Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ В МАГИСТРАТУРЕ: НЕОБХОДИМОСТЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ'

ОБУЧЕНИЕ В МАГИСТРАТУРЕ: НЕОБХОДИМОСТЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
магистр / магистратура / научное образование / мотивация / мотивационно-потребностная сфера / профессиональное самоопределение / сопровождение / психолого-педагогическое сопровождение / потенциал личностного роста / психологическое здоровье / master's degree / master's degree / scientific education / motivation / motivation-need sphere / professional selfdetermination / support / psychological and pedagogical support / personal growth potential / psychological health

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Оксана Валерьевна, Повшедная Фаина Викторовна, Лебедев Кирилл Романович

Статья посвящена изучению проблемы психолого-педагогического сопровождения взрослых людей на этапе обучения в магистратуре. В статье обосновывается актуальность разрабатываемой тематики в условиях системы непрерывного образования; раскрыты основные понятия «магистр», «магистратура», «магистрант» в контексте историко-эволюционного подхода и принципа преемственности в условиях отечественной системы образования; определены методологические позиции исследователей в педагогике и психологии относительно сущностной характеристики понятий «сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение»; выделены условия психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве вуза, необходимые для личностного и профессионального самоопределения будущего магистра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Оксана Валерьевна, Повшедная Фаина Викторовна, Лебедев Кирилл Романович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of the problem of psychological and pedagogical support of adults at the stage of training in the magistracy. The article substantiates the relevance of the topic under development in the conditions of the continuing education system; reveals the basic concepts of "master", "master's degree", "master's degree" in the context of the historical-evolutionary approach and the principle of continuity in the conditions of the domestic education system; defines the methodological positions of researchers in pedagogy and psychology regarding the essential characteristics of the concepts of "support", "psychological-pedagogical support"; the conditions of psychological and pedagogical support in the educational space of the university necessary for the personal and professional self-determination of the future master are highlighted.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ В МАГИСТРАТУРЕ: НЕОБХОДИМОСТЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

В плане реализации субъектно-деятельностиого подхода в решении проблем, связанных с проблемой психологического здоровья в детском возрасте, ученые и практики системы отечественного образования (Г.В. Бурменская, И.В. Дубровина, А.И. Захаров, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, O.A. Карабанова, Л.М. Костина, Е.Е. Кравцова, А.Г. Лидере, B.C. Мухина, A.A. Нурахунова, A.A. Романов, Н.М. Сорокина, A.C. Спиваковская, М.И. Чистякова и др.) предлагают следующие методы практической психологии: игротерапию, психогимнастику, поведенческую терапию, психодраму, арт-терапию и ее подвиды (музыко-, библио-, сказко-, кукло-, танце-, фото-, маско-, изо-, анима-, глино-, песочную терапию).

Выводы. Таким образом, в ходе исследования мы предполагаем получить данные о об уровне тревожности младших школьников и влиянии тревожности на особенности развития у детейпсихологических защитных механизмов. Результаты, полученные в ходе исследования, могут внести определенный вклад в область научного психологического знания, а именно, расширить представления об особенностях развития бессознательных механизмов человеческой психики на разных этапах онтогенеза. Представленное исследование может иметь большое практическое значение для психологов, родителей, педагогов, работающих с детьми младшего школьного возраста. В частности, разработанный диагностический комплекс и программа, нацеленная на снижение уровня тревожности младших школьников с выходом на коррекцию защитных механизмов психики могут быть использованы в деятельности практического психолога в процессе психологического сопровождения детей в период школьного детства.

Литература:

1. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб.: ПИТЕР, 2002. -218 с.

2. Грановская, Г.М. Психологическая защита у детей / Г.М. Грановская, ИМ. Никольская. - СПб., 2006. - С. 352.

3. Лебедева, О.В. Социально-психологический портрет современного школьника [Электронный ресурс] / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 3. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-15 (дата обращения 01.10.2023)

4. Лебедева, О.В. Психологическое здоровье будущего педагога: монография / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная, С.Н. Сорокоумова,-Н. Новгород: ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина», 2022. - 176 с.

