педагогическая психология
динамика стресса учащихся в условиях подготовки И сдачи огЭ И ЕгЭ: постановка проблемы
Батыршина Альфия Робертовна
Кандидат педагогических наук, доцент, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: [email protected] Иванова Татьяна Мифодеевна
Магистрант, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24411/1029-3388-2019-10074
Аннотация: Проблематика исследования состоит в изучении влияния огэ и Егэ на учащихся в старших классах. экзамены и подготовка к ним являются сильным психоэмоциональным стрессовым фактором для учащихся 9-11 классов. стрессовые факторы вызывают максимальное функциональное напряжение физиологических систем организма, отражаются на уровне психологических и вегетативных показателей у учащихся. в проведенных исследованиях психофизиологических показателей под влиянием стресса в период сдачи огэ и Егэ, выявлены их изменения уже на начальном экзаменационном этапе. существует связь между психологическими особенностями личности учащихся и успешностью сдачи огэ и Егэ. многие ученые изучали проявления тревожности и стресса в старшем школьном периоде. исследования уровня личностной тревожности у старшеклассников (9, 10, 11-е классы) показывают ее разный исходный уровень, согласно возрастным и природным данным. Проведенные исследования динамики тревожности и факторов стресса в период подготовки и сдачи экзаменов показывают их отрицательное влияние на результаты итоговой аттестации (огэ и Егэ). Авторы доказывают, что личностную тревожность необходимо рассматривать как индивидуальную психологическую особенность,
которая формируется в подростковом возрасте и является составляющей фактора стресса. внедрение процедуры аттестации в форме огэ и ЕЮ становится основополагающим в формировании тревожности в целом у учащихся 9-11 классов. Необходимо разработать методический аппарат для комплексного изучения факторов стресса и личностной тревожности старших школьников, влияющих на психосоматическое состояние и успешность подготовки и сдачи огэ и Егэ. По результатам исследований необходимо разработать комплекс мер, снижающих психоэмоциональное напряжение и сохраняющих психологическое здоровье учащихся-выпускников.
ключевые слова: стресс, стресс-факторы, тревожность, психофизиологические особенности личности подросткового и юношеского периодов, нервно-психическое напряжение.
dynamics of stress of students in the conditions of preparation and passing
the BSE AND use: THE STATEMENT oF THE problem
Batyrshina Alfiya Robertovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, International Innovative University (Sochi), e-mail: [email protected] Ivanova Tatyana Mifodeevna
Master student, International Innovative University (Sochi), e-mail: [email protected]
Abstract: The research problem consists in studying the influence of the Basic State Examination and the Unified State Examination on high school students. Exams and preparation for them are a strong psycho-emotional stress factor for students in grades 9-11. Stress factors cause maximum functional stress of the physiological systems of the body, are reflected at the level of psychological and autonomic indicators in students. In the conducted studies of psychophysiological indicators 126
under the influence of stress during the period of passing the exam, their changes were identified already at the initial examination stage. There is a connection between the psychological characteristics of the personality of students and the success of passing the exam. Many scholars have studied manifestations of anxiety and stress in high school. Studies of the level of personal anxiety in high school students (grades 9, 10, 11th) show its different initial level, according to age-related natural data. Studies of the dynamics of anxiety and stress factors during the preparation and passing of exams show their negative impact on the results of the final certification (BSE and USE). The authors argue that personal anxiety should be considered as an individual psychological feature, which is formed in adolescence and is a component of the stress factor. The implementation of the certification procedure in the form of the basic state exam and the unified state exam becomes fundamental in the formation of anxiety in general for students in grades 9-11. It is necessary to develop a methodological apparatus for a comprehensive study of stress factors and personal anxiety of older students, affecting the psychosomatic state and the success of preparing and passing the exam. According to the results of research, it is necessary to develop a set of measures that reduce psycho-emotional stress, and preserve the psychological health of graduate students.
Keywords: stress, stress factors, anxiety, psychophysiological characteristics of the personality of adolescent and youthful periods, neuropsychic stress.
введение
Единственной формой итоговой аттестации за период обучения в средней школе согласно постановлению Правительства РФ «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» от 16 февраля 2001 года» и Постановлению Правительства рФ «об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена» от 5 апреля 2002 года» в РФ с 2001 года является Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) и Основной Государственный Экзамен (ОГЭ) [8].
