Научная статья на тему 'СОЗАВИСИМОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ'

СОЗАВИСИМОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
590
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗАВИСИМОСТЬ / СОЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АДДИКЦИИ / ЗАВИСИМОСТЬ / ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЗАВИСИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Оксана Валерьевна, Куимова Наталья Николаевна, Вершинина Дарья Вадимовна

В данной статье анализируется актуальный в современном обществе и психотерапевтической практике феномен созависимости как комплексный, имеющий междисциплинарный характер и общественные предпосылки формирования явления. В настоящей статье на основе анализа зарубежной и отечественной психологической литературы представлен теоретический обзор понятия «созависимость», его соотношение с термином «зависимость»; выделены основные характеристики созависимой личности, которые выступают в качестве предиктора дисфункционального поведения; акцентированы факторы, способствующие формированию и проявлению аддиктивного поведения у созависимых. Авторами разработана программа исследования особенностей созависимого поведения женщин, обратившихся за психологической помощью в Нижегородский женский кризисный центр. Результаты данного исследования предполагают использование в просветительской, консультативной, тренинговой и коррекционной работах. В настоящей статье дано описание основных мероприятий, направленные на профилактику и коррекцию созависимого поведения; при этом сделан акцент на некоторые аспекты созависимой личности, которые могут препятствовать получению профессиональной помощи на пути к психологическому здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лебедева Оксана Валерьевна, Куимова Наталья Николаевна, Вершинина Дарья Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CODEPENDENCY AS PREDICTOR OF THE ADDICTION FORMATION

This article analyzes the phenomenon of codependency, which is relevant in modern society and psychotherapeutic practice, as a complex, interdisciplinary nature and social prerequisites for the formation of the phenomenon. This article, based on the analysis of foreign and domestic psychological literature, presents a theoretical overview of the concept of "codependency", its relationship with the term "addiction"; highlights the main characteristics of a codependent personality that act as a predictor of dysfunctional behavior; emphasizes the factors contributing to the formation and manifestation of addictive behavior in codependents. The authors developed a program to study the features of codependent behavior of women who sought psychological help at the Nizhny Novgorod Women's Crisis Center. The results of this study suggest use in educational, advisory, training and correctional work. In this article describes the main measures aimed at the prevention and correction of codependent behavior; at the same time, emphasis is placed on some aspects of a codependent personality that may hinder the receipt of professional assistance on the way to psychological health.

Текст научной работы на тему «СОЗАВИСИМОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Исходя из сказанного, считаем, что для становления социальных адаптационных механизмов у воспитанников социально-реабилитационных воспитательных учреждений необходима деятельность, направленная на обретение ими опыта социальных связей и отношений в новых условиях образовательной среды. Педагогически целесообразной формой обретения такого опыта могут быть тренинги по формированию опыта принятия различных социальных ролей.

В ходе тренингов социальных взаимодействий, в которых несовершеннолетние погружаются в проблемные социальные ситуации, «внешние» связи и отношения, ценности и нормы интериоризируются, усваиваются, создавая таким образом устойчивые ориентиры гармоничных социальных взаимодействий.

Потенциальная возможность неоднократно «переиграть», «поправить» однажды избранный вариант социальной роли создает предпосылки для осознанной рефлексии в мир Другого. Это позволяет подростку приблизиться к переосмыслению самого себя не как объекта обстоятельств, а как социально активного, деятельностного человека, включенного в разнообразные социокультурные среды, социальные связи и отношения [6]. Разыгрывая социальные роли, подросток выходит за рамки собственной субъектности, формирует чувство ответственности, повышает уровень готовности к совершению экзистенциального выбора. Свободный переход из роли в роль, «примерка» на себя разнообразных социальных «костюмов» обеспечивают детям эффективный поиск собственного, индивидуально неповторимого образа. Позволяет ощутить подросткам глубинное погружение в психологический мир Другого. удерживает их от примитивного игрового лицедейства, нацеливая на поиск оправданного в социально-смысловом контексте рисунка социального поведения. Следовательно, социально-психологические тренинги, ролевые игры могут служить эффективным педагогическим методом развития положительных адаптационных процессов несовершеннолетних детей.

Выводы. Выполненный анализ теоретико-практических проблемных задач исследования социальной адаптированности воспитанников реабилитационного центра «Авис» позволил сформулировать ряд положений.