5. Мягер, В.К. Актуальные вопросы теории и практики психогигиены и психопрофилактики / В.К. Мягер // Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы. - Л., 1985. - С. 23-57

6. Парамонова, Ю.А. Распределение студентов-первокурсников по уровням тревожности [Электронный ресурс] / Ю.А. Парамонова // Наука через призму времени. - 2019. - № 1(22). - С. 147-148. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36742451 (дата обращения 01.10.2023)

7. Прихожан, A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности / A.M. Прихожан // Психологическая наука и образование. - 1998. -№2. - С. 11-17

8. Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Электронный ресурс] / A.M. Прихожан. - М.: МПСН; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». - 2000. - 304 с. - URL: https://psychlib.ru/mgppu/pri/PRI-00l-.HTM?ysclid=ldyfhgecyg70796205#$pl (дата обращения01.10.2023)

9. Сидоров, K.P. Самооценка в психологии / K.P. Сидоров // Мир психологии, 2006. - №2. - С. 224-234.

10. Субботина, Л.Ю. Психология защитного поведения / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: ЯрГУ, 2006. - 220 с.

11. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы. Детский психоанализ / А. Фрейд. - СПб.: Питер, 2018. - 160 с.

12. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 608 с.

Психология

УДК 159.9.07

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры практической психологии, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Лебедева Оксана Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры общей и социальной педагогики Повшедная Фаина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант факультета психологии и педагогики Лебедев Кирилл Романович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОБУЧЕНИЕ В МАГИСТРАТУРЕ: НЕОБХОДИМОСТЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы психолого-педагогического сопровождения взрослых людей на этапе обучения в магистратуре. В статье обосновывается актуальность разрабатываемой тематики в условиях системы непрерывного образования; раскрыты основные понятия «магистр», «магистратура», «магистрант» в контексте историко-эволюционного подхода и принципа преемственности в условиях отечественной системы образования; определены методологические позиции исследователей в педагогике и психологии относительно сущностной характеристики понятий «сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение»; выделены условия психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве вуза, необходимые для личностного и профессионального самоопределения будущего магистра.

Ключевые слова: магистр, магистратура, научное образование, мотивация, мотивационно-потребностная сфера, профессиональное самоопределение, сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение, потенциал личностного роста, психологическое здоровье.

Annotation. The article is devoted to the study of the problem of psychological and pedagogical support of adults at the stage of training in the magistracy. The article substantiates the relevance of the topic under development in the conditions of the continuing education system; reveals the basic concepts of "master", "master's degree", "master's degree" in the context of the historical-evolutionary approach and the principle of continuity in the conditions of the domestic education system; defines the methodological positions of researchers in pedagogy and psychology regarding the essential characteristics of the concepts of "support", "psychological-pedagogical support"; the conditions of psychological and pedagogical support in the educational space of the university necessary for the personal and professional self-determination of the future master are highlighted.

Key words: master's degree, master's degree, scientific education, motivation, motivation-need sphere, professional self-determination, support, psychological and pedagogical support, personal growth potential, psychological health.

Введение. В современных социально-экономических условиях образование доступно каждому человеку любого возраста, так как появились новые возможности развития и реализации его способностей в различных сферах деятельности. Именно поэтому проблема профессионального самоопределения волнует не только подростков, старшеклассников, студентов. Она весьма актуальна и значима для будущих магистров, которые, получив ранее диплом инженера, экономиста, юриста, не находят себя в профессии. Они начинают осознавать, что выбор профессии был случаен, и вынуждены менять специальность и поступать в магистратуру, в частности, по психолого-педагогическим направлениям, диапазон которых в последние годы значительно расширяется.

