Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ НЕУПРАВЛЯЕМОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ К ОГЭ'

К ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ НЕУПРАВЛЯЕМОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ К ОГЭ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
159
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕУПРАВЛЯЕМАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ЭКЗАМЕНАМ / СТАРШИЕ ПОДРОСТКИ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / МОТИВАЦИЯ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамонова Елена Борисовна, Сидорина Елена Валерьевна, Хрыкина Екатерина Сергеевна

Статья посвящена исследованию тревожности и ее влияния на психологическую готовность старших подростков к экзаменам. В нашей научной работе мы изучали с одной стороны уровни тревожности, а с другой стороны совокупность компонентов психологической готовности девятиклассников. Вначале в теоретических исследованиях мы выявили, что понятие неуправляемой тревожности соответствует отклонениям от среднего оптимального уровня ситуативной тревожности. Затем, определили основные внутренние факторы психологической готовности: психоэмоциональный (самочувствие, активность, настроение), мотивационный (мотивация достижения и познавательная активность), поведенческий (конструктивные стратегии) и когнитивный (составляющие компоненты рефлексии). Проведенное исследование выявило наличие влияния показателей неуправляемой тревожности на рассматриваемые компоненты. Гипотеза о том, что неуправляемая тревожность соответствует низкому уровню психологической готовности старших подростков к ОГЭ, подтвердилась. Результаты диагностики констатировали, что отклонения уровня тревожности от нормы имеет две трети учащихся. Девятиклассники, действительно, в своем большинстве испытывают либо состояние «чрезмерного спокойствия», либо высокой тревожности. Это подтверждает не достаточную сформированность у данных испытуемых навыков управления тревожностью. Поэтому мы можем сказать, что наблюдается прямое влияние несформированной управляемой тревожности на факторы психологической неготовности девятиклассников к итоговым испытаниям, и наша гипотеза подтвердилась.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мамонова Елена Борисовна, Сидорина Елена Валерьевна, Хрыкина Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF THE INFLUENCE OF UNCONTROLLED ANXIETY ON THE PSYCHOLOGICAL READINESS OF ADOLESCENTS FOR THE OGE

The article is devoted to the study of anxiety and its influence on the psychological readiness of older adolescents for exams. In our scientific work, we studied, on the one hand, the levels of anxiety, and on the other hand, the totality of the components of the psychological readiness of ninth-graders. Initially, in theoretical studies, we found that the concept of uncontrollable anxiety corresponds to deviations from the average optimal level of situational anxiety. Then, the main internal factors of psychological readiness were determined: psycho-emotional (well-being, activity, mood), motivational (achievement motivation and cognitive activity), behavioral (constructive strategies) and cognitive (components of reflection). The study revealed the presence of the influence of indicators of uncontrollable anxiety on the components under consideration. The hypothesis that uncontrollable anxiety corresponds to a low level of psychological readiness of older adolescents for the OGE was confirmed. The results of the diagnostics stated that two thirds of students have deviations from the norm in the level of anxiety. Indeed, the majority of ninth-graders experience either a state of "excessive calm" or high anxiety. This confirms the insufficient formation of anxiety management skills in these subjects. Therefore, we can say that there is a direct influence of unformed controlled anxiety on the factors of psychological unpreparedness of ninth-graders for the final tests, and our hypothesis was confirmed.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ НЕУПРАВЛЯЕМОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ К ОГЭ»

снижение психоэмоционального фона в сторону пессимизма и даже депрессии. Н.Г. Артемцева и Т.В. Галкина отмечают: «Созависимый человек не может быть в гармонии с самим собой, поскольку он потерял себя и «растворился» в другом. Достаточно очевидно, что в такой ситуации человек не может быть психологически (а часто и психически) здоровым» [2].

Профилактическая и коррекционная работа с созависимым позволяет изменить стиль жизненного поведения с зависимого на ассертивный, избавиться от дисфункциональных механизмов защиты, заложенных в детском возрасте, в сторону жизнеспособных, а также стимулировать позитивные мотивации, и, тем самым, укрепить психологическое здоровье личности.

