.
Современные технологии полиграфии дают возможность воплотить в жизнь самые необычные проекты. Используется множество разновидностей бумаги, различных материалов для отделки, новые интересные фактуры и сочетания. Эта сфера стремительно развивается, появляются новые техники изображения, графические стили.
Ручная графика — один из популярных трендов графического дизайна. Данное направление предоставляет большие возможности. Компьютерные технологии позволяют создавать прекрасные иллюстрации с имитацией ручной графики. Разводы туши и акварели, интересные способы наложения и смешения цветов, фактурные штрихи мягкими материалами, которые невозможно с точностью повторить на компьютере, но можно имитировать. Это применение подложек, имитирующих фактурную бумагу для рисования, использование в графическом редакторе наборов кистей, воспроизводящих мазки акварели, масла, грифель карандаша или уголь, пастель.
Иллюстрации в данной технике разрабатываются зачастую в программе Adobe Photoshop. Эта программа дает возможность создавать нужные фактурные кисти, работать в слоях и с легкостью их корректировать.
Такой способ сочетает в себе возможности цифровой иллюстрации и фактурность ручной графики. В тандеме данные техники дают очень интересные эффекты (рис. 4).
А бы? жа ён — час, Кол.: мне Aagjciyiicfl: Рачулко —ракой. Логорач*! — горам!. Азелава слова — £ ожыг*
Рис. 4. Иллюстрация, имитирующая набросок карандашом
Теплые цвета создают уют и атмосферу домашнего очага, вечера воспоминаний. Читателю
отведена роль соавтора, активного участника повествования.
Цвет шрифта подбирается под основной колорит иллюстрации. Цвет текста должен быть на несколько тонов темнее, чем преобладающие цвета, используемые в создании иллюстрации.
Несмотря на повсеместное обилие красок и бурных цветовых экспериментов в полиграфии и дизайне, большую популярность приобретают изысканные и сдержанные цветовые палитры.
Стоит заметить, что современные художники пробуют себя в разных техниках и не останавливаются на одной. Смешение различных техник также популярно на сегодняшний день. Данное направление нашло отражение в концепции следующей иллюстрации (рис. 5).
Рис. 5. Иллюстрация, имитирующая фактурность мазков акварели и мелка
В иллюстрации раскрываются события, описываемые в стихотворении.
Для того чтобы художественное оформление страниц не отвлекало от чтения стихотворения, иллюстрация выполнена в стиле минимализма. Она способна без слов рассказать читателю историю (вспомнить счастливые моменты из детства). Такая иллюстрация даст возможность ребенку, не умеющему читать, самостоятельно проникнуть в сюжет.
Здесь нет броских деталей, мешающих удобному чтению. Персонажи изображены в карикатурной манере для поддержания позитивной и доброй атмосферы произведения. Образы нежные и легкие, фон не перегружен деталями. Линии обводки персонажей на несколько тонов темнее цвета их заливки и подбираются отдельно. Также линии обводки персонажей действия гораздо толще, чем линии обводки окружающих предметов. Это необходимо для придания объема пространству.
В концепции следующей иллюстрации (рис. 6) используются такие современные тренды графического дизайна, как стилизация под акварельную живопись и пастельные цвета. Данный эффект достигается за счет применения в качестве подложки под изображение текстуры акварельной бумаги.
Доуп лепл дзень Зглумг/ но прьнску ело?. А увечары у двор Ал не куль прыпльгу лымок — Напомн'у. што ёсць жыццё
■ - Л
Рис. 6. Иллюстрация, имитирующая фактурность акварельной живописи
Фон иллюстрации проработан минимальными средствами для достижения эффекта легкости и воздушности. Он дает ощущение объемного пространства. Акварельный эффект достигается благодаря использованию полупрозрачных мазков кисти и светлых пастельных тонов, которые ассоциируются с нежностью, легкостью и детством. Иллюстрация получается нежной и теплой за счет выбранной палитры.
В данной концепции практически не используются линии обводки темных тонов. Применяются заливки цвета, разбивка изображения на свет, тень и полутень для получения объема изображения.
На этапе верстки и компоновки была выполнена коррекция цвета при помощи графических редакторов для придания общей цветовой гармонии. Иллюстрация под текстом высветляется для более легкого чтения.
Иллюстрация создает ощущение легкости, а персонаж, изображенный на ней, запоминается и вызывает теплые эмоции.
Необычный центр композиции (ракурс) -еще один тренд в графическом дизайне. На сегодняшний день художники-иллюстраторы все чаще стараются создать необычный центр композиции или разнообразить угол рассмотрения их работы. Такой подход отсылает к правилам построения кадра в кинематографе, что позволяет открыть для книжной иллюстрации новые горизонты [14].
С учетом данного направления было проиллюстрировано стихотворение из серии Нила Ги-левича «На флейце самоты» (рис. 7).
