Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КУРСА МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА'

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КУРСА МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликт / обучающиеся колледжа / психологический тренинг / конфликтное поведения / conflict / college students / psychological training / conflict behavior

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лонская Лариса Владимировна, Малютина Татьяна Владимировна

Данная работа направлена на изучение конфликтного поведения подростков и снижение уровня такого поведения посредством психологического тренинга. В этом возрасте формируется новый образ «Я», появляется чувство взрослости, показателями которого служат отношение к себе как взрослому, стремление к самостоятельности, а также наличие собственной линии поведения. Подростковый возраст связан с половым созреванием и условно характеризуется как период «бури и натиска» (С. Холл), во время которого подростки кидаются в эмоциональные крайности, которые генетически запрограммированы. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в современном мире очень распространен вопрос конфликтности подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лонская Лариса Владимировна, Малютина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This work is aimed at studying the conflict behavior of adolescents and reducing the level of such behavior through psychological training. At this age, a new image of “I” is formed, a feeling of adulthood appears, the indicators of which are treating oneself as an adult, the desire for independence, as well as the presence of one’s own line of behavior. Adolescence is associated with puberty and is conventionally characterized as a period of “sturm und drang” (S. Hall), during which adolescents rush to emotional extremes that are genetically programmed. An analysis of psychological and pedagogical literature has shown that in the modern world the issue of conflict in adolescents is very common.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КУРСА МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА»

Литература:

1. Булдаков, C.K. Содержание образования как дискурс философско-педагогических идей / С.К. Булдаков // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. -2016. - Т. 22. - С. 7-13

2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Том Четвертый. C-V [Электронный ресурс] /

B.И. Даль; под ред. [и с предисл.] проф. H.A. Бодуэна-де-Куртенэ; 3-е изд., испр. и знач. доп. СПб.; М.: Издание «Т-во М.О. Вольф», 1909. - 856 с. - URL: https://www.prlib.ru/item/457657 (дата обращения: 14. 11.2023)

3. Игнатьева, Г.А. Рефлексивно-персонализированная модель формирования педагогической позиции наставника по развитию / Г.А. Игнатьева, A.B. Гришина, Э.К. Самерханова, О.В. Тулупова // Вестник Мининского университета. - 2022. -Т. 10, №4. - С. 12. - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1376/925 (дата обращения: 14. 11.2023)

4. Интеграционные процессы и гуманитарные технологии: междисциплинарный аспект исследования научного образования в европейских университетах: научно-методические материалы / В.И. Богословский, В.В. Лаптев,

C.А. Писарева, А.П. Тряпицына. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. -272 с.

5. Колпакова, А.Н. Система научных концепций в парадигме психолого-педагогического сопровождения / А.Н. Колпакова // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. - № 3(15). -2018. -URL: https://portal.novsu.ru/file/1450168 (дата обращения: 14.11.2023)

6. Лебедева, О.В. Психологическое здоровье будущего педагога: монография / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная, С.Н. Сорокоумова,-Н. Новгород: ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина», 2022. - 176 с.

7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2004. - 352 с.

8. Леонтьев, Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности / Д.А. Леонтьев // Гуманитарные проблемы современной психологии: Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. -2005. -№7. - С. 16-21

9. Леонтьев, Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному / Д.А. Леонтьев // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. - С. 12-42

10. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 1. -С. 2. - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1324/867 (дата обращения: 09.11.2023)

11. Мирошниченко, A.A. Подготовка магистрантов к формированию команд обучающихся для проектной деятельности / A.A. Мирошниченко, Д.Р. Мерзлякова // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №1. - С. 1. -URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1057/763 (дата обращения: 14. 11.2023)

12. Повшедная, Ф.В. Конференция как средство и условие повышения творческого потенциала студентов. От культуры педагога - к культуре общества / Ф.В. Повшедная, О.В. Лебедева // Мир психологии. - 2014. - №3. - С. 253-258

13. Практическая психология образования / Под ред. ИВ. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 528 с.

Психология

УДК 377.015.3

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ДПО Лонская Лариса Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Омск); кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ДПО Малютина Татьяна Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Омск)

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КУРСА

МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация. Данная работа направлена на изучение конфликтного поведения подростков и снижение уровня такого поведения посредством психологического тренинга. В этом возрасте формируется новый образ «Я», появляется чувство взрослости, показателями которого служат отношение к себе как взрослому, стремление к самостоятельности, а также наличие собственной линии поведения. Подростковый возраст связан с половым созреванием и условно характеризуется как период «бури и натиска» (С. Холл), во время которого подростки кидаются в эмоциональные крайности, которые генетически запрограммированы. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в современном мире очень распространен вопрос конфликтности подростков.