В качестве примера можно обратиться к перечню направлений подготовки в магистратуре в 2023-2024 учебном году на факультете психологии и педагогики Мининского университета: направление Психология 37.04.01, профиль подготовки «Практическая психология»; направление Психолого-педагогическое образование 44.04.02, профиль подготовки «Кризисная психология детей и взрослых», «Психолого-педагогическое сопровождение развития детской индивидуальности», «Развитие личностного потенциала в образовании: персонализация и цифровизация», «Психолого-педагогическое обеспечение развивающих программ начального образования», «Семейное образование», «Управление дошкольным образованием»; направление Педагогическое образование 44.04.01, профиль подготовки «STEAM-педагогика», «Проектирование образовательного пространства», «Проектирование научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся», «Бизнес-педагогика», «Цифровая педагогика» и др.

Образование магистранта как взрослой личности - это не только получение знаний и овладение умениями и навыками применения на практике научных методов исследования. Главное, что обучение в магистратуре предполагает новый уровень образования, новые смыслы мотивации в обучении, повышает общую и профессиональную культуру, вызывает интерес к научному исследованию, требует нового отношения к учебной информации, освоения новых сфер профессиональной деятельности. Оно обеспечивает социальное, культурное, профессиональное самоопределение и саморазвитие, что нашло отражение не только в новой парадигме образования, в которой сегодня, по мнению С.К. Булдакова, «образованный человек - это именно человек культурный, подготовленный к жизни» [1, С. 7], но и в требованиях к специалисту в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в «Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года», Профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, образования и дополнительного профессионального образования».

Изложение основного материала статьи. Анализ истории становления и развития магистерского образования, проведенный учеными Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, показал, что слово «магистр» происходит от латинского слова «magister» и означает «начальник, учитель». Академическая степень «магистр» не новая в системе аттестации научных кадров в России. Она была введена еще в 1761 году, ее присваивали в высших учебных заведениях, она существовала долгие годы. В 1934 году степень магистра в СССР была отменена. В 90-е годы XX столетия она была вновь восстановлена [4, С. 148-149].

В 1992 году в Постановлении «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» магистратура была признана отдельной ступенью системы высшего образования в нашей стране. Получение квалификации «магистр» предполагалось в течение 6-ти лет, и после окончания магистр получал диплом специалиста высшего образования.

В 1993 году в «Положении о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования в РФ» отмечалось, что в магистратуре предполагается две составляющие - образовательная и научно-исследовательская.

Следует отметить, что понятие «магистратура» исторически развивающееся понятие; оно неразрывно связано с такими понятиями как «научное образование» (B.C. Леднев) и «мотивация» (А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн).

Анализируя деятельность магистрантов, нельзя не обратиться к понятию «мотивационно-потребностная сфера личности». Психологическая концепция теории деятельностного происхождения мотивационной сферы человека была разработана и обоснована А.Н. Леонтьевым, который раскрыл один из важнейших механизмов образования мотивов, получивший в психологии название «сдвига мотива на цель». Мотив, по мнению А.Н. Леонтьева, из-за которого человек стремится к достижению цели, связан с удовлетворением определенных потребностей. Именно благодаря мотиву личность «перестает казаться результатом прямого наслаивания внешних влияний, она выступает как то, что делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь» [7, С. 171].

Согласно А.Н. Леонтьеву, мотив - это определенная опредмеченная потребность, которая проявляется в конкретной области знания у человека, осознающего необходимость профессионального выбора, в частности, поступления в магистратуру. На наш взгляд, потребность поступления в магистратуру по психолого-педагогическому направлению подтверждает это. У взрослого человека появляется мотив, потребность, которые побуждают его к профессиональному самоопределению в конкретной сфере деятельности.

И здесь нельзя не согласиться с Д.А. Леонтьевым, который подчеркивает, что «на уровне зрелой личности, когда ведущими побуждениями становятся бытийные ценности, по А. Маслоу, возникает пространство побуждений, ни одно из которых не диктует свою волю другим, и зрелая личность свободна выбирать любое из них, в том числе менять свой выбор» [8, С. 16-21].

Кроме этого, очень важна подготовка магистранта в научно-исследовательской деятельности, так как современные магистры должны быть научно-образованными людьми. Можно сказать, что подготовка в магистратуре является важнейшей ступенью в профессиональном становлении специалиста, так как в процессе обучения и выполнения магистерской диссертации формируются основные научные методологические подходы и мировоззренческая позиция будущего исследователя, повышается уровень новых знаний и знаниевой культуры. Вместе с тем, как показывают результаты исследований и практика, не все магистранты готовы к работе в большом информационном пространстве знаний и качественному выполнению научного исследования.