Литература:

1. Артемцева, Н.Г. Феномен созависимости: общее, типологическое, индивидуальное [Электронный ресурс] / Н.Г. Артемцева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. - 227 с. - URL: https://lib.ipran.ru/upload/papers/29724484.pdf (дата обращения 10.12.22)

2. Артемцева, Н.Г. Особенности представления о психологическом здоровье у созависимых субъектов [Электронный ресурс] / Н.Г. Артемцева, Т.В. Галкина // Знание. Понимание. Умение. - 2015. - № 2. - С. 291-301. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-predstavleniya-o-psihologicheskom-zdorovie-u-sozavisimyh-subektov (дата обращения: 01.02.2023)

3. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. - 2-е изд., стер. - М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.

4. Егоров, А.Ю. Любовные аддикции / А.Ю. Егоров // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. - 2015. - Т. 11. -№ 2. - С. 64-81

5. Иванова, Е.С. Современные подходы к дефиниции феномена «созависимость» [Электронный ресурс] / Е.С. Иванова // Наука и образование сегодня. - 2021. - №2 (61). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-definitsii-fenomena-sozavisimost (дата обращения: 13.01.2023)

6. Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск, 2001. - 251 с.

7. Короленко, Ц.П. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. - 224 с.

8. Короленко, Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц.П. Короденко, Н.В. Дмитриева. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 460 с.

9. Лебедева, О.В. Психологическая природа созависимости [Электронный ресурс] / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная, Д.В. Вершинина // Нижегородский психологический альманах. - 2022. - № 2. - URL: psykaf417.esrae.ru/ru/36-373 (дата обращения: 19.02.2023).

10. Лебедева, О.В. Социально-психологический портрет современного школьника [Электронный ресурс] / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная. - 2022. - Вып. 10. - № 3. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-15 (дата обращения: 19.02.2023)

11. Матаева, Г. Понятие аддиктивного поведения / Г. Матаева, К. Алимбетов, М. Еркинбекова // The Scientific Heritage. - 2020. - № 45. - С. 50-52

12. Маццола, К. Созависимость: рабочая тетрадь. Простые упражнения для обретения и поддержания собственной независимости / К. Маццола; пер. с англ. А.Н. Шляховой. - Киев: "Диалектика", 2021. - 160 с.

13. Москаленко, В.Д. Созависимость новая болезнь / В.Д. Москаленко // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1994. - №6. - С. 95-99

14. Москаленко, В.Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления [Электронный ресурс] / В.Д. Москаленко. - СПб., 2001. - URL: https://arhangel.su/wp-content/uploads/2021/07/sozavisimost-i-praktiki-preodoleniya-v-moskalenko.pdf (дата обращения: 05.11.2022)

15. Суворова, О.В. Привязанность к матери как фактор Я-концепции подростка [Электронный ресурс] / О.В. Суворова, И.В. Черемисова, Е.Б. Мамонова. - 2016. - № 2. - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/221/222 (дата обращения: 19.02.2023)

16. Созависимость - это дисфункциональная модель поведения: сайт [Электронный ресурс]. - 2015. - URL: https://www.allforeasylife.ru/sozavisimost/ (дата обращения: 10.01.2023)

17. Уайнхолд, Б. Освобождение от созависимости [Электронный ресурс] / Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд; Перевод с английского А.Г. Чеславской. - М.: Независимая фирма "Класс", 2002. - 224 с. - URL: https://zadocs.ru/psihologiya/7150/index.html (дата обращения: 05.02.2023)

18. Subby, R., Friel, J. Co-dependency: а рaradoxica dependency in Co-Dependency: An Emerging Issue. Pompano Beach, FL: Health communications. 1984.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Мамонова Елена Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Сидорина Елена Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Хрыкина Екатерина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

К ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ НЕУПРАВЛЯЕМОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ

ПОДРОСТКОВ К ОГЭ

Аннотация. Статья посвящена исследованию тревожности и ее влияния на психологическую готовность старших подростков к экзаменам. В нашей научной работе мы изучали с одной стороны уровни тревожности, а с другой стороны совокупность компонентов психологической готовности девятиклассников. Вначале в теоретических исследованиях мы выявили, что понятие неуправляемой тревожности соответствует отклонениям от среднего оптимального уровня ситуативной тревожности. Затем, определили основные внутренние факторы психологической готовности: психоэмоциональный (самочувствие, активность, настроение), мотивационный (мотивация достижения и познавательная

активность), поведенческий (конструктивные стратегии) и когнитивный (составляющие компоненты рефлексии). Проведенное исследование выявило наличие влияния показателей неуправляемой тревожности на рассматриваемые компоненты. Гипотеза о том, что неуправляемая тревожность соответствует низкому уровню психологической готовности старших подростков к ОГЭ, подтвердилась. Результаты диагностики констатировали, что отклонения уровня тревожности от нормы имеет две трети учащихся. Девятиклассники, действительно, в своем большинстве испытывают либо состояние «чрезмерного спокойствия», либо высокой тревожности. Это подтверждает не достаточную сформированность у данных испытуемых навыков управления тревожностью. Поэтому мы можем сказать, что наблюдается прямое влияние несформированной управляемой тревожности на факторы психологической неготовности девятиклассников к итоговым испытаниям, и наша гипотеза подтвердилась.

Ключевые слова: неуправляемая тревожность, психологическая готовность к экзаменам, старшие подростки, психоэмоциональное состояние, мотивация, копинг-стратегии, рефлексия.

Annotation. The article is devoted to the study of anxiety and its influence on the psychological readiness of older adolescents for exams. In our scientific work, we studied, on the one hand, the levels of anxiety, and on the other hand, the totality of the components of the psychological readiness of ninth-graders. Initially, in theoretical studies, we found that the concept of uncontrollable anxiety corresponds to deviations from the average optimal level of situational anxiety. Then, the main internal factors of psychological readiness were determined: psycho-emotional (well-being, activity, mood), motivational (achievement motivation and cognitive activity), behavioral (constructive strategies) and cognitive (components of reflection). The study revealed the presence of the influence of indicators of uncontrollable anxiety on the components under consideration. The hypothesis that uncontrollable anxiety corresponds to a low level of psychological readiness of older adolescents for the OGE was confirmed. The results of the diagnostics stated that two thirds of students have deviations from the norm in the level of anxiety. Indeed, the majority of ninth-graders experience either a state of "excessive calm" or high anxiety. This confirms the insufficient formation of anxiety management skills in these subjects. Therefore, we can say that there is a direct influence of unformed controlled anxiety on the factors of psychological unpreparedness of ninth-graders for the final tests, and our hypothesis was confirmed.

Key words: uncontrollable anxiety, psychological readiness for exams, older adolescents, psycho-emotional state, motivation, coping strategies, reflection.

Введение. Современная политическая, экономическая, финансовая, социальная нестабильная обстановка в России расценивается психологами как период психоэмоциональных потрясений. Совокупность «травматических ситуаций и ситуации опасности» способствуют закреплению тревожности как личностной характеристики подрастающего поколения. За последний год тревожное состояние детской части населения усугубляется не только интернет зависимостью [15], последствиями коронавирусной инфекцией, но и начавшейся военной специальной операцией. Напряженность окружающей обстановки, состояние неопределенности, беспокойство за своих родных и свое собственное будущее особенно остро влияет на психику подростка из-за нестабильности психофизиологических процессов пубертатного периода. На этом фоне старшие подростки, готовящиеся к экзаменационным испытаниям, в еще большей степени уязвимы и подвержены закреплению тревожности как устойчивой черты личности [17].

Тревожность с точки зрения Б.Г. Мещеряковой и В.П.Зинчеенко - это «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге возникновения этого состояния» [4].

Солынин Н.Э. утверждает, что неумение управлять своей тревожностью приводит к снижению «активности психических процессов, отрицательно сказывается на использовании знаний, умений и навыков и может привести к неправильным действиям даже в условиях, в которых можно было действовать вполне успешно» [17]. И девятиклассники начинают испытывать субъективное состояние тревожности даже в тех ситуациях, которые объективно не являются угрожающими. Так тревожность из ситуативного явления становится личностной характеристикой старших подростков. Тревожность при этом получает «собственную побудительную силу, устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием компенсаторных и защитных проявлений» и с трудом поддается коррекции [17, 16].