Ключевые слова: конфликт, обучающиеся колледжа, психологический тренинг, конфликтное поведения.

Annotation. This work is aimed at studying the conflict behavior of adolescents and reducing the level of such behavior through psychological training. At this age, a new image of "I" is formed, a feeling of adulthood appears, the indicators of which are treating oneself as an adult, the desire for independence, as well as the presence of one's own line of behavior. Adolescence is associated with puberty and is conventionally characterized as a period of "sturm und drang" (S. Hall), during which adolescents rush to emotional extremes that are genetically programmed. An analysis of psychological and pedagogical literature has shown that in the modern world the issue of conflict in adolescents is very common.

Key words: conflict, college students, psychological training, conflict behavior.

Введение. Актуальность нашего исследования на психолого-педагогическом уровне обусловлена противоречием между имеющимся уровнем индивидуально-личностного развития подростков и реальными ситуациями, требующими их взаимодействия. Это несоответствие и приводит к возникновению конфликтов в подростковой среде. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению числа конфликтов среди подростков, что объясняется как уже известными причинами (изменением системы ценностей, внутренними и межличностными противоречиями), так и новыми факторами, характерными для современных подростков. К таким факторам, в первую очередь, относятся изменение мировоззрения и изменение системы социальных отношений [1].

Проблема конфликтного поведения в зарубежной и отечественной психологии имеет свою историю. Первые конфликты и противоречия появились еще у первобытных людей и позднее заслуживали внимания у философов.

Так, Конфуций полагал, что причины конфликтов кроются в неравенстве и несхожести людей (VI в. до н.э.); Гераклит расценивал конфликты как важное условие общественной жизни; Платон и Аристотель склонялись к тому, что социальное начало человека не только наделяет его способностью к взаимопониманию и сотрудничеству, но и склоняет к вражде, ненависти и насилию (V-IV в. до н.э.). Так наука конфликтология появилась в середине XX века, но конфликты и попытки их изучения существовали всегда [2].

Изложение основного материала статьи. Термин «конфликтное поведение» сопоставим с понятиями конфликта и конфликтной ситуации. Так, по мнению Н.В. Гришиной [3], Л.А. Петровской [4], B.C. Мерлин [5] и др., конфликтная ситуация входит в структуру конфликта, а само конфликтное поведение является пространственно-временной организацией активности субъекта, опосредованной образом конфликтной ситуации.

Конфликтное поведение, являясь следствием конфликта, имеет определенную структуру и включает в себя следующие компоненты: гностический (когнитивный, информационный) компонент (психические процессы, связанные с познанием окружающей действительности и самого себя); аффективный (эмоциональный, эмотивный) компонент (различные эмоциональные состояния и реакции); поведенческий (практический) компонент (результаты деятельности и поступки, мимика, жесты, пантомимика, речь) [6].

Конфликты среди подростков рассматриваются как нормальное явление, чаще всего обусловленное стремлением к лидерству. Нередко желание подростка занять лидирующие позиции в референтной группе сопровождается грубостью, хамством, жестокостью и озлобленностью. Зачастую к конфликтному поведению приводит невозможность подростка достичь желаемого статуса. По мнению A.A. Бодалева, именно низкий социометрический статус подростка в референтной группе способствует формированию внутренней конфликтности, которая, в свою очередь, негативно сказывается на самоотношении подростка [7]. По данным О. Ситковской и О. Михайловой, стремясь к лидерству, подростки демонстрируют свое превосходство, цинизм и жестокость [8].

Распространенность конфликтов среди подростков обуславливается морально-этическими критериями оценки сверстника и особыми требованиями к его поведению. По мнению Б.В. Киржовой и О.И. Шмырева, интенсивность и глубина конфликтов зависят от успешности процесса социализации личности подростка [9]. Конфликтность в межличностных отношениях подростков взаимообусловлена внутриличностными конфликтами, характерными для данного возраста.

К конфликтному поведению приводит отрицательное проявление чувства взрослости, когда подростки сопротивляются влиянию старших и не признают их авторитет, критически относятся или игнорируют их требования. По мнению В.А. Крутецкого, так проявляется потребность подростков обрести свою собственную власть над собственной жизнью [10].

Склонность к конфликтному поведению является одной из особенностей подросткового возраста, тем не менее это признается проблемой данного периода, поскольку препятствует подросткам на пути к установлению межличностных отношений со сверстниками, в поддержании стабильных отношений со взрослыми. В связи с этим требуется психологическое сопровождение подростков на пути к бесконфликтному взаимодействию с окружающим миром и самими собой. Одним из средств снижения конфликтного поведения подростков служит психологический тренинг.