Для успешной реализации процесса саморазвития мотивационно-потребностной сферы личности, профессионального самоопределения и эффективного выполнения образовательной программы обучения магистрант остро нуждается в соответствующей поддержке и психолого-педагогическом сопровождении, которые сегодня становятся все более актуальными и востребованными. Это обосновывается тем, что в жизни человек постоянно сталкивается с различными вызовами времени, стрессами, проблемами, ситуациями, которые оказывают негативное влияние на психологическое состояние человека и качество его жизни. Вместе с тем, исследования показывают, что потенциал психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки студентов, и особенно, магистрантов, пока еще используется недостаточно.

Обратимся непосредственно к сущностной характеристике понятия «сопровождение». Так, в словаре В. Даля сопровождение рассматривается в значении «сопроводитель - проводник, провожатый, попутчик, конвойный»;

«сопроводить - сопровождать кого, провожать, сопутствовать, идти вместе с кем-либо для проводов, провожатым, следовать; сопровожденье; сопровождатель(ница)» [2, С. 395]. В общем виде слово «сопровождение» подразумевает «совместное прохождение какого-то общего отрезка пути». В профессиональной деятельности сопровождение понимается. Понимание данного феномена как метода, который обеспечивает условия для принятия решения в ситуациях жизненного выбора, позволяет определить его цель, которая заключается в создании социальных, психологических и педагогических условий для успешной адаптации человека в семье, школе, вузе, системе дополнительного образования, в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также способствует актуализации его стремления к достижению результатов в профессиональной деятельности.

Сопровождение магистранта в высшей школе ученые В.И. Богословский, В.В. Лаптев, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына и другие исследователи рассматривают как «особую форму помощи в непрерывном образовании взрослых и взаимодействия магистранта как субъекта образовательного процесса с педагогом-наставником (тьютором, андрагогом)», которые способствуют профессиональному самоопределению будущего специалиста, раскрытию его личностного и профессионального потенциала [4]. Не случайно введение в категориальный аппарат психологии понятия «личностный потенциал», формой проявления которой является «самодетерминация личности» в относительной свободе от внешних и внутренних условий [9, С. 7].

Сегодня в психологии и педагогике широко известны такие виды сопровождения как: научно-методическое, организационно-управленческое, информационное, социальное, педагогическое и психологическое. Все эти виды сопровождения весьма значимы для повышения эффективности профессиональной подготовки магистрантов. Однако информационное и психолого-педагогическое сопровождение приобретают особое значение, так как информационная потребность в получении, передаче и сохранении информации нужна каждому человеку, а ее переизбыточность вызывает определенный стресс, нередко сопровождается страхом, избавиться от которого можно только благодаря психологическому сопровождению. Закономерно возникает вопрос о развитии «культуры использования и потребления данных информационных потоков», что ставит перед современной системой образования новые задачи. «Как сформировать у обучающихся навыки работы с информацией? Как обеспечить безопасность при работе с информацией? Какие риски может содержать в себе информация? и др.» [10].

В педагогике сопровождение рассматривается как взаимодействие магистранта и преподавателя, направленное на решение профессиональных проблем обучения в вузе. В частности, развитие у магистрантов принципов наставничества и командообразования в условиях практико-ориентированных форм и методов обучения позволяет, как подтверждают результаты теоретико-экспериментального исследования A.A. Мирошниченко и Д.Р. Мерзляковой, «сформировать новые педагогические траектории и обеспечить переход к новому качественному состоянию профессионализма» [11].

Опора на индивидуально-личностный потенциал обучающегося, его ответственность за собственный выбор является ведущей идеей Концепции сопровождения в системе образования, разработанной E.H. Казаковой, и реализуемой в РГПУ им. А.П. Герцена коллективом преподавателей И.С. Батраковой, А.П. Тряпицыной, Л.В. Резинкиной. На наш взгляд, если рассматривать сопровождение как «поддержку психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают какие-то трудности» [5], то решение задач «сохранения личностного потенциала и содействие его становлению» возможно исключительно в рамках междисциплинарного подхода.