Особенности социализации и социальная адаптация воспитанников учреждений для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осложнены наличием негативного социального опыта, различными депривациями и внутриличностными трудностями, проявляющимися в низкой самооценке, импульсивности реакций, слабом развитии способности к саморегуляции, а также в переживаемых, наблюдаемых явно или затаенно чувствах обиды, вины, склонности к агрессивным реакциям, конфликтности и др. В Краснодарском крае созданы, сохранены в разные годы развития нашего общества и успешно функционируют специальные учреждения социально-психологической реабилитации детей и подростков. Например, г.Лабинск, в котором детский дом ориентирован на приобщение детей к сельскохозяйственному труду, воспитанники имеют большое подсобное хозяйство. Оно даёт возможность реализации своей продукции, обретения будущих профессий в этой отрасли. Такое же направление в развитии социальной адаптации выполняют Новоукраинская школа-интернат, Новолеушковская специальная коррекционная школа-интернат. В Медвёдовской школе-интернате основное направление организации внеурочной деятельности воспитанников связано с художественным, музыкальным творчеством; в Кропоткинской школе-интернате направление работы с несовершеннолетними носит спортивный, военно-патриотический характер. Известно, что в названные школы-интернаты поступают дети из неблагополучных семей или семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе и с событиями в стране: СВО. Следовательно, процесс изучения адаптационных механизмов является важным фактором в социализации несовершеннолетних детей.

Литература:

1. Александров, Е.П. Ролевые практики как средство социализации и социальной адаптации воспитанников учреждений интернатного типа: теоретико-методологический аспект: монография / Е.П. Александров. - Краснодар: Издательский Дом. - Юг, 2021. - 212 с.

2. Аюпова, Э.И. Формирование коммуникативных навыков акцентуированных подростков: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Э.И. Аюпова. - Текст: электронный. - Москва, 2011. - 222 с. - URL: http://www.psyoffice.ru (дата обращения: 30.11.2022)

3. Берковитц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковитц. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 334 с.

4. Байбородова, Л.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: учеб. пособие / Л.В. Байбородова [и др.]. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. - 98 с.

5. Богородская, Э.И. Девиантные подростки в образовательной среде. В сборнике: Модернизация образования Материалы XXIII Рязанских педагогических чтений / Под ред. Л.И. Архаровой, О.Л. Егоровой, Т.В. Ивкиной. - Москва: Издательство «Просвещение», 2016. - 254 с. - Текст: непосредственный.

6. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003

7. Прихожан, А.М., Толстых. Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.

Психология

УДК 159.9.07

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры практической психологии, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Лебедева Оксана Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры практической психологии Куимова Наталья Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант факультета психологии и педагогики Вершинина Дарья Вадимовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СОЗАВИСИМОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация. В данной статье анализируется актуальный в современном обществе и психотерапевтической практике феномен созависимости как комплексный, имеющий междисциплинарный характер и общественные предпосылки формирования явления. В настоящей статье на основе анализа зарубежной и отечественной психологической литературы представлен теоретический обзор понятия «созависимость», его соотношение с термином «зависимость»; выделены основные характеристики созависимой личности, которые выступают в качестве предиктора дисфункционального поведения; акцентированы факторы, способствующие формированию и проявлению аддиктивного поведения у

созависимых. Авторами разработана программа исследования особенностей созависимого поведения женщин, обратившихся за психологической помощью в Нижегородский женский кризисный центр. Результаты данного исследования предполагают использование в просветительской, консультативной, тренинговой и коррекционной работах. В настоящей статье дано описание основных мероприятий, направленные на профилактику и коррекцию созависимого поведения; при этом сделан акцент на некоторые аспекты созависимой личности, которые могут препятствовать получению профессиональной помощи на пути к психологическому здоровью.

Ключевые слова: созависимость, созависимое поведение, аддикции, зависимость, зависимое поведение, созависимые отношения, аддиктивное поведение.

Annotation. This article analyzes the phenomenon of codependency, which is relevant in modern society and psychotherapeutic practice, as a complex, interdisciplinary nature and social prerequisites for the formation of the phenomenon. This article, based on the analysis of foreign and domestic psychological literature, presents a theoretical overview of the concept of "codependency", its relationship with the term "addiction"; highlights the main characteristics of a codependent personality that act as a predictor of dysfunctional behavior; emphasizes the factors contributing to the formation and manifestation of addictive behavior in codependents. The authors developed a program to study the features of codependent behavior of women who sought psychological help at the Nizhny Novgorod Women's Crisis Center. The results of this study suggest use in educational, advisory, training and correctional work. In this article describes the main measures aimed at the prevention and correction of codependent behavior; at the same time, emphasis is placed on some aspects of a codependent personality that may hinder the receipt of professional assistance on the way to psychological health.

