Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СИТУАЦИИ ПАНДЕМИИ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ'

ВЛИЯНИЕ СИТУАЦИИ ПАНДЕМИИ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
101
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / САМООЦЕНКА / ТРЕВОЖНОСТЬ / СИТУАЦИЯ ПАНДЕМИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамонова Елена Борисовна, Сидорина Елена Валерьевна, Ершов Вадим Юрьевич

Статья посвящена изучению влияния ситуации пандемии на личностные особенности младших подростков. Исследовался социальный статус, самооценка, школьная мотивация и тревожность младших подростков до и после ситуации самоизоляции. Проведенное исследование однозначного влияния фактора пандемии на личностные особенности младших подростков не выявило. После возвращения к очному режиму обучения изолированых или отверженных детей стало меньше, чем до ситуации пандемии. Гипотеза о том, что ситуация пандемии оказала негативное влияние на самооценку подростков не подтвердилась. У большинства детей самооценка в контрольном эксперименте соответствует нормальным показателям. Мотивация детей к обучению существенно снизилась. Такую тенденцию мы прослеживаем по всем трем социальным группам. Поэтому мы можем сказать, что ситуация пандемии повлияла на мотивацию подростков к обучению. Общий уровень тревожности подростков повысился на фоне ситуации пандемии. Во всех трех группах показатели общей тревожности стали выше, по сравнению с ситуацией до пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мамонова Елена Борисовна, Сидорина Елена Валерьевна, Ершов Вадим Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE PANDEMIC SITUATION ON THE PERSONAL CHARACTERISTICS OF YOUNGER ADOLESCENTS

The article is devoted to the study of the impact of the pandemic situation on the personal characteristics of younger adolescents. The social status, self-esteem, school motivation and anxiety of younger adolescents before and after the self-isolation situation were investigated. The study did not reveal an unambiguous impact of the pandemic factor on the personal characteristics of younger adolescents. After returning to full-time education, there are fewer isolated or rejected children than before the pandemic. The hypothesis that the situation of the pandemic had a negative impact on the self-esteem of adolescents was not confirmed. In most children, self-esteem in the control experiment corresponds to normal indicators. The motivation of children to learn has significantly decreased. We can trace this trend in all three social groups. Therefore, we can say that the pandemic situation has affected the motivation of teenagers to learn. The overall level of anxiety of adolescents has increased against the backdrop of the pandemic situation. In all three groups, the rates of general anxiety have become higher, compared to the situation before the pandemic.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СИТУАЦИИ ПАНДЕМИИ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ»

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук наук, доцент Мамонова Елена Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Сидорина Елена Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ершов Вадим Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВЛИЯНИЕ СИТУАЦИИ ПАНДЕМИИ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Статья посвящена изучению влияния ситуации пандемии на личностные особенности младших подростков. Исследовался социальный статус, самооценка, школьная мотивация и тревожность младших подростков до и после ситуации самоизоляции. Проведенное исследование однозначного влияния фактора пандемии на личностные особенности младших подростков не выявило. После возвращения к очному режиму обучения изолированых или отверженных детей стало меньше, чем до ситуации пандемии. Гипотеза о том, что ситуация пандемии оказала негативное влияние на самооценку подростков не подтвердилась. У большинства детей самооценка в контрольном эксперименте соответствует нормальным показателям. Мотивация детей к обучению существенно снизилась. Такую тенденцию мы прослеживаем по всем трем социальным группам. Поэтому мы можем сказать, что ситуация пандемии повлияла на мотивацию подростков к обучению. Общий уровень тревожности подростков повысился на фоне ситуации пандемии. Во всех трех группах показатели общей тревожности стали выше, по сравнению с ситуацией до пандемии.

Ключевые слова: подростковый возраст, личностные особенности, самооценка, тревожность, ситуация пандемии.

Annotation. The article is devoted to the study of the impact of the pandemic situation on the personal characteristics of younger adolescents. The social status, self-esteem, school motivation and anxiety of younger adolescents before and after the self-isolation situation were investigated. The study did not reveal an unambiguous impact of the pandemic factor on the personal characteristics of younger adolescents. After returning to full-time education, there are fewer isolated or rejected children than before the pandemic. The hypothesis that the situation of the pandemic had a negative impact on the self-esteem of adolescents was not confirmed. In most children, self-esteem in the control experiment corresponds to normal indicators. The motivation of children to learn has significantly decreased. We can trace this trend in all three social groups. Therefore, we can say that the pandemic situation has affected the motivation of teenagers to learn. The overall level of anxiety of adolescents has increased against the backdrop of the pandemic situation. In all three groups, the rates of general anxiety have become higher, compared to the situation before the pandemic.