Выводы. Проблема психологического сопровождении магистрантов в изменяющихся условиях вузовского образования пока еще остается малоизученной, хотя опыт социально-психологического сопровождения студентов есть. По данным психолого-педагогических исследований, магистранты также как и студенты бакалавриата испытывают состояние психологической неудовлетворенности в адаптационный период обучения в вузе; у них появляются неуверенность и сомнение в правильности профессионального выбора и своего профессионального будущего (A.M. Акбаева, E.H. Исаев, Т.Ю. Волгина, И.В. Яковлева, Е.А. Калинина, Н.М. Пейсохов и др.).

В этих условиях значение психолого-педагогического сопровождения магистрантов в период их адаптации к обучению в вузе в магистратуре значительно возрастает, так как возникает рефлексивная потребность в психолого-педагогической поддержке. Как справедливо подчеркивают исследователи (Г.А. Игнатьева, A.B. Гришина, Э.К. Самерханова, О.В. Тулупова и др.), «обеспечить готовность к непрерывному и опережающему образованию могут исключительно рефлексивные механизмы, где важен диалог и совместный творческий поиск обучающихся в профессиональных событийных общностях, в которых развивается способность к саморазвитию» [3]. Поэтому важнейшая задача вуза в этот период - оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи магистрантам, которая способствует формированию умений управлять своими эмоциями, развивает внутренний потенциал человека, помогает справляться с трудностями, что, в конечном итоге, по мнению И.В. Дубровиной, помогает разрешать субъективные психологические проблемы и обеспечивает психологическое здоровье человека на всех ступенях онтогенеза [13].

Безусловно, активное психолого-педагогическое сопровождение магистрантов в учебно-воспитательном процессе вуза оказывает большое влияние на развитие мотивации достижения успеха в учебно-познавательной деятельности, формирует уверенность в своих силах, повышает уровень самооценки, социальной значимости собственной деятельности, в целом поддерживает профессиональный и карьерный рост, вписывает студентов «в профессиональную среду, проблемные ситуации сферы их будущей деятельности» и провоцирует «творческое отношение к образовательному процессу» [12, С. 254].

Вместе с тем, для того, чтобы психолого-педагогическое сопровождение магистрантов было более эффективным, необходимо создавать специальные условия в образовательном пространстве вуза. Среди них выделим следующие:

- доступность получения качественного магистерского образования в вузе;

- развитие осознанной активности магистранта, желания реализовать свой личностный потенциал достижения, выбора, жизнестойкости; своей потребности быть успешным в выбранной профессиональной деятельности;

- учет возможностей открытой образовательной среды вуза, развитее умений и навыков использования ее потенциала для профессионального саморазвития;

- развитие интереса к научно-исследовательской деятельности;

- ориентированность на формирование компетентности специалиста-наставника, который осуществляет сопровождение магистранта;

- организация непрерывного продуктивного психолого-педагогического сопровождения на разных этапах обучения магистранта;

- методическое обеспечение для актуализации саморазвивающейся деятельности магистранта.

Таким образом, можно заключить, что реализации этих условий является основой становления целостной системы психолого-педагогического сопровождения непрерывного образования магистрантов.

Литература:

1. Булдаков, C.K. Содержание образования как дискурс философско-педагогических идей / С.К. Булдаков // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. -2016. - Т. 22. - С. 7-13

2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Том Четвертый. C-V [Электронный ресурс] /

B.И. Даль; под ред. [и с предисл.] проф. H.A. Бодуэна-де-Куртенэ; 3-е изд., испр. и знач. доп. СПб.; М.: Издание «Т-во М.О. Вольф», 1909. - 856 с. - URL: https://www.prlib.ru/item/457657 (дата обращения: 14. 11.2023)

3. Игнатьева, Г.А. Рефлексивно-персонализированная модель формирования педагогической позиции наставника по развитию / Г.А. Игнатьева, A.B. Гришина, Э.К. Самерханова, О.В. Тулупова // Вестник Мининского университета. - 2022. -Т. 10, №4. - С. 12. - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1376/925 (дата обращения: 14. 11.2023)

4. Интеграционные процессы и гуманитарные технологии: междисциплинарный аспект исследования научного образования в европейских университетах: научно-методические материалы / В.И. Богословский, В.В. Лаптев,

C.А. Писарева, А.П. Тряпицына. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. -272 с.