Key words: codependency, codependent behavior, addictions, addiction, dependent behavior, codependent relationships, addictive behavior.

Введение. Говоря о межличностных взаимоотношениях в психотерапевтической практике, специалисты все чаще сталкиваются с зависимостями. Созависимость является наиболее распространенной из всех существующих на сегодняшний день аддикций. Согласно Б. Уайнхолд, Д. Уайнхолд, «созависимость характерна для 98% взрослого населения и является источником большей части человеческих страданий» [14]. Зависимость может быть от партнера, мужа, жены, ребенка, друга или любого значимого человека. Для описания чрезмерной зависимости в отношениях психологи употребляют термин «созависимость». Данное состояние приводит к дисбалансу не только во взаимоотношениях между людьми, зачастую от этого страдает сам созависимый. Ухудшается его психическое и эмоциональное состояние, физическое здоровье, а также духовное развитие. Созависимый не получает удовольствие и радость от близких взаимоотношений, не может жить полноценно, и, чаще всего, имеет факторы риска развития других форм зависимости. Все перечисленное значительно ухудшает качество его жизни. Причины созависимости имеют общественные предпосылки. Исторически сложилось, что общество благотворно влияет на передачу подобной модели взаимоотношений между близкими людьми из поколение в поколение через семейные ценности, этнокультурные традиции, систему воспитания.

Учитывая тот факт, что на данный момент феномен созависимости является предметом междисциплинарным и подвергается пристальному научному исследованию со стороны различных специалистов, вопрос о формировании единого понятия «созависимость» все еще остается открытым.

Изложение основного материала статьи. Подход к понятию «созависимость» претерпел значительные изменения с момента его первого упоминания. Исторически исследователи рассматривали «созависимость» и «зависимость» как взаимосвязанные понятия: «Термин «Со-зависимость» появился в 1979 году для описания того, насколько «невыносимой» становится жизнь с партнером, страдающим от алкогольной зависимости» [12]. То есть, изначально созависимым считался любой человек, находящийся в близких взаимоотношениях с алкоголиком и наркоманом, и испытывающий опосредованную зависимость от такого вида деструктивных отношений. Со временем под «созависимостью» начали ассоциировать любые близкие взаимоотношения с человеком, страдающим каким-либо видом аддикции. К. Маццола утверждает: «Созависимость может существовать как в отношениях, так и без них, как параллельно с зависимостью, так и без нее. Но в романтических отношениях созависимость может быть настолько интенсивной, что становится любовной зависимостью» [12].

Первопроходцами в исследовании феномена созависимости считаются зарубежные авторы. Среди них: М. Битти, Э. Ларсен, К. Маццола, Р. Сабби, Ч. Уаитфилд, Б. Уайнхолд, Д. Уайнхолд, Ш. Уегшейдер-Круз, К. Хорни, А. Шиф, М. Эйнсворт, Е. Янг и др. Б. Уайнхолд, Д. Уайнхолд определяют созависимость, как «приобретенное дисфункциональное поведение, возникающее вследствие незавершенности решения одной или более задач развития личности в раннем детстве, а именно на стадии установления психологической автономии» [17]. К. Маццола дает свое определение понятия «^зависимость». «Созависимостью называют состояние, в котором фокус внимания человека находится вовне, и он ищет собственную ценность и ее подтверждение у окружающих, вместо того чтобы опираться на внутренние ориентиры» [12].

В России созависимость в межличностных отношениях стали рассматривать как проблему лишь в 90-е годы XX века. Среди отечественных авторов, занимающихся исследованием феномена созависимости, выделяют: Ю.Л. Арзуманову, Н.Г. Артемцеву, Н.В. Дмитриеву, Н.Н. Иванец, Ц.П. Короленко, В.Д. Москаленко, Т.М. Рожневу, О.А. Шорохову, Г.С. Шостакович и др. Так, Н.Г. Артемцева определяет созависимость, как «зависимость от близких людей, от их настроения, поведения, болезни или здоровья, их любви или ненависти» [1]. В.Д. Москаленко утверждает: «Созависимый человек - этот тот, кто полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека, и совершенно не заботится об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей» [14].