однако, с каждым годом, по мере усовершенствования огэ и Егэ растет количество проблем, связанных с ним. Учащиеся и их родители отмечают повышенный с введением огэ и Егэ уровень стресса школьников, участились случаи суицидов [4]. Так, в 2013 году зафиксированы сообщения об одной попытке самоубийства, одном инсульте на ЕГЭ; в 2012 — о пяти случаях самоубийствах; в 2010 — четыре самоубийства и одна попытка; в 2009 — два самоубийства; в 2008 году — два самоубийства, одна смерть от сердечного приступа по дороге на
огэ. сама процедура проведения огэ и Егэ в последний год весьма ужесточилась: появились металлоискатели, видеокамеры. Под угрозой дисквалификации запрещено даже наличие телефона. в последних классах школы ученик испытывает сильный прессинг, как со стороны учителей, так и со стороны родителей. все это накладывается на специфический возраст, присущий старшему школьнику, и он испытывает сильнейший стресс.
обзор литературы
Проблематику и последствия введения практики огэ и Егэ в россию исследовали различные ученые: Огрижиус Е.и., Лаптева Е.А., Любовцев в.Б., мамалыга Л.М., Костромина О.Н., Прокофьева В.В., Валей Ж.Л., Тидлевский А.В., Зотов Р.А., Мальцева М.А., Романова А.Н., Тапонова О. А., Дятлова К. Д., Серёгина Е.А. и мн.др. Для старшего школьника, как отмечают многие авторы, период сдачи огэ и Егэ является весьма стрессогенным, страхи по поводу предстоящего экзамена и длительная к ним подготовка накладываются также на возраст учащегося. многие ученые изучали проявления тревожности и стресса в старшем школьном периоде: Аверин А.В., Микляева А.В., Румянцева П.В., Прохоров А.о., Хухлаева о.В. и многие другие. Таким образом, тема динамики стресса учащихся в период сдачи огэ и Егэ является весьма актуальной и новой.
По мнению большинства ученых, под стрессом понимается неспецифический адаптационный синдром организма на изменяющиеся условия окружающей среды. эти условия называются стрессорами, стресс-факторами, психогенными факторами. Поскольку стресс связан с возникновением определенных эмоций, эти факторы часто также называются эмоциогенными. многие отечественные и зарубежные ученые исследовали проблематику стресса. Термин «стресс» и его расшифровка первоначально были изложены г.Селье, который показал независимость процесса приспособления от характера раздражения или нагрузки [10]. воздействия могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей ведут к цепи однотипных изменений, обеспечивающих приспособление. в соответствии с системным подходом, в наше время, стресс изучается с позиций физиологического, психологического, и поведенческого уровней. одна из первых таких попыток была предпринята Р.Лазарусом [6, с.121-126]. Стресс физиологической природы представляет собой, по мнению автора, непосредственную реакцию организма, сопровождающуюся выраженными физиологическими сдвигами на воздействие различных внешних и внутренних стимулов физико-химической природы. При этом величина физиологического стресса зависит от интенсивности воздействующего агента. отличительные особенности психологического стресса заключаются в том, что он вызывается психическими стимулами, которые оцениваются как угрожающие. Именно Р. Лазарус, развивая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс и психический (эмоциональный) стресс [6].