Поэтому так важно не только изучить сам феномен тревожности, но и научиться управлять им. Необходимость управления Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин подтверждают тем, что высокая реактивная тревожность заставляет подростка чувствовать обеспокоенность, нервозность, напряжение. А если высокие значения имеет и личностная тревожность, то тревожность становится «осевым симптомом невроза» [10]. В этом случае неизбежны невротические конфликты, срывы, психогенные заболевания, повышается риск суицидальных проявлений.

Но Ч.Д. Спилбергер отмечает, что тревожность изначально не является негативным феноменом. Тем самым психолог говорит о необходимости создания у подростков оптимального уровня тревожности - естественного и обязательного проявления активной личности [13]. Индивидуальный уровень полезной желательной тревожности «позволяет мобилизировать силы, достичь лучшего результата», что является «существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания» [9, 13]. Этот уровень способствует «целеполаганию, осмысленному поведению» и соответствует умеренной тревожности [4].

Декомпенсация тревожности в сторону высоких значений предполагает склонность испытуемого к тревоге в ситуациях проверки оценки его учебной компетентности, самооценки и самоуважения. Это снижает психоэмоциональную, мотивационную, поведенческую и когнитивную составляющие готовности к ОГЭ. При высоких цифрах тревожности требуется снижение значимости данной «провоцирующей ситуации». Это возможно с помощью «осмысления деятельности и формирования чувства уверенности в успехе».

Чрезмерно низкий уровень тревожности предполагает необходимость формирования у девятиклассника чувства ответственности, чтобы повысить мотивацию подготовки к итоговой аттестации [11]. Такой уровень тревожности может свидетельствовать и об активном вытеснении личностью проявлений внутренней тревоги.

Все вышеперечисленное говорит о сложности и много комплиментарности тревожности как личностного образования. При «угрожающих» ситуациях все аспекты тревожности выходят на первый план и дезорганизуют процессы психологической подготовки к ОГЭ.

М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович считают, что психологическая готовность к деятельности это - «целенаправленное выражение личности, включающее ее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, настроенность на определенное поведение» [5]. Интерпретируя этих авторов, можно сказать, что неуправляемая тревожность запускает целый ряд эмоциональных, мотивационных, поведенческих и когнитивных нарушений.

Таким образом, мы можем сказать, что неуправляемая тревожность является важным фактором психологической готовности к ОГЭ и как личностная характеристика активно влияет на психоэмоциональное состояние, мотивацию, поведенческие стратегии, рефлексию старших подростков.

Изложение основного материала статьи. Цель исследования: теоретически и эмпирически исследовать влияние неуправляемой тревожности на факторы психологической готовности подростков к ОГЭ.

Общая гипотеза: неуправляемая тревожность, соответствует низкому уровню психологической готовности старших подростков к ОГЭ.

Частные гипотезы:

1. Старшие подростки имеют преобладание неуправляемой тревожности, показатели которой либо чрезмерно низкие, либо высокие.

2. Неуправляемая тревожность не соответствует высокому психоэмоциональному фону у старших подростков.

3. Неуправляемая тревожности не соответствует высокой мотивации к учению у старших подростков.

4. Неуправляемая тревожность не соответствует модели адаптивного функционального копинг-поведения у старших подростков.

5. Неуправляемая тревожность не соответствует высоким навыкам рефлексии у старших подростков.

Методики исследования:

1) «Шкала личностной тревожности» А.М. Прихожан.

2) Опросник «Самочувствие, активность, настроение». В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников.

3) «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» А.М. Прихожан, основанный на опроснике Ч.Д. Спилбергера.

4) Методика «Диагностика стратегий преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолл, адаптация Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова.

5) Методика «Определение уровня рефлексивности» А.В. Карпов, В.В. Понаморева.