У созависимого наблюдаются следующие дисфункциональные признаки: низкая самооценка; компульсивное желание контроля над другими; зависимость от внешних оценок, мыслей и мнений других людей, страх критики; отрицание появившейся проблемы, и самое главное перманентное желание спасать и заботиться, в результате которого человек теряет свою идентичность в угоду желаниям зависимого партнера. Другими словами, созависимый отдает жизнь, со всеми его потребностями, во имя идеи спасения зависимого близкого. Можно утверждать, что «созависимый», с одной стороны, закрывает свою потребность в признании, самоутверждаясь, за счет своего близкого. Сама потребность «быть нужным», с другой стороны, постепенно переходит в зависимое поведение. Ведь «любая зависимость позволяет нам почувствовать себя лучше вначале, но в итоге мы чувствуем себя только хуже» [12].

Парадокс созависимости заключается в том, что контроль над значимым близким, желание его изменить отнимает много времени и сил, а самое главное, все эти усилия напрасны, ведь мы не можем изменить другого человека. Мы теряем контроль над своей жизнью, в угоду жизни другого. Зачастую, осознав этот факт, созависимые люди, испытывают безысходность, одиночество или чувство неполноценности в дисфункциональных отношениях. Для того чтобы избавиться от перманентной боли они прибегают к различным видам аддиктивного поведения как методу ухода от реальности. Это может быть как химическая (наркомания, никотиновая, токсикомания), так и нехимическая (трудоголизм, различные формы пищевой зависимости, шопоголизм) зависимость. «Аддиктивное поведение выражается в стремлении к уходу от реальности

путем изменения своего психического состояния, посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием интенсивных эмоций» - пишут Ц.П. Короленко, Т.А. Донских [7].

Аддиктологи наблюдали, что сложившаяся модель взаимоотношений между членами семьи усложняет, и, зачастую, делает невозможным выздоровление от зависмости. Ц.П. Короленко, Т.А. Донских пишут: «Можно утверждать, что любая аддиктивная семья содержит в себе структуру «со-зависимости» [7]. При этом сам созависимый чаще всего отрицает наличие каких-либо проблем с зависимостью. Созависимый человек искренне убежден, что причина его злоупотребления наркотиками или алкоголем кроется в негативных чувствах и реакциях, которые вызывают у него другие. Будь то чувство одиночества, отвержения или агрессия со стороны близкого. Созависимый склонен перекладывать ответственность за свое состояние на других людей, ведь фокус его внимания чаще всего направлен вовне.

Все вышесказанное подтверждает актуальность разработки программ психологической помощи для лиц, которые имеют созависимую структуру личности, с целью профилактики и своевременной коррекции зависимого поведения, являющегося деструктивным. Нами разработана программа исследования на базе Нижегородского женского кризисного центра, в качестве испытуемых выступают 43 женщины в возрасте от 29 до 48 лет, обратившиеся за психологической поддержкой.

Цель работы: исследование сущности явления «созависимость» и создание, с целью психологической помощи женщинам, средств профилактики для коррекции данного состояния.

Объект исследования: явление «созависимость».

Предмет исследования: особенности психологического консультирования созависимых женщин в условиях кризисного центра.

Гипотеза исследования: предположим, психологическая помощь созависимым женщинам возможна при реализации специально разработанной программы коррекции.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования, перед нами стоит решение следующих задач:

1. провести теоретико-методологический анализ основных подходов к пониманию феномена созависимости;

2. определить специфические межличностные и объектные процессы, характеризующие созависимое поведение;

3. подобрать и апробировать комплекс методик, направленных на изучение особенностей проявления созависимости у женщин;

4. оценить итоги констатирующего эксперимента;

5. создать и внедрить программу психологической коррекции для созависимых женщин;

6. установить результаты опытно-экспериментального исследования;

7. создать профилактические рекомендации, способствующие преодолению созависимости у женщин.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме, эксперимент (констатирующий), опросный, количественный и качественный анализ полученных результатов с использованием методов математической обработки данных.

Методики исследования:

1. Тест межличностной зависимости Р. Гиршфильда (адаптация О.П. Макушиной).