Проблематика исследования состоит в изучении влияния огэ и Егэ на учащихся старших классах. государственная итоговая Аттестация в форме огэ
и ЕГЭ, проводящаяся после 9 и 11 классов, соответственно, является первым и главным испытанием учащихся. Экзамены для выпускников 9 и 11 классов являются сильным психоэмоциональным стрессовым фактором, так как от того насколько результативно сдан экзамен, будет зависеть дальнейшее успешное поступление школьника в колледж или вуз. Однако, следует учитывать, что выпускники 11 классов имеют максимальное функциональное напряжение физиологических систем организма по сравнению с учащимися 9 классов. Это обусловлено тем, что многие школьники 9 классов воспринимают ОГЭ лишь как экзамен, способствующий переходу в 10 класс. Но, в тоже время, с 10 класса начинается интенсивная подготовка к ЕГЭ. В любом случае, экзаменационный период является мощным стрессовым фактором, который отражается на уровне психологических и вегетативных показателей [7]. Таким образом, 9-11 классы являются самыми стрессогенными для школьников за весь период обучения. Как отмечают Гапонова С.А. и Дятлова К.Д. у учащихся даже после завершения тестирования, еще долгое время остаются негативные эмоции, более половины школьников еще в течение двух месяцев вспоминают о ЕГЭ с неприязнью. Они также утверждают, что в сознании учащихся в связи с влиянием ЕГЭ складывается негативный образ учителя: лишь 8% положительно могли отозваться о преподавателях, остальным этот образ казался гнетущим, надзирающим. Исследователями описаны следующие симптомы умственного переутомления, которые, несомненно, проявляются при длительной подготовке к ОГЭ и ЕГЭ: чувство усталости уже до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, головокружения и головная боль. Кроме того, наступают диспепсические расстройства, повышаются сухожильные рефлексы, появляется потливость, снижаются защитные силы организма [7]. Помимо, этого отмечаются проблемы в работе сердечно-сосудистой системы, снижается эффективность работы.
Материалы и методы
На возможность получения положительной оценки в процессе итоговой аттестации с применением новых форм аттестации знаний (ОГЭ и ЕГЭ) влияет не только интенсивная подготовка к ней. Немаловажную роль играет психоэмоциональное состояние учащегося в данном возрасте. Поэтому изучение динамики психологических особенностей школьников 9-11 классов носит актуальный характер [11; 12]. В процессе аттестации в виде ОГЭ и ЕГЭ школьнику необходимо реализовать все свои когнитивные способности и компетенции, сформированные как физиологически, согласно возрастному периоду, так и в процессе обучения. Успешность выполнения заданий по ОГЭ и ЕГЭ зависит от способности учащегося точно понимать суть тестового задания, собранности в условиях строгих временных рамок, правильности заполнения экзаменационных бланков с тестами (исправления не допускаются), и даже применения интуитивного мышления (при отсутствии знания точного ответа). Оценивание результатов ОГЭ и ЕГЭ полностью исключает пресловутый человеческий фактор, тем самым повышая объективность оценки. При этом сложно рассчитывать на подключение креативности к процессу сдачи экзамена, т.к. четкая структура тестового задания
имеет строгую систему заполнения документа при ответе. На огэ и Егэ можно исправить ошибки при наличии времени на самопроверку. Поэтому необходимо постоянно следить за лимитом времени, сложностью и успешностю решения данных заданий. На огэ и Егэ в процедуре оценивания принимает участие компьютер, бланковые Кимы (контрольно-измерительные механизмы), незнакомые учащемуся и невидимые эксперты, что добавляет объективности оценивания, но усиливает психологическое напряжение учащегося в процессе ожидания результата. экзамен проходит в незнакомых учащемуся условиях, что добавляет психологического напряжения при его сдаче. в процессе огэ и Егэ результат становится известным в течение нескольких дней, школьники вынуждены пробыть в ожидании, что является весьма стрессогенным фактором. Помимо этого, бальная система оценивания является отличной от привычной школьной системы отметок, что может привести к дезориентации учащихся в результате. На огэ и Егэ процедура экзамена охватывает практически весь объем учебного материала. На огэ и Егэ результаты выполнения задания необходимо перенести на специальный бланк регистрации ответов, что требует дополнительного сосредоточения. На огэ и Егэ стратегия деятельности является, как правило, индивидуальной. задания в экзаменационных бланках разнородные, и выполнять их можно в любой последовательности. Учащиеся - выпускники демонстрируют разные результаты при сдаче экзаменов в традиционной форме и огэ и Егэ. Как показывает практика, успешность сдачи огэ и Егэ ниже, чем сдача экзаменов в традиционной форме. это объясняется недостаточной готовностью учащихся к сдаче экзаменов в форме огэ и Егэ, а также психологическими особенностями личности учащихся.