Key words: adolescence, personality traits, self-esteem, anxiety, pandemic situation.

Введение. Актуальность проблемы общения в период пандемии подтверждает большое количество запросов и статей в интернете, тогда как количество научных исследований на эту тему очень мало [13]. Опора на мнение людей, не подтвержденное эмпирическими исследованиями, не является объективной позицией по данному вопросу, поэтому необходимость исследования не подвергается сомнению.

К подростковому периоду принято относить возраст с 11 до 15 лет. Указанные границы условны, и могут варьироваться индивидуально для каждого подростка. Главное содержание подросткового возраста - переход от детства к взрослости. Качественной перестройке подвергаются все сферы жизни подростка, в том числе его личностные особенности. Под личностными особенностями мы будем понимать внутренние и глубинные особенности людей. Они бывают двух типов - неизменные (свойства нервной системы, конституция тела, темперамент и т.д.) и изменяемые (самооценка, тревожность, мотивация и т.д.). Мы будем рассматривать те личностные особенности, которые могут измениться в связи с окружающей человека ситуацией, то есть изменяемые под влиянием внешних факторов. Наиболее важными личностными особенностями являются самооценка и тревожность, которые неразрывно связаны между собой [7].

Для начала определим, что обозначает термин «самооценка» в психологии. О.А. Кондратьева обозначала понятие самооценки, как «оценивание личностью самого себя, своих ценностей, способностей, интересов и занимаемого в обществе места» [5, С. 54].

И.С. Кон, в свою очередь, выделял преимущественно когнитивную роль самооценки, а точнее она представляется автором, как «своеобразные когнитивные схемы, обобщающие прошлый опыт личности и организующие новую информацию относительно данного аспекта «Я»» [4, С. 86].

Симбиоз двух компонентов, когнитивного и эмоционального, одним из первых видел в самооценке А.Н. Леонтьев, которое затем подробно раскрыла в своих работах А.В. Захарова. Она пишет, что «Самооценка является обобщением результатов самопознания и эмоционально ценностного отношения к самому себе» [3, С. 46].

Таким образом, опираясь на мнение ученых, мы можем сделать вывод, что самооценка - это важнейшее личностное качество, которая включает себя эмоциональный и когнитивный компоненты.

Опираясь на исследования Л.И. Божович, О.Н. Молчановой, А.А. Реан [2, 9, 11] можно сказать, что уровень самооценки подростка напрямую влияет на его жизнь. В случае адекватной самооценки подросток удовлетворяет свои потребности в полной мере, тогда как неадекватная самооценка характеризуется личностной неустойчивостью и ситуативной изменчивостью. На наш взгляд, на самооценку оказывает существенное влияние другая личностная особенность - тревожность.

Из определений Н.Д.Левитова, А.М. Прихожан, В.В. Суворовой мы видим, что тревожность относится к негативному ряду эмоций и выполняет очень важную функцию - защитную [8, 10, 14].

Таким образом, мы можем сказать, что личностная тревожность является важным личностным качеством, а её уровень оказывает существенное влияние на жизнь подростка. Эта личностная характеристика оказывает влияние на самооценку и зависит от различных факторов, в частности, от окружения подростка.

Изложение основного материала статьи. Цель исследования: теоретически и эмпирически исследовать влияние пандемии на личностные особенности младших подростков.

Общая гипотеза: Замена очного обучения дистанционным, а также отсутствие живого общения со сверстниками в период пандемии (самоизоляции) оказало существенное влияние на личностные особенности подростков.

Частные гипотезы:

1. В результате вынужденного введения режима дистанционного обучения в социальных группах (классах) появятся

отверженные подростки.

2. Ситуация пандемии оказала негативное влияние на самооценку подростков.

3. Ситуация пандемии снизила мотивацию подростков к обучению.

4. В результате ситуации пандемии повысился общий уровень тревожности подростков.

Методики исследования:

1) Изучение межличностных отношений в группе методом социометрии (Коломинский Я.Л., Березовик Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. - М., 1977).

2) Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

3) «Анкета для оценки уровня школьной мотивации». Н.Г. Лусканова.

Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан).