Также мы рассмотрели специфику конфликтного поведения в подростковом возрасте и выяснили, что конфликты среди подростков чаще всего обусловлены стремлением к лидерству в референтной группе и невозможностью достичь желаемого статуса, что нередко сопровождается грубостью, хамством, жестокостью и озлобленностью.

Обучающиеся могут конфликтовать с педагогами, со сверстниками, с родителями, а также помимо внешних причин на формирование конфликтного поведения подростков оказывают влияние и внутренние факторы, обусловленные спецификой возрастного развития. Это внутренние конфликты, отрицательное проявление чувства взрослости, нестабильный эмоциональный фон, становление нравственных понятий, собственная оценка сверстников и желание занять среди них лидерские позиции. Нами были рассмотрены акцентуации характера, проявляющиеся в подростковом возрасте, и проведена параллель между той или иной акцентуацией и поведенческими проявлениями в конфликтной ситуации.

Мы проанализировали стратегии поведения в конфликте и рассмотрели, каким образом, та или иная стратегия проявляется у подростков. Кроме того, мы обозначили, что, несмотря на то, что конфликтное поведение подростков объясняется спецификой возрастного развития, данный феномен требует психологического сопровождения. Одним из средств снижения конфликтного поведения подростков служит психологический тренинг.

Проанализировать состояние проблемы конфликтного поведения подростков в психолого-педагогической теории и практике с целью определения пути собственного исследования; разработать программу психологического тренинга снижения уровня конфликтного поведения подростков; спроектировать тренинговую технологию реализации снижения уровня конфликтного подростков в условиях детского оздоровительного лагеря. В исследовании применялись такие методы, как: тестирование, анкетирование, методы качественного анализа (описание). Использовались следующие методики: «Определение уровня конфликтности индивида» (Д.М. Рамендик), «Определение личностной агрессивности и конфликтности» (Б.П. Ильин и П.А. Ковалев), «Диагностические критерии агрессивности у ребенка» (Г.П. Лаврентьев и Т.М. Титаренко).

Для выявления и экспериментальной проверки развития конфликтного поведения у обучающихся подросткового возраста нами были проведены три методики, направленные на: выявление степени конфликтности личности в процессе деятельности (методика «Определение уровня конфликтности индивида» Д.М. Рамендика), определение личностной агрессивности и конфликтности (методика «Определение личностной агрессивности и конфликтности» Б.П. Ильина и П.А. Ковалева), а также опросник для педагогов («Диагностические критерии агрессивности у ребенка» Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко). Результаты отражены в таблицах 1,2иЗ.

Таблица 1

Уровни конфликтности подростков

№ п/п Уровни конфликтности Подростки

в абс. знач в%

Высокий 4 19.05 4 19.05

Средний 15 71.43 15 71.43

Ближе к среднему 2 9.52 2 9.52

Низкий 0 0

Первоначально для выявления уровней конфликтности, обучающихся нами, была проведена методика «Определение уровня конфликтности индивида» (Д.М. Рамендик). Согласно полученным данным, представленным в таблице 1, высокий уровень конфликтности отмечается у 4 (19%) подростков. Следовательно, эти учащиеся склонны вступать в конфликты, а также зачастую являются их инициаторами. Средний уровень конфликтности отмечается у пятнадцати (71%) подростков. Такие субъекты достаточно спокойно и адекватно реагируют на конфликтные ситуации, умеют слушать и слышать собеседника, не испытывают сложности в том, чтобы обратиться за помощью к сверстнику или взрослому. Однако при затрагивании их интересов, такие субъекты могут достаточно жестко, но не агрессивно отстаивать свое мнение, тем самым, может быть спровоцирован конфликт.

У двух (9%) человек конфликтность развита на уровне ближе к среднему. Другими словами, данные подростки склонны отстаивать свое мнение, не учитывая того, как это повлияет на их отношения с окружающими. Такие подростки относятся к категории конфликтных. Низкий уровень конфликтности в данной выборке не выявлен.

Далее, для определения уровней личностной агрессивности и конфликтности мы провели методику «Определение личностной агрессивности и конфликтности» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев). Полученные результаты отражены в таблице 2. Как видно из данных, высокий уровень негативной агрессивности имеется у десяти обучающихся (47.5%). Это означает, что присущая им агрессивность, наносит вред не только окружающим, но и самим индивидам, мешает построению межличностных отношений, препятствует разрешению конфликтных ситуаций. Десять человек подвержены данному виду агрессивности в средней степени. Другими словами, эти обучающиеся в меньшей степени проявляют агрессию, мешающую установлению контактов с окружающими и приводящую к возникновению конфликтных ситуаций. У одного респондента негативная агрессивность находится на низком уровне.