Существует связь между психологическими особенностями личности учащихся - выпускников школ и успешностью сдачи огэ и Егэ. Снижают возможность получения положительного результата при подготовке и сдаче огэ и Егэ некоторые психологические особенности личности учащихся, появляющиеся в определенные возрастные периоды. К ним относятся: демонстративная и тревожно-боязливая акцентуации характера, повышенный уровень личностной тревожности, мотивация избегания неудач, мотивация успеха с эффектом перемотивации, низкий уровень направленности на знания при низкой и средней направленности на отметку, низкий уровень притязаний, высокий неадекватный уровень притязаний, низкий уровень самооценки. эти психологические особенности личности можно назвать ведущими в снижении результатов огэ и Егэ.
Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в «повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе в тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают».
в подростковом периоде личностная тревожность приобретает устойчивую форму. До этого момента она является производной широкого круга социально-психологических нарушений, представляя собой более или менее генерализованные и типизированные ситуационные реакции. в подростковом возрасте
тревожность начинает опосредоваться Я-концепцией ребенка, становясь тем самым собственно личностным свойством [9,с.103]. В этом возрасте тревожность возникает как следствие фрустрации потребности устойчивого удовлетворительного отношения к себе, чаще всего связанного с нарушениями отношений со значимыми другими.
На формирование общей и личностной тревожности у детей оказывают влияние разные причины:
- неоднозначные и завышенные требования со стороны родителей провоцируют возникновение у детей внутриличностного конфликта, который формирует устойчивую личностную тревожность;
- школа невольно вносит вклад в развитие общей и личностной тревожности в процессе учебной деятельности. Применяя новые методики и технологии в образовательном процессе, учитель не акцентирует внимание на том, что многие из них не соответствуют возрастному периоду учеников;
- предвзятое отношение к ученику, постоянно нарушающему правила поведения на уроке;
- систематический срез усвоенных знаний в виде промежуточных контрольных и проверочных работ вызывают эмоциональное напряжение у учащихся;
- желание завоевать авторитет у одноклассников, уважение со стороны учителей, чтобы получить высокую отметку, и оправдать затраты родителей на дополнительное образование, в конечном счете, определяют эмоционально-напряженный характер оценочной ситуации, что подкрепляется тем, что тревожность зачастую сопровождается поиском социального одобрения. Однако большинство детей испытывает тревожность при более серьезных «проверках» — на контрольных работах или экзаменах. Главной причиной этой тревожности является неопределенность представлений о результате будущей деятельности.
Однако, новая форма итоговой аттестации в средней школе в форме ОГЭ и ЕГЭ стала главным источником в образовании общей тревожности [5, с.7]. Сдача ОГЭ и ЕГЭ подразумевает практически 100% усвоение материала по сдаваемой дисциплине за весь период ее изучения. Поэтому у учащихся появляется максимальное увеличение учебной нагрузки: занятия с репетиторами, дополнительные занятия в школе и самостоятельное изучение предмета. Эта предэкзаменационная «гонка» за усвоением большего объема информации вызывает у старшеклассников высокие психоэмоциональные нагрузки, чувство страха, тревоги за результат экзамена. Безусловно, от результатов ОГЭ и ЕГЭ зависит реализация планов последующего профессионального обучения, дальнейшая самореализация. Некомпетентность учителей в вопросах психологии, проявляющаяся в искусственном нагнетении страха от предстоящих экзаменов, моральный прессинг со стороны родителей, гипертрофированно переживающих за будущее своего ребенка, увеличивают тревожность у детей. Да, и сама процедура проведения ОГЭ и ЕГЭ имеет стрессогенный характер:
- жесткие законодательные правила проведения ОГЭ и ЕГЭ (запрет мобильных телефонов, предварительный досмотр учеников, информационные пла-
каты об ответственности за нарушение правил сдачи экзамена и пр.);
- присутствие в классе незнакомых людей (общественных наблюдателей, учеников и учителей из разных школ) и непривычная обстановка повышают уровень тревожности, беспокойства, психофизиологического дискомфорта;
- отсутствие перечня экзаменационных вопросов, придающих выпускнику определенную долю стабильности и уверенность в том, что непредвиденных вопросов быть не может (содержание же Кимов не известно ученику, что повышает уровень его беспокойства);
- у тревожных, неуверенных в себе и собственных знаниях школьников наличие нескольких близких вариантов ответов в тесте способствует нагнетанию напряжения, сомнению, панике и прочему.