2. Опросник на определение профиля созависимости (Н.Г. Артемцева, 1997).

Данные полученные в результате исследования помогут скорректировать работу психологической помощи. Нежелание признавать присутствие проблемы и отказ от ее решения препятствуют обращению за психотерапевтической помощью, а также являются наиболее сложными моментами в психотерапевтической практике при коррекции созависимого поведения. Коррекция, в данном случае, заключается в научении новой стратегии поведения - ассертивной, являющейся абсолютной противоположностью созависимого поведения [8]. Формирование нового поведенческого стиля, зачастую, занимает достаточно много времени, в связи с уже полноценно сформировавшимися механизмами поведения, стереотипами, внутренними убеждениями взрослого человека. Дети, воспитывающиеся в дисфункциональных семье, где аддиктивным поведением страдал хотя бы один родитель, во взрослом возрасте склонны ощущать неполноценность, неудовлетворенность жизнью, патологическое желание спасать. Таким лицам необходима поддержка для устранения различных комплексов, снижающих качество жизни.

Важно отметить, что эффективность коррекции дисфункционального состояния у созависимого будет выше при семейном подходе, преимущественно в детском возрасте, так как именно близкий взрослый «может показать ребёнку те формы взаимодействия с социальной средой, которые являются социально приемлемыми в противовес вариантам девиантного, деликвентного, аддиктивного поведения» [10]. Как справедливо подчеркивают исследователи относительно возрастания (А.В. Гоголева, О.Н. Истратова, А.И. Кошель, Ж.Г. Куповых, О.П. Макушина, М.В. Матушевская, О.В. Суворова, Е.Б. Мамонова, И.В. Черемисова и др.), «риск крайних форм привязанности в отношениях матери и ребенка сегодня особенно возрастает», а «с подросткового возраста созависимость в отношениях с матерью становится причиной аутоагрессии: аддиктивного поведения, алкоголизации и наркотизации» [3]. Среди наиболее эффективных мероприятий по предупреждению созависимости специалисты выделяют: прослушивание или прочтение лекций, посещение конференций, мастерских, учебных групп, где представлен дидактический материал по теме «созависимость», а также отработка психотерапевтических упражнений на практике.

Говоря о коррекции созависимости, индивидуальная или групповая психотерапия является высокоэффективным методом. После обращения за профессиональной помощью возможно посещение групп самопомощи.

В частности, Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева определили мероприятия по коррекции созависимости, включающие:

- «Обращение к сознанию пациента, объективное информирование о том, как происходящее с ним выглядит со стороны и к каким последствиям приводит.

- Поиск социопсихологических факторов, провоцирующих развитие созависимости.

- Осторожное избавление аддикта от наиболее деструктивных методов психологической защиты.

- Стимуляция в созависимом пациенте позитивных мотиваций, не получивших достаточное развитие. Обращение к подсознанию, активация творческого потенциала» [8].

Выводы. В настоящее время единства в определении сущности понятия «созависимость» среди психологов нет, некоторые из них связывают созависимость с болезнью, другие рассматривают созависимость как нарушение в структуре личности, третьи - как разновидность аддиктивного поведения, четвертые подчеркивают связь созависимости с наследственностью [9]. Таким образом, феномен созависимости является комплексным, междисциплинарным понятием, содержащим в себе множество социальных, поведенческих и психологических аспектов, и представляет особый интерес для изучения практическими специалистами.

Для человека, склонного к созависимости, характерна дереализация, мнимая неспособность самостоятельно о себе позаботиться, искаженность в принятии решений, из-за смещения фокуса внимания вовне, инфантильное поведение,

снижение психоэмоционального фона в сторону пессимизма и даже депрессии. Н.Г. Артемцева и Т.В. Галкина отмечают: «Созависимый человек не может быть в гармонии с самим собой, поскольку он потерял себя и «растворился» в другом. Достаточно очевидно, что в такой ситуации человек не может быть психологически (а часто и психически) здоровым» [2].

Профилактическая и коррекционная работа с созависимым позволяет изменить стиль жизненного поведения с зависимого на ассертивный, избавиться от дисфункциональных механизмов защиты, заложенных в детском возрасте, в сторону жизнеспособных, а также стимулировать позитивные мотивации, и, тем самым, укрепить психологическое здоровье личности.