5. Колпакова, А.Н. Система научных концепций в парадигме психолого-педагогического сопровождения / А.Н. Колпакова // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. - № 3(15). -2018. -URL: https://portal.novsu.ru/file/1450168 (дата обращения: 14.11.2023)

6. Лебедева, О.В. Психологическое здоровье будущего педагога: монография / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная, С.Н. Сорокоумова,-Н. Новгород: ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина», 2022. - 176 с.

7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2004. - 352 с.

8. Леонтьев, Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности / Д.А. Леонтьев // Гуманитарные проблемы современной психологии: Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. -2005. -№7. - С. 16-21

9. Леонтьев, Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному / Д.А. Леонтьев // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. - С. 12-42

10. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 1. -С. 2. - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1324/867 (дата обращения: 09.11.2023)

11. Мирошниченко, A.A. Подготовка магистрантов к формированию команд обучающихся для проектной деятельности / A.A. Мирошниченко, Д.Р. Мерзлякова // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №1. - С. 1. -URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1057/763 (дата обращения: 14. 11.2023)

12. Повшедная, Ф.В. Конференция как средство и условие повышения творческого потенциала студентов. От культуры педагога - к культуре общества / Ф.В. Повшедная, О.В. Лебедева // Мир психологии. - 2014. - №3. - С. 253-258

13. Практическая психология образования / Под ред. ИВ. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 528 с.

Психология

УДК 377.015.3

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ДПО Лонская Лариса Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Омск); кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ДПО Малютина Татьяна Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Омск)

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КУРСА

МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация. Данная работа направлена на изучение конфликтного поведения подростков и снижение уровня такого поведения посредством психологического тренинга. В этом возрасте формируется новый образ «Я», появляется чувство взрослости, показателями которого служат отношение к себе как взрослому, стремление к самостоятельности, а также наличие собственной линии поведения. Подростковый возраст связан с половым созреванием и условно характеризуется как период «бури и натиска» (С. Холл), во время которого подростки кидаются в эмоциональные крайности, которые генетически запрограммированы. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в современном мире очень распространен вопрос конфликтности подростков.

Ключевые слова: конфликт, обучающиеся колледжа, психологический тренинг, конфликтное поведения.

Annotation. This work is aimed at studying the conflict behavior of adolescents and reducing the level of such behavior through psychological training. At this age, a new image of "I" is formed, a feeling of adulthood appears, the indicators of which are treating oneself as an adult, the desire for independence, as well as the presence of one's own line of behavior. Adolescence is associated with puberty and is conventionally characterized as a period of "sturm und drang" (S. Hall), during which adolescents rush to emotional extremes that are genetically programmed. An analysis of psychological and pedagogical literature has shown that in the modern world the issue of conflict in adolescents is very common.

Key words: conflict, college students, psychological training, conflict behavior.

Введение. Актуальность нашего исследования на психолого-педагогическом уровне обусловлена противоречием между имеющимся уровнем индивидуально-личностного развития подростков и реальными ситуациями, требующими их взаимодействия. Это несоответствие и приводит к возникновению конфликтов в подростковой среде. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению числа конфликтов среди подростков, что объясняется как уже известными причинами (изменением системы ценностей, внутренними и межличностными противоречиями), так и новыми факторами, характерными для современных подростков. К таким факторам, в первую очередь, относятся изменение мировоззрения и изменение системы социальных отношений [1].

Проблема конфликтного поведения в зарубежной и отечественной психологии имеет свою историю. Первые конфликты и противоречия появились еще у первобытных людей и позднее заслуживали внимания у философов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.