Повышение уровня тревожности и беспокойства старшеклассников наиболее ярко прослеживается в межэкзаменационный период, для которого характерно томительное ожидание результатов пройденного огэ и Егэ («состояние неизвестности») и напряженная подготовка к следующему экзамену. Совокупность данных факторов приводит к психическим и физиологическим перегрузкам, отрицательно сказывающимся на здоровье старшеклассников. Негативное психосоматическое состояние старшеклассника в период сдачи экзамена может способствовать неправомерному снижению, искажению результатов огэ и Егэ.
Результаты исследования
Таким образом, изученные нами факторы стрессогенности при проведении огэ и Егэ у старших школьников позволили выделить следующие проблемы:
- отсутствие у учителей базовых знаний по вопросам психологической помощи, сохранению психологического здоровья;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- нарушение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- отсутствие базовых знаний по психологии у родителей по вопросам психологической поддержки детей в период подготовки и сдачи экзаменов;
- завышенные учебные нагрузки в период подготовки к экзаменам;
- отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
возраст учащихся, исследуемый в данной проблеме, приходится на выпускные 9,10,11 классы. Старшеклассники состоят из двух возрастных групп -подростковой и юношеской. отечественные и зарубежные ученые, изучающие вопросы возрастной психологии, выделяют разные границы каждого возрастного периода. Но, все ученые согласны, что активное развитие личности появляется во время перехода от подросткового возраста к юношескому.
В нашем исследовании мы воспользуемся периодизацией, согласно которой в 9 классах и мальчики, и девочки относятся к подростковому периоду, в 10 классе, мальчиков еще можно отнести к подросткам, но девочки уже вступают в период юношества. В 11 же классе и мальчики, и девочки считаются вступивши-
ми в юношеский период.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. На первый план выступает освобождение от родительской опеки и постепенное вхождение в группу сверстников. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками. Успеваемость многих детей в средних классах школы временно падает из-за того, что за пределами школы у них появляются сильные, конкурирующие с учением интересы [1].
Отрицательные эмоциональные и поведенческие проявления в подрост-ничестве коррелируют с биологическим созреванием, гормональной перестройкой, а также переживанием, связанным с отношением к себе, к своей личности - подростки становятся застенчивыми, придают большое значение недостаткам внешности (действительным и мнимым), что приводит к формированию чувства неполноценности, замкнутости и даже неврозу. Особенно стрессогенным является ситуация ожидания девятиклассником результатов ОГЭ (пробного или реального).
Пора юности является напряжённым периодом формирования устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности, выработки ценностных ориента-ций и идеалов. Юность - это период, для которого характерны критические социальные события (получения паспорта, возможность вступления в брак, трудовая деятельность и уголовная ответственность), смена ведущей деятельности с интимно-личностного общения со сверстниками на учебно-профессиональную деятельность. Главным в жизни становится определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии. По мнению Божович Л.И., старший школьник смотрит на настоящее с позиции будущего, в отличие от подростка, смотрящего на будущее с позиции настоящего. Холл С.указывал на то, что юношеский возраст считается кризисным периодом, в который юноша испытывает бурные внутренние переживания и эмоциональные трудности (период «бури и натиска»), преодолев которые он приобретает чувство индивидуальности. Обладая настойчивым чувством взрослости, юноша не имеет реальной возможности утвердить себя среди взрослых - возникает противоречие между желанием и возможностями, несущее за собой целую вереницу отрицательных эмоциональных состояний, в том числе
и тревожность. При этом отмечается преобладание эмоциональных расстройств у девочек - депрессия, страхи, тревожные состояния; для мальчиков - нарушения в поведении. 10 класс испытывает стресс адаптации к новому (в случае перехода в новый класс/школу) окружению и стрессы, связанные с трудностью обучения, интенсификацией обучения и подготовкой к сдаче Егэ. В выпускном классе (11 класс) школьник обязательно проходит через ситуацию сдачи Егэ, что само по себе привносит в жизнь школьника стрессогенные факторы.
обсуждение и заключение
Таким образом, мы определили, что подростковый и юношеский периоды развития являются весьма стрессогенными для учащихся. Характерным для подросткового возраста является формирование тревожности как личностной черты, в дальнейшем при соответствующих условиях, тревожность может оформиться и закрепиться. Учитывая стрессогенную обстановку старших классов: подготовка к огэ и Егэ, переход в 10 класс, и многое другое, мы можем предположить, что изучение тревожности позволит глубже изучить стрессогенные факторы старшеклассников в период сдачи огэ и Егэ.