Литература:

1. Артемцева, Н.Г. Феномен созависимости: общее, типологическое, индивидуальное [Электронный ресурс] / Н.Г. Артемцева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. - 227 с. - URL: https://lib.ipran.ru/upload/papers/29724484.pdf (дата обращения 10.12.22)

2. Артемцева, Н.Г. Особенности представления о психологическом здоровье у созависимых субъектов [Электронный ресурс] / Н.Г. Артемцева, Т.В. Галкина // Знание. Понимание. Умение. - 2015. - № 2. - С. 291-301. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-predstavleniya-o-psihologicheskom-zdorovie-u-sozavisimyh-subektov (дата обращения: 01.02.2023)

3. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. - 2-е изд., стер. - М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.

4. Егоров, А.Ю. Любовные аддикции / А.Ю. Егоров // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. - 2015. - Т. 11. -№ 2. - С. 64-81

5. Иванова, Е.С. Современные подходы к дефиниции феномена «созависимость» [Электронный ресурс] / Е.С. Иванова // Наука и образование сегодня. - 2021. - №2 (61). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-definitsii-fenomena-sozavisimost (дата обращения: 13.01.2023)

6. Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск, 2001. - 251 с.

7. Короленко, Ц.П. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. - 224 с.

8. Короленко, Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц.П. Короденко, Н.В. Дмитриева. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 460 с.

9. Лебедева, О.В. Психологическая природа созависимости [Электронный ресурс] / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная, Д.В. Вершинина // Нижегородский психологический альманах. - 2022. - № 2. - URL: psykaf417.esrae.ru/ru/36-373 (дата обращения: 19.02.2023).

10. Лебедева, О.В. Социально-психологический портрет современного школьника [Электронный ресурс] / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная. - 2022. - Вып. 10. - № 3. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-15 (дата обращения: 19.02.2023)

11. Матаева, Г. Понятие аддиктивного поведения / Г. Матаева, К. Алимбетов, М. Еркинбекова // The Scientific Heritage. - 2020. - № 45. - С. 50-52

12. Маццола, К. Созависимость: рабочая тетрадь. Простые упражнения для обретения и поддержания собственной независимости / К. Маццола; пер. с англ. А.Н. Шляховой. - Киев: "Диалектика", 2021. - 160 с.

13. Москаленко, В.Д. Созависимость новая болезнь / В.Д. Москаленко // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1994. - №6. - С. 95-99

14. Москаленко, В.Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления [Электронный ресурс] / В.Д. Москаленко. - СПб., 2001. - URL: https://arhangel.su/wp-content/uploads/2021/07/sozavisimost-i-praktiki-preodoleniya-v-moskalenko.pdf (дата обращения: 05.11.2022)

15. Суворова, О.В. Привязанность к матери как фактор Я-концепции подростка [Электронный ресурс] / О.В. Суворова, И.В. Черемисова, Е.Б. Мамонова. - 2016. - № 2. - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/221/222 (дата обращения: 19.02.2023)

16. Созависимость - это дисфункциональная модель поведения: сайт [Электронный ресурс]. - 2015. - URL: https://www.allforeasylife.ru/sozavisimost/ (дата обращения: 10.01.2023)

17. Уайнхолд, Б. Освобождение от созависимости [Электронный ресурс] / Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд; Перевод с английского А.Г. Чеславской. - М.: Независимая фирма "Класс", 2002. - 224 с. - URL: https://zadocs.ru/psihologiya/7150/index.html (дата обращения: 05.02.2023)

18. Subby, R., Friel, J. Co-dependency: а рaradoxica dependency in Co-Dependency: An Emerging Issue. Pompano Beach, FL: Health communications. 1984.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Мамонова Елена Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Сидорина Елена Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Хрыкина Екатерина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

К ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ НЕУПРАВЛЯЕМОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ

ПОДРОСТКОВ К ОГЭ

Аннотация. Статья посвящена исследованию тревожности и ее влияния на психологическую готовность старших подростков к экзаменам. В нашей научной работе мы изучали с одной стороны уровни тревожности, а с другой стороны совокупность компонентов психологической готовности девятиклассников. Вначале в теоретических исследованиях мы выявили, что понятие неуправляемой тревожности соответствует отклонениям от среднего оптимального уровня ситуативной тревожности. Затем, определили основные внутренние факторы психологической готовности: психоэмоциональный (самочувствие, активность, настроение), мотивационный (мотивация достижения и познавательная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.