Благодаря такой композиции создается атмосфера тишины, покоя, безмолвия ночи. Как яркий акцент в центр композиции добавлен образ луны. Такой ракурс композиции дает возможность читателю додумать сюжет, пофантазировать и дорисовать картину. За счет легкого контраста приглушенных темных тонов и пастельных светлых цветов создается атмосфера таинственности.
Рис. 7. Иллюстрация с необычным композиционным центром
Необычные композиционные решения не только придают иллюстрациям динамику и настроение, но и позволяют читателю додумать историю. Такие изображения являются подсказками, от которых он отталкивается, представляя происходящее.
Разработанный визуальный ряд можно считать самостоятельным, независимым элементом издания. Иллюстрации во многом являются образным и ассоциативным отражением восприятия авторского текста самим художником. Их цветовая палитра, композиция, качество и техника исполнения создают правильную, ностальгическую и душевную атмосферу.
Благодаря такому подходу иллюстрации становятся выражением свободы мысли художника и одновременно являются зеркалом мысли читателя: взглянув на изображение, можно интерпретировать его исходя из своих представлений о тексте. Также можно «окрасить» картинку в собственные цвета и найти эмоцию, которая могла и не быть заложена художником, однако раскрылась в видении зрителя.
Самодостаточность иллюстраций в лирическом сборнике обусловлена самим его жанром -поэзия. В лирике отображается чаще всего не предметный мир, а мир чувств и эмоций, который фигуративно представить либо чрезвычайно трудно, либо просто невозможно. Стремясь все же это осуществить, художник-иллюстратор изображает мир, содержащийся не в тексте произведения, а в его контексте. Он пытается передать чувства и ощущения, возникающие при прочтении произведения, с помощью достаточно конкретных образов, навеваемых им. В результате может получиться интересное и впечатляющее решение, которое бывает и довольно точным, работающим «в резонанс» с тем, что хотел выразить автор текста, но может быть и контрастным.
Вывод. Развитие книжной иллюстрации тесно связано с тенденциями графического дизайна, так как у двух этих сфер существуют общие черты: их целью является донесение необходимой информации, параллельно вызывая определенные эмоции, чувства и ассоциации.
Через растущее разнообразие трендов книжного дизайна видна свобода и креативность современных дизайнеров. Какие бы то ни было рамки и ограничения стираются, и у дизайнеров есть возможность воплотить любую свою идею в реальность.
Создание визуальной атмосферы книги с заявленным правом художника на личностное суждение дает иллюстрации шанс выйти за пределы ограниченного формата и стать самостоятельным элементом.
Изучение вопросов, связанных со спецификой работы с иллюстрацией в графическом дизайне, позволит углубить междисциплинарные исследования природы визуального и вербального языка и их взаимодействия с точки зрения коммуникации [15].
Способствуя формированию визуального искусства современности, графический дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и культурной сфер жизни [16].
Список литературы
1. Бабич Е. А. Тенденции книжного дизайна // Молодой ученый. 2021. № 26 (368). С. 413-415 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/368/82719/ (дата обращения: 01.09.2023).
2. Рябинина Н. З. Технология редакционно-издательского процесса [Электронный ресурс]. URL: https://tech.wikireading.ru/14346 (дата обращения: 15.04.2023).
3. Герчук Ю. Я. История графики и искусства книги. М.: Издательский дом «РИП-холдинг», 2013. 320 с.
4. Логвиненко А. Д. Психология восприятия. М.: МГУ, 1987. 81 с.
5. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика,1987. 341 с.
6. Смирнов В. И. Особенности восприятия знака в изобразительном искусстве // Культура в фокусе знака. 2010. С. 199-210.
7. Кошкина О. Ю. Книжная графика как коммуникация // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. С. 194-197 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ knizhnaya-grafika-kak-kommunikatsiya (дата обращения: 15.08.2023).
8. Кошкина О. Ю. Иллюстрация: визуальное отражение основной идеи литературного произведения // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. Вып. 36. С. 117-129 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21567247 (дата обращения: 12.08.2023).
9. Никитина И. В. Художественные образные формы графического дизайна как фактор возрастания роли визуальной культуры в информационном обществе // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. Вып. 21 (4). С. 101-111 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18044722 (дата обращения: 09.08.2023).
10. Макарова И. О. Компьютерная графика в книжной иллюстрации // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2011. № 4. С. 182-185 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17340823 (дата обращения: 09.08.2023).
11. Лаврентьева Е. А. Текст и контекст в графическом дизайне: актуальные проблемы и тенденции визуализации текста. М.: Московский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова, 2008. 230 с.
12. Зубанова Л. Б. Визуальная и книжная культура: идеология информационно-медийных предпочтений // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 5 (260). С. 55-59.
13. Депсамес Л. П. Роль графического оформления книги в восприятии произведений художественной литературы // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8, № 4. С. 91-93 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-graficheskogo-oformleniya-knigi-v-vospriyatii-proizvedeniy-hudozhestvennoy-literatury/viewer (дата обращения: 09.08.2023).