обязательная аттестация старшеклассников-выпускников в форме огэ и Егэ - важный момент в их жизни. Итоговые результаты этих экзаменов играют определяющую роль в дальнейшем жизненном пути выпускника. Период подготовки и сдачи огэ и Егэ связан с высоким психоэмоциональным напряжением, повышенной тревожностью. К данной форме итоговой аттестации школьников, на протяжении всего периода ее существования, не снижается количество вопросов-претензий. особенно стоит отметить, возросшую ситуацию подростковых суицидов после прохождения огэ.
исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что с каждым годом увеличивается количество несчастных случаев с учениками старших классов, сдававшими огэ и Егэ, так и количество обращений в Сми с просьбой запрещения Егэ. Таким образом, можно утверждать, что вкупе с особенностями переходного периода, длительная подготовка к сдаче огэ и Егэ у школьника вызывает длительный, постоянный стресс, отмечаются различные симптомы переутомления и нервных срывов.
Таким образом, изучение влияния стрессовых факторов на старших школьников в период подготовки и сдачи огэ и Егэ является весьма актуальной. огэ и Егэ для школьников - это длительный стресс, ситуация подготовки к тестам, напряженное отношение взрослых к школьнику, физиологические изменения в организме ребенка - всё способствует усилению нервно-психического напряжения (стресса) школьника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учеб.пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
2. Batyrshina A.R., Efremtseva T.N., Sagilyan E.M., Sunaeva S.G., Petrova E.S. Independent work as an important form of formation of self-educational competence of students of humanitarian specialties // Amazonia Investiga. 2019. Т. 8. № 20. С. 674-682.
3. Батыршина А.Р., Зайниев Р.М. Обучение и воспитание как единый образовательный процесс // XV Колмогоровские чтения Сборник статей участников Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора М.И. Зайкина. - Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2019. - С. 222-227.
4. Влияние тревожности на результаты выпускных экзаменов (ГИА/ЕГЭ) у старшеклассников с различным уровнем успеваемости. [Электронный ресурс]. -Журнал «Современное образование» электрон.текст дан.- http://e-notabene.ru/pp/ article_8799.html
5. Костромина С.Н., Прокофьева В.В., Валей Ж.Л. Нейрофизиологические параметры экзаменационного стресса у школьников: новый этап в исследовании старой проблемы// Петербургский психологический журнал, 2015.- №10.
6. Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. - М. - Женева, 1989. - С.-121-126.
7. Лаптева Е.А., Любовцев В.Б., Мамалыга Л.М. Итоговая аттестация в форме ГИА и ЕГЭ: Психофизиологические особенности состояния детей 9 и 11 классов при функциональной нагрузке, обусловленной сдачей экзаменов // Журнал «Фундаментальные исследования», 2013.-№3.-с.275-279.
8. Постановление правительства РФ от 16.02.2001 №119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» [электронный ресурс].- Законодательная база Российской Федерации. - Режим доступа: http:// zakonbase.ru/content/base/48899
9. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.
10. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979.
11. Стрижиус Е.И. Влияние тревожности на результаты выпускных экзаменов (ГИА/ЕГЭ) у старшеклассников с различным уровнем успеваемости [Электронный ресурс] // NB: Педагогика и просвещение. - 2013. - № 1. - С.106-125.
DOI: 10.7256/2306-4188.2013.1.8799. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_8799. html - 0,47 п.л.
12. Стрижиус Е.И. Динамика тревожности в старшем школьном возрасте: автореф. дис. канд.псих.наук: 19.00.01- М., 2013. - 31с.
REFERENCES
1. Averin V.A. Psikhologiya detei i podrostkov: ucheb.posobie [Psychology of children and adolescents: a training manual]. 2-nd ed. - St. Petersburg.: Mikhailova V.A. Publ., 1998. 379 p.
2. Batyrshina A.R., Efremtseva T.N., Sagilyan E.M., Sunaeva S.G., Petrova E.S. Independent work as an important form of formation of self-educational competence of students of humanitarian specialties. Amazonia Investiga. 2019. V. 8. No 20. Pp. 674-682.