В исследовании принимали участие ученики трех 9-го класса в возрасте 14-15 лет в количестве 29 человек.

1. Изучение тревожности в группе методом оценки тревогогенности ситуаций в обыденной жизни и в период подготовки к экзамену мы осуществляли с помощью «Шкалы личностной тревожности» А.М.Прихожан. Анализ полученных данных констатирующего исследования позволяет нам говорить о том, что 9 учеников (30%) имеют состояние «чрезмерного спокойствия», показатели которого равны низкому уровню. Тревожность у этих учеников подвержена активному глубокому вытеснению в бессознательное с целью показать себя в «лучшем свете» [9]. Данные ученики имеют чаще всего безразличное отношение к данной теме и не желают оставаться в травмирующей ситуации, так как нет ресурсов для ее разрешения.

В пределах нормы тревожность выявлена у 10 (35%) учеников. Эта часть подростков имеет необходимую конструктивную тревожность, эффективно приспосабливается к ситуации неопределенности и повышенной стрессогенности. У всех десяти участников навыки адаптироваться и управлять тревожностью как фактором психологической готовности (мотивацией, поведением, самочувствием, рефлексией) сформированы.

Тревожность перед экзаменом выше нормы испытывают 10 человек (35%), что говорит о психологическом неблагополучии, беспокойстве, цикличности мыслительной деятельности и «мучительными навязчивыми страхами» [13].

Таким образом, мы можем сказать, что две трети девятиклассников испытывают либо высокую, либо чрезвычайно низкую тревожность в период подготовки к экзаменам и значения тревожности в группе не соответствуют норме. Это говорит не владеют навыками управления тревожностью.

Наша гипотеза о том, что старшие подростки имеют преобладание неуправляемой тревожности, показатели которой либо чрезмерно низкие, либо высокие, подтвердилась.

2. Опросник «Самочувствие, активность, настроение». В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников позволил проанализировать психоэмоциональное состояние девятиклассников. Полученные данные позволяют нам говорить о том, что у 11 человек (37%) низкий уровень психоэмоционального состояния. Эти ученики не проявляют активность, не энергичны вплоть до апатии. Они чувствуют состояние выраженной усталости, переутомления и ощущения себя не здоровыми. Скорость выполнения заданий у них снижается. Часто ученики не понимают условия, медленно перестраиваются, закрыты в себе. Преобладание отрицательных эмоциональных состояний влечет выраженную агрессивность, тревожность, навязчивое чувство страха и тем самым «затрудняет интеллектуальную деятельность» в напряженной ситуации экзамена [7].

У 14 человек (49%) настроение колеблется. Для данной группы детей характерно доминирование изменчивого настроения, из-за которого подростки не могут оценить свое психоэмоциональное состояние ни как хорошее, ни как плохое.

Только у 4 учеников (14%) наблюдается устойчивый высокий эмоциональный фон, который свидетельствует о стабильном нормальном эмоциональном фоне настроения.

Наша гипотеза о том, неуправляемая тревожность не соответствует высокому психоэмоциональному фону у старших подростков, подтвердилась.

3. С помощью «Диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению» А.М. Прихожан был оценен уровень суммарного балла по различным шкалам мотивации учения (познавательной активности, мотивации достижения, шкале тревожности и гнева).

Анализ полученных данных позволяет говорить о том, что у 18 человек (56%) низкий уровень мотивации подготовки к экзаменам. Это говорит о том, что ученики имеют низкую познавательную активность и мотивацию достижения и успеха. Подростки испытывают переживание «школьной скуки», резко отрицательное отношение к учебному процессу. Оптантам не интересен процесс накопления знаний и непрерывное самообразование. По мнению Бобровой К.В. при низкой мотивации ученики не могут раскрыть свои «способности, интеллект, креативность и другие внутренние возможности личности» [3].

У 12 оптантов (44%) мотивационный аспект колеблется в пределах нормы, а высокого уровня мотивации не испытывает ни один ученик.

Наша гипотеза о том, что состояние неуправляемой тревожности не соответствует высокой мотивации к учению у старших подростков, подтвердилась.