В исследовании принимали участие ученики трех 6-х классов в возрасте 12-13 лет в количестве 72 человек.

1) Изучение межличностных отношений в группе методом социометрии. На данном графике показано как изменилось положение ребенка за данный период времени. Улучшение или ухудшение статуса может быть незначительным: показатели немного изменились, но социометрический статус остается прежним. В то же время шкалы «значительно улучшились» и «значительно ухудшились» показывают, у какого процента детей данный статус изменился. По результатам исследования социометрического статуса мы можем сделать следующие выводы:

У большинства детей (71,6%) социометрический статус не изменился. Ухудшился он лишь у 14,1% подростков.

По результатам контрольного эксперимента не выявлено изолированных детей, хотя по результатам констатирующего эксперимента их было несколько.

До ситуации пандемии в классах были явные лидеры (показатель социометрического положения выше 3,4). Контрольный эксперимент показывает нам, что количество детей с таким статусом существенно снизилось.

Таким образом мы можем сказать, что ситуация пандемии не оказала существенного влияния на социальное положение подростков в классе. Учитывая динамику развития человека в подростковом возрасте, мы не можем сказать, что ситуация пандемии напрямую повлияла на результаты данного эксперимента. Мы можем предположить, что на такие результаты очень сильно повлиял режим самоизоляции - у подростков не было возможности видеться лично.

Наша гипотеза о появлении отверженных детей (изолированный социометрический статус) не подтвердилась. Во всех трех классах до ситуации пандемии такие дети были, тогда как после отмены самоизоляции их статус изменился. В связи с этим мы можем сделать предположение, что ситуация пандемии оказала положительное влияние на социальную ситуацию в классе. Возможно это произошло потому, что подростки не встречались продолжительное время с «отверженными» детьми, а после отмены режима самоизоляции по-другому взглянули на них.

2) Исследование самооценки (Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан).

Данная методика позволяет исследовать самооценку и ориентирована на младший подростковый возраст. Поскольку в

констатирующем эксперименте была использована другая методика для определения уровня самооценки (низкая, средняя, высокая или очень высокая) - мы можем сравнить лишь динамику.

По результатам данной методики мы можем сделать вывод, что никакого негативного влияния ситуации пандемии на самооценку подростков не было выявлено. Гипотеза о том, что ситуация пандемии оказала негативное влияние на самооценку подростков не подтвердилась. Напротив, мы видим что у многих детей самооценка после дистанционного обучения - средняя (в норме). Мы можем предположить, что влияние родителей и семьи, с которой подросток проводил большее количество времени в период изоляции, оказало положительное влияние на самооценку большинства детей.

3) Исследование мотивации к обучению (Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лусканова).

Данная анкета предназначена для определения уровня мотивации младших подростков. Благодаря ней мы можем определить уровень мотивации подростка к обучению. Он может быть низкий, средний, выше среднего или высокий.

По результатам данной анкеты мы можем сделать следующие выводы:

Количество подростков, у которых мотивация к обучению на низком уровне существенно возросло. В одном из классов этот показатель изменился с 0 до 20,8%. Похожая тенденция наблюдается и в двух других классах (с 18,2% до 36,4% и с 8,3% до 25,4% соответственно).

У 33,3% подростков мотивация к обучению снизилась. У 54,2% подростков показатели не изменились, а у 22,3% -повысилась.

Такие результаты не были для нас неожиданными. Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте - это общение. Соответственно если эта потребность не удовлетворяется - снижается мотивация к деятельности.

Одна из гипотез нашего исследования подтвердилась: Ситуация пандемии снизила мотивацию подростков к учебе. Это подтверждает статистика как в целом, так и по каждому отдельно взятому классу.

3) Исследование уровня тревожности (Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан)).

По данной методике определяется уровень тревожности подростков.

Во всех трех классах наблюдается повышение уровня тревожности. Наиболее ярко уровень тревожности изменился среди учеников 6б класса.

Показатели общей тревожности после отмены режима самоизоляции у половины учеников (50%) находятся на среднем уровне и почти у четверти (23,6%) на высоком. Детей с низким уровнем тревожности стало значительно меньше (26,4%).

Подростков, у которых уровень тревожности превышает нормальные показатели стало почти в 2 раза больше (23,6%, до пандемии было 13,9%).

Мы можем предположить, что на уровень тревожности существенно повлияла ситуация в семье и уровень тревожности родителей данных подростков в период изоляции.