3. Batyrshina A.R., Zainiev R.M. Obuchenie i vospitanie kak edinyi obrazovatel'nyi protsess [Training and education as a single educational process]. XV Kolmogorovskie chteniya Sbornik statei uchastnikov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi pamyati professora M.I. Zaikina [XV Kolmogorov readings Collection of articles by participants in the International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of Professor M.I. Zaykin]. Arzamasskii filial federal'nogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Natsional'nyi issledovatel'skii Nizhegorodskii gosudarstvennyi universitet im. N.I. Lobachevskogo», Yaroslavskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. K.D. Ushinskogo [Arzamas branch of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «National Research Nizhny Novgorod State University named after NI Lobachevsky», Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky], 2019. Pp. 222-227.
4. Vliyanie trevozhnosti na rezul'taty vypusknykh ekzamenov (GIA/EGE) u starsheklassnikov s razlichnym urovnem uspevaemosti [The impact of anxiety on the results of final exams (SFA / USE) in high school students with different levels of achievement] [Elektronnyi resurs]. - Zhurnal «Sovremennoe obrazovanie» [The journal «Modern Education»]. Available at: http://e-notabene.ru/pp/article_8799.html.
5. Kostromina S.N., Prokof'eva VV, Valei Zh.L. Neirofiziologicheskie parametry ekzamenatsionnogo stressa u shkol'nikov: novyi etap v issledovanii staroi problem [Neurophysiological parameters of examination stress in schoolchildren: a new stage in the study of the old problem]. Peterburgskii psikhologicheskii zhurnal [Petersburg Psychological Journal], 2015. No 10.
6. Lazarus R.S. Individual'naya chuvstvitel'nost' i ustoichivost' k psikhologicheskomu stressu [Individual sensitivity and resistance to psychological stress]. Psikhologicheskie faktory na rabote i okhrana zdorov'ya [Psychological factors at work and health]. Moscow. Geneva, 1989. Pp.121-126.
7. Lapteva E.A., Lyubovtsev V.B., Mamalyga L.M. Itogovaya attestatsiya v forme GIA i EGE: Psikhofiziologicheskie osobennosti sostoyaniya detei 9 i 11 klassov pri funktsional'noi nagruzke, obuslovlennoi sdachei ekzamenov [Final certification in the form of SFA and USE: Psychophysiological features of the state of children of grades 9 and 11 with a functional load caused by passing exams]. Zhurnal «Fundamental'nye issledovaniya» [Basic Research Magazine], 2013. No 3. Pp.275-279.
8. Postanovlenie pravitel'stva RF ot 16.02.2001 №119 «Ob organizatsii eksperimenta po vvedeniyu edinogo gosudarstvennogo ekzamena» [Decree of the Government of the Russian Federation of 16.02.2001 No. 119 "On the organization of an experiment to introduce a unified state exam"] [Elektronnyi resurs]. Zakonodatel'naya baza Rossiiskoi Federatsii [The legislative framework of the Russian Federation]. Available at: http://zakonbase.ru/content/base/48899
9. Prikhozhan A.M. Trevozhnost' u detei i podrostkov: psikhologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika [Anxiety in children and adolescents: the psychological nature and age dynamics]. Moscow: Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institute [Moscow Psychological and Social Institute]; Voronezh: NPO «MODEK» Publ., 2000. — 304 s.
10. Sel'e G. Stress bez distressa [Stress without distress]. Moscow: Progress Publ., 1979.
11. Strizhius E.I. Vliyanie trevozhnosti na rezul'taty vypusknykh ekzamenov (GIA/EGE) u starsheklassnikov s razlichnym urovnem uspevaemosti [The impact of anxiety on the results of final exams (SFA / USE) in high school students with different levels of achievement] [Elektronnyi resurs]. NB: Pedagogika i prosveshchenie [NB: Pedagogy and education]. 2013. No 1. Pp.106-125. DOI: 10.7256/23064188.2013.1.8799. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_8799.html.
12. Strizhius E.I. Dinamika trevozhnosti v starshem shkol'nom vozraste: avtoref. dis. kand.psikh.nauk: 19.00.01 [The dynamics of anxiety in high school age: author. dis. Candidate of Psychological Sciences: 19.00.01]. Moscow, 2013. 31 p.