4. Анализ полученных данных по методике «Диагностика стратегий преодоления стрессовых ситуаций» позволяет нам говорить о том, что у 6 человек (20%) низкий уровень конструктивности применяемых стратегий. Для этих испытуемых характерно использование деструктивных копинг-стратегий (бегство, дистанцирование, избегание) [6]. Подростки ощущают дефицит навыков разрешения проблемных ситуаций. Низкая эффективность функционирования личностных ресурсов, преобладание мотивации избегания неуда не позволяют девятиклассникам брать на себя ответственность в решении своих учебных проблем, часто ведут к возникновению проявлений аддиктивного поведения [14].

У 15 человек (50%) конструктивность поведения до конца не сформирована и соответствует средним значениям.

Только 8 учеников (30%) имеют высокий уровень эффективности когнитивно-поведенческих и когнитивно-оценочных

действий. Личностные ресурсы этих учеников обеспечивают мотивацию достижения, положительный психологический фон для совладания с предэкзаменационной тревогой.

Наша гипотеза о том, что неуправляемая тревожность не соответствует модели адаптивного функционального копинг-поведения у старших подростков, подтвердилась.

1. Методика «Определение уровня рефлексивности» (А.В. Карпов, В.В. Понаморева) показала наличие у 17 человек (60%) низкий уровень рефлексивности. Это предполагает не владение старшими подростками методами ситуативной, ретроспективной и перспективной рефлексии. Ученики с трудом анализируют свою настоящую и предстоящую деятельность и поведение при подготовке к экзаменам. Данные оптанты не владеют непосредственным самоконтролем поведения в актуальной ситуации, осмыслением ее элементов, способности к «соотнесению своих действий с ситуацией и их координацией в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием» [8].

У 1 человек (34%) способность обдумывать свою деятельность колеблется в пределах средних значений, а высокий уровень развит только у 2 подростков (6%).

Проанализировав данные, можно сказать, что более половины учеников 9 «а» класса преимущественно «сосредотачивают свое внимание на собственных негативных тревожных эмоциях и не могут переключить рефлексию на рациональный анализ и планирование деятельности, что исключает полноценную психологическую готовность к итоговым экзаменам» [4].

Наша гипотеза о том, что неуправляемая тревожность не соответствует высоким навыкам рефлексии старших подростков, подтвердилась.

Выводы. По результатам проведенного входного диагностического исследования мы можем констатировать, что уровень тревожности в МАОУ «Школы №149» имеет отклонения от нормы у двух третьих от общего количества испытуемых. Это говорит о том, что наша гипотеза подтвердилась, и старшие подростки имеют преобладание неуправляемой тревожности, показатели которой либо чрезмерно низкие, либо высокие.

Кроме того, в результате исследования мы подтвердили гипотезы о том, что неуправляемая тревожность негативно влияет на психоэмоциональные, мотивационные, поведенческие и когнитивные составляющие психологической готовности к экзаменам, не позволяя им достигнуть высоких показателей.

Поэтому очень важно научить старших подростков управлять своей тревожностью, «стать подлинным субъектом учебной деятельности» [1]. Это поможет восстановить уровень «полезной, желательной» тревожности до состояния «нормы». Таким образом, мы получили ориентиры для построения траектории индивидуального развития каждого подростка данной группы и через развивающую программу мы можем повысить психологическую готовность подростков к экзаменам [2].

Можно сделать вывод, что нарушения психологической готовности имеют достаточно генерализованный характер, и чтобы научить подростков управлять своей тревожностью необходимо проводить развивающую работу в направлении всех представленных компонентов психологической готовности.

Литература:

1. Андреева, А.Д. Психолого-дидактические условия формирования психологической грамотности учащихся начальной школы / А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова // Вестник Мининского университета. - 2015. - №1. - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/13 (дата обращения: 07.03.2023)

2. Андреева, А.Д. Школьный психолог в условиях модернизации российского образования / А.Д. Андреева // Вестник Мининского университета. 2013. - №4. - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/427/403 (дата обращения: 07.03.2023)

3. Боброва, К.В. Мотивация достижения успеха у подростков [Электронный ресурс]. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-dostizheniya-uspeha-u-podrostkov/viewer (дата обращения: 01.06.2022)

4. Бурыкина, М.Ю. Взаимосвязь тревожности и рефлексивности студентов бакалавриата педагогического профиля / М.Ю. Бурыкина // Проблемы современного педгогического образования. 2020. - №66-1. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42813214_55748116.pdf (дата обращения: 07.03.2023). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

5. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. - Мн.: Изд-во Харвест, 2006. - 416 с.