В то же время большинство обучающихся имеют средний и низкий уровни позитивной агрессивности. Следовательно, агрессивность напрямую не приводит к возникновению конфликта, а способствует достижению поставленных целей, но при определенных неблагоприятных условиях может наносить ущерб окружающим. Высокий уровень позитивной агрессивности не выявлен ни у одного человека из данной выборки.

Таблица 2

Уровни личностной агрессивности и конфликтности

№ п/п Уровни Виды личностной агрессивности и конфликтности подростков

Позитивная агрессивность Негативная агрессивность

в абс. знач. в % в абс. знач. в %

1 Высокий 0 0 10 47.5

2 Средний 10 48 10 47.5

3 Низкий 11 52 1 5

Далее, для подтверждения подверженности подростков конфликтному поведению, мы провели опрос педагогов с помощью методики «Диагностические критерии агрессивности у ребенка» Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко. Опросник позволил получить данные, свидетельствующие об уровне выраженности агрессивности у подростков на основании педагогического взаимодействия с изучаемой возрастной категорией обучающихся. Полученные результаты представлены в таблице 3.

Как видно из таблицы 3, большинство обучающихся данной экспериментальной группы (67%) обладают средним уровнем конфликтности. Другими словами, они склонны к настойчивому отстаиванию собственного мнения и не учитывают того, как такое поведение может повлиять на их взаимоотношения с окружающими.

У 28% респондентов наблюдается высокий уровень конфликтности. Следовательно, им характерна мелочность, а также склонность к навязыванию собственного мнения. Они любят критиковать других, но в то же время болезненно переносят критику в свой адрес, что приводит к возникновению межличностных конфликтов.

Таблица 3

Уровни агрессивности (конфликтности) подростков

№ п/п Уровни агрессивности (конфликтности) Подростки

в абс. знач. в %

1 Высокий 6 28

2 Средний 14 67

3 Низкий 1 5

Низкий уровень конфликтности выявлен у одного обучающегося. Это означает, что он не склонен к вступлению в межличностные конфликты.

Представленные данные свидетельствуют о том, что 48% респондентов обладают средним уровнем позитивной агрессивности, у 52% данный вид агрессивности занимает низкие позиции. Негативной агрессивности на высоком уровне подвержены 5% опрошенных, в то время как равная часть обучающихся (по 47,5%) имеют средний и низкий уровни этого вида агрессивности. В общем виде, 38 % обучающихся имеют средний уровень конфликтности, у 62% конфликтность находится на уровне ближе к среднему.

Таким образом, проведенное исследование показало, что у большинства обучающихся конфликтное поведение проявляется на среднем и ближе к среднему уровнях, что подтверждает подверженность к конфликтному поведению и обусловливает необходимость проведения тренинговой работы, направленной на снижение уровня конфликтного поведения представленной возрастной группы.

Выводы. В результате экспериментального исследования нами были получены данные, позволяющие заключить, что у большинства подростков конфликтное поведение проявляется на среднем и ближе к среднему уровнях, что подтверждает подверженность подростков конфликтному поведению и обусловливает необходимость проведения тренинговой работы, направленной на снижение уровня конфликтного поведения представленной возрастной группы.

Литература:

1. Грязнова, Е.В. Причины конфликтов в подростковой среде: анализ мнений психологов на основе изучения современных диссертационных работ / Е.В. Грязнова. - 2019. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-

konfliktov-v-podrostkovoy-srede-analiz-mneniy-psihologov-na-osnove-izucheniya-sovremennyh-dissertatsionnyh-rabot/viewer (дата обращения 12.12.2022)

2. Сошников, А.Е. Конфликт: историко-психологический анализ понятия / А.Е. Сошников. - 2008. - №2. -[Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/konflikt-istoriko-psihologicheskiy-analiz-ponyatiya/viewer (дата обращения 11.10.2022)

3. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб: Питер, 2008. - 544 с.

4. Петровская, Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта / Л.А. Петровская // Социальная психология: хрестоматия. -2008. - С. 119-127

5. Мерлин, B.C. Личность и общество / B.C. Мерлин. - Пермь: 1990. - 90 с.

6. Бекмаганбетова, Г.Г. Конфликтность как психологическая проблема / Г.Г. Бекмаганбетова. - 2007. - №4. -[Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/konfliktnost-kak-psihologicheskaya-problema (дата обращения 15.12.2022)

7. Бодалев, A.A. Основы социально-психологической теории / A.A. Бодалев. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. -422 с.