Таким образом мы можем сказать, что ситуация пандемии значительно повлияла на общую тревожность подростков. Несмотря на то, что у подавляющего большинства детей показатель тревожности находится в норме, его значение повысилось, пусть и не значительно.

Выводы. Несмотря на то, что у большинства детей показатели основных личностных особенностей находятся в норме, ситуация самоизоляции, несомненно, повлияла на них. В этом случае мы можем сказать, что при повторении ситуации, подросткам в этот период необходима поддержка.

С момента введения режима самоизоляции данная проблематика освящается на сайте минобрнауки, на котором опубликованы «Рекомендации по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий» [12]. На данном интернет-ресурсе размещены рекомендации как для учеников школ, так и для педагогов.

Для того, чтобы ситуация самоизоляции прошла для детей без негативных последствий для психоэмоционального состояния необходима совместная работа образовательной системы и родителей ребенка. Формат дистанционного обучения сильно отличается от очного обучения - для того, чтобы обучаться дистанционно, необходимо обладать высоким уровнем

саморегуляции, чего, вероятнее всего, нет у большинства подростков. Поэтому родителям необходимо больше внимания уделять подросткам и следить, чтобы их потребности удовлетворялись [1].

Нами обработаны результаты констатирующего эксперимента, проведенного до пандемии в 2019 году. Затем мы провели контрольный эксперимент после возврата школьников к очному обучению, проанализировали полученные данные и сравнили их. Получены следующие результаты:

Мы не обнаружили в 3 социальных группах ни одного изолированного ребенка. Напротив, после возвращения к очному режиму обучения изолированых или отверженных детей стало меньше, чем до ситуации пандемии.

Гипотеза о том, что ситуация пандемии оказала негативное влияние на самооценку подростков не подтвердилась. У большинства детей самооценка в контрольном эксперименте соответствует нормальным показателям.

Мотивация детей к обучению существенно снизилась. Такую тенденцию мы прослеживаем по всем трем социальным группам. Поэтому мы можем сказать, что ситуация пандемии повлияла на мотивацию подростков к обучению.

Несмотря на то, что показатели общей тревожности у большиства подростков не превышают нормальные значения -мы видим, что ситуация пандемии повлияла на подростков. Во всех трех группах показатели общей тревожности стали выше, по сравнению с ситуацией до пандемии. Поэтому мы можем сделать вывод, что общий уровень тревожности подростков повысился на фоне ситуации пандемии.

Литература:

1. Арчакова, Т.О. «Вместе с детьми»: диалог взрослых и детей в период пандемии / Т.О. Арчакова // Комплексные исследования детства. - 2020. - №3. Том 2. - С. 216-229

2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер Пресс, 2009. - 400 с.

3. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. - Минск, 2011. - 99 с.

4. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. - М.: Академия, 2003. - 336 с.

5. Кондратьева, О.А. Изучение взаимосвязи ситуативной тревожности и самооценки подростков / О.А. Кондратьева, Е.С. Нижегородцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 44. - С. 57-64

6. Кравченко, А.И. Родителям о подростках (и подростком о родителях) / А.И. Кравченко. - М., 2002. - 178 с.

7. Лебедева, О.В. Социально-психологический портрет современного школьника / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная // Вестник мининского университета - 2022. - Том 10. - № 3. - URL:https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1375/907 (дата обращения: 19.11.2022)

8. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 2004. - 343 с.

9. Молчанова, О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования / О.Н. Молчанова. -Москва: Флинта, 2010. - 255 с.

10. Прихожан, А.М. Причины и профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образования. - 1998. - №2. - С. 18-26

11. Реан, А.А. Психология подростка / А.А. Реан. - СПб.: «ПраймЕврознак», 2003. - 480 с.

12. Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий [Электронный ресурс]. - URL: https://edu.gov.ru/distance (дата обращения: 19.11.2022)

13. Семенова, Л.Э. Детский взгляд на пандемию COVID-19: гендерная специфика представлений старших дошкольников и младших школьников / Л.Э. Семенова, В.Э. Семенова, И.А. Конева, Н.В. Карпушкина // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 4. - URL:https://www.mmin-vestaik.m/jour/artide/view/1297 (дата обращения: 19.11.2022)

14. Собкин, В.С. Подросток в социальных сетях: к вопросу о социально-психологическом самочувствии / В.С. Собкин, А.В. Федотова // Национальный психологический журнал. - 2018. - Том 31. - № 3. - С. 23-36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.