6. Дубинина, А.С. Особенности копинг-стратегии у детей подросткового возраста / А.С. Дубинина // Молодой ученый. - 2019. - № 14 (252). - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37346619 (дата обращения: 13.03.2023). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

7. Едиханова, Ю.М. Особенности проявления отрицательных эмоциональных состояний у подростков в период сдачи ЕГЭ / Ю.М. Едиханова, Е.Н. Уфимцева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2016. -№4(32). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-otritsatelnyh-emotsionalnyh-sostoyaniy-u-podrostkov-v-period-sdachi-ege/viewer (дата обращения 13.03.2023)

8. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А.В. Карпов // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - №5. - С. 45-57

9. Мищенко, В.И. Изучение тревожности старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам / В.И. Мищенко // Педагогика и психология образования. - 2020. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-trevozhnosti-starsheklassnikov-v-period-podgotovki-k-itogovym-ekzamenam/viewer (дата обращения 13.03.2023)

10. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - Питер; СПб, 2009. - 5 с.

11. Путивцев, П.В. Школьная тревожность в формировании компетенций старшеклассников / П.В. Путивцев // Вестник «ИМЦ», 2015. - №10. - URL: http://imc-i.ru/userfiles/ufiles/vestnik10.pdf (дата обращения 13.03.2023)

12. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 384 с.

13. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2013. - №2. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20291348 (дата обращения 13.03.2023). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

14. Сирота, Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте и профилактика его аддиктивного варианта / Н.А. Сирота // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Изд-во МГППУ. - Москва. 2011. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28996678&pff=1. (дата обращения 13.03.2023). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

15. Скорынин, А.А. Интеллектуальные предикты кибербуллинга и компьютерной зависимости в подростковом возрасте / А.А. Скорынин, А.А. Вихман // Вестник Мининского университета. - Том 10. - №3. - 2022. - URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1314. (дата обращения 13.03.2023)

16. Скрынникова, Н.В. Личностная тревожность и ее проявления в млодшем подростковом возрасте / Н.В. Скрынникова // Педагогика: история, перспективы. - 2021. - №1. - URL: https://cyberieninka.ru/artide/n/Hchnostnaya-trevozhnost-i-ee-proyavlenie-v-mladshem-podrostkovom-vozraste/viewer. (дата обращения 13.03.2023)

17. Солынин, Н.Э. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте / Н.Э. Солынин, Е.П. Лебедева // Ярославский педагогический вестник. 2016. - №6. - URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2016_6/48.pdf. (дата обращения 13.03.2023).

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); студент Рыжкина Кристина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ПЕРИОД СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная проблема конфликтов между детьми и родителями. Вначале статьи автор дает понятие детско-родительскому конфликту, анализирует психолого-педагогическую литературу на изучение этой проблемы другими авторами. Так же в статье отмечаются причины возникновения конфликтов между детьми и родителями. Автор делает акцент на том, что одной из главных причин конфликтов между детьми и родителями становятся стили и типы воспитания и развития ребенка. Немаловажным фактором возникновения конфликтов так же являются взаимоотношения между супругами и семейное благополучие. Автор отмечает, что в конфликтах между детьми и родителями не всегда виноваты только родители. В некоторые возрастные периоды ребенок сам может неосознанно провоцировать конфликт. В заключении статьи автор предлагает рассмотреть несколько способов для предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций. Такими способами являются игры, которые помогут научить детей продуктивному выходу из конфликтных ситуаций и эмоциональному регулированию. А для гармонизации отношений родителей и детей, снятия общего уровня конфликтности автор предлагает проводить тренинги, которые поспособствуют установлению доверительных отношений между детьми и родителями.