8. Семенова, Е.Г. Особенности развития активной личности подростка / Е.Г. Семенова // Среднее профессиональное образование. -2010. - С. 37-39

9. Чикова, И.В. Психологические особенности конфликтности современных подростков / И.В. Чикова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - С. 386-389

10. Мирзабдуллаева, Д.Э. Конфликты в подростковом возрасте и пути их разрешения / Д.Э. Мирзабдуллаева // Психологические науки. -2016. - С. 305-310

Психология

УДК 37.015.3

кандидат психологических наук, доцент Минаева Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

доктор психологических наук, доцент Иванова Наталья Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

доктор психологических наук, профессор Суворова Ольга Вениаминовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Пермь)

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ И СПОСОБОВ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлено экспериментальное исследование основных тем трудных жизненных ситуаций и копинг стратегий младших школьников. Полученные результаты позволили выделить основные и вспомогательные темы трудных жизненных ситуаций, ведушие копинги поведения у детей 9-10 лет. Копинги поведения проанализированы по ряду параметров: адаптивные-дезадаптивные, реактивные-профилактические, по способу отреагирования (эмоциональные, когнитивные, поведенческие). Рассмотрены варианты соотношений трудных жизненных ситуаций и копингов поведения у испытуемых. Построена описательная модель младшего школьника 9-10 лет с учетом основных дефиниций исследования. Высказаны предположения о направлении коррекционной и развивающей работы.

Ключевые слова: трудные жизненные ситуации (ТЖС), копинг, младший школьный возраст.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. The article presents an experimental study about the main topics of difficult life situations and coping strategies of junior high school students. The results made it possible to identify the main and auxiliary topics of difficult life situations, leading coping behavior of 9-10 years old children. Coping behaviors are analyzed according to a number of parameters: adaptive-maladaptation, reactive-preventive, according to the method of reaction (emotional, cognitive, behavioral). The representation of correlations of difficult life situations and coping behavior. A descriptive model of a 9-10-year-old junior school students is constructed taking into account the main definitions of the study. Assumptions are made about the direction of correctional and developmental work.

Key words: difficult life situations, coping, primary school age.

Введение. Анализ научной литературы по теме исследования показал многоаспектность заявленной темы.

В работах Байрамян P.M., Чулюкина К.С., Петунс О.В., Ben-Eliyahu A., Kaplan A., Frydenberg Е., Skinner Е.А., Saxton Е.А. выделены типичные трудные жизненные ситуации (ТЖС), характерные для младших школьников, рассматриваются возрастные особенности совладающего поведения младшего школьника [1,2, 3, 12, 14, 19].

Байрамян P.M., Чулюкин К.С., Суркова Е.Г. выделили особенности в субъективном восприятии ТЖС младшими школьниками, а именно неподконтрольность, зависимость от ситуаций, неопределенность в их развитии. Указывается на преобладание адаптивных копингов, позволяющих младшим школьникам самостоятельно справляться с ТЖС. Дезадаптивные копинги рассматриваются как маркеры неблагополучия в развитии ребенка [1, 2, 3, 13].

В работах Сурковой Е.Г. показано влияние особенностей развития эмоционального интеллекта, творческого мышления, самооценки на выбор эффективных копинг-стратегий совладания с ТЖС [13].

Калинина Н.В. показала механизмы формирования совладающего поведения в ТЖС у детей. Автор выделил стили родительского воспитания как основания для формирования копингов. Указывается на присвоение детьми копингов родителей [6].

Гордеева Т.О., Сычев О.А., Лункина М.В., Braun S.S., Schonert-Reichl К.А., Roeser R.W., Zee M., Roorda D.L., Patrick H., Kaplan A., Ryan A.M. рассмотрели условия формирования благополучия младших школьников в учебной среде: роль педагога, содержания обучения, важность проявления самостоятельности в обучении [5, 15, 18, 20].

Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Орел Е.А.,Пономарева А.А., Нартова-Бочавер С.К., Куфтяк Е.В. Самохвалова А.Г. изучали возрастную динамику совладающего поведения [5, 8, 9, 10, 11]. В работах Gardner S.E., Betts L.R., Stiller J., Coates J. Показана роль регуляции эмоций в преодолении школьной виктимизации сверстников в позднем детстве [16]. Holen S., Lervag A., Waaktaar Т., Ystgaard М. изучали связи между моделями совладания с повседневными стрессорами и психическим здоровьем младших школьников[17].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.