14. Ткалич С. К. История дизайна: эволюция, методология, современные тенденции [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19568408 (дата обращения: 19.08.2023).
15. Вернигорова Е. С. Художественная иллюстрация как способ интерпретации литературных текстов [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-illyustratsiya-kak-sposob-interpretatsii-literaturnyh-tekstov (дата обращения: 19.08.2023).
16. Павлова А. А. Функции условности в книжной иллюстрации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 8(70) C. 162-169 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/nfonktsii-uslovnosti-v-knizhnoy-illyustratsii (дата обращения: 25.08.2023).
References
1. Babich E. A. Book design trends. Molodoy uchenyy [Young scientist], 2021, no. 26 (368), pp. 413-415. Available at: https://moluch.ru/archive/368/82719/ (accessed 01.09.2023) (In Russian).
2. Ryabinina N. Z. Tekhnologiya redaktsionno-izdatel'skogo protsessa [Technology of the editorial and publishing process]. Available at: https://tech.wikireading.ru/14346 (accessed 15.04.2023) (In Russian).
3. Gerchuk Yu. Ya. Istoriya grafiki i iskusstva knigi [History of graphics and book art]. Moscow, Izdatelskiy dom "RIP-Kholding" Publ., 2013. 320 p. (In Russian).
4. Logvinenko A. D. Psikhologiya vospriyatiya [Psychology of perception]. Moscow, MGU Publ., 1987. 81 p. (In Russian).
5. Vygotskiy L. S. Psikhologiya iskusstva [Psychology of art]. Moscow, Pedagogika Publ., 1987. 341 p. (In Russian).
6. Smirnov V. I. Peculiarities of sign perception in fine arts. KuFtura v fokuse znaka [Culture is the focus of the sign], 2010, pp. 199-210 (In Russian).
7. Koshkina O. Yu. Book graphics as communication. Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal "Simvol nauki" [International scientific journal "Symbol of Science"], 2016, no. 2, pp. 194-197. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/knizhnaya-grafika-kak-kommunikatsiya (accessed 15.08.2023) (In Russian).
8. Koshkina O. Yu. Illustration: visual reflection of the main idea of a literary work. V mire nauki i iskusstva: voprosy filologii, iskusstvovedeniya i kuVturologii [In the world of science and art: issues of philology, art history and cultural studies], 2014, issue 36, pp. 117-129. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=21567247 (accessed 12.08.2023) (In Russian).
9. Nikitina I. V. Artistic figurative forms of graphic design as a factor in the increasing role of visual culture in the information society. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2012, issue 21 (4), pp. 101-111. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=18044722 (accessed 09.08.2023) (In Russian).
10. Makarova I. O. Computer graphics in book illustration. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Adygea State University], series 2, Philology and Art History, 2011, no. 4, pp. 182-185. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=17340823 (accessed 09.08.2023) (In Russian).
11. Lavrent'yeva Ye. A. Tekst i kontekst v graficheskom dizayne: aktual'nyye problemy i tendentsii vizualizatsii teksta [Text and context in graphic design: current problems and trends in text visualization]. Moscow, Moskovskiy gosudarstvennyy khudozhestvenno-promyshlennyy universitet imeni S. G. Stroganova Publ., 2008. 230 p. (In Russian).
12. Zubanova L. B. Visual and book culture: the ideology of information and media preferences. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2012, no. 5 (260), pp. 55-59 (In Russian).
13. Depsames L. P. The role of graphic design of a book in the perception of works of fiction. Karel'skiy nauchnyy zhurnal [Karelian scientific journal], 2019, vol. 8, no. 4, pp. 91-93. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/rol-graficheskogo-oformleniya-knigi-v-vospriyatii-proizvedeniy-hudozhestvennoy-literatury/viewer (accessed 09.08.2023) (In Russian).
14. Tkalich S. K. Istoriya dizayna: evolyutsiya, metodologiya, sovremennyye tendentsii [History of design: evolution, methodology, modern trends]. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19568408 (accesed 19.08.2023) (In Russian).
15. Vernigorova Ye. S. Khudozhestvennaya illyustratsiya kak sposob interpretatsii literaturnykh tekstov [Artistic illustration as a way of interpreting literary texts]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ hudozhestvennaya-illyustratsiya-kak-sposob-interpretatsii-literaturnyh-tekstov (accessed 19.08.2023) (In Russian).
16. Pavlova A. A. Functions of convention in book illustration. Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul 'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice], 2016, no. 8(70), pp. 162-169. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7funktsii-uslovnosti-v-knizhnoy-illyustratsii (accessed 25.08.2023) (In Russian).
Информация об авторе
Ковалевская Наталья Ивановна - старший преподаватель кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Лях Анастасия Всеволодовна - студентка. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Information about the author
Kovalevskaya Natal'ya Ivanovna - Senior Lecturer, the Department of Editing and Publishing Technologies. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Lyakh Anastasia Vsevolodovna - student. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Поступила 12.08.2023 Трулы БГТУ Серия 4 № 2 2023