Ключевые слова: детско-родительские конфликты, детско-родительские отношения, старший дошкольный возраст, преодоление конфликтов, профилактика конфликтов, стили воспитания.

Annotation.This article discusses the actual problem of conflicts between children and parents. At the beginning of the article, the author gives the concept of child-parent conflict, analyzes psychological and pedagogical literature on the study of this problem by other authors. The article also notes the causes of conflicts between children and parents. The author emphasizes that one of the main causes of conflicts between children and parents are the styles and types of upbringing and development of the child. An important factor in the occurrence of conflicts is also the relationship between spouses and family well-being. The author notes that only parents are not always to blame for conflicts between children and parents. In some age periods, the child himself may unconsciously provoke a conflict. In conclusion, the author suggests considering several ways to prevent and overcome conflict situations. Such methods are games that will help teach children a productive way out of conflict.

Key words:child-parent conflicts, child-parent relationships, senior preschool age, conflict resolution, conflict prevention, parenting styles.

Введение. Актуальной проблемой в современном мире до сих пор остаются конфликты между родителями и детьми. Конфликты между родителями и детьми часто основываются не на одном, а на многих вопросах. Данная тема является актуальной потому, что семья - это важный фактор в воспитании и развитии личности ребенка. Отношения между супругами, воспитывающими ребенка, так же играют немаловажную роль в отношениях между родителями и детьми. Конфликты между супругами часто влияют на эмоциональном благополучии детей. Частые супружеские ссоры и разные проблемы в семье могут сказаться на отношении родителей к детям, а дети, чувствуя негативные эмоции в свою сторону, становятся очень конфликтными в своем поведении [1, С. 246].

Изложение основного материала статьи. Под конфликтом между родителями и детьми понимается возникнувшие противоречия в детско-родительских отношениях. Все чаще тема конфликтов между детьми и родителями стала рассматриваться чаще. Этот вопрос изучали такие ученые, как Бортов Р.В., Смирнова О.Е., Гиппенрейтер Ю.Б., Быкова М.В., Матвеева Л.Г., Переломова О.В. и другие. Данные ученые отмечали немаловажную роль воспитания ребенка с раненого возраста в эмоционально-благополучной среде, с приобщением ребенка к семейным традициям и культуре. Отсюда следует, что самую главную роль, несомненно, играл эмоциональный фон в детско-родительских отношениях.

Конфликт между родителями и детьми - это тот вид конфликтов, который весьма распространен в современном обществе. Такой тип конфликтов существует практически во всех семьях, как в благополучной, так и в не благополучной семье. Основной причиной конфликтов между родителями и детьми почти всегда бывают противоречия между детьми и родителями, носящие личностно-психологический характер. Но порой именно через разрешение конфликта, разрешаются и актуализировавшиеся в нем противоречия.

Родители должны знать, каждый определенный возраст детей сопровождается определенным конфликтным поведением. Это часто случается с детьми, выросшими в дисгармоничной семье или в неполноценной семье. Дисгармоничный стиль в семье характеризуется большим количеством конфликтов между супругами, негативным эмоционально-чувственным фоном в семейных отношениях, что вызывает у ребенка отрицательные чувства, тревогу и беспокойство. Психологические роли постепенно нарушаются, а отношения между родителями и детьми становятся более напряженными. Такие внутрисемейные отношения приводят к детско-родительским конфликтам. Результатом таких взаимоотношений становится деструктивное родительское воспитание и усилению конфликтности у ребенка [3, С. 215].

Конфликт между родителями и детьми может носить взаимный характер неправоты. Педагогическое невежество родителей, жесткие, грубые приемы воспитания ребенка, или повышенная избалованность детей бывают причинами возникновения взаимного неприятия и появления конфронтации в детско-родительских отношениях [5, С. 88-93].

Теперь рассмотрим причины конфликтов между детьми и родителями более подробно. Отечественные и зарубежные ученые много раз отмечали, что именно от родительского отношения к детям зависит их эмоционально-